Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие». «Познавательно - исследовательская деятельность» с детьми старшей группы Тема: «Зимняя лаборатория Мороза Ивановича»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)
Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moroz.docx | 23.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 64 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
деятельности по интеллектуальному развитию детей
Выборгского района Санкт – Петербурга
Конспект организованной образовательной деятельности
по образовательной области «Познавательное развитие».
«Познавательно - исследовательская деятельность» с детьми старшей группы
Тема: «Зимняя лаборатория Мороза Ивановича»
Выполнила:
воспитатель ГБДОУ д/с № 64
Выборгского р-на Санкт-Петербурга
Потешина Елена Николаевна
Санкт – Петербург
2020 год
Цель: Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста
Задачи:
Образовательные:
- Продолжать формировать основы экологической культуры.
- Познакомить детей со стихотворением И. Сурикова, загадками о природных явлениях, создавать обобщения, устанавливать причинно - следственные связи и делать выводы.
Развивающая:
- Развивать познавательные способности, речь детей.
Воспитательные:
- Воспитывать стремление следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
- Воспитывать чувственно-эмоциональные реакции детей на окружающую среду.
Оборудование: мультимедийный проектор, проекционный экран, ноутбук, презентация на тему «Зимние явления в природе».
Арка – вход в Зимнюю лабораторию Мороза Ивановича
Снеговые дорожки- 2 шт.
Коробочка с искусственным снегом для опыта «Поземка»
Мольберты с закрепленными силуэтами домов с окошками
Музыкальное сопровождение:
Запись музыки П. И. Чайковского «Времена года Декабрь», музыкальная композиция «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского.
Раздаточный материал:
- снежинки разной формы, закрепленные на спинках стульчиков;
-для проведения опыта «Метель»: баночки, наполненные водой и блестками, мерный стаканчик с глицерином, палочка для размешивания;
-для проведения опыта «Лед в воде не тонет»: контейнер с кубиками льда, емкости с водой, ложечки;
- для рисования морозных узоров: голубая акварель, кисточки.
Виды детской деятельности: познавательно- исследовательская, коммуникативная, художественно-продуктивная.
Ход НОД
Воспитатель: Ребята, недавно мы с вами читали сказку В. Одоевского «Мороз Иванович». Он прислал нам свое видеообращение. Предлагаю вам прослушать его.
Видеообращение Мороза Ивановича:
«Дорогие ребята, в своем ледяном сказочном доме я открыл ЗИМНЮЮ ЛАБОРАТОРИЮ. Я приготовил для вас много увлекательного и занимательного оборудования. Двери в мою лабораторию всегда открыты, приходите и пользуйтесь, узнавайте для себя много интересного. А мне пора отправляться, у меня много важных дел».
Воспитатель: Давайте отправимся к нему в гости, чтобы узнать для себя много интересного. Думаю, что Мороз Иванович будет рад, если мы посетим его лабораторию.
Дети принимают предложение и под музыку П. И. Чайковского «Времена года. Декабрь» через арку отправляются в сказочное царство Мороза Ивановича в ЗИМНЮЮ ЛАБОРАТОРИЮ.
Воспитатель: Ребята, вот мы и на месте, посмотрите, Мороз Иванович приготовил нам для работы все самое необходимое.
(садятся на стулья, поставленные полукругом перед экраном)
Но, прежде чем приступить к работе, я предлагаю вам послушать красивые звуки природы и полюбоваться зимними пейзажами. Посмотрите, пожалуйста, какая красота! Послушайте, как писал о красоте зимы русский поэт Иван Суриков.
Белый снег пушистый,
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И на утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Все его одело.
Темный лес, что шапкой
Принакрылся чудной,
И заснул под нею
Крепко, непробудно.
(Отрывок стихотворения И. Сурикова.)
Говоря о зиме, что мы сразу представляем?
Ответы детей: Снег.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что такое снег и где он рождается?
Ответы детей: Снег – это множество красивых снежинок. Они падают с высоты на землю, на крыши домов, на деревья.
Воспитатель: Снежинки образуются из водяных паров, которые поднимаются очень высоко над землей, где царит вечный холод. Вначале- это крохотные кристаллики, они так малы! Затем эти кристаллики все время растут и превращаются в снежинки, которые и падают на землю.
Посмотрите, какие Красивые снежинки!
