Проект "Мы экспериментаторы"
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Перспективное планирование экспериментирования с детьми в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_my_eksperimentatory.docx28.84 КБ

Предварительный просмотр:

Проект: «Мы   - экспериментаторы»

Актуальность

Мир, в котором мы живем, сложен, многогранен и изменчив. Люди - часть этого мира открывают все новые и новые объекты, явления и закономерности окружающей действительности. При этом каждый человек вращается в рамках сформировавшегося у него образа мира.

Образ мира — это сложная целостная система знаний о человеке, о мире вообще, о других людях, о себе, о своей деятельности.

В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и дальнейшем успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое-основа формирования этого качества. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков.

Работая в дошкольном учреждение всегда стремилась искать новые подходы для интеллектуального развития дошкольников. Интенсивное изменение в окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все его сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания.

Одним из перспективных методов, способствующих решению данной проблемы является детское экспериментирование.

В 1990годы профессор, академик Академии творческой педагогики РАО Н.Н. Поддъяков, проанализировав и обобщив свой богатейший опыт исследовательской работы в системе дошкольного образования, пришел к заключению, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является экспериментирование.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.

Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, как ни какой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года — практически единственным способом познания мира.

Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.

Углубленная работа с детьми по формированию их познавательной сферы способствовала разработке собственной педагогической технологии. Итогом проведенной работы стали разработка и апробация методического и дидактического материала, создание условий для организации поисково-экспериментальной деятельности.

Общая характеристика проекта

Данный проект рассчитан на детей старшего дошкольного возраста.

Объем проекта: работа основывается на годовом планировании детского сада, что отражается в комплексно-тематическом планировании совместной деятельности педагогов и детей. Срок реализации с сентября по май, занятия планируются по одному в неделю; открытое занятие для педагогов: «Удивительные свойства воздуха»; консультация для родителей «Организация детского экспериментирования в домашних условиях».

Цели:

1. Создание условий для формирования основного целостного мировидения

ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического

эксперимента.

2. Развитие любознательности, умения сравнивать, анализировать, обобщать,

развитие познавательного интереса детей в процессе эксперимента,

установление причинно-следственной зависимости, умения делать выводы.

3.Создание предпосылок формирования практических и умственных действий.

Задачи:

1. Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира.

2. Знакомить детей со свойствами различных предметов, природных материалов (бумага, пластмасса, магнит, почва, вода, растения и т.д.).

3. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов.

4. Стимулировать развитие самостоятельности и ответственности.

5. Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

6. Привлечение родителей к совместной деятельности. 

Условия реализации: группа детей, специально организованная среда, образцы, материал для работы.

Методы обучения: словесные, практические, наглядные.

Сроки реализации: 1 учебный  год.

Участники:

  • Дети
  • Родители
  • Воспитатели

Формы взаимодействия:

1. Формы образовательной работы с детьми:

* Непосредственно образовательная деятельность;

* Продуктивная деятельность;

* Игровая деятельность.

2. Формы работы с родителями:

* Консультации;

* Буклеты.

3. Формы работы с педагогами:

* Открытые занятия;

* Консультации.

Связь детского экспериментирования с другими видами деятельности.

Детское экспериментирование это не изолированный от других вид деятельности. Оно тесно связано со всеми видами деятельности и в первую очередь с такими, как наблюдение и труд. Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента: при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном рассказе об увиденном, умении четко выразить свою мысль. Так, дети, когда пытаются более точно ставить цель опыта, в ходе обсуждений действий начинают рассуждать. Пробуют высказывать гипотезы. У детей развивается диалогическая речь. Они учатся работать сообща, уступать друг другу, отстаивать свою правоту или признавать правоту своего соседа.

Связь экспериментирования с ИЗО тоже двусторонне и важна. Чем сильнее развиты изобразительные способности, тем точнее будет отображен результат эксперимента.

Также имеется связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры и т.д. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию.

Экспериментирование связано и с другими видами деятельности — чтением художественной литературы, с музыкальным и физическим воспитанием, но эти связи выражены не столь сильно.

Предполагаемый результат:

1.Сформированность эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру.

2. Проявление познавательного интереса к занятиям, улучшение речевого развития.

3. Сформированность основ диалектического мышления.

4. Углубление знаний, умений, навыков, предусмотренных программой воспитания и обучения в детском саду «Детство».

5. Усвоение основ целостного видения окружающего мира.

6. Сформированность коммуникативных навыков.

Основные принципы организации детского экспериментирования:

Связь теории с практикой.

