Тематическое планирование для дошкольников старшего возраста с ТНР
рабочая программа по логопедии

Чагина Мария Николаевна

Тематическое планирование для дошкольников с ТНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tematicheskoe_planirovanie_podgotovitelnaya_gruppa.docx43.23 КБ

Предварительный просмотр:

Тематическое  планирование   коррекционно-образовательной деятельности учителя – логопеда,

 воспитателя  (подготовительная к школе группа  - 6-7 лет)

Месяц/неделя

Лексические темы занятий воспитателей

Лексическо-грамматические  темы занятий логопеда

Обучение грамоте

Сентябрь 1, 2

Диагностика индивидуального развития детей (по образовательным областям), проведение и оформление стартового мониторинга к ИОМам.

Обследование речи детей, заполнение речевых карт, оформление ИОМов, стартовой логопедической диагностики, документации к ППК.

Подготовка материала для занятий

Сентябрь, 3

«Фрукты. Труд взрослых в садах»

Фрукты. Труд взрослых в садах. Активизация и актуализация словаря. Классификация фруктов. Исключение четвёртого лишнего предмета. Внешние признаки фруктов. Вкус фруктов. Польза фруктов.

Автоматизация произносительных навыков по заданию учителя – логопеда. Автоматизация фонематического восприятия и лексико – грамматических навыков по заданию учителя - логопеда.

Расширение, уточнение и активизация словаря по теме «Фрукты. Труд взрослых в садах» (фрукты, сад, дерево, груша, яблоко, слива, лимон, апельсин, персик, абрикос, гранат, садовод, корзина, лестница, уборка; красный, желтый, зеленый, синий, румяный, спелый, сочный, ароматный, душистый, созревать, краснеть, наливаться. Убирать, укладывать, заготавливать). Расширение экспрессивной речи словами-антонимами. Совершенствование грамматического строя речи (образование относительных прилагательных, согласование прилагательных с существительными).  Формирование целостного впечатления об изображенном на картине. Обучение составлению плана рассказа и творческого рассказа по картине. Развитие навыков речевого общения, связной речи, мышления, творческого воображения, тонкой моторики, координации речи с движением, зрительного внимания и восприятия. Развитие речевого слуха, фонематических представлений, общих речевых навыков, памяти, координации речи с движением,  артикуляционной, тонкой и общей  моторики.

Звук и буква Й.

Формирование фонематических представлений с использованием буквенной символики. Введение символа буквы «й». Устный анализ слов со звуком «й», заполнение графической схемы (начало, середина, конец). Выделение звука «й» из ряда других звуков. Выделение слога со звуком «й» из ряда других слогов. Задания на узнавание звука в составе слова. Анализ слов со звуком «й», заполнение графической схемы (начало, середина, конец). Обучение чтению закрытых слогов с согласным «й». Чтение слов с буквой «й». Знакомство с предложением и схемой предложения. Правило предложения. Чтение букваря и печатание в тетради.

Сентябрь, 4

«Деревья осенью. Лес»

Активизация и актуализация словаря. Осенние приметы. Природа осенью. Как готовятся звери и птицы к зиме осенью. Что делают осенью люди.

Автоматизация произносительных навыков по заданию учителя – логопеда.

Автоматизация фонематического восприятия и лексико – грамматических навыков по заданию учителя - логопеда.

Деревья осенью. Лес. Активизация и актуализация словаря. Строение дерева. Внешние признаки деревьев и листьев, их семена и плоды. Цвет листьев осенью. Польза деревьев.

Автоматизация произносительных навыков по заданию учителя – логопеда.

 Автоматизация фонематического восприятия и лексико – грамматических навыков по заданию учителя - логопеда.

