Дополнительная общеобразовательная программа "Математический гений" с календарно-тематическим планированием для дошкольников
рабочая программа по математике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Дополнительная общеобразовательная программа "Математический гений" для дошкольников разработана для ведения кружка с одноимённым названием и нацелена на подготовку детей к школе по математике. Данная программа представляет собой систему работы по формированию у дошкольников математических представлений, развитию мышления, творческих способностей, интереса к математике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematicheskiy_geniy_1_1.docx | 47.94 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«ШКОЛА № 460 ИМЕНИ ДВАЖДЫ ГЕРОЕВ СОВЕТСКОГО СОЮЗА
А.А. ГОЛОВАЧЁВА и С.Ф. ШУТОВА»
(ГБОУ ШКОЛА № 460)
109559, г. Москва, ул. Белореченская, дом 11, тел. 8 (495) 358-03-12, 8 (495) 359-35-36
e-mail: 460@edu.mos.ru, http://sch460uv.mskobr.ru
Принята на заседании Педагогического Совета Протокол № ______ от «___» июня 202… года | УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ Школа №460 ___________ Д.А. Шестаков Приказ № 01-ОД-ШП2-20 от «___» _______ 202… года |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Математический гений»
Направленность: естественнонаучная
Уровень программы: ознакомительный
Тип объединения: кружок
Возраст учащихся: 3-7 лет
Срок реализации: 2 года (122 часа)
Автор- составитель:
Романова Наталия Львовна,
воспитатель
Москва, 20…… г.
РАЗДЕЛ 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность: естественнонаучная.
Уровень освоения программы: ознакомительный.
Актуальность программы. На сегодняшний день важной в образовании остаётся проблема преемственности семьи, детского сада и школы, совместной подготовки к школе и адаптации к первому классу. Учёными-исследователями выявлено, что успешную адаптацию ребёнка в 1-м классе обеспечивают три позиции:
- готовность ребёнка: личностная, умственная, психологическая;
- готовность среды (школы, семьи);
- направленность дошкольной среды.
Программа «Математический гений» нацелена на подготовку детей к школе по математике и представляет собой систему работы по формированию у дошкольников математических представлений, развитию мышления, творческих способностей, интереса к математике.
Осваивая программу, ребёнок-дошкольник познакомится с миром чисел и величин в интересной и доступной для него форме: с помощью игровых заданий и упражнений практической направленности, дидактических игр математического содержания, которые будут способствовать развитию восприятия, памяти, мышления ребёнка. Всё это в целом обеспечит успешную подготовку детей-дошкольников к изучению математики в школе.
Педагогическая целесообразность. Учитывая, что обучение ребёнка-дошкольника носит наглядно-действенный характер, т.е. ребёнок должен усваивать материал не только слушая и следя за тем, что показывает взрослый, но и самостоятельно работать с различными предметами: счётными палочками, кубиками, мячами, мелкими игрушками, геометрическими фигурами, первостепенной задачей при подготовке детей к изучению математики в школе в рамках дополнительной программы «Математический гений» является накопление детьми практического опыта действий с реальными предметами для усвоения математических понятий и отношений. Такая практическая деятельность обучающихся открывает горизонты для разностороннего развития личности, а именно:
- развития мотивационных ресурсов (инициативности, позитивного отношения к другим людям и к труду)
- развития знаний, умений и навыков (наряду с овладением элементарных представлений из области математики происходит овладение универсальными предпосылками учебной деятельности – умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкцию)
- физического развития (крупная и мелкая моторика, владение основными движениями)
- развития когнитивных способностей (умение видеть проблему, находить оптимальные пути решения, умение анализировать, классифицировать, моделировать, умение устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы)
- развития коммуникативных способностей (умение общаться с партнёрами по игре, совместной деятельности или обмену информацией)
- развития регуляторных способностей (способность адекватно оценивать результаты своей деятельности, самоконтроль и коррекция).
Новизна программы. Программа «Математический гений» разработана на основе программ: «Ломоносовская школа» раздел «Математика» авторы Н.В. Володина, Е.А. Пьянкова, Т.В. Сорокина;
комплексной системы занятий с ребёнком от рождения до поступления в школу «Школа 7 гномов» (пособия «Счёт, форма, величина», «Логика, мышление», «Время, пространство»); УМК «Математика в детском саду» автор В.П. Новикова.
Новизна программы состоит в обобщении и расширении педагогического опыта вышеуказанных программ по сочетанию современных технологий с классическими традициями российского образования.
Цель программы: формирование математических представлений у дошкольников, развитие мышления, творческих способностей, воспитание интереса к математике.
Задачи программы:
1) образовательные
- развивать общие представления о множестве и числе;
- формировать представления об отношениях величин;
- развивать представления детей о геометрических фигурах, их некоторых свойствах, умения анализировать форму предметов в целом и отдельных их частей;
- совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве, понимать смысл пространственных отношений между предметами;
- дать детям элементарные представления о времени;
2) развивающие
- развивать логические способности: умение анализировать, сравнивать, обобщать, группировать, устанавливать последовательность событий при решении логических задач и проблемных ситуаций;
- развивать умение применять полученные знания в играх и заданиях творческого характера;
3) воспитательные
- воспитывать доброжелательное отношение к партнёру по игре и совместной деятельности, волевые качества личности.
