Тематическое планирование для дошкольников 5- 6 лет
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (старшая группа) на тему
Методический материал по экологии для системного ознакомления детей с окружающим миром, с объектами и явлениями реальности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word.docx | 24.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Тематическое планирование по экологии для дошкольников 5-6 лет
воспитатель: Вахрушева Оксана Сергеевна
МЕСЯЦ | ТЕМА | ЦЕЛИ | НОД с детьми | ЛИТЕРАТУРА |
СЕНТЯБРЬ | 1 занятие: Угадай, где я вырос? | Учить классифицировать цветы на садовые, дикорастущие, луговые, полевые, лесные; закрепить названия цветов, воспитывать бережное отношен к природе края | Дид. игры с изображением. и названиями цветов, наблюдения и уход за цветами на клумбе , опыт "Почему цветы осенью умирают" | Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А Обухова. Стр.5 |
2 занятие : Грибные истории | Расширять знания о грибах, показать их значение для людей учить отличать съедобные грибы от несъедобных | Загадки, чтение стих. "Грибная электричка", дид. игры о грибах, рассматривание муляжей грибов | «Юный эколог» С.Н. Николаева стр.26,16 | |
3 занятие: Овощи и фрукты на нашем столе | Обобщить представление об овощах, фруктах, ягодах средней полосы, уточнить условия роста и созревания (плодород.земля, влага, свет, тепло) | ОПЫТ в огороде, наблюдения, игра "Где что растёт?" Рисование и лепка овощей | «Юный эколог» С.Н. Николаева стр.26 | |
4 занятие: Дыхание и горение | Дать представления, почему в спальне не стоит держать много комнатных растений, как воздух сохраняет тепло | Эксперименты с воздухом, рассматривание схем, таблиц | Составление конспекта воспитателем. | |
ОКТЯБРЬ | 1 занятие: Деревья моего нашего участка | Отметить осенние изменения в природе, учить различать деревья по коре, листьям | Рисование осенних деревьев, сбор гербария на тер. дет сада | Т. А. Шорыгина изд. « Беседы о лесе» |
2 занятие: Земля заповедная | Дать понятие о назначении заповедника и зоопарка, о Красной Книге растениях и животных родного края. | Занятие "О чём бы рассказала сорока?", загадки | Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А Обухова. Стр 9 | |
3 занятие: Что растёт в лесу? | Дать детям первоначальное представление о лесе: в лесу растёт много разных деревьев, кустарников, растут ягоды и грибы. Познакомить с произведениями искусства- картинами и репродукциями на тему осеннего леса; учить замечать красоту картин, рассказать, что картины пишут художники. | Рассказ воспитателя, рассматривание картин. Наблюдение на прогулке за осенними деревьями. | «Юный эколог» С.Н. Николаева стр.29 | |
4 занятие: Опытно-экспериментальная- деятельность6 « Обследование хвойных деревьев» (ствол, хвоя, что внутри шишек) | Уточнить представление детей о строении дерева: ствол покрытый коричневой корой, верхушка, много веток, вместо листьев- иголки, на ветках шишки. Познакомить детей со строением шишки, показать её особенности (запах, форма), внутри семена. | Наблюдение, обследование, рассматривание плаката «Хвойные деревья» | «Юный эколог» С.Н. Николаева стр. 63 |
НОЯБРЬ | 1 занятие: Почему дует ветер? | Уточнить представление детей о причине и свойствах ветра: горячий поднимается вверх, холодный- вниз. | Занятие с экспериментом, рассматривание схемы "Движение воздушных масс" | Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А Обухова. Стр.14 «Юный эколог» С.Н. Николаева стр.39,46 |
2 занятие: Птицы наших лесов | Закрепить знания о внешнем виде, поведении зимующих птиц | Дид. игры, рассматривание иллюстраций, фотографий , Совместная деятельность с детьми - рисование птицы | Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А Обухова. Стр.15 | |
3 занятие: Перелёт птиц | Учить детей доброте, бережному отношению к природе; воспитывать бережное отношение к птицам; знакомить с особенностями их жизни, помочь испытывать радость сознания того, что, делясь крохами, можно спасти птиц от гибели. | Беседа о зимующих и перелётных птицах; пальчиковая игра «Полёт птиц»; худ. слово Г.Скребицкого и В. Чаплиной «Появились синички» | Издание «Корифей» М.В. Емельянова стр. 31 | |
