Методические рекомендации по теме " У бабушки в деревне"
методическая разработка по окружающему миру (средняя, старшая группа) по теме
Этот материал предназначен среднего и старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
domashnie_ptitsy.docx | 862.66 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 12 «ЛАДУШКА» ГОРОДА ТИХОРЕЦКА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТИХОРЕЦКИЙ РАЙОН
Методические рекомендации по теме "Домашние птицы" для детей старшего дошкольного возраста .
Составила : Голдабина Н. И.
Методическая разработка по теме : «Домашние птицы».
Рассмотреть с ребенком иллюстрации с изображением домашних птиц и их семей (курица — петух — цыплята, утк а - селезень — утята, гусыня — гусь — гусята, индюшиха - индюк — индюшата);
объяснить ребенку, что эти птицы называются домашними, почему они так называются;
закрепить названия птиц ;
уточнить, где они живут, чем питаются и какую пользу приносят (яйцо, перо, мясо), как за ними ухаживает человек;
рассказать о профессии птичницы;
по возможности рассмотреть этих птиц в природе.
Загадки.
Удивительный ребёнок:
Только вышел из пелёнок
Может плавать и нырять,
Как его родная мать. (утёнок)
Из скорлупок без пелёнок
Вылез жёлтенький …. (цыплёнок)
За цыплят волнуется,
Громко квохчет… (курица)
Солнца луч едва потух –
На насест спешит (петух)
Волн высоких не боюсь,
Я ведь плаваю, как (гусь)
Электрическая чудо-наседка
В птичнике есть.
Высиживает столько цыплят,
Что просто не счесть.
Сама следит за влагой и теплом,
А если что, раздастся громкий звон. (инкубатор
© Квохчет, квохчет, детей созывает, Всех под крыло собирает.(Курица)
© Хвост с узорами, сапоги со шпорами.
Всех бужу, хоть часов не завожу.. .(Петух)
© Явился в желтой шубке, прощайте, две скорлупки.(Цыпленок)
© Красные лапки, щиплет за пятки, беги без оглядки.(Гусь)
© Катится бочка, нет на ней ни сучочка.(Яйцо)
Дидактическая игра «Угадай, кто это».
Кудах-тах-тах — снеслась в кустах. (Курица)
Ку-ка-ре-ку стерегу! (Петух)
Пить-пить-пить — воды попить! (Цыпленок)
Кря-кря — ищу червя! (Утка)
Дидактическая игра «Кто как разговаривает» (упражнение в словообразовании):
утка (кря-кря) — крякает; гусь (га-га) — гогочет, петух (...) — ..., курица (...) — ... .
Дидактическая игра «Один — много» (образование множественного числа имени существительного): цыпленок — цыплята - много цыплят; курица - курицы, много куриц;
индюк — …, гусь — ..., утка — ... .
Дидактическая игра «У кого кто» (упражнение в словообразовании).
у утки — утенок, утята; у гусыни — ..., у индюшки — ...
Дидактическая игра «Кто как передвигается»: утка (что делает?) — ходит, плавает, летает; индюшка (...) — ..., курочка (...) — ... .
Дидактическая игра «Исправь ошибку» (на логическое мышление): у утки — гусята; у индюшки — цыплята; у курицы — утята; у гусыни — индюшата.
Игра «Домашние птицы»
Наши уточки с утра —
Кря-кря! Кря-кря!
Наши гуси у пруда —
Га-га! Га-га!
Наши курочки в окно —
Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!
А как Петя - петушок
Рано-рано поутру
Нам споет: «Ку-ка-ре-ку!»
Идут по кругу вперевалочку,
подражая походке уток.
Идут по кругу, вытянув шеи вперед
и отставив руки назад.
Останавливаются,
встают лицом в круг,
бьют руками по бокам.
Встают спиной в круг,
Задание 9. Составить описательный рассказ о домашней птице по следующему плану: Кто это?
Каков внешний вид? Какие повадки? Кто у этой птицы детеныши? Чем питается?
Какую пользу приносит?
Задание 10. Упражнение для пальчиков.
Шли утята.
Раз, два - шли утята.
Три, четыре - шли домой.
Вслед за ними плелся пятый,
Впереди бежал шестой,
А седьмой от всех отстал,
Испугался, запищал:
- Где вы, где вы?
- Не пищи,
- Мы тут рядом поищи.
"ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ"
Есть у курицы цыплёнок,
У гусыни есть гусёнок,
У индюшки – индюшонок,
А у утки есть утёнок. (Большим пальцем поочерёдно касаться остальных, начиная с мизинца)
У каждой мамы малыши,
Все красивы хороши! (Показать все пальчики, «играя» ими)
"ГУСИ-ГУСИ"
Гуси-гуси, га-га-га (Пальцы рук щепоткой то раскрываем, то опять вместе)
Есть хотите, да-да-да (Пальцы щепоткой киваем вниз)
Хлеба с маслом, нет-нет-нет (Пальцы щепоткой, киваем в стороны)
А чего вам? Нам конфет! (Раскрываем пальчики ладошками вверх)
"ЦЫПА-ЦЫПА"
– Цыпа-цыпа, (Обеими руками «сыпать» корм, массируя большим пальцем подушечки остальных пальцев от мизинца к указательному)
Гуль, гуль, гуль!
Я посыплю,
Ты – поклюй! («Клевать» воображаемый корм указательными пальцами обеих рук)
Клю-клю-клю. (Одновременно стучать по столу)
"КУРОЧКА РЯБА"
Жили-были дед (Обведите двумя руками сверху вниз воображаемую бороду)
и баба. (Изобразите, как завязывают под подбородком уголки платка)
И была у них курочка Ряба. (Постучите указательным пальцем по столу)
Снесла курочка яичко. (Округлите пальцы и соедините их кончики)
Да не простое а золотое, Дед бил, бил (Постучите кулаком по «яичку»)
— не разбил. Баба била, била (Стучите кулаком по «яичку»)
— не разбила.
Мышка бежала, (Пробегите всеми пальцами правой руки по столу)
Хвостиком махнула (Помашите указательным пальцем)
— яичко упало и разбилось. (Уроните расслабленные руки на колени)
Дед плачет. (Закройте лицо руками)
Баба плачет. (Закройте лицо руками)
А курочка кудахчет: «Не плачь, дед не плачь, баба, я снесу вам яичко (Округлите пальцы и соедините их кончики)
другое, не золотое, а простое.
"КУРОЧКА"
Вышла курочка гулять, (Шагают двумя пальцами – указательным и средним – каждой руки)
Свежей травки пощипать (Щиплющие движения всеми пальцами каждой руки)
А за ней ребятки – желтые цыплятки (Бегут всеми пальцами обеих рук)
Ко–ко–ко, ко–ко–ко, не ходите далеко! (Грозим пальчиком)
Лапками гребите, (Загребаем ручками)
Зернышки ищите. (Клюем пальчиками зернышки)
Съели толстого жука, дождевого червяка (Показываем руками, какой толстый жук)
Выпили водицы полное корытце (Показываем как черпаем воду и пьем)
Пальчиковые игры. Тема: Петух
"ПЕТУШОК №1"
Способствует совершенствованию движений пальцев и кистей рук. Развивает внимание и сообразительность, ведь при прочтении каждой строчки стихотворения необходимо синхронно совершать различные движения.
Петя-Петя-Петушок (При этом соединяем большой и указательный палец руки в виде клюва)
Золотой наш гребешок (Одновременно скрещиваем пальцы двух рук в виде «гребня»)
Шелкова головушка (Ребенок гладит себя по голове)
Масляна бородушка (Гладит по подбородку)
Что ты рано встаешь? (Приподнимаемся на носочки, одновременно поднимая руки вверх)
Голосисто поёшь, деткам спать не даешь? («Засыпаем», складывая руки под щеки)
"ПЕТУШОК №2"
Наш красивый петушок (Обе руки сжаты в кулачки)
Кверху поднял гребешок. (Разжать ладони)
Крылышками машет, (Кистями помахать в воздухе)
На лужайке пляшет.
Крошки хлебные клюёт (Указательными пальцами постучать по столу)
Пёстрых курочек зовёт. (Кистями рук сделать манящие движения)
"ПЕТУШОК № 3"
Идет, идет петушок (Указательный и средний пальцы «идут» по столу, как ножки)
Набок гребешок, (Указательный палец касается большого – получается «клюв». Остальные пальцы слегка округлены и веером подняты вверх – это «гребешок»)
Красная бородка,
Костяная головка.
Задание 11. Прослушать и выучить по выбору следующие стихотворения:
Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать,
А за ней цыплятки — желтые ребятки.
«Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко,
Лапками гребите, зернышки ищите!».