Программа является «открытой» и предусматривает вариативность, интеграцию, изменения и дополнения по мере профессиональной необходимости.
Программа рассчитана на детей в возрасте от 3 до 7 лет, которые без затруднений осваивают основную образовательную программу по ФЭМП. Младше-средний возраст – дети от 3 до 5 лет, старший возраст – дети от 5 до 7 лет.
Срок реализации 2 года.
Занятия проводятся 2 раза в неделю во второй половине дня.
Младший, средний возраст – 2 раза в неделю по 15-20 минут.
Старший возраст – 2 раза в неделю по 25-30 минут.
Форма организации занятий – групповая.
Планируемые результаты освоения программы.
Первый год обучения 3-5 лет.
Ребёнок научится:
- создавать множества из однородных и разных по качеству предметов, разбивая их на части и соединяя в группы
- сравнивать разные части множества на основе составления пар предметов и на основе счёта, используя понятия «больше», «меньше», «столько же», «поровну»
- количественному и порядковому счёту в пределах 10
- понимать, что каждое число обозначает определённое количество предметов или место предмета при порядковом счёте
- узнавать и писать цифры от 0 до 9, соотносить цифру с числом предметов
- писать знаки +, -, =, >, <, понимать их значение
- понимать принцип построения числового ряда: прибавляя 1, получаем следующее число, вычитая 1 – предыдущее
- сравнивать предметы по длине, ширине, высоте, толщине, выражая результаты сравнения в речи
- узнавать и правильно называть геометрические фигуры: круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник, а также геометрические тела: шар, куб; соотносить форму предметов с известными геометрическими фигурами
- определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении и обозначать словами положение предметов по отношению к себе
- определять и правильно называть части суток по их характерным особенностям, правильно определять их последовательность.
У ребёнка-дошкольника будут развиваться:
- психические процессы (восприятие, образное мышление и воображение, память, внимание)
- познавательная мотивация
- речь (построение речевого высказывания в ситуации общения)
- мелкая и крупная моторика, координация движений
У ребёнка-дошкольника будут воспитываться:
- способности к волевым усилиям: умение доводить начатое дело до конца, планировать свою деятельность.
Второй год обучения 5-7 лет.
Ребёнок-дошкольник будет знать:
- цифры от 0 до 9, числа второго десятка, значение знаков >, <, =, +, -
- состав чисел первого и второго десятка
- общий принцип построения числового ряда
- математические понятия («сумма», «разность», «однозначные/ двузначные числа»)
- известные геометрические фигуры, их элементы и некоторые их свойства
- некоторые свойства объёмных фигур
- последовательность дней недели, месяцев, времён года
Ребёнок-дошкольник будет уметь:
- называть числа в прямом и обратном порядке
- считать десятками
- составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание
- измерять длину, ширину, высоту предметов с помощью условной меры
- делить предмет на 2-8 и более равных частей путём сгибания предмета, а также используя условную меру, правильно обозначать в речи части целого (половина, четверть, треть и т.д.)
- измерять объём жидких и сыпучих веществ с помощью условной меры
- сравнивать вес предметов
- моделировать геометрические и объёмные фигуры
- ориентироваться на ограниченной территории, отражать в речи пространственное расположение предметов
- ориентироваться по плану, схеме, карте
- пользоваться в речи понятиями: «сначала», «потом», «до», «после», определять время по часам с точностью до 1 часа.
У ребёнка будут развиваться:
- психические процессы (внимание, память, мышление)
- графические навыки
- умение применять полученные знания при решении логических и проблемных задач
У ребёнка будут воспитываться:
- волевые качества личности.
РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебно-тематический план (первый год обучения)
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе | |
теория | практика | |||
Вводное занятие | 1 | 0,5 | 0,5 | |
1. | Количество и счёт | 30 | 6 | 24 |
1.1. | Множества и части множества | 3 | - | 3 |
1.2. | Счёт предметов | 6 | 1 | 5 |
1.3. | Число и цифра | 10 | 2 | 8 |
1.4. | Сравнение множеств | 5 | 1 | 4 |
1.5. | + 1 – следующее число, - 1 – предыдущее число | 6 | 1 | 5 |
2. | Величина | 7 | 1 | 6 |
2.1. | Признаки величины предметов: размер, длина, ширина, высота, толщина. Сравнение двух предметов по величине | 4 | 1 | 3 |
2.2. | Размерные отношения между 3-5 предметами разной величины | 1,5 | - | 1,5 |
2.3. | Сравнение предметов по 2-м признакам величины | 1,5 | - | 1,5 |
3. | Форма | 8 | 2 | 6 |
3.1. | Геометрические фигуры: круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник | 4 | 1 | 3 |
3.2. | Геометрические тела: куб, шар | 2 | 0,5 | 1,5 |
3.3. | Форма предметов | 2 | 0,5 | 1,5 |
4. | Ориентировка в пространстве | 7 | 0,5 | 6,5 |
4.1. | Пространственные направления от себя: вперёд-назад, направо-налево, вверх- вниз | 3 | - | 3 |
4.2. | Положение предметов в пространстве по отношению к себе и к другим предметам: слева, справа, перед, сзади и т.д. | 3,5 | 0,5 | 3 |
4.3. | Пространственные отношения: близко – далеко. | 0,5 | - | 0,5 |
5. | Ориентировка во времени | 3 | 0,5 | 2,5 |
5.1. | Части суток, их последовательность | 2 | 0,5 | 1,5 |
5.2. | Значение слов сначала, потом | 1 | - | 1 |
6. | Графические работы | 6 | 0,5 | 5,5 |
6.1. | Узоры | 2,5 | - | 2,5 |
6.2. | Геометрические фигуры | 2 | - | 2 |
6.3. | Графические диктанты | 1,5 | 0,5 | 1 |
7. | Логические задания | 4 | 0,5 | 3,5 |
7.1. | Лишний предмет | 2 | 0,5 | 1,5 |
7.2. | Логическая закономерность | 2 | - | 2 |
8. | Итого | 66 | 11,5 | 54,5 |
Содержание учебно-тематического плана (первый год обучения)
- Вводное занятие (1 ч)
Теоретическая часть (0,5 ч) Знакомство с обучающимися. Краткий обзор тем программы. Инструктаж по технике безопасности.
