Основные характеристики развивающей предметной среды в группах раннего возраста
статья (младшая группа)
Разнообразие и наличие всевозможного и максимально вариативного игрового и дидактического материала для развития ребёнка, позволяет усваивать знания и умения одного плана, но разными способами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovnye_harakteristiki_razvivayushchey_predmetnoy_sredy_v_gruppah_rannego_vozrasta.docx | 51.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Основные характеристики развивающей предметной среды в группах раннего возраста:
Разнообразие (наличие всевозможного и максимально вариативного игрового и дидактического материала для развития ребёнка, позволяющего усваивать знания и умения одного плана, но разными способами);
доступность (расположение игрового и дидактического материала в поле зрения и досягаемости ребёнка), а также доступность по показателям возрастного развития;
- эмоциогенность (обеспечение индивидуальной комфортности, психологической защищённости и эмоционального благополучия) - среда должна быть яркой, красочной, привлекающей внимание ребёнка и вызывающей у него положительные эмоции; позволить ребёнку проявить свои эмоции;
- гибкое зонирование пространства по направлениям деятельности (построение не пересекающихся друг с другом развивающих зон, некая параллельность – это связано с особенностями возраста: играем не вместе, а рядом);
- взаимодополняемость, взаимозаменяемость предметов из одной зоны в другую;
- удовлетворение естественной детской активности (ранний возраст –возраст повышенной двигательной активности, исследовательского характера). Для удовлетворения возрастной активности ребёнка необходимо, чтобы он, имел возможность преобразовывать окружающую среду, изменять её самыми разнообразными способами;
Развивающее пространство для малышей 1,5-3 лет в первую очередь должно быть безопасно. Необходимо обратить внимание на правильное расположение мебели и крупногабаритного оборудования (например, детских горок, больших игровых блоков), обеспечивающее детям и взрослым свободу передвижения по групповой комнате. Все оборудование, перегородки должны быть надежно зафиксированы, радиаторы закрыты защитными накладками. Мебель без острых углов, изготовленная из натуральных и нетоксичных материалов. Безопасность предметно-развивающей среды обеспечивается и грамотным расположением игр и игрушек, в первую очередь они должны быть расположены на доступном для детей уровне, чтобы малыши могли легко достать любую интересующую их игрушку, а также самостоятельно убирать ее на место по завершению игры.
Для удобства и рациональности использования группового помещения рекомендуется зонирование его пространства. С этой целью можно использовать перегородки, специальные ячейки, ниши. Главное, чтобы каждая зона хорошо просматривалась из разных уголков группы с целью обеспечения безопасности малышей. Положительный эффект зонирования
пространства заключается в возможности ребенка сосредоточится на интересующем его виде деятельности, не отвлекаясь на другие занятия.
Важно продумать разные способы размещения детей во время развивающего взаимодействия воспитанников и педагога. Это могут быть коврики, где можно удобно расположиться педагогу с подгруппой детей и поиграть, рассмотреть иллюстрации.
При проектировании предметно-развивающего пространства в группах раннего возраста важно помнить о необходимости его динамичности. Выделенные зоны должны иметь возможность объединяться, взаимозаменяться и дополняться. Обстановка может модифицироваться в зависимости от изменения потребностей, интересов и возможностей детей.
Требования к развивающей предметно-пространственной среде включают:
Соблюдение следующих принципов:
насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём (в соответствии со спецификой Программы). Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой); двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей.
- трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;
- полифункциональность материалов предполагает:
- возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.; наличие в группе полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
- вариативность среды предполагает:
наличие различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
- доступность среды предполагает: доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования.
- безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.
Реализация принципов предметно-пространственной развивающей среды в группах дошкольного учреждения.
Принцип насыщенности
Среда в дошкольном учреждении интенсивно развивающая, провоцирующая возникновение и развитие познавательных интересов детей, их волевых качеств, эмоций и чувств.
Основанием построения предметно-развивающей среды в ДОУ является принцип деятельности, согласно которому основу образовательного процесса в дошкольном возрасте составляет не усвоение учебных навыков, а специфические виды деятельности, как совместной, так и самостоятельной. К таким развивающим видам деятельности дошкольника относятся: игровая, продуктивная и познавательно-исследовательская. Обеспечивается так же двигательная активность детей как условие их полноценного физического развития. Соответственно предметная среда включает необходимые и достаточные предметы и оборудование для осуществления данных видов деятельности.
