Программа кружковой работы по познавательно - исследовательской деятельности« Познавай -ка » ( старшая группа)
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) на тему
В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, найти ответ на множество интересующих вопросов: Почему? Зачем? Как? Что будет если?, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем. При этом взрослый – не учитель – наставник, а равноправный партнёр, соучастник деятельности, что позволяет ребёнку проявлять собственную исследовательскую активность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhkovaya_rabota_poznay_-_ka.docx | 24.2 КБ |
prezentatsiya_kruzhkovaya_rabota_1.pptx | 1.1 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 31 « Берёзка»
Утверждаю
заведующая МБДОУ ДС КВ№ 31 « Берёзка»
________________
Приказ от №
ПРОГРАММА
кружковой работы по познавательно - исследовательской деятельности
« Познавай -ка »
( старшая группа)
Руководители: Сидоренко Н. В.
воспитатель
Леднева О.В.
воспитатель
Пояснительная записка
Понятие о детском экспериментировании.
Считается, что экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства, основу которого составляет познавательное ориентирование, что потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Известно, что экспериментирование – деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т.д.
Актуальность использования исследовательско – экспериментальной деятельности в работе с дошкольними 5 – 6 лет.
В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Различные формы исследовательской деятельности активно внедряются в образовательный процесс. Здесь нельзя не упомянуть федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы ДОУ. Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника, его самостоятельности и активности (Н.Н.Поддьяков, А.Н.Поддьяков, О.В.Дыбина, О.Л.Князева). Научный поиск эффективных средств развития исследовательской активности дошкольников представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения.
Среди возможных средств развития исследовательской активности дошкольников особого внимания заслуживает детское экспериментирование. Когда ребенок слышит, видит, делает сам своими руками, то все усваивается прочно и надолго. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей, воспитателю же необходимо только создать оптимальные условия для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей.
В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, найти ответ на множество интересующих вопросов: Почему? Зачем? Как? Что будет если?, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем. При этом взрослый – не учитель – наставник, а равноправный партнёр, соучастник деятельности, что позволяет ребёнку проявлять собственную исследовательскую активность.
Исследования предоставляют ребенку возможность найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Творчество в экспериментировании обуславливает создание новых проявлений способностей ребенка. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию окружающего мира, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными и физическими явлениями, с основами математических знаний и этическими правилами в жизни общества.
Теоретическое обоснование:
В настоящее время отдельные аспекты детского экспериментирования получили отражение в работах Н.Н.Поддьякова, А.Н.Поддьякова, О.В.Дыбиной, И.Э Куликовской, Н.Н.Совгир, А.И.Савенкова, О.В.Афанасьевой.
Тип кружка: Познавательно – исследовательский
Методы деятельности:
- практические (опыты, эксперименты);
- наглядные (модели, схемы и т.д.);
-словесные (пояснения, рассказ, познавательные сказки, художественное слово)
Структура проведения экспериментирования:
- постановка проблемы;
- поиск путей решения проблемы;
- проведение наблюдения;
- обсуждение увиденных результатов;
- формулировка выводов. Цель:
1.Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента.
2.Развитие любознательности, умения сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе эксперимента, установление причинно-следственной зависимости, умения делать выводы.
3.Создание предпосылок формирования практических и умственных действий.
Задачи:
1.Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира.
2.Знакомить детей со свойствами различных предметов, природных материалов (бумага, пластмасса, магнит, почва, вода, растения и т.д.).
3.Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов.
4.Стимулировать развитие самостоятельности и ответственности.
5.Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
6.Привлечение родителей к совместной деятельности.
Состав детей в кружке: | |
Ожидаемый результат:
Выполнение намеченных задач в работе с детьми позволит:
активизировать поисковую деятельность детей, сформировать потребность познавать мир через постижение законов физики, естествознания.
У детей будет сформирована самостоятельность и умение делать выводы.
Эти умения сыграют роль в подготовке старших дошкольников к школе.
Примечание: Кружок проводится 1 раз в неделю в течение учебного года, длительность занятия до 20 минут.
Материал: Оборудование мини - лаборатории с набором магнитов, увеличительных стёкол и другими вспомогательными материалами – стаканчики, пипетки, металлические предметы, ёмкости для воды и другое.
