Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе. «Свойства льда»
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему
Задачи:
Образовательные: продолжать формировать представления детей о льде, его свойствах, о том, что лед — это замерзшая вода;
Развивающие: развивать наблюдательность, умение анализировать, делать выводы;
развивать умение классифицировать предметы и явления по определенному признаку;
Воспитательные: воспитывать внимательное и бережное отношение к природе
Речевые: обогащать словарь детей словами разных частей речи: прозрачный, хрупкий, блестящий, полынья, прорубь и др.;
Материал и оборудование: кусочки льда: прозрачные тонкие и толстые; цветные кусочки льда; кусочки льда с замороженными цветными кусочками бумаги; поднос; иллюстрация с изображением реки, покрытой льдом; два стакана с холодной и теплой водой; воздушные шары, заготовленная цветная вода; салфетки.
Предварительная работа: наблюдение на прогулках и в группе, замораживание кусочков льда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
svoystva_lda.doc | 281 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовила и провела воспитатель МБДОУ «Детский сад №22 «Журавленок»
г. Новочебоксарск Аношкина Нина Валентиновна.
Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе.
«Свойства льда»
Задачи:
Образовательные: продолжать формировать представления детей о льде, его свойствах, о том, что лед — это замерзшая вода;
Развивающие: развивать наблюдательность, умение анализировать, делать выводы;
развивать умение классифицировать предметы и явления по определенному признаку;
Воспитательные: воспитывать внимательное и бережное отношение к природе
Речевые: обогащать словарь детей словами разных частей речи: прозрачный, хрупкий, блестящий, полынья, прорубь и др.;
Материал и оборудование: кусочки льда: прозрачные тонкие и толстые; цветные кусочки льда; кусочки льда с замороженными цветными кусочками бумаги; поднос; иллюстрация с изображением реки, покрытой льдом; два стакана с холодной и теплой водой; воздушные шары, заготовленная цветная вода; салфетки.
Предварительная работа: наблюдение на прогулках и в группе, замораживание кусочков льда.
Ход занятия.
Введение в игровую ситуацию.
- Ребята, сегодня на занятии мы отправимся в путешествие в царство Льда. Это царство холода, вьюги, снега, инея. Жители царства приготовила специально для вас подарки.
-Подойдите к столам.
- Что это? (Это кусочки льда).
(Дети рассматривают кусочки льда.)
- Рассмотрите их, потрогайте. Какие они?
Дети: -Есть разные кусочки толстые и тонкие.
- На ощупь лёд тёплый или холодный? (Холодный).
- Прозрачный лед или нет? Видно ли что-нибудь через льдинку?
Дети: -Прозрачный. Через тонкий кусок льда можно смотреть.
- Какая льдинка на солнце, в свете лампы?
Дети: -Блестит, сверкает, переливается.
- Хрупкий лед или нет? Можно ли сломать льдинку?
Дети: -Тонкие кусочки ломаются, толстый лёд – нет.
- Что происходит с кусочком льда, который вы взяли в руки?
Дети: - Он начинает таять, превращается в воду).
- Из чего же получается лед?
Дети :-Из воды.
-Да, лед – это замерзшая вода. А что еще образуется из воды, если её остудить, заморозить или нагреть?
Дети: -Снег, иней, пар.
Игра «Забавные льдинки»
-Ребята, а вот еще подарок из ледяного царства. Воспитатель показывает кусочки льда с замороженными в них кусочками цветной бумаги.
(Дети рассматривают кусочки льда.)
-Ребята, а что с этими кусочками льда произошло?
Дети: - В них цветная бумага.
-А как она попала в льдинки?
Дети: - Бумагу положили в воду и заморозили.
-Правильно, значит во льду можно заморозить предметы.
Дети: - Да, можно даже составлять узоры и картинки.
-Молодцы, какие вы сообразительные.
Игра «Цветочек».
- Ледяные жители подарила нам еще один необычный подарок. Они приготовили его сами.
-Как вы думаете, как они его сделали?
Воспитатель показывает кусочки с цветным льдом.
(Дети рассматривают кусочки льда.)
Дети: -Это кусочки цветного льда. Его можно сделать, добавив гуашь в воду и заморозив её.
- Назовите, какого цвета лёд получился у ледяны жителей?
Дети: -Красный, жёлтый, зелёный, голубой, фиолетовый).
- Какой рисунок можно составить из этих кусочков льда?
Дети: -Цветочек.
- Давайте вместе сложим цветочек на подносе.
Дети выкладывают цветочек.
- Смотрите, какой красивый у нас получился цветок. Думаю он понравится ледяным жителям. А теперь давайте пройдем на ковёр, сядем и немного поиграем.
Игра «Хорошо-плохо».
- Игра называется «Хорошо-плохо». Скажите, что хорошего в том, что вода может замерзнуть в лёд? Чем полезен лед?
- Что можно делать на катке, залитом льдом?
Дети: -На льду можно кататься на коньках).
- Когда можно перейти через речку пешком? Почему?
Дети: -Зимой можно перейти по льду реку.
- Как можно остудить напиток?
Дети: -Можно остудить напиток, кинув туда кусочки льда.
- Что прикладывают к ушибу, чтобы ослабить боль?
Дети: -Можно приложить лёд к месту ушиба, чтобы ослабить боль.
- Что плохого, когда вода замерзает в лёд?
