Конспект занятия "Ознакомление со свойством воздуха"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Беляева Инна Алексеевна

конспект занятия по детскому экспериментированию в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_belyaeva_i.a.docx26.12 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Ознакомление со свойством воздуха»

ЗАДАЧИ.

Обучающие: продолжать знакомить с понятием «воздух», знать, что воздух есть вокруг нас, есть не только в комнате, но и в воде, сахаре, …, всюду,   (показать способы его обнаружения). Подвести детей к пониманию того, что воздух жизненно необходим человеку, всему живому на земле. Создать условие для исследовательской активности детей, умение экспериментировать и получать результат.

 Развивающие: развивать логическое мышление, познавательный интерес к новым знаниям, умение делать правильное умозаключение, самостоятельность в познавательно-исследовательской деятельности.

 Воспитательные: воспитывать усидчивость, умение слушать ответы своих товарищей, любознательность и интерес к процессам, происходящим в окружающем мире.

Коррекционные задачи: продолжать формировать объём словаря, обобщающие понятия по данной теме. Совершенствовать мелкую моторику рук.

Методические приёмы: вводная беседа, поисковые  вопросы, показ, напоминание, объяснение, проведение опытов, ТРИЗ, помощь, анализ

Словарная работа: пузырьки воздуха, колеблется, отклоняется, движение воздуха, выпуклый, лунка, смог, смерч, шторм, вихрь, вьюга, метель, планета, космос.

Предварительная работа: наблюдение за ветром на прогулке с использованием вспомогательных предметов – вертушки, ленты, надувные рукава, целевые беседы, рассматривание репродукций по теме, ТСО – просмотр слайдов, видеороликов по теме, отгадывание загадок о явлениях в природе,

Оборудование демонстрационное: полиэтиленовые пакеты, кубики, полоска лёгкой бумаги, вода в ёмкости, соломка-трубочка, стаканчик, кусочек сахара, надувной  шарик, воронка, образцы цветной штриховки,( картинки по теме, картинки со знаками + и – ТРИЗ)

Раздаточный: полиэтиленовый пакет, кубики, стаканчик с водой, соломка-трубочка, кусочек сахара, фломастеры, листы бумаги, полоска лёгкой бумаги,  сигнальные карточки

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЮБЛАСТИ:

Социально-коммуникативное развитие продолжать обогащение опыта сотрудничества, дружеских взаимоотношений со сверстниками и взаимодействий с взрослыми.

Художественно-эстетическое развитие: совершенствование умений конструирования из бумаги: сгибание её в разном направлении. Поддерживать самостоятельное создания детьми поделки. Активизировать освоение детьми новой графической техники(штриховка) и самостоятельное её применение.

Речевое развитие: способствовать проявлению субъективной позиции ребёнка в речевом общении со взрослым и сверстниками. Продолжать развивать монологическую речь.

                                            Ход занятия

Воспитатель: сегодня  мы займёмся чем - то очень интересным, будьте внимательными, думайте, рассуждайте, доказывайте и вы узнаете много нового.

**Посмотрите, у вас лежат полиэтиленовые пакеты,… есть в них что-нибудь? (О.Д.)

Положите в пакет кубики… каким стал пакет? (О.Д.) (большим, надутым, выпуклым…)

Теперь я уберу кубики из пакета и скручу его со стороны отверстия, каким он стал? (О.Д, и выполнение задания)

Но почему, ведь там ничего нет? (О.Д. – там есть воздух)

Подумайте и скажите, а был ли там воздух пока мы его не скрутили? (О,Д. – предположение детей).

Правильно, только мы его не видим. Но всё- таки его можно обнаружить и узнать о нём что-то новое. Сегодня мы будем говорить о воздухе, ветре.

**Помашите ладошками около лица…, что вы ощущаете? Да, движение воздуха. А теперь подышите на ладони ( « вдох» -всем ртом… и «вдох» - одними губами), почувствовали разницу?, какую? (О.Д.- холодный и тёплый)

А где мы ещё можем наблюдать холодный и тёплый воздух? (О.Д. – зимой на улице, кипит вода в чайнике, кондиционер, вентилятор, )

**Теперь возьмите полоску бумаги и подуйте на неё…, что с ней происходит? (О.Д. – колышется, отклоняется, прогибается, поднимается, опускается, )

Правильно, полоска бумаги колышется от движения воздуха. А если на улице  воздух движется, перемещается, как это называется? (О.Д. – ветер, ураган, буран,…)

Что происходит с разными предметами, если есть ветер? (О.Д. – качаются ветки, кусты, цветы, …, на реках, морях –волны, кружится вертушка, лопасти у мельницы, султанчики, флажки,…)

**Отгадайте загадку: «Летит, рычит, ветки ломает, пыль поднимает. Слышишь его, а не видишь никого?» (О.Д.- ветер).

**Игра « Хорошо – плохо» ( ТРИЗ )

Подумайте и скажите: ветер – это хорошо или плохо?

