Примерный перечень развивающей предметной среды в группе, побуждающей детей к пению и песенному творчеству
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Примерный перечень развивающей предметной среды в группе, побуждающей детей к пению и песенному творчеству

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_rab-sreda_po_peniyu.doc21 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Приложение №

Примерный перечень развивающей предметной среды в группе, побуждающей детей к пению и песенному творчеству, способствующей закреплению знаний, навыков и умений, полученных на музыкальных занятиях.

Вторая младшая группа.

  1. Альбомы с картинками к песням, выученным на музыкальных занятиях.
  2. Фланелеграф, фигурки для фланелеграфа (большие и маленькие животные, птицы, музыкальные инструменты, транспорт).
  3. Фонотека с записью детских песен (грамзаписи, магнитофонные записи песен, выученных и разучиваемых с детьми в исполнении музыкального руководителя, воспитателей, детей).
  4. Проигрыватель, магнитофон (вне доступности детей).
  5. Атрибуты к музыкально-дидактическим упражнениям по развитию у детей звуковысотного, динамического и ритмического слуха,                 например:
  • на развитие звуковысотного слуха – «Веселые матрешки», Птица и птенчики», «Угадай на чем играю?» Тиличевой и т.д.
  • на развитие динамического слуха – «Кто как идет?» муз. Левкодимова, «Трубы и барабан» муз. Тиличевой.
  1. Дидактический домик (для закрепления навыка различения, использования в самостоятельной музыкальной деятельности звуковысотных свойств музыкальных звуков – два этажа).
  2. Неозвученные игрушки: балалайки, пианино, гармошкии т.д.
  3. Музыкальные игрушки, контрастные по тембру и характеру звукоизвлечения: пищалки, погремушки, барабан, бубен, металлофон, закрепленный вертикально, колокольчики, молоточки и т.д.
  4. Два кубика: пение, движение.
  5. Музыкальная лесенка из трех ступеней с набором игрушек, разборные модули. Наличие 1-2-3- ручных знаков и наборов картинок с этими знаками.

Средняя группа.

  1. Альбом (книга) с картинками (образами, сюжетами) к песням, выученным на музыкальных занятиях.
  2. Рисунки детей, выполненные дома вместе с родителями к полюбившимся песням.
  3. Фланелеграф: с фигурками животных, птиц, изображением музыкальных инструментов, транспорта; фигурки для попевок, прибауток, чтобы выкладывать с их помощью ритмические рисунки (например: петушки большие и маленькие для песни “Петушок”, солнышки - для р. н. п. “Солнышко”, шары, флажки, елочки, самолеты и т. д.).
  4. Магнитофон, проигрыватель (не в доступе детям).
  5. Фонотека: песен, выученных детьми в данной возрастной группе, в предыдущих группах, разучиваемых в настоящее время (в исполнении педагогов, детей как этой группы, так и других); “Звуки природы” и т. д.
  6. Три-четыре музыкальных кубика (слушание, пение, движение, музыкальные инструменты).
  7. Музыкально-дидактические игры для развития у детей эмоциональной отзывчивости, музыкальной памяти, музыкального мышления и игры, помогающие решать задачи предыдущей возрастной группы.                                                                                      Например:
  • на развитие звуковысотного слуха - “Качели” - м. Тиличеевой;
  • на развитие ритмического слуха - “Кто как идет?” - м. Левкодинова (усложнение за счет введения разных видов игры);
  • на развитие динамического слуха (“Колокольчики”);
  • на развитие музыкальной памяти (“Спой песенку по картинке”)  и т. д.
  1. “Музыкальная лесенка” 3-5 ступеней с набором игрушек, с изображением 3 ручных знаков, разборный модуль.
  2. Плоскостные неозвученные игрушки: клавиатура, 2 балалайки,           2 гармошки, 2 гитары и т. д.
  3. Неозвученные проигрыватель с пластинками.
  4. Металлофон (закреплен вертикально).
  5. Игрушки-инструменты: погремушки, ложки, барабаны, бубен, ритмические кубики, колокольчики, маракасы и т. д.
  6. Наличие парно-звучащих инструментов К. Орфа, набор шумовых коробочек (по Монтессори).
  7. Индивидуальные кассеты для записи пения детьми песен, песенных импровизаций -  с помощью воспитателя.
  8. Три кубика (пение, слушание, движение).

Старшая группа.

