"По горам, по долам ходят шуба да кафтан"
методическая разработка по окружающему миру (средняя, старшая группа) по теме
Конструкт НОД для реализации ОО "Познавательное развитие" с детьми 4-5 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 52.04 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми
Разработчик:
Картавенко Н.В., МБДОУ ПГО «Чернышовский детский сад»
Тема: «По горам, по долам ходят шуба да кафтан».
Возрастная группа: средняя.
Форма совместной деятельности: НОД (познавательное, речевое, художественно-эстетическое, социально - коммуникативное и физическое развитие).
Форма организации: групповая.
Место проведения: музыкальный зал, где расположен экран, проектор с ноутбуком, стулья напротив экрана, вдоль окон столы для иллюстраций с изображением предметов одежды, у стены столы с вязаными изделиями.
Используемые технологии: игровая (путешествие в горы, на фабрику), ИКТ.
Средства:
Наглядные: электронная презентация «Овцы на пастбище» с аудиозаписью диалога пастуха, музыки, с фрагментами видео «Стрижка овец», «На ткацко-прядильной фабрике» на основе материалов Интернета; предметы, изготовленные из овечьей шерсти: вязаная кофта, носки, шарф, шапка, образец овечьей шерсти, нитки некрашеные и цветные, фигурка барашка.
Литературные: стихотворный текст пальчиковой гимнастики «Пряжа», загадка «По горам по долам ходят шуба да кафтан», словесное сопровождение игровых ситуаций: «Повернулись, покрутились – на фабрике очутились», «Мы ходили по горам, мы ходили по долам, и на фабрике бывали, ниток тоненьких напряли, а теперь вернёмся в садик, а теперь вернёмся к нам».
Музыкальные: пение птиц с музыкальным сопровождением «Garmoniya».
Материалы для детей: подбор иллюстраций одежды разных сезонов.
Оборудование: ноутбук, проектор, колонки, столы для демонстрационных материалов, длинный шнур.
Цель: обобщение и обогащение знаний детей 4-5 лет о домашних животных (барашке и овечке), приносимой ими пользе в процессе развития диалогической речи.
Задачи познавательного развития:
Обучающие: расширять и систематизировать знания детей о пользе некоторых домашних животных (овец), формировать понимание обобщающего слова «одежда».
Развивающие: развивать внимание, мышление, воображение при создании игровых ситуаций, умение рассуждать на доступном данному возрасту уровне. Развивать умение обследовать материалы (шерсть, нитки, предметы одежды) и отражать результаты в речи, выбирать предметы одежды для ранней весны.
Воспитательные: формировать познавательный интерес, умение воспринимать информацию.
Задачи речевого развития:
Обучающие: Познакомить детей с пословицей для обогащения словаря, со значением слов «долы» - «долины», «шерсть прядут», «фабрика», «ткут ткань». Уточнить в словаре значение слов «пастух», «пастбище», «пасутся». Учить участвовать в беседе, задавать вопросы и отвечать на них простыми и распространёнными предложениями.
Развивающие: Активизировать и закрепить в словаре детей названия предметов одежды: куртка, шуба, пальто, свитер, кофта и других. Развивать умение согласовывать прилагательное «шерстяной» с существительными, обозначающими предметы одежды. Развивать речь посредством пальчиковой гимнастики и литературных средств.
Воспитательные: Воспитывать вежливость.
Задачи социально-коммуникативного развития:
Обучающие: Формировать умение с помощью педагога участвовать в ситуации общения.
Развивающие: Развивать умение делать выбор в некоторых игровых ситуациях.
Воспитательные: Воспитывать положительные качества личности: отзывчивость, уважение к труду людей.
Задачи художественно-эстетического развития:
Обучающие: Обогащать эстетические впечатления.
Развивающие: Развивать умение выражать свое отношение к эстетике предметов одежды.
Воспитательные: Воспитывать эмоциональный отклик на красоту вязаных изделий.
Задачи физического развития:
Обучающие: Расширять представления о важности для здоровья умения одеваться по погоде. Познакомить с подвижной игрой «Барашек».
