Экологический проект «Птицы – наши друзья» в подготовительной группе
проект (подготовительная группа) на тему
Развивать интерес к жизни птиц; поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу; специальные способы ориентации – экспериментирование и моделирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_ptitsy-nashi_druzya.docx | 31.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад « Светлячок» п. Калашниково Лихославльского района Тверской области.
Экологический проект
«Птицы – наши друзья»
в подготовительной группе
Составила воспитатель
Пантелеева Е. А.
2013г. – 2014г.
Актуальность проекта: помочь дошкольникам получить знания о природе и на этой основе сформировать умение рассказывать. Тексты сопровождаются заданиями, что позволяет сформировать умение рассказывать у ребёнка быстроту мышления, умение сопоставить наблюдения реальной действительности с содержанием рассказов, сказок, стихов, пословиц, загадок. Чтобы самостоятельно придумать рассказ, сказку, детям мало знаний по содержанию, они должны владеть структурой текста. Одним из них является иллюстрация.
Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает их к игре, художественно-речевой деятельности.
Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе, к Родине.
Вид проекта: исследовательски-творческий, познавательно-речевой.
Участники: дети, воспитатели, родители подготовительной группы, сотрудники библиотеки
Возраст детей – 6-7 лет.
Сроки реализации: с октября 2013г. по май 2014г.- долгосрочный проект.
Проблема: Как привлечь птиц на территорию детского сада; развитие у детей разговорной речи на основе составления рассказов, историй из личного опыта и фантазий.
Цели: формировать у детей обобщённое представление о птицах как живых существах, живущих на земле, на воде, которые умеют летать в воздухе, и имеющих типичное строение, приспособленных к определённым климатическим условиям;
Развивать интерес к жизни птиц; поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу; специальные способы ориентации – экспериментирование и моделирование; Формировать обобщённые способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности; Развивать способность к прогнозированию будущих изменений. Формирование предпосылок учебной деятельности: произвольности в поведении и продуктивной деятельности; потребности в создании собственной картины мира; навыков коммуникативного общения. Формирование проектно-исследовательских умений и навыков: выявить проблему; самостоятельно искать нужное решение; выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать; самостоятельно анализировать полученные результаты. Формировать осознанно-правильное отношение к птицам ближайшего окружения, желание практически сохранить, поддержать, создать для них нужные условия.
Ознакомление с художественной литературой, участие детей в драматизациях небольших отрывков произведений. Упражнять в подборе существительных к прилагательным.
Учить отгадывать загадки, построенные на описании и сравнении, познакомить с пословицами, приметами их значением, учить чётко произносить их.
Придумывать небольшие истории про птиц, составление концовок к хорошо известным народным сказкам «Заяц-хвастун», «Кукушка», составление рассказов из личного опыта.
Задачи: уточнить внешние признаки птиц, особенности внешнего строения, позволяющие летать.
Уточнить представления о знакомых птицах, условиях их обитания, роли человека в жизни птиц.
Познакомить с удивительными загадками и тайнами из жизни птиц.
Приучать заботиться о птицах ближайшего окружения.
Методическая работа по проекту: формировать потребности в изучении детской литературы, мотивации к самообразованию в вопросах познавательного образования детей дошкольного возраста;
Повышать профессиональный уровень в области методики приобщения детей к наблюдениям и рассказыванию.
Развивать способность к самоанализу собственной педагогической деятельности.
Внедрять новые формы организации детской деятельности, строить образовательный процесс на основе ФГТ.
Взаимодействие с родителями:
Участвовать в создании детской книжки—малышки.
Участвовать в изготовлении кормушек для птиц. Участие в акции «Птичья столовая»
Оказывать помощь дошкольному учреждению в организации праздников, конкурсов, театральных постановках, в изготовлении атрибутов и элементов костюмов.
Формы и методы работы:
- интегрированные занятия;
- игры-ситуации;
- беседы;
- Выставки рисунков и поделок;
- экскурсии;
- просмотр мультфильмов;
- викторина;
- консультации.
Необходимые условия реализации проекта:
- интерес детей и родителей;
- материальное обеспечение проекта;
- методические разработки;
- интеграция со специалистами детского сада.
Предметно-развивающая среда:
Дидактический материал:
С.Вохринцева «Птицы», «Перелетные птицы», «Обитатели Арктики и Антарктики», «Животный мир»
«Зимующие и перелётные птицы»
«Птицы в картинках», лото «Птицы», карта животного и растительного мира.
Разрезные картинки.
Методическая литература.
И.М.Молчанова. Экологические беседы для старших дошкольников.
М.В.Трофимова. И учёба и игра…
Н.В.Новоторцева. Развитие речи детей.
