Исследовательский проект "Откуда берется пыль?"
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему
Цель исследования: выяснение причин образования пыли
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskiy_proekt_otkuda_beretsya_pyl.docx | 334.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Исследовательский проект на тему «Откуда берётся пыль?»
Воспитатель МДОБУ №105 г.Сочи : Чепаускас Татьяна Николаевна
Мальцева Алиса, 7 лет, воспитанница подг.гр «Б»
Тема моей работы - пыль.
Мы вместе с мамой каждый день протираем полированную мебель, но вечером на ней появляется пыль. Мы озадачены: что такое пыль и откуда она берется?
Цель: 1. Рассказать откуда появляется и берется пыль в воздухе, квартире или вашем доме.
2. Определить уровень загрязнённости воздуха помещений детского сада.
Задачи:
1.узнать:
- что такое пыль и её состав;
- откуда берется пыль в квартире и как с ней бороться?;
2. провести эксперименты дома и в детском саду и ответить на вопросы:
- Почему накапливается пыль в квартире, в которой никто не живет?
- Определить уровень загрязненности помещений.
- Вредна ли пыль?
Источники информации:
энциклопедия,
ресурсы интернета
1. Теоретическая часть.
Мы с мамой нашли научные статьи о пыли в энциклопедии,
изучили материал в интернете. И вот что узнали интересное…
Пыль представляет собой микрообломки веществ разного происхождения – будь то глина, песок, частицы шерсти, ороговевшие чешуйки кожи, кристаллики сахара или соли, цветочная пыльца и многое другое. Полный состав пыли определить довольно сложно, ведь даже в разных комнатах одной квартиры она может иметь совершенно разный состав.
К примеру, в одной из комнат находится старый поролоновый диван, тогда как в другой живет домашнее животное, или, допустим, в спальне много растений. По этой причине в одной из комнат в пыли будут преобладать частицы поролона, во второй – шерсть животного, а в третьей – пыльца и продукты деятельности растений.
Состав пыли
При определении состава пыли из разных источников оказалось, что происхождение приблизительно четвертой части всей пыли определить невозможно.
Вместе с ветром в поход отправляется вулканический пепел, дым, цветочная пыльца, а также высохшие останки животных, растений и многое другое. Кроме земных объектов в пыли содержатся также остатки космических метеоров, которые сгорели в атмосфере.
Частички из-за своих микронных размеров не оседают, постоянно находясь в воздухе.
На Россию ежегодно оседают десятки миллионов тонн пыли. Процентов семьдесят ее рождены природой, а оставшиеся тридцать — человеком. Это в основном отходы от сжигания минерального топлива — нефти, газа, угля, дерева. Так вот, наиболее существенным источником естественной (природной) пыли является почва. Выдуваемые ветрами частицы земли поднимаются высоко в небо и переносятся на многие сотни километров. Океанская пыль — маленькие кристаллики солей, выбрасываемые морями в воздух, - на втором месте. Конечно же, в атмосферу попадают не сами кристаллы, а мельчайшие капельки воды, возникающие при волнении и разрушении поднимающихся со дна водоемов пузырьков воздуха. (Кстати, именно поэтому возле морей воздух кажется соленым и пахнет водорослями). Капли мгновенно высыхают, и воздух насыщается солями. Так же, как и частицы почвы, кристаллики поднимаются высоко над землей и парят в соединении с водяными парами в виде облаков.
Вообще, пыль — это очень маленькие частички различных веществ, которые не так уж и безопасны для нашего организма, как казалось бы на первый взгляд.
Мельчайшие частицы имеют неприятное свойство накапливаться и становиться причиной сразу многих проблем – от неопрятности квартиры до возникновения аллергических заболеваний.
Пыль в нашей квартире
Согласно экспериментам ученых, пыль собирается даже в тех квартирах, в которых хорошо заперты окна и двери. Так, в ходе проведенного эксперимента, в такой квартире накопилось за 14 дней около 12 тысяч пылевых частиц на каждом квадратном сантиметре пола и мебели. По результатам исследований, состав пыли вышел следующим:
- минеральные частицы – 35%;
- неизвестные составляющие – 24%;
- чешуйки кожи – 19%;
- текстильные и бумажные волокна – 12%;
- пыльца цветов – 7%;
- сажа и дым – 3%.
2. Практическая часть.
Опыт №1. Почему накапливается пыль в квартире, в которой никто не живет?
В одной из комнат мы плотно закрыли окна и двери и также 14 дней не заходили туда. В комнате находился старый диван, шкаф с книгами, на стене и полу лежал шерстяной ковёр, на окнах плотные шторы. За 2 недели в помещении накопилось много пыли.
Мы с мамой узнали, что после 10 лет службы начинает разрушаться поролоновая мебель, в результате чего выделяется масса негативных веществ, которые оседают на тумбочках, шкафах, столах и полу.
При этом я поняла, что пыль имеет свойство собираться на определенных материалах и предметах, которые притягивают ее.