Развивающая среда тогда является развивающей, когда она соответствует уровню развития ребенка, его интересам и потребностям. Так, воспитатель учитывает индивидуальные особенности развития каждого своего воспитанника, знает группу в целом, чтобы не задерживать дальнейшее развитие детей и вместе с тем не ставить перед ними непосильные задачи (такие задачи могут погасить у ребенка желание даже попробовать их разрешить, сдерживают развитие познавательного интереса). При отборе предметного содержания развивающей среды важно ориентироваться на «зону ближайшего развития» (Л.С.Выготский), т.е. на завтрашние возможности детей.
Среда организована так, что она побуждает детей взаимодействовать с ее различными элементами, повышая тем самым функциональную активность ребенка. Среда является средством реализации творческих гипотез.
Учитывается поло-ролевая специфика: предметно-развивающая среда обеспечивается как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков. Если в группе больше мальчиков, то в группе больше конструкторов, кубиков, машин, что позволяет детям строить дома, мосты, арки, гаражи не только на столе, но и на полу. Если девочек больше, чем мальчиков, то чаще разворачиваются игры в «семью», «больницу", "магазин".
Среда учитывает двигательную активность детей, дает им возможность осуществлять разнообразные движения, испытывая радость от них. В то же время окружающая обстановка имеет свойства и тормозить двигательную активность детей, когда это необходимо.
Предметы, игрушки, пособия отражают уровень современного мира, несут информацию и стимулируют поиск.
Принцип трансформируемости
Имеются легкие конструкции, модули, ширмы, шатры, легкие скамейки, модульная мебель, занавески и др. приспособления, с помощью которых можно легко изменять функционально. (Например: воспитатель отодвинула занавеску, а там тема проекта с наглядностью, закрыла — и этот наглядный материал не мешает детям сосредоточенно конструировать и эту же занавеску дети легко могут оформить как «рекламный щит» для своей деятельности или использовать под выставку своих работ). Эти же конструкции дадут детям самостоятельно обустроить пространство по своему усмотрению, облюбовать, оборудовать
или обжить его по своему усмотрению, построить свой маленький мирок. Это особенно касается творческих игр. Возможность трансформации пространства, в том числе выполняемой детьми, также может быть реализована с помощью применения раздвижных (и раскручивающихся рулонных) перегородок.
Оформление стен и декоративные элементы сменяемы и понятны дошкольникам; содержание игровых уголков мобильны и регулярно обновляются.
Принцип полифункциональности
Полифункциональность – это возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства (в отличие от монофункционального зонирования, жестко закрепляющего функции за определенным пространством). Предметная развивающая среда открывает множество возможностей, обеспечивает все составляющие образовательного процесса.
Принцип полифункциональности предметного мира реализуется с помощью различного модульного оборудования, которым оснащены все помещения детского сада. Использование модулей наряду с конструкторами, мозаиками, физкультурным оборудованием (обручами, мячами, скакалками), предметами и играми, которые не несут в себе определенной смысловой информации, способствует развитию воображения и знаково-символической функции мышления дошкольников.
К передовому опыту дошкольных учреждений относят следующее: оформление лестничных маршей, по которым ходят дети, разнообразной символикой (цифры, алфавит, фрукты, насекомые и т. д.); оформление рекреаций (стенды по пожарной безопасности, правила дорожного движения для детей и т.д.)
Принцип вариативности
Социокультурное окружение как параметр моделирования среды дает возможность внести предметы, отражающие быт региона, особенности труда людей, предметы народного декоративно-прикладного искусства.
Определяющим моментом в создании развивающей среды является педагогическая идея, цель, которой руководствуется коллектив педагогов детского сада. Достижение цели осуществляется через реализацию образовательной программы. Предметное окружение должно соответствовать основной общеобразовательной программе учреждения.
4. В группах оформляются выставки, используются семейные альбомы, широко представлены темы образовательных проектов; в развивающей среде представлены схемы, таблицы, игрушки-самоделки, пособия, сделанные руками педагога или в совместном творчестве.
