Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию целостной картины мира и расширению кругозора «В гостях у Королевы Стеклянной страны»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему
- Развивать у детей познавательный интерес, мыслительную деятельность, делать умозаключения
- Формировать умение устанавливать связи между назначением предмета, его формой, структурой стекла, из которого он изготовлен
- Формировать умение проводить элементарные опыты и эксперименты со стеклом
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Познакомить детей со свойствами стекла | 33.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно образовательной деятельности
по формированию целостной картины мира и расширению кругозора
- Возрастная группа детей:
Средняя
- Тема непосредственно образовательной деятельности:
«В гостях у Королевы Стеклянной страны»
- Цель:
- Познакомить детей со свойствами стекла:
Психолого-педагогические задачи:
- Развивать у детей познавательный интерес, мыслительную деятельность, делать умозаключения
- Формировать умение устанавливать связи между назначением предмета, его формой, структурой стекла, из которого он изготовлен
- Формировать умение проводить элементарные опыты и эксперименты со стеклом
- Расширять словарный запас детей
- Вырабатывать умение нестандартно мыслить и импровизировать; находить прямую и косвенную связь между исходным объектом и объектом («другом»), который назван ребёнком (д/и, ТРИЗ)
- Воспитывать аккуратность при работе со стеклом
- Интегрируемые образовательные области:
Познавательное развитие
Социально-коммуникативное
Речевое развитие
Художественно-эстетическое развитие
- Виды детской деятельности, лежащие в основе организации совместной деятельности
Познавательно-исследовательская
Коммуникативная
Игровая
Восприятие художественной литературы
- Предварительная работа:
Чтение сказки К. Чуковского «Федорино горе»
Заучивание правила обращения со стеклом в стихотворной форме
Отгадывание загадок про стеклянные предметы
- Словарная работа:
стеклянный
стекло -
бесцветное
цветное
прозрачное
цветное
хрустальное
хрупкое
звенящее
хворь
- Методы и приёмы:
ИКТ
ТРИЗ
Беседа
Наглядный
Игровой
Проблемные, поисковые вопросы
Сравнение
Эвристический
Практический
Наглядный
Художественное слово
- Оборудование и материалы:
Компьютер
Проектор
Демонстрационный экран для показа слайдов
Электронная презентация «В гостях у Королевы Стеклянной Страны»
Халаты белые детские
Одноразовые шапочки
Королева Стеклянной Страны (винтажная стеклянная ваза)
Стража (большие стеклянные сосуды)
Разнообразные стеклянные предметы
Предметы из материалов, имитирующих стекло
- Последующая работа:
Просмотр электронной презентации – сказки «Стеклодув»
Д/у «Из какого материала сделан предмет?»
Д/у «Чем похожи, чем отличаются» (сравнение стекла и пластмассы)
Изготовление
Ход:
1 часть
Слайд №1 Титульный лист
- Дети, отгадайте загадку:
На окошечках - простое,
А в бутылочках - цветное,
Не бежит, не льётся,
А ударишь – разобьётся!
(Стекло)
- Дети, как вы думаете, почему я вам прочитала загадку про стекло, никто не догадался? (Высказывания детей.) Да потому, что сегодня на нашу электронную почту пришло необычное письмо, нам пишет сама Королева Стеклянной Страны! Хотите послушать! Внимание на экран!
Слайд №2
«Здравствуйте, дорогие дети! Пишет вам Королева Стеклянной Страны. Жители моей Страны все сделаны из стекла, и я хочу познакомить вас с ними. Если вы будете внимательными, то узнаете много интересного! Но прежде чем попасть в мою Стеклянную Страну, вам необходимо выполнить задание, только так вас пропустит моя стража!»
- Дети, вы хотите познакомиться с жителями Стеклянной Страны? Тогда внимательно слушайте задание! Перед вами предметы, изготовленные из различных материалов, но нам необходимо выбрать только стеклянные. Но как это сделать, ведь они все как будто изготовлены из стекла? (Дети высказывают свои предположения.)
- Разбить
- Потрогать
- Сжать
- Постучать
- Покрутить
Дети объясняют, почему необходимо произвести то или иное действие
- Давайте попробуем постучать! (Воспитатель предлагает ребёнку постучать палочкой по стеклянному предмету.)
- Правильно догадались! Оказывается, стекло можно отличить по мелодичному, звенящему звуку. Послушайте ещё раз! (Воспитатель демонстрирует звук, ударяя палочкой по стеклянному предмету.)
