Конспект занятия в подготовительной к школе группе. Тема « Насекомые». МДОУ д. с. №98 "Сказка", г. Петрозаводск. Воспитатели: Анфимова Е. И., Смирнова М. А.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Конспект занятия. Тема « Насекомые». Цели: Расширять и закреплять представление детей о насекомых. Задачи: Уточнить знания детей о насекомых и их характерных признаках. Учить анализировать, делать обобщения, отвечать на вопросы, активизировать память. Развивать творческую активность, внимание, воображение, речь. Воспитывать бережное отношение к насекомым и любовь к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1konspekt_zanyatiya_nasekomye.docx | 328.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия. Тема « Насекомые».
Цели:
Расширять и закреплять представление детей о насекомых.
Задачи:
Уточнить знания детей о насекомых и их характерных признаках.
Учить анализировать, делать обобщения, отвечать на вопросы, активизировать память.
Развивать творческую активность, внимание, воображение, речь.
Воспитывать бережное отношение к насекомым и любовь к природе.
Ход занятия:
Воспитатель:- Какое сейчас время года? (весна, лето). Дети, представьте, что мы свами очутились в лесу, мы на полянке. Светит солнышко, дует теплый ветерок (можно включить аудиозапись – звуки леса).
-Кого мы можем здесь встретить? (зверей, птиц)
-Но звери боятся человека, вряд ли, они к нам выйдут. Животные, как правило, обходят человека стороной.
-Птицы, если увидят на полянке столько детей, разлетятся. Птицы тоже очень осторожны.
-Ребята, а есть ли в лесу такие жители, которые нас не испугаются, будут сидеть рядышком? (насекомые).
-Правильно, их очень много и они повсюду: и на деревьях, и на цветах, и на земле, и в воздухе.
Загадки:
Он строитель настоящий,
Деловитый, работящий.
Под сосной в лесу густом
Из хвоинок строит дом. (Муравей.)
* * *
В окна, двери залетаем
И назойливо жужжим.
Очень нас не любят люди,
Потому что им вредим. (Мухи.)
* * *
У нее четыре крыла,
Тело тонкое, словно стрела,
И большие, большие глаза.
Называют ее... (стрекоза).
* * *
Я — мохнатый червячок,
Полосатый бочок.
Скоро бабочкою стану,
Закружусь я над поляной. (Гусеница.)
* * *
Этот маленький скрипач
Изумрудный носит плащ.
Он и в спорте чемпион,
Ловко прыгать может он. (Кузнечик.)
* * *
Он большой, лохматый,
Жилет носит полосатый.
В норке под землей живет
И нектар цветочный пьет. (Шмель.)
* * *
Она ярка, красива,
Изящна, легкокрыла.
Сама похожа на цветок,
Пьет хоботком душистый сок. (Бабочка.)
* * *
Я всегда без приглашенья
Прилетаю за вареньем.
Кто мне есть мешает,
Того могу ужалить.
Вьюсь я, лезу на глаза,
А зовут меня... (оса).
-Ребята, а кто такие насекомые? Насекомые – это животные с тремя парами ножек (шестью ножками) и телом, которое делится на три отдела (части): голову, грудь и брюшко.
-Каких насекомых вы знаете? (кузнечик, жук, божья коровка, бабочка, стрекоза, муравей, комар, муха, оса, пчела). Воспитатель показывает картинки разных насекомых.
-Скажите, а у всех насекомых есть крылья? Правильно, есть насекомые, у которых нет крыльев (блохи, пухоеды, вши).
-А сколько крыльев у мухи? (одна пара крыльев).
-А у бабочки или жука? (У бабочки четыре крыла. У жука две пары крыльев, но для полета им нужны только задние крылышки. Жесткие надкрылья как панцирь защищают нежные задние крылышки и мягкое брюшко).
-Итак, получается, что у насекомых может быть разное количество крыльев.
-А теперь, я хочу задать вопрос самым внимательным детям: скажите, относятся ли пауки к насекомым? (Нет, не относятся, потому что у них восемь ног, тело разделено на две части).