О.В.Епифанова. Развитие речи. Окружающий мир.
О.В.Мариничева. Учим детей наблюдать и рассказывать: времена года.
Н. А. Никифорова. Сборник программно- методических материалов по изучению родного края.
В.Н.Волчкова. Экология. Конспекты занятий.
План реализации проекта
Раздел программы | Содержание деятельности. | Сроки |
Игровая деятельность | Сюжетно-ролевая игра «экскурсия в лес» Игры драматизации по программным произведениям. Настольно-печатные игры: Лото «Птицы» Разрезные картинки, Найди 5 отличий, Узнай и назови 2х одинаковых птиц. Дидактические игры: «Кто где живёт» «Зимующие и перелётные птицы» «Летает, плавает, бежит» «Откуда птица прилетела?» «Чей клюв?» «Узнай по следу» Подвижные игры на площадке. «Найди пару» «Пчёлки и ласточки» «Лётал, лётал воробей» «Зайди в свой домик» «Сова» «Пингвины на льдине» «Стая» «Лягушки и цапли» «Кукушка» | Октябрь- ноябрь
Декабрь- апрель |
Социальное развитие | Тематическое занятие по теме: «Птицы Тверского края» Рассматривание иллюстративного материала по теме. Составление альбома «Птицы нашего края» Тематическое занятие «Перелётные и зимующие птицы» Наблюдение за стаями птиц-летящие клином. Рассматривание картины Е. Левитана «Осень» Рассматривание картины «Грачи прилетели», «Птицы прилетели» Словотворчество совместное участие детей и родителей в литературном досуге «Птичья викторина» Участие в акции «Птичья столовая» Изготовление «книжки—малышки «Птичьи истории» Правила поведения в природе. |
Ноябрь.
Январь - март |
Здоровье и физическое развитие | Экскурсии в лес, парк, поселок. Наблюдение за растительным и животным миром. Подвижные игры. Труд на участке и в природе. | Октябрь - май. |
Труд | - Изготовление и вывешивание кормушек для птиц. Трудовой патруль (наполнение кормушек кормом) Подкормка птиц. «Вкусняшки для птиц». Изготовление скворечника (совместно с плотником) Подбор художественной литературы о прилёте птиц, о их встрече. Фотографирование с кормушками и скворечником. | Январь - март. |
Познавательное развитие | Рассматривание альбомов: «Всё о птицах» «Красная книга» «Хищные птицы» Беседы о пользе птиц в природе, о том , что хищные птицы—это «санитары» полей, лесов, степей. Цикл занятий «Птицы — наши друзья» Наблюдения за прилётом первых птиц—грачей, скворцов… Просмотр видеофильмов из серии «Уроки тётушки Совы» Чтение познавательной литературы: «Занимательное природоведение» Рассматривание энциклопедий. | Февраль - апрель |
Начало грамоты | Составление описательных рассказов о природе, о птицах. Придумывание детьми сказки « Если был бы я птицей…» Придумывание историй «Как я спас птичку» Дидактическая игра «Кто больше? «Узнай по голосу» Разгадывание ребусов, кроссвордов про птиц. Составление рассказов о бережном отношении к птицам. Расширение словарного запаса детей: названия, признаки и действия птиц. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами «Назови ласково» (Птенец — птенчик) Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами в единственном и во множественном числе «Назови детеныша» (Грач — грачонок — грачата) Образование притяжательных прилагательных «Скажи, какая стая?» ( Клин лебедей — лебединый) Образование множественного числа существительных в именительном и родительном падежах «Один — много» (Грач — грачи — грачей) Подбор соответствующего понятия «Кто как кричит?» (Ласточка — щебечет) Подбор соответствующего понятия «Кто как кричит?» (Ласточка — щебечет) Классификация понятий «Четвертый лишний» Поиск соответствующего понятия «Угадай и назови» (У какой птицы самая длинная шея? ... (У лебедя.); Материал для запоминания «Расскажи о птице» Построение монолога «Расскажи о птице по плану»
| Октябрь- май. |
Художественная литература. | Пословицы и поговорки о птицах. Приметы с птицами. Отгадывание загадок. Придумывание загадок детьми. Разучивание стихов о птицах Чтение стихов, рассказов, сказок о деревьях, лесе, птицах. И.Белоусов. «Весенняя гостья» А.Яншин «Покормите птиц» Т.Волжина. «Где чей дом?» Е.Благинина. «Стрижи» Стих-ие к репродукции В.Бакшеева «Голубая весна» Чтение и пересказ Л.Яхнин «Дятел» Русс,нар. сказки «Заяц—хвастун», Кукушка» Заучивание стихотворений про птиц,» | Октябрь - апрель |
Детская продуктивная (изобразительная) деятельность | Аппликация «Снегири на ветках» «Сказочная птица» Составление композиции птицы - из сухих листьев. Конструирование «Журавлик» из бумаги Рисование «Птичий двор» «Отлёт птиц» «Птица у моего окна» Лепка. «Птички—свистульки» «Птички—игрушки» Игровая ситуация «Клён и птицы» Ручной труд «Прилетели птицы» «Гнёздышко Наблюдение на улице «Гнездо среди ветвей» | Октябрь, ноябрь, декабрь,
