Экологизация развивающей предметно-пространственной среды
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
В настоящее время из-за ухудшения состояния окружающей среды возникла необходимость повышения экологической грамотности каждого человека, независимо от его возраста и профессии. В связи с этим в стране активно создается система непрерывного экологического образования населения. Начальным звеном этой системы является дошкольное учреждение, где ознакомление с природой базируется на наблюдениях, самонаблюдениях и экспериментах. Это позволяет максимально использовать преимущества наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, присущее детям дошкольного возраста.Одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении является правильная организация и экологизация развивающей предметно-пространственной среды, соответствующая целям создания развивающей предметной среды как таковой, которая должна способствовать развитию ребенка в целом, как личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii_po_ekologizatsii_rpps.docx | 30.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации по экологизации развивающей
предметно-пространственной среды
2017 год – год экологии. И это не случайно! В настоящее время из-за ухудшения состояния окружающей среды возникла необходимость повышения экологической грамотности каждого человека, независимо от его возраста и профессии. Регламентируют вопросы охраны окружающей среды такие документы, как «Указ Президента РФ об охране окружающей среды и обеспечении устойчивого развития» от 4 февраля 1994 г. N 236, закон РФ «Об охране окружающей природной среды» от 10.01.2002 N 7-ФЗ.
В связи с этим в стране активно создается система непрерывного экологического образования населения. Начальным звеном этой системы является дошкольное учреждение, где ознакомление с природой базируется на наблюдениях, самонаблюдениях и экспериментах. Это позволяет максимально использовать преимущества наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, присущее детям дошкольного возраста.
Одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении является правильная организация и экологизация развивающей предметно-пространственной среды, соответствующая целям создания развивающей предметной среды как таковой, которая должна способствовать развитию ребенка в целом, как личности. Главной же задачей является создание условий для формирования у ребенка основ экологического сознания, элементов экологической культуры, реализации новых представлений об универсальности и самоценности природы.
С точки зрения экологического образования среда в дошкольном учреждении должна создавать условия для познавательного развития ребенка (создание условий для его познавательной деятельности; возможностей для экспериментирования с природным материалом, систематических наблюдений за объектами живой и неживой природы; усиление интереса к явлениям природы, к поиску ответов на интересующие ребенка вопросы и постановке новых вопросов).
Экологическая комната (класс, комната природы) - новый элемент развивающей предметной среды. Предназначена для проведения комплексных занятий по экологии, релаксационных целей, самостоятельной работы и самостоятельных детских игр. В оптимальном варианте (в зависимости от размеров) комната подразделяется на ряд функциональных зон.
Зона обучения должна быть хорошо освещена; в ней размещаются столы, сидя за которыми дети могут рисовать, лепить, работать с дидактическими пособиями, и стол для педагога. Расположение столов не должно копировать школьный подход — они располагаются но кругу или буквой «П», т. е. так, чтобы педагог работал не «над», а «вместе» с детьми, что важно для реализации принципов педагогики сотрудничества, диалоговой формы обучения. За столами дошкольники находятся только тогда, когда они выполняют определенную практическую работу. Другой тин занятия, например, чтение литературных произведений, может проводиться на диване или непосредственно на полу. Такие участки также должны быть предусмотрены при оформлении помещения.
Зона коллекций предназначена для знакомства детей с различными природными объектами, для развития у них навыков классификации объектов по различным признакам и сенсорных навыков. Коллекционный материал служит и в качестве наглядного материала. Коллекции следует располагать в специальных шкафах или полках на уровне, доступном для взгляда ребенка (очень часто коллекционные материалы педагоги размещают на уровне восприятия взрослого, а не ребенка). Важным моментом является отбор объектов для зоны коллекций.
При формировании зоны коллекций следует учитывать следующие моменты.
Доступность объектов для сбора. Коллекции должны включать прежде всего те объекты, которые могут собрать сами дошкольники и их родители (камни, различные семена растений, сухие листья, ветви, сухая кора деревьев, кустарников, образцы песка, глины, различных почв, речные и морские раковины и т. п.).
Разнообразие. Важно, чтобы в зоне коллекции были представлены (насколько это возможно) объекты как живой, так и неживой природы.
Краеведческий аспект. В коллекциях, прежде всего, должны быть представлены природные объекты той местности, где располагается дошкольное учреждение. Это позволит воспитателю использовать в работе уже привычные для детей объекты, на которые они смогут посмотреть с новых позиций.
Страноведческий аспект. Коллекции могут пополняться за счет материалов, привозимых дошкольниками и их родителями из различных регионов страны и других стран, которые они посещаю! во время отдыха. Любой подобный объект может послужить поводом для разговора о странах, обычаях, природе, народах Земли, т. е. .для начала формирования основ глобального мышления.
