"По горам, по долам..."
план-конспект занятия на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podgotovila.docx | 19.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовила: Вострякова С.В.
План-конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми
старшего дошкольного возраста
по познавательно-исследовательской деятельности (познание)
«По горам, по долам…»
Программное содержание: закрепить знания детей русских народных сказок; их своеобразие, язык, персонажи, композиционное построение.
Учить высказывать свое мнение о произведении, правильно оценивать поступки персонажей сказки, сравнивая положительное и отрицательное. Закрепить умение давать точную характеристику героев народных сказок. Упражнять в умении досказывать сказки.
Развивать логическое мышление, умение сопоставлять, сравнивать при разгадывании небылиц, путаниц.
Развивать умение детей разыгрывать сценки из сказок. Воспитывать артистические качества, раскрывать творческий потенциал.
Закрепить знания детей о художнике-иллюстраторе Рачеве.
Упражнять в передаче характерных признаков предмета или персонажа, рисовать крупно, на весь лист.
Создавать изображение по представлению.
Воспитывать интерес к р. н. с., к драматизации и рисованию.
Материал: Иллюстрации к р. н. с., выполненным художником Рачевым; задания в грибочках (объемные игрушки), театральные костюмы, два мольберта, бумага А-3, фломастеры, дубовые листочки за правильный ответ, картинки с изображением персонажей сказок. Узенькая полоска из плотной ткани для мостика, шнур. Шоколадные шишки для сюрпризного момента.
Предварительная работа: Чтение р. н. с., рисование персонажей сказок или предметов из сказок, драматизация сказок. Помещение украсить старинными вещами, создать впечатление, что дети оказались в сказке. Стулья поставить по двум сторонам комнаты, на стенах висят 4 картины к р. н. с. художника Рачева. Мольберты стоят по две стороны комнаты, на них прикреплены бумага А-3 с двух сторон. Фломастеры лежат на мольберте.
Ход занятия:
Дети заходят и садятся на стулья. Их встречает воспитатель в одежде сказочницы.
С.: Здравствуйте, дети. Мне очень приятно, что вы решили прийти ко мне в гости. Вы попали в настоящую сказку. Ребята, а вы знаете р. н. с.? Назовите мне, пожалуйста.
Д.: (называют).
С.: Вот, спасибо. Я и не думала, что вы столько сказок знаете. Вы, настоящие знатоки сказок. Не хотите поиграть в игру-викторину «По дорогам сказок».
Д.: Хотим.
С.: В этой игре вы покажете все свои знания о р. н. с. Но чтобы было интереснее играть мы с вами поделимся на две команды. Одна команда будет называться «Аленушка», а вторая «Иванушка». А чтобы вы не забыли кто, в какой команде, я раздам вам эмблемы. Там изображены Аленушка и Иванушка.
С.: Вы готовы? Я буду задавать вопросы по очереди, сначала одной команде, а потом другой.
Сказочница достает из лукошка один грибочек, открывает его и читает задание.
С.: Задание № 1. «Узнай персонажей сказки».
Нужно ребята посмотреть на эти иллюстрацию и сказать, из какой сказки этот персонаж, как его зовут и охарактеризовать. Задание понятно? Начинает команда «Аленушка».
Д.: к. «А» - на этой картинке изображена Машенька и медведь из сказки «Маша и медведь».
Маша – умная, догадливая, смелая, хитрая, рукодельница, трудолюбивая. Очень любит бабушку и дедушку.
Медведь – доверчивый, добрый, простой, бесхитростный.
С.: Теперь команда «Иванушка».
Д.: к. «И» - на этой картинке изображены персонажи сказки «Кот, петух и лиса»
Кот – трудолюбивый, заботливый, добрый. Не оставляет друга в беде.
Петух – доверчивый, глупый, простачок. Всем и всему верит.
Лиса – хитрая, коварная, умная. Придумывает много способов, чтобы украсть петуха.
С.: Молодцы, хорошо справились с заданием. Вот вам по дубовому листику за правильные ответы. У какой команды будет больше, та и победит. Продолжим дальше. (Достает второй гриб и достает из него следующее задание и читает).
Задание № 2. «Отгадай и спой песню»
С.: Нужно вспомнить и спеть песенки из сказок. Для к. «И» из сказки «Колобок», а для к. «А» из сказки «Волк и семеро козлят». Начинает команда «И».
И.: Я, колобок, колобок, (дети поют песню).
