Примерный перечень развивающей предметной среды в группе, побуждающей детей к пению и песенному творчеству
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Примерный перечень развивающей предметной среды в группе, побуждающей детей к пению и песенному творчеству
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_rab-sreda_po_peniyu.doc | 21 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение №
Примерный перечень развивающей предметной среды в группе, побуждающей детей к пению и песенному творчеству, способствующей закреплению знаний, навыков и умений, полученных на музыкальных занятиях.
Вторая младшая группа.
- Альбомы с картинками к песням, выученным на музыкальных занятиях.
- Фланелеграф, фигурки для фланелеграфа (большие и маленькие животные, птицы, музыкальные инструменты, транспорт).
- Фонотека с записью детских песен (грамзаписи, магнитофонные записи песен, выученных и разучиваемых с детьми в исполнении музыкального руководителя, воспитателей, детей).
- Проигрыватель, магнитофон (вне доступности детей).
- Атрибуты к музыкально-дидактическим упражнениям по развитию у детей звуковысотного, динамического и ритмического слуха, например:
- на развитие звуковысотного слуха – «Веселые матрешки», Птица и птенчики», «Угадай на чем играю?» Тиличевой и т.д.
- на развитие динамического слуха – «Кто как идет?» муз. Левкодимова, «Трубы и барабан» муз. Тиличевой.
- Дидактический домик (для закрепления навыка различения, использования в самостоятельной музыкальной деятельности звуковысотных свойств музыкальных звуков – два этажа).
- Неозвученные игрушки: балалайки, пианино, гармошкии т.д.
- Музыкальные игрушки, контрастные по тембру и характеру звукоизвлечения: пищалки, погремушки, барабан, бубен, металлофон, закрепленный вертикально, колокольчики, молоточки и т.д.
- Два кубика: пение, движение.
- Музыкальная лесенка из трех ступеней с набором игрушек, разборные модули. Наличие 1-2-3- ручных знаков и наборов картинок с этими знаками.
Средняя группа.
- Альбом (книга) с картинками (образами, сюжетами) к песням, выученным на музыкальных занятиях.
- Рисунки детей, выполненные дома вместе с родителями к полюбившимся песням.
- Фланелеграф: с фигурками животных, птиц, изображением музыкальных инструментов, транспорта; фигурки для попевок, прибауток, чтобы выкладывать с их помощью ритмические рисунки (например: петушки большие и маленькие для песни “Петушок”, солнышки - для р. н. п. “Солнышко”, шары, флажки, елочки, самолеты и т. д.).
- Магнитофон, проигрыватель (не в доступе детям).
- Фонотека: песен, выученных детьми в данной возрастной группе, в предыдущих группах, разучиваемых в настоящее время (в исполнении педагогов, детей как этой группы, так и других); “Звуки природы” и т. д.
- Три-четыре музыкальных кубика (слушание, пение, движение, музыкальные инструменты).
- Музыкально-дидактические игры для развития у детей эмоциональной отзывчивости, музыкальной памяти, музыкального мышления и игры, помогающие решать задачи предыдущей возрастной группы. Например:
- на развитие звуковысотного слуха - “Качели” - м. Тиличеевой;
- на развитие ритмического слуха - “Кто как идет?” - м. Левкодинова (усложнение за счет введения разных видов игры);
- на развитие динамического слуха (“Колокольчики”);
- на развитие музыкальной памяти (“Спой песенку по картинке”) и т. д.
- “Музыкальная лесенка” 3-5 ступеней с набором игрушек, с изображением 3 ручных знаков, разборный модуль.
- Плоскостные неозвученные игрушки: клавиатура, 2 балалайки, 2 гармошки, 2 гитары и т. д.
- Неозвученные проигрыватель с пластинками.
- Металлофон (закреплен вертикально).
- Игрушки-инструменты: погремушки, ложки, барабаны, бубен, ритмические кубики, колокольчики, маракасы и т. д.
- Наличие парно-звучащих инструментов К. Орфа, набор шумовых коробочек (по Монтессори).
- Индивидуальные кассеты для записи пения детьми песен, песенных импровизаций - с помощью воспитателя.
- Три кубика (пение, слушание, движение).
Старшая группа.
- Фланелеграф: фишки (плоские, длинные и короткие), кружки - большие, маленькие; картинки для создания сюжета песни, пейзажа.
- Музыкальная книжка.
- Альбомы с рисунками (картинками) к песням, которые поют дети (с ритмическим рисунком песни), начиная с песен, выученных в 1 младшей группе.
- Альбомы с рисунками детей к полюбившимся песням (возможно авторские, с рисунками одного ребенка).
- Атрибуты к музыкальным сказкам (картинки для фланелеграфа), для инсценирования.
- Картинки для развития у детей поэтического и песенного творчества.
