Конспект НОД по Познавательному развитию (ребенок и окружающий мир) с детьми 4-5 лет.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Блищ Анна Владимировна

Тема: «Кто такие рыбы?»

Задачи: развивать представления детей о рыбах как живых существах, живущих в воде, имеющих типичное строение - форму тела, плавники, хвост и т. д.; развивать умение устанавливать причинно-следственные связи различного характера; использовать для обобщения предметно-схематическую модель, доказательно строить суждения; воспитывать интерес к природе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kto_takie_ryby.docx17.82 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по Познавательному развитию. Окружающий мир и ребенок с детьми 5-6 лет.

Тема: «Кто такие рыбы?»

Форма работы: беседа

Задачи: развивать представления детей о рыбах как живых существах, живущих в воде, имеющих типичное строение - форму тела, плавники, хвост и т. д.; развивать умение устанавливать причинно-следственные связи различного характера; использовать для обобщения предметно-схематическую модель, доказательно строить суждения; воспитывать интерес к природе.

Материалы и оборудование. игрушка Чепухарь, алгоритм описания рыбы, иллюстрации рыб. 

Ход НОД

Этапы работы

Действия педагога

(методы и приёмы)

Мотивация детей к деятельности

1.Сюрпризный момент.

На полу в группе - картинка с изображением ласточки в полете. Приходит в гости Чепухарь.

Чепухарь. Ребята, что это у вас? Какая рыбка красивая!

-  Нет, Чепухарь, это птица - ласточка.

Чепухарь. Но она ведь похожа на рыбку. Смотрите: хвост, плавники... (показывает на крылья), это настоящая рыбка.

- Нет, Чепухарь, ты не прав.

Чепухарь. Опять я все путаю. Никогда я не научусь отличать птиц от рыб. А ласточка ваша все равно похожа на рыбку. Может быть, вы все неправы? Я видел такую рыбку в аквариуме - скалярия называется. –Дети, а мы можем Чепухарю помочь? Как мы ему можем помочь?

Постановка цели детьми

Ответы детей.

Совместная работа с детьми по нахождению средств деятельности

2. Игра «Назови рыбу»

- Ребята, давайте научим Чепухаря узнавать рыб и не путать их с другими животными. Вот, Чепухарь, смотри. (На ковре - картинки с рыбками.) Здесь много разных рыб. Ребята, давайте расскажем Чепухарю, какие здесь изображены рыбки. (Дети называют.)

Чепухарь. Ой, какие они все разные. И названия какие сложные. Как вы, ребята, их всех запомнили?

- Правильно, Чепухарь, ты заметил, рыбки все разные. Но чем они все похожи? (Ответы детей).

Чепухарь. Чепуха какая-то. Ничего не понял. Все сразу говорили.

- Вот видите, ребята, когда вы говорите все сразу, ничего не понятно. (Дети договариваются говорить по очереди.) Давайте расскажем все по порядку. Сначала про форму тела. На что похожа форма тела

у рыб? Почему такая форма удобна? (Ответы детей).

- Форма тела у рыб обтекаемая - удобна для плавания. Чем рыбы дышат? (Жабрами.)

Чепухарь. А почему у рыб нет носа? Почему они дышат какими-то жабрами?

- У рыб совсем другая система дыхания, так как они живут в воде, и воздух они «выбирают» из воды через жабры.

Чепухарь. А вот это как называется? (Показывает на плавники и

хвост.) (Плавники.)

Чепухарь. А зачем рыбам плавники? (Ответы детей).

- Плавники помогают рыбам плавать, как весла у лодки. А хвост помогает держать направление, как руль у машины.

Чепухарь. Вот это да! Как интересно! А что еще есть у рыб, чего ни у каких животных нет?

-. Еще у рыб есть отличие от всех животных. Животные покрыты шерстью, птицы - перьями, а рыбы ... Чем покрыто тело у рыб? (Чешуей.)

- Ребята, чем отличаются рыбы друг от друга?  (Окраска, форма, размер, повадки, питание.) Давайте расскажем Чепухарю, почему рыбы все разные. (Ответы детей).  Правильно, окраска помогает рыбам прятаться от хищников. Смотрите, как ловко спряталась камбала на дне морском, ее и не

видно. (Иллюстрации.) А разноцветных коралловых рыбок совсем не видно в кораллах и водорослях тропических морей.