Практическая часть (0,5 ч) Мастер-класс «Игралочка».
- Раздел 1. Количество и счёт.
Тема 1.1. Множества и части множества (3 ч)
Практическая часть (3 ч) Создание множеств из однородных и разных по качеству предметов, выделение из них отдельных предметов. При ответе на вопрос «Сколько?» пользоваться словами «много», «один», «ни одного».
Тема 1.2. Счёт предметов (6 ч)
Теоретическая часть (1 ч) Количественный счёт в пределах 10 в прямом и обратном порядке. Порядковый счёт в пределах 10.
Практическая часть (5 ч) Счёт в пределах 10, правильное использование количественных и порядковых числительных при ответах на вопросы «Сколько?», «Который по счёту?», «На котором месте?»
Тема 1.3. Число и цифра (10 ч)
Теоретическая часть (2 ч) Нумерация чисел: название, последовательность и обозначение чисел от 0 до 10.
Практическая часть (8 ч) Чтение и запись чисел от 0 до 10.
Тема 1.4. Сравнение множеств (5 ч)
Теоретическая часть (1 ч) Сравнение множеств на основе составления пар предметов и на основе счёта. Понятия «больше», «меньше», «столько же», «поровну». Математические знаки >, <, =.
Практическая часть (4 ч) Сравнение частей множеств, определяя их равенство или неравенство, на основе составления пар и на основе счёта, используя знаки >, <, =.
Тема 1.5. + 1 – следующее число, - 1 – предыдущее число (6 ч)
Теоретическая часть (1 ч) Получение числа прибавлением 1 к предыдущему, вычитанием 1 из последующего. Действия: сложение и вычитание. Математические знаки: +, -, =.
Практическая часть (5 ч) Решение примеров.
- Раздел 2. Величина
Тема 2.1. Признаки величины предметов: размер, длина, ширина, высота, толщина. Сравнение двух предметов по величине (4 ч)
Теоретическая часть (1 ч) Понятия «размер», «длина», «ширина», «высота», «толщина».
Практическая часть (3 ч) Сравнение двух предметов по величине путём непосредственного наложения или приложения их друг к другу и отражение результатов сравнения в речи, используя прилагательные (длиннее – короче, шире – уже и т.д.)
Тема 2.2. Размерные отношения между 3-5 предметами разной величины (1,5 ч)
Практическая часть (1,5 ч) Установление размерных отношений между 3-5 предметами разной длины, ширины, высоты, толщины, располагая их в порядке убывания или нарастания величины, отражение их в речи.
Тема 2.3. Сравнение предметов по двум признакам величины (1,5 ч)
Практическая часть (1,5 ч) Сравнение предметов по двум признакам величины и отражение результатов сравнения в речи, используя прилагательные (длиннее и шире, короче и уже и т.д.)
- Раздел 3. Форма
Тема 3.1. Геометрические фигуры: круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник (4 ч)
Теоретическая часть (1 ч) Представления о геометрических фигурах, их элементы, особые признаки.
Практическая часть (3 ч) Раскрашивание фигур, конструирование фигур из счётных палочек, определение предмета, который составлен из данных геометрических фигур.
Тема 3.2. Геометрические тела: куб, шар (2 ч)
Теоретическая часть (0,5 ч) Представления о шаре, кубе, особые признаки.
Практическая часть (1,5 ч) Обследование геометрических тел с помощью зрительного и осязательно-двигательного анализаторов, сооружение из них построек.
Тема 3.3. Форма предметов (2 ч)
Теоретическая часть (0,5 ч) Виды форм предметов.
Практическая часть (1,5 ч) Соотнесение форм предметов с известными геометрическими фигурами.
- Раздел 4. Ориентировка в пространстве
Тема 4.1. Пространственные направления от себя: вперёд-назад, направо-налево, вверх- вниз (3 ч)
Практическая часть (3 ч) Движение в заданном направлении.
