"По следам осени"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Данный конспектпоможет закрепить представление детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod.docx | 330.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях. Расширять знания детей о явлениях живой и неживой природы: почему листья меняют цвет, опадают. Познакомить с видом рукоделия – шерстяная живопись. Учить устанавливать причинно-следственные связи.
Задачи:
1.Развивать умение детей называть приметы осени, изменения в природе, используя образные слова и выражения, внимание, связную речь.
2.Закрепить умения устанавливать связь между признаками в природе и умения отстаивать свою точку зрения, делать выводы (рассуждать, доказывать, выстраивать предложения, устанавливать причинно-следственные связи)
3.Исследовать природное явление листопад, , опытным путем сделать вывод о наличии зеленого вещества в листьях.
4.Дать первоначальное представление о работе в изобразительной технике «шерстяная живопись», познакомить с материалами и качественными характеристиками данной техники.
5.Продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения.
6.Воспитывать любознательность, умение взаимодействовать друг с другом.
Приёмы:
решение проблемной ситуации, пояснения, действия моторного характера
Используемые формы организации познавательной деятельности детей:
групповая, подгрупповая и индивидуальная
Оборудование и материал:
Гелевый шарик, тайное письмо, йод, пипетка, кисточка малярная, крахмал, карта маршрута, листья с заданиями, кусочки белой ткани, сложенные пополам, листья Традесканции, деревянные кубики, шкатулка, термометры, (комнатные, уличные), шерсть разных цветов, фоторамки, картинки образцы овощей, ножницы, пиалы с водой.
Предварительная работа:
• На прогулке наблюдать за тем, как опадают листья с деревьев.
• Сбор листьев разной формы и окраски.
• Беседы об осени;
• Чтение художественных произведений: «Листопадничек» И.Соколов-Микитов,
«Лес осенью» А. Твардовский,
стихи об осени А. С. Пушкина, А. Плещеева, А. И. Бунина;
• Разучивание стихов и поговорок об осени;
• Пение песен об осени и слушание музыки;
• Рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением осенней природы;
• Работа с шерстью и знакомство с приемами;
Ожидаемый результат:
Дети с интересом участвуют в проведении исследований, наблюдают, делают выводы. Умеют рассуждать, доказывать, выстраивать предложение, устанавливая причинно-следственные связи. Активно и доброжелательно взаимодействуют со взрослыми и сверстниками в решении игровых, познавательных, творческих задач.
Воспитатель
Ребята, посмотрите, сколько гостей к нам сегодня пришли. Давайте с ними поздороваемся и улыбнёмся им, пусть гости нам улыбнутся тоже в ответ, и у нас и у них станет хорошее настроение. Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнёмся
Ребята ,а вы верите в чудеса?
Ответ детей
Воспитатель:
А теперь ребята, я предлагаю закрыть глазки и произнести вместе 1,2,3 – волшебство скорей приди!!!
(влетает шарик, ни нитке письмо, написанной крахмалом)
Воспитатель – ловит шарик (на нитке конверт с письмом)
Воспитатель
Ух ты, что это?
Дети предлагают варианты действия.
Воспитатель: Давайте посмотрим
(открывает конверт)
Это какой-то чистый лист. Я ничего не вижу. А может это не просто чистый лист, а тайное письмо?
Как же узнать что в нем написано?
Ответ детей- Нужно развести йод в воде и слегка смочить при помощи кисточки письмо.
Дети проходят к столу проводят эксперимент.
Воспитатель: Посмотрите, проявляется что-то. Удивляется, что это?
Появляется письмо и надпись осень.
Интересно, а что же осень хочет нам сказать.
(обращает внимание на конверт, а там еще письмо)
Воспитатель читает письмо
Воспитатель –(читает письмо от осени)
Дорогие ребята!
Одни говорят, что осень заканчивается, другие говорят, что зима уже наступила. Я не знаю, что делать. Как мне украсить свое платье? Посоветуйте, пожалуйста. Я не могу понять, кончается осень или нет? Только прошу вас, представьте пожалуйста убедительные доказательства, а в этом вам поможет карта подсказка.
Воспитатель достает карту из конверта
Воспитатель: Этот вопрос очень даже интересный. Что вы решили ребята?
Ответ детей- (пойдем искать доказательства)
Воспитатель: Давайте посмотрим на карту, и узнаем куда нам следует идти.
Остановка №1 (на карте изображен желтый лист, дети находят, берут листочек. на листочке задание )
Задание Ребята, вы знаете, каждое время года состоит из 3 месяцев. Назовите какие осенние месяцы вы знаете?
- осенние месяца называются сентябрь, октябрь, ноябрь:
А как раньше называли сентябрь? Как вы думаете, почему?
Дети: Потому что в этом месяце начинают опадать листья, начинается листопад
Воспитатель А как раньше называли октябрь? Почему?