Развивающие: Развивать умение бегать врассыпную, не натыкаясь на предметы мебели и детей. Развивать равновесие в ходьбе между линиями.
Воспитательные: Воспитывать стремление одеваться по погоде для сохранения своего здоровья.
Этапы деятельности | Содержание деятельности | Действия, деятельность педагога | Действия, деятельность воспитанников | Планируемый результат |
1 часть: Организационная. Мотивация воспитанников к деятельности. Цель. Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне. | Вос-ль: (встречаю детей) Здравствуйте, ребята! Меня зовут Надежда Васильевна, Я работаю воспитателем в младшей группе Чернышовского детского сада. Со мной пришли взрослые, которые, как и я встревожены одним ужасным событием. Поздоровайтесь с ними. Хотите узнать, что именно случилось? Как только солнышко стало припекать, появились проталинки, один малыш из нашей группы, Сеня, стал говорить, что не надо тепло одеваться, ведь наступила весна. Вы согласны с ним? (Если соглашаются, то говорю: - А вы сегодня шли в садик в сандаликах, футболках и легких платьицах?) В какой одежде вы шли в садик? В теплой весенней или легкой летней? Подойдите к столу и выберите, пожалуйста, по картинке с одеждой. (Несколько детей спрашиваю индивидуально, что выбрали) Картинку с одеждой подходящей для сегодняшней прогулки положите на стол с красным кружочком. Одежду, не подходящую для прогулки, поместим на стол с синим кружком. Молодцы, ребята! Правильно выбрали одежду! А наш малыш капризничает и не хочет надевать ни куртку, ни теплую шапку и варежки, ни гамаши. Мама огорчается, мы беспокоимся, что он простынет и заболеет. И вдруг приходит к нам загадочное письмо, а там написано «По горам, по долам ходят шуба да кафтан». Ребята, шуба умеет ходить? А кафтаном раньше называли одежду, похожую на пальто. Сеня заинтересовался, что это за одежда, которая ходить умеет, и попросил, чтобы она к нам в детский сад пришла. А мы такой одежды не знаем, которая ходит! А вы знаете? Хотите разгадать эту загадку и помочь нам и Сениной маме? Если сказано «По горам, по долам ходят шуба да кафтан», то, наверное, нужно туда и идти! (Слайд №1 с аудиозаписью птиц) Пойдемте осторожно по узкой горной тропинке друг за другом. (Дети идут по шнуру под музыку – пение птиц (Garmoniya). (Младший воспитатель убирает веревку) Вот и пришли. Садитесь, ребята. | Здороваюсь Стимулирую любознательность и интерес Создаю условия для активизации опыта детей Обвожу рукой для формирования обобщающего понятия Создаю игровую ситуацию, усиливаю мотивацию Показываю ходьбу по шнуру, сохраняя равновесие Предлагаю сесть | Здороваются Слушают Отвечают на вопросы Выбирают и называют предметы одежды с ориентиром на сигнальный кружок Делают выбор, проявляют отзывчивость
Идут по шнуру, соблюдают очередность Садятся напротив экрана с проектором. | Внимательно воспринимают информацию педагога. Активизация в речи названия предметов одежды. Воспитание отзывчивости. Осуществляют условные действия в игре. Обогащение музыкальных впечатлений. |
2 часть: Основная. Поиск ответа на загадку. Цель. Опора на опыт детей, необходимый для «открытия нового знания», выработка навыка действий по освоенному алгоритму в практической деятельности (исследовательская деятельность) | Вос-ль: Ребята, кого вы видите в горной долине? (Овец) (Слайд №2) Что делают овцы? (Едят, щиплют траву, гуляют) Про овец говорят: пасутся. Вос-ль: Знаете ли, где они пасутся? Овцы пасутся на пастбище. Что такое пастбище? (Место, где пасут домашних животных: невысокие горы и долы, т.