- Этот звенящий звук услышит королевская стража, и тогда мы попадём в Стеклянную Страну!
Опыт №1 Стекло звенит
Дети по очереди стучат палочкой по предмету и определяют, стеклянный это предмет или нет. Как только будут «проверены» все предметы, дети проходят через «стражников» в «Стеклянную Страну».
- Вывод: Стекло издаёт звонкий мелодичный звук
Дети под хрустальную музыку заходят в Стеклянную Страну
Звучит голос Королевы Стеклянной Страны:
- Здравствуйте, мои дорогие гости! Я очень ждала вас в свою Стеклянную Страну, чтобы познакомить с её жителями. Посмотрите, сколько их и все они сделаны из стекла!
Вот хрупкие вазы для цветов на тонких ножках, они так прекрасны! Посмотрите, какие здесь чудесные вазы для фруктов и конфет, они украсят самый изысканный стол!
А вот и пузатые графины. Они важны и сердиты, ждут – не дождутся, когда же в них нальют прохладной воды или вкусного сока!
Ровный ряд стаканов стоят, как стеклянные солдатики, словно ждут приказа, чтобы налили в них чай или молоко. «Наливайте нас до краёв и пейте на здоровье!» - звенят они. Каких стаканов только нет в моей стране! Звонкоголосые, хрустальные – это моя гордость (звук хрустальных стаканов.) А вот и стаканы из тонкого, звенящего стекла, с нарядными боками, украшенными цветами.
Здесь и любимые помощники заботливых хозяек – стеклянные банки, каких здесь только нет! И каждая нужна по-своему. Большие - для хрустящих огурчиков, другие – мал, мала, меньше, как матрёшки - сестрички для разных вкусностей, блестят своими стеклянными бочками - просто залюбуешься!
Есть в моей Стеклянной Стране и необычные предметы – пробирки, колбы, палочки и маленькие пузырьки, без них тоже не обойтись! Любую хворь прогонят лекарства, которые в них хранятся!
- Дети, посмотрите, что вы видите в Стеклянной Стране? (воспитатель)
Дети дополняют услышанное.
2 часть
- Дети, вам понравилось путешествие в Стеклянную Страну? Я предлагаю вам вернуться в детский сад в нашу лабораторию, чтобы ещё больше узнать о свойствах стекла. Но сначала давайте вспомним правила обращения со стеклом, нам его напомнит (имя ребёнка.)
Со стеклом будь осторожен.
Ведь оно разбиться может!
А разбилось - не беда,
Помогут верные друзья:
Шустрый веник, брат - совок
И для мусора бачок -
Вмиг осколки соберут,
Наши руки сберегут!
- Дети, я предлагаю вам пройти в нашу лабораторию и провести опыты, которые помогут вам познакомиться со свойствами стекла.
Воспитатель предлагает детям одеть халаты и шапочки.
Опыт № 2 Стекло прозрачное
- Дети, у вас на столе стоят стеклянные баночки. Я предлагаю вам спрятать в своей баночке камушек. Как вы думаете, у вас получится это сделать? (Предположения детей.) Давайте попробуем.
Вывод: Камушек видно, потому что стекло баночки прозрачное
- Я предлагаю вам внимательно рассмотреть стеклянные предметы и определить, какого они цвета. (Ответы детей: бесцветное, цветное - зелёное, коричневое и т.д.).
Как мы можем поиграть с разноцветным стеклом? (Посмотреть через него на окружающие нас предметы и увидеть их в том же цвете, что и стекло.)
- Вывод: Разноцветное стекло тоже прозрачное
Опыт № 3 а) Стекло тонкое, хрупкое
б) Стекло толстое, прочное
- Дети, я предлагаю вам выбрать предметы из толстого стекла и внимательно их рассмотреть. Как вы думаете, что произойдёт, если уронить предмет из толстого стекла на пол? (Предположения детей). Давайте, проверим! (Воспитатель просит ребёнка уронить на пол стакан из толстого стекла.)
- Как вы думаете, что произойдёт с предметом из тонкого стекла, если его нечаянно уронить? (Ответы детей. Затем воспитатель показывает детям осколки стекла, предварительно разбитого тонкостенного стакана)
- Вывод: Толстое стекло прочное, не бьётся.
