Конспект занятия "Матрешка- символ русской души"
план-конспект занятия по аппликации, лепке (младшая группа)
Матрёшка…эта русская красавица покорила сердца любителей народной игрушки во всём мире. Но матрёшка – это не просто сувенир для туристов, она является символом, хранительницей исконной русской культуры.
Матрёшка стала символом нашей страны потому, олицетворяет дружбу и любовь, пожелание счастья и благополучия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_matreshka_simvol_dushi_russkoy.docx | 21.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия
ПР. Тема: «Матрешка- символ души русской»
Цель:
Познакомить детей с русской народной деревянной игрушкой.
Задачи:
Познакомить детей с матрёшкой (история создания, материал, внешний вид, особенности росписи).
Развивать интерес детей к народному творчеству; творческие способности детей через приобщение к народному творчеству и прикладному искусству; умение украшать силуэт матрешки разнообразными узорами.
Воспитывать любовь к народному искусству, аккуратность при работе с бумагой и клеем.
Словарная работа: Матрёшка, народная игрушка, деревянная, расписная, сарафан, фартук, мастер.
Оборудование: Деревянная игрушка матрёшка, волшебная шкатулка, силуэт матрёшки, кисти, клей, салфетки, узоры и украшения для оформления матрёшки.
Используемые технологии: Игровые, технология исследовательской деятельности,
здоровьесберегающие , технологию личностно- ориентированного
взаимодействия педагога с детьми.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций с изображением матрёшки, чтение произведений устного народного творчества ( потешки, загадки) слушание музыкальных фольклорных композиций, разучивание подвижной игры.
Основная часть
Воспитатель: Дети, садитесь поудобнее, начнём нашу деятельность. У меня здесь сундучок стоит. Его подарила мне моя бабушка и слова такие говорила: «Вот тебе, внученька, сундук, а в нем диво дивное, диво чудесное и расписное. Мне его моя матушка, прабабушка твоя, оставила, береги его!» Вот я, ребята, его и берегу!
Воспитатель: ребята, как вы думаете - что в нём?
Дети: …
Воспитатель: хотите узнать? Я загадаю вам загадку, а вам нужно будет отгадать её.
Есть для вас одна игрушка,
Не лошадка, не Петрушка.
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко
Наша….
Дети: русская матрешка!
Семёновская матрёшка.
Мы из тихого, зеленого городка Семёнова!
Мы в гости к вам пришли
И букет цветов садовых
Вам в подарок принесли.
Воспитатель: в городе Семёнов есть центр по росписи матрёшек. Отсюда и название - Семёновская матрёшка. Особенность росписи этой игрушки в том, что весь фартук этой матрёшки занимают букеты цветов. А на голове у матрешки что?
Дети: Платок.
Воспитатель: платок завязан как?
Дети: на узелок.
Воспитатель: дети, посмотрите и скажите - какие цвета в росписи используют художники?
Дети: жёлтый, зелёный, малиновый, красный.
Воспитатель: Молодцы! А сейчас встаньте, мы немного отдохнем:
Физкультминутка "Матрешки":
Мы, матрешки, вот такие крошки.
(Руки на поясе, дети выполняют приседания с поворотами вправо и влево)
Посмотрите, вот у нас красные сапожки.
(Руки на поясе, показать ножки в сапожках; поочереди левую и правую)
Мы, матрешки, хлопаем в ладошки,
(хлопают в ладошки)
Посмотрите, вот у нас розовые щечки
(Растирание руками щек)
Мы, матрешки, вот такие крошки
(Руки на поясе, приседания с поворотами вправо и влево)
Посмотрите, вот у нас яркие платочки.
(Повороты головы вправо-влево, взявшись за «кончики платочков»)
- Расписали русские художники матрёшку на славу: чёрные глазки, чёрные брови, губки алые бантиком, румянец на щечки лег, прикрыл голову веселый платочек, свесилась из - под него толстая коса.
- Ребята, а вы знаете стихи про матрешку?
1 ребенок:
Деревянные подружки
Любят прятаться друг в дружке,
Носят яркие одёжки,
Называются-матрёшки.
2 ребенок:
Подарили Маше
Матрешку – нету краше!
Вся такая ладная:
Яркая, нарядная!
Воспитатель:
- Молодцы! А знаете ли вы, ребята, из чего сделана Матрешка? И кто ее изготовил для вас?
