Конспект ООД "Удивительные свойства воздуха" для детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Бойко Мария Васильевна

"Что интересно ребёнку, то что им еще не исследовано"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл udivitelnye_svoystva_vozduha.docx25.51 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №5»ЯГОДКА»

СТ. НОВОДЖЕРЕЛИЕВСКОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БРЮХОВЕЦКИЙ РАЙОН

Конспект организованной образовательной деятельности

«Удивительные свойства воздуха»

Использование современных образовательных технологий: технология проблемного обучения, здоровьесберегающие технологии

Подготовила и провела

воспитатель

Бойко Мария Васильевна

Дата: 04.03.2014г.

2014г.

Образовательная область:  познавательное развитие

Вид деятельности: организованная образовательная

Возрастная группа: старшая группа

Тема: «Удивительные свойства воздуха»

Цель: закреплять умение получать информацию о новом объекте в процессе его исследования.

Программное содержание

Образовательные задачи: закрепить знания детей о свойствах воздуха (не имеет запаха, цвета, при нагревании поднимается вверх) и способах его обнаружения; дать детям элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья.

Развивающие задачи: развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования, развивать речь, мышление, воображение, наблюдательность, активизировать словарь детей.

Воспитательные задачи: воспитывать у детей познавательный интерес, умение видеть удивительное в окружающем мире.

       Предварительная работа: просмотр мультфильмов «Незнайка на Луне», «Смешарики», «Фиксики», разучивание стихотворения «Свойства воздуха», наблюдение за температурой воздуха утром и днём.

       Методы и приёмы: игровой, наглядный, словесный, вопросы к детям, использование художественной литературы, практическая деятельность детей, здоровьесберегающие технологии.

       Материалы и оборудование: воздушные шары разных цветов и размеров, полиэтиленовые пакеты (по количеству детей), трубочки для коктейля (по количеству детей), прозрачные пластиковые стаканчики (по количеству детей), 3 баночки с плотными крышками (первая баночка с апельсином, вторая с огурцом, третья – с клубникой), мелкие камушки, 4 больших таза с водой, чайник с горячей  и  чайник с холодной водой, 2 пустые  стеклянные бутылки, фломастеры, ватные шарики, ворота из конструктора, лодочки.

Ход деятельности

  1. Водная часть

Клоун.  Здравствуйте, ребята! Как я рад видеть вас! Давайте познакомимся, меня зовут клоун Любознайкин. А вас как зовут?

Дети. Саша, Максим.

Клоун. Красивые имена. Сейчас,  каждый из вас громко произнесет свое имя, дружно все вместе.

  1. Основная часть

Клоун. Посмотрите, какие красивые шары я принес? Какого они цвета и формы?

Дети. Красный, зелёный, желтый, синий, круглые, овальные.

Клоун. Ой, а что это случилось, с синим шариком? Ему грустно и  не знаю почему? Может вы, знаете.

Дети. Он стал маленький, мягкий. А его друзья большие, красивые.

Клоун. Умницы. А что нужно сделать, чтобы шарик стал круглым и упругим?

Дети. Надо его посильнее надуть.

Клоун. Правда? А кто мне поможет в этом? Сейчас кто-то один  из вас будет моим помощником, надует шарик.

Клоун.  Ребята, а какой теперь шарик?

Дети. Круглый, большой, упругий, красивый и весёлый.

Клоун.  Вот,  какой он красивый получился! Интересно, а что же у него внутри?

Дети.  Внутри шарика воздух.

Клоун.  Какой ещё воздух? Я ничего не вижу!

Дети.  Да, там внутри воздух.

Клоун.  Вы видите воздух, а почему, я его не вижу,  как вы думаете?

Дети. Воздух невидимый, бесцветный, прозрачный.

Клоун. Вот, сколько интересного вы знаете. Получается, что воздух прозрачный, бесцветный и невидимый - это правда. Ребята, а давайте поймаем воздух?