- Сюжетные картинки к знакомым поэтическим текстам (например, стихи А. Барто) для побуждения детей к песенному творчеству и индивидуальные детские кассеты для записи детского творчества.
- Атрибуты для инсценирования песен.
- Игрушечный микрофон.
- Фонотека с записью песен.
- Музыкально-дидактические игры:
- на развитие звуковысотного звука - “Веселые матрешки”
- на развитие динамического слуха - “Колокольчики”,
- на развитие чувства ритма - “Узнай по ритму”,
- на развитие умения различать темп произведения - “Море и ручеек”,
- на развитие умения различать характер музыкальных произведений - “Снеговик и снежинки”,
- на развитие умения различать длительность звуков - “Угадай-ка”.
- Неозвученный проигрыватель с пластинками.
- Плоскостные: 2 балалайки, 2 клавиатуры, 2 гармошки, 2 скрипки и т. д.
- Игрушки - инструменты: погремушки, ложки, барабан, бубен, металлофон (прикреплен вертикально), ритмические кубики (орешки), колокольчики, маракасы, трещотки, свистульки, кастаньеты, триола, флейта, саксофон, ксилофон, баян, гармонь, электроинструменты и т. д.
- “Музыкальная лесенка” 7 ступенная, карточки с ручными знаками, разборная лесенка - модули (2-5 наборов).
- Нотный стан ( с открепляющимися нотками).
- Магнитофон и фонотека ( в доступе детей).
- Четыре кубика: пение, слушание, движение, музыкальные инструменты.
Подготовительная группа.
- Фланелеграф, ноты.
- Пособие для обучения детей имению определять форму произведений.
- Картинки для создания сюжетов к знакомым песням, для побуждения к поэтическому и песенному творчеству.
- Ребусы с названием нот в словах.
- Рисунки с текстами потешек, на который можно придумать песенку.
- Картинки с музыкальными жанрами (песня, танец, марш) для побуждения к песенному творчеству.
- Иллюстрация к музыкальным сказкам.
- Фонотека (пластинки, кассеты с записями песен в исполнении взрослых, группы детей, индивидуальные детские кассеты для самостоятельной записи своего музыкально-поэтического творчества.
- Атрибуты, реквизит к сказкам и песням для их инсценирования.
- Магнитофон, проигрыватель ( в доступе детям).
- Альбомы с рисунками к песням, выученным с детьми как в текущем году, так и в группах предыдущих возрастов.
- Альбомы с рисунками детей к полюбившимся песням.
- Сюжетные картинки, побуждающие к песенному творчеству.
- Музыкальная книжка (неозвученная).
- Музыкально-дидактические игры.
- Неозвученный проигрыватель с пластинками.
- Неозвученные плоскостные инструменты: балалайки, скрипки, гармошки, дудочки, саксофоны, клавиатуры и т. д.
- Игрушки-инструменты: погремушки, ложки, бубен, барабан, металлофон (вертикально прикрепленный), ритмические кубики (орешки), колокольчики, маракасы и т.д.
- Четыре кубика - пение, движение, слушание, игра на музыкальных инструментах.
- Лесенка (7 ступенек), карточки с ручными знаками, 5-6 модулей (разборные лесенки).
Приложение №___.
- Игры для лучшего запоминания расположения звуков
(пение по ручным знакам).
- “Прятки”.
“Спрятались ступеньки” - надо их найти.
а) Взрослый называет ступени - ребенок показывает и поет.
б) Взрослый показывает ступени - ребенок называет, показывает и поет.
- “Догонялки”.
“Разбежались ступеньки” - давайте их позовем.
Поем: “Раз-раз-раз, иди сюда”. “Ступенька придет к нам только тогда, когда мы споем ее правильно” - показываем эту ступеньку рукой.
- “Живые ступеньки”.
Распределяются ступени среди детей.
Первый вариант: вызываем какую-либо ступень, выходит ребенок и поет ее. “Два-два-два, иди сюда”. Два - Алеша выходит. “Три-три, четыре...” и т. д.
Второй вариант: разбежались все ступени. “Раз” ищет друзей: “Кого ты хочешь позвать?” Ребенок - “Раз” поет3-ю ступень, выходит та ступень, которую спел ребенок. “Какую песню мы знаем на 3 и 1 ступени?” (“Кукушка”).
- “Ладушки” (по-новому).
Малыши выставляют свои ладошки, педагог, хлопая по ним, называет ступеньки подряд.
“У тебя - “Раз”, у тебя - “Два” и т. д. Затем, пропевая любую попевку из 5-ти ступеней, педагог касается своей ладонью соответствующей ладошки малыша, а он должен ответить пением своей ступени.
- “Дирижер”.