На птичьем дворе.
Наши уточки с утра — кря-кря-кря, кря-кря-кря!
Наши гуси у пруда — га-га-га, га-га-га!
А индюк среди двора — бал-бал-бал! Бал-бал-бал.
Наши курочки в окно — ко-ко-ко, ко-ко-ко!
А как Петя-петушок ранним утром поутру нам споет «Ку-ка-ре-ку!»
Важный гусь
Старый гусь, большой и важный,
Ходит медленно, вальяжно.
Никуда он не спешит,
Никогда не побежит.
На лугу он щиплет травку,
В быстрой речке моет лапки.
Я пасу гусей
Скажите, что может быть проще,
Что может быть веселей,
На берегу, возле рощи
Пасти молодых гусей?
Гуси мои красивы:
У них блестящие перья,
Ходят неторопливо
Гуси в тени деревьев.
Я буду лежать на песочке,
Играть с речною ракушкой,
Слушать, как в ближнем лесочке
Звонко кукует кукушка.
Я буду смотреть за гусями. .
Ведь это совсем не трудно:
Умные птицы сами
Бродят в траве изумрудной!
Индюк
В гости однажды собрался индюк:
Вычистил он свой нарядный сюртук*,
Веером перья хвоста распушил.
В гости с подарками он поспешил.
Тете-индюшке в подарок принес
Свежий букет восхитительных роз,
Дяде — мешочек спелой пшеницы,
Сестрам и братьям — поднос чечевицы.
Все индюку были искренне рады
И восхищались красивым нарядом!
.
Курочка-хозяюшка
Курочка рябенька,
Головка гладенька,
Испекла пирожок:
«Приходи, петушок!
Пирожок поклюём,
Да цыплят позовём!»
Молодой петушок
Петушок молодой –
Гребешок золотой.
Мундир на нём пёстрый,
Шпоры очень остры.
Никогда не унывает,
«Ку-ка-ре-ку» распевает!
Утка крякает
Утка плавает, ныряет,
Громко крякает: «Кря-кря!»
Утка деток подзывает:
Она крякает не зря!
Учит малых деток мать
Вниз головками нырять,
Укрываться от врагов,
В тине находить жуков.
Ни на шаг не отставать
Учит деток утка-мать.
)
Поочередно сгибать пальцы рук, начиная с большого, а со слов «пи-пи-пи» ритмично сгибать и разгибать пальцы обеих рук.
Вопрос. Кто живет на птичьем дворе?
Задание 12. Вырезать картинки с изображением домашних птиц и их детенышей, составить из них картинку «Птичий двор».
Храбрый утёнок
Борис Житков
Каждое утро хозяйка выносила утятам полную тарелку рубленых яиц. Она ставила тарелку возле куста, а сама уходила.
Как только утята подбегали к тарелке, вдруг из сада вылетала большая стрекоза и начинала кружиться над ними.
Она так страшно стрекотала, что перепуганные утята убегали и прятались в траве. Они боялись, что стрекоза их всех перекусает.
А злая стрекоза садилась на тарелку, пробовала еду и потом улетала. После этого утята уже целый день не подходили к тарелке. Они боялись, что стрекоза прилетит опять. Вечером хозяйка убирала тарелку и говорила: «Должно быть, наши утята заболели, что-то они ничего не едят». Она и не знала, что утята каждый вечер голодные ложились спать.
Однажды к утятам пришёл в гости их сосед, маленький утёнок Алёша. Когда утята рассказали ему про стрекозу, он стал смеяться.
— Ну и храбрецы! — сказал он. — Я один прогоню эту стрекозу. Вот вы увидите завтра.
— Ты хвастаешь, — сказали утята, — завтра ты первый испугаешься и побежишь.
На другое утро хозяйка, как всегда, поставила на землю тарелку с рублеными яйцами и ушла.
— Ну, смотрите, — сказал смелый Алёша, — сейчас я буду драться с вашей стрекозой.
Только он сказал это, как вдруг зажужжала стрекоза. Прямо сверху она полетела на тарелку.
Утята хотели убежать, но Алёша не испугался. Не успела стрекоза сесть на тарелку, как Алёша схватил её клювом за крыло. Насилу она вырвалась и с поломанным крылом улетела.
+
С тех пор она никогда не прилетала в сад, и утята каждый день наедались досыта. Они не только ели сами, но и угощали храброго Алёшу за то, что он спас их от стрекозы.
