Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе "Свойства воды, льда и пара"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Цель: расширение и уточнение представлений детей о природном явлении — вода.
Программные задачи:
образовательные:
- совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека и живых организмов;
- о свойствах воды (прозрачная, без цвета и запаха, без формы и вкуса, имеет три агрегатных состояния - твердая, жидкая, газообразная - пар); познакомить с круговоротом воды в природе.
развивающие:
- развивать умение обобщать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные зависимости в процессе экспериментальной деятельности;
- развивать у детей память, внимание, умение соотносить в играх движения со словами;
- развивать воображение и логическое мышление, умение входить в образ состояния воды.
воспитательные:
- воспитывать социальные навыки (умение работать в коллективе, договариваться, учитывать мнения партнера, доказывать свою правоту).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_po_pid_svoystva_vody_lda_i_para.docx | 22.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Познание. Познавательно – исследовательская деятельность
Старшая группа
Конспект НОД «Свойства воды, льда и пара»
Цель: расширение и уточнение представлений детей о природном явлении — вода.
Программные задачи:
образовательные:
- совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека и живых организмов;
- о свойствах воды (прозрачная, без цвета и запаха, без формы и вкуса, имеет три агрегатных состояния - твердая, жидкая, газообразная - пар); познакомить с круговоротом воды в природе.
развивающие:
- развивать умение обобщать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные зависимости в процессе экспериментальной деятельности;
- развивать у детей память, внимание, умение соотносить в играх движения со словами;
- развивать воображение и логическое мышление, умение входить в образ состояния воды.
воспитательные:
- воспитывать социальные навыки (умение работать в коллективе, договариваться, учитывать мнения партнера, доказывать свою правоту).
Словарная работа: активизировать и обогащать словарь детей, ввести новые понятия:
- лаборатория
- круговорот воды в природе
- жидкость
- пар
Материалы и оборудование: чайник с горячей водой, зеркало.
Раздаточный материал на каждого ребенка: 3 пластиковых стакана, тарелочка со льдом, бусинка, ложечка, вода, молоко, сахар, салфетки.
Методические приёмы: Опыты воспитателя, детей, релаксация.
Предварительная работа: Беседы о свойствах воды, разгадывание загадок, чтение стихов о воде, работа с календарем природы.
Ход НОД
Воспитатель: Ребята, сегодня на занятие к нам пришли гости. Давайте поздороваемся. (Приветствие детей). А сейчас предлагаю вам начать наше занятие. Для этого нам нужно пройти на ковер.
Воспитатель: Давайте теперь встанем в круг и поздороваемся друг с другом.
Игра на общение.
Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»;
Если каждый улыбнётся —
Утро доброе начнётся.
— ДОБРОЕ УТРО!
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:
Она и в озере, она и в лужице,
Она снежинкою над нами кружится,
Она и в чайнике у нас кипит
Она и в реченьке бежит? (вода)
Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, кому нужна вода?
Дети: Людям, животным, растениям.
Воспитатель: Для чего нужна вода человеку?
Дети: Для того, чтобы готовить пищу, стирать, умываться, мыться, пить, тушить пожар.
Воспитатель: Для чего нужна вода животным?
Дети: Для того чтобы пить, умываться, для жизни.
Воспитатель: Для чего нужна вода растениям?
Дети: Для жизни, для роста.
Воспитатель: Где можно увидеть воду?
Дети: Воду можно увидеть в реке, в море, в океане, в озере, в ручье, в луже, в водопроводном кране.
Воспитатель: На Земле существует целое водное царство - океаны и моря, реки и озера, полярные ледники и снежные шапки горных вершин. Даже обыкновенные ручейки и лужицы - это тоже маленькие частицы большого царства воды.
Сегодня мы с вами поговорим о воде как настоящие ученые - исследователи. Учёные работают в помещении, где много приборов для опытов, а как это помещение называется?
Дети: Лаборатория.
Воспитатель: Правильно. В лаборатории надо соблюдать определенные правила: соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно. Давайте отправимся в нашу лабораторию, проводить опыты.
Шагают по кругу, затем идут до столов.
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать
Научиться наблюдать,
Будем вместе развивать качество — внимательность,
А поможет всё узнать
Наша наблюдательность.
Воспитатель: Вот мы очутились в самой настоящей научной лаборатории. Садитесь за столы. Итак, начнем наши опыты.
ОПЫТ №1. Текучесть.
Воспитатель: Возьмите стакан с водой и медленно перелейте воду в пустой стакан. Что происходит с водой?
Дети: Она льется, течет.
Воспитатель: Правильно, если бы это было не так, она не смогла бы течь в реках, озерах и кранах.
