Конспект НОД «Удивительные свойства воздуха»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Голозубова Ольга Юрьевна

Конспект НОД «Удивительные свойства воздуха»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл udivitelnye_svoystva_vozduha.docx34.09 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД «Удивительные свойства воздуха»

Цель: Систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности.

Задачи:

-Уточнить и расширить представления детей о воздухе; установить причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента, обогащать представление детей о свойствах воздуха.

- Учить делать выводы, - устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента.

-развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность.

-формировать умение работать в коллективе, 

- воспитывать любознательность, взаимопомощь, бережное отношение к окружающей среде

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, физическая культура

Словарная работа: Активизировать словарь детей словами: лаборатория, прозрачный, невидимый, опыты, эксперименты, коллеги.

Оборудование:

- полиэтиленовые мешочки (по количеству детей);

- стаканчики с водой, коктельные трубочки (по количеству детей);

- мыльные пузыри (по количеству детей);

- кораблики из пенопласта с бумажными парусами;

-тазики – «море» для корабликов;

-салфетки бумажные (по количеству детей);

-веера (по количеству детей);

- апельсин.

-баночки;

-свечки

Ход занятия

Воспитатель: Все в сборе взрослые и дети мы можем начинать, но сначала нужно нам здравствуйте сказать. Давайте поздороваемся с нашими гостями. А теперь все внимание на меня. Сегодня утром я подхожу к детскому саду, смотрю на калитку и не пойму, что происходит калитка то откроется, то закроется. Ребята как вы думаете кто ее открывал?

Дети: ветер.

Воспитатель : А как вы думаете, что такое ветер?

Дети:

Воспитатель: Ветер-это движение воздуха. А как вы думаете, что такое воздух?

Дети:

Воспитатель: воздух -это то, чем мы с вами дышим.

 А сейчас я предлагаю вам  игру «Дышит или не дышит»? . Сейчас я  буду называть предметы или явления если они дышат то вы поднимаете правую рукуи, если нет, то левую. Готовы?

Дети:

Воспитатель : (перечисляет: дерево, окно, цветы, диван, насекомые, люди, животные …)

Молодцы, ребята, все были внимательны. А это как вы думаете в помещении детского сада есть воздух? Чтоб это увидеть и доказать я предлагаю вам сегодня стать учёными – исследователями и отправиться в лабораторию. Там мы будем проводить разные опыты и узнаем много интересного о воздухе. Хотите? Ребята а вы знаете, что такое лаборатория?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: лаборатория-это помещение, где работают учёные, которые ставят опыты и эксперименты исследуя их. Но прежде чем попасть в лабораторию нам нужно вспомнить правило поведения, которые надо соблюдать там.

Воспитатель: Правило№1. На столах ничего не трогать без разрешения руководителя.

Правило№2. Соблюдать тишину, не мешать работать другим.

Правило№3. Содержимое сосудов не пробовать на вкус.

Правило№4. Бережно обращаться с оборудованием. Поработал- убери на место.

Правило№5. Помни - некоторые опыты можно проводить только в присутствии взрослых,

и находиться мы должны в спец. одежде.

 Надеваем фартуки. Готовы! Закрываем глазки. Вместе со мной произносим слова: вокруг себя мы повернёмся раз, два, три, вперёд немножечко пройдёмся и в лаборатории окажемся.

Воспитатель:  ребята, скажите пожалуйста, кто из вас, видит воздух, ?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: Я тоже его не вижу, но я знаю, что он есть вокруг нас. 
-Как можно его обнаружить?

Дети: (ответы)
Воспитатель: а я предлагаю попробовать его поймать.

 Опыт№1: с целлофановым пакетом

Воспитатель: ребята, у вас на столиках лежат целлофановые пакеты. Посмотрите, в них ничего нет, они пустые? Возьмите их в руки встанем аккуратно и попробуем с вами поймать воздух. Ловите и закручивайте.

Что произошло с пакетами?

Дети: они изменили форму

Воспитатель: Что в них находится? (воздух).

Воспитатель: а по цвету какой он?

Дети: прозрачный.

Воспитатель: молодцы ребята, значит, есть у нас воздух в помещении.

