"По горам, по долам..."
план-конспект занятия на тему

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по познавательно-исследовательской деятельности (познание)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotovila.docx19.04 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовила:                                                                  Вострякова С.В.

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми

старшего дошкольного возраста

по познавательно-исследовательской деятельности (познание)

«По горам, по долам…»

Программное содержание: закрепить знания детей русских народных сказок; их своеобразие, язык, персонажи, композиционное построение.

Учить высказывать свое мнение о произведении, правильно оценивать поступки персонажей сказки, сравнивая положительное и отрицательное. Закрепить умение давать точную характеристику героев народных сказок. Упражнять в умении досказывать сказки.

Развивать логическое мышление, умение сопоставлять, сравнивать при разгадывании небылиц, путаниц.

Развивать умение детей разыгрывать сценки из сказок. Воспитывать артистические качества, раскрывать творческий потенциал.

Закрепить знания детей о художнике-иллюстраторе Рачеве.

Упражнять в передаче характерных признаков предмета или персонажа, рисовать крупно, на весь лист.

Создавать изображение по представлению.

           Воспитывать интерес к  р. н. с., к драматизации и рисованию.

Материал: Иллюстрации к р. н. с., выполненным художником Рачевым; задания в грибочках (объемные игрушки), театральные костюмы, два мольберта, бумага А-3, фломастеры, дубовые листочки за правильный ответ, картинки с изображением персонажей сказок. Узенькая полоска из плотной ткани для мостика, шнур. Шоколадные шишки для сюрпризного момента.

Предварительная работа: Чтение р. н. с., рисование персонажей сказок или предметов из сказок, драматизация сказок. Помещение украсить старинными  вещами, создать впечатление, что дети оказались в сказке. Стулья поставить по двум сторонам комнаты, на стенах висят 4 картины к р. н. с.  художника Рачева. Мольберты стоят по две стороны комнаты, на них прикреплены бумага А-3 с двух сторон. Фломастеры лежат на мольберте.

Ход занятия:

Дети заходят и садятся на стулья. Их встречает воспитатель в одежде сказочницы.

С.: Здравствуйте, дети. Мне очень приятно, что вы решили прийти ко мне в гости. Вы попали в настоящую сказку. Ребята, а вы знаете р. н. с.? Назовите мне, пожалуйста.

Д.: (называют).

С.: Вот, спасибо. Я и не думала, что вы столько сказок знаете. Вы, настоящие знатоки сказок. Не хотите поиграть в игру-викторину «По дорогам сказок».

Д.: Хотим.

С.: В этой игре вы покажете все свои знания о р. н. с.  Но чтобы было интереснее играть мы с вами поделимся на две команды. Одна команда будет называться «Аленушка», а вторая «Иванушка». А чтобы вы не забыли кто, в какой команде, я раздам вам эмблемы. Там изображены Аленушка и Иванушка.

С.: Вы готовы? Я буду задавать вопросы по очереди, сначала одной команде, а потом другой.

Сказочница достает из лукошка один грибочек, открывает его и читает задание.

С.: Задание № 1. «Узнай персонажей сказки».

Нужно ребята посмотреть на эти иллюстрацию и сказать, из какой  сказки этот персонаж, как его зовут и охарактеризовать. Задание понятно? Начинает команда «Аленушка».

Д.: к. «А» - на этой картинке изображена Машенька и медведь из сказки «Маша и  медведь».

Маша – умная, догадливая, смелая, хитрая,  рукодельница, трудолюбивая. Очень любит бабушку и дедушку.

Медведь – доверчивый, добрый, простой, бесхитростный.

С.: Теперь  команда «Иванушка».

Д.: к. «И» - на этой картинке изображены персонажи  сказки «Кот, петух и лиса»

Кот – трудолюбивый, заботливый, добрый. Не оставляет друга в беде.

Петух – доверчивый, глупый, простачок. Всем и всему верит.

Лиса – хитрая, коварная, умная. Придумывает много способов, чтобы украсть петуха.

С.: Молодцы, хорошо справились с заданием. Вот вам по дубовому листику за правильные ответы. У какой команды будет больше, та и победит. Продолжим дальше. (Достает второй гриб и достает из него следующее задание и читает).

Задание № 2. «Отгадай и спой песню»

С.: Нужно вспомнить и спеть песенки из сказок. Для к. «И»  из сказки «Колобок», а для к. «А» из сказки «Волк и семеро козлят». Начинает команда «И».