Георгий Скребицкий
Принесли нам ребята небольшого сорочонка... Летать он ещё не мог, только прыгал. Кормили мы его творогом, кашей, мочёным хлебом, давали маленькие кусочки варёного мяса; он всё ел, ни от чего не отказывался.
Скоро у сорочонка отрос длинный хвост и крылья обросли жёсткими чёрными перьями. Он быстро научился летать и переселился на житьё из комнаты на балкон.
Только вот какая с ним была беда: никак наш сорочонок не мог выучиться самостоятельно есть. Совсем уж взрослая птица, красивая такая, летает хорошо, а еду всё, как маленький птенчик, просит. Выйдешь на балкон, сядешь за стол, сорока уж тут как тут, вертится перед тобой, приседает, топорщит крылышки, рот раскрывает. И смешно и жалко её. Мама даже прозвала её Сироткой. Сунет ей, бывало, в рот творогу или мочёного хлеба, проглотит сорока — и опять начинает просить, а сама из тарелки никак не клюёт. Учили-учили мы её — ничего не вышло, так и приходилось ей в рот корм запихивать. Наестся, бывало, Сиротка, встряхнётся, посмотрит хитрым чёрным глазком на тарелку, нет ли там ещё чего-нибудь вкусного, да и взлетит на перекладину под самый потолок или полетит в сад, на двор... Она всюду летала и со всеми была знакома: с толстым котом Иванычем, с охотничьей собакой Джеком, с утками, курами; даже со старым драчливым петухом Петровичем сорока была в приятельских отношениях. Всех он на дворе задирал, а её не трогал. Бывало, клюют куры из корыта, и сорока тут же вертится. Вкусно пахнет тёплыми мочёными отрубями, хочется сороке позавтракать в дружеской куриной компании, да ничего не выходит. Пристаёт Сиротка к курам, приседает, пищит, клюв раскрывает — никто её покормить не хочет. Подскочит она и к Петровичу, запищит, а тот только взглянет на неё, забормочет: «Это что за безобразие!» — и прочь отойдёт. А потом вдруг захлопает своими крепкими крыльями, вытянет кверху шею, натужится, на цыпочки привстанет да как запоёт: «Ку-ка-ре-ку!» — так громко, что даже за рекой слышно.
А сорока попрыгает-попрыгает по двору, в конюшню слетает, заглянет к корове в стойло... Все сами едят, а ей опять приходится лететь на балкон и просить, чтобы её из рук кормили.
Вот однажды некому было с сорокой возиться. Целый день все были заняты. Уж она приставала-приставала ко всем — никто её не кормит!
Я в этот день с утра рыбу на речке ловил, вернулся домой только к вечеру и выбросил на дворе оставшихся от ловли червей. Пусть куры поклюют.
Петрович сразу приметил добычу, подбежал и начал сзывать кур: «Ко-ко-ко-ко! Ко-ко-ко-ко!» А они, как назло, куда-то разбрелись, ни одной во дворе нет. Уж петух прямо из сил выбивается! Зовёт, зовёт, потом схватит червяка в клюв, потрясёт им, бросит и опять зовёт — ни за что первый съесть не хочет. Даже охрип, а куры всё не идут.
Вдруг, откуда ни возьмись, сорока. Подлетела к Петровичу, растопырила крылья и рот раскрыла: покорми, мол, меня.
Петух сразу приободрился, схватил в клюв огромного червяка, поднял, трясёт им перед самым носом сороки. Та смотрела, смотрела, потом цоп червяка — и съела! А петух уж ей второго подаёт. Съела и второго, и третьего, а четвёртого Петрович сам склевал.
Гляжу я из окна и удивляюсь, как петух сороку из клюва кормит: то ей даст, то сам съест, то опять ей предложит. А сам всё приговаривает: «Ко-ко-ко-ко!..» Кланяется, клювом червей на земле показывает: ешь, мол, не бойся, вон они какие вкусные.
И уж не знаю, как это у них там всё получилось, как он ей растолковал, в чём дело, только вижу, закокал петух, показал на земле червяка, а сорока подскочила, повернула головку набок, на другой, пригляделась и съела прямо с земли. Петрович даже головой в знак одобрения тряхнул; потом схватил сам здоровенного червяка, подбросил, перехватил клювом поудобнее и проглотил: вот, мол, как по- нашему. Но сорока, видно, поняла, в чём дело, — прыгает возле него да поклёвывает. Начал и петух червей подбирать. Так наперегонки друг перед другом стараются — кто скорей. Вмиг всех червей склевали.
