Методическая разработка «Путешествие по зимнему лесу» Совместная деятельность с детьми средней группы (Интеграция образовательных областей «Познание», «Коммуникации», «Музыка» с использованием моделирования).
методическая разработка по окружающему миру (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Ускова Татьяна Владимировна

Занятие проводится в виде игры – путешествие по сказочному зимнему лесу. В помещении (зал, холл или др.) вдоль стен устанавливаются заснеженные ёлки, другие деревья, пеньки. В разных местах спрятаны лесные обитатели (ворона, белочка, зайчик, лиса, медведь). На полу белое покрытие (снежный покров). В занятии участвует снеговик (взрослый).

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольно образовательное учреждение

 детский сад № 36 общеразвивающего вида

 Калининского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка

«Путешествие по зимнему лесу»

Совместная деятельность с детьми средней группы

(Интеграция образовательных областей «Познание», «Коммуникации», «Музыка»

 с использованием моделирования).

Автор: Воспитатель ГБДОУ № 36

Ускова Татьяна Владимировна

Санкт-Петербург

«Путешествие по зимнему лесу» (средняя группа)

          Цель:  1.   Обобщить знания детей о жизни лесных животных и растений          

                         зимой;

2. Формировать умение устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе (холод, снег, короткий день) и поведением зверей (изменение окраски шерсти, запасы на зиму, спячка);

3.    Развивать доказательную речь;

4.    Развивать воображение, логическое и образное мышление детей.

Занятие проводится в виде игры – путешествие по сказочному зимнему лесу. В помещении (зал, холл или др.) вдоль стен устанавливаются заснеженные ёлки, другие деревья, пеньки. В разных местах спрятаны лесные обитатели (ворона, белочка, зайчик, лиса, медведь). На полу белое покрытие (снежный покров). В занятии участвует снеговик (взрослый).

Ход работы:

Дети входят в зал, здороваются с гостями.

Воспитатель: я прочту вам стих, вы внимательно послушайте, а потом расскажите, о каком времени года идет речь.

Улетели птицы в дальнюю дорогу,

Улеглись медведи по своим берлогам,

У березки на плечах пышная обнова,

Ручек в лесу зачах в ледяных оковах.

Белый снег пушистый в воздухе кружится

И на землю тихо падает, ложится.

И под утро снегом поле забелело,

Точно пеленою все его одело.

(Зима)

И.Суриков.  

       

А как вы узнали?

Ответы детей...

Правильно, молодцы! Да, к нам пришла красавица-зима! Сколько снега кругом! Вон какой-то бугорок (подходят).

Бугорок шевелится.

Вот так чудо! Ой, ой, ой!

Бугорок-то живой!

Замело кого-то снегом.

Вот беда, беда, беда!

Ребята, а вы знаете, кого замело снегом?

Ой, да это Снеговик!

Эй, Снеговик, вставай!

Да скорей нам отвечай...

Ребята, давайте поможем Снеговику... (вытаскивают).

          Снеговик:                       Здравствуйте, ребята!

          Я – веселый Снеговик

          И не мал, и не велик.

К вам я в гости торопился,

Да в сугроб вот провалился.

Воспитатель:                  Снеговик, ты попляши,

Да детишек рассмеши!

Игра-танец “Снеговик”

Снеговик:                       Ребята, а зачем я сюда спешил?

Что-то сообщить решил...

А, вспомнил!

Приглашаю всех вас в лес,

Полный сказок и чудес.

Воспитатель:                  А как в лес мы попадем,

Не пешком же мы пойдем?

Снеговик:                       Это право ерунда!

Санки нас домчат туда.

В зимний лес мы попадем,

По тропиночкам пойдем.

Воспитатель:                  На санках это хорошо!

Ребята, какие бывают санки?

Ответы детей: деревянные, блестящие, красивые, быстрые...

Воспитатель:                  А еще санки бывают “хитрые”.

О них нам сейчас расскажут дети.