Мы с вами выяснили существенные признаки насекомых. Повторим, у насекомых есть голова, грудь, брюшко, шесть ног и усики.
-Скажите, чем насекомые отличаются друг от друга? (размером, цветом, местом обитания, способом передвижения, тем, что едят).
Презентация «Насекомые, которые нас окружают».
По величине:
Бывают огромные насекомые. Самый большой жук усач-титан (воспитатель показывает слайд). Он едва помещается на ладони человека. А южно-американская бабочка Тизания, когда расправляет крылья, то похожа на большую раскрытую книгу. Крошечную осу мимариду не увидишь невооруженным глазом (воспитатель показывает слайд).
По форме тела и цвету:
Стрекоза вытянутая, продолговатая, а муха округлой формы. Кузнечик зеленый, а божья коровка – красная.
По месту обитания: (водные, наземные).
Как вы думаете, только ли на земле могут жить насекомые? Правильно они прекрасно себя чувствуют и в воде, и под землей, и в воздухе.
А вы знаете, что стрекозы, пока они маленькие, живут под водой. Личинки стрекоз называются нимфами. Они еще не умеют летать и живут в воде год или более, пока не вырастут.
-Каких водных насекомых вы еще знаете?
Есть такое насекомое – водный клоп, он целыми днями лежит на воде, пузом кверху. А плавает он очень умело, загребая задними лапками.
По способу передвижения:
Давайте вспомним, как передвигаются насекомые?
Насекомые все умеют делать: ходить, бегать, ползать, летать, прыгать, плавать, нырять, порхать.
Задание: Раскрась насекомых, которые летают. Обведи тех, которые ползают.
Физкультминутка:
Поднимите плечики,
Прыгайте, Кузнечики,
Прыг-скок, прыг-скок
Сели, травушку покушаем
Тишину послушаем.
Тише, тише, высоко,
Прыгай на носках легко.
-Скажите, ребята, каким насекомым люди любуются чаще всего? Какое насекомое бесспорно самое красивое? (бабочка)
Спал цветок
И вдруг проснулся,
Больше спать не захотел
Шевельнулся, встрепенулся
Взвился вверх и улетел.
А сейчас я хочу рассказать вам небылицу. Вы внимательно послушайте ее и скажите, что не так?
Небылица.
«Жили-были две бабочки-подружки. Неразлучными подружками они были – вместе прыгали с цветка на цветок, любили гулять под дождем, а ближе к осени они как перелетные птицы, отправлялись на юг. Но вот однажды одна из них заболела, и подружка решила принести ей муху, что бы та подкрепилась ею и выздоровела».
-Найдите, пожалуйста, ошибки в рассказе?
Бабочки не прыгают, а летают; не любят летать под дождем; не питаются мухами. Бабочки питаются нектаром цветов. Рот у бабочки – это длинный, тонкий хоботок. Обычно он свернут в тугую пружинку, но стоит бабочке сесть на цветок как хоботок разворачивается и опускается за нектаром на самое дно цветка.
-А вы знаете, как появляется на свет бабочка?
От рождения до взросления бабочки проходят четыре стадии и на каждой сильно меняют свой облик.
Презентация «Рождение бабочки».
- Бабочка откладывает яйца на растение. Из яиц вылупляются гусеницы. Гусеница прогрызает скорлупу яйца и выбирается наружу.
- Молодая гусеница много ест и быстро растет.
- Достигнув определенных размеров, гусеница превращается в куколку: она ткет себе твердый кокон, внутри которого идет бурная перестройка всего ее организма.
- Куколка лопается и на свет появляется взрослая бабочка. Крылья у нее еще мягкие и сморщенные, но они быстро высыхают на солнце.
Ребята, давайте теперь с вами поговорим о том, чем питаются насекомые.
На каждое насекомое свой корм.
-Что кушает кузнечик?
Кузнечик грызет травинку. Зубов у него нет, он грызет челюстями с твердыми зазубринками. Грызть и откусывать умеют жуки и тараканы.
