О комплексно-тематическом планировании образовательной деятельности с дошкольниками – как одном из необходимых условий реализации ФГОС. КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПОДГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ НА 2016-2017 г
календарно-тематическое планирование по логопедии (подготовительная группа) на тему
ФГОС о комплексно- тематическом планировании. Особенности тематического планирования в логопедической группе. Распределение работы учителя-логопеда и воспитателей по видам деятельности. Календарное планирование подгрупповых занятий в подготовительной к школе логопедической группе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Комплексно-тематическое планирование
в подготовительной к школе логопедической группе
Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности с дошкольниками – одно из необходимых условий реализации ФГОС. При разработке «Комплексно-тематического планирования» в коррекционной группе были объединены задачи и темы двух программ: программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой и программы логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей с общим недоразвитием речи ( За основу взят тематический и календарный план работы по методическому пособию Арбековой Н.Е.) .
Темы, в рамках которых построено комплексно-тематическое планирование, социально значимы для общества, семьи, для формирования у ребёнка целостной картины мира, полноценной речи.
В таблице запланированы основные темы каждой недели. Педагоги коррекционной группы №4 используют различные виды детской деятельности и формы работы в течение недели, в разных режимных моментах для полного освоения темы детьми: интегрированная, комплексная, тематическая образовательная деятельность по теме недели, включающие в себя сопутствующие формы непосредственной образовательной деятельности (рисование, лепка, аппликация, музыкальные занятия, конструирование, математика), чтение художественной литературы, театрализация, рассказывание, беседы, наблюдения, опыты, экскурсии, развлечения, труд в природе, художественный труд, дидактические и ролевые игры, детские проекты и исследования, просмотр познавательных фильмов, рассматривание картин и иллюстраций, самостоятельные игры в специально – подготовленной развивающей среде и другое. Перечисленные виды и формы деятельности проводятся в совместной деятельности взрослого и детей , при взаимодействии с родителями, в самостоятельной деятельности детей, в развивающей среде группы « Почемучки» и в помещениях детского сада №305 .
Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса в логопедической группе имеет свои особенности :
- Обеспечение работы по коррекции общего недоразвития речи детей с ОВЗ с учётом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей.
- Коррекционная помощь детям является одним из приоритетных направлений в области образования. Коррекционно-логопедическое воздействие направлено на развитие различных компонентов языковой способности.
Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса имеет ряд преимуществ:
- Построение образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе с учетом интеграции образовательных областей дает возможность достичь этой цели без перегрузок детей. Комплексно-тематическое планирование помогает охватывать следующие образовательные области: социально- коммуникативное развитие; речевое развитие; познавательное развитие; художественно-эстетическое развитие.
- Легче обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей , задач при организация воспитательно-образовательного процесса.
- Темы помогают организовать информацию оптимальным способом. Построение образовательного процесса вокруг одной центральной темы открывает широкие возможности для всестороннего развития детей в соответствии с их возрастными , индивидуальными и речевыми особенностями.
- Сам ребёнок становится субъектом образования. У него появляются многочисленные возможности для практики, речевого общения, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления, индивидуальных запросов. При выборе тем мы учитывали задачи развития и воспитания детей , текущие явления и яркие события (времена года, праздники),знакомство с этносом (Донской край.).
На этапе завершения запланированной работы по отобранным темам, ребёнок овладеет необходимыми речевыми умениями , у него обогатится словарный запас, сформируется связная речь, умение слышать других и стремление быть понятым другими; в целом, улучшатся коммуникативные навыки.
Некоторые планируемые результаты речевого развития в конце года у детей коррекционной группы:
- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных делах;
- владеет словарным запасом, связанным с содержанием эмоционального, бытового, предметного, социального и игрового опыта ; у ребёнка сформирован навык к словообразованию и словоизменению.
- Ребёнок использует обобщающие слова, устанавливает и выражает в речи антонимические и синонимические отношения;
- самостоятельно получает новую информацию (задает вопросы, экспериментирует);
- грамотно использует все части речи, строит распространенные предложения; правильно произносит все звуки;
- объясняет значения знакомых многозначных слов;
- пересказывает литературные произведения, по иллюстративному материалу (картинкам, картинам, фотографиям), содержание которых отражает эмоциональный, игровой, трудовой, познавательный опыт детей;
- пересказывает произведение от лица разных персонажей, используя языковые (эпитеты, сравнения, образные выражения) и интонационнообразные (модуляция голоса, интонация) средства выразительности речи;
- выполняет речевые действия в соответствии с планом повествования, составляет рассказы по сюжетным картинкам и по серии сюжетных картинок, используя графические схемы, наглядные опоры;
- отражает в речи собственные впечатления, представления, события своей жизни, составляет с помощью взрослого небольшие сообщения, рассказы «из личного опыта».
