Программа кружковой работы по художественно-творческой деятельности во II младшей группе «Волшебные шарики»
методическая разработка по аппликации, лепке (младшая группа) на тему
Начав работу воспитателем во 2 младшей группе (3-4 года) и наблюдая за детьми, я отметила, что дети неправильно держат карандаш, плохо держат ложку, у них возникали затруднения при выполнении первых работ по аппликации, лепке, рисованию. Конечно, дети были еще малы, некоторые дети только первый год посещали детский сад, а в образовательном процессе много видов деятельности, которые требуют действия работы рук.
В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Поэтому я разработала программу кружковой деятельности по объёмной аппликации «Волшебная бумага».
Художественная деятельность является неотъемлемой частью эстетического воспитания дошкольника. Совершенствование личности ребёнка предполагает развитие у него разнообразных способностей, умений, навыков, которые развиваются в продуктивной деятельности. Одним из интересных и увлекательных видов художественной деятельности является – аппликация.
Кружковые занятия ставят своей целью расширять кругозор детей, повысив познавательный интерес к аппликации, ручному труду, конструированию из бумаги.
Занятия по изодеятельности развивают сенсорные способности, способность комбинировать, пространственное мышление, мелкую моторику рук, мышление, воображение и фантазию, воспитывают любовь к родному краю, городу, стране.
Ребёнок узнаёт мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом, познавая и свои творческие способности, изменить то, к чему прикасается. Одним из помощников ребёнка в этом важнейшем для его развития деле является работа с бумагой.
Целенаправленная кружковая работа позволит глубже познакомить детей с тем, что:
а) лист бумаги можно превратить в объемную форму;
б) бумага-это материал, с которым ребенок встречается ежедневно: в быту, на занятиях, в самостоятельной деятельности, рисуя, выполняя аппликацию или конструируя объемную поделку, и которым можно превратить в поделки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Волшебные шарики" | 29.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа
кружковой работы
по художественно-творческой деятельности во II младшей группе
«Волшебные шарики»
Разработала: Галайдо Татьяна Евгеньевна,
воспитатель
СП ГБОУ СОШ «ОЦ» с. Кротовка
детский сад «Звёздочка»
Кротовка
2015 год
Пояснительная записка
В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. «Источники творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», - так говорил В. А. Сухомлинский.
Совершенствование личности ребёнка предполагает развитие у него разнообразных способностей, умений, навыков, которые развиваются в продуктивной художественной деятельности. Говоря о способностях, Т.С.Комарова выделила следующие свойства личности человека, определяющие его способность к деятельности: восприятие и формирующиеся на этой основе представления воображение, ручная умелость, эмоционально – положительное отношение к деятельности. Все эти качества личности ребенка мы можем развивать в процессе с разными материалами.
Ребёнок узнаёт мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом, познавая и свои творческие способности, изменить то, к чему прикасается. Одним из помощников ребёнка в этом важнейшем для его развития деле является – работа с бумагой.
Аппликация – это один из самых простых, увлекательных и эффективных видов художественной деятельности. Дети с удовольствием работают с бумагой, потому что она легко поддается обработке. Особенно привлекательны для детей нетрадиционные техники работы с бумагой, с нетрадиционным материалом: рванная, скомканная бумага, ватные диски, бумажные салфетки, фантики от конфет и т. д. Необычное сочетание материалов и инструментов, доступность, простота техники исполнения удовлетворяет в них исследовательскую потребность, пробуждает чувство радости, успеха, развивает трудовые умения и навыки. Позволяет детям младшего дошкольного возраста быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами.
Создавая красивые аппликации своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции. Работа с бумагой даёт возможность детям проявить терпение, упорство, фантазию и художественный вкус, проявить творческие способности, приобрести ручную умелость, которая позволяет им чувствовать себя самостоятельными. Все это благотворно влияет на формирование здоровой и гармонично развитой личности.
Цель программы: развитие ручной умелости у детей через укрепление мелкой моторики пальцев рук и организацию совместного изобразительного творчества детей и взрослых.