Принцип доступности
Планировка помещения группы такова, что каждый может найти место, удобное для занятий и комфортное с точки зрения его эмоционального состояния: достаточно удаленное от детей и взрослых, или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними, пли же предусматривающее в равной мере и контакт, и свободу одновременно.
Созданы уголки уединения, что делает пребывание ребенка в группе психологически безопасным. Место для уединения может быть в самых разных плоскостях — например, можно залезть под стол, внутрь большой полки или ящика. Граница уединения может быть даже условной: стол закрыт полупрозрачной тканью, и ребенок уже чувствует себя в большей безопасности и покое. 4. Предметно-развивающая среда группы меняется в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.
Созданы разнообразные центры активности с учетом интересов и потребностей детей группы, наполнены инструментами для совместной и самостоятельной деятельности, в том числе открыты центр самостоятельного экспериментирования.
Для обеспечения доступности материалов и самостоятельного их использования используют специальную маркировку, которая понятна детям и помогает детям размещать все материалы, игры и атрибуты на свои места.
Дети (в особенности старшие дошкольники) принимают активное участие в оформлении помещения своей группы в рамках тематического планирования: рисунки, поделки, макеты, коллажи, схемы, книжки самоделки, пооперационные карты.
Созданы условия в группе или раздевалке для выставки продуктов детского творчества. Каждый ребенок имеет право выставить свою работу для обозрения сверстников и взрослых, тем самым подчеркнуть собственную индивидуальность и значимость.
Принцип безопасности
При обязательном соблюдении требований безопасности вариативно используютя различные игры и пособия в различных видах деятельности детей (например, палочки Кюизенера могут быть в центре сюжетно-ролевой игры макаронами).
Эффективным приемом обеспечения принципа безопасности в группе детского сада является разработка правил поведения. Правила появляются по мере необходимости в соответствии с потребностями детей и запросов родителей и отражают существующую реальность. Например, в центре сюжетно-ролевой игры можно поместить правила работы с бытовыми приборами. Обеспечению реализации принципа безопасности также будут отвечать правила поведения в группе и на прогулке. Например, «Поиграл – убери игрушки», «Разрешай конфликты мирным путем». Главное условие: правила создаются самими детьми.
В группе обеспечивается индивидуальный комфорт и эмоциональное благополучие каждого ребенка и взрослого. Следует провести оптимальный отбор стимулов по количеству и качеству. Недостаток импульсов обедняет и ограничивает развитие ребенка по всем сферам, а перенасыщенная среда с хаотической организацией стимулов дезориентирует его.
ИГРОВОЙ ЦЕНТР | ||
Реализуемая образовательная область | Виды и содержание деятельности детей | Содержание ППРС (пособия, материалы, оборудование) |
Социально – коммуникативное, речевое и познавательное развитие | Осуществляется деятельность по развитию игровых, коммуникативных умений и навыков. Примерная тематика сюжетных игр – ситуаций: 1.Игры с куклами Наши куклы: кукла – модница, кукла – чистюля, кукла- сладкоежка. Кукла встречает гостей. У куклы день рождения. Мама и дочка. Бабушка приехала. Папа – хороший хозяин. Игры с машинами и другим транспортом. Игры в животных и с игрушечными животными. Игры в магазин: - овощной магазин. Игры в больницу Игры в деревню Игры в мастерскую Игры в парикмахерскую Игры в почту | Автомобили (крупного размера) Автомобили (среднего размера) Деревянная двухсторонняя игрушка с втулками и молоточком для забивания Коляска прогулочная (среднего раз- мера) Куклы (крупного размера) Куклы (среднего размера) Кукольная кровать Кукольный дом с мебелью (дерево) – комплект Кукольный стол со стульями (крупного размера) – комплект Кухонная плита (соразмерная росту ребенка) Кухонный шкафчик (соразмерный росту ребенка) Набор для завинчивания из элементов разных форм, размеров и цветов Набор кукольных постельных принадлежностей Набор машинок разного назначения, для детей от 2-х до 4-х лет Набор медицинских принадлежностей Набор муляжей овощей и фруктов Набор парикмахера Набор разрезных овощей и фруктов с ножом и разделочной доской Набор самолетов (мелкого размера) Набор солдатиков (среднего размера) |