Таким образом, можно сделать вывод, что комплексно-тематическое планирование в коррекционной группе имеет свои особенности. С учётом этого мы и определяем общие более широкие рамки организации образовательного процесса.
Предварительный просмотр:
Приложение№____ Комплексно-тематическое планирование подготовительная к школе логопедическая группа «Почемучки» МБДОУ № 305 2016-2017 учебный год | ||||||
Дата | Лексическая тема | Распределение по видам деятельности работы логопеда и воспитателей | Примечания | |||
1-15.09 - обследование детей | ||||||
15-23.09 | Времена года. Осень * | В. /Л. | ||||
26-30.09 | Золотая осень. Деревья и кустарники** | В. /Л. | ||||
3-7.10 | Мой город. Донской край. Моя страна* | В. /Л. | ||||
10-14.10 | Осенью в саду и огороде. Фрукты. Овощи ** | В. /Л. | ||||
17-21.10 | Труд взрослых и детей в саду и огороде ** | В. /Л. | ||||
24-28.10 | Домашние животные ** | В. /Л. | ||||
31.10-3.11 | Эмоционально разгрузочные дни | |||||
7-11.11 | День народного единства * | В. /Л. | ||||
14-18.11 | Поздняя осень. Одежда , обувь, головные уборы ** | В. /Л. | ||||
21.11-2.12 | Дикие животные леса. Подготовка к зиме ** | В. /Л. | ||||
5-9.12 | Времена года. Зима* | В. /Л. | ||||
12-16.12 | Животные жарких стран ** | В. /Л. | ||||
19-23.12 | Животные Арктики и Антарктики ** | В. /Л. | ||||
26-30.12 | Новогодние праздники* | В. /Л. | ||||
1-9.01 | Зимние каникулы | В. /Л. | ||||
10-13.01 | Бытовая техника (Электроприборы)* | В. /Л. | ||||
16-20.01 | Зимующие птицы ** | В. /Л. | ||||
23-27.01 | Инструменты | В. /Л. | ||||
30.01-3.02 | Профессии ** | В. /Л. | ||||
6.02-10.02 | Транспорт ** | В. /Л. | ||||
13.02-17.02 | Проводы русской зимы.* | В. /Л. | ||||
20.02-3.03 | Наше Отечество. Военная техника* | В. /Л. | ||||
6-10.03 | Времена года. Весна. Праздник мам * | В. /Л. | ||||
13-17.03 | Мебель. Русский быт* | В. /Л. | ||||
20-24.03 | Народная игрушка, декоративно-прикладное искусство* | В. /Л. | ||||
27-31.03 | Пресноводные, морские и аквариумные рыбы. Донская рыба | В. /Л. | ||||
3-7.04 | Весна в лесах и садах .Первоцветы** | В. /Л. | ||||
10-14.04 | Освоение космоса. День космонавтики** | В. /Л. | ||||
17-21.04 | Перелетные птицы. Весна** | В. /Л. | ||||
24-28.04 | Насекомые * | В. /Л. | ||||
2-5.05 | День победы * | В. /Л. | ||||
10-12.05 | Цветы и травы** | В. /Л. | ||||
15-19.05 | Школа. Школьные принадлежности** | В. /Л. | ||||
22-26.05 | Времена года. Лето. Летние виды спорта* | В. /Л. | ||||
Условные обозначения: В- в совм. деятельности воспитателей с детьми Л.-на подгр. занятиях логопеда * тема по программе « От рождения до школы» Н.Е. Вераксa ** тема по программе логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей |
Предварительный просмотр:
Приложение№_________
КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПОДГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ НА 2016-2017 г
в логопедической подготовительной к школе группе « Почемучки» МБДОУ №305
Учитель-логопед: Матвиенко Л.В.