Основные задачи:
- формировать умения передавать простейший образ предметов, посредством объёмной аппликации;
- учить работать с клеем, приклеивать детали, присоединяя одну к другой;
- учить работать на заданном пространстве (накопление элементарного опыта в составлении композиции;
- обогащение сенсорных впечатлений (на уровне ощущений ребенок познает фактуру, плотность, цвет бумаги);
- развитие мелкой моторики, координации движений рук, глазомер;
- развитие речевых навыков;
- развитие творческой фантазии, эстетического и цветового восприятия;
- воспитание навыков аккуратной работы с бумагой;
- воспитание желания участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.
Программа рассчитана для детей младшего дошкольного возраста(3-4лет)
Это обусловлено тем, что в данный возраст характеризуется значительным ростом физических возможностей, особенно активным развитием мелких мышц кистей рук, изменением психологической позиции и ощущением дошкольниками "взрослости”, желанием проявить свою индивидуальность и творческие способности.
Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю длительностью 15 минут во второй половине дня, по подгруппам. Длительность продуктивной деятельности с детьми может варьироваться в зависимости от ситуации и желания детей. Гибкая форма организации детского труда в досуговой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, уровень овладения навыками, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил.
Занятия проходит в форме игры, для обыгрывания определенного сюжета используются стихотворные формы, сказки, подвижные и пальчиковые игры, персонажи (игрушки и куклы из различных театров, изображения того или иного персонажа, который обыгрывается).
Срок реализации программы 9 месяцев
Ожидаемые результаты работы
Решение задач данной программы поможет детям согласовывать свои усилия и действия, передавать образ предмета, явления окружающего мира. Освоению навыков наклеивание готовых форм: работа с клеем (приклеивание детали), ориентирование плоскости листа, составление сюжетных композиций из геометрических фигур. И самое главное разовьют умелость рук, мелкую моторику, когда движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются.
Итогом в реализации программы является выставки детских работ в детском саду;
дни презентации детских работ родителям (сотрудникам, малышам); составление альбома лучших работ.
Тематический план занятий кружка «Волшебные шарики»
Задачи | Материал | |
Октябрь | ||
Листопад | Учить детей скатывать нарезанные салфетки в шарики, аккуратно смазывать клеем и приклеивать к картону, создавать изображение листопада, продолжить знакомство с «тёплыми» цветами: жёлтый, оранжевый, красный. | Нарезанные на квадратики салфетки жёлтого, оранжевого, красного цвета, 1/2 голубого картона, клей, кисти. |
Тучка плачет | Учить детей отрывать небольшие кусочки салфетки, скатывать в шарик, аккуратно приклеивать на картон. Укреплять кисти рук, развивать мелкую моторику. | 1/2 белого картона с изображением тучи голубые салфетки клей, кисти. |
Яблоки для ёжика (коллективная работа) | Учить скатывать кусочки салфетки в комочки, обмакивать в клей приклеивать их к картону. Воспитывать желание делать аппликацию и доводить начатое дело до конца. | Альбомный лист с изображением корзинки, нарезанные на квадратики салфетки: желтого красного, зеленого цветов, клей ПВА |
Ветка рябины (коллективная работа).
| Продолжать учить скатывать маленькие кусочки салфетки в плотный комочек и составлять из них гроздь рябины. Развивать сенсомоторику.