- Ребята, все рыбы не могут жить без воды. Среда обитания у них одинаковая, только различаются речные рыбы, которые живут в пресной воде, и морские, которые живут в соленой морской воде. - А как рыбки рождаются? (Ответы детей).

- Большинство рыб откладывает икру, из икры появляются мальки. А некоторые сразу рождают живых рыбок.

2. Физминутка «Пять маленьких рыбок»

Пять маленьких рыбок плескались в реке.

(Имитация движения рыб)

Лежало большое бревно на песке.

(Развести руки в стороны)

Первая рыбка сказала: - нырять здесь легко.

(Имитация ныряния)

Вторая сказала: ведь здесь глубоко.

(Грозят указательным пальцем)

Третья сказала: мне хочется спать.

(Руки сложить под ухо)

Четвертая стала чуть-чуть замерзать.

(Потереть кистями плечи)

Пятая крикнула: здесь крокодил,

(Руками имитируют пасть крокодила)

Плывите скорее, чтоб не проглотил.

(Убегают)

Чепухарь, а теперь наши ребята тебе еще раз расскажут по схеме, чем  

отличаются рыбы от птиц и животных, а ты смотри и запоминай. (Дети  

рассказывают по схеме.)

Среда обитания + чешуя + плавники + хвост + обтекаемая форма тела + жабры + появление мальков из икры или рождение живых мальков

Чепухарь. Ну, теперь я никогда не спутаю рыб. Давайте мне картинки, я выберу всех рыб. (Чепухарь выбирает рыб, выбирает подводную лодку и броненосца.) Вот, смотрите, какие рыбы. Правильно я угадал? (Дети исправляют Чепухаря, говорят, что у броненосца есть чешуя, но это -  

животное, доказывают, а подводная лодка похожа, но она неживая...)

-  Чепухарь, чтобы правильно узнать рыб, нужно,  чтобы все характерные черты были все сразу: и среда обитания, и чешуя, и плавники, и хвост, и обтекаемая форма тела, и жабры, и все остальное.  

Теперь понял?

Чепухарь. Понял, я еще потом потренируюсь.

3. Игра «Ловля рыб »

-А теперь давайте поиграем в игру «Ловля рыб».

Игроки делятся на две группы, становятся друг против друга. Одна группа - рыболовы (их меньше), другая - рыбы. Сначала между ними происходит разговор.

Рыб ы. Что вы вяжете?

Рыболовы. Невод.

Рыб ы. Что вы будете ловить?

Р ы б о л о в ы. Рыбу.

Рыбы. Какую?

Рыболовы. Щуку.

Рыбы. Ловите!

Рыболовы догоняют рыбу.

Игра повторяется, но каждый раз называется новая рыба.

Подведение итога

Дети, вам понравилась НОД? Чем мы сегодня занимались? Что нового узнали? Кому мы помогли?

Рефлексия

Дети еще  рассматривают алгоритм описания рыб. Рассматривают картинки рыб поближе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД ОО «Познавательное развитие» «Ребенок и окружающий мир» на тему: «Глазки береги».

Занятие этой тематики помогает детям понять для чего нужны глаза и как трудно жить человеку, когда  у него портится зрение или он его лишается вовсе. В процессе познания органов чувств дошкольник...

Конспект НОД по Познавательному развитию (ребенок и окружающий мир) с детьми 4-5 лет.

НОД по Познавательному развитию в интеграции с Художественно – эстетическим развитием для детей средней группы.Тема: «Птицы. Снегирь»     ...

Конспект НОД по Познавательному развитию (ребенок и окружающий мир) с детьми 4-5 лет.

Конспект НОД по Познавательному развитию. Окружающий мир и ребенок с детьми 4-5 лет.Тема: «Наш любимый плотник»...

Конспект НОД по Познавательному развитию (ребенок и окружающий мир) с детьми 5-6 лет.

Конспект НОД Познавательное развитие: "Ребенок и окружающий мир" Тема: "Животные разных стран"...