Набор столовой посуды для игры с куклой Набор чайной посуды Набор «Гладильная доска и утюг» Набор «Железная дорога» (для малышей от 2-х до 3-х лет) Пожарная машина (среднего размера) Ракета (среднего размера) Руль игровой Телефон игровой Фигурки домашних животных с реалистичными изображением и про- порциями
| ||
Литературный центр | ||
Речевое, познавательное развитие | Рассматривание иллюстраций в книгах. Игры-инсценировки по сюжетам хорошо знакомых произведений. Приобщение к изобразительному искусству, умение видеть и понимать графические способы передачи литературного содержания. | Книги детских писателей – комплект Набор репродукций картин русских художников – иллюстраций к художественным произведениям |
Центр театральной и музыкальной деятельности | ||
Художественно- эстетическое развитие | Развивать творческие способности детей. Игры-импровизации, игры-драматизации, инсценировки, игры-ситуации, включающие в себя различные виды театрализованной деятельности детей Кукольный театр (Теремок, Волк и семеро козлят, настольный театр (Колобок, Теремок, Маша и медведь) Театр лопаток (Репка, Колобок, Три медведя и т.д.) Пальчиковый театр Театр с игрушками Бибабо | Перчаточные куклы – комплект Ширма для кукольного театра, трансформируемая Элементы костюма для уголка ряженья комплект Браслет на руку с 4-мя бубенчиками Бубен маленький Бубен средний Диски с видеофильмами с народны- ми песнями и плясками Звуковой молоток (ударный музыкальный инструмент) Набор из пяти русских шумовых инструментов (детский) |
Перчаточный Маски персонажей Музыкальные инструменты Диски с музыкой и сказками Картотека музыкальных и театрализованных игр Ширма | Комплект компакт-дисков с русскими народными песнями для детей дошкольного возраста Комплект компакт-дисков со звука- ми природы Музыкальные диски для детей до- школьного возраста Ящик для манипулирования со звуко - световыми эффектами | |
Спортивный центр | ||
Физическое развитие | Подвижные игры: «Кошки- мышки»; «Мы солдаты»; «Достань морковку»; «Беги к тому, что назову», «Огуречик», «Ветер и листочки», «По ровненькой дорожке», «Обезьянки-шалунишки», «У медведя во бору», «С мишкой», «Зайка беленький сидит», «Кто быстрее добежит до стульчика», «Пройди по дорожке», «Веселые колокольчики», «Поезд», «Автомобили» , «Самолеты», «Мы едем, едем, едем», «Воробушки и автомобиль», «Дед Мороз», «1, 2, 3 – снежинки, лети!», «Снежки», «Лошадки бегут по снегу», «Лохматый пес», «Кошка с котятами», «Курочка-хохлатка», «Цыплята и собачка», Пузырь», «Огурчик, огуречик», «Заинька, зайка», «Заинька, выйди в сад», «Карусели». Дидактические игры: «Догони мяч», «По тропинке», «Через ручеек», «Кто тише», «Перешагни через палку», «Поезд», «Самолеты», «Доползи до погремушки», «Не наступи на линию», «Прокати мяч», «Мяч в кругу», «Лови мяч», «Целься вернее» | Коврик массажный Мягкая «кочка» с массажной поверхностью Мяч надувной Мяч футбольный Набор мячей (разного размера, рези- на) Набор разноцветных кеглей с мячом Складные кубики с предметными картинками (2– 4 частей) Сухой бассейн с комплектом шаров Набор мягких модулей |
Центр конструирования | ||
Познавательное развитие | продолжить знакомить детей с деталями (кубик); учить детей самостоятельно подбирать необходимые детали по форме и цвету; учить детей называть свойства предметов; развивать наглядно-образное мышление; развивать умение использовать имеющийся опыт; развивать умение действовать по представлению; развивать мелкую моторику рук; воспитывать желание трудиться. учить детей называть свойства предметов; развивать наглядно-образное мышление; развивать умение использовать имеющийся опыт; развивать умение действовать по представлению | Большой настольный конструктор деревянный с неокрашенными и цветными элементами Звери и птицы объемные и плоскостные (из разного материала, мелкого размера) – комплект Конструктор мягких деталей среднего размера Набор для построения произвольных геометрических фигур Набор из мягкого пластика для плоскостного конструирования Набор инструментов для ремонтных работ (пластмассовый) Набор кубиков среднего размера Набор объемных тел (кубы, цилиндры, бруски, шары, диски) Напольный конструктор деревянный цветной Настольный конструктор деревянный цветной с мелкими элементами Объемные вкладыши из 3– 4 элементов (миски, конусы) Строительно- эксплуатационный транспорт (пластмассовый) – комплект |
