Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе. «Свойства льда»
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Аношкина Нина Валентиновна

Задачи:

Образовательные: продолжать формировать представления детей о льде, его свойствах, о том, что лед — это замерзшая вода;

Развивающие: развивать наблюдательность, умение анализировать, делать выводы;

развивать умение классифицировать предметы и явления по определенному признаку;

Воспитательные: воспитывать внимательное и бережное отношение к природе

Речевые: обогащать словарь детей словами разных частей речи: прозрачный, хрупкий, блестящий, полынья, прорубь и др.;

Материал и оборудование: кусочки льда: прозрачные тонкие и толстые; цветные кусочки льда; кусочки льда с замороженными цветными кусочками бумаги; поднос; иллюстрация с изображением реки, покрытой льдом; два стакана с холодной и теплой водой; воздушные шары, заготовленная цветная вода; салфетки.

Предварительная работа: наблюдение на прогулках и в группе, замораживание кусочков льда.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon svoystva_lda.doc281 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовила и провела воспитатель МБДОУ «Детский сад №22 «Журавленок»

г. Новочебоксарск  Аношкина Нина Валентиновна.

Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе.

«Свойства льда»

Задачи:

Образовательные: продолжать формировать представления детей о льде, его свойствах, о том, что лед — это замерзшая вода;

Развивающие: развивать наблюдательность, умение анализировать, делать выводы;

развивать умение классифицировать предметы и явления по определенному признаку;

Воспитательные: воспитывать внимательное и бережное отношение к природе

Речевые: обогащать словарь детей словами разных частей речи: прозрачный, хрупкий, блестящий, полынья, прорубь и др.;

Материал и оборудование: кусочки льда: прозрачные тонкие и толстые; цветные кусочки льда; кусочки льда с замороженными цветными кусочками бумаги; поднос; иллюстрация с изображением реки, покрытой льдом; два стакана с холодной и теплой водой; воздушные шары, заготовленная цветная вода; салфетки.

Предварительная работа: наблюдение на прогулках и в группе, замораживание кусочков льда.

Ход занятия.

Введение в игровую ситуацию.

- Ребята, сегодня на занятии мы отправимся в путешествие в царство Льда. Это царство холода, вьюги, снега, инея. Жители царства приготовила специально для вас подарки.    

-Подойдите к столам.

- Что это? (Это кусочки льда).

(Дети рассматривают  кусочки льда.)

- Рассмотрите их, потрогайте. Какие они?

  Дети: -Есть разные кусочки толстые и тонкие.

- На ощупь лёд тёплый или холодный? (Холодный).

- Прозрачный лед или нет? Видно ли что-нибудь через льдинку?

 Дети: -Прозрачный. Через тонкий кусок льда можно смотреть.

- Какая льдинка на солнце, в свете лампы?

 Дети: -Блестит, сверкает, переливается.

- Хрупкий лед или нет? Можно ли сломать льдинку?

 Дети:  -Тонкие кусочки ломаются, толстый лёд – нет.

- Что происходит с кусочком льда, который вы взяли в руки?

 Дети: - Он начинает таять, превращается в воду).

- Из чего же получается лед?

 Дети :-Из воды.

-Да, лед – это замерзшая вода. А что еще образуется из воды, если её остудить, заморозить или нагреть?

 Дети: -Снег, иней, пар.

Игра «Забавные льдинки»

-Ребята, а вот еще подарок из ледяного царства. Воспитатель показывает кусочки льда с замороженными в них кусочками цветной бумаги.

(Дети рассматривают  кусочки льда.)

-Ребята, а что с этими кусочками льда произошло?

Дети:  - В них цветная бумага.

-А как она попала в льдинки?

Дети: - Бумагу положили в воду и заморозили.

-Правильно, значит во льду можно заморозить предметы.

Дети: - Да, можно даже составлять узоры и картинки.

-Молодцы, какие вы сообразительные.

Игра «Цветочек».

- Ледяные жители  подарила нам еще один необычный подарок. Они приготовили его сами.

-Как вы думаете, как они его сделали?

Воспитатель показывает кусочки с цветным льдом.

(Дети рассматривают  кусочки льда.)

  Дети:  -Это кусочки цветного льда. Его можно сделать, добавив гуашь в воду и заморозив её.

- Назовите, какого цвета лёд получился у ледяны жителей?

 Дети:  -Красный, жёлтый, зелёный, голубой, фиолетовый).

- Какой рисунок можно составить из этих кусочков льда?

  Дети: -Цветочек.

- Давайте вместе сложим цветочек на подносе.

 Дети выкладывают цветочек.

- Смотрите, какой красивый у нас получился цветок. Думаю он понравится ледяным жителям. А теперь давайте пройдем на ковёр, сядем и немного поиграем.

Игра «Хорошо-плохо».

- Игра называется «Хорошо-плохо». Скажите, что хорошего в том, что вода может замерзнуть в лёд? Чем полезен лед?

- Что можно делать на катке, залитом льдом?

 Дети:  -На льду можно кататься на коньках).

- Когда можно перейти через речку пешком? Почему?

 Дети:  -Зимой можно перейти по льду реку.

- Как можно остудить напиток?

 Дети:  -Можно остудить напиток, кинув туда кусочки льда.

- Что прикладывают к ушибу, чтобы ослабить боль?

  Дети:  -Можно приложить лёд к месту ушиба, чтобы ослабить боль.

- Что плохого, когда вода замерзает в лёд?