Дети: да 

Воспитатель: А давайте убедимся, что в пакете  находится именно воздух. Возьмите палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него. Что вы чувствуете? 
Итак, если мы не можем увидеть воздух, то мы его можем что? – Почувствовать! Почувствовать, как легкий ветерок на коже лица.

Какой можно сделать вывод?
Вывод: Воздух прозрачный, бесцветный;
Воздух можно почувствовать кожей.

Воспитатель: пакетики свои складывайте и кладите на тарелки, присаживайтесь на стульчики.

 Воспитатель: А как ещё можно почувствовать воздух?

Опыт №2 «Чувствуем воздух»

Воспитатель: Ребята когда нам летом жарко мы с вами что можем использовать.

Дети:

Воспитатель: Возьмите у себя на тарелочках веера. Помашите ими, что чувствуете? Дети: ветер, воздух, холодок.

А теперь подуйте на ладоши, что чувствуете? (воздух, струю воздуха).

Вывод: обнаружили воздух — почувствовали его

- Коллеги, как вы считаете, нашли мы ответ на вопрос: Как можно почувствовать воздух? (Да)

- При помощи чего мы узнали, как можно почувствовать воздух? (При помощи веера, дули на ладошки).

Воспитатель: У меня в руке пластиковый стаканчик. Что в нем находится?

Дети: Воздух, ничего

Воспитатель: А мы проверим ваши версии.

Опыт№3: есть ли воздух в стакане

 Воспитатель: Внимание коллеги. Соблюдаем тишину. Идёт эксперимент. На дно стаканчика приклеиваем на пластилин салфетку, тщательно её прижимаем к дну банки.

Переворачиваем банку вверх дном, держим банку прямо вертикально и опускаем банку в ёмкость с водой, до дна ёмкости.

Затем банку вынимаем из воды. Посмотрим, намокнет ли салфетка, что же случилось с салфеткой.

Дети: Она сухая

Воспитатель: Почему? Как считаете?

Дети: салфетка не намокла, потому что воздух есть в банке, он не пускал туда воду.

Воспитатель: А скажите мне, пожалуйста, как вы думаете, воздух есть в нутрии, нас

 в нутрии человека ?

Дети: (ответы детей)

Опыт№ 3: со стаканом с водой и трубочкой.

Давайте сейчас посмотрим, есть воздух или нет.

Подвиньте к себе стаканчики с трубочками. Посмотрите , что мы будем делать сейчас с вами. Давайте  подуем в трубочку, и посмотрим , что произойдёт с водой. Что вы видите в стаканчиках?

Дети:  выходят пузырьки 

Воспитатель: Как они там оказались? В стакане же только вода была?

Дети:

Воспитатель: Пузырьки - это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки, значит, воздух есть и в нутрии нас, в лёгких.

 Опыт №4: с бумажной салфеткой

А сейчас, внимание, у каждого из вас есть салфеточки на столах. Возьмите салфетки в руки, возьмите правильно, как я это делаю. Давайте попробуем подуть на салфетку. Что происходит с ней.

Дети: она колышется.

Воспитатель: а от чего она колышется?

Дети: от ветра.

Воспитатель: Подуйте ещё. Молодцы.

Опыт №5: с кораблями

 Воспитатель: а хотите устроить настоящий ветерок? Выходите из-за столов и подходите ко мне, к тазикам с водой. Давайте мы с вами представим, что это у нас море. У каждого из вас есть кораблики, давайте попробуем запустим их в море, а теперь что нужно сделать чтобы кораблики поплыли?

Дети: Подуть.

Воспитатель: Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет. Получилось? Молодцы. А сейчас я вам предлагаю немного отдохнуть.

Физкультминутка:

Мы сидели, мы устали,                                             (сжимаем и разжимаем кулачки)

воздух дружно изучали,                                           (руки вверх, наклоны влево, вправо)

а теперь пришла пора отдохнуть нам, детвора.     (присесть)

Встали дружно, потянулись,                                   (встать и потянуться)

хлопнули в ладоши и друг к другу повернулись.

Всем друзьям мы улыбнулись,

наклонились, раз и два, чтобы не болела голова. (наклоны головой влево, вправо)

И закончили зарядку тихо, тихо сев за парту. 