Дети. А как мы его будем ловить?

Клоун. Может кто-то из вас знает, как мы можем поймать воздух?

Дети. Я придумал, как нам поймать воздух, и посмотреть какой он. Надо ловить его чем-нибудь. Например, пакетом, в баночку.

Клоун. Молодцы, догадались. Что это у меня в руке?

Дети. Полиэтиленовый пакет.

Клоун. Возьмите каждый себе полиэтиленовый пакет.  Посмотрите, что в пакете?

Дети. Он пустой.

Клоун. Да, он пустой, его можно сложить в несколько раз. Смотрите,

какой он тоненький. Теперь мы вверх – вниз, вправо – влево, воздух

набираем, смело и закручиваем. Что произошло с пакетом?

Дети. Он надулся.

Клоун. Действительно пакет изменил форму, он полон воздуха. На что он похож?

Дети.  На подушку, на конфету, на пузырь. 

Клоун.  Пакет стал  похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете. Теперь раскрутим пакет и выпустим из него воздух. Что изменилось?

Дети. Пакет опять стал пустым, мы выпустили воздух.

Клоун. Да, ребята, вы правы, воздух прозрачный, а чтобы его увидеть, его надо поймать. И вы смогли это сделать! Вы поймали воздух и заперли  в мешочке, а потом выпустили его. Значит, воздух есть вокруг нас. А вот интересно, а есть ли воздух внутри нас, как вы думаете?

Дети.  Да, ведь мы дышим воздухом.

Клоун. А давайте проверим!  Ребята, давайте подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой тихо, тихо. И посмотрим, что произойдёт. (Дети выполняют задание.) Ой, ребята, что это происходит с водой?

Дети. В воде появились пузырьки.

Клоун. Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была.

Дети.  Пузырьки - это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.

Клоун. А давайте подуем сильнее и посмотрим, что произойдёт. Вот это да, пузырьки так быстро поднимаются. Что-то мне это напоминает, на что похоже, ребята?

Дети.  На бурю, на бурлящую кипящую воду.

Клоун. Точно, это похоже на бурю, кипящую воду. Когда на небе тучи, идёт сильный дождь - на лужах тоже появляются пузырьки. Давайте прогоним тучки  и бурю остановим, будем веселиться и сейчас превращаемся в маленькие семена цветов.

Физкультминутка «Вырастает цветок»: время года весна, посеяли семечки, пока их сеяли, они по ветру разлетелись в разные стороны, сели на клумбы и прижились. Садовник стал поливать их водичкой, солнце пригревать, семечки растут, превращаются в стебелечки, распускается бутон, дует ветерок и качается цветок. (Дети выполняют движения в соответствии с текстом)

Клоун.  Ой, ребята совсем забыл. Когда я шёл в садик, по дороге нашёл сундучок. Давайте вместе посмотрим, что же там есть (открывают, смотрят с удивлением).

Клоун. Что это?

Дети.  Разноцветные волшебные камешки.

Клоун.  А как вы думаете, что с камешками можно делать?

Дети. Играть, ощупывать, засыпать ими аквариум для рыбок. А ещё бросать в лужу после дождя.

Клоун. Да, я тоже видел во дворе, как дети камни в лужу бросают. А

давайте эти камешки опустим в воду и посмотрим, что произойдёт (дети берут в руки камешки и бросают в таз с водой). Ребята, что мы видели, когда  опустили камешки в воду?

Дети. Они опустились на дно.

Клоун. Интересно, а почему камешки тонут?

Дети. Потому что они тяжелые.

Клоун. А вот интересно, если мы шарики опустим в воду, они утонут?

Дети. Нет, не утонет шарик.

Клоун. А давайте проверим. (Опускают шарики в чашку с водой)

Клоун. Странно, камушки утонули, а шарики нет. Почему так происходит, ребята?