ХОРОШО: воздухом дышат люди, звери, птицы, рыбы в воде; воздух вокруг нашей планеты – он охраняет нас от жара лучей солнца и от космического холода; без воздуха не было бы жизни на нашей планете)

ПЛОХО: смог, когда воздух не движется и людям трудно дышать, смерч (торнадо), когда всё разрушается, шторм – огромные волны поднимаются и обрушиваются на берег, топят корабли; вихрь – ломает деревья, разрушает постройки; вьюга, метель – поднимает пыль снег, трудно человеку дышать! Молодцы, хорошо объяснили.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВОЗДУХА В ПРЕДМЕТАХ:

** А теперь посмотрите, у вас на столе стоят баночки с водой. Осторожно подуйте через соломинку в воду (как я!), что вы наблюдаете? (О.Д.- пузырьки, вода бурлит,…)

Да, в воде образуются пузырьки воздуха. Мы его выдыхаем и он виден в виде пузырьков.

**Проведём ещё опыт. Рассмотрите кусочек сахара. Что произойдёт, если мы его опустим в воду? (О.Д.- растает, его не будет,…)

Опускайте и будьте внимательны, что вы наблюдаете? (О.Д.- поднимаются пузырьки, сахар тает, растворяется)

Да, оказывается и в сахаре присутствует воздух.

                                             Физкультурная минутка

«Дует ветер нам в лицо, закачалось деревцо. Ветер тише, тише, тише. Деревцо всё выше, выше…., выросло дерево!»

Теперь я проведу опыт, а вы будьте внимательно смотрите, потом скажете, что же вы наблюдали?

**Опыт: на воронке одет шарик (он свисает). Погружаю воронку в воду – шарик надувается. Что же происходит? (О.Д. – воздух переходит в шарик).

**Опыт: надуваю шарик и растягиваю отверстие пальцами… (слышен писк)

(О.Д. – воздух можно услышать, он вырывается через узкое отверстие в шарике)

Где ещё можно услышать воздух? (О.Д. -  воет ветер, кипящий чайник, листва шумит, )

Молодцы, вы были внимательны, правильно отвечали, думали…

Физкультурная минутка : «Весёлые дети»

Ну вот попрыгали, повеселились, отдохнули – стало жарко, что делать?

(О.Д. –открыть форточку, включить вентилятор, раздеться, …)

** Я предлагаю вам самим создать ветер. Как это можно выполнить? Подумайте! (О.Д. – предположения детей).

Верно, можно сделать веер. У вас есть листы бумаги и фломастеры, которыми можно украсить свой веер. Вспомните, как нужно складывать лист бумаги чтобы получился веер? (О.Д. – согнуть полоску с одной стороны, потом перевернуть лист и согнуть ещё раз и так до конца листа).

Правильно, а украсить свой веер вы можете разноцветными линиями, образцы которых вы видите на доске. ( дети выполняют задание – украшают листы разноцветными линиями и складывают из них веер).

Скажите, где же мы сегодня обнаруживали воздух? ( О.Д, - припоминание по всему занятию).

Вы были хорошими экспериментаторами – вам на память надувные шарики и, конечно, веера.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Удивительные свойства воздуха"

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей 6 года жизни «Удивительные свойства воздуха», область «Познание». Занятие построено на основе элементарных опытов. Интеграция областей «...

конспект занятия "Удивительные свойства воздуха"

Способствоать обагащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представлений  о значимости воздуха в жизни человека, животных, растенийПродолжать знакомить со свойствами возд...

Конспект к занятию "Свойства воздуха"

Опытно-экспериментальное занятие...

Конспект по экспериментированию "Свойства воздуха"

Проведение с детьми игры в лаболаторию и исследование свойств воздуха....

Конспект НОД «Удивительные свойства воздуха»

Конспект НОД «Удивительные свойства воздуха»...