В природе существует 9 основных форм снежных кристалликов. Им дали интересные названия: пластинка, звезда, столбик, игла, пушинка, еж, запонка, снежинка оледенелая, снежинка круповидная.
Воспитатель предлагает детям снять снежинку, закрепленную на спинке стульчика и ответить, какую форму напоминает их снежинка.
Ответы детей: моя снежинка похожа на звезду, столбик, пушинку и т. д.
Воспитатель: Сухой пушистый снег легко переносится ветром по земле.
Кто может сказать, как называется это явление?
Правильно, поземка. Давайте пройдем к столу, я покажу вам, как это явление происходит в природе.
Демонстрационный опыт воспитателя «Поземка»
Цель: продемонстрировать с помощью силы выдуваемой струи воздуха интенсивность движения частиц «сухого снега».
Описание: Воспитатель берет заранее подготовленную закрытую прозрачную коробочку с искусственным снегом, с одной стороны которой вставлена трубочка, дует в нее. Дети наблюдают перемещение снега.
Вывод опыта делают дети: чем сильнее ветер, тем сильнее поземка стелется по земле (здесь как вариант можно будет проговорить детям)
Воспитатель: А влажный, липкий снег может перемещаться ветром по земле, почему? Может, кто-то из вас пробовал это сделать?
Ответы детей:
Воспитатель: Правильно, поземка – это перемещение ветром сухого пушистого снега по земле.
Воспитатель: Бывает, сильный ветер перемещает кучи снежинок с земли, словно метлой. Как называется зимнее явление, когда идёт сильный снег, дует, завывает ветер?
Ответы детей: Это зимнее явление называется метель, вьюга, пурга.
Воспитатель: Ребята, какой бывает метель?
Ответы детей: Сильная и слабая.
Воспитатель: Как вы думаете, от чего это зависит?
Ответы детей: От силы ветра.
Воспитатель: Правильно, чем больше сила ветра, тем сильнее метель.
Мороз Иванович оставил нам волшебные сосуды, чтобы вы сами смогли сделать и увидеть метель. Давайте сделаем это вместе со мной.
Опыт «Метель»
Цель: формировать навык наблюдательности.
Описание: В баночках налита вода, дети кладут в нее ложечкой блестки и добавляют заранее отмеренную порцию глицерина. Затем все быстро размешивают ложечкой и любуются «снежной метелью».
Воспитатель: Посмотрите, как разбушевалась метель в ваших волшебных сосудах! Иногда метель бывает такой сильной, что ничего вокруг не видно.
Воспитатель: Но зимой бывает и так, что становится теплее, снежок подтаивает. На снегу образуется твердая корочка. Как она называется? (наст). Давайте пройдем по снегу и послушаем, как хрустит наст под ногами. Дети проходят по снеговым дорожкам и слушают хруст наста.
- Как вы думаете, почему хрустит наст под ногами?
Ответы детей:
Воспитатель: обращает внимание детей на контейнер. Ребята, чтобы его открыть и посмотреть, что внутри вам надо отгадать загадку, которую оставил Мороз Иванович:
Он появляется тогда,
Когда мерзнет пруд, река.
На нем так трудно удержаться,
Но любим по нему кататься! (лед)
Воспитатель предлагает детям взять ложками кусочки льда и опустить их в воду.
Опыт «Лед в воде не тонет»
Цель: определение причин непотопляемости льда
Воспитатель: Что вы наблюдаете?
Ответы детей: Лёд плавает на поверхности. Лед не тонет в воде.
Воспитатель: Как вы думаете, почему это происходит? А сейчас возьмите льдинку ложечкой и рассмотрите. Что вы увидели?
Ответы детей: Пузырьки.
Воспитатель: Что это за пузыри?
Ответы детей: выдвигают версию, что это воздушные пузырьки…
Воспитатель: Правильно. А как воздух попал в льдинки?
Ответы детей: делают предположения, но в основном затрудняются ответить на этот вопрос.
Воспитатель: лед не тонет из-за того, что при замерзании в нем обычно остаются пузырьки воздуха и трещинки, поэтому лед легче воды и плавает на поверхности.
Воспитатель: Иногда, после мороза бывает резкое потепление. Такие перепады погоды называют оттепелью. Что такое оттепель?
Каким бывает снег во время оттепели?