Опыт №7: с апельсином

Воспитатель: Итак, мы продолжаем проводить эксперименты. Как вы думаете, воздух имеет запах?

Дети: нет.

Воспитатель: Как проверить?

Воспитатель: Давайте понюхаем, значит он у нас какой?

Дети: без запаха. Совершенно верно воздух не имеет запаха. Мы сейчас проведем еще одно исследование. Возьмите корку апельсина, помните её. Что вы чувствуете?

Дети: Пахнет апельсином.

Воспитатель: Как вы думаете, это пахнет воздух или апельсиновая корка издаёт такой аромат?

Дети: Это корка

Воспитатель: Значит, запах передается по воздуху и мы его чувствуем.

Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.

Воспитатель: Уважаемые ученые, мы так много говорили сегодня о свойствах воздуха, но ничего не сказали о значении воздуха для человека и всего живого.

Как вы думаете, сможет ли человек жить без воздуха?

- Для чего нам нужен воздух? (Дышать) Сделайте глубокий вдох, выдох.

- Я знаю, что человек может прожить без еды - 5 недель, без воды - 5 дней, без воздуха не больше 5 минут.

А каким воздухом полезно дышать? Чистым. Что необходимо делать, чтобы воздух был чистым? Проветривать помещение, гулять на свежем воздухе, ездить загород, и.т.д.

А кому ещё нужен воздух? Рыбам, животным, растениям.

Правильно, всему живому.

Давайте это проверим.

Опыт № 8«Не дышу»

Сейчас я предлагаю вам проверить, сколько времени может человек обойтись без воздуха. Закройте рот и зажмите нос двумя пальцами, а я засеку время с помощью песочных часов.

Почему вы убрали руку и открыли рот? (начали задыхаться)

Чего вам не хватало? (воздуха)

Хорошо вам было без воздуха? (нет)

Давайте проведем еще один опыт.

Опыт№9 «Почему гаснет пламя? »

Возьмем 2 свечи, зажжем их.

Одну из них накроем банкой и будем наблюдать, что происходит.

Почему свеча в банке погасла?

В банке кончился кислород и образовался углекислый газ. Вот так же и мы не можем жить без кислорода в воздухе.

Воспитатель:

Вот видите, ребята, воздух важен и нужен для всего живого: людям, растениям, животным и даже рыбам. Поэтому нужно беречь нашу планету, заботиться о чистоте воздуха и не загрязнять его выхлопными газами и дымом.

Воспитатель: а теперь нам пришла пора возвращаться из лаборатории в детский сад. Встанем потихонечку.

Вокруг себя обернемся,

немного пройдёмся

и в детский сад вернёмся .

Ребята, где мы с вами сегодня были? Что мы с вами делали в лаборатории? О чём говорили?

Дети: (ответы детей)

Ребята, у меня для вас есть небольшой сюрприз.

Оказывается в воздух ещё можно и поиграть, а помогут в этом мыльные пузыри .

Как вы думаете, что находится внутри пузырей? (воздух)

В этих баночках находится мыльная пена, когда мы дуем, она наполняется воздухом и получаются мыльные пузыри.

Давайте немножко поиграем.

 «У кого пузырь больше»

Дети дуют мыльные пузыри, звучит музыка. 

На этом наше занятие закончено, всем спасибо. А ребятам пора на прогулку гулять на свежем воздухе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Удивительные свойства воздуха"

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей 6 года жизни «Удивительные свойства воздуха», область «Познание». Занятие построено на основе элементарных опытов. Интеграция областей «...

конспект занятия "Удивительные свойства воздуха"

Способствоать обагащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представлений  о значимости воздуха в жизни человека, животных, растенийПродолжать знакомить со свойствами возд...

Конспект занятия "Удивительные свойства воздуха"

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе      по теме «Удивительные свойства воздуха»...

Конспект НОД "Удивительные свойства воздуха"

Цель занятия: формировать представления детей о воздухе и его свойствах.Задачи:  Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представления детей о зн...

Конспект ОД "Удивительные свойства воздуха"

Разработан конспект образовательной деятельности по изучению свойств воздуха для детей старшего дошкольного возраста...