4 занятие: Человек- часть природы | Сформировать у детей представление о неразрывной связи человека с природой; совершенствовать речь детей; развивать фантазию; воспитывать чистоплотность, аккуратность и желание быть здоровым. | Рассматривание картинок о природе; беседы «органы зрения, слуха, зубы»; гимнастика для глаз. Игра «Полезные- вредные» | Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А Обухова. Стр.60 |
ДЕКАБРЬ | 1 занятие: Как звери зимуют в лесу | Установить связь между погодой и поведением диких животных зимой | Дид. игры про животных, рассматривание сюжетных картин, чтение рассказов В.Бианки Подготовить с детьми рассказ об одном из диких животных наших лесов | «Юный эколог» С.Н. Николаева стр.81 |
2 занятие: Зачем Деду Морозу и Снегурочке шубы? | Помочь детям выявить некоторые особенности одежды (защита от холода и тепла) | Занятие – эксперимент: лепка из снега, рассматривание иллюстраций Лепка и рисование "Зима пришла" совместно с детьми | Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А Обухова. Стр.86 | |
3 занятие: Удивительный лес зимой | Уточнить и расширить имеющиеся представления детей о лесе и его обитателях; показать взаимосвязь и взаимодействие живых организмов леса; формировать представление об условиях среды, к которой приспособились животные и растения; развивать познавательный интерес к природе. | Рассматривание иллюстраций «Лес зимой», альбом «звери леса», составление кроссворда «Растения леса». Экскурсия на участок леса. | Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А Обухова. Стр.67 | |
4 занятие: Домашние животные- друзья человека | Выявить и систематизировать представления детей о домашних животных; установить взаимосвязь и зависимость жизни животных от человека; познакомить с трудом животноводов, рассказать чем он интересен ,полезен и почётен | Беседа с детьми по сюжетным картинкам; самостоятельные рассказы детей. Загадки по теме. | Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А Обухова. Стр.179 |
ЯНВАРЬ | 1 занятие: Снег и его свойства | Выявить и расширить представления детей о свойствах снега; развивать речь детей, мышление, воображение; воспитывать интерес к явлениям неживой природы. | Обследование снега, наблюдение на прогулке, загадки, опыты со снегом. | Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А Обухова. Стр.79 |
2 занятие: Путешествие Капельки | Познакомить детей с круговоротом воды в природе, почему выпадает снег. | Рассматривание мнемотаблицы "Круговорот воды в природе", эксперименты Постройка снежных фигур на участке группы, украшение их | «Юный эколог» С.Н. Николаева. Стр.69 | |
3 занятие: Как снег превращается в воду | Показать, как снег в тепле тает. Становится водой, снег белый, но содержит мелкую грязь- она хорошо видна сквозь прозрачную талую воду. | Опытно- экспериментальная деятельность: приложение стр.5 | «Юный эколог» С.Н. Николаева стр. 79 |
ФЕВРАЛЬ | 1 занятие: Зимние явления в неживой природе | Развивать игровой замысел, обучать детей отвечать на поставленные вопросы; активизировать ласкательные существительные; закрепить знания о зимних явлениях; вызвать положительные эмоции; развивать творческую фантазию и воображение; воспитывать бережное отношение к природе. | Беседа о свойствах снега. Опытно- экспериментальная деятельность: приложение стр.5 | Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А Обухова. Стр.87 |
2 занятие: Как лёд превращается в воду | Показать детям, что в тепле лёд тает и превращается в воду, цветной лёд становится цветной водой. | Опытно- экспериментальная деятельность: приложение стр.5 | «Юный эколог» С.Н. Николаева стр.62 | |
3 занятие: Тёплая и холодная вода | Уточнять представления о том, что вода бывает разной температуры- холодная и горячая; это можно узнать, если потрогать воду руками; в любой воде мыло мылится; вода и мыло смывают грязь. | Наблюдения во время гигиенической процедуры мытья рук, эксперимент- в тёплой воде мылится лучше, чем в холодной. | «Юный эколог» С.Н. Николаева стр.63 | |