е. долины, ровная земля, покрытые травой). Вос-ль: О домашних животных заботится человек. Кто же это? (Слайд №3) (Дядя. Пастух.) Это пастух. Что он делает? (Охраняет овец, следит за ними, чтобы не разбежались. Это значит – пасёт. (Слайд №4) Кто помогает пастуху? (Пастушья собака) Что она делает? (Защищает от волков, помогает пастуху гнать отару овец с одного пастбища на другое со свежей травой). (Слайд №5 с аудиозаписью) Вос-ль: Давайте, поздороваемся с пастухом. Пастух1: Здравствуйте! Вос-ль: Спросите пастуха, зачем ему так много овец? Пастух2: У овец очень теплая шуба из мягкой шерсти. За зиму она отрастает, становится длинной, - и мы её остригаем. | Руководит рассматриванием слайда Задаёт вопросы Объясняет понятия Комментирует высказывания Побуждает к вежливости Побуждает к диалогу | Рассматривают Отвечают на вопросы
Слушают Высказывают предположения Отвечают на вопросы Здороваются Спрашивают пастуха Слушают | Проявляют умения рассуждать на элементарном соответствующем возрасту уровне Проявляют умение отвечать простыми и распространёнными предложениями Проявляют вежливость Проявляют интерес к информации, которую получают в процессе общения. |
. | Вос-ль: Но ведь им будет холодно! Да, ребята? Пастух3: А вы подумайте, когда овцам станет жарко, и их можно будет остричь? Вос-ль: Когда растает снег, станет жарко. Пастух4: После стрижки им гораздо прохладнее. К осени шерсть снова вырастет. Это как у людей стрижка в парикмахерской. Посмотрите, как стригут овец (Слайд №6 Видео №1) Вос-ль: (показывает детям овечью шерсть) Вот она - шерсть! Какого она цвета? (Слайд №7 с овцами разного цвета: 1-я картинка ) Какого цвета шерсть у этих овец? (Серая, чёрная) 2-я картинка ) А у этих? (Рыжая, коричневая) А наощупь? (Мягкая, пушистая, тёплая) (Слайд №8 с аудиозаписью) Вос-ль: Давайте спросим, куда увозят шерсть и что с ней делают? Пастух5: Вам нужно отправиться на прядильно-ткацкую фабрику. Вос-ль: Давайте скажем спасибо пастуху за интересный рассказ и за его важный для всех людей труд. Теперь попрощайтесь. Пастух6: До свидания! Вос-ль: Мы отправимся на фабрику, куда увозят овечью шерсть. Встаньте и повторяйте за мной: «Повернулись, покрутились и на фабрике очутились!» Садитесь. | Поддерживает логическую цепочку Побуждает к рассуждению Демонстрирует видео Предоставляет материал для исследования, сопровождая вопросами Побуждает к благодарности и вежливости Продолжает игровую сюжетную линию Предлагает повторить | Отвечают Думают, отвечают на вопрос Смотрят Исследуют на ощупь. Ответы детей Спрашивают пастуха Благодарят Прощаются
Дети повторяют слова и движения | Проявляют самостоятельность в выборе суждения Проявляют умение логически рассуждать на основе имеющихся знаний Проявляют умение словесно обозначить результат обследования Проявляют умения действовать по образцу Принимают изменение игровой ситуации |
(Слайд №9 Видео №2(ч1)) Шерсть очистили от мусора, травы, расчесали, чтобы шерстинки не были спутаны, и их легче было прясть, промыли. Как быстро прядут машины! (Остановка видео: рабочий опускает стеклянную защиту на станке) Давайте и мы попробуем: Пальчиковая гимнастика «Пряжа» (слова мои) Я кручу, кручу, кручу, (пальцами потирают, «скручивая») Нитку тонкую пряду. Нитку ровную спряду, Шерстяную ткань сотку.(ладонь на ладонь) Для пальтишка, для платка, (по себе проводят ладонями, рисуют в воздухе квадрат двумя руками) Для тёплого кафтанчика. (обхватывают себя руками за плечи) - Кафтанчиком раньше называли одежду, похожую на пальто. - Много ли пряжи мы напряли? (Показываю моток шерстяной пряжи) Какая пряжа цветом? А на ощупь? Из чего нитки спряли? Из шерсти? Значит, они шерстяные. Из ниток можно связать теплые вещи. Некоторые я принесла вам показать. Давайте подойдем к столам и посмотрим на шерстяные вещи. Вот - носки. Из чего они? Значит они какие? Шерстяные носки. Шапка какая? Шерстяную шапку. Шарф