Природоохранный аспект. При отборе объектов для коллекций следует учитывать природоохранный аспект, способствующий формированию у дошкольников экологического мышления. Не рекомендуется включать в состав объектов гербарий, коллекции бабочек, жуков, собранные детьми и родителями. В настоящее время некоторые дошкольные учреждения дают родителям на лето такие задания, как собрать коллекцию растений луга, леса, коллекцию бабочек, жуков, листьев разных видов деревьев. При этом выдвигается следующий аргумент: для коллекций дети собирают не редкие, охраняемые, а широко распространенные виды. Однако с точки зрения формирования у ребенка бережного отношения к природе и восприятия себя как ее части важно воспитание именно на объектах ближайшего окружения, т. е. обычно встречающихся видах, а не только редких, с которыми он (вполне вероятно) не встретится в своей жизни вообще. Не рекомендуется также покупать готовые коллекции насекомых, чучела животных. Ребенок должен уже с детства понимать, что спрос рождает предложение: чем больше коллекций покупается, тем больше отлавливается животных, причем часто среди них преобладают самые красивые, редкие виды.
В ряде дошкольных учреждений стремятся создать целые «ландшафты» — из чучел различных животных, высушенных деревьев, кустарников. Опыт показывает, что дети сами чувствуют искусственность этого, задают вопросы типа: «А что, эту птичку убили, чтобы нам показать?» В результате ребенок имеет возможность познакомиться более детально с представителями местной фауны и флоры, однако педагог получает отрицательный результат с точки зрения экологического воспитания. Чучела и коллекции животных лучше изучать в краеведческих музеях. Предпочтение же должно быть отдано общению детей с живыми существами в природе или с домашними животными.
Безопасность. Любой объект зоны коллекций должен быть безопасным для ребенка как с точки зрения различных механических повреждений (например, у камней не должно быть острых кромок), так и с точки зрения здоровья (используемые объекты должны быть чистыми, не должны являться аллергенами).
Помимо коллекций природных материалов можно создать коллекции марок, открыток, календарей о природе (дети могут на время приносить в экологический класс собственные коллекции и рассказывать о них другим детям).
Зона релаксации представляет собой уголок с разнообразными комнатными растениями, аквариумами, альпийской горкой, фонтаном. Предназначена прежде всего для отдыха детей, самостоятельных игр и выработки навыков ухода за растениями. Не рекомендуется помещать в данной зоне животных (кроме аквариумных рыбок): это отвлекает дошкольников от занятий. В релаксационной зоне могут быть размещены обработанные пеньки разных размеров, служащие детям в качестве стульев и столов.
Зона библиотеки — это уголок, в котором собраны разнообразные красочные книги, энциклопедии для детей. В уголок не рекомендуется включать методические пособия для педагогов, как это часто делается. (Всю педагогическую литературу лучше размещать в методическом кабинете.) В зоне библиотеки могут быть размещены и куклы, которые используются на занятиях по экологии.
Оформление экологического класса должно служить примером безопасного и эстетически грамотного оформления помещений, способствовать выработке экологически правильного поведения детей и взрослых в быту. С этих позиций лучше всего использовать только природные материалы,
Лаборатория — новый элемент развивающей предметной среды. Она создается для развития у детей познавательного интереса, интереса к исследовательской деятельности и способствует формированию научного мировоззрения. В то же время лаборатория — это база для специфической игровой деятельности ребенка (работа в лаборатории предполагает превращение детей в «ученых», которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения). Выделение под лабораторию небольшого отдельного помещения позволяет ребенку проводить разнообразную исследовательскую деятельность, в том числе и самостоятельную. (Условия в экологическом классе или помещении группы затрудняют такой вид детской деятельности в силу поставленных педагогом ограничений: нельзя проливать воду, рассыпать песок, глину на столе, на полу и т. д.) Оформление лаборатории не требует больших дополнительных затрат. В качестве оборудования, материалов для проведения опытов используются вторичные, в частности упаковочные, материалы (стаканчики, коробки из-под продуктов и т. п.). Выделение отдельного помещения для лаборатории способствует повышению интереса детей к исследовательской работе. Педагоги практически всех дошкольных учреждений, работавших по авторской программе «Наш дом — природа», отмечали, что дошкольники с огромным нетерпением ждут занятий в лаборатории.
Живой уголок — достаточно традиционный элемент дошкольных учреждений, однако его оформление и содержание приобретают новую специфику, связанную с задачами экологического образования. Очень часто состав животных и растений в уголке формируется стихийно, без учета обучающих и воспитывающих целей.