Тема занятия. Цель . | Способы организации. Методические приёмы | Сроки проведения |
.«Предметы, которые нас окружают - 1» Цель: Формировать интерес детей к окружающему миру. Учить детей обследованию предметов, выделяя их существенные признаки. | Рассматривание бумаги, ткани. Эксперименты из серии: «Свойства бумаги» «Свойства ткани». Презентация «Как делают бумагу» Рассказ воспитателя | Сентябрь 3 занятия |
. «Предметы, которые нас окружают - 2» Цель: Формировать интерес детей к окружающему миру. Учить детей обследованию предметов, выделяя их существенные признаки. | Рассматривание резины, кожи, пластмассы, стекла. Эксперимент: «Полезное и опасное стекло» Мини-музей: «Такие разные вещи» | Октябрь 4 занятия |
«Магнит» Цель: Познакомить детей со свойствами магнита. | Чтение загадок. Рассматривание энциклопедий. Эксперименты: «Найди гвоздик» «Клад на морском дне» «Театр на магнитах» Презентация «Магнит и его свойства». | Ноябрь 4 занятия |
«Что такое воздух?» Цель: Познакомить детей со свойствами воздуха. | Использование художественного слова. Рассматривание иллюстрации. Эксперименты: «Банка в воде» «Воздушный колокол» «Перевёртыш - стакан» Ручной труд: - изготовление парашютов из бумаги. | Декабрь 4 занятия |
«Узнаем какая вода» Цель: Закреплять у детей знания о свойствах воды. | Рассматривание бумаги, ткани. Эксперименты из серии: «Свойства бумаги» «Свойства ткани». Презентация «Как делают бумагу» Рассказ воспитателя. Рассматривание иллюстраций. Совместная практическая деятельность – показ способа действий, самостоятельные практические действия детей по заданному алгоритму. Презентация «Вода и её свойства» (просмотр). Составление схемы – круговорот воды в природе. Экспериментирование по растворяемости в воде. Помощь педагога детям при выполнении практической деятельности. Художественное слово о воде. | Январь 2 занятия |
«Микроскоп и увеличительное стекло» Цель: Познакомить детей с микроскопом и увеличительным стеклом. Побуждать детей к использованию этих предметов в познании окружающего мира. | Рассматривание микроскопа. Беседа о его применении в жизни человека. История открытия увеличительных стёкол, изобретение микроскопа. Рассматривание энциклопедий. Эксперимент: «Рассмотри листочек от растения» «Что расскажут увеличительные стёкла?» «Самодельная линза» | Февраль 4 занятия |
«Песок, почва, глина» Цель: Продолжать знакомить детей со свойствами песка, почвы, глины. Учить узнавать их по виду. Песок – фильтр, глина – вязкость, земля –набор всех видов почв. | Рассматривание песка, глины, почвы. Смешивание почв. Совместная практическая деятельность – посадка растений в разные виды почв (глина, песок, земля). Ведение дневника наблюдений. Эксперимент – «Песчаный фильтр». Изодеятельность – лепка из глины. | Март 4 занятия |
«Вырастим лук», «Посадим семечко огурца» Цель: Предложить детям месячный (долгосрочный) проект с фиксацией результата в дневнике наблюдений. | Познавательная сказка. Рассматривание иллюстраций. Этапы работы:
Презентация «Лук от семи недуг» (просмотр) | апрель 4 занятия |
«Радуга и солнечные зайчики» Цель: Познакомить детей с физическим и атмосферным явлением – радугой. Дать понятие об отражении. | Использование художественного слова. Рассматривание картины и открыток про радугу. Эксперимент: «Радуга на ладошке». «Радуга через призму» Просмотр презентации «Радуга - дуга». Самостоятельные действия детей, помощь педагога детям при выполнении практической деятельности . | май 3 занятия |
«Наши открытия» (открытый показ для родителей) Цель: Продолжать учить детей самостоятельно проводить исследовательскую работу, основанную на полученных ранее знаниях. Упражнять в умении делать выводы. | Использование художественного слова. Рассматривание иллюстрации о болоте, лягушках. Самостоятельные действия детей, помощь педагога детям при выполнении практической деятельности . | май
|
Список литературы рекомендуемой и используемой для педагога:
И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир Детское экспериментирование, 2003.