Тема 4.2. Положение предметов в пространстве по отношению к себе и к другим предметам: слева, справа, перед, сзади и т.д. (3,5 ч)
Теоретическая часть (0,5 ч) Значение предлогов, обозначающих положение предметов в пространстве по отношению к другим предметам и к себе.
Практическая часть (3 ч) Обозначение словами положения предметов по отношению к себе и к другим предметам, игровое упражнение «Положи предмет, куда скажу».
Тема 4.3. Пространственные отношения: близко – далеко (0,5 ч)
Практическая часть (0,5 ч) Определение пространственных отношений, выражение их в речи с помощью наречий.
- Раздел 5. Ориентировка во времени
Тема 5.1. Части суток, их последовательность (2 ч)
Теоретическая часть (0,5 ч) Понятие «сутки», «части суток», их характерные особенности, последовательность частей суток.
Практическая часть (1,5 ч) Определение времени суток на картинке, обозначение цифрами порядка следования частей суток.
Тема 5.2. Значение слов «сначала», «потом» (1 ч)
Практическая часть (1 ч) Дидактические игры «Что было сначала, а что потом», «Определи последовательность событий».
- Раздел 6. Графические работы
Тема 6.1. Узоры (2,5 ч)
Практическая часть (2,5 ч) Штриховка и раскрашивание изображений предметов, обвод по пунктирным линиям, рисование узоров в тетрадях в крупную клетку простым карандашом.
Тема 6.2. Геометрические фигуры (2 ч)
Практическая часть (2 ч) Рисование геометрических фигур по клеточкам.
Тема 6.3. Графические диктанты (1,5 ч)
Теоретическая часть (0,5 ч) Ориентировка на листе бумаги в клетку.
Практическая часть (1 ч) Выполнение графических диктантов.
- Раздел 7. Логические задания
Тема 7.1. Лишний предмет (2 ч)
Теоретическая часть (0,5 ч) Какой предмет называется «лишним»?
Практическая часть (1,5 ч) Выделение в группе лишнего предмета, объяснение, почему он лишний.
Тема 7.2. Логическая закономерность (2 ч)
Практическая часть (2 ч) Определение закономерности, решение практической задачи.
Учебно-тематический план (второй год обучения)
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе | |
Теория | Практика | |||
Вводное занятие «Давайте познакомимся» | 1 | 0,5 | 0,5 | |
1. | Количество и счёт | 27 | 4,5 | 22,5 |
1.1. | Множества и части множества. Сравнение множеств. | 2 | 0,5 | 1,5 |
1.2. | Счёт предметов. | 2,5 | 0,5 | 2 |
1.3. | Число и цифра. | 6 | 2 | 4 |
1.4. | Сравнение чисел. | 3,5 | 0,5 | 3 |
1.5. | Действия сложения и вычитания. | 2,5 | 0,5 | 2 |
1.6. | Состав чисел в пределах 10. | 7 | - | 7 |
1.7. | Задачи на нахождение суммы и остатка. | 3,5 | 0,5 | 3 |
2. | Величина. | 8 | 2 | 6 |
2.1. | Признаки величины предметов: размер, длина, ширина, высота, толщина. | 1,5 | 0,5 | 1 |
2.2. | Размерные отношения между 5-10 предметами разной величины. | 1 | - | 1 |
2.3. | Размер предметов с точки зрения 3-х измерений | 1 | - | 1 |
2.4. | Измерение величины с помощью условной меры. | 1,5 | 0,5 | 1 |
2.5. | Часть и целое. | 1 | 0,5 | 0,5 |
2.6. | Объём. | 1 | - | 1 |
2.7. | Вес. | 1 | 0,5 | 0,5 |
3. | Форма. | 9 | 2 | 7 |
3.1. | Геометрические фигуры, их элементы и свойства. | 2,5 | 0,5 | 2 |
3.2. | Четырёхугольники. | 1 | 0,5 | 0,5 |
3.3. | Многоугольники. | 2 | 0,5 | 1,5 |
3.4. | Объёмные фигуры: шар, куб, пирамида, конус, цилиндр. | 2,5 | 0,5 | 2 |
3.5. | Форма предметов. | 1 | - | 1 |
4. | Ориентировка в пространстве | 6 | 0,5 | 5,5 |
4.1. | Ориентировка на листе бумаги. | 3 | - | 3 |
4.2. | Моделирование пространственных отношений между объектами на рисунке, плане, схеме. | 3 | 0,5 | 2,5 |
5. | Ориентировка во времени. | 5 | 1 | 4 |
5.1. | Последовательность дней недели, месяцев, времён года. | 2,5 | 0,5 | 2 |
5.2. | Часы. | 2,5 | 0,5 | 2 |
6. | Графические работы. | 5 | - | 5 |
6.1. | Узоры. | 2 | - | 2 |
6.2. | Графические диктанты. | 3 | - | 3 |
7. | Логические задания. | 5 | - | 5 |
7.1. | Логические связи и закономерности. | 3 | - | 3 |
7.2. | Лишний предмет. | 2 | - | 2 |
8. | Итого | 66 | 10,5 | 55,5 |
Содержание учебно-тематического плана (второй год обучения)
- Вводное занятие (1 ч)
Теоретическая часть (0,5 ч) Знакомство с обучающимися. Краткий обзор тем программы. Инструктаж по технике безопасности.