  1. Фланелеграф: фишки (плоские, длинные и короткие), кружки - большие, маленькие; картинки для создания сюжета песни, пейзажа.
  2. Музыкальная книжка.
  3. Альбомы с рисунками (картинками) к песням, которые поют дети    (с ритмическим рисунком песни), начиная с песен, выученных в                1 младшей группе.
  4. Альбомы с рисунками детей к полюбившимся песням (возможно авторские, с рисунками одного ребенка).
  5. Атрибуты к музыкальным сказкам (картинки для фланелеграфа), для инсценирования.
  6. Картинки для развития у детей поэтического и песенного творчества.
  7. Сюжетные картинки к знакомым поэтическим текстам (например, стихи А. Барто) для побуждения детей к песенному творчеству и индивидуальные детские кассеты для записи  детского творчества.
  8. Атрибуты для инсценирования песен.
  9. Игрушечный микрофон.
  10. Фонотека с записью песен.
  11. Музыкально-дидактические игры:
  • на развитие звуковысотного звука -  “Веселые матрешки”
  • на развитие динамического слуха - “Колокольчики”,
  • на развитие чувства ритма - “Узнай по ритму”,
  • на развитие умения различать темп произведения - “Море и ручеек”,
  • на развитие умения различать характер музыкальных произведений - “Снеговик и снежинки”,
  • на развитие  умения различать длительность звуков - “Угадай-ка”.
  1.  Неозвученный проигрыватель с пластинками.
  2.  Плоскостные: 2 балалайки, 2 клавиатуры, 2 гармошки, 2 скрипки и т. д.
  3.  Игрушки - инструменты: погремушки, ложки, барабан, бубен, металлофон (прикреплен вертикально), ритмические кубики (орешки), колокольчики, маракасы, трещотки, свистульки, кастаньеты, триола, флейта,  саксофон, ксилофон, баян, гармонь, электроинструменты и т. д.
  4.  “Музыкальная лесенка” 7 ступенная, карточки с ручными знаками, разборная лесенка - модули (2-5 наборов).
  5.  Нотный стан ( с открепляющимися нотками).
  6.  Магнитофон и фонотека ( в доступе детей).
  7.  Четыре кубика: пение, слушание, движение, музыкальные инструменты.

Подготовительная группа.

  1. Фланелеграф, ноты.
  2.  Пособие для обучения детей имению определять форму произведений.
  3. Картинки для создания сюжетов к знакомым песням, для побуждения к поэтическому и песенному творчеству.
  4. Ребусы с названием нот в словах.
  5. Рисунки с текстами потешек, на который можно придумать песенку.
  6. Картинки с музыкальными жанрами (песня, танец, марш) для побуждения к песенному творчеству.
  7. Иллюстрация к музыкальным сказкам.
  8. Фонотека (пластинки, кассеты с записями песен в исполнении взрослых, группы детей, индивидуальные детские кассеты для самостоятельной записи своего музыкально-поэтического творчества.
  9. Атрибуты, реквизит к сказкам и песням для их инсценирования.
  10. Магнитофон, проигрыватель ( в доступе детям).
  11. Альбомы с рисунками к песням, выученным с детьми как в текущем году, так и в группах предыдущих возрастов.
  12. Альбомы с рисунками детей к полюбившимся песням.
  13. Сюжетные картинки, побуждающие к песенному творчеству.
  14. Музыкальная книжка (неозвученная).
  15. Музыкально-дидактические игры.
  16. Неозвученный проигрыватель с пластинками.
  17. Неозвученные плоскостные инструменты: балалайки, скрипки, гармошки, дудочки, саксофоны,  клавиатуры и т. д.
  18. Игрушки-инструменты: погремушки, ложки, бубен, барабан, металлофон (вертикально прикрепленный), ритмические кубики (орешки), колокольчики, маракасы и т.д.
  19. Четыре кубика - пение, движение, слушание, игра на музыкальных инструментах.
  20. Лесенка (7 ступенек), карточки с ручными знаками, 5-6 модулей (разборные лесенки).

Приложение №___.

  1. Игры для лучшего запоминания расположения звуков

(пение по ручным знакам).

  1. “Прятки”.

“Спрятались ступеньки” - надо их найти.

а) Взрослый называет ступени - ребенок показывает и поет.

б) Взрослый показывает ступени - ребенок называет, показывает и поет.

  1. “Догонялки”.

“Разбежались ступеньки” - давайте их позовем.

Поем: “Раз-раз-раз, иди сюда”.  “Ступенька придет к нам только тогда, когда мы споем ее правильно” - показываем эту ступеньку рукой.

  1. “Живые  ступеньки”.

Распределяются ступени среди детей.

Первый вариант: вызываем какую-либо ступень, выходит ребенок и поет ее. “Два-два-два, иди сюда”. Два - Алеша выходит. “Три-три, четыре...” и т. д.

Второй вариант: разбежались все ступени. “Раз” ищет друзей: “Кого ты хочешь позвать?” Ребенок - “Раз” поет3-ю ступень, выходит та ступень, которую спел ребенок. “Какую песню мы знаем на 3 и 1 ступени?” (“Кукушка”).

  1. “Ладушки” (по-новому).

Малыши выставляют свои ладошки, педагог, хлопая по ним, называет ступеньки подряд.

