Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию. (Формирование целостной картины мира и расширение кругозора) с использованием опытно-экспериментальной деятельности. Тема: «В царстве снежной Королевы»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Иванова Анна Сергеевна

Цель: Активизировать познавательный интерес к зимним явлениям. Формировать представления о свойствах снега. Научить решать познавательные задачи и делать выводы в процессе экспериментирования, используя карточки- символы. Развивать мышление, творческое воображение. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_zanyatiya.docx25.03 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию.  (Формирование целостной картины мира и расширение кругозора) с использованием опытно-экспериментальной деятельности.

Тема: «В царстве снежной Королевы»

Цель: Активизировать познавательный интерес к зимним явлениям. Формировать представления о свойствах снега. Научить решать познавательные задачи и делать выводы в процессе экспериментирования, используя карточки- символы. Развивать мышление, творческое воображение. 

Материалы и оборудование: одноразовые тарелочки для снега (на каждом столе по глубокой и плоской тарелке), снег, лупы по количеству детей, по половине разрезанного апельсина на салфетке, ложка одноразовая, три емкости воды, кружочки разного цвета, наглядные модели снежинок с обозначением свойств снега, салфетки и полотенце, медальоны-снежинки для сюрпризов на каждого ребенка, аудиозапись.

Ход занятия:

С  целью концентрации внимания до начала занятия в приемной проводиться эмоциональный настрой на занятие.  Педагог предлагает детям пройти в группу и поприветствовать гостей.

Организационный момент

 

Педагог:  Ребята, сегодня пришли к нам гости, давайте их поприветствуем.

Дети:  Здравствуйте.

Педагог организовывает детей  построиться  в круг

Дружно за руки возьмёмся,

И  друг другу улыбнёмся.

Педагог: Ребята, вы любите путешествовать?

Дети: Да. 

Педагог: Сегодня я предлагаю вам отправиться в познавательное и увлекательное путешествие, а к кому вы узнаете, отгадав загадку:

Эта женщина прекрасна,

Красота её опасна.

Может взглядом погубить,

Сердце в миг оледенить.

Вся она полна коварства,

В ледяное ее царство,

Если кто - то попадет,

То, пожалуй, пропадет.

Кто эта красавица,

Что коварством славится?

Властная, мятежная

Дети: королева Снежная.

Педагог: правильно ребята сегодня мы отправимся в царство Снежной королевы. Вы готовы?

Дети: Да.

Педагог: тогда в путь ребята.

Звучит волшебная музыка, включается светящейся шар. Дети идут за педагогом к снежной полянке.

Педагог: (Музыка выключается). Посмотрите как здесь красиво, вот мы с вами попали в царство Снежной Королевы.

Педагог: Ребята посмотрите, кажется под елочкой лежит письмо. Прочитаем от кого письмо?

Дети: Да.

Педагог достает конверт и читает.

В царстве  дальнем, в царстве белом,

среди снега, среди льдин

Я  живу, как королева,

холод – спутник мой один…

В  моем доме всюду стужа,

Я владею  царством льда,

И везде снежинки кружат,

Лед, снежинки- все вода…

Здравствуйте, ребята,  вы находитесь в  моем   царстве, где  вечная  зима. Я очень люблю  зиму.  Ребята,  а вы любите зиму?

Дети: Да.

Педагог:  Зимой погода бывает разной: то мороз ударит, то снегопад падает, то вьюга разыграется, а то и настоящая снежная буря – буран.  Ребята, что такое снегопад?

Дети: Когда с неба падает снег.

Педагог:  А что такое вьюга?

Дети: Сильный ветер со снегом.

Педагог: правильно ребята,  вьюга – это когда дует ветер и поднимает выпавший снег, и он кружится в воздухе.  

(Педагог выставляет картинки на магнитную доску, после чего предлагает детям поиграть в игру).

Педагог:  А теперь поиграем в игру «Собери картинку». У вас на столах лежат разрезные картинки, вам нужно собрать целую картину. Собрав вы должны угадать, что они обозначают.