Январь - май. |
Исследовательская деятельность | Целевые прогулки. Наблюдения: Птицы, что изменилось в поведении осенью? Птицам нечего есть Решение проблемных ситуаций Наблюдение и сравнение следов на снегу под кормушками и под клёном. Сравнение. Наблюдение и сравнение птиц на кормушках. Рассматривание проблемных ситуаций. Почему птицы могут летать по воздуху, а человек нет? Когда воздух можно почувствовать? Как воздух помогает птицам летать? Какие птицы не умеют летать? Почему? Изучаем дерево, плоды и семена: -какие они, кто их разносит, для чего они нужны? Изучаем животных связанных с деревом: Какие животные посещают деревья садов и нашего участка—птицы, насекомые, пауки. -Хорошо ли они заметны на дереве? | Октябрь - май. |
Экспериментальная деятельность | Птицы в жизни разных деревьев играют разную роль. В этом дети должны убедиться во время собственных исследований. Птицы поедают плоды и распространяют семена, питаются насекомыми, живущими на дереве. (важно, не называть последних («вредными», в природе нет «полезных» или «вредных» и жуки, гусеницы—все они необходимы для поддержания экологического равновесия). Пословица – Как с гуся вода. Почему мы так говорим? Получили ответ на вопрос, проделав опыт—на перышко капнули масло, опустили в воду, перо не потонуло и даже не намокло, так, как оно пропитано жиром, а жир отталкивает воду. | Октябрь-ноябрь.
Март - май. |
Итоговое мероприятие «Здравствуйте, птицы».
Презентация проекта «Птицы – наши друзья»
Рефлексия деятельности.
Работа в рамках проекта получилась интересной, увлекательной, познавательной. Позволила раздвинуть горизонт каждого ребенка, создать для него более широкие общественные контакты, чем это возможно при традиционных формах занятий. Результаты исследований получили высокую оценку и одобрение.
В реализации проектной деятельности дети научились:
- видеть проблемы;
- задавать вопросы;
- выдвигать гипотезы;
- давать определения понятиям;
- классифицировать;
- наблюдать;
- проводить эксперимент;
- делать выводы и умозаключения;
- доказывать и защищать свои идеи.
- сочинять сказки, истории о птицах, и творчески их оформлять
Проблему дети решили путём совместной деятельности с родителями и воспитателями, путём простого наблюдения, элементарного анализа действительности. Ребёнок усваивает всё прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам.
Список литературы
1. Бондаренко Т. М., Экологические занятия с детьми 6-7 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2007.
2. Давыдова О. И., Майер А. А., Богославец Г. А, Проекты в работе с семьёй. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128 с. (Библиотека журнала «Управление ДОУ».
3. Кравченко И. В., Долгова Т. Л., Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группы: Методическое пособие / Под ред. Г. М. Киселёвой, л. И. Понаморёвой. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 208 с.
4. Формирование экологической культуры дошкольников: планирование, конспекты занятий /авт. – сост. Л. Г. Киреева, С. В. Бережнова. – Волгоград: Учитель, 2008.
5. Шорыгина Т. А., Птицы. Какие они? Книга для воспитателей, гувернёров и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000.
6. Журнал «Юный натуралист», 1990 год № 12,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий познавательного игрового конкурса "Птицы-наши друзья" в подготовительной группе
Данное занятие направлено на ознакомление дошкольников с многообразием пернатых....
Проект "Птицы- наши друзья" в подготовительной к школе группе
Проект "Птицы - наши друзья" для детей подготовительной к школе группы...
Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «Птицы – наши друзья» в старшей группе
Методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему: "Птицы - наши друзья"....
Конспект совместной деятельности по познавательному развитию "Птицы - наши друзья" в подготовительной группе
Конспект совместной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной группы "Птицы - наши друзья"...
Развлечение «Птицы – наши друзья» для старшей группы
Формирование начальных форм экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста...
Экологический проект «Птицы – наши друзья» в подготовительной группе
Развивать интерес к жизни птиц; поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу; специальные способы ориентации – экспериментирование и моделирование....