Развивающий характер воспитания и обучения.

Индивидуализация и гуманизация образования.

Природосообразность — акцент на психолого-возрастные особенности дошкольников.

Целостность и системность обучающего процесса.

Взаимодействие трех факторов: детский сад, семья, общество.

Трудности в работе:

Создание лаборатории.

Воспитание научности познания — шаг от бытового уровня рассуждений к научному.

Планирование работы.

Планирование непосредственно образовательной деятельности.

Занимаясь с дошкольниками экспериментированием, не стоит забывать о том, что главным является не приобретение ребенком зазубренных знаний, а формирование у него бережного, эмоционального отношения к окружающему миру и навыков экологически грамотного поведения. Не нужно стремлений к тому, чтобы дети запоминали как можно больше разных названий. Можно всегда обойтись и без употреблений сложных и не понятных для ребенка терминов. Гораздо важнее воспитать у ребят познавательный интерес к объектам природы, желание и умение наблюдать, экспериментировать, понимать, что в окружающем мире все взаимосвязано.

Обобщая немногочисленный материал по экспериментированию с дошкольниками, можно сделать вывод, что экспериментирование — это эффективный способ обучения детей исследовательской деятельности во всех его формах и видах и является методом повышения самостоятельности ребенка. Дает предпосылки к деятельному развитию познавательного интереса к целенаправленному восприятию окружающего мира и является ведущим видом деятельности в обучении.

Экспериментальная работа вызывает у детей интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка.

Перспективное планирование экспериментальной деятельности в старшей группе.

Месяц

Неделя

Тема

Цель

      Сентябрь

1 неделя

Мониторинг

2 неделя

3 неделя

«Просто песок»

Познакомить со свойствами и качествами песка, его происхождением, развивать смекалку.

4 неделя

«Свойство песка»

Закрепить свойства песка, развивать смекалку, наблюдательность.

Октябрь

1 неделя

«Почва»

Познакомить с состоянием почвы; развивать наблюдательность.

2 неделя

«Сухая и влажная почва»

Учить определять и сравнивать сухую и влажную почву.

3 неделя

«Солнечные зайчики»

Познакомить с происхождением солнечных зайчиков, их движением, предметами, от которых они отражаются; развивать смекалку, любознательность.

4 неделя

«Черное и белое»

 

Познакомить с влиянием солнечных лучей на чёрный и белый цвет; развивать наблюдательность, смекалку.

Ноябрь

1 неделя

2 неделя

«ИМЕЕТ ЛИ ВОДА ЦВЕТ, ВКУС И ЗАПАХ»

«ЕСТЬ ЛИ У ВОДЫ ФОРМА?».

           

Дать понять детям, что вода это жидкость, не имеющая ни формы, ни цвета, ни запаха, ни вкуса

Уточнить представления детей о том, что вода постоянно меняет форму. Она принимает форму того сосуда, в который её наливают.

3неделя

«КОГДА ЛЬЁТСЯ, КОГДА КАПАЕТ»

            

Продолжать знакомить со свойствами воды; развивать наблюдательность; закреплять знание правил безопасности при обращении с предметами из стекла.

4 неделя

«В КАКУЮ БУТЫЛКУ БЫСТРЕЕ НАЛЬЁТСЯ ВОДА?»

            .

Продолжать знакомить со свойствами воды, предметами разной величины, развивать смекалку, учить соблюдать правила безопасности при обращении со стеклянными предметами

Декабрь

1 неделя

«ПОЧЕМУ СНЕГ МЯГКИЙ?»

Совершенствовать знания детей о снеге.

2 неделя

«ГДЕ ЛУЧИКИ»

Показать детям, что форма снежинок меняется в зависимости от погоды.

3 неделя

«ПОЧЕМУ СНЕГ ГРЕЕТ»

Помочь детям понять, что снег согревает землю от промерзания

4 неделя

«КАК СНЕГ ПРЕВРАЩАЕТСЯ В ВОДУ»

            

Показать, что снег в тепле тает, становится водой, снег белый, но содержит мелкую грязь – она хорошо видна сквозь прозрачную талую воду.

Январь

1 неделя

«ЛЕДЯНОЙ ДОМ»

Совершенствовать умение детей работать со снегом, используя необходимые инструменты.

2 неделя

«ЗАМЕРЗАНИЕ ЖИДКОСТЕЙ»

Познакомить детей с различными жидкостями, выявить различия в процессах их замерзания.