какой? Шерстяной шарф. Эти вещи связали из ниток серого, черного и коричневого цвета. А эти кофточки какого цвета? Красная и зеленая. Ребята, бывают овцы с шерстью такого цвета? Нет. А как нитки изменили цвет? (Их покрасили) Посмотрите, потрогайте, какие вещи мягкие, теплые, приятно их носить. Красивые? Нитки между собой переплетены, связаны, поэтому и вещи называют вязаными. Что ещё можно изготовить из ниток? Вернемся на фабрику и посмотрим (Слайд №10 Видео №2(ч2) Вос-ль: Ткут на станках тёплую ткань, из которой шьют одежду для прохладной погоды и даже для самой холодной, например: пальто. Помните, я говорила, что пальто раньше называли кафтан? (Показываю картинки с пальто) Многие пальто шьют из шерстяной ткани. Почему? Потому что она теплая. А шерсть для пальтовой ткани откуда взялась? (От овец) Можно нашему Сене сказать про любую одежду, изготовленную из овечьей шерсти, что она когда-то ходила по горам и долам, так? Значит, загадка «По горам, по долам ходят шуба да кафтан» про кого? (Про овечку и барана). Вос-ль: Пора нам возвращаться в садик, для этого нужно сказать: «Мы ходили по горам, мы ходили по долам, и на фабрике бывали, ниток тоненьких напряли, а теперь вернёмся в садик, а теперь вернёмся к нам». Вос-ль: (показываю фигурку барашка) Смотрите увязался за вами овечкин детёныш. Как называют детеныша? (Ягненок) Надо ему сделать загон: беритесь за руки, не выпускайте барашка. Игра «Барашек» (дети встают в круг, держатся за руки. «Я - барашек серенький с хвостиком беленьким, с вами поиграю, ребяток забодаю!» | слова, показывает движения Дает новую информацию Проводит пальчиковую гимнастику
Задаёт вопросы по исследуемому материалу Обобщает полученные знания Обогащает знания детей
| Смотрят видео Повторяют движения Исследуют и отвечают на вопросы Отгадывают загадку Отвечают на вопросы
| Проявляют умение отвечать простыми и распространёнными предложениями Показывают умение повторять слова и тонкие движения пальцами и руками Демонстрируют элементарные исследовательские умения | |
Побуждает к повторению рифмовки Организует логическое рассуждение с помощью последовательных вопросов Способствует развитию речи Активизирует словарь
| Повторяют стихотворение
Рассуждают Делают вывод: отгадывают загадку
Повторяют слова Слушают Называют детеныша | Проявляют умение откликаться на изменение игрового сюжета Способны к простейшим логическим рассуждениям и умозаключениям Проявляют умение действовать в соответствии с правилами игры | ||
3. Рефлексия. Цель. Осознание детьми своей деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всей группы. | Ребята, понравилось вам искать отгадку? Что понравилось больше всего? Что узнали нового? Что делают из шерсти? Шерстяную одежду. Что бы вы посоветовали Сене, как нужно одеваться ранней весной? А сами как будете одеваться? Почему? | Активизирует обсуждение. Побуждает выразить свое отношение к сбережению здоровья. | Делятся впечатлениями. Выражают свое мнение | По наводящим вопросам педагога способны выразить свое мнение и отношение к сохранению здоровья. |
4. Открытый конец НОД | Вос-ль: Ребята, если овцы так полезны для людей, а работа пастуха важна, хотите завести свое стадо? Я вам оставлю овечек и барашков. Но шерсть у них уже остригли, а на улице еще холодно, поэтому вы можете со своим воспитателем сделать им пушистую шубку, как я сделала. Я вам подарю мешочек со всем необходимым для изготовления шубки. Вос-ль: Мне было очень интересно с вами искать отгадку. Теперь вы можете в группе завести свое стадо, играть в пастуха или в игру «Барашек», для этого я подарю вам маску ягненка. А мне пора вернуться в свой детский сад и рассказать Сене и ребятам отгадку, кто ходил по горам – по долам. Спасибо вам за помощь! До свидания! | Побуждает к выбору различных видов деятельности в продолжение темы. Побуждает к вежливости | Слушают Делают выбор Прощаются | Проявляют умение выбора деятельности |