А.: Козлятушки, ребятушки (дети поют песню).
С.: А теперь послушайте песенку, кто быстрее узнает, из какой это сказки? (Включает запись песенки из сказки «Кот, петух и лиса» и песенку из сказки «Снегурушка и лиса»).
К. «А»: Это из сказки «Кот, петух и лиса».
К. «И»: Это из сказки «Снегурушка и лиса».
С.: Командам вручаю вторые дубовые листочки. Переходим к третьему заданию. Сказочница достает из лукошка третий грибочек.
Задание № 3. «Узнай сказку по картине».
Какой художник нарисовал иллюстрации, которые висят у нас на стенах? К каким сказкам он их нарисовал? Команда «А» подойдет к этим иллюстрациям, а команда «И» к этим. Вы внимательно рассмотрите их.
Дети встают и подходят к иллюстрациям, рассматривают.
На иллюстрациях изображены сюжеты из сказок: « Гуси-лебеди», «Зимовье», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Снегурочка».
С.: Кто первым начнет отвечать? Начинайте к. «И».
К.«И»: На первой картине нарисована Баба-Яга и гуси-лебеди, из сказки «Гуси-лебеди». Баба-Яга отправляет гусей-лебедей в погоню за Машей и Ваней. На второй картине изображены кот, петух, свинья, баран и бык из сказки «Зимовье». Они строят себе зимовье, чтобы пережить зиму.
К. «А»: На нашей первой картине нарисованы сестрица Аленушка и братец Иванушка. Из сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Здесь Иванушка пьет из лужи и превращается в козленочка.
На второй картине изображены бабушка и дедушка из сказки «Снегурочка». Дедушка и бабушка лепят из снега Снегурочку.
С.: Молодцы, правильно все ответили. А нарисовал все эти иллюстрации к сказкам художник Рачев. Вам понравились эти иллюстрации? Надеюсь, вы запомните его и его иллюстрации. Вот вам по листику за ваши ответы. Садитесь на свои места, и продолжим игру.
С.: Следующее задание.
Задание № 4. «Театральное».
С.: Сейчас мы с вами посмотрим сценки из сказок, а вы должны будете отгадать из каких это сказок.
Выходит лиса и колобок.
Лиса колобку: Кто ты такой? Какой ты румяный, пышный и пахнет от тебя так вкусно. Колобок: А ты отгадай, кто я такой. Для того чтобы меня сделать, по амбару мели, по сусекам скребли, на сметане мешали, да в печку сажали.
Лиса: Да неужели ты… не может быть! (Оглядывается по сторонам). Только что-то здесь народу многовато. Может, мы с тобой, пойдем, прогуляемся.
Колобок: Да. Проводи меня до дедушки и бабушки. Наверно, они меня уже заждались.
Лиса и колобок уходят.
С.: Какая команда догадалась, из какой это сказки?
К. «И»: Это из сказки «Колобок».
С.: Смотрим дальше.
Заходит заяц, он идет и плачет. Садится на пенек.
Заяц: Что же мне делать, как мне быть. Кто же мне поможет? Ведь я такой маленький, слабый, а она большая и злая.
Идет петух с косой на плечах. Видит плачущего зайца и говорит в сторону: Зайчик и плачет.
Петух: Зайчик, что ты плачешь, слезы горькие льешь или кто тебя обидел?
Заяц: Как же не плакать. Она такая хитрая, злая и всех зверей напугала.
Петух: Да неужели она такая страшная? Пойдем, я тебе помогу.
Заяц с петухом уходят.
С.: Команда «А» узнали сказку?
К. «А»: Это из сказки «Заяц, лиса и петух».
С.: Вот вам призы за правильные ответы.
С.: Чтобы узнать какое следующее задание, нужно пройти по узенькому мостику и перепрыгнуть через ручеек. Идемте все за мной.
С. показывает как выполнить задание. Дети идут по узенькой полосе, стараясь сохранить равновесие. Затем перепрыгивают через шнур.
С.: Вот и дошли до следующего задания.
Задание № 5. «Художники».
С.: Нужно нарисовать сюжет из сказки. Выходите по двое детей из команды и получите задание, кому, из какой сказки рисовать. А мы потом постараемся отгадать. Подходите к мольбертам, там для вас есть и бумага и фломастеры.
С. дает всем задание. Нарисовать команде «А» сюжеты к сказкам «Репка», «Царевна Лягушка». Команде «И» сюжеты к сказкам «Теремок», «Лисичка со скалочкой». Дети начинают рисовать.