Вывод: Вода - это жидкость, она течет.
ОПЫТ №2 . Вода не имеет запаха.
Воспитатель: Имеет ли вода запах? Как мы можем узнать об этом?
Дети: Понюхать (берут стакан и нюхают).
Вывод: Вода не имеет запаха.
Опыт №3. Вода не имеет вкуса.
Воспитатель: Теперь сделайте глоток. Вода сладкая? Вода горькая? Вода кислая? Вода соленая? У воды есть вкус?
Дети: Вода безвкусная
Воспитатель: А теперь в воду положите кусочек сахара, помешайте ложечкой. Попробуйте, какая стала вода?
Дети: Сладкая
Воспитатель: А если мы в воду насыплем соль, как вы думаете, какая станет вода?
Дети: Соленая.
Вывод: Вода безвкусная, она приобретает вкус того вещества, которое мы в ней растворим.
Опыт№4. Вода не имеет цвета.
Воспитатель: У вас на столе стоит стакан с молоком, положите в него бусинку. Вы ее видите?
Дети: Нет.
Воспитатель: Почему?
Дети: Молоко белого цвета.
Воспитатель: Положите в стакан с водой бусинку посмотрите, что вы видите там?
Дети: Видно бусинку.
Воспитатель: О чем это говорит?
Дети: Вода бесцветная и прозрачная.
Вывод: Вода бесцветная и прозрачная
Общий вывод: Вода - жидкая, прозрачная, не имеет запаха и вкуса.
Опыт №5 «Вода имеет твёрдое свойство».
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что лежит у вас на тарелочках?
Дети: Лед.
Воспитатель: Возьмите его в руку, какой он?
Дети: Лёд холодный.
Воспитатель: А теперь попробуйте согнуть кусочек льда, постучать по нему. Что еще можно сказать про лёд? Какой он?
Дети: Лёд твердый.
Воспитатель: Что с вами будет, если вы пойдете или побежите по ледяной дорожке? Дети: Можно поскользнуться и упасть.
Воспитатель: Почему?
Дети: Лёд скользкий.
Воспитатель: Проведите пальчиком, скользит. Почему наши ладошки стали мокрыми? Дети: Лёд растаял в тепле.
Воспитатель: Значит, когда лед мы нагреваем, то водичку получаем. А как из воды сделать лед?
Дети: Поставить в холодильник.
Воспитатель: Значит, что такое лёд?
Дети: Это застывшая вода.
Вывод: Вода может быть в твердом состоянии.
Воспитатель: Кладем лед на тарелочки, вытираем руки салфеткой. Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Давайте ненадолго выйдем из лаборатории и встанем в круг.
Физкультминутка
Чтобы голова не болела,
Ей вращаем вправо – влево. (Вращение головой)
А теперь руками крутим –
И для них разминка будет. (Вращение прямых рук вперед и назад)
Тянем наши ручки к небу,
В стороны разводим. (Потягивания руки вверх и в стороны)
Повороты вправо – влево,
Плавно производим. (Повороты туловища влево – вправо)
Наклоняемся легко, Достаем руками пол. (Наклоны вперед)
Потянули плечи, спинки. А теперь конец разминке. (Дети садятся)
Воспитатель: Молодцы! Отдохнули? Снова возвращаемся в нашу лабораторию.
Опыт №6 «Парообразная вода - пар».
Воспитатель: Ребята, вода может быть не только твердым веществом и жидкостью, а может быть газом и паром. Возьмем чайник с горячей водой, откроем его и посмотрим, что происходит?
Дети: Выходит пар.
Воспитатель: Чтобы лучше было видно, поставим зеркальце. Что вы видите?
Дети: Пар превращается в капельки воды.
Вывод: Пар - это тоже вода. Такое состояние воды называется парообразным.
Воспитатель: И так, напомните мне, чем может быть вода?
Дети: Паром, льдом, просто водой.
Игра «Лед – пар - вода».
Воспитатель: Давайте поиграем. Я буду рассказывать о состоянии воды, а вы должны назвать его и показать.
- Лед растает, и тогда будет из него… (вода) - дети «плавают».
- Если сильный-сильный жар, из водички будет… (пар) - дети изображают пар движением рук, поднимают руки вверх и вращают кистями, произносят (ф-ф-ф).
- Если пар вдруг охладится, превратится пар в …(водицу)- дети «плавают».
- Если холод вдруг придет из водицы будет… (лед) - дети сжимают кулачки, прижимают руки к груди, съеживаются.
Воспитатель: Ребята, а вы любите путешествовать?
Дети: Да.