Центр экологии и экспериментирования | ||
Познавательное развитие | Игры-опыты с водой: «Узнаем, какая вода», «Налей и отмерь», «Игра с мыльной пеной», «Тонет или плавает». Игра-ситуация «Плывут кораблики» (материал: бумажные кораблики, емкость с водой, шапочки матросов) Экспериментирование с зеркалом, магнитом, | Набор для уборки с тележкой Набор для экспериментирования с водой: стол-поддон, емкости 2-3 размеров и разной формы, предметы-орудия для переливания и вылавливания черпачки, сачки Набор для |
электрическим фонариком (пускание солнечных зайчиков, прикладывание магнита к игрушкам из различных материалов, освещение фонариком различных предметов). 4. Игры на установление физических закономерностей, овладение представлениями об объеме, форме, изменениях веществ и познание свойств и возможностей материалов (переливание воды из одного сосуда в другой, пускание мыльных пузырей) | экспериментирования с песком Набор игрушек для игры с песком Набор репродукций картин о природе Стол для экспериментирования с песком и водой | |
ЦЕНТР ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ | ||
Художественно- эстетическое развитие | Намотаем клубок ниток и подберем клубки по цвету» (карандаши, корзины, мячики красного и зеленого цветов) Пошел дождик Украсим ковер для бабушки Нарядное деревце Рукавичка для мишки Украсим тарелочку Игровые упражнения на развитие мелкой моторики: «Выложи узор из сосулек», «Солнышко». Развивать способности в разных видах продуктивной деятельности | Мольберт двухсторонний Заготовки для рисования, вырезанные по какой-либо форме (деревья, цветы, различные предметы, животные). Бумага тонкая и плотная, рулон простых белых обоев, картон. Цветные карандаши (6 основных цветов), гуашь (6 основных цветов) Круглые кисти (беличьи, колонковые № 10–14), подставка под кисти. Цветные мелки, восковые |
мелки | ||
7. Доски для рисования мелом. | ||
8. Глина, салфетки из ткани, | ||
хорошо впитывающей воду, | ||
30 Х 30 см для вытирания | ||
рук во время лепки. | ||
9. Специальное | ||
самостирающееся устройство | ||
или восковые доски с | ||
палочкой для рисования. | ||
10. Фартуки и нарукавники для | ||
детей. |
Светлая магнитная доска для рисунков детей (выставка), магнитные кнопки. Емкости для промывания ворса кисти от краски. Салфетки из ткани, хорошо впитывающей воду, для осушения кисти после промывания и приклеивания готовых форм. Готовые формы для выкладывания и наклеивания. Рисунки-иллюстрации знакомых детям предметов, животных объектов. Щетинные кисти для клея, розетки для клея. Печатки, губки, ватные тампоны для нанесения узоров. Пластины, на которые дети кладут фигуры для намазывания клеем. | ||
ЦЕНТР СЕНСОРИКИ | ||
Социально- коммуникативное развитие, | Деятельность по формированию представлений о ярко отличительных признаках | - Горки (наклонные плоскости) для шариков (комплект) - Деревянная игрушка с желобами для прокатывания шарика - Деревянная игрушка с отверстиями и желобом для забивания молоточком и прокатывания шариков - Деревянная основа с повторяющимися образцами с различным количеством отверстий - Деревянная основа с размещенными на ней неподвижными изогнутыми направляющими со скользящими по ним фигурными элементами и |
Речевое развитие | и свойствах различных веществ | |
и материалов. | ||
Игры-занятия по накоплению | ||
представлений о цвете, форме, | ||
величине. | ||
Познавательно- | ||
отобразительная деятельность – | ||
освоение системы орудийных | ||
действий, овладение способами | ||
использования предметов для | ||
решения практических задач. | ||
Процессуальная игра для | ||