Практическая часть (0,5 ч) Практикум «Что мы умеем и знаем».
- Раздел 1. Количество и счёт.
Тема 1.1. Множества и части множества. Сравнение множеств (2 ч)
Теоретическая часть (0,5 ч) Представление о множестве: множество по заданным основаниям, составные части множества. Отношения между отдельными частями множества, целым множеством и его частью.
Практическая часть (1,5 ч) Упражнения в формировании множеств по заданным основаниям, в объединении, дополнении множеств, удалении из множества части (отдельных частей). Сравнение множеств на основе счёта, составления пар и соединения предметов стрелками.
Тема 1.2. Счёт предметов (2,5 ч)
Теоретическая часть (0,5 ч) Количественный счёт в пределах 20 в прямом и обратном порядке. Порядковый счёт в пределах 20.
Практическая часть (2 ч) Счёт в пределах 20 в прямом и обратном порядке. Правильное использование количественных и порядковых числительных при ответах на вопросы «Сколько?», «Который?» («Какой?). Называние последующего и предыдущего числа к названному или обозначенному цифрой, определение пропущенного числа.
Тема 1.3. Число и цифра (6 ч)
Теоретическая часть (2 ч) Нумерация чисел: название, последовательность и обозначение чисел от 0 до 20. Образование чисел от 0 до 20 на наглядной основе. Однозначные и двузначные числа.
Практическая часть (4 ч) Чтение и запись чисел.
Тема 1.4. Сравнение чисел (3,5 ч)
Теоретическая часть (0,5 ч) Математические знаки >, <, =. Сравнение чисел на основе сравнения конкретных множеств.
Практическая часть (3 ч) Получение равенства из неравенства. Запись результата сравнения.
Тема 1.5. Действия сложения и вычитания (2,5 ч)
Теоретическая часть (0,5 ч) Смысл действий сложения и вычитания. Понятие «соседи» числа. Прибавление и вычитание 1. Прибавление и вычитание числа 2 способом присчитывания и отсчитывания по 1. Математические знаки +, -, =.
Практическая часть (2 ч) Решение примеров.
Тема 1.6. Состав числа в пределах 10 (7 ч)
Практическая часть (7 ч) Составление числа из двух меньших на счётном материале. Фиксирование всех вариантов состава числа.
Тема 1.7. Задачи на нахождения суммы и остатка (3,5 ч)
Теоретическая часть (0,5 ч) Структура задачи.
Практическая часть (3 ч) Составление задачи по картинкам, решение её с опорой на наглядный материал. Решение текстовых задач.
- Раздел 2. Величина.
Тема 2.1. Признаки величины предметов: размер, длина, ширина, высота, толщина (1,5 ч)
Теоретическая часть (0,5 ч) Представление о размере, длине, ширине, высоте и толщине предметов.
Практическая часть (1 ч) Выделение признаков величины предметов.
Тема 2.2. Размерные отношения между 5-10 предметами разной величины (1 ч)
Практическая часть (1 ч) Установление размерных отношений между 5-10 предметами вначале на практическом материале, а затем в книге.
Тема 2.3. Размер предметов с точки зрения трёх измерений (1 ч)
Практическая часть (1 ч) Оценивание размера предмета с точки зрения 3-х измерений по сравнению с другими предметами.
Тема 2.4. Измерение величины с помощью условной меры (1,5 ч)
Теоретическая часть (0,5 ч) Понятие «условной меры». Сантиметр.
Практическая часть (1 ч) Сравнение двух предметов по величине опосредованно - с помощью третьего (условной меры), равного одному из сравниваемых предметов. Измерение длины отрезков. Черчение отрезков по линейке заданной длины.
Тема 2.5. Часть и целое (1 ч)
Теоретическая часть (0,5 ч) Обозначение частей целого (половина, треть, четверть и т.д.)
Практическая часть (0,5 ч) Деление предметов на 2-8 и более равных частей путём сгибания, а также с помощью условной меры. Установление соотношения целого и части, размера частей. Нахождение частей целого и целого по известным частям.
Тема 2.6. Объём (1 ч)
Практическая часть (1 ч) Измерение объёма жидких и сыпучих веществ с помощью условной меры. Сделать вывод о том, что результат измерения зависит от величины условной меры.
Тема 2.7. Вес (1 ч)
Теоретическая часть (0,5 ч) Представление о весе и способах его измерения. Весы.
Практическая часть (0,5 ч) Сравнение веса предметов путём взвешивания их на ладонях, весах.
- Раздел 3. Форма
Тема 3.1. Геометрические фигуры: круг, овал, треугольник, прямоугольник, квадрат, их элементы и свойства (2,5 ч)
Теоретическая часть (0,5 ч) Представление об известных геометрических фигурах, их элементах и свойствах.
Практическая часть (2 ч) Распознавание фигур независимо от их пространственного положения, изображение на плоскости, упорядочивание по размерам, группировка по цвету, форме, размерам.