И.:   Я, колобок, колобок, (дети поют песню).

А.:    Козлятушки, ребятушки (дети поют песню).

С.: А теперь послушайте песенку, кто быстрее узнает, из какой это сказки? (Включает запись песенки из сказки «Кот, петух и лиса» и песенку  из сказки «Снегурушка и лиса»).

К. «А»:  Это из сказки «Кот, петух и лиса».

К. «И»: Это из сказки «Снегурушка и лиса».

С.: Командам  вручаю вторые дубовые листочки.  Переходим к третьему заданию. Сказочница достает из лукошка третий грибочек.

Задание № 3. «Узнай сказку по картине».

Какой художник нарисовал  иллюстрации, которые висят у нас на стенах? К каким сказкам он их нарисовал? Команда «А» подойдет к этим иллюстрациям, а команда «И» к этим. Вы внимательно рассмотрите их.

Дети встают и подходят к иллюстрациям, рассматривают.

На иллюстрациях изображены сюжеты из сказок: « Гуси-лебеди», «Зимовье», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Снегурочка».

С.: Кто первым начнет отвечать? Начинайте к. «И».

К.«И»:  На первой картине нарисована Баба-Яга и гуси-лебеди, из сказки «Гуси-лебеди». Баба-Яга отправляет гусей-лебедей в погоню за Машей и Ваней. На второй картине изображены кот, петух, свинья, баран  и бык из сказки «Зимовье». Они строят себе зимовье, чтобы пережить зиму.

К. «А»:  На нашей первой картине нарисованы сестрица Аленушка и братец Иванушка. Из сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Здесь Иванушка пьет из лужи и превращается в козленочка.

 На второй картине  изображены бабушка и дедушка из сказки «Снегурочка». Дедушка и бабушка лепят из снега Снегурочку.

С.: Молодцы, правильно все ответили. А нарисовал все эти иллюстрации к сказкам художник Рачев. Вам понравились эти иллюстрации? Надеюсь, вы запомните его и его иллюстрации. Вот вам по листику за ваши ответы. Садитесь на свои места, и продолжим игру.

С.: Следующее задание.

Задание № 4.  «Театральное».

С.: Сейчас мы с вами посмотрим сценки из сказок, а вы должны будете отгадать из каких это сказок.

Выходит лиса и колобок.

Лиса колобку: Кто ты такой?                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          Какой ты румяный, пышный и пахнет от тебя так вкусно. Колобок: А ты отгадай, кто я такой.  Для того чтобы меня сделать, по амбару мели, по сусекам скребли, на сметане мешали, да в печку сажали.

Лиса: Да неужели ты… не может быть! (Оглядывается по сторонам). Только что-то здесь народу многовато. Может, мы с тобой, пойдем, прогуляемся.

Колобок: Да. Проводи меня до дедушки и бабушки. Наверно, они меня уже заждались.

Лиса и колобок уходят.

С.: Какая команда догадалась, из какой это сказки?

К. «И»: Это из сказки «Колобок».

С.: Смотрим дальше.

Заходит заяц, он идет и плачет. Садится на пенек.

Заяц: Что же мне делать, как мне быть. Кто же мне поможет? Ведь я такой маленький, слабый, а она большая и злая.

Идет петух с косой на плечах. Видит плачущего зайца и говорит в сторону: Зайчик и плачет.

Петух: Зайчик, что ты плачешь, слезы горькие льешь или кто тебя обидел?

Заяц: Как же не плакать. Она такая хитрая, злая и всех зверей напугала.

Петух: Да неужели она такая страшная? Пойдем, я тебе помогу.

Заяц с петухом уходят.

С.: Команда «А» узнали сказку?

К. «А»: Это из сказки «Заяц, лиса и петух».

С.: Вот вам призы за правильные ответы.

С.: Чтобы узнать какое следующее задание, нужно пройти по узенькому мостику и перепрыгнуть через ручеек. Идемте все за мной.

С. показывает как выполнить задание. Дети идут по узенькой полосе, стараясь сохранить равновесие. Затем перепрыгивают через шнур.

С.: Вот и дошли до следующего задания.

Задание № 5. «Художники».

С.: Нужно нарисовать сюжет из сказки. Выходите по двое детей из команды и получите задание, кому, из какой сказки рисовать. А мы потом постараемся отгадать. Подходите к мольбертам, там для вас есть и бумага и фломастеры.

С. дает всем задание. Нарисовать команде «А» сюжеты к сказкам «Репка», «Царевна Лягушка». Команде «И» сюжеты к сказкам «Теремок», «Лисичка со скалочкой». Дети начинают рисовать.