“У тебя - “Раз”, у тебя - “Два” и т. д. Затем, пропевая любую попевку из 5-ти ступеней, педагог касается своей ладонью соответствующей ладошки малыша, а он должен ответить пением своей ступени.

  1. “Дирижер”.

Ребенок - дирижер раздает каждому название одной из 5 ступеней и затем показывает ( в какой-либо попевке), когда кто должен вступить. Дети уже познакомились с 5 ступенями, и эти знания целесообразно закрепить попевками, иллюстрирующими все 5 ступеней, а так же 5-3, 3-1.

  1. “Разговор с инопланетянами”.

Поем попевки по “лесенке” и с ручными знаками. Затем усложняем упражнение: один ребенок показывает ручными знаками, а другой по “лесенке”, как бы переводя ручные знаки на другой язык. Это дает возможность ребенку координировать мысль с действием (вижу-слышу-думаю-пою).

  1. Игры для пения по руке - “нотный стан” и

усвоения нотной грамоты.

  1. “Найди ноту”.

Все ноты “разбежались”, надо их найти. Дети “ищут” нотки, т. е. показывают их расположение на руке. Используем выученные ноты в знакомых попевках. Теперь поем их не только ступенями, но и нотами.

  1. “Живые ноты”.

Первый вариант: Сережа будет “До”, Оля - “Ре” и т. д. Поем все ноты от До1 до До2 и вызываем: ““До”, иди сюда!”. Сережа выходит, пропевает свою ноту.

Второй вариант: поем ноты не называя их. Дети должны услышать каждый свою и откликнуться.

Третий вариант: раздаем детям карточки с изображением нот на нотоносце. Каждый называет доставшуюся ему ноту и встает в порядке расположения ее.

Четвертый вариант: из розданных карточек составляем знакомые попевки и поем их с название нот (по руке).

Пятый вариант: выкладываем нотами попевки на фланелеграфе.

Во всех вариантам повторяются попевки и показываем ноты по руке. Этим мы подчеркиваем связь: вижу - слышу - действую.

Ребенок наглядно координирует движение нот вверх, вниз, скачок  на определенную высоту.

Работа со ступенями и нотами способствует развитию ладового слуха ребенка, но пение по нотам дает ему грамотное представление о правильном написании нот на нотоносце.

Список приложений.

  1.  Список используемой литературы.
  2.  Примерный перспективное планирование формирования детской певческой деятельности на занятиях (1 младшая группа).
  3. Примерный перспективное планирование формирования детской певческой деятельности на занятиях (2 младшая группа).
  4. Примерный перспективное планирование формирования детской певческой деятельности на занятиях (средняя группа).
  5. Примерный перспективное планирование формирования детской певческой деятельности на занятиях (старшая группа).
  6. Примерный перспективное планирование формирования детской певческой деятельности на занятиях (подготовительная группа).
  7.  Примерный перечень развивающей предметной среды в группе, побуждающей детей к пению и песенному творчеству, способствующей закреплению знаний, навыков и умений, полученных на музыкальных занятиях. (2 младшая - подготовительная группы).
  8.   Игры для лучшего запоминания расположения звуков ( пение по ручным знакам).

           Игры для пения по руке - “нотный стан” и усвоение нотной грамоты.

  1.  Алгоритм разучивания песни в текущем плане ( старшая группа).
  2.  Картотека звуков (для развития артикуляции и дикции).
  3. Подбор попевок для развития звуковысотности, дикции.
  4. Подбор попевок и упражнений для пения по ручным знакам, для пения по руке “нотный стан”.
  5.  Комплекс сюжетных занятий для пения по руке “нотный стан” и по ручным знакам.
  6.  Памятка для воспитателя.
  7. Памятка музыкальному руководителю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание предметно-развивающей среды в группе для детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО

Формирование предметно-развивающей среды – является одним из важнейших направлений в работе воспитателя по созданию предметного пространства для детей старшего дошкольного возраста.В современном дошко...

Организация предметно-развивающей среды в группах для детей дошкольного возраста с целью всестороннего воспитания и развития

Организация предметно-развивающей среды в группах для детей дошкольного возраста с целью всестороннего воспитания и развития в условиях образовательного комплекса...

Статья "Предметно - развивающая среда в группе для детей с ТНР"

Предметно развивающая среда - успешное условие социализации детей в ДОУ...

Примерный перечень оснащения предметно-развивающей среды по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста.

Примерный перечень оснащения предметно-развивающей среды по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста. Положение о проведении конкурса «Лучшая дидактическая игра по патри...

Экологизация развивающей предметной среды в группе ДОУ

Одним из важных условий экологического образования и воспитания в дошкольном учреждении является правильная организация и экологизация развивающей предметной среды....

Основные характеристики развивающей предметной среды в группах раннего возраста

Разнообразие и наличие всевозможного и максимально вариативного игрового и дидактического материала для развития ребёнка, позволяет усваивать знания и умения одного плана, но разными способами....