| Лист синего картона с приклеенной веточкой и листьями рябины, бумажные салфетки красного цвета; клей, кисти, салфетки |
Ноябрь | ||
Российский флаг (коллективная работа) | Продолжить знакомство с символами России; учить скатывать кусочки салфеток в комочки, приклеивать их к картону. | Салфетки белого, голубого и красного цвета; ¼ листа картона; клей ПВА. |
Украсим скатерть | Продолжать учить скатывать салфетки в комочек, обмакивать в клей и приклеивать близко друг другу по контуру, развивать цветовое восприятие. | Белая бумага круглой формы с изображением узора, разрезанные на квадратики цветные бумажные салфетки, клей ПВА |
Мишка косолапый
| Учить детей формировать из салфетки комочки, приклеивать их в определенном месте основы: ушки, животик | Салфетки коричневого цвета, картинка с контурным изображением мишки клей ПВА; |
Цып, цып мои цыплятки (коллективная работа) | Упражнять в комкании и скатывании в комочки бумажных салфеток. Развивать цветовое восприятие. Формировать представление о домашних птицах. | Картон А-3 зелёного цвета, жёлтые бумажные салфетки; клей, кисти, салфетки |
Декабрь | ||
Снег идёт! | Закреплять умение детей аккуратно разрывать бумажную салфетку на кусочки различного размера и формы, скатывать шарики, аккуратно приклеивать | ¼ листа чёрного картона, белые салфетки; клей. |
Снеговик (коллективная работа) | Продолжать учить детей работать с бумажными салфетками. Упражнять в скатывании шариков и аккуратном наклеивании, не заступая за контуры. Повторить знания детей о круглой форме, о различии предметов по величине. | Картинка с изображением снеговика, кусочки голубых салфеток клей, кисти. |
Пушистый воротничок для Деда Мороза | Учить отрывать от салфетки кусочки и, сминать в комочки. Воспитывать интерес к аппликации; развивать воображение. | Заготовки рисунков с изображением Деда Мороза, белые салфетки, клей. |
Украсим нашу ёлочку (коллективная работа) | Продолжить учить детей работать бумажными салфетками. Упражнять в скатывании шариков и аккуратном наклеивании. | Ранее склеенная из трёх деталей ёлка, бумажные салфетки разного цвета, клей. |
Январь | ||
Шубка для зайки | Упражнять в умении скатывать бумажную салфетку в комки. Аккуратно пользоваться клеем. Развивать желание работать вместе с другими детьми. | Заготовки рисунков с изображением зайчика, белые бумажные салфетки, клей. |
Снежные деревья (коллективная работа) | Продолжать учить скатывать из мелких кусочков салфеток шарики и наклеивать на веточки деревьев. Развивать желание доводить начатую работу до конца. | Чёрный картон формата А-3 с изображением деревьев, белые салфетки, клей. |
Птичкам голодно зимой. | Развивать умения детей разрывать бумажные салфетки на кусочки небольшого размера, сминать в шарики и приклеивать к картону; воспитывать любовь к птичкам. | Коричневые салфетки; ½ альбомного листа с контурным изображением птички, клей, кисти, салфетки. |
Февраль | ||
Игрушка для котёнка (мячик)
| Закреплять умение детей аккуратно салфетки на кусочки, скатывать шарики, приклеивать по контуру. Прививать интерес и заботливое отношение к домашним животным. | Игрушка «Котёнок», ½ альбомного листа с контурным изображением мяча, цветные салфетки, клей, кисти. |
Золотая рыбка
| Продолжать развивать мелкую моторику, упражнять в умении отрывать от салфетки кусочки, скатывать кусочки салфетки в комочки, приклеивать на изображение. Воспитывать интерес к работе. | ½ альбомного листа картона с контуром рыбки, жёлтые, оранжевые салфетки клей, кисти. |
Светофор
| Продолжать учить скатывать салфетки в комки, аккуратно приклеивать на бумагу. Закреплять знание основных цветов светофора. | 1/4 альбомного листа с контурным изображением светофора, цветные бумажные салфетки: красного, жёлтого, зелёного цвета, клей. |
Галстук для папы | Закреплять умение разрывать бумажные салфетки, скатывать из них шарики. Аккуратно пользоваться клеем. Воспитывать заботливое отношение к папе, желание его порадовать. | Заготовки галстуков, зелёные, синие и голубые салфетки клей, кисти. |
Март | ||
Мимоза для мамы | Учить детей создавать красивую композицию из бумажных шариков, развивать эстетическое восприятие. Воспитывать заботливое отношение к маме, желание ее порадовать. | ¼ голубого картона с изображением веточки мимозы, салфетки желтого цвета, клей, кисти. |
Солнечный зайчик | Познакомить детей с происхождением солнечных зайчиков. Продолжать учить детей скатывать шарики из салфеток, развивать чувство цвета и формы. | ¼ альбомного листа желтые бумажные салфетки, клей, кисти. |
Ветка рябины (2 занятия) | Закреплять умение аккуратно | ¼ голубого картона, шаблонны листьев рябины, красные бумажные салфетки, клей, кисти. |
Апрель | ||
Первая травка | Продолжать учить детей аккуратно разрывать салфетки на кусочки разного размера и формы, скатывать шарики. Закреплять навык наклеивания на картон. | ¼ голубого картона, бумажные салфетки зелёного цвета, клей, кисти. |
Отправляем кораблики (коллективная работа) | Закреплять умение аккуратно | шаблоны корабликов, клей, кисти, салфетки голубого цвета. |
Цветы небывалой красоты | Учить детей аккуратно разрывать салфетки на кусочки разного размера и формы. Закреплять навык наклеивания; (внутри контура). | Шаблоны с изображением цветка, бумажные салфетки разных цветов, клей, кисти. |
Веточка вербы | Закреплять умение аккуратно | ¼ голубого картона клей ПВА, салфетки белого цвета. |
Май | ||
УРА! Салют (коллективная работа) | Наклеивание бумажных шариков из салфеток на подготовленный тёмный фон (разноцветные огоньки салюта в небе). Развивать чувство ритма.