        (Звучит музыка, дети собирают картинки)

Педагог: Молодцы с заданием вы справились правильно. Ребята снежная королева говорит, что в ее царстве  много снега и она  приглашает вас  в снежную лабораторию,  где вы станете учёными, мы будем выяснять, что такое вода и снег и какие у него свойства.

Педагог: Вы готовы отправиться в снежную лабораторию?

Дети: Да.

Звучит волшебная музыка дети за педагогом проходят под аркой в снежную лабораторию к столам.

Педагог: Вот мы и попали в снежную лабораторию. Я скажу волшебные слова «Вправо, влево повернитесь и в ученых превратитесь». Теперь мы с вами стали учёными. А кто такие учёные?

Дети: ответы детей.

Педагог: Это люди, которые что- либо изучают. А сейчас мы наденем специальную одежду, которая необходима для работы всем ученым.

Педагог  предлагает детям надеть халаты и шапочки, заранее приготовленные на подоконнике

Педагог предлагает детям присесть за первый стол.

Эксперимент №1. «Вода»

Педагог: Ребята сегодня мы познакомимся с четырьмя состояниями воды. И первый опыт мы будем проводить с водой. Посмотрите, ребята, у каждого из вас стоят по два скана в одном вода, в другом пусто. Ребята давайте попробуем перелить из одного стаканчика в другой. Льется вода?

Дети: Да.

Педагог: Значит, какая вода?

Дети: Жидкая.

Педагог: Правильно поскольку вода жидкая, может течь ее называют жидкостью это первое состояние воды.

Эксперимент №2. «Пар»

Педагог: Кто знает, что это такое?

Дети: Предполагаемые ответы детей.

Педагог: Правильно ребята, это термос. Кто может сказать, для чего люди используют термос? 

Дети: Предполагаемые ответы детей.

Педагог: Это сосуд, который долго сохраняет продукты горячими. Смотрите внимательно, я открываю крышку. Что вы видите?

Дети: пар. 

Педагог: Правильно из термоса идет пар.  Подношу к отверстию зеркало. Посмотрите, что появились на зеркале?

Дети: вода.

Педагог: правильно на зеркале можно увидеть капельки воды.

Педагог:  Откуда они взялись? 

Дети:  Предполагаемые ответы детей.

Педагог: Пар остыл и осел на стекло каплями воды.  Ребята, пар это тоже вода, но не простая, а газообразная. От большого нагревания вода превращается в пар. Где, в домашних условиях, можно увидеть пар? Пар это второе состояние воды.

 

Эксперимент №3. «Снег»

Педагог: Невидимые водяные пары поднимаются высоко в небо, где сильный холод. Там пары превращаются в крохотные кристаллики льда. Льдинки растут и  увеличиваются их лучики, и постепенно они  становятся красивыми снежинками. Когда они становятся тяжелыми, то они падают вниз. Сейчас ребята я предлагаю вам провести следующий опыт со снегом. Перед вами лежат контейнера со снегам, аккуратно возьмите ложечкой немного снега и положите на свою ладонь. Что происходит со снегом?

Дети: снег растаял?

Педагог: Почему?

Дети: Потому-что ладонь теплая.

Педагог: Правильно ребята, снег тает в тепле. Снег это третье состояние воды.

Педагог: Ребята, что – то стало холодно у нас  в лаборатории, наверно нам надо согреться и провести физминутку.

Физминутка «На дворе у нас мороз»

На дворе у нас мороз                         (Дети хлопают себя ладонями по плечам и топают ногами)
Чтобы носик не замерз,                           
Надо ножками потопать
И ладошками похлопать.
С неба падают снежинки,  (Дети поднимают руки над головой и делают хватател-е движения, словно ловят снежинки)
Как на сказочной картинке.                   

Будем их ловить руками 
И покажем дома маме.
А вокруг лежат сугробы,                       (Потягивания — руки в стороны).
Снегом замело дороги.
Не завязнуть в поле чтобы,                 (Ходьба на месте с высоким подниманием колен).
Поднимаем выше ноги.
Мы идем, идем, идем                            (Ходьба на месте).
И к себе приходим в дом.                     (Дети садятся на свои места).

Педагог: Молодцы ребята вот мы с вами и согрелись и продолжаем наши исследования. Присаживайтесь на свои рабочие места.