Хитрые санки

Мои санки едут сами,

Без мотора, без коня,

То и дело мои санки

Убегают от меня.

Не успею сесть верхом,

Санки с места и бегом...

Мои санки едут сами,

Без мотора, без коня.

А под горкой мои санки

За сугробом ждут меня.

Непослушным, скучно им

Подниматься вверх одним.

                                                                                                       И. Бурсов.

Взявшись за руки, на воображаемых санках, под музыку, дети отправляются в путешествие.

На опушке леса останавливаются, чтобы рассмотреть поляну.

Звучит музыка. Дети ходят и рассматривают поляну.

Воспитатель читает стихи:

Белым пухом покрыта дорожка.

Как прозрачен воздух зимой!

Постою, полюбуюсь немножко,

Как снежинки летят надо мной.

Их повсюду зима рассыпает,

Дарит всем серебристый наряд.

Будто сказка вдруг оживает,

И снежинки кружатся, летят.

Каждый лучик снежинки как точен,

Так прекрасны они и нежны,

Так красивы, что хочется очень

Мне снежинки собрать, как цветы!

                                                                                           М.В. Сидорова

Воспитатель:                 Дети, мы уже не взале.

В лес волшебный мы попали.

Тишина кругом стоит,

Белый, белый снег лежит.

Лес пустой, никого нет.

Воспитатель:

Это не так. Давайте поищем... Посмотрите, сколько деревьев в лесу. Осенью, вы помните, было много ярких, разноцветных  листьев. Куда они пропали, как вы думаете?

Ответы детей:    Деревья приготовились к зиме – листву сбросили (листья

опали, т.к. холодно, нет тепла, воды – один снег кругом).

Снеговик:           А сколько следов вокруг.

                            Интересно, чьи это следы и куда они нас приведут?

Дети объясняют, что следы принадлежат вороне. Это такая большая серая птица с черными крыльями и хвостом. У нее крепкие ноги и большой клюв. Ворона всеядная (питается всем, что найдет). Поэтому она не улетела в теплые края, а осталась зимовать. Ворона – зимующая птица. (След обрывается возле елки).

Снеговик: А куда же делись следы?

Дети объясняют... (ворона взлетела на дерево).

Воспитатель: А что это за дерево такое красивое?

Загадка:                          Ну и платье!

Сплошь иголки,

его носят вечно... (елки).

Воспитатель: Посмотрите, посмотрите. Кто это там наверху?

Пушистый маленький зверек

По деревьям прыг да скок.

Мелькает меж ветвей, -

Всех проворней и быстрей.

                                                                                         (белка).

Ребенок: А я знаю стихотворение о белочке.

Белка прыгает, да ловко!

Ищет по лесу кладовку,

Где она когда-то в спешке

Спрятала свои орешки.

                                                                                      Т.З. Прописнова.

Снеговик:                      А где белочка живет?

                                       Чем она питается?

                                       Сейчас в лесу ничего нет, один снег.

Дети объясняют снеговику, что белочка живет в дупле высоко на дереве. Питается она орешками, сушеными грибами, ягодами, семенами из шишек. Все это она заготовила заранее.

Белочка умеет быстро перебираться с дерева на дерево – это ее спасает от врагов. Да и цвет шкурки она поменяла, он стал такой же, как цвет дерева (серый), чтобы ее не заметили. Хвостик у белочки большой, пушистый. Им белочка покрывается в дупле, как одеялом от холода.

Снеговик:              Вот какой замечательный зверек эта белочка. Давайте,  

                             заберем ее с собой. Сейчас я залезу на дерево и достану ее.

Воспитатель:        Ребята, как вы думаете, можем мы взять белочку с собой?

Ответы детей:      Белочку нельзя брать с собой, т.к. она лесной житель и  

                              привыкла жить на свободе. Здесь ее дом.