Тема 3.2. Четырёхугольники (1 ч)
Теоретическая часть (0,5 ч) Представление о четырёхугольнике.
Практическая часть (0,5 ч) Вывод о том, что квадрат и прямоугольник – разновидности четырёхугольника. Моделирование четырёхугольников.
Тема 3.3. Многоугольники. Прямая линия. Отрезок. (2 ч)
Теоретическая часть (0,5 ч) Представление о многоугольнике, о прямой линии, отрезке прямой.
Практическая часть (1,5 ч) Моделирование многоугольников, конструирование фигур по словесному описанию и перечислению их характерных свойств.
Тема 3.4. Объёмные фигуры: шар, куб, пирамида, конус, цилиндр (2,5 ч)
Теоретическая часть (0,5 ч) Представление об объёмных фигурах.
Практическая часть (2 ч) Находить предметы, имеющие форму этих объёмных фигур. Подбирать крышки под коробки разной формы. Конструирование пирамиды из объёмных фигур по рисунку.
Тема 3.5. Форма предметов (1 ч)
Практическая часть (1 ч) Анализировать форму предметов в целом и отдельных их частей, воссоздавать сложные по форме предметы из отдельных частей по контурным образам, по описанию и представлению. Находить в ближайшем окружении предметы одинаковой и разной формы.
- Раздел 4. Ориентировка в пространстве
Тема 4.1. Ориентировка на листе бумаги (3 ч)
Практическая часть (3 ч) Расположение предметов и их изображений на листе бумаги в указанных направлениях, отражение в речи их пространственного расположения. Ориентировка в строчке и столбике клеток.
Тема 4.2. Моделирование пространственных отношений между объектами в виде рисунка, плана, схемы (3 ч)
Теоретическая часть (0,5 ч) Рисунок, план, схема. «Чтение» простейшей графической информации.
Практическая часть (2,5 ч) Ориентировка по плану, схеме. Создание планов, схем, обозначающих пространственные отношения объектов и направление движения в пространстве.
- Раздел 5. Ориентировка во времени
Тема 5.1. Последовательность дней недели, месяцев, времён года (2,5 ч)
Теоретическая часть (0,5 ч) Понятия «день недели», «месяц», «время года», «год», последовательность.
Практическая часть (2 ч) Определить, какой день недели был вчера, позавчера, какой сегодня, какой будет завтра и послезавтра. Расположить дни недели, месяцы, времена года в правильной последовательности. Угадать месяц, время года по описанию.
Тема 5.2. Часы (2,5 ч)
Теоретическая часть (0,5 ч) Знакомство с часами.
Практическая часть (2 ч) Определение по часам с точностью до 1 ч.
- Раздел 6. Графические работы
Тема 6.1. Узоры (2 ч)
Практическая часть (2 ч) Выполнение в тетради в крупную клетку узоров из прямых, наклонных, закруглённых линий и из геометрических фигур.
Тема 6.2. Графические диктанты (3 ч)
Практическая часть (3 ч) Выполнение графических диктантов. Копирование изображения.
- Раздел 7. Логические задания
Тема 7.1. Логические связи и закономерности (3 ч)
Практическая часть (3 ч) Определение логических связей и закономерностей, решение практической задачи.
Тема 7.2. Лишний предмет (2 ч)
Практическая часть (2 ч) Дидактическая игра «Четвёртый лишний».
РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-технические условия реализации программы
аудиоплеер
Материальное обеспечение
групповая комната, столы, стулья, магнитная доска, дидактические карточки, раздаточный и счётный материал, демонстрационный материал по математике, набор цифр и знаков, набор геометрических плоскостных и объёмных фигур, арифметическое домино, мозаика, пазлы, палочки Кюизинера, линейки, часы, весы, счётные палочки, цветные карандаши, простые карандаши, ластики.
Учебно-методическое обеспечение
- Буйлова Л.Н., Кривошеева Л.Б. Методические рекомендации по разработке и оформлению дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ.
- От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования./ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. – Издание пятое (инновационное), испр. и доп. – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. – с.336
- Математика в детском саду. Авторская программа В.Н. Новиковой
- Серия «Математические ступеньки» Е.В. Колесниковой – комплект рабочих тетрадей и методических пособий к ним.
- Метлина Л.С. Занятия по математике в детском саду: (Формирование у дошкольников элементарных математических представлений). Пособие для воспитателя дет. cада. – 2-е изд., доп. – М.: Просвещение, 1985 г. – 223 с., ил.
- Новикова В.П., Тихонова Л.И. Развивающие игры и занятия с палочками Кюизинера. Для работы с детьми 3-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2009. – 72 с.: цв. вкл.
- комплексная система занятий с ребёнком от рождения до поступления в школу «Школа 7 гномов» (пособия «Счёт, форма, величина», «Логика, мышление», «Время, пространство»).
Список литературы:
- Володина Н.В. Узнаю цифры: для детей 3-4 лет. Ч.1 – М.: Эксмо,2019. – 48 с.: ил. – (Ломоносовская школа).