Дата | Лексическая тема | Номер и тема подгруппового занятия | Цель подгруппового занятия | Примечания |
Сентябрь | ||||
1-15. 09 | Обследование устной речи детей | |||
15-23.09 | Времена года. Осень | 1. «Что такое осень?» | Составление и распространение предложений о приметах осени по картинкам и опорным карточкам. | |
2. «Четыре времени года» | Составление описательных и сравнительных рассказов о временах года по сюжетным картинкам и опорному плану. | |||
26-30.09 | Золотая осень. Деревья и кустарники | 3. «В осеннем лесу» | Составление пересказа «Как вырос дуб» по тексту и серии сюжетных картин | |
4. 4.«Что мы знаем о деревьях и кустарниках?» | Составление рассказов-описаний и рассказов-сравнений деревьев и кустарников по опорному картинному плану. | |||
Октябрь | ||||
3-7.10 | Мой город. Донской край.
Моя страна. | 5. 5. « Мой город. Родной край» « 6.«Моя страна» | Составление пересказа «Мой город» по серии фотографий. Расширить представления детей о родной стране. Составление предложений к картинкам по теме «Моя страна» |
Неделя | Лексическая тема | Номер и тема подгруппового занятия | Цель подгруппового занятия | Примечания |
10-14.10 | Осенью в саду и огороде. Фрукты. Овощи | 7. «Знакомые незнакомцы» 8. «Что мы знаем о фруктах и овощах?» | Составление загадок о фруктах и овощах по карточкам. Составление рассказов описаний фруктов и овощей по зрительному плану. | |
17-21.10 | Труд взрослых и детей в саду и огороде | 9. «В осеннем саду» | Составление пересказа «Как выросла яблонька» по тексту и серии сюжетных картин. | |
10. «Осенью в огороде» | Составление пересказа «Как вырастили капусту» по тексту и серии сюжетных картин. | |||
24-28.10 | Домашние животные | 11. «Как делают шерстяные нитки» | Составление пересказа «Как делают шерстяные нитки» по тексту и серии сюжетных картин. | |
12. «Что мы знаем о домашних животных?» | Составление загадок, рассказов-описаний и рассказов-сравнений о домашних животных по опорным карточкам и картинному плану. | |||
Ноябрь | ||||
31.10-3.11 | Эмоционально- разгрузочные дни |
Неделя | Лексическая тема | Номер и тема подгруппового занятия | Цель подгруппового занятия | Примечания | |
7-11.11 | День народного единства | 13-14. « Что такое день единства?» 7 | Воспитание уважение к людям разных национальностей и их обычаям. | ||
14-18.11 | Поздняя осень. Одежда, обувь, головные уборы | 15. «Что такое ателье?» | Составление пересказа «Как маме сшили новое платье» по тексту и серии сюжетных картин. | ||
1 16. «В гостях у Золушки» | Составление загадок, рассказов-описаний и рассказов-сравнений о предметах одежды, обуви и головных уборах по опорным карточкам и картинному плану. | ||||
21.11-2.12 | Дикие животные леса. Подготовка к зиме | 1 17.«В гостях у хитрого лиса» | Составление загадок о диких животных леса по опорным карточкам-подсказкам. | ||
1 18.«Расскажи, какие они» | Составление рассказов-описаний диких животных леса по опорному картинному плану. | ||||
19.В гости к белочкам» | Составление пересказа «Как белки на зиму запасы делают» по тексту и серии сюжетных картин. | ||||
2 20. «Что мы знаем о диких животных леса?» | Составление загадок и рассказов-сравнений о диких животных леса по опорным карточкам и картинному плану. |
Неделя | Лексическая тема | Номер и тема подгруппового занятия | Цель подгруппового занятия | Примечания |
Декабрь | ||||
5-9.12 | Времена года. Зима | 21. «Что такое зима?» | Составление рассказа о зиме по сюжетным картинкам и опорному картинному плану. | |
22. «Времена года» | Составление описательных и сравнительных рассказов о временах года по сюжетным картинкам и опорному картинному плану. | |||
12-16.12 | Животные жарких стран | 23 «Что мы знаем о животных зоопарка?» | Составление загадок, рассказов-описаний и рассказов-сравнений о животных зоопарка по опорным карточкам и картинному плану. | |
24. Опиши животное | Составление описательных и сравнительных рассказов по зрительному плану. | |||
19-23.12 | Животные Арктики и Антарктики. | 25. «Как живет белый медведь» | Составление пересказа «Как живет белый медведь» по тексту и серии сюжетных картин. | |
26. Опиши животное | Составление описательных рассказов по зрительному плану. | |||