Снеговик:            Хорошо, хорошо. Я все понял, мы не будем забирать белочку

                             из ее дома. Смотрите, еще чьи-то следы. Только они идут не      

                             прямо, а петляют, как будто  кто-то хочет нас запутать (следы  

                             зайца).

Воспитатель:       Кто это здесь у нас прячется?

                              Вы узнаете, если отгадаете мою загадку:

Зверька узнаем мы с тобой

По двум простым приметам:

Он в шубке серенькой зимой,

А в шубке серой – летом.

                                                                                           (зайчик).

Воспитатель:        Снеговик, а ты знаешь что-нибудь про зайчика?

Снеговик:             Нет, не знаю.

Воспитатель:        Дети тебе расскажут.

Это заяц-беляк. Он зимой не спит. Голодно ему – травки нет. Приходится ветки с кустов и кору с деревьев глодать. И норки у зайчика нет. Спит в снегу под кустом или под елочкой. Страшно зайчику, он все время прислушивается, уши в разные стороны поворачивает. Спасаясь от врагов, заяц петляет, запутывает свои следы и возвращается на прежнее место. Еще зайчика спасает шерсть, она у него зимой белая как снег, пушистая. Притаится зайчик в снегу, его и не видно. Так и живет всю зиму.

Ребенок:                Я хочу прочитать вам стихотворение про зайцев.

Поменяли шубки зайки,

Разбежались по лужайке.

Шубки белые у всех,

То ли зайки, то ли снег.

                                                                                    Т.З. Прописнова.

Воспитатель:       Ой, ребятки, я что-то замерзла. Давайте, мы с вами поиграем и

                              заодно погреемся.

Снеговик:             А в какие игры вы, ребята, играете зимой?

Ответы детей:      Катаемся на санках, лыжах. Играем в снежки.

Снеговик:             Я тоже люблю играть. Давайте, вместе поиграем.

Игра в снежки (музыка и слова Н.Вересокиной).

Мы в снежки играем смело,

Ах, какое это дело!

Любим все морозный день.

Нам в снежки играть не лень!

Хлоп, хлоп, не зевай,

Ты от нас не убегай.

Хлоп, хлоп, не зевай,

А теперь в меня бросай!

Пусть зима морозит нас,

Мы погреемся сейчас:

Ручками похлопаем,

Ножками потопаем.

Снеговик:             Как много стало снега! Смотрите, здесь опять чьи-то следы.

Воспитатель:       Что это за рыжий огонек промелькнул за деревьями?

Загадка:                          Рыжая плутовка,

Хитрая, да ловкая.

Хвост пушистый,

Мех золотистый.

В лесу живет,

в деревне кур крадет.

                                                                                   (лиса).

Воспитатель:        Дети, а что вы знаете про лису?

Ответы детей:      Шерсть у лисы густая, теплая, пушистая, золотистая.

                              Пушистый длинный хвост при беге служит ей рулем.

                              Маленькие черные глазки хорошо видят в темноте. Уши  

                              стоячие, всегда на стороже (у лисы хороший нюх и слух).

                              Зимой лиса ловит мышей - “мышкует”.

Снеговик:            А про лисичку знаете стихотворение?

Ребенок:              Хочу рассказать вам стихотворение о лисичке.

Распустила хвост лисица

И замерзнуть не боится,

А чтоб не было беды,

Заметает им следы.

                                                                                      Т.З. Прописнова.

Какое замечательное стихотворение. Давайте, поиграем с лисичкой.

Игра “Лиса и заяц” (слова и музыка С.Г. Насауленко).

Зайка, зайка замерзал в лесу.

Встретил зайка хитрую лису.

Мы лису прогнали вон

И позвали зайку в дом.

Зайка, с нами поиграй,

Поиграй, поиграй!

В хоровод скорей вставай,

В хоровод вставай.

Снеговик:               Ой, смотрите, какой большой сугроб! Но следов вокруг не

                                видно. Как вы думаете, чей это домик?

Дети:                     Это домик медведя.