С.: Пока они рисуют, мы продолжим нашу игру.
Задание № 6. «Сказки спутались».
С.: Слушайте, что нужно делать в следующем задании. Все сказки в моем лукошке спутались. Даже не знаю, какие герои, из каких сказок.
С.: Сидит волк у проруби и приговаривает: «По щучьему велению, по моему хотению, ловись рыбка большая и маленькая». Потяжелел хвост, стал Волк его тянуть, никак не вытянет. Позвал Волк бабку, бабка – внучку, внучка – Жучку. Какие здесь спрятались сказки?
К. «А»: Здесь перепутались сказки «Лисичка-сестричка и серый волк», «По щучьему велению», «Репка».
С.: Для команды «И». Выпил Иванушка водички из копытца и превратился в бычка со смоляным бочком. Увидала это Аленушка и заплакала. А Иванушка говорит : «Не плачь, Аленушка, а помоги мне лучше влезть в левое ухо, а вылезти из правого, и я снова стану братцем…».
К. «И»: Здесь сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Смоляной бычок», «Хаврошечка».
С.: Как вы хорошо знаете р. н. с. Молодцы, вот вам призы.
С.: А теперь команды встанут и подойдут к мольбертам, команда «А» к мольбертам команды «И». А команда «И» к мольбертам Команды «А». Пройдем опять по нашему мостику. Старайтесь не упасть с него.
Дети идут по мостику к мольбертам.
Посмотрите внимательно, сможете отгадать, к каким сказкам они нарисовали сюжет или предметы.
К. «И»: На первом рисунке нарисован сюжет к сказке «Репка». Дед тянет репку. На втором рисунке сюжет к сказке «Царевна Лягушка». Лягушка держит стрелу.
С.: Правильно они догадались?
Д.: Да.
К. «А»: На первом рисунке нарисован сюжет к сказке «Теремок». В поле стоит теремок и рядом мышка. На втором рисунке сюжет к сказке «Лиса со скалочкой». Здесь стоит лисичка со скалочкой.
С.: Ну что, правильный ответ?
Д.: Да.
С.: Давайте дадим нашим художникам по листику за такие хорошие работы. Вы сразу узнали персонажей сказок.
С.: Теперь вернемся по нашему мостику на свои места.
Дети возвращаются по мостику на свои места.
С.: Сосчитаем, по сколько у вас получилось дубовых листочков.
Дети вместе со сказочницей считают количество листочков.
Определяют победителей.
С.: Вы так хорошо знаете р. н. с., что у вас получилось одинаковое количество листочков. Мне очень было приятно провести эту игру-викторину.
С.: А теперь я приглашаю вас на прощальный хоровод.
Хоровод: «Хоровод в лесу» муз. М. Иорданского.
С.: На прощание я приготовила вам сказочные сюрпризы.
Сказочница раздает шоколадные шишки с сюрпризом.
Дети благодарят Сказочницу и уходят.
Литература: Русские народные сказки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
" Долой психологические нагрузки"
Для психологической разгрузки и восстановления комфортности после проведенного занятия, для детей можно организовать произвольное рисование. Необходимо взять листы белой бумаги( формат бол...
Конспект занятия по рисованию "По горам, по долам..."
Задачи:Обучающие: Учить передавать в рисунке свои представления о природных ландшафтах. Инициировать создание сюжета на фоне горного пейзажа. Показать средства изображения сюжетной (смысловой) св...
"По горам, по долам ходят шуба да кафтан"
Конструкт НОД для реализации ОО "Познавательное развитие" с детьми 4-5 лет...
конспект "По горам, по долам"
пластилинография...
конспект занятия для старшего возраста" По горам,по долам ходит шуба и кафтан."
В ходе занятия дети знакомятся с животными,обитающими в Чувашии,о пользе шерсти для изготовлении одежды для людей.Учатся бережно относиться к вещам,как результату труда людей.Проводят эксперимент по о...
Конспект занятия по рисованию с элементами рисования «По горам по долам»
Конспект занятия по рисованию с элементами рисования «По горам по долам»...
Конспект занятия по рисованию с элементами аппликации "По горам, по долам ..." подготовительная группа
Открытое занятие по рисованию с элементами аппликации прошло интересно. дети трудились с удовольствием. Их заинтересовала тема и техника выполнения работы. Педагоги тоже оставили положительные отклики...