К примеру, эту роль в нашей комнате исполнили настенные и напольные ковры, старые книги, мягкие игрушки, стопки газет, шторы.
Частицы пыли в воздухе могут держаться достаточно долго, а некоторые оседают буквально через несколько минут после того, как поднимутся. Их скорость передвижения можно объяснить массой и размерами.
Частицы пыли больших размеров скапливались в самом низу на горизонтальных поверхностях, и мы избавились от них при помощи пылесоса.
Ну, а почему накапливается пыль в квартире, в которой никто не живет? Все очень просто. Во-первых, никакая самая тщательная уборка не может поменять состав воздуха в помещении. Мы уехали, а пыль еще долго будет оседать. Как раз к нашему возвращению воздух за счет осевшей пыли станет более или менее чистым, зато мебель, полы — все покроется тысячами и тысячами частиц. Во-вторых, даже плотно закрытые окна и двери для пыли особой преграды не представляют. Была бы щелочка, а пыль, будьте уверены, ее найдет!
Таким образом, ученые установили, а я это увидела в своём опыте, что пыль в комнате оседает крайне медленно, и даже плотно закрытые окна и двери не станут препятствием для появления пыли в изолированной квартире.
Если в комнате постоянно находятся и перемещаются люди, в ней всегда будут появляться все новые частицы пыли. С улицы домой можно занести силикатную и цементную пыль, металлическую пыль, резиновую пыль, пыльцу растений и тополиный пух. Если же в ней будут играть дети, количество мусора резко возрастет.
Я рассказала об этом в детском саду. И мы с нашим воспитателем Татьяной Николаевной решили провести исследование по определению уровня загрязнённости воздуха следующих помещений детского сада:
- групповая комната
- раздевалка
- кабинет заведующей
Опыт №2.
Этап первый:
Мы намазали вазелином полоски белой картонной бумаги и прикрепили полоски бумаги в групповой комнате, раздевалке, кабинете заведующей, чтобы понаблюдать в каких из них экологическое пространство более запылённое. При проведении данного эксперимента наша жизнь шла своим чередом. Спустя 5 дней все полоски были собраны для тщательного осмотра.
Мы рассматривали полоски невооружённым взглядом и через лупу.
На них мы увидели прилипшие черные точки, волоски, загрязнение. Рассмотрев, распределили места по степени загрязнённости:
- групповая комната
- раздевалка
- кабинет заведующей
II этап. Определение санитарных условий работы кабинетов.
Было проведено анкетирование среди тех людей, которые непосредственно занимаются, проводят рабочий день в этих помещениях: помощник воспитателя группы, заведующая, технический персонал, который убирает кабинет заведующей.
- Вопросы для анкеты:
- Сколько раз в день в помещении проводиться влажная уборка?
- Сколько человек в среднем посещают данное помещение?
- Переобуваетесь ли Вы?
- Какие материалы присутствуют в вашем помещении?
В связи с чем была составлена таблица:
Кабинеты | Кол-во уборок в день | Кол-во человек, занимающих помещение | Наличие второй обуви | Материалы, присутствующие в кабинете |
групповая комната | 2 | 28 | Да | Дерево (мебель, паркет), текстиль(шторы, ковры, мягкие игрушки), игрушки |
| 2 | 56 | Да | Дерево (мебель, паркет), текстиль (шторы, одежда детей) |
| 1 | 1 | да | Дерево (мебель, паркет), текстиль (шторы, ковёр) |
Из таблицы видно, что наиболее посещаемая комната – это раздевалка. Судя по полоске, это не самое загрязнённое помещение. Почему? Утром и вечером в раздевалку заходят родители, родители не надевают бахилы. И на обуви заносят частички пыли с улицы. Дети переобуваются в раздевалке утром, после прогулки днем и во второй половине дня. Они тоже заносят пыль.
Групповая комната. Здесь грязнее всего. Это оттого что большую часть дня дети проводят именно здесь. Ковры и шторы – это источники пыли. Ковер притягивает пыль больше других, и с его поверхности очень сложно убрать ее. В помещении много игрушек, в том числе и мягкие.
Кабинет заведующей посещает наименьшее количество людей, но это не самое чистое помещение в детском саду. Вероятно потому, что в обстановке присутствует текстиль (на полу лежит ковёр, на окнах плотные шторы), который вбирает в себя пыль. Ухаживать за ними сложнее.
В заключение мы провели анкетирование среди детей группы и родителей, попросив их ответить на вопрос «Влияет ли пыль на здоровье человека?» и выяснили: большинство ребят считает, что пыль оказывает влияние на наш организм, поэтому-то и нужно постоянно следить за чистотой воздушного пространства нашего помещения. Родители все считают, что пыль вредна и для садика нужна сменная обувь, постоянные влажные уборки, проветривание помещений и др.
Вредна ли пыль?