Снеговик:             А как он называется?

Дети:                     Берлога.

Воспитатель:        Правильно. А почему же следов вокруг не видно?

Ребенок:               Я знаю (читает стихотворение)

Спит медведь зимой в берлоге,

Он не бродит по дороге.

Лапу знай себе сосет,

Ждет, когда весна придет.

                                                                                             Т.З. Прописнова.

Воспитатель:       А вы знаете, почему медведь всю зиму спит и ничего не ест,

                              только лапу сосет? Летом медведь накапливает подкожный

                              жир – становится толстым, а зимой впадает в спячку и

                              питается этим жиром. Всю зиму он из берлоги не выходит,

                              спит до весны, пока не появится солнце и все начнет цвести.

Воспитатель:       Снеговичок, посмотри, что у нас еть. Это подарки – угощение

                              для лесных жителей. Угости, пожалуйста, ими наших новых

                              знакомых.

Снеговик:            Ой, спасибо вам большое! Только я боюсь все гостинцы

                              перепутать. Пусть ребята мне помогут разобраться, кто что

                              любит.

Игра “Кто что любит?” с карточками-моделями (питание животных).

Снеговик:            Ну вот, теперь я все понял. Спасибо вам, ребята! Много

                             интересного и полезного узнал я от вас сегодня.

Воспитатель:                 А теперь, ребята,

Пришла пора прощаться

И с лесом расставаться.

Звонко бубенцы звенят,

Все мы едем в детский сад.

Дети вместе со Снеговиком “на саночках” отправляются в детский сад.

Список использованной литературы:

  1. Л.П. Молодова  «Игровые экологические занятия с детьми», Минск, 1996г;
  2. О.А. Воронкевич  «Добро пожаловать в экологию», «Детсво-Пресс», 2006г
  3. Т.А. Шорыгина  «Экология для малышей», «Прометей», 2002г;
  4. Л.А. Владимирская  «От осени до лета», «Учитель», 2003г
  5. И.Каплунова, И.Новоскольцева, «Праздник каждый день», «Композитор», 2007г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЭРИ ПОППИНС СПЕШИТ НА ПОМОЩЬ Конспект НОД по разделу «Познание ФЭМП» в средней группе. Интеграция образовательных областей: «Познание ФЭМП», «Художественное творчество», "Социализация", Коммуникация", "Физическая культура".

Конспект НОД  по разделу "Познание ФЭМП" средняя группа. Интеграция образовательных областей "Познание ФЭМП", "Художественное творчество", "Социализация", "Коммуникация", "Физическая культура"....

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми средней группы по образовательной области «Познание» «Закрепление представлений о геометрических фигурах»

Цели и задачи: продолжать формировать представления детей о геометрических фигурах;формировать умение распознавать фигуры в предметах окружающей обстановки;формировать умение выделять особые приз...

Авторский конспект Непосредственно – образовательная деятельность в старшей группе «В поисках клада» интеграция образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Музыка», «Физическая культура»

Воспитательные: Воспитывать у детей желание помогать друг другу и действовать сообща.Развивающие: Развивать мелкую моторику. Развивать умение соотносить число с количеством предметов (точки).  Ра...

Методическая разработка НОД «Вот что значит настоящий, верный друг» с детьми старшей группы с интеграцией образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Социализация». (С использованием технологии мнемотехники, ТРИЗ)

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 16 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлениемдеятельности по физическому развитию детейКалининского района Санкт-П...

Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы по образовательной области «Познание». Тема «Волшебница-вода».

В гости к детям приходит Волшебница вода. Я – Волшебница Вода, пришла  в  гости  к  своим сестричкам-капелькам, которые живут  у  вас в  группе...  В ходе ...

Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы в образовательной области «Познание» «Путешествие в страну заколдованных фигур»

Формируем способность детей выявлять и абстрагировать свойства фигур, декодировать информацию, изображенную на карточке – символе свойств....