- Володина Н.В. Узнаю цифры: для детей 3-4 лет. Ч.2 – М.: Эксмо,2018. – 48 с.: ил. – (Ломоносовская школа).
- Пьянкова Е.А. Володина Н.В. Начинаю считать: для детей 4-5 лет – 2-е изд., испр. и перераб. – М.: Эксмо, 2018. – 128 с.: ил. - (Ломоносовская школа).
- Володина Н.В. Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. В 2 ч. Ч.1 – 2-е изд. испр. и перераб. – М.: Эксмо, 2019. – 56 с.: ил. – (Ломоносовская школа).
- Володина Н.В. Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. В 2 ч. Ч.2 – 2-е изд. испр. и перераб. – М.: Эксмо, 2018. – 56 с.: ил. – (Ломоносовская школа).
- Сорокина Т.В. Занимаюсь математикой: для детей 6-7 лет: в 2 ч. Ч. 1 – 3-е изд., испр. и перераб. – М.: Эксмо,2018. – 56 с.: ил. – (Ломоносовская школа).
- Сорокина Т.В. Занимаюсь математикой: для детей 6-7 лет: в 2 ч. Ч. 2 – 2-е изд., испр. и перераб. – М.: Эксмо,2019. – 56 с.: ил. – (Ломоносовская школа).
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«ШКОЛА № 460 ИМЕНИ ДВАЖДЫ ГЕРОЕВ СОВЕТСКОГО СОЮЗА
А.А. ГОЛОВАЧЁВА и С.Ф. ШУТОВА»
(ГБОУ ШКОЛА № 460)
109559, г. Москва, ул. Белореченская, дом 11, тел. 8 (495) 358-03-12, 8 (495) 359-35-36
e-mail: 460@edu.mos.ru, http://sch460uv.mskobr.ru
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ГЕНИЙ»
на 2022-2023 уч.год
ПЕДАГОГ: воспитатель Н.Л. Романова, ДГ-8
1 год обучения (младше-средний возраст 3-5 лет)
Дата | Тема | Количество часов |
Октябрь 2022 | ||
04, 06 | Вводное занятие. Форма, цвет, размер. | 2 |
11, 13 | Число и цифра 0. Ориентировка в пространстве. | 2 |
18, 20 | Число и цифра 1. Сравнение по длине и ширине. | 2 |
25, 27 | Число и цифра 2. Ориентировка в пространстве. Сначала, потом. | 2 |
Ноябрь 2022 | ||
01, 03 | 1, 2 – закрепление. Величина. | 2 |
08, 10 | Число и цифра 3. | 2 |
15, 17 | Больше, меньше, равно. Геометрические фигуры. | 2 |
22, 24 | Закрепление пройденного. | 2 |
29 | Число и цифра 4. | 1 |
Декабрь 2022 | ||
01 | Число и цифра 4. | 1 |
06, 08 | Число и цифра 5. | 2 |
13, 15 | Число и цифра 6. Сравнение множеств. | 2 |
20, 22 | 1, 2, 3, 4, 5, 6 – закрепление. | 2 |
27, 29 | Число и цифра 7. Сутки. | 2 |
Январь 2023 | ||
10, 12 | Число и цифра 8. | 2 |
17, 19 | Число и цифра 9. | 2 |
24, 26 | Порядковый счёт. | 2 |
31 | Число 10. | 1 |
Февраль 2023 | ||
2 | Число 10. | 1 |
07, 09 | Числа первого десятка. | 2 |
14, 16 | + 1 – следующее число. | 2 |
21, 28 | - 1 – предыдущее число. | 2 |
Март 2023 | ||
02 | Прямой и обратный счёт. Сравнение чисел. | 1 |
07, 09 | +1 – шаг вперёд, -1 – шаг назад. | 2 |
14, 16 | Числа и цифры первого десятка. | 2 |
21, 23 | Порядковый счёт. Ориентировка в пространстве. | 2 |
28, 30 | + 1, - 1 – закрепление. Слева, справа. Логические задания. | 2 |
Апрель 2023 | ||
04, 06 | Геометрические фигуры. Больше, меньше, столько же. | 2 |
11, 13 | +1, -1. | 2 |
18, 20 | На сколько больше? На сколько меньше? | 2 |
25, 27 | Геометрические фигуры. Увеличить число на 1. Уменьшить число на 1. | 2 |
Май 2023 | ||
02, 04 | Больше, меньше, столько же. +1 – повторение. | 2 |
11 | Сравнение чисел. – 1 – повторение. | 1 |
16, 18 | Повторение и закрепление пройденного материала. | 2 |
23, 25 | Итоговое занятие (в виде игр и викторин). | 2 |
30 | Итоговое занятие. | 1 |
2 год обучения (старший возраст 5-7 лет)
Дата | Тема | Количество часов |
Октябрь 2022 | ||
04, 06 | Вводное занятие. Число и цифра 0. Повторение понятий «много», «ни одного». Геометрические фигуры – круг, овал. | 1 1 |
11, 13 | Число и цифра 1. Число и цифра 2. Действие сложения. | 1 1 |
18, 20 | Число и цифра 3. Действие вычитания. Повторение и закрепление пройденного. | 1 1 |
25, 27 | Ознакомление с составом числа 3 из двух меньших чисел. Знакомство с понятием «соседи» числа. Прибавление и вычитание 1. | 1 1 |
Ноябрь 2022 | ||
01, 03 | Обучение прибавлению по числовой прямой числа 2 способом присчитывания по 1. Обучение вычитанию по числовой прямой числа 2 способом отсчитывания по 1. | 1 1 |
08, 10 | Обучение составлению и решению задач по картинке на нахождение суммы. Обучение составлению и решению задач по картинке на нахождение остатка. | 1 1 |
15, 17 | Число и цифра 4. Составление задач на сложение и вычитание. Сравнение чисел. Знакомство с знаками >, <, =. | 1 1 |
22, 24 | Ознакомление с составом числа 4 из двух меньших чисел. Число и цифра 5. Повторение и закрепление пройденного материала. | 1 1 |