26-30.12 | Новогодние праздники | 27. «Лесная гостья» | Составление творческих рассказов о том, как можно нарядить елочку к Новому году. |
Неделя | Лексическая тема | Номер и тема подгруппового занятия | Цель подгруппового занятия | Примечания |
2228. «Новогодние праздники» | Составление рассказа о елочке по серии сюжетных картин. | |||
Январь | ||||
1-9.01 | Зимние каникулы | |||
10-13.01 | Бытовая техника (Электроприборы) | 29. «Электроприборы» Приложение | Составление рассказов-описаний об электроприборах. | |
3030. «Что мы знаем о бытовой технике?» Приложение | Составление загадок и рассказов-сравнений об электроприборах по опорным карточкам и картинному плану. | |||
16-20.01 | Зимующие птицы | 3131.«Птицы рядом с нами» | Составление рассказа о зимующих птицах по представлению (из личного опыта детей). | |
3232.«Что мы знаем о птицах?» | Составление рассказов-описаний и рассказов-сравнений о зимующих птицах по опорному картинному плану. | |||
23-27.01 | Инструменты | 3 33. «Как заготавливают сено» | Составление пересказа «Как заготавливают сено» по тексту и серии сюжетных картин. | |
34. «Что мы знаем об инструментах?» | Составление загадок, рассказов-описаний и рассказов-сравнений об инструментах по опорным карточкам и картинному плану. |
Неделя | Лексическая тема | Номер и тема подгруппового занятия | Цель подгруппового занятия | Примечания |
Февраль | ||||
30.01-3.02 | Профессии | 35. «О работе кузнеца» | Составление пересказа «О работе кузнеца» по тексту и серии сюжетных картин. | |
36. «Что мы знаем о профессиях?» | Составление загадок, рассказов-описаний и рассказов-сравнений о разных профессиях по опорным карточкам и картинному плану. | |||
6.02-10.02 | Транспорт | 37. «О специальных машинах» | Составление пересказа «О специальных машинах» по тексту и серии сюжетных картин. | |
38. «Что мы знаем о транспорте?» | Составление загадок, рассказов-описаний и рассказов-сравнений о транспорте по опорным карточкам и картинному плану. | |||
13.02-17.02 | Проводы русской зимы. Масленица | 39. «Масленичная неделя» | Знакомство с русскими традициями и обычаями. Составление и распространение предложений по картинкам о праздновании на Руси Масленицы. | |
40. «Проводы русской зимы» | Составление рассказа о проводах русской зимы по сюжетным многофигурным картинам и опорному плану. | |||
20.02-3.03 | Наше Отечество | 41 «Наше Отечество» | Составление рассказа о Родине по опорным предметным картинкам и картинному плану. | |
42 «День защитника Отечества» | Составление рассказов о защитниках нашей Родины по представлению. |
Неделя | Лексическая тема | Номер и тема подгруппового занятия | Цель подгруппового занятия | Примечания |
Март | ||||
6-10.03 | Времена года. Весна. Праздник мам | 43. «Что такое весна?» | Составление описательного рассказа о весне по сюжетным картинкам и опорному картинному плану. | |
44. «Праздник бабушек и мам» | Составление рассказов о весеннем празднике по представлению (из личного опыта детей), с опорой на картинный план. | |||
13-17.03 | Мебель. Русский быт | 45. «В магазине мебели» | Составление пересказа «О том, как покупали диван» по тексту и серии сюжетных картин. | |
46. «Что мы знаем о мебели?» | Составление загадок, рассказов-описаний и рассказов-сравнений о мебели по опорным карточкам и картинному плану. | |||
20-24.03 | Народная игрушка, декоративно-прикладное искусство. | 47. «Путешествие в мир игрушек» .Приложение | Составление пересказа по серии сюжетных картин. | |
48. «Такие разные игрушки». Приложение | Составление рассказов-описаний рассказов-сравнений игрушек (дымковских, филимоновских и др. ) по опорному картинному плану. | |||
27-31.03 | Пресноводные, морские и аквариумные рыбы. Донская рыба | 49. «Летом на реке» | Составление пересказа «Как ерш от щуки друга спас» по тексту и серии сюжетных картин. |
Неделя | Лексическая тема | Номер и тема подгруппового занятия | Цель подгруппового занятия | Примечания |
Пресноводные, морские и аквариумные рыбы | 50. «Такие разные рыбы» | Составление рассказов-описаний и рассказов-сравнений рыб по опорному картинному плану. | ||
Апрель | ||||
3-7.04 | Весна в лесах и садах. Первоцветы. | 51.«Весной в лесу» | Составление пересказа рассказа Г.А. Скребицкого «Весна» по опорным рисункам. | |