С.: Пока они рисуют, мы продолжим нашу игру.

Задание № 6. «Сказки спутались».

С.: Слушайте, что нужно делать в следующем задании. Все сказки в моем  лукошке спутались. Даже не знаю, какие герои, из каких сказок.

С.: Сидит волк у проруби и приговаривает: «По щучьему велению, по моему хотению, ловись рыбка большая и маленькая». Потяжелел хвост, стал Волк его тянуть, никак не вытянет. Позвал Волк бабку, бабка – внучку, внучка – Жучку. Какие здесь спрятались сказки?

К. «А»: Здесь перепутались сказки «Лисичка-сестричка и серый волк», «По щучьему велению», «Репка».

С.: Для команды «И». Выпил Иванушка водички из копытца и превратился в бычка со смоляным бочком. Увидала это Аленушка и заплакала. А Иванушка говорит : «Не плачь, Аленушка, а помоги мне лучше влезть в левое ухо, а вылезти из правого, и я снова стану братцем…».

К. «И»: Здесь сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Смоляной  бычок», «Хаврошечка».

С.: Как вы хорошо знаете р. н. с. Молодцы, вот вам призы.

С.:  А теперь команды встанут и подойдут к мольбертам, команда «А» к мольбертам команды «И». А команда «И» к мольбертам  Команды «А». Пройдем опять по нашему мостику. Старайтесь не упасть с него.

Дети идут по мостику к мольбертам.

Посмотрите внимательно, сможете отгадать, к каким сказкам они нарисовали сюжет или предметы.

К. «И»: На первом рисунке нарисован сюжет к сказке «Репка». Дед тянет репку. На втором рисунке сюжет к сказке «Царевна Лягушка». Лягушка держит стрелу.

С.: Правильно они догадались?

Д.: Да.

К. «А»: На первом рисунке нарисован сюжет к сказке «Теремок». В поле стоит теремок и рядом  мышка. На втором рисунке сюжет к сказке «Лиса со скалочкой». Здесь стоит лисичка со скалочкой.

С.: Ну что, правильный ответ?

Д.: Да.

С.: Давайте дадим нашим художникам по листику за такие хорошие работы. Вы сразу узнали персонажей сказок.

С.: Теперь вернемся по нашему мостику на свои места.

Дети возвращаются по мостику на свои места.

С.: Сосчитаем, по сколько у вас получилось дубовых листочков.

Дети вместе со сказочницей считают количество листочков.

Определяют победителей.

С.: Вы так хорошо знаете р. н. с., что у вас получилось одинаковое количество листочков. Мне очень было приятно провести эту игру-викторину.

С.: А теперь я приглашаю вас на прощальный хоровод.

          Хоровод: «Хоровод в лесу» муз. М. Иорданского.

С.: На прощание я приготовила вам сказочные сюрпризы.

Сказочница раздает шоколадные шишки с сюрпризом.

Дети благодарят Сказочницу и уходят.

Литература: Русские народные сказки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Долой психологические нагрузки"

Для  психологической разгрузки и восстановления комфортности после проведенного занятия, для детей можно организовать произвольное рисование. Необходимо взять листы белой бумаги( формат бол...

Конспект занятия по рисованию "По горам, по долам..."

Задачи:Обучающие: Учить передавать в рисунке свои представления о природных ландшафтах. Инициировать создание сюжета на фоне горного пейзажа. Показать средства изображения сюжетной (смысловой) св...

"По горам, по долам ходят шуба да кафтан"

Конструкт НОД для реализации ОО "Познавательное развитие" с детьми 4-5 лет...

конспект "По горам, по долам"

пластилинография...

конспект занятия для старшего возраста" По горам,по долам ходит шуба и кафтан."

В ходе занятия дети знакомятся с животными,обитающими в Чувашии,о пользе шерсти для изготовлении одежды для людей.Учатся бережно относиться к вещам,как результату труда людей.Проводят эксперимент по о...

Конспект занятия по рисованию с элементами рисования «По горам по долам»

Конспект занятия по рисованию с элементами рисования «По горам по долам»...

Конспект занятия по рисованию с элементами аппликации "По горам, по долам ..." подготовительная группа

Открытое занятие по рисованию с элементами аппликации прошло интересно. дети трудились с удовольствием. Их заинтересовала тема и техника выполнения работы. Педагоги тоже оставили положительные отклики...