4 занятие: Берегите воду | Учить детей беречь воду, не лить её без нужды и плотно закрывать водопроводный кран. | Рассматривание альбома с изображением водоёмов, беседа с детьми о бережном отношении к воде, решение проблемной ситуации. д/и «Ручеёк», просмотр м/ф « Беги ручеёк». Эко- сказка «Как люди речку обидели» Н.А. Рыжова. | Издание «Корифей» М.В. Емельянова стр. 29 Опытно- экспериментальная деятельность: приложение стр .1 |
МАРТ | 1 занятие: Кто такие насекомые | Познакомить детей с миром насекомых; развивать умение обобщать насекомых по существенным признакам; воспитывать интерес к насекомым, желание узнавать о них что-то новое. | Чтение:Л.Толстой «О муравьях»Рассматривание демонстрационного материала «Насекомые» Чтение художественной литературы и загадывание загадок и насекомых. Наблюдение за насекомыми на участке. | Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А Обухова. Стр.105 |
2 занятие: Куда девается мусор? ( «Наша жизнь в городе») | Познакомить с понятием «твердые отходы» и процессом их переработки, закрепить понятие «пищевые отходы». Воспитание гуманного отношения к природе, чувства ответственности за все живое. | Дидактическая игра «Логический экран» Рассматривание альбома «Береги живое»-правила поведения в природе. Сбор макулатуры. Экскурсия в парк. | Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А Обухова. Стр.25 | |
3 занятие: Солнце—большая звезда | Дать представление о Солнце, как о звезде и о планетах Солнечной системы. Познакомить детей с понятием света и тени. Показать, что солнечный луч может превращаться в разноцветный. Дать представление о планете есть жизнь. Учить делать выводы. | Опытно-экспериментальная деятельность со светом. Почему, кажется, что звезды движутся по кругу. Тень. Влияние солнечного света на жизнь на земле. Звезды светят постоянно. | Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А Обухова. Стр.26 | |
4 занятие: Посадка лука | Учить детей ставить перед собой цель, подготавливать инструменты, рабочее место; закреплять знания детей о строении луковицы. Об условиях необходимых для роста; развивать речь, активизировать словарь; воспитывать желание добиваться результата. | Рассматривание луковицы; рассказ воспитателя о лечебных свойствах лука; практическая деятельность детей. | Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А Обухова. Стр.21 |
АПРЕЛЬ | 1 занятие: Кто больше всех радуется весне?» | Развивать интерес к родной природе, желание больше узнать об особенностях природы своего края; развивать бережное отношение ко всему живому; учить детей сопереживать вместе с природой ее радость и печаль. | Чтение экологической сказки «Весенняя сказка» Наблюдение за сокодвижением у березы . ( «Времена года», стр. 37) Знакомство с весенними народными приметами | «Юный эколог» С.Н. Николаева стр22 |
2 занятие :Путешествие в весенний лес» | Сформировать у детей знания о весенних явлениях в природе: тает снег, лёд, бегут ручьи, разливаются водоёмы; - Познакомить детей с жизнью в природных условиях диких животных, как они спасаются от стихийных бедствий. - Способствовать развитию творчества в создании коллажа на тему: « Спасём животных от наводнения»; - Активизировать и обогащать словарь детей. | Беседа: « Перелётные птицы». « Первоцветы - весны» | «Юный эколог» С.Н. Николаева стр22 | |
3 занятие: Космос. Звёзды. Вселенная. | Познакомить детей с основными планетами, дать элементарные понятия о планетах. | Просмотр слайдов, чтение познавательных рассказов из энциклопедии «Я познаю мир», серия бесед на тему « Земля- планета, на которой мы живём». Д/игра «Расположи планеты правильно» | Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А Обухова. Стр.100 | |
4 занятие: Первые одуванчики | Воспитывать бережное отношение к лекарственным растениям. Закреплять знания о строении и назначении одуванчика. Развивать наблюдательность, речь детей. Уточнить представления о последовательности роста и развития растения. | Беседа «Одуванчик; изучение строения одуванчика; составление рассказа «Путешествие семечка» | Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А Обухова. Стр.107 | |