52. « Весенние работы в саду» | Составление рассказов по представлению (из личного опыта детей) с опорой на рисуночный план. | |||
10-14.04 | Освоение космоса. День космонавтики | 53. «Планеты Солнечной системы» | Составление рассказов о планетах по представлению. | |
54. «Космические путешествия» | Составление фантастических историй о путешествиях к другим планетам. | |||
17-21.04 | Перелетные птицы. Весна. | 55. «О ласточках» | Составление пересказа «О ласточках» по тексту и серии сюжетных картин. | |
56. «Такие разные птицы» | Составление рассказов-описаний и рассказов-сравнений о перелетных птицах по опорному картинному плану. | |||
24-28.04 | Насекомые | 57. «Полезные насекомые» | Составление пересказа « Трудолюбивые пчёлы» по тексту и серии сюжетных картин. |
Неделя | Лексическая тема | Номер и тема подгруппового занятия | Цель подгруппового занятия | Примечания |
58.«Такие разные насекомые» | Составление рассказов-описаний и рассказов-сравнений о насекомых по опорному картинному плану. | |||
Май | ||||
2-5.05 | День Победы | 59. «Такая страшная война» | Составление и распространение предложений по сюжетным картинам и фотографиям военных лет. | |
60. «О героях войны» | Составление коллективного рассказа о героизме русских людей во время Великой Отечественной войны. | |||
10-12.05 | Цветы и травы | 61. «Как выращивают цветы» | Составление пересказа «Как Маша вырастила цветы» по тексту и серии сюжетных картин. | |
62. «Волшебный цветок в добрых руках» | Составление творческих рассказов о «волшебных» цветах. | |||
15-19.05 | На пороге школы. Школьные принадлежности. | 63. «Школа. Какая она?» | Составление рассказов о школе по представлению. | |
64. «До свидания, детский сад!» | Составление рассказа по серии сюжетных картин «Первоклассники». | |||
22-26.05 | 65. «Здравствуй, лето!» | Составление рассказов-описаний о лете по сюжетной картине и опорному плану. | ||
Времена года. Лето | 66. . «Летние забавы»
| Составление рассказов о летних играх и развлечениях по представлению (из личного опыта детей). |
Используемая литература: Арбекова Н.Е. Конспекты подгрупповых занятий логопеда.- М. Издательство ГНОМ, 2013
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности с дошкольниками в соответствии с ФГТ. Тема недели: Транспорт. Путешествие. Старший дошкольный возраст. Итоговое мероприятие: Праздник «С песней, шуткой и в игре изучаем ПДД».
Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности с дошкольниками в соответствии с ФГТ. Тема недели: Транспорт. Путешествие.Старший дошкольный возраст. Итоговое меропри...
Комплексно-тематическое планирование по программе "От рождения до школы" Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности с дошкольниками – одно из необходимых условий реализации ФГТ. При ра
Комплексно-тематическое планирование по программе "От рождения до школы" Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности с до...
Комплексно – тематическое планирование образовательной деятельности с дошкольниками в соответствии с ФГОС Тема недели «Сказка в нашей жизни» (1 - 6 декабря)
Комплексно – тематическое планирование образовательной деятельности с дошкольниками в соответствии с ФГОСТема недели «Сказка в нашей жизни» (1 - 6 декабря)Образовательные области: Художественно ...
Методическая разработка Квест-технология, как форма организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в условиях реализации ФГОС ДО.
Используемые в настоящее время методы обучения дошкольников реализуют далеко не все возможности заложенные в математике. Решить это противоречие возможно путём внедрения новых, более эффективных метод...
Доклад «Метод проектной деятельности как одна из эффективных форм воспитательно-образовательной работы с дошкольниками в современной ДОО в условиях реализации ФГОС»
Одним из важных направлений Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является « создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастн...
Семинар - практикум «Квест - технология, как форма организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в условиях реализации ФГОС ДО»
Квест-игры одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. Что и является основным тр...