29 | Ознакомление с составом числа 5. | 1 |
Декабрь 2022 | ||
01, | Ознакомление с составом числа 5. Порядковый счёт. | 1 |
06, 08 | Число и цифра 6. Повторение и закрепление пройденного материала. Ознакомление с составом числа 6. | 1 1 |
13, 15 | Повторение и закрепление пройденного материала. Число и цифра 7. Повторение и закрепление пройденного материала. | 1 1 |
20, 22 | Ознакомление с составом числа 7. Число и цифра 8. Повторение и закрепление пройденного материала. | 1 1 |
27 29 | Ознакомление с составом числа 8. Знакомство с понятием на 1 больше. Текстовые задачи. | 1 1 |
Январь 2023 | ||
10, 12 | Знакомство с понятием на 1 меньше. Текстовые задачи. Число и цифра 9. Повторение и закрепление пройденного материала. | 1 1 |
17, 19 | Ознакомление с составом числа 9. Число 10. Повторение и закрепление пройденного материала. | 1 1 |
24, 26 | Ознакомление с составом числа 10. Ознакомление с понятием «сантиметр». Измерение длины предметов с помощью линейки. | 1 1 |
31 | Знакомство с часами. | 1 |
Февраль 2023 | ||
02 | Повторение и закрепление пройденного материала. | 1 |
07, 09 | Числовая прямая. Задачи на сложение. | 1 1 |
14, 16 | Счёт предметов. Примеры вида +1, -1. Решаем задачи на вычитание. | 1 1 |
21, 28 | Счёт предметов. Числа до 10. Счёт предметов. Состав числа 3. | 1 1 |
Март 2023 | ||
02 | Счёт до 10. | 1 |
07, 09 | Числа до 10. Состав числа 4. | 1 1 |
14, 16 | Состав числа 5. Числа до 10. | 1 1 |
21, 23 | Состав числа 6. Решаем задачи. | 1 1 |
28, 30 | Состав числа 7. Числа до 10. | 1 1 |
Апрель 2023 | ||
04, 06 | Состав числа 8. Числа до 10. | 1 1 |
11, 13 | Состав числа 9. Состав числа 10. | 1 1 |
18, 20 | Тест. Числа от 10 до 20. | 1 1 |
25, 27 | Числа до 20. Однозначные и двузначные числа. Числа до 20. Счёт десятками. | 1 1 |
Май 2023 | ||
02, 04 | Отрезки. Четырёхугольники. Прямоугольники. | 1 1 |
11 | Объёмные фигуры. Шар. Куб. | 1 |
16, 18 | Объёмные фигуры. Пирамида. Конус. Цилиндр. Объёмные фигуры. Измерение объёма жидкости. | 1 1 |
23, 25 | Вес. Сравнение веса. Часы. Время. | 1 1 |
30 | Итоговое занятие. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «ЛЕГО для дошкольников» для детей 5 - 7 лет
Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «ЛЕГО для дошкольников» - это пространственная система познаний окружающего мира....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа декоративно – прикладного творчества для дошкольников «Росток»
В настоящее время многие родители уделяют развитию мелкой моторики рук своих детей все меньше и меньше времени. Так как в наш «машинный век» люди стали больше надеяться на технику, нежели ...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Социально гуманитарная направленность «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Социально гуманитарная направленность «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ» Для детей старшего дошкольного возраста....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Весёлый английский» по обучению дошкольников английскому языку для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)
Программа кружка «Веселый английский» направлена на воспитание интереса к овладению иностранным языком, формирование гармоничной личности, развитию психических процессов, а также познавате...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по развитию творческих способностей дошкольников "Сказочный мир"
Социально - художественная направленность. Календарный план работы с детьми 4-5 лет с описанием планируемых результатов и диагностикой на начало и конец учебного года....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА художественной направленности «ДЕКОЛЬ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ» (роспись на бумажных тарелочках)
АННОТАЦИЯ К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ (ОБЩЕРАЗВИААЮЩЕЙ) ПРОГРАММЕДополнительная общеразвивающая программа «Деколь для дошкольников» основана на современных подходах к р...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Речетворчество дошкольников»
Направленность программы социально-гуманитарная: создаются условия для социальной практики ребенка в его реальной жизни, накопления нравственного и практического опыта.Детство – удивительная стр...