Тугушева Г.П. Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста, 2007.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тип кружка: познавательно – исследовательский Методы деятельности: - практические (опыты, эксперименты); - наглядные (модели, схемы и т.д.); -словесные (пояснения, рассказ, познавательные сказки, художественное слово) Структура проведения экспериментирования: - постановка проблемы; - поиск путей решения проблемы; - проведение наблюдения; - обсуждение увиденных результатов; - формулировка выводов.
Цель: 1.Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента. 2.Развитие любознательности, умения сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе эксперимента, установление причинно-следственной зависимости, умения делать выводы. 3.Создание предпосылок формирования практических и умственных действий.
Задачи: 1.Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира. 2.Знакомить детей со свойствами различных предметов, природных материалов (бумага, пластмасса, магнит, почва, вода, растения и т.д.). 3.Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов. 4.Стимулировать развитие самостоятельности и ответственности. 5.Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру. 6.Привлечение родителей к совместной деятельности.
Ожидаемый результат: Выполнение намеченных задач в работе с детьми позволит: активизировать поисковую деятельность детей, сформировать потребность познавать мир через постижение законов физики, естествознания. У детей будет сформирована самостоятельность и умение делать выводы. Эти умения сыграют роль в подготовке старших дошкольников к школе. Примечание: Кружок проводится 1 раз в неделю в течение учебного года, длительность занятия до 20 минут. Материал: Оборудование мини - лаборатории с набором магнитов, увеличительных стёкол и другими вспомогательными материалами – стаканчики, пипетки, металлические предметы, ёмкости для воды и другое.
Цель: Формировать интерес детей к окружающему миру. Учить детей обследованию предметов, выделяя их существенные признаки. «Предметы, которые нас окружают»
«Предметы, которые нас окружают»
«Магнит» Цель: Познакомить детей со свойствами магнита.
«Что такое воздух?» Цель : Познакомить детей со свойствами воздуха
«Узнаем какая вода» Цель: Закреплять у детей знания о свойствах воды. Вода – растворитель. Агрегатные состояния воды. Назначение воды и польза для человека
«Микроскоп и увеличительное стекло» Цель: Познакомить детей с микроскопом и увеличительным стеклом. Побуждать детей к использованию этих предметов в познании окружающего мира.
Цель: Продолжать знакомить детей со свойствами песка, почвы, глины. Учить узнавать их по виду. Песок – фильтр, глина – вязкость, земля –набор всех видов почв. «Песок, почва, глина»
«Вырастим лук и посадим огород» Цель: Предложить детям месячный (долгосрочный) проект с фиксацией результата в дневнике наблюдений .
«Радуга и солнечные зайчики» Цель: Познакомить детей с физическим и атмосферным явлением – радугой. Дать понятие об отражении.
«Наши открытия» Цель: Продолжать учить детей самостоятельно проводить исследовательскую работу, основанную на полученных ранее знаниях. Упражнять в умении делать выводы.
Список литературы И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир Детское экспериментирование, 2003. Тугушева Г.П. Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружковой работы по художественно-творческой деятельности во II младшей группе «Волшебные шарики»
Начав работу воспитателем во 2 младшей группе (3-4 года) и наблюдая за детьми, я отметила, что дети неправильно держат карандаш, плохо держат ложку, у них возникали затруднения при выполнении первых р...
План работы на день открытых дверей по познавательно-исследовательской деятельности детей в старшей группе
создание благоприятных условий для участия в совместной деятельности детей и родителей (законных представителей) ; для умственного развития познавательно-исследовательской деят...
Дополнительная образовательная программа кружковой работы по направлению "Исследовательская деятельность" под названием "Почемучка"
Данная программа расчитана для детей дошкольного возраста (4-7) лет, срок реализации 3 года....
Перспективный план работы по познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшей группы с ОНР.
Перспективный план работы по познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшей группы с ОНР с подобранными методами и приемами соответствующими лексическим темам....
Программа дополнительного образования по познавательно-исследовательской деятельности (РЭМП) в старшей группе «Весёлая математика»
Математическое развитие воспитанника - это не только умение дошкольника считать и решать арифметические задачи, это и развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости, оперировать ...
Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие». «Познавательно - исследовательская деятельность» с детьми старшей группы Тема: «Зимняя лаборатория Мороза Ивановича»
Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие»...