Видовой состав животных. В течение многих лет в живом уголке рекомендовалось содержать как типично комнатных животных (морская свинка, золотистый хомячок и т. п.), так и диких, которых дети вместе со взрослыми могут принести с прогулки (еж, дикие птицы, лягушки). Например, воспитателю предлагалось «в качестве сезонного материала» помещать в уголок природы «растения и животных, наиболее характерных для данной климатической полосы». Однако, лишая животных их естественного окружения, человек тем самым проявляет себя как «хозяин природы», по своей прихоти меняющий жизнь живых существ. К тому же в дошкольных учреждениях крайне трудно создать условия, сходные с естественными. Обычно под достаточными для содержания животных условиями подразумевают наличие пищи и небольшого пространства (как правило, тесной клетки). Однако у каждого животного для нормального существования кроме воды и пищи должны быть определенная территория для жизни, контакты с другими обитателями, чистый воздух и многое другое, что в живом уголке обеспечить крайне сложно. Многие живые уголки представляют собой нагромождение клеток с различными животными с устойчивым неприятным запахом. А ведь запахи играют огромную роль в жизни животных: смешение непривычных запахов создает для обитателей живого уголка стрессовые условия, в которых кощунственным выглядит само предназначение живого уголка: воспитывать любовь к животным.
Складывается парадоксальная ситуация: сначала воспитатели создают крайне неблагоприятные условия для существования животных, а затем учат детей бережно к ним относиться. С точки зрения экологического воспитания человек не может по своей прихоти приносить диких животных к себе в дом. Наоборот, мы должны приучать ребенка к бережному отношению к зверям, птицам, насекомым, которых он встречает на прогулке, на экскурсии в их естественных местообитаниях. Человек не должен вмешиваться в их жизнь. Это крайне важный воспитательный момент, так как большинство детей при попустительстве взрослых поддаются первому чувству — схватить понравившееся существо и принести в дом, не задумываясь о последствиях. Если можно это сделать в детском саду, то почему нельзя в собственном доме? Этот вопрос особенно актуален в наши дни, когда идет повальное увлечение различными экзотическими животными, которых покупают в качестве забавных игрушек, а затем, удостоверившись в сложности содержания, выбрасывают на улицу. Следовательно, в живом уголке лучше не содержать животных, характерных для зоны, где находится дошкольное учреждение.
При подборе видового состава обитателей живого уголка учитываются следующие аспекты: географический — желательно иметь в уголке представителей разных континентов, при этом местообитания животных и растений наносятся на настенную географическую карту, которая служит дидактическим пособием для проведения занятий; экологический ~ представлены животные различных сред и условий местообитания (водные, летающие;
животные, приспособленные к условиям обитания в жарких и холодных странах и т. д.); систематический — представлены животные разных систематических групп (птицы, звери, земноводные и т. д.); природоохранный — отмечены виды, которые в своих странах охраняются (но только те, которые у нас разводятся в домашних условиях).
Некоторые дошкольные учреждения стремятся завести экзотических животных (в том числе занесенных в Международную Красную книгу). Во-первых, такие животные требуют особых условий для содержания; во-вторых, покупка их дошкольным учреждением также способствует увеличению спроса на рынке на охраняемых, редких зверей, птиц, многие из которых попадают в страну нелегальным путем. Исключение составляют лишь брошенные животные, однако при этом необходимо убедиться в хорошем состоянии здоровья животного. Дело в том, что многие экзотические животные, в частности обезьяны, могут являться переносчиками опасных для человека заболеваний.
Видовой состав растений. Очень часто комнатные растения живого уголка предназначены для выработки у дошкольников навыков ухода. Однако правильный подбор видов может значительно расширить их функции. При подборе растений следует учитывать аналогичные для животных аспекты: географический — представлены растения разных стран, континентов, географических зон; естественные места их произрастания наносятся в виде системы значков на настенную географическую карту; экологический — представлены растения, произрастающие в разных условиях (светолюбивые, теневыносливые, засухоустойчивые или влаголюбивые и т. д.); их размещение в живом уголке зависит именно от этих особенностей;
биологический — представлены растения различных жизненных форм (древовидные, кустарниковые, травянистые, лианы).
Экологические особенности растений можно отразить на специальных табличках: рисунок лейки, наполненной водой,— влаголюбивое растение;
почти пустая лейка — засухоустойчивое; незакрашенное солнце — светолюбивое растение; закрашенное полностью — теневыносливое и т. п..
В живых уголках можно разместить и небольшие парники, теплицы для выращивания различных растений. Такие теплицы могут быть как стеклянными, довольно сложными по конструкции (
Экологический класс, лаборатория и живой уголок могут быть объединены в экологический центр, как это сделано в ДОУ.