Дети: Потому что в октябре часто идут дожди и на улицах становится очень грязно.
Воспитатель: А как раньше называли ноябрь? Почему?
Дети: Потому что в ноябре становится уже совсем холодно и плавно наступает зима.
Воспитатель Молодцы, ребята.
Ребята, осень прекрасна во всех трех месяцах.
Дети берут еще желтый листочек с заданием
Задание: назовите признаки осени, которые определяют время года
Воспитатель: А сейчас внимание на экран
Презентация
Ответы детей:
День короче, а ночь длиннее;
-На деревьях и кустах желтеют листья, они опадают, начинается листопад.
-небо серое, хмурое;
-часто идут дожди;
-перелетные птицы улетают на юг;
-дикие звери делают запасы на зиму, утепляют свои шубки, и некоторые ложатся в спячку;
- люди надевают демисезонную одежду;
-собирают урожай овощей, фруктов и зерна;
Воспитатель: Молодцы ребята вы правильно назвали осенние месяцы и приметы. Возьмем листочки, как доказательства. Нам пора дальше двигаться. Давайте посмотрим на карту куда нам нужно идти.
Остановка №2 (на карте изображен красный и оранжевый лист на нем задание)
Дети подходят к мольберту. на мольберте термометры комнатные, уличные.
Воспитатель: Ребята, а что это за прибор? Для чего он нужен?
Ответ детей.
Воспитатель читает задание по листочкам.
Вы смотрите по телевизору прогноз погоды, диктор рассказывает про температуру воздуха, направление ветра, осадки. Осадки? Что это такое? (дождь, снег, туман).
Воспитатель: Дети, а как можно узнать какая будет погода? (посмотреть телевизор, послушать радио, по термометру).
Задание Какая погода бывает осенью?
- Когда идет дождь- дождливая,
-Когда дует ветер – ветреная,
-Холодно – холодная,
-Пасмурно – пасмурная,
- Сыро – сырая,
-Хмуро – хмурая,
-Ясно – ясная.
Дети берут оранжевый лист
Задание Я знаю, что у вас в группе есть копилка народных мудростей, куда вы складываете пословицы и приметы всех времен года. А вы знаете пословицы и приметы об осени?
Ответ детей
Воспитатель:
В круг ребята становитесь,
Крепко за руки держитесь,
Я шкатулочку возьму,
И приметы соберу.
Дети называют приметы осени, которые определяют погоду:
-Облака редкие - будет ясно и холодно.
-Много рябины к дождливой осени и холодной зиме.
-Высоко птицы перелетные летят осенью, так снегу много будет,
а низко - так малы снега будут.
-Листья у березы начинают желтеть с верхушки - ждите ранней, а если снизу поздней зимы.
-Теплая осень - к долгой зиме.
-У зайцев шерсть побелела - зима близко.
-Если орехов много, а грибов нет - зима будет снежная, суровая.
- Большие муравьиные кучи - к мягкой зиме.
-В осеннее ненастье семь погод на дворе.
-Белки делают большой запас орехов - жди холодной зимы.
Первый снег выпадает за сорок дней до настоящей зимы.
Дневной снег не лежит - первый надежный снег выпадает к ночи.
Листопад прошел быстро - зима будет суровой, а если листья остаются зелеными и долго держатся на деревьях - зима будет короткая, с небольшими морозами.
-Красна весна цветами, а осень пирогами.
-Весна красна цветами, а осень снопами.
-Осень - время собирать урожай.
-Красна ягодка, да на вкус горька.
-Сентябрь пахнет яблоком, октябрь — капустой.
-Осенью и воробей богат.
-Красна весна цветами, а осень пирогами.
- Ноябре зима с осенью борется.
-Осенью ложка воды ведро грязи.
Воспитатель: Дети, вы замечательно назвали много интересных примет, пословиц позволяющих предсказать погоду. Вот мы еще раз убедились, что сейчас время года осень. Ребята, а давайте посмотрим карту, и узнаем куда нам следует идти.
На карте нарисованы листочки разных цветов.
Воспитатель: ребята, это осень предлагает нам поиграть, про листочки потанцевать.
Физминутка
Воспитатель: Понравилась физминутка? Ребята, а давайте посмотрим карту, и узнаем куда нам следует идти.
Остановка №4 (на карте изображен коричневый лист на нем задание)
Анимация падают листья
Задание Почему листья изменяют окраску и опадают?
Ответ детей: Листья плохо переносят холод и ветер, поэтому и опадают.
2 листочек А почему же листья желтеют осенью?
Докажите, исследованием листочка.
Воспитатель: Ребята, не переживайте я вам помогу.
Дело в том, что листья имеют зеленый цвет благодаря зеленому веществу. Сейчас проведем опыт и увидим это вещество.
Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутого пополам кусочка белой ткани. Теперь деревянным кубиком сильно постучите по листочку сквозь ткань. Что вы обнаружили в ходе опыта?