развития у ребенка | ||
символической функции | ||
мышления – деятельность с |
предметами-заместителями, неоформленным материалом. Деятельность по ознакомлению и расширению впечатлений о предметах, обладающих различными свойствами и возможностями превращений. | подвижными фигурками персонажей (различной тематики) - Доска с прорезями для перемещения подвижных элементов к установлен- ной в задании цели - Доска-основа с вкладышами и с изображением в виде пазла – комплект - Звери и птицы объемные и плоскостные (из разного материала, мелкого размера) – комплект - Игровая панель с тематическими изображениями, сенсорными элементами и соответствующим звучанием 10.- Игрушка: грибочки-втулки на стойке (4–6 элементов), 4-х цветов 11.- Куб с прорезями основных геометрических форм для сортировки объемных тел 12.- Логическая игра на подбор цветных, теневых и контурных изображений 13.- Лото с разной тематикой – комплект 14.- Матрешки трехкукольная 15.- Мозаика с крупногабаритной основой, образцами изображений и крупными фигурами 16.- Набор для завинчивания из элементов разных форм, размеров и цветов 17.- Набор материалов Монтессори 18.- Набор пазлов – комплект 19.- Набор разрезных овощей и фруктов с ножом и разделочной доской 20.- Настольно-печатные игры для детей раннего возраста – комплект 21.- Озвученный сортировщик в виде фигурки |
легкоузнаваемого животного с вращающимся корпусом с отверстиями, объемными вкладышами, цветными метками для самопроверки и возвратом вкладыша при механическом воздействии на элемент фигурки 22.- Парные картинки типа «лото» (из 2– 3 частей) различной тематики – комплект 23.- Пирамида настольная, окрашенная в основные цвета 24.- Разрезные картинки, разделенные на 2 части по прямой – комплект 25.- Рамки-вкладыши с различными формами, разными по величине, 4 основных цветов – комплект 26.- Серии из 2–3 и 4–6 картинок для установления последовательности действий и событий – комплект 27.- Сортировщик – емкость с крышками разного размера и цвета 28.- Сюжетные картинки (с различной тематикой крупного формата) – комплект 29.- Фигурки домашних животных с реалистичными изображением и пропорциями – комплект 30.- Шнуровка различного уровня сложности – комплект | ||
УГОЛОК УЕДИНЕНИЯ | ||
Социально- коммуникативное развитие | Спокойная деятельность на выбор ребенка: рассматривание иллюстраций в книгах, слушание музыки, складывание разрезных картинок, мозаики и пр. | Книги детских писателей – комплект Отгороженный ширмой или занавеской уголок комнаты или домик, рассчитанный на 1–2 детей. Стул или пуфик. Мягкие игрушки, мозаики, разрезные картинки. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ранний возраст Предметно-развивающая, игровая среда в группах раннего возраста
Предметно-развивающая среда в группе раннего возраста...
Предметно-развивающая, игровая среда в группах раннего возраста.
Общеизвестно, какую неоценимую роль в развитии ребёнка играет предметно-развивающая среда. Ведь предметная среда – это не только набор тематических зон, самое главное – это «среда обитания» малыша, в ...
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНОЙ СРЕДЫ В ГРУППАХ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Существует концепция развивающей среды, в которой рассматриваются подходы к ее построению с опорой на личностно-ориентированную модель взаимодействия взрослого и ребенка (В. А. Петровский). Это ...
Предметно-развивающая, игровая среда в группах раннего возраста.
Консультация для родителей...
Консультация для педагогов "Создание развивающего предметного пространства в группе раннего возраста"
Раннее детство – особый период становления органов и систем и прежде всего функций мозга. Доказано, что функции коры головного мозга не фиксированы наследственно, они развиваются в результате вз...
Методические рекомендации для воспитателей по организации предметно – развивающейся, игровой среды в группе раннего возраста
Методические рекомендации для воспитателей по организации предметно - развивающейся среды. Среда является важным фактором воспитания и развития ребенка. Программа предусматривает выделение микро- и ма...