Экологический проект «Птицы — наши друзья»
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Развитие ребенка зависит от того, где и в каком окружении он растет, кто его воспитывает и как организовано воспитание. Окружающая среда, в которой живет ребенок, может быть монотонной, однообразной, бедной, стандартной, но может быть и другой – насыщенной, неординарной, меняющейся. Вокруг можно найти интересные природные объекты для наблюдения – деревья, травы, птицы, насекомые, цветы. Мы выбрали птиц, и наш выбор не случаен. Ведь птицы – друзья нашего детства. Птицы – вестники радости. Каждый год они приносят на крыльях весну. Птицы – верные наши помощники, защитники лесов и полей, садов и огородов. Птицы – это красота и тайна. Птицы дороги нам, как часть чудесной природы нашей Родины. Я предлагаю экологический проект «Птицы – наши друзья».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_proekt_ptitsy.docx20.27 КБ

Предварительный просмотр:

Экологический проект «Птицы — наши друзья»

Развитие ребенка зависит от того, где и в каком окружении он растет, кто его воспитывает и как организовано воспитание. Окружающая среда, в которой живет ребенок, может быть монотонной, однообразной, бедной, стандартной, но может быть и другой – насыщенной, неординарной, меняющейся. Вокруг можно найти интересные природные объекты для наблюдения – деревья, травы, птицы, насекомые, цветы. Мы выбрали птиц, и наш выбор не случаен. Ведь птицы – друзья нашего детства. Птицы – вестники радости. Каждый год они приносят на крыльях весну. Птицы – верные наши помощники, защитники лесов и полей, садов и огородов. Птицы – это красота и тайна. Птицы дороги нам, как часть чудесной природы нашей Родины. Я предлагаю экологический проект «Птицы – наши друзья».

Цель проекта: Обогащать и расширять знания и представления детей о птицах, особенностях образа их жизни, жизненных проявлениях, повадках птиц, о роли человека в жизни птиц.

Воспитывать у детей бережное отношение к природе через проявление заботы о птицах: подкармливание их поздней осенью и зимой, изготовление совместно с родителями кормушек, скворечников.

Активизировать и расширять словарь по теме, развивать связную речь детей.

Формировать экологическое сознание детей.

Задачи проекта.

Расширить, обогатить знания детей о жизни птиц.

Активизировать мышление в процессе разрешения проблемных ситуаций, учить устанавливать причинно-следственные связи, способность находить нестандартные решения проблемных ситуаций.

Совершенствовать уровень накопленных навыков.

Углубить знания детей о взаимосвязи, взаимодействии людей и птиц.

Привлечь детей к совместной деятельности с детьми и педагогами.

Воспитывать интерес к нашим соседям по планете – птицам, желание узнавать новые факты из их жизни.

Формировать экологическое сознание детей.

Участники проекта. Воспитатели, дети старшей группы и их родители.

Время проекта Сентябрь 2014 – Май 2015

Содержание проекта

1 этап – Выбор темы проекта, обсуждение ее с детьми и родителями

Учебные занятия – развитие речи, изо, ознакомление с окружающим, аппликация, ручной труд по теме проекта.

Чтение художественной литературы по теме проекта, просмотр иллюстраций, документальных фильмов из цикла «Живая природа».

Наблюдения за птицами на прогулках, экскурсиях.

Оформление впечатлений от общения с птицами (рисунки, природный материал, устные рассказы).

Выставка книг – подбор познавательного материала совместно с родителями.

2этап Сбор корма для птиц

Акция «Покормите птиц зимой»

Заполнение дневника наблюдений за птицами на территории ДОУ и около дома.

Выставки «Птицы вокруг нас», «Зимующие птицы».

Ход проекта

Работу по реализации проекта мы систематически проводим в течении года. Совместно с родителями подготовили выставку книг с целью формирования интереса к теме.

Родители не только приносят познавательную литературу, но и готовят с ребенком краткий пересказ прочитанного рассказа о птице, учат стихи, загадки.

Систематически проводим наблюдения за птицами. Наблюдения направлены на формирование у детей представлений о размерах птиц, их окраски, повадок. Наблюдаем за птицами во время прогулок, экскурсий по селу. В ходе экскурсий по селу наблюдаем за поведением птиц- ворон, воробьев, сорок, рассматриваем гнезда ворон на деревьях. Наблюдения и экскурсии сопровождаем практической деятельностью – сбор семян для подкормки птиц зимой, сбор природного материала для поделок птиц. Результаты наблюдений фиксируются в «Календаре наблюдений».

Систематически предлагаем детям материал по теме проекта. («Зимующие птицы», «Перелетные птицы», «Птицы Красной книги», «Птичий зоопарк», «Птицы – герои сказок»).

Работу по теме проекта ведем и во время учебных занятий. На занятиях по математике используем раздаточный материал по теме «Птицы».

Представления о птицах закрепляем на занятиях по рисованию, лепке, ручному труду.

Для обогащения и закрепления знаний детей используем различные дидактические игры: «Сложи картинку», «Дорисуй», лото «Птицы», «Зимующие-Перелетные», «Птичий двор».

Для развития мелкой моторики предлагаем детям трафареты и шаблоны с изображением птиц.

Разучиваем с детьми считалки, потешки, загадки о птицах, играем в подвижные игры, сюжет которых связан с темой «Птицы».

В ходе экологической акции «Подкормите птиц зимой» родители совместно с детьми изготовили кормушки из фанеры, коробок, пакетов из-под молока, затем развесили их на участке и во дворах жилых домов.

Дети познакомлены с правилами подкормки птиц:

-Подкармливать птиц каждый день.

-Наполнять кормушки кормом утром.