Дети: -Можно поскользнуться, упасть на льду, в гололёд часто случаются аварии на дорогах, если съесть сосульку, заболит горло, лед намерзает на ветках, проводах и они ломаются и т.д..
Игра «Вода – не вода»
- Поиграем в игру на внимательность. Я называю слово. Если оно обозначает то, что содержит воду, вы встаёте и поднимаете две руки. Если слово обозначает предмет или явление, не имеющее отношения к воде, вы садитесь на корточки. (Лёд, камень, иней, ветер, лужа, радуга, стол, снег, огонь, облако, дождь, песок, море, земля, озеро)
- Молодцы! Все старались быть внимательными.
Опыт по растаиванию льда.
- Ребята, мы с вами пришли к выводу что лёд – это замерзшая вода. А когда мы можем увидеть лёд?
Дети: -Зимой.
- А если мне лёд нужен летом?
Дети: -Заморозить воду в морозильнике.
- Как обратно изо льда получить воду?
Дети: -Нагреть лёд на огне, в руках, в воде.
- Давайте попробуем провести опыт.
- Подойдите к столу. Что вы на нём видите?
Дети: -Лёд и два стакана с водой.
- Потрогайте их. Что вы заметили?
Дети: -Один стакан с тёплой, а другой – с холодной водо).
- Бросьте один кубик льда в желтый стакан. А другой – в зелёный. Где лёд тает быстрее?
Дети: - В желтом.
- Почему?
Дети: -В тёплой воде лёд тает быстрее.
- Обратите внимание, лёд тяжелее или легче воды?
Дети: -Легче.
- Почему вы так решили?
Дети: Лёд не тонет, плавает на поверхности.
Беседа о свойствах льда и технике безопасности на льду.
- Ребята, давайте сядем на стульчики. А вы знаете, что в старину в России зимой реки становились естественными дорогами, по которым перевозили грузы на санях.
- Как же нам перебраться на другой берег речки? (На машине опасно. Современные машины гораздо тяжелее груженых саней, поэтому перевозить грузы по льду опасней, чем раньше. Можно пройти пешком).
- Если идешь по льду водоема, особенно опасно не заметить полынью. Что такое полынья? (Место, где течение такое быстрое, что плотный лед не образуется).
- Где полынья на речке, изображенной на картинке? (Места, где лёд более тёмный).
- Опасно также не заметить и провалиться в затянувшуюся тонким льдом прорубь. Что это такое? (Оставшаяся от рыбаков или в том месте, где брали воду дыра во льду).
- По льду можно ходить только со взрослыми, потому что это очень опасно, нужно пробовать перед собой лед заостренной палкой (пикой), стуча по нему: если лед при ударе издает звуки, на нем выступает вода или он другого цвета, дальше идти нельзя; лед слабый.
- Можно ли перейти через речку? (Нет. Лёд на ней разного цвета, а, значит, может сломаться).
- Сможем ли мы сейчас перейти наш пруд? Почему? (Нет. Лёд ещё не образовался)
Опыт с воздушным шариком и цветной водой.
-Ребята давайте и мы изготовим подарок жителям ледяного царства, цветной ледяной шар.
Дети: - Да, мы тоже хотим им сделать подарок.
-Нам понадобиться воздушный шар и цветная вода. Давайте пройдем в ванную комнату. Давайте зальем цветную воду в шарик. А что нам поможет это сделать?
Дети: - Воронка.
-Правильно с помощью воронки нальем цветную воду. Но почему то шарик сильно не увеличивается. Почему?
Дети: - Незнаем.
-Просто не хватает сильного потока воды, давления воды, в этом нам поможет кран. Вот наш шарик готов. Потрогайте его, какой он?
Дети: - Мягкий, холодный.
-Ребята, а как его превратить в ледяной шар?
Дети: - Заморозить.
-А где мы его заморозим?
Дети: - На улице, там ведь зима и холодно.
-Правильно.
Итог.
- Что нового, интересного вы узнали о льде и его свойствах? (Вода на морозе замерзает и превращается в лед, лед прозрачный, хрупкий, блестит и сверкает на солнце).
- Что вам понравилось на занятии?
- Что вам хотелось бы еще узнать о льде?
- А теперь давайте оденемся на прогулку и возьмем собой свой шарик-подарок, чтоб он превратился в лед.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Азбука Безопасности" познавательно-исследовательская (проектная) деятельность в старшей группе
познавательно-исследовательская (проектная) деятельность в старшей группе ...
Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе «Свойства воздуха»
разРазвивать познавательные способности детей в процессе экспериментирования....
Технологическая карта ОС, познавательно-исследовательская деятельность в средней группе «Свойства льда». Воспитатель Ивановская Светлана Степановна
Цель: Создать условия для формирования представления детей о свойствах льда, о его примененииЗадачи: - Организовать деятельность детей по развитию умения классифицировать предметы по одном...
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе "Свойства воды, льда и пара"
Цель: расширение и уточнение представлений детей о природном явлении — вода.Программные задачи:образовательные:- совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека и живых орган...
Конспект по Познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе « Свойства песка и камней»
Конспект по Познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе« Свойства песка и камней»...
Конспект ООД в старшей группе «Свойства льда»
Программное содержание : Расширить представления детей о свойствах льда (тает в тепле); стимулировать самостоятельное формулирование выводов детьми; помогать накоплению у детей конкретных предста...
Конспект познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе «Свойства бумаги»
конспек зксперементы с водой...