Эксперимент №4. «Лед»

Педагог: Ребята, а сейчас мы проведем следующее исследование. Перед вами в тарелочке лежит лед.  Положите, пожалуйста, себе на ладонь, что произойдет со льдом?

Дети: Лед начинает таить.

Педагог: Он тает и превращается в воду.  Исходя из этого, что можно сказать про лёд? 

Дети:  Лед – это вода.

Педагог: Правильно ребята  лёд – это замороженная вода. Лед это четвертое состояние воды.

Педагог:  Ребята снежной королеве понравилось, что мы справились со всеми опытами и она предлагает нам познакомиться  с сухим льдом……………….

Рассказ педагога детям о сухом льде.

Педагог: Сухим этот лед называется потому, что он никогда не тает, не бывает мокрым, не растекается лужицей. Попав в теплую среду, он, минуя жидкое состояние, начинает испаряться – превращаясь в газ, углекислый газ, из которого его и получают. Если взять его голой рукой, он может обжечь кожу. Сухой лед используют для охлаждения продуктов. Чтобы сделать газированную воду. Для тушения пожаров.  В медицине.

Педагог: А сейчас ребята мы проведем несколько опытов с сухим льдом и познакомимся с его свойствами.

Педагог: Первый опыт наш будет называться «Волшебный дым», насыпаем сухой лед в контейнер и добавляем теплую воду (чем температура воды выше, тем реакция будет сильнее). В результате чего, появляется из контейнера клубы белого пара, и начинает расползаться по всей поверхности. Эксперимент удался! А теперь ребята попробуйте и вы.

Педагог: следующий опыт называется «Мыльная каша». Добавляем моющее средство в смесь воды и сухого льда, в результате чего появляются мыльные пузыри, наполненные плотным туманом.  А теперь ребята попробуйте и вы.

Педагог:  Кто из нас в детстве не любил пускать мыльные пузыри? Третий опыт под названием  «Мыльный пузырь».   В чашу круглой формы кладем сухой лед и добавляем немного теплой воды. По бортику чаши проводим шнурком (заранее смочив шнурок в моющем средстве, плотно прижимая к краю. Образуется мыльная пленка. После этого мы наблюдаем, как на чаше медленно увеличивается мыльный пузырь.

Педагог: Ребята наши исследования подошли к концу, и Снежная Королева благодарит вас за проведенные эксперименты в научной лаборатории. И в знак благодарности дарить вам на память снежинки, которые никогда не растают и будут напоминать о нашей встрече.

(детям дарятся медальоны- снежинки)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ/ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕЛОСТНОСТИ КАРТИНЫ МИРА. « У БАБУШКИ В ДЕРЕВНЕ» Группа раннего возраста

Конспект интегрированного занятияНЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ/ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕЛОСТНОСТИ КАРТИНЫ МИРА.« У БАБУШКИ В ДЕРЕВНЕ»Группа раннего возраст...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию «Формирование целостной картины мира» в подготовительной к школе группе комбинированной направленности для детей с ОВЗ «Дикие животные»

Конспект непосредственной образовательной деятельностипо познавательному развитию«Формирование целостной картины мира»в подготовительной к школе группе комбинированной направленности ...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию (формирование целостной картины мира) "Семья для мамонтенка"

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию (формирование целостной картины мира) "Семья для мамонтенка"...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию (формирование целостной картины мира) на тему: «Как зайка познакомился с ПДД благодаря детям»

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию (формирование целостной картины мира) "Как зайка познакомился с ПДД благодаря детям"...

Конспект НОД в старшей в группе по разделу познавательное развитие (Формирование целостной картины мира и расширение кругозора)

Тема:   «Как дикие звери к зиме готовятся».Педагогические цели:Познавательное развитие: Расширять и закреплять представление детей о диких животных: где живут, чем питаются, об и...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по познавательному развитию (формирование целостной картины мира) с детьми группы раннего возраста 2 – 3 лет «Домашние животные»

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по познавательному развитию (формирование целостной картины мира) с детьми группы раннего возраста 2 – 3 лет«Домашние животные...