Конспект НОД по Познавательному развитию для детей старшей группы. Тема: «Кто такие рыбы».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Интеграция ОО: «Познавательное», «Социально-коммуникативное развитие».
Вид деятельности: познавательно - речевая, игровая.
Форма организации: игровая деятельность.
Задачи: развивать представления детей о рыбах как живых существах, живущих в воде, имеющих типичное строение - форму тела, плавники, хвост и т. д.; развивать умение устанавливать причинно-следственные связи различного характера; использовать для обобщения предметно - схематическую модель, доказательно строить суждения; воспитывать интерес к природе.
Методики: В.Н. Волочкова, Н.В. Степанова «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okr_mir_kto_takie_ryby.docx | 32 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по Познавательному развитию для детей старшей группы.
Тема: «Кто такие рыбы».
Интеграция ОО: «Познавательное», «Социально-коммуникативное развитие».
Вид деятельности: познавательно - речевая, игровая.
Форма организации: игровая деятельность.
Задачи: развивать представления детей о рыбах как живых существах, живущих в воде, имеющих типичное строение - форму тела, плавники, хвост и т. д.; развивать умение устанавливать причинно-следственные связи различного характера; использовать для обобщения предметно - схематическую модель, доказательно строить суждения; воспитывать интерес к природе.
Методики: В.Н. Волочкова, Н.В. Степанова «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология»
Ход НОД
Этапы работы | Действия педагога (методы и приёмы) |
Мотивация детей к деятельности. | Приходит в гости Чепухарь и видит картинку с изображением ласточки в полете: Какая рыбка красивая! Дети, Чепухарь прав? Дети: Нет, Чепухарь, это птица - ласточка. Чепухарь: Но она ведь похожа на рыбку. Смотрите: хвост, плавники... (показывает на крылья), это настоящая рыбка. . Дети: Нет, Чепухарь, ты не прав. Чепухарь: Опять я все путаю. Никогда я не научусь отличать птиц от рыб. А ласточка ваша все равно похожа на рыбку. Может быть, вы все неправы? Я видел такую рыбку в аквариуме - скалярия называется. Дети, поможем Чепухарю узнавать рыб и не путать их с другими животными? |
Постановка цели детьми. | Ответы детей. |
Совместная работа с детьми по нахождению средств деятельности. | Вот, Чепухарь, смотри. (картинки с рыбками) Здесь много разных рыб. Дети, давайте расскажем Чепухарю, какие здесь изображены рыбки. (Дети называют: щука, карась, коралловые рыбки, ерш…) Чепухарь: Ой, какие они все разные. И названия какие сложные. Как вы, ребята, их всех запомнили? Правильно, Чепухарь, ты заметил, рыбки все разные. Но чем они все похожи? (Ответы детей). Чепухарь: Чепуха какая-то. Ничего не понял. Все сразу говорили. Вот видите, ребята, когда вы говорите все сразу, ничего не понятно. (Дети договариваются говорить по очереди.) Давайте расскажем все по порядку. Сначала про форму тела. На что похожа форма тела у рыб? Почему такая форма удобна? (Ответы детей). Форма тела у рыб обтекаемая - удобна для плавания. Чем рыбы дышат? (Жабрами.) Чепухарь: А почему у рыб нет носа? Почему они дышат какими-то жабрами? У рыб совсем другая система дыхания, так как они живут в воде, и воздух они «выбирают» из воды через жабры. Чепухарь: А вот это как называется? (Показывает на плавники и хвост.) Плавники. Чепухарь: А зачем рыбам плавники? (Ответы детей). Плавники помогают рыбам плавать, как весла у лодки. А хвост помогает держать направление, как руль у машины. Чепухарь: Вот это да! Как интересно! А что еще есть у рыб, чего ни у каких животных нет? Еще у рыб есть отличие от всех животных. Животные покрыты шерстью, птицы — перьями, а рыбы ... Чем покрыто тело у рыб? (Чешуей.) Дети, чем отличаются рыбы друг от друга? (Окраска, форма, размер, повадки, питание.) Давайте расскажем Чепухарю, почему рыбы все разные. (Ответы детей). Правильно, окраска помогает рыбам прятаться от хищников. Смотрите, как ловко спряталась камбала на дне