Ответы детей: В такие дни снег становится влажным, мягким, липким
Воспитатель: Что можно делать со снегом во время оттепели?
Ответы детей: из него хорошо лепить. Давайте с вами оденемся потеплее и отправимся на улицу (одеваются под веселую музыку)
Физминутка: «Зимние забавы"
(Импровизация движений)
Мы зимой в снежки играем, мы играем, мы играем.
По сугробам мы шагаем, мы шагаем, мы шагаем.
И на лыжах мы бежим, мы бежим, мы бежим.
На коньках по льду летим, мы летим, мы летим.
И снегурку лепим мы, лепим мы, лепим мы.
Гостью-зиму любим мы, любим мы, любим мы.
Воспитатель: Ребята, а теперь отгадайте мою загадку:
Побелело за ночь всюду,
А у нас такое чудо!
За окошком двор исчез
Там волшебный вырос лес.
- Что это такое?
(морозные узоры)
Правильно отгадали, молодцы
- Как они образуются?
Ответы детей:
Воспитатель: Ребята, в сильный мороз на окнах часто образуются красивые узоры. Мороз Иванович рисует их водяным паром, который есть повсюду. Теплые пары воды оседают на холодных стеклах окон и превращаются в кристаллы льда. Ледяные кристаллики соединяются друг с другом на стеклах и постепенно вырастает ледяной сад на окне с необыкновенными цветами, листьями, сверкающими в лучах зимнего солнца.
Воспитатель: приглашает детей к мольбертам. Ребята, когда я увидела вот эти окошки, то, кажется, догадалась, куда отправился Мороз Иванович! А вы догадались? Правильно, он ушел разрисовывать окна морозными узорами. Но окон так много, давайте ему поможем
Дети подходят к мольбертам, берут кисточки и голубую акварель и начинают выполнять работу в технике «Рисунки свечой» (На мольбертах закреплены силуэты домов с окошками, которые надо закрасить)
По окончании работы на экране вновь появляется Мороз Иванович и обращается к детям:
- Дорогие ребята, я видел в окошко, как вы работали в моей Зимней лаборатории. Думаю, вам очень понравилось. Я хочу задать вам несколько вопросов:
- О каких зимних явлениях вы сегодня вспомнили?
- Что нового и интересного вы узнали?
- Чем запомнилось посещение моей лаборатории?
Надеюсь увидеть вас еще не раз в своей лаборатории.
Воспитатель: Ну, а нам пора прощаться, снова в группу возвращаться.
Дети прощаются и через арку выходят обратно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» (ФЭМП) с детьми подготовительной к школе группы
Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» (ФЭМП) с детьми подготовительной к школе группы...
Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие. ФЭМП» с применением ИКТ в старшей группе Тема: «Путешествие в страну математических чудес»
Конспект организованной образовательной деятельностипо образовательной области «Познавательное развитие. ФЭМП» с применением ИКТв старшей группеТема: «Путешествие в страну математических чудес»...
КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» (формирование элементарных математических представлений) в старшей группе на тему «Волшебные звездочки»
Данное занятие полностью построено на игровом сюжете. Интересные занятия в игровой форме способствуют легкому освоению детьми программных задач. Наличие презентации помогает детям самостоятельно осуще...
Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» в разновозрастной группе ( 3 – 7 лет) на тему « Поможем белочке».
Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» в разновозрастной группе ( 3 – 7 лет) на тему « Поможем белочке...
Конспект организованной образовательной деятельности в образовательной области «Познавательное развитие» (Формирование Элементарных Математических Представлений) в средней группе МДОУ д/с п.Тихменево Тема: «Сказочное путешествие»
Образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений ориентированно на интеллектуально- познавательное развитие 3-4 лет в свете реализации ФГОСТ ДО. Интег...
КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ. ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ФЭМП В СТАРШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «В ГОСТЯХ У МОРОЗА ИВАНОВИЧА"
Да хороши забавы зимние! А вечерами, когда крепчают морозы и зимние вечера становятся длиннее, чтобы скоротать время, народ придумывал и рассказывал сказки. Какие русские народные сказки про зиму вы з...
Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» формирование элементарных математических представлений в старшей группе на тему: «Путешествие в сказку»
Программное содержание:Задачи:* Закрепить знания детей о днях недели, временах года, месяцах.* Напомнить детям, что число предметов не зависит от формы их расположения; учить видеть равное количество ...