Дети: На ткани появились зеленые пятна).
Воспитатель:- Это зеленое вещество из листочка называется- хлорофилл , оно и окрашивает его в зеленый цвет.
Когда наступает осень и становится холоднее и меньше солнечного цвета. Это зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не пропадает совсем. Тогда лист меняет свой цвет. становится желтым или …
-какого цвета бывают листья у деревьев осенью?
Дети: Оранжевые, красные, коричневые.
Что же случается с опавшими листьями ?
Ответ детей: Они высыхают.
Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы, справились с таким трудным заданием. Вы узнали, что хлорофилл окрашивает листья в зеленый цвет, а с наступлением осени количество хлорофилла уменьшается, а потом исчезает поэтому листик и меняет окраску. Мы доказали, что сухие листья шуршат сильнее.
Ребята, а давайте посмотрим карту, и узнаем куда нам следует идти.
Под музыку выходит осень.
Осень: Ребята, спасибо вам, ведь вы доказали, что сейчас еще осенняя пора и я украсила свое платье всеми осенними яркими красками, ведь осень прекрасна в любую погоду. Я знаю, что вы очень любите рисовать, лепить, делать различные поделки, любите заниматься рукоделием и в награду я хочу вас пригласить в свою мастерскую, где вместо красок и пластилина вы познакомитесь с цветной шерстью.
Дети подходят к столам.
А что вы будете делать вы найдете в отгадке моей загадки:
Весной сажают,
Летом поливают,
Пропалывают, тяпают,
Осенью выкапывают!
Ответ: Овощи
Воспитатель: Проходите ребята на свои рабочие места. По секрету вам скажу, что я тоже умею делать картины из шерсти и вам помогу и расскажу как нужно.
Дети рассаживаются по местам.
Воспитатель: перед каждым из вас расположена рамка для фотографий, салфетка, шерсть акриловая разных цветов, пинцет, ножницы, пиала с водой, а также образец картинка овоща. Заранее приготовлена подложка из картона, вынутого из рамы, выкроен квадрат из белой фланели, Наклеен на картон. Это холст для будущей картины. Прежде чем приступить к работе нам нужно размять наши пальчики, приготовить к работе.
Пальчиковая гимнастика: “ Хозяйка однажды с базара пришла”.
Воспитатель: Ребята, у каждого из вас есть два листика :если вы поднимите красный – нужна помощь, зелёный – работу закончил.
и так приступаем .для начало нужно взять нужную по цвету в шерсть и вложить в ладонь левой руки, прижать большим пальцем. Правой рукой вытягиваем шерсть. Укладываем нужной формы смотрим на образец. Пряди укладываются друг на друга, должны перекрывать друг друга - за счет этого получается плотный слой. Мы можем добавлять другие пряди по цвету тем самым смешиваем оттенки красок и плавные переходы от цвета к цвету Кончики шерсти заворачиваем внутрь формы.
Чтобы шерсть не оставалась в руках не забываем опускать пальчики в водичку.
После того как все готово формируем форму.
Переходим к изготовлению листика. Для этого берем зеленую прядь шерсти вытягиваем нужное количество шерсти и начинаем скручивать между пальчиками. Получаются колбаски. Можно настричь зеленую шерсть на хвостики.
Завершаем нашу работу: накройте изображение стеклом. Вставьте картину в раму. У каждого из Вас получится своя картина, она уникальна. Я предлагаю выйти и показать свои картины. Мы в группе оформим выставку и пригласим всех желающих. А вам ребята понравилось наше путешествие? Что больше всего понравилось?
Ребята давайте вместе дружно скажем:
“Раз, два, три, четыре, пять – скоро встретимся опять!”.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"По следам осени"
Способствет развитию логического мышления, умению нестандартно мыслить....
Проект "Как мы следы осени искали?".
Сценарий организации проектной деятельности для детей старшего дошкольного возраста.Тип проекта: коллективный, творческо-исследовательский. Срок реализации проекта: 1 месяц.Направление: художест...
Конспект интегрированного развлечения в подготовительной к школе группе "По следам Осени".
Дети собираютя в лес посмотреть на Осень. Тем временем, Баба Яга заколдовывает Осень. Дети ищут следы Осени, находят и спасают Осень....
интерактивная игра-викторина "По следам Осени"
Занимательная веселая игра по станциям с элементами соревнования между командами. Участвуют дети старших групп детского сада. Игра проводится как закрепление и обобщение нескольких лексических тем об ...
Конспект НОД "По следам осени"
Конспект НОД по окружающему миру для старшего дошкольного возраста...
Конспект осенней прогулки "По следам осени" в подготовительной группе
Данный материал помогает воспитателю создать условия для закрепления представлений детей о характерных признаках осени и осенних явлениях, исследовать природное явление листопад, расширить знания дете...