Литература: Примерная основная образовательная программа «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015
В электронной презентации, музыкальном сопровождении использованы материалы Интернета:
- https://go.mail.ru/search_images?fr=mailru&fm=1&q=%D0%9F%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%83%D1%85%20%D0%BF%D0%B0%D1%81%D0%B5%D1%82%20%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%86%20%D0%BD%D0%B0%20%D0%BF%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B1%D0%B8%D1%89%D0%B5#urlhash=7280905605315256429
- https://go.mail.ru/search_images?fr=mailru&fm=1&q=%D0%9F%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%83%D1%85%20%D0%BF%D0%B0%D1%81%D0%B5%D1%82%20%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%86%20%D0%BD%D0%B0%20%D0%BF%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B1%D0%B8%D1%89%D0%B5#urlhash=3737160253249004755
- https://bytrina11.ru/wp-content/uploads/2012/11/Rabota-chabanaust.jpg
- https://i.pics.livejournal.com/kot_de_azur/31835946/454620/454620_original.jpg
- http://magspace.ru/uploads/2016/12/04/auto_05-130_dca35_3894d6c3_orig.jpg
- https://sueveriya.ru/wp-content/uploads/2015/02/43.jpg
- http://y.delfi.lv/norm/98210/3218906_5FghBQ.jpeg
- http://fresher.ru/manager_content/images2/kak-zhivut-chabany-na-polonine/big/9.jpg
- https://go.mail.ru/search_video?q=%20%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE%20%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B6%D0%BA%D0%B0%20%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%86%20%D0%BD%D0%B0%20%D1%81%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C&fr=mailru&fm=1
- https://go.mail.ru/search_video?fr=mailru&sbmt=1522820332956&fm=1&q=+%D0%BF%D1%80%D1%8F%D0%B4%D0%B8%D0%BB%D0%BD%D0%BE-%D1%82%D0%BA%D0%B0%D1%86%D0%BA%D0%BE%D0%B5+%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B8%D0%B7%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE&d=783070570&sig=edd6e35ad3&s=ok.ru
- http://klub-drug.ru/wp-content/uploads/2014/02/podelki-koza-9.png
- http://dresscoat.ru/palto/palto_zima/
- https://jaguar40.ru/shop/polupalto-muzhskoe-svetlo-seroe/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД "Ходит сон по горе..."
Конспект непосредственно образовательной деятельности "Ходит сон по горе..." Образовательная область "Познание"...
"По горам, по долам..."
План-конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по познавательно-исследовательской деятельности (познание)...

Конспект занятия по рисованию "По горам, по долам..."
Задачи:Обучающие: Учить передавать в рисунке свои представления о природных ландшафтах. Инициировать создание сюжета на фоне горного пейзажа. Показать средства изображения сюжетной (смысловой) св...
конспект "По горам, по долам"
пластилинография...

конспект занятия для старшего возраста" По горам,по долам ходит шуба и кафтан."
В ходе занятия дети знакомятся с животными,обитающими в Чувашии,о пользе шерсти для изготовлении одежды для людей.Учатся бережно относиться к вещам,как результату труда людей.Проводят эксперимент по о...
Конспект занятия по рисованию с элементами рисования «По горам по долам»
Конспект занятия по рисованию с элементами рисования «По горам по долам»...

Конспект занятия по рисованию с элементами аппликации "По горам, по долам ..." подготовительная группа
Открытое занятие по рисованию с элементами аппликации прошло интересно. дети трудились с удовольствием. Их заинтересовала тема и техника выполнения работы. Педагоги тоже оставили положительные отклики...