Воспитатель: А как вы думаете, вода путешествует?
Я прочитаю волшебное заклинание, полью на вас из волшебной лейки, и вы превратитесь в капельки. Закройте глазки и представьте, что вы капелька.
Ну-ка, лейка, лей, лей!
Для ребяток не жалей!
В капельки пусть превратятся,
От души повеселятся!
Повертелись, покружились,
В капелек все превратились.
Рассаживайтесь, капельки, кто куда: на землю, на травку, на листочки, лепестки цветка. Дождь кончился, а капельки лежат и не высыхают, ведь уже наступила ночь, солнышка нет. Капельки так устали, что закрыли глазки и заснули. Спят капельки, и снится им весёлый ручеёк, бурлящая река, большое тёплое море и огромный океан. Все они там собрались, им весело вместе. Но вот появился первый лучик солнца. Капельки открыли глазки и проснулись. Утром холодно: "Брр-р". Капельки потянулись, зевнули, замёрзли и задрожали от холода. Подул ветер, и капельки стали спрыгивать с листочка на листочек, с листочка на веточку, с цветка на травку. Но вот наконец-то земля! Выглянуло долгожданное солнышко. Капельки протянули к нему свои ручки, погрелись. Подставили один бочок, потом второй, потом личико. Солнце греет всё сильнее, совсем стало жарко! Капельки стали понемногу испаряться и собрались в небе в большое, белое, пушистое облако. Как интересно смотреть сверху вниз. Но вот подул сильный ветер, набежали тучи, пошёл сильный дождик. Давайте побегаем под дождём, подразним его:
Дождик, дождик, пуще…
Дождик, дождик, гуще…
Закончился дождик. Ой, что это осталось на земле после дождя?
Лужи. Из луж капельки собрались в весёлый, озорной ручеёк. Побежали, побежали… "Буль, буль… " - поёт ручеёк. Бежит между камешками, деревьями. Руки не расцепляйте, а то ручеёк оборвётся. Прибежал ручеёк в детский сад и капельки снова в детей превратились. Садитесь на свои стульчики.
Воспитатель: Понравилось вам путешествие капельки?
Дети: Очень понравилось.
Воспитатель: Так происходит круговорот воды в природе и вода в водоёмах никогда не кончается, вода переходит из одного состояния в другое.
Итог НОД
Воспитатель: Сегодня мы с вами узнали, что вода – одно из самых удивительных веществ. Вода может быть в трех состояниях. В каких?
Дети: В жидком, твёрдом, парообразном.
Воспитатель: Она обладает многими свойствами. Какими?
Дети: Прозрачная, нет запаха, нет вкуса.
Воспитатель: Правильно. Вода находится в постоянном движении. Для жизни человека вода имеет очень важное значение. Вода даёт нам жизнь.
Рефлексия
Юные ученые посмотрите, у меня на столе лежат капельки: веселые и грустные. Если вы считаете, что вам на занятии сегодня было легко, и вы справились с заданиями, выберите себе веселую капельку. А кто затруднялся в чем-то – выберите грустную капельку.
Мне понравилось с вами работать. Вы были молодцы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект итогового занятия «Познавательное развитие» (развитие познавательно-исследовательской деятельности) Тема: «Свойства воды, льда и пара»
в конспекте хорошо приведены примеры опытов в старшей группе....
"Азбука Безопасности" познавательно-исследовательская (проектная) деятельность в старшей группе
познавательно-исследовательская (проектная) деятельность в старшей группе ...
Конспект НОД по познавательно-исследовательская/продуктивная деятельности в средней группе." Космическое путешествие"
Рисование в технике граттаж....
Познавательно - исследовательский проект для детей старшей группы «Вода –как чудо» (Опытно-экспериментальная деятельность)
ull;«Люди, научившиеся … наблюдениям и опытам,•приобретают способность сами ставить вопросы•и получать на них фактические ответы,•оказываясь на более высоком умственном и...
Конспект НОД по познавательно – исследовательской экспериментальной деятельности «Путешествие по сказкам"
Развивать интерес к познавательно - экспериментальной деятельности. Формировать естественно - научные знания, полученные в процессе познавательно-экспериментальной деятельности....
Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе "Свойства воды, льда и пара"
Программные задачи:образовательные:- совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека и живых организмов;- о свойствах воды (прозрачная, без цвета и запаха, без формы и вкуса, имеет три ...
Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности в старшей группе «Вода, бумага, дерево»
Углублять знания о свойствах бумаги, заинтересовать детей работой с бумагой; совершенствовать исследовательские и продуктивные способности детей, мышление, мелкую моторику кистей рук; продолжить воспи...