Дети.  Шарик не тонет, потому что он легче воды, а камушки тяжелее, поэтому они тонут, вытесняя воздух из воды, так появляются пузырьки.

Клоун. Ребята, а давайте вспомним ваши любимые мультики про изобретателей и фокусников.

Дети. «Незнайка на Луне», «Фиксики», «Смешарики»

Клоун. А мне очень нравится мультик про наших друзей Фиксиков. Они

 утверждают, что если нагреть воздух в шарике он поднимется,  а вы, как

думаете?

Дети.  Да, это правда.

Клоун. А давайте проверим, так ли это. Сейчас я вам покажу интересный фокус: я беру пустую стеклянную бутылку, надеваю шарик, и ставлю бутылку в горячую воду, посмотрим, что произойдёт.

Клоун. Посмотрите, что происходит с шариком?

Дети. Он становится, круглым, он надулся.

Клоун. Действительно, шарик надулся, как вы думаете почему?

Дети. Получается, что воздух нагревается в бутылке и поднимается.

Клоун. Молодцы, воздух расширяется и поднимается вверх, поэтому шарик надувается. А теперь проверим с холодным воздухом: ставим пустую стеклянную бутылку с шариком в холодную воду. Что произошло?

Дети. Шарик не надулся.

Клоун. Правы наши друзья Фиксики:  горячий воздух легче холодного. Из этого делаем вывод, что воздух, какой еще?

Дети. Воздух бывает тёплый и холодный.

Клоун. Ребята,  а в какое время года бывает воздух холодный?

Дети. Зимой, поздней осенью, ранней весной.

Клоун.  А когда воздух бывает теплый?

Дети. Летом, весной, ранней осенью.

Клоун.  Ребята, давайте посмотрим, что ещё есть в нашем сундучке. Что это?

Дети. Баночки с разноцветными крышечками.

Клоун. Наверное, это волшебные баночки. Посмотрите, а в них что - нибудь есть?

Дети.  В них находятся овощи и фрукты.

Клоун. Понюхайте, чем пахнет? (ребенок открывает крышку первой баночки и нюхает воздух) 

Дети. Апельсином.

Клоун.  Действительно, пахнет апельсином. Ребята, а давайте проверим, что же лежит во второй баночке. Чем пахнет воздух в этой баночке? (ребенок открывает крышку второй баночки и нюхает воздух в ней)

Дети. Огурцом.

Клоун. Чем пахнет в третьей баночке? (ребенок открывает крышку третьей баночки и нюхает воздух в ней)

Дети. Запах клубники.

Клоун. Как вы думаете, почему во всех баночках  разный запах воздуха?

Дети. В баночках запах тех продуктов, которые там находятся.

Клоун. Получается, что собственного запаха у воздуха нет. Чистый воздух ничем не пахнет. Какой мы можем сделать вывод?

Дети. Запах ему придают другие вещества, которые с ним соприкасались.

Клоун. А я-то думаю, почему везде по-разному пахнет: на улице один запах, в помещении другой. А это воздух виноват: присваивает себе чужие запахи. Вот недавно иду на остановку, а мимо машина проехала, а я давай чихать, и так долго чихал, что нос опух. Отчего так происходит, ребята, вы не знаете?

Дети. От пыли, газов, бензина, грязи.

Клоун. Это получается, что я подышал грязным воздухом, расчихался. Да, теперь буду аккуратнее ходить по улицам, закрою рот, зажму нос, и не буду дышать грязным воздухом. Вы согласны со мной?

Дети. Нет, нельзя мы не сможем дышать.

Клоун. А мы это сейчас проверим, давайте закроем рот и зажмём нос, посмотрим, как мы себя будем чувствовать. (Дети выполняют задание)

        Клоун. Действительно, без воздуха мы чувствуем себя плохо. А какой орган человеческого тела помогает нам дышать?

Дети. Человек дышит с помощью легких.