-Во время морозов корма насыпают больше.

-кормушку очищают от снега, сора.

-Никогда не кормят птиц черным хлебом и солеными семечками.

Наблюдения за прилетающими к кормушкам птицами доставляют детям большое удовольствие и радость. Результаты отмечаем в календаре наблюдений.

Работу по реализации проекта продолжим, но уже сейчас отмечаем, что работа по теме проекта позволяет нам организовывать наблюдения за птицами в любое время года, устанавливать взаимосвязь особенностей их поведения с сезонными изменениями в природе. Работе способствует большой выбор и доступность детской литературы о птицах, разнообразие видов птиц. Мы получаем возможность воспитания у детей бережного отношения к природе через проявление заботы о птицах.

В ходе работы по проекту дети учатся:

-Вести целенаправленные наблюдения, анализировать увиденное, делать выводы и умозаключения.

-Понимать, как птицы приспосабливаются к сезонным изменениям в природе.

-Замечать экологические проблемы в природном окружении и оказывать посильную помощь.

-Приобретают навыки исследовательской работы, осознавать неповторимость и своеобразие каждого живого существа.

Наши воспитанники получили массу новых впечатлений, мы дали детям возможность узнать новые факты из жизни птиц, вызвали интерес к нашим соседям по планете – птицам.

Экологическая акция

«Подкормите птиц зимой»

Проблема: Как помочь пернатым друзьям зимой?

Цель акции: Привлечение взрослых и детей к помощи пернатым друзьям в зимнее время, обогатить и расширить знания и представления детей о птицах, особенностях образа их жизни, повадках птиц, о роли человека в жизни зимующих птиц.

Задачи акции:

-Воспитание у детей бережного отношения к природе через проявление заботы о птицах: подкормка птиц зимой, изготовление кормушек.

-Активизировать и расширять словарь по теме, развивать связную речь детей, совершенствовать уровень накопленных знаний о взаимодействии людей и птиц в зимнее время.

-Привлечение родителей к совместной деятельности с детьми и педагогом.

-Формирование экологически грамотного поведения детей по отношению к живому, чувство ответственности за их состояние и стремление помогать птицам в зимних условиях.

Участники акции: воспитатели, дети старшей группы и их родители.

Время акции Декабрь 2014– Февраль 2015

Методическое обеспечение акции

-Литература

В. Бианки «Лесные домишки», «Синичкин календарь», А. Горький «Воробьишка», И. Поленов «Синичкины кладовки», Г. Скребицкий «Берегите птиц», Т. Шорыгина «Птицы. Какие они?», Энциклопедия «Азбука природы».

-Иллюстрации, фотографии

-Документальные фильмы из цикла «Живая природа».

-Различные материалы для изодеятельности

-Кормушки, корм для птиц.

-Дидактические игры

Содержание акции

1 этап

-Вхождение в проблему- обсуждение темы с детьми и родителями.

-Чтение художественной литературы по теме.

-Просмотр документальных фильмов из цикла «Живая природа».

-Наблюдения за птицами на прогулке, экскурсии по селу.

2 этап

-Конкурс «Птичья столовая» - изготовление кормушек совместно с родителями.

- Сбор корма для птиц.

-Ведение наблюдения за птицами на участке и отражение результатов – «Птичье дерево» ежедневно.

-Оформление впечатлений от общения с птицами (поделки, рисунки, устные рассказы и сказки).

3 этап

-Ежедневная подкормка птиц во время прогулки в детском саду и дома.

-Продолжение работы по теме – чтение художественной литературы,

-Благодарность участникам акции.

Итоги:

В ходе совместной работы дети получили навыки практической деятельности по изучению и охране зимующих птиц, более широкие и разнообразные, чем это возможно в рамках обычных предметных занятий. В ходе экологической акции совместно с детьми родители изготовили 20 кормушек из различных материалов, затем развесили их на участке детского сада и во дворах своих домов.

Дети и родители познакомлены с правилами подкормки птиц, необходимостью подкормки птиц в зимнее время.

Наблюдения за прилетающими к кормушкам птицами доставляют детям и взрослым большое удовольствие и радость.

Мы получаем возможность воспитания у детей бережного отношения к природе через проявление заботы о птицах.

Дети приобретают навыки исследовательской работы, осознают неповторимость и своеобразие каждого живого существа. Мы вместе с воспитанниками получили массу новых впечатлений, мы дали детям возможность узнать новые факты из жизни птиц, вызвали интерес к птицам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект "Птицы наши друзья"

Цель: Формирование основ экологической культуры у дошкольников среднего возраста....

Экологический проект "Птицы- наши друзья"

Проект по экологическому воспитанию в подготовительной группе....

Семейный экологический проект "Птицы наши друзья"

Цель проекта:Изучение образа жизни и поведения птиц зимой.Задачи проекта:1. Расширить представления о жизни зимующих птиц нашего села;2. Практическое выполнение кормушек3. Провести наблюдения за повед...

Экологический проект "Птицы наши друзья"

Данный проект состоит из практического материала экологической образовательной деятельности и непосредственно  творческого развития дошкольников ....

Экологический проект" Птицы-наши друзья"

Вашему вниманию предлагаю экологический проект для детей 5-6 лет (учащихся старшей группы) по теме «Птицы- наши друзья». Данная работа будет полезной воспитателям старшей группы. Проект осуществлялся ...

Экологический проект «Птицы – наши друзья» в подготовительной группе

Развивать интерес к жизни птиц;  поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу; специальные способы ориентации – экспериментирование и моделирование.        ...

Экологический проект "Птицы - наши друзья!"

Экологический проект "Птицы - наши друзья!" с детьми средней группы...