К примеру, при перемещении человек поднимает в воздух и пыль. Подобная пыль часто попадает в наши легкие. Если же дышать пылью постоянно – существует вероятность возникновения хронических недугов дыхательной системы. Поэтому люди, которые беспокоятся о своем здоровье, должны думать и о чистоте воздуха помещения, в котором они находятся, своевременно проводить уборку от пыли, используют специальные приспособления (щетку для пыли, пылесос и пр.).
Экологи всего мира единодушны во мнении о том, что пыль небезопасна для здоровья человека. В первую очередь от нее страдают аллергики.
По статистике, каждый пятый житель нашей планеты в той или иной мере подвержен аллергии на пыль. Это заболевание выражается по-разному. Если одни всего лишь чихают, то у других может развиться астма – смертельно опасное заболевание.
Но, безусловно, самым большим вредом пыли является распространение эпидемий. Пыль кочует из дома в дом, перенося с собой кучи болезнетворных микробов, бактерий, грибков и вирусов, через дыхательные пути проникает в организм человека и заражает его инфекцией.
Итак, пыль сильно влияет на организм человека: у людей засоряются легкие, появляется аллергия и развиваются разнообразные болезни.
Пыль в помещении может содержать целый ряд различных аллергенов. Тем не менее, в воздухе наиболее опасными являются частицы домашних клещей, табачного дыма и прочих элементов.
Это… клещи — микроскопические живые существа, живущие в домашней пыли. Их около пятидесяти видов, и питаются они омертвевшими чешуйками человеческой кожи. Клещики обитают в подушках, постельном белье, мягкой мебели, скоплениях пыли на полу, особенно в укромных местах, куда не достает веник и не попадают сквозняки. В квартиру они залетают вместе с теми же сквозняками, часто мы заносим их в одежде.
А это "пыльные" клещи. Они питаются вашей кожей. Их очень много в вашем матрасе. Их может жить почти миллион на один квадратный метр.
Вреда от них мало, но у некоторых людей они сами и их выделения могут вызвать аллергию.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании полученной информации и результатов можно сделать следующие выводы:
Здоровье – это капитал, данный нам не только природой от рождения, но и теми условиями, в которых мы живем.
- Каждому ребёнку, каждому взрослому хочется жить в чистой, уютной комнате. Но одного желания мало. О чистоте и порядке в комнате надо постоянно заботиться, не жалея труда. Надо заботиться о том, чтобы в помещении было чисто, уютно, чтобы в нем было удобно жить, заниматься.
Для поддержания чистоты требуется большой и упорный труд, дома — труд мамы или других членов семьи, в группе — труд помощника воспитателя и дежурных. Каждый мальчик, каждая девочка должны ценить и уважать этот благородный труд, который идет на пользу всем взрослым и детям. Нельзя самим сорить, надо требовать, чтобы и другие дети этого не делали. Надо по мере своих сил помогать родителям убирать комнату. И особое внимание должно быть уделено борьбе с пылью.
- Когда позволяет погода, форточки следует оставлять открытыми весь день. В холодную погоду проветривание группы проводится по графику. Сквозное проветривание проводится в отсутствие детей во время прогулки.
- Перед входом в детский сад помещают скребки и деревянные решетки для очистки обуви от грязи. В тамбуре у входа настилают специальные коврики. Во избежание проникновения пыли в здание с улицы дети пользуются сменной обувью.
- Мебель и оборудование протирают влажной тряпкой, игрушки моют. Влажную уборку помещения проводят 2 раза в день.
Почему необходимо убирать помещение только влажным способом? Потому, что при подметании сухой щеткой или сухим веником, большая часть пыли не удаляется из комнаты. Она поднимается в воздух и затем опять оседает на пол, на стены, на мебель, на продукты и т. д. Пыль оседает и на нашу кожу. Она попадает в глаза. Пыль вместе с воздухом мы вдыхаем через нос и рот. Это очень вредно для здоровья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ «ОТКУДА БЕРЕТСЯ ЗВУК?»
В ходе познавательно-исследовательской деятельности дети устанавливают путем экспериментирования процесс улавливания звука животными, зависимости размера ушей и жизнедеятельности животных....
Исследовательская работа "Откуда берется звук?"
Способствовать созданию условий для творческого самовыражения ребенка, учитывая его индивидуальные возможности....
Исследовательская работа "Откуда берется творог"
Краткосрочный исследовательский проект "Откуда берется творог"...
Исследовательский проект "Откуда берется бумага?"
Исследовательский проект...
Исследовательская деятельность в старшей группе "Откуда берется дождь?"
Исследовательская деятельность в старшей группе "Откуда берется дождь?"...
Технологическая карта ОС. Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе "Откуда берется звук?". Воспитатель Тарасенко Валентина Владимировна
Тема: «Откуда берется звук?»Цель: Создать условия для знакомства детей с принципами образования и улавливания звука.Задачи: Организовать деятельность детей по закреплению навыков словообразования, упо...
Исследовательская работа "Откуда берется звук"
laquo;Дитя хочет спонтанно выражать себя через звук и шум и хочет открывать новые звучания. Это будит фантазию и инициативу» ( В.Келлер)...