Дети:  -Можно поскользнуться, упасть на льду, в гололёд часто случаются аварии на дорогах, если съесть сосульку, заболит горло, лед намерзает на ветках, проводах и они ломаются и т.д..

Игра «Вода – не вода»

- Поиграем в игру на внимательность. Я называю слово. Если оно обозначает то, что содержит воду, вы встаёте и поднимаете две руки. Если слово обозначает предмет или явление, не имеющее отношения к воде, вы садитесь на корточки. (Лёд, камень, иней, ветер, лужа, радуга, стол, снег, огонь, облако, дождь, песок, море, земля, озеро)

- Молодцы! Все старались быть внимательными.

Опыт по растаиванию льда.

- Ребята, мы с вами пришли к выводу что лёд – это замерзшая вода. А когда мы можем увидеть лёд?

Дети:  -Зимой.

- А если мне лёд нужен летом?

 Дети: -Заморозить воду в морозильнике.

- Как обратно изо льда получить воду?

Дети:  -Нагреть лёд на огне, в руках, в воде.

- Давайте попробуем провести опыт.

- Подойдите к столу. Что вы на нём видите?

Дети:  -Лёд и два стакана с водой.

- Потрогайте их. Что вы заметили?

Дети:  -Один стакан с тёплой, а другой – с холодной водо).

- Бросьте один кубик льда в желтый стакан. А другой – в зелёный. Где лёд тает быстрее?

Дети:  - В желтом.

- Почему?

 Дети:  -В тёплой воде лёд тает быстрее.

- Обратите внимание, лёд тяжелее или легче воды?

Дети:  -Легче.

- Почему вы так решили?

Дети:  Лёд не тонет, плавает на поверхности.

Беседа о свойствах льда и  технике безопасности на льду.

- Ребята, давайте сядем на стульчики. А вы знаете, что в старину в России зимой реки становились естественными дорогами, по которым перевозили грузы на санях.

- Как же нам перебраться на другой берег речки? (На машине опасно. Современные машины гораздо тяжелее груженых саней, поэтому перевозить грузы по льду опасней, чем раньше. Можно пройти пешком).

- Если идешь по льду водоема, особенно опасно не заметить полынью. Что такое полынья? (Место, где течение такое быстрое, что плотный лед не образуется).

- Где полынья на речке, изображенной на картинке? (Места, где лёд более тёмный).

- Опасно также не заметить и провалиться в затянувшуюся тонким льдом прорубь. Что это такое? (Оставшаяся от рыбаков или в том месте, где брали воду дыра во льду).

- По льду можно ходить только со взрослыми, потому что это очень опасно, нужно пробовать перед собой лед заостренной палкой (пикой), стуча по нему: если лед при ударе издает звуки, на нем выступает вода или он другого цвета, дальше идти нельзя; лед слабый.

- Можно ли перейти через речку? (Нет. Лёд на ней разного цвета, а, значит, может сломаться).

- Сможем ли мы сейчас перейти наш пруд? Почему? (Нет. Лёд ещё не образовался)

Опыт с воздушным шариком и цветной водой.

-Ребята давайте и мы изготовим подарок жителям ледяного царства, цветной ледяной шар.

Дети: -  Да, мы тоже хотим им сделать подарок.

-Нам понадобиться воздушный шар и цветная вода. Давайте пройдем в ванную комнату. Давайте  зальем цветную воду в шарик. А что нам поможет это сделать?

Дети: - Воронка.

-Правильно с помощью воронки нальем цветную воду. Но почему то шарик сильно не увеличивается. Почему?

Дети:  - Незнаем.

-Просто не хватает сильного потока воды, давления воды, в  этом нам поможет кран. Вот наш шарик готов. Потрогайте его, какой он?

Дети: - Мягкий, холодный.

-Ребята, а как его превратить в ледяной шар?

Дети:  - Заморозить.

-А где мы его заморозим?

Дети:  - На улице, там ведь зима и холодно.

-Правильно.

Итог.

- Что нового, интересного вы узнали о льде и его свойствах? (Вода на морозе замерзает и превращается в лед, лед прозрачный, хрупкий, блестит и сверкает на солнце).

- Что вам понравилось на занятии?

- Что вам хотелось бы еще узнать о льде?

- А теперь давайте оденемся на прогулку и возьмем собой свой шарик-подарок, чтоб он превратился  в лед.

C:\Users\Евгений\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_20180201_104220.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Азбука Безопасности" познавательно-исследовательская (проектная) деятельность в старшей группе

познавательно-исследовательская (проектная) деятельность в старшей группе ...

Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе «Свойства воздуха»

разРазвивать познавательные способности детей в процессе экспериментирования....

Технологическая карта ОС, познавательно-исследовательская деятельность в средней группе «Свойства льда». Воспитатель Ивановская Светлана Степановна

Цель: Создать условия для  формирования представления детей о свойствах льда, о его примененииЗадачи:  - Организовать деятельность детей по развитию умения классифицировать предметы по одном...

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе "Свойства воды, льда и пара"

Цель: расширение и уточнение представлений детей о природном явлении — вода.Программные задачи:образовательные:- совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека и живых орган...

Конспект по Познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе « Свойства песка и камней»

Конспект по Познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе« Свойства песка и камней»...

Конспект ООД в старшей группе «Свойства льда»

Программное содержание : Расширить представления детей о свойствах льда (тает в тепле); стимулировать самостоятельное формулирование выводов детьми; помогать накоплению у детей конкретных предста...