Тонкое стекло хрупкое, бьётся
Опыт № 4 Стекло гладкое или шероховатое
Воспитатель предлагает взять в руки стеклянные предметы, лежащие на столах, и потрогать их. Спрашивает, какие ощупь стеклянные предметы. (Дети отвечают, что |гладкие, холодные, ребристые.)
- Вывод: Стекло бывает гладкое и шероховатое (ребристое)
Опыт № 5 Стекло непроницаемое
- Дети, перед вами два стакана, один бумажный, другой – стеклянный. Как вы думаете, что произойдёт, если мы нальём в каждый из них воду? (Предположения детей.) Давайте проверим!
- Вывод: Стакан из стекла не пропускает воду, а бумажный пропускает.
Дидактическая словесная игра «Кто мой друг» (технология ТРИЗ)
Ход игры:
Ведущий (воспитатель или ребёнок) объявляет себя объектом предметного или природного мира и предлагает детям назвать друга (другой объект) прямо или косвенно связанного с ним по смыслу. Например, «Я – стеклянная ваза. Кто мой друг?» (вопрос каждый раз повторяется перед ответом следующего ребёнка).
Примерные ответы детей:
- Я – стеклянная ваза. Кто мой друг?
- Твой друг – стеклянные предметы, потому что ваза тоже сделана из стекла
- Твой друг – цветы, потому что цветы ставят в вазу
- Твой друг – вода, потому что воду наливают в вазу
- Твой друг – магазин, потому что ваза продаётся в магазине
- Твой друг – стол, потому что ваза стоит на столе
Объект из стекла | «Друг» |
Ваза | Цветы, покупатель, вода, магазин, деньги, стол и т.д. |
Витрина | Продукты, покупатель, деньги и т.д. |
Стакан | Молоко, вода, человек, рот и т.д. |
Аквариум | Вода, рыбки и т.д. |
Пузырёк | Врач, лекарство, аптека, аптекарь, руки и т.д. |
Оконное стекло | Снег, дождь, мороз, ветер, человек, лёд и т.д. |
Электрическая лампочка | Выключатель, комната, люстра, светильник, человек, продавец, рука, ночь, кровать и т.д. |
Рефлексия
- Что нового вы сегодня узнали?
- Чему научились, чего раньше не умели?
- Чему ещё хотели бы научиться?
- Что вы чувствовали? (Было трудно, грустно, радостно, весело, не интересно, остались очень довольны и почему?)
- Как нашли решение? (в случае, если было трудно)
- Дети, сегодня вечером я предлагаю вам посмотреть сказку о мастере, который делает стекло
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности Формирование целостной картины мира, расширение кругозора Тема: Беседа «Наши мамы»
Данное занятие знакомит детей с общественным праздником «День матерей»Учить доброму, внимательному отношению к матери...
Конспект непосредственной образовательной деятельности формирование целостной картины мира для детей второй младшей группы "Сад - огород"
Конспект непосредственной образовательной деятельности формирование целостной картины мира для детей второй младшей группы "Сад - огород"...
Конспект непосредственно образовательной деятельности формирование целостной картины мира "Теремок"
Конспект непосредственно образовательной деятельности по формирование целостной картины мира "Теремок" младший дошкольный возраст...
Конспект непосредственно образовательной деятельности Формирование целостной картины мира. Акция «Елочка колкая иголочка» подготовительной к школе группы
Воспитывать экологическое мировоззрение: вызвать отрицательное отношение к тем, кто наносит вред природе....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию целостной картины мира и расширению кругозора на тему: "Мой любимый Апшеронск!"
НОД помогает закрепить знания детей о природе Апшеронского района; воспитать любовь к природе родного края, развивать общую моторику, координацию речи с движением; подкрепить положительную мотивацию д...
Конспект непосредственной образовательной деятельности Формирование целостной картины мира и расширение кругозора Тема: «Здоровей-ка»
Конспект занятия - развлечения для детей с ОВЗ подготовительной к школе группы. В конспекте представлен материал по формировонию зорового образа жизни. Занятие проводилось совместно с родителями, неко...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию. (Формирование целостной картины мира и расширение кругозора) с использованием опытно-экспериментальной деятельности. Тема: «В царстве снежной Королевы»
Цель: Активизировать познавательный интерес к зимним явлениям. Формировать представления о свойствах снега. Научить решать познавательные задачи и делать выводы в процессе экспериментировани...