Клоун. Ребята, а как вы думаете, какой воздух необходим для жизни человека?

Дети. Чистый воздух, где много деревьев, цветов и разных растений. Где нет машин, меньше заводов, в чистом городе.

Клоун. Может кто-то  из вас знает загадки или стихи про воздух.

Загадка

Через нос проходит в грудь,

И обратный держит путь.

Он не видимый, и всё же

Без него мы жить не можем (воздух)

Стихотворение «Свойства воздуха»

Он – прозрачный невидимка,

Легкий и бесцветный газ.

Невесомою косынкой

Он окутывает нас.

Он в лесу – густой, душистый.

Пахнет веточкой смолистой,

Пахнет дубом и сосной.

Летом он бывает тёплым,

Веет холодом зимой.

Когда иней красит стекла

И лежит на них каймой,

Мы о нём не говорим.

Просто мы его вдыхаем

Он ведь нам необходим.

Воздух жить нам помогает,

Как великий господин.

Клоун. Ребята, мы с вами узнали много свойств воздуха. Я хочу познакомить вас с еще одним свойством. Когда мы вдохнули через нос и легонько выдохнули на ладошку, то почувствовали легкое дуновение ветра. Воздух помогает двигать предметы. Сейчас мы выполним дыхательные  упражнения: мальчики «Футбол» (вытянуть губы трубочкой и дуть на ватный шарик, стараясь загнать его в ворота. Вдох – через нос, выдох – через рот. Следить, чтобы щёки не надувались), девочки «Волшебные лодочки»  (вытянуть губы трубочкой и дуть на лодочку, стараясь, чтобы она поплыла дальше. Вдох – через нос, выдох - через рот, постепенно выпуская струю воздуха)

  1. Заключительная часть

Клоун.  Я предлагаю поиграть в игру, которая называется «Волшебный шарик»: мы все встанем в круг и будем передавать шарик друг другу, рассказывать всё, что интересного и нового узнали сегодня о воздухе. 

Дети.  Воздух бывает прозрачный, легкий, теплый или холодный, без формы, цвета, запаха, помогает людям, невидимый, бывает чистый и загрязненный.

Рефлексия

Клоун. Молодцы! Ребята, мне с вами было так интересно, а вам понравилось со мной играть? Я вам дарю волшебные шарики. Предлагаю раскрасить фломастером свои шарики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим миром и ручному труду "Жили-были...": знакомим детей с крестьянской избой и крестьянским бытом

Вашему вниманию предлагается конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и ручному труду  в рамках программы развития творческого потенциала детей старшего дошкольного во...

НОД "Воздух и его свойства" для детей старшего дошкольного возраста (эксперементирование)

Конспект открытой образовательной деятельности ( экспериментирование)...

Конспект физкультурного занятия для детей старшего дошкольного возраста «Северное многоборье». Этническая социализация детей Крайнего Севера по освоению национальных видов спорта

Занятие  "Северное многоборье" способствует повышению общей культуры, расширению кругозора, углублению знаний о национальных видах спорта воспитанников. ...

Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста "Труд детей в старину"

Программное содержание:познакомить детей с трудом крестьянских детей в доступной форме;учить устанавливать причинно – следственные связи между объектами;развивать коммуникативные способности, па...

Конспект физкультурного досуга для детей старшего дошкольного возраста «Азбука дорожного движения» план-конспект занятия по физкультуре (подготовительная группа) по теме

ЗАДАЧИ:  продолжать учить детей  правильно вести себя на улицах города,  закрепить у ребят знания правил дорожного движения; углублять знания дошкольников о правилах дорожного движ...

Педагогическая статья "Игры-эксперементирования как средство ознакомления со свойствами предмета детей старшего дошкольного возраста"

Развитие исследовательских способностей ребенка - одна из важнейших задач современного образования. Обществу просто необходимы дети, знания которых, полученные в результате собственного эксперимента,и...