Ребенок - дирижер раздает каждому название одной из 5 ступеней и затем показывает ( в какой-либо попевке), когда кто должен вступить. Дети уже познакомились с 5 ступенями, и эти знания целесообразно закрепить попевками, иллюстрирующими все 5 ступеней, а так же 5-3, 3-1.
- “Разговор с инопланетянами”.
Поем попевки по “лесенке” и с ручными знаками. Затем усложняем упражнение: один ребенок показывает ручными знаками, а другой по “лесенке”, как бы переводя ручные знаки на другой язык. Это дает возможность ребенку координировать мысль с действием (вижу-слышу-думаю-пою).
- Игры для пения по руке - “нотный стан” и
усвоения нотной грамоты.
- “Найди ноту”.
Все ноты “разбежались”, надо их найти. Дети “ищут” нотки, т. е. показывают их расположение на руке. Используем выученные ноты в знакомых попевках. Теперь поем их не только ступенями, но и нотами.
- “Живые ноты”.
Первый вариант: Сережа будет “До”, Оля - “Ре” и т. д. Поем все ноты от До1 до До2 и вызываем: ““До”, иди сюда!”. Сережа выходит, пропевает свою ноту.
Второй вариант: поем ноты не называя их. Дети должны услышать каждый свою и откликнуться.
Третий вариант: раздаем детям карточки с изображением нот на нотоносце. Каждый называет доставшуюся ему ноту и встает в порядке расположения ее.
Четвертый вариант: из розданных карточек составляем знакомые попевки и поем их с название нот (по руке).
Пятый вариант: выкладываем нотами попевки на фланелеграфе.
Во всех вариантам повторяются попевки и показываем ноты по руке. Этим мы подчеркиваем связь: вижу - слышу - действую.
Ребенок наглядно координирует движение нот вверх, вниз, скачок на определенную высоту.
Работа со ступенями и нотами способствует развитию ладового слуха ребенка, но пение по нотам дает ему грамотное представление о правильном написании нот на нотоносце.
Список приложений.
- Список используемой литературы.
- Примерный перспективное планирование формирования детской певческой деятельности на занятиях (1 младшая группа).
- Примерный перспективное планирование формирования детской певческой деятельности на занятиях (2 младшая группа).
- Примерный перспективное планирование формирования детской певческой деятельности на занятиях (средняя группа).
- Примерный перспективное планирование формирования детской певческой деятельности на занятиях (старшая группа).
- Примерный перспективное планирование формирования детской певческой деятельности на занятиях (подготовительная группа).
- Примерный перечень развивающей предметной среды в группе, побуждающей детей к пению и песенному творчеству, способствующей закреплению знаний, навыков и умений, полученных на музыкальных занятиях. (2 младшая - подготовительная группы).
- Игры для лучшего запоминания расположения звуков ( пение по ручным знакам).
Игры для пения по руке - “нотный стан” и усвоение нотной грамоты.
- Алгоритм разучивания песни в текущем плане ( старшая группа).
- Картотека звуков (для развития артикуляции и дикции).
- Подбор попевок для развития звуковысотности, дикции.
- Подбор попевок и упражнений для пения по ручным знакам, для пения по руке “нотный стан”.
- Комплекс сюжетных занятий для пения по руке “нотный стан” и по ручным знакам.
- Памятка для воспитателя.
- Памятка музыкальному руководителю.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание предметно-развивающей среды в группе для детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО
Формирование предметно-развивающей среды – является одним из важнейших направлений в работе воспитателя по созданию предметного пространства для детей старшего дошкольного возраста.В современном дошко...
Организация предметно-развивающей среды в группах для детей дошкольного возраста с целью всестороннего воспитания и развития
Организация предметно-развивающей среды в группах для детей дошкольного возраста с целью всестороннего воспитания и развития в условиях образовательного комплекса...
Статья "Предметно - развивающая среда в группе для детей с ТНР"
Предметно развивающая среда - успешное условие социализации детей в ДОУ...
Примерный перечень оснащения предметно-развивающей среды по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста.
Примерный перечень оснащения предметно-развивающей среды по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста. Положение о проведении конкурса «Лучшая дидактическая игра по патри...
Экологизация развивающей предметной среды в группе ДОУ
Одним из важных условий экологического образования и воспитания в дошкольном учреждении является правильная организация и экологизация развивающей предметной среды....
Памятка для воспитателей групп раннего возраста «Предметно-развивающая, игровая среда в группах детей раннего возраста»
laquo;Предметно-развивающая, игровая среда в группах детей раннего возраста»...
Основные характеристики развивающей предметной среды в группах раннего возраста
Разнообразие и наличие всевозможного и максимально вариативного игрового и дидактического материала для развития ребёнка, позволяет усваивать знания и умения одного плана, но разными способами....