Ответы детей: из дерева … художник, мастер.
Правильно. Ее изготавливают из дерева, липы или березы. Дерево сначала сушат, затем распиливают на бруски. Из них и вытачивают фигурки. Затем фигурку обрабатывают шкуркой и расписывают её, украшают красками, разрисовывая ей платок, сарафан. У каждого мастера была своя манера росписи, поэтому матрёшки все разные, у каждой свой характер. После того как расписали, покрывают лаком.
Воспитатель:
Да. Они игрушки знатные, складные и ладные. Матрёшки всюду славятся, они нам очень нравятся.
Ребята, к нам в садик привезли матрешек, которых не успели раскрасить на фабрике. Посмотрите на них. И лицо, и платок раскрашены, а платье из простой белой ткани. Матрешкам так обидно, ведь у их подружек такие красивые наряды. Я предлагаю вам стать настоящими мастерами и помочь нашим Матрешкам. Вы согласны? Тогда приглашаю вас в мастерскую.
(Воспитатель помогает детям занять места за столом для творчества, на котором заранее приготовлены: шаблоны плоскостной матрешки на каждого ребенка, элементы декора (различные виды цветов, ягод и т.д.), клей, кисточки, салфетки).
Вот и мы с вами будем наряжать, изготавливать каждый свою матрёшку (вспоминают правила работы с клеем). Ну, что ж, друзья, за работу.
Детям предлагается картонный шаблон, который они по своему усмотрению декорируют, используя различные виды декора.
(Во время работы звучат народные хороводные мелодии)
Воспитатель: Молодцы! Замечательные матрёшки у вас получились.
- А о чём вы думали, когда выполняли свою работу?
(ответы детей)
(Воспитатель говорит слова на фоне музыки)
Прекрасный мир вещей. Накоплен был веками.
Хранит их каждый дом, а может быть – музей.
Умейте рисовать и сотворять руками
Все то, что может радовать друзей.
Пусть они останутся у вас как памятный подарок о нашем творчестве. Ведь подарок, сделанный своими руками самый дорогой.
Итог занятия:
- Ребята, а давайте вспомним с какой игрушкой вы сегодня познакомились?
Дети: С матрёшкой.
Воспитатель: А из чего матрёшка сделана?
Дети: Из дерева.
Воспитатель: А какие у нас получились матрёшки?
Дети: Нарядные, красивые.
Воспитатель: А вам понравилась эта игрушка, вы будете с ней играть.
Дети: Да
Воспитатель: Молодцы. Сегодня, мы познакомились с Матрешкой, узнали из чего она сделана, и будем играть с игрушкой бережно и аккуратно.
Ну, а сейчас пришло время расставаться. До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Русская песня, русская душа" (подготовительная группа)
Цель занятия - пробуждение и поддержание интереса к народным традициям и русской музыкальной культуре....
Конспект мастер-класса на тему: "Русские народные игры "Распотешься, разыграйся русская душа""
Всем известно что ФГОС ДО ориентированы на воспитание и развитие у дошкольников личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности своего народа. Фольклор несёт в себе ...
Конспект занятий на тему:«Русская песня, русская душа»
laquo;Русская песня, русская душа»...
Конспект НОД по познавательному развитию «Береза – символ русской души»
Конспект напрвлен на формирование у детей представлений о русской березе, ставшей символом России, расширить кругозор о красоте русской природы....
Русские матрешки - символ России, русской души и материнства
Данный материал преставляет собой сценарий праздника, посвященного замечательному празднику - Дню матери. Здесь можно найти интересные стихи, песни и танцы, которые не оставят равнодушным ни одн...
" МАТРЁШКА - СИМВОЛ РОССИИ И РУССКОЙ ДУШИ" мастер - класс для педагогов.
ЦЕЛЬ: Познакомить педагогов с историей возникновения матрёшки, учить поэтапно раскрашивать матрёшку красками на деревянной основе, прививать интерес к русской народной культуре. МАТЕРИАЛ: карандаш,л...
Конспект ОД в старшей группе по аппликации с использованием элементов пластилинографии «Берёза – символ русской души»
Конспект ОД в старшей группе по аппликации с использованием элементов пластилинографии«Берёза – символ русской души»Интеграция образовательных областей: познавательное раз...