морском, ее и не видно. А разноцветных коралловых рыбок совсем не видно в кораллах и водорослях тропических морей. Физминутка (выполняем движения в соответствии с текстом). К речке быстрой мы спустились, Наклонились и умылись. Раз, два, три! Вот как славно освежились! От зелёного причала оттолкнулся пароход: раз, два! Он назад поплыл сначала: раз, два! А потом поплыл вперёд: раз, два! И поплыл, поплыл по речке, Набирая полный ход. Все рыбы не могут жить без воды. Среда обитания у них одинаковая, только различаются речные рыбы, которые живут в пресной воде, и морские, которые живут в соленой морской воде. - А как рыбки рождаются? (Ответы детей). Большинство рыб откладывает икру, из икры появляются мальки. А некоторые сразу рождают живых рыбок. Пальчиковая гимнастика «На море». Маленькая лодочка по реке плывёт, На прогулку лодочка всех детей везёт. Пароход плывёт по речке, И труба дымит, как печка. Рыбки плавают, ныряют В чистой, свеженькой воде, Приплывают, уплывают, Зарываются в песке. |
Самостоятель ная работа детей по апробации способов деятельности. | Чепухарь, а теперь наши ребята тебе еще раз расскажут по схеме, чем отличаются рыбы от птиц и животных, а ты смотри и запоминай. (Дети рассказывают по схеме.) Среда обитания + чешуя + плавники + хвост + обтекаемая форма тела + жабры + появление мальков из икры или рождение живых мальков. Чепухарь: Ну, теперь я никогда не спутаю рыб. Давайте мне картинки, я выберу всех рыб. (Чепухарь выбирает рыб, выбирает подводную лодку и броненосца.) Вот, смотрите, какие рыбы. Правильно я угадал? (Дети исправляют Чепухаря, говорят, что у броненосца есть чешуя, но это - животное, доказывают, а подводная лодка похожа, но она неживая...) Чепухарь, чтобы правильно узнать рыб, нужно, чтобы все характерные черты были все сразу: и среда обитания, и чешуя, и плавники, и хвост, и обтекаемая форма тела, и жабры, и все остальное. Теперь понял? Чепухарь. Понял, я еще потом потренируюсь. 1. На дне, где тихо и темно, (Ёрш). |
Подведение итога. | Кто приходил к нам в гости? Чем мы помогли Чепухарю? Вам было интересно? Все молодцы, я предлагаю вам поиграть в игру: Игра «Ловля рыб». Игроки делятся на две группы, становятся друг против друга. Одна группа - рыболовы (их меньше), другая - рыбы. Сначала между ними происходит разговор: Рыбы: Что вы вяжете? Рыболовы: Невод. ' Рыбы: Что вы будете ловить? Рыболовы: Рыбу. Рыбы: Какую? Рыболовы: Щуку. Рыбы: Ловите! Рыболовы догоняют рыбу. Игра повторяется, но каждый раз называется новая рыба. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшей группы Тема: «Магия магнита»
Развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со свойствами магнитов....
Конспект ООД ОО "Познавательное развитие для детей старшей группы общеразвивающей направленности" Тема: "Путешествие Капитошки"
Уточнить природные источники воды, значение воды для всего живого. Формировать систему знаний о воде ее свойствах.(Формирование словаря испаряется, круговорот)....
Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию для детей старшей группы Тема :"Мы жители -планеты Земля
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по познавательному развитию в старшей группе «Ласточка »Тема: «МЫ ЖИТЕЛИ -ПЛАНЕТЫ ЗЕМЛЯ...
Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшей группы Тема: «Мир вокруг нас».
Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшей группы Тема: «Мир вокруг нас»....
Конспект ООД по Познавательному развитию для детей старшей группы Тема: «Добрые друзья»
Конспект ООД по Познавательному развитию для детей старшей группыТема: «Добрые друзья»...
Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшей группы Тема: «Я живу в селе Алакуртти»
Расширить знания детей о родном селе, его достопримечательностях; познакомить с историей возникновения с. Алакуртти Мурманской области....
Конспект занятия по познавательному развитию № 25 в средней группе Тема: «Обитатели воды - рыбы»
Конспект занятия по познаниюв средней группе «Обитатели воды - рыбы»...