Гусеницы поедают листья.
Жуки-точильщики и короеды едят кору и древесину.
Комары - сок растений, кровь животных.
Бабочки – нектар цветов.
А вы знаете, что ест божья коровка? (тлю).
Есть насекомые хищники, которые питаются другими насекомыми. Например, личинки стрекоз – «нимфы» едят все, что двигается в воде. А личинок жуков – плавунцов называют «водяными тиграми», эти свирепые хищники нападают даже на рыб.
-Скажите, а у самих насекомых много врагов? Правильно, насекомые – это вкусное лакомство для лягушек, ящериц, летучих мышей, птиц. Ежики, змеи тоже едят насекомых. Медведь разоряет муравейники.
Презентация « Как насекомые защищаются от врагов»?
- Кузнечики маскируются под цвет травы.
- Осы отпугивают врагов своей яркой окраской.
- Гусеницы умеют прятаться на ветках. Растягиваются на ветках как сухие сучки.
- Если тронешь божью коровку, она тут же намажет тебя резко пахнущей жидкостью. Предупреждает: « не трогай меня, я не вкусная»!
- Тараканы спасаются бегством.
- Некоторые жуки притворяются мертвыми.
Игра «Хорошо – плохо».
Назовите чего от насекомых больше пользы или вреда?
Хорошо | Плохо |
Пища для животных и птиц. | Кусаются. |
Опыляют растения. | Жалятся. |
Тутовый шелкопряд. | Поедают урожай. |
Любуемся. | Мешают отдыхать. |
Мед. | Неприятные. |
Употребляем в пищу. | Моль поедает одежду. |
Божья коровка – лучший друг садоводов. | Комары переносят болезни. |
Аутотренинг.
« Я лежу в траве. Трава мягкая и шелковистая. Я вдыхаю прекрасный аромат, я слышу, как стрекочут кузнечики, шуршат жучки. Мне хорошо, спокойно. Я хочу быть другом всем, всем... Вот подул ветерок, я чувствую, как набираюсь сил, бодрости. Я открываю глаза, у меня хорошее настроение, я весел».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в подготовительной к школе группе. Тема: «Мы – Россияне».
Интеграция образовательных областей:познание + социализация + коммуникацияЗадачи :Познакомить с символами государства (флаг, герб, гимн).Продолжать воспитывать у детей патриотические чувства к Родине...
Конспект занятия в подготовительной к школе группе. Тема: "Наша дружная семья".
Конспект непосредственно - образовательной деятельности по формированию целостной картины мира для детей старшего дошкольного возраста...
НОД КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ в подготовительной к школе группе Тема: «Как вести себя в природе. Вот так лес!»
Воспитать у детей положительное отношение к природе; дать некоторые знания об обитателях леса; подвести к пониманию значения леса в жизни человека, необходимости охранять это богатство нашей Родины; ф...
Конспект занятия в подготовительной к школе группе Тема"Рассказ воспитателя о Родине".
Занятие направлено на развитие патриотических чувств детей к Родине....
Конспект занятия в подготовительной к школе группе.Тема: «Наши буквицы. День славянской письменности и культуры».
Программные задачи: познакомить детей с культурой и наследием своего народа посредством введения их в книжную культуру; приобщать к нравственным устоям на примере святых Кирилла и Мефодия; воспитывать...
Конспект занятия в подготовительной к школе группе . Тема: «Путешествие в лесную школу к учёной сове».Творческий отчёт.
Творческий отчётВ подготовительной к школе группе .Тема: «Путешествие в лесную школу в гости к учёной сове».Цель: Расширять у детей представление о школе. Обеспечить познавательную активность воспитан...
Конспект занятия в подготовительной к школе группе. Тема: «Грибное царство».
Конспект занятияв подготовительной к школе группе. Тема: «Грибное царство». Выполнила: Матвеева ЕвгенияЛеонидовна.Воспитатель МКДОУ 22 г. Аши.Стаж работы: 33 лет....