Зимний сад — относительно традиционный элемент среды. Вариативность его устройства проявляется в подборе растений по видовому составу. внешнему облику, экологическим, географическим особенностям, расположению отдельных групп растений. Помимо комнатных растений в зимнем саду могут располагаться отдельные животные, аквариумы, небольшие архитектурные сооружения (мостики, арки и т. п.), искусственные водоемы. Зимний сад традиционно выполняет оздоровительную и релаксационную функцию. Здесь же осуществляются уход за растениями, наблюдение за их развитием, изучение их особенностей и приспособленности к определенным условиям среды, т. е. познавательная деятельность. воспитывается эмоциональное отношение к живым организмам, понимание их роли в нашей жизни, ответственность за жизнь других существ. Преобладание зеленого цвета, тихий плеск волы в фонтане способствуют возникновению положительных эмоций, оказывают релаксационное воздействие. В ряде коррекционных ДОУ в зимних садах конструируют оздоровительные дорожки из камней различной формы, размера, цвета, конфигурации, по которым дети ходят босиком .
Альпийская горка — нетрадиционный элемент развивающей предметной среды. Вариативность ее устройства проявляется в месторасположении горки (на территории учреждения, в экологической комнате, зимнем саду, живом уголке, мини-альпинарии), в видовом составе растений, внешнем виде, размерах камней. Альпийская горка оживляет среду, привлекает детей своей необычностью и красочностью, способствует возникновению познавательного интереса, развивает эстетические чувства, любознательность, воспитывает ответственность за живых существ. Уход за горкой позволяет расширить знания дошкольников о растениях, их разнообразии, условиях жизни, формирует чувство ответственности в процессе ухода за ними. Кроме того, цветущие растения привлекают многих насекомых. Таким образом, появляются дополнительные объекты для наблюдений. К сожалению, размещение альпийских горок на территориях большинства дошкольных учреждений практически невозможно из-за варварства окрестных жителей, поэтому представляется более реальным создание минигорок внутри помещений.
Огород, сад — эти элементы можно назвать традиционными для дошкольных учреждений, углубленно занимающихся ознакомлением с природой, и многих детских садов, размещенных в небольших городах и поселках. Вариативность такого элемента, как огород,— в его размерах, назначении, подборе культур, месторасположении. Традиционно огород используют с целью выработки у детей навыков ухода за растениями, знакомства с основными овощными культурами, их значением в нашем рационе. Выращенная продукция зачастую используется непосредственно в детском саду. Однако использование огорода для целей экологического обучения и воспитания можно расширить, рассмотрев условия произрастания разных растений, обозначив их географическую родину, дикорастущих родственников, проследив за развитием растений, их сезонными изменениями. Кроме того, на примере выращивания овощей можно познакомить детей с экологически чистыми продуктами и правилами экологически безопасного сельского хозяйства. Можно выделить три основных типа огородов: во дворе дошкольного учреждения; миниогороды на окнах; огороды в теплицах, парниках.
Дошкольное учреждение обязано определять степень безопасности выращиваемой на своей территории продукции. Категорически запрещено употреблять в пищу продукцию с огородов, расположенных вблизи автотрасс с интенсивным движением, в экологически загрязненных регионах. Однако в настоящее время это учитывается редко. В отчетах многих дошкольных учреждений о работе по экологическому воспитанию можно встретить информацию о том, что детский сад находится вблизи крупного промышленного предприятия, в крайне неблагополучном микрорайоне, и в то же время указывается, что дети выращивают на территории учреждения овощи, которые употребляют в пищу.
Вторая проблема экологической безопасности, которая может быть рассмотрена на примере огорода (сада)— необходимость организации экологически чистого сельского хозяйства:
выращивание растений без применения ядохимикатов, химических удобрений, использование биологических методов защиты растений. С этими вопросами связана и проблема экологически чистых продуктов.
Все элементы развивающей предметно-пространственной среды оказывают большое эмоциональное воздействие на ребенка своей необычностью, оригинальностью оформления и способствуют развитию познавательного интереса, эстетическому развитию. Занятия в таких помещениях вызывают положительные эмоции, их эффективность возрастает.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Требования к развивающей предметно-пространственной образовательной среде в условиях введения ФГОС ДО
Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей. Развивающая предметно-пространственная среда – часть образ...
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детей раннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС.
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детейраннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС....
Создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды на основе собственных разработок, авторских пособий в соответствии с ФГОС дошкольного образования
Одним из главных показателей качества дошкольного образования является развивающая предметно-пространственная среда, созданная в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов дошк...
Требования развивающей предметно – пространственной образовательной среды в группе раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО
Подготовила воспитатель МАДОУ №17 второй группы раннего возраста №1Гатина Ядвига Ясавиевна Слайд 1 Требования развивающей предметно – пространственной об...
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях ФГОС ДО
Организация развивающей предметно- пространственной среды в физкультурном зале в структурном подразделении "ОДОД" в условиях ФГОС ДО...
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в подготовительной группе.
Предметно- развивающаяся среда в детсаде....
Требования к развивающей предметно-пространственной речевой среде в дошкольной педагогике
Требования к развивающей предметно-пространственной речевой среде в дошкольной педагогике.Материал для воспитателей....