МАЙ | 1 занятие: « Волшебное зерно» | Познакомить детей с цветами, растущими в клумбе, закрепить названия цветов. Дать знания о том, как сажают цветы (семенами, рассадой, луковицей). Прививать трудолюбие и бережливость к цветам. | Рассматривание иллюстраций с загадками, обсуждение схемы «Посадка цветов», практическая деятельность детей с воспитателем. | Издание «Корифей» М.В. Емельянова стр. 58 |
2 занятие: « Высадка рассады цветов в клумбу» | Уточнить знания детей о способах выращивания растений, вызвать интерес к выращиванию растений, радость от совместной работы; развивать наблюдательность, мышление, речь. Учить детей бережно относиться к растительному покрову, беречь красоту, которую создают зелёные газоны. | Рассматривание альбома «Красоты природы», беседа с детьми по теме. Эко-сказка «Травинка- путешественница» Н.А. Рыжова стр.4 | Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А Обухова. Стр.108 | |
3 занятие: «Природа и люди» | Закрепить знания детей о деревьях, воспитывать бережное отношение к родной природе. | Рассматривание альбома «Красоты природы», беседа с детьми по теме. Рассматривание картины Шишкина «Дубовая роща» | Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А Обухова. Стр.109 | |
4 занятие: «Весна- красна» | Уточнить знания детей о последовательности весенних изменений в природе (увеличение продолжительности дня, повышение температуры воздуха, рост и цветение растений, прилёт зимующих птиц и т.д.); учить устанавливать связь между изменениями в живой и неживой природе; познакомить с образом весны в произведениях искусства, воспитывать чувство любви к природе. | Загадки о природ; беседа по стихотворению «Весна» И. Сурикова | Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А Обухова. Стр.111 |
ЛИТЕРАТУРА: изд. « Юный эколог» С.Н. Николаева (2010г.); «Экология. Занимательные материалы» М.В. Емельянова (2010г); «Беседы о воде в природе» Т.А. Шорыгина (2012г); « Мир в котором я живу» Н.Г. Комратова, Л.Ф. Грибова; « Сценарии занятий по экологическому воспитанию» Л.Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л.А. Обухова; « Не просто сказки»- экологические рассказы и сказки Н.А. Рыжова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Календарно-тематическое планирование с дошкольниками среднего возраста в соответствии с ФГОС ДО"
Календарно-тематическое планирование разработано для детей среднего дошкольного возраста по теме "Здоровье и я-близкие друзья"...
Комплексно-тематическое планирование по программе "От рождения до школы" Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности с дошкольниками – одно из необходимых условий реализации ФГТ. При ра
Комплексно-тематическое планирование по программе "От рождения до школы" Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности с до...
О комплексно-тематическом планировании образовательной деятельности с дошкольниками – как одном из необходимых условий реализации ФГОС. КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПОДГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ НА 2016-2017 г
ФГОС о комплексно- тематическом планировании. Особенности тематического планирования в логопедической группе. Распределение работы учителя-логопеда и воспитателей по видам деятельности. Ка...
Календарно- тематическое планирование для дошкольников
Увлекательный английский для дошкольников...
Тематическое планирование для дошкольников старшего возраста с ТНР
Тематическое планирование для дошкольников с ТНР...
Перспективно-тематическое планирование ознакомления дошкольников 5-6 лет с ОБЖ и ЗОЖ (СТАРШАЯ ГРУППА)
В основной образовательной программе , разработанной на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, прописана часть, формируемая участниками образовательны...
Дополнительная общеобразовательная программа "Математический гений" с календарно-тематическим планированием для дошкольников
Дополнительная общеобразовательная программа "Математический гений" для дошкольников разработана для ведения кружка с одноимённым названием и нацелена на подготовку детей к школе по математи...