3 неделя

«ЛЕДЯНОЙ СЕКРЕТИК»

Показать детям свойства льда, выяснить, в чем опасность льда для здоровья.

4 неделя

«ОТКУДА БЕРЕТСЯ ИНЕЙ»

Дать детям доступное объяснение происхождения осадков.

Февраль

1 неделя

«ДРУЗЬЯ»

        .

Познакомить с составом воды (кислород); развивать смекалку, любознательность

2 неделя

«МОЖНО ЛИ ПИТЬ ТАЛУЮ ВОДУ?»

        

Показать детям, что даже самый чистый белый снег грязнее водопроводной воды.

3 неделя

«ИГРАЕМ С КРАСКАМИ».

        

Познакомить с процессом растворения краски в воде (произвольно и при помешивании); развивать наблюдательность, сообразительность.

4 неделя

«ОЧИСТКА ГРЯЗНОЙ ВОДЫ»

        

Дать детям представление об очистке воды.

Март

1 неделя

«ПРОКАТИ ШАРИК»

Познакомить с движением тела по наклонной и по прямой, развивать наблюдательность, смекалку.

2 неделя

«ТАНЕЦ ГОРОШИН»

        

Познакомить с понятием «сила движения», развивать смекалку, наблюдательность, любознательность.

3 неделя

«МОЙ ВЕСЁЛЫЙ, ЗВОНКИЙ МЯЧ»

 

Дать понятие, что легкие предметы не только плавают, но и могут «выпрыгивать» из воды; развивать смекалку, внимание, наблюдательность.

4 неделя

«ИСПЫТАНИЕ МАГНИТА»

Дать представление о магните и его свойстве притягивать предметы, выявить предметы, которые могут стать магнетическими, используя магнит.

Апрель

1 неделя

«ВОРЧЛИВЫЙ ШАРИК»

Познакомить с движением воздуха, его свойствами; развивать наблюдательность, любознательность.

2 неделя

«ПОСЛУШНЫЙ ВЕТЕРОК»

        

Продолжать знакомить с разной силой потока воздуха, развивать дыхание, смекалку.

3 неделя

        

«ВЕСЁЛАЯ ПОЛОСКА»

Познакомить со свойствами бумаги и действием на неё воздуха; развивать любознательность.

4 неделя

«ТКАНЬ И ЕЕ СВОЙСТВА»

Способствовать уточнению и закреплению представлений о видах и свойствах ткани: плащевая, костюмная, ситец, мешковина и т. д.

Май

1 неделя

«УВЕЛИЧИТЕЛЬНЫЕ СТЕКЛА»

Познакомить с прибором-помощником «лупа».  Объяснить для, чего человеку нужна лупа. Развивать наблюдательность, любознательность.

2 неделя

«НЕОБЫЧНЫЕ КОРАБЛИКИ»

 

        

Познакомить со свойствами стеклянных предметов; развивать наблюдательность; усидчивость; учить соблюдать правила безопасности при обращении со стеклом.

3 неделя

«РАДУГА В КОМНАТЕ»

        

Познакомить детей с природным явлением – радуга.

4 неделя

«ЭФФЕКТ РАДУГИ»

Воспитывать бережное отношение к природе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

планирование кружка "Юные экспериментаторы"

планирование кружка "Юные экспериментаторы"...

"Маленькие экспериментаторы в детском саду".

  Детская экспериментаторская дея­тельность — явление особенное, кото­рое взрослый должен уметь правильно организовывать и управлять им. В ходе эксперимента взрослому ( родителю) мож...

Рабочая программа"Юный экспериментатор"

 В основу программы экологического экспериментирования положена идея гуманизации, воспитания человека с развитой системой ценностных ориентаций.Занимательные проекты – экспериментирования ...

Программа кружка "Юный экспериментатор"

В программу входит: пояснительная записка, план кружка....

Краткосрочная образовательная практика «Маленькие экспериментаторы: опыты с водой» для детей 3-4 лет

Данный кратковременный образовательный практик способствует  развитию самостоятельного экспериментирования и поисковой активности  самих детей.Серия наблюдений, опытов и экспериментов  ...

Исследовательская работа на тему: «Маленькие экспериментаторы». Выполнили: дошкольная группа, I младшая группа, МБОУ «СОШ №4»Наримановского района, Воспитатель: Халилова Зухра Джусуповна

АКТУАЛЬНОСТЬ:  - предполагают  непрерывность  экологического     образования  на  разных  ступенях  дошкольного    детства...

Педагогический проект " Юные экспериментаторы "

Педагогический проект " Юные экспериментаторы "...