С тех пор сороку кормить из рук больше не приходилось. В один раз её Петрович выучил с едой управляться. А уж как он это ей объяснил, я и сам не знаю.
Георгий Скребицкий
Солнечный день в самом начале лета. Я брожу неподалёку от дома, в берёзовом перелеске. Всё кругом будто купается, плещется в золотистых волнах тепла и света. Надо мной струятся ветви берёз. Листья на них кажутся то изумрудно-зелёными, то совсем золотыми. А внизу, под берёзами, по траве тоже, как волны, бегут и струятся лёгкие синеватые тени. И светлые зайчики, как отражения солнца в воде, бегут один за другим по траве, по дорожке.
Солнце и в небе, и на земле... И от этого становится так хорошо, так весело, что хочется убежать куда-то вдаль, туда, где стволы молодых берёзок так и сверкают своей ослепительной белизной.
И вдруг из этой солнечной дали мне послышался знакомый лесной голосок: «Ку-ку, ку-ку!»
Кукушка! Я уже слышал её много раз, но никогда ещё не видал даже на картинке. Какая она из себя? Мне почему-то она казалась толстенькой, головастой, вроде совы. Но, может, она совсем не такая? Побегу — погляжу.
Увы, это оказалось совсем не просто. Я — к ней на голос. А она замолчит, и вот снова: «Ку-ку, ку-ку», но уже совсем в другом месте.
Как же её увидеть? Я остановился в раздумье. А может, она играет со мною в прятки? Она прячется, а я ищу. А давай-ка играть наоборот: теперь я спрячусь, а ты поищи.
Я залез в куст орешника и тоже кукукнул раз, другой. Кукушка замолкла, может, ищет меня? Сижу молчу и я, у самого даже сердце колотится от волнения. И вдруг где-то неподалёку: «Ку-ку, ку-ку!»
Я — молчок: поищи-ка лучше, не кричи на весь лес.
А она уже совсем близко: «Ку-ку, ку-ку!»
Гляжу: через поляну летит какая-то птица, хвост длинный, сама серая, только грудка в тёмных пестринках. Наверное, ястребёнок. Такой у нас во дворе за воробьями охотится. Подлетел к соседнему дереву, сел на сучок, пригнулся да как закричит: «Ку-ку, ку-ку!»
Кукушка! Вот так раз! Значит, она не на сову, а на ястребка похожа.
Я как кукукну ей из куста в ответ! С перепугу она чуть с дерева не свалилась, сразу вниз с сучка метнулась, шмыг куда-то в лесную чащу, только её я и видел.
Но мне и видеть её больше не надо. Вот я и разгадал лесную загадку, да к тому же и сам в первый раз заговорил с птицей на её родном языке.
Так звонкий лесной голосок кукушки открыл мне первую тайну леса. И с тех пор вот уж полвека я брожу зимою и летом по глухим нехоженым тропам и открываю всё новые и новые тайны. И нет конца этим извилистым тропам, и нет конца тайнам родной природы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развлечение по развитию речи на тему"У бабушки в деревне"
Знакомство детей с р.н. загадками о домашних животных,повторить с детьми р.н. потешки и сказки....
Открытое занятие в первой младшей группе. (Для незрячих и слабовидящих детей) Тема: «У бабушки в деревне».
Открытое занятие для незрячих и слабовидящих детей....
Конспект НОД в средней группе по теме «У бабушки в деревне»
Конспект НОД в средней группе по теме «У бабушки в деревне»...
Конспект НОД в группе раннего возраста на тему: "У бабушки в деревне"
Занятие по развитию речи " У бабушки в деревне" .Цель: Обобщить знания детей о домашних животных....
Конспект непосредственно- образовательная деятельность во второй младшей. Познавательное развитие на тему: «К бабушке в деревню»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад №2«Дюймовочка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей»...
Конспект ОД образовательной области «Познавательное развитие» на тему: «У бабушки в деревне» во второй младшей группе.
Цель: развивать интерес к жизни домашних животных нашего края.Задачи: «Познавательное развитие»: учить узнавать домашних животных по их признакам, правильно их называть; познакомить детей с кормом дом...
Конспект занятия. Тема: "У бабушки в деревне. Домашние животные" Младшая группа.
Закрепить знания детей о домашних животных....