| Картон А-3 синего цвета, бумажные салфетки ярких цветов, клей ПВА |
Божья коровка | Закреплять умение скатывать из салфеток шарики и приклеивать на шаблон. Формировать интерес к насекомым. | Картинка божьей коровки, ½ альбомного листа, заготовки из бумаги божьей коровки, коричневые салфетки, клей, кисти. |
Цветочная полянка (коллективная работа) | Закреплять умение отрывать от салфетки кусочки, сминать в комочки, наклеивать на приготовленную картинку, плотно прижимать их друг к другу. | Картон зелёного цвета А-3, бумажные салфетки ярких цветов, клей, кисточки |
Радуга-дуга (коллективная работа) | Закреплять умение детей разрывать салфетки на кусочки небольшого размера, скатывать шарики и приклеивать по контуру. Прививать умение работать аккуратно. Воспитывать желание работать сообща. | Картон А-3 голубого цвета, салфетки ярких цветов, клей, кисточки, салфетки. |
Литература:
- Малышева, А. Н. аппликация в детском саду. Конспекты занятий в младшей, средней, старшей и подготовительной группах / А.Н. Малышева, Н.В. Ермолова, З. М. Поварченкова; художники Е. А. Афоничева, В. Н. Куров. – Ярославль: Академия развития, 2010. – 240 с.: ил. – (В помощь педагогам ДОУ).
- Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование. Конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2009. – 144 с.
- Малышева А. Н., Ермолаева Н. В. Аппликация/Художники Е. А. Афоничева, В. Н. Куров. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2004. – 144 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной художественно-творческой образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста "Дождевая тучка" (аппликация).
Аппликация с элементами рисования.Тема: "Дождевая тучка".Предварительная работа:- наблюдение за тучами на прогулке;- наблюдение за дождём;- чтение и разучивание стихотворения "Дождик, дождик..."- расс...
Программа кружковой работы по познавательному развитию во 2 младшей группе «Сказка» на 2016-2017гг. «Волшебная прищепка»
Личностно-ориентированный подход к ребенку в организованной образовательной деятельности, установка на активизацию его опыта помогает в раскрытии творческого потенциала....
Программа художественно-творческого кружка "Улыбка" для детей младшей группы.
Каждый дошкольник-это маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя незнакомый окружающий мир....
ПРОГРАММА КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ ПО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ во второй младшей группе «Отчего и почему?»
ПРОГРАММА КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ ПО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ во второй младшей группе «Отчего и почему?»...
Рабочая программа кружковой работы по развитию речи в первой младшей группе.
Воспитать цельную личность — нелёгкая задача. Для этого необходимы следующие условия: наличие педагога-мастера, педагога - психолога и создание среды, вызывающей положительный эмоциональный откл...
Дополнительная общеразвивающая программа по художественно-творческому развитию для детей второй младшей группы «В гостях у сказки» на 2022-2023 учебный год
Дополнительная общеразвивающая программа по художественно-творческому развитию для детей второй младшей группы «В гостях у сказки» на 2022-2023 учебный годАннотация в программе...
ПРОГРАММА КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ по патриотическому воспитанию во второй младшей группе «Маленький патриот" 2024-2025 уч. год
Мы живём в замечательной стране – России, которая является страной с величайшей духовной культурой, богатым историческим прошлым, приветливым, добрым и бескорыстным народом!Жители России всегда ...