Обобщение и систематизация представлений об осени и типичных осенних изменениях в природе. Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме «Осень» (осень, сентябрь, октябрь, ноябрь, период, месяц, туман, листопад, заморозок, изморозь, лес, дерево, лист, клен, дуб, осина, рябина, тополь, ясень, ель, сосна; осенний, сентябрьский, октябрьский, ноябрьский, ранний, поздний, золотой, прекрасный, грустный, богатый, алый, багряный, пурпурный, падать, лететь, шелестеть, шуршать, моросить, собирать, заготавливать, улетать, вянуть, сохнуть, желтеть, краснеть). Обобщение и систематизация представлений об осенних изменениях в природе. Формирование представлений о периодах осени и их характерных особенностях. Пополнение активного словаря существительными с ум. -ласк. суффиксами (дубок, березка), сложными словами (листопад). Расширение представления о переносном значении слова (золотая осень).  Совершенствование навыка рассматривания картин, формирование целостного представления об изображенном на них Совершенствование грамматического строя речи (образование относительных прилагательных). Совершенствование синтаксической стороны речи (составление сложноподчиненных предложений с противопоставлением).

Развитие связной речи, фонематических представлений (развитие навыка звукового анализа слов), дыхания, речевого слуха, мышления, всех видов восприятия, творческого воображения, тонкой моторики.

Звук и буква Й.

Совершенствование навыков звукобуквенного анализа и анализа предложений. Совершенствования навыка осмысленного чтения. Профилактика нарушений письменной речи.

Октябрь, 1

«Ягоды»

Активизация и актуализация словаря. Классификация ягод. Исключение четвёртого лишнего предмета. Внешние признаки и вкус ягод. Польза ягод. Дифференциация полезных и ядовитых ягод.

Автоматизация произносительных навыков по заданию учителя – логопеда.

 Автоматизация фонематического восприятия и лексико – грамматических навыков по заданию учителя - логопеда.

Обобщение и систематизация представлений об изменениях, происходящих в жизни леса осенью, о лесных ягодах, местах их произрастания. Активизация и актуализация словаря по теме «Ягоды» (лес, болото, куст, ягода, клюква, брусника, черника, малина, ежевика, морошка; сладкая, спелая.  кислая, ароматная, душистая; прятаться, висеть.  наливаться, созревать, искать, собирать, заготавливать, варить). Совершенствование грамматического строя речи (образование относительных прилагательных, согласование прилагательных с существительными, подбор однокоренных слов). Совершенствование навыка слогового анализа слов.   Развитие связной речи, речевого слуха, фонематических представлений, общих речевых навыков,  зрительного восприятия и   внимания, мышления,  координации речи с движением, артикуляционной, тонкой и общей моторики.

Чтение и печатание с слов и предложений с пройденными буквами. Совершенствование навыков звукобуквенного анализа. Совершенствования навыка осмысленного чтения. Профилактика нарушений письменной речи.

Октябрь, 2

«Овощи. Труд взрослых на полях и в огородах»

Овощи. Труд взрослых на полях и огородах. Активизация и актуализация словаря. Классификация овощей. Исключение четвёртого лишнего предмета. Внешние признаки овощей. Вкус овощей. Польза овощей.

 Автоматизация произносительных навыков по заданию учителя – логопеда. Автоматизация фонематического восприятия и лексико – грамматических навыков по заданию учителя - логопеда.

Активизация и актуализация словаря по теме «Овощи. Труд взрослых на полях и огородах»: огород, овощи, картофель. морковь, свёкла, баклажан, репа, помидор, огурец, кабачок, лук, чеснок, редис, редька, укроп, петрушка; растить, убирать, копать, дергать, срезать, хранить, готовить, варить, жарить, заготавливать, солить, мариновать. тушить, нарезать; вкусный, полезный, сочный, душистый, мягкий, крепкий, гладкий, шершавый. красный, желтый. зеленый, оранжевый, коричневый)  Расширение представлений детей о труде людей на полях осенью, о необходимости и важности их труда. Обогащение экспрессивной речи словами-антонимами Совершенствование навыков рассматривания картины, формирование целостного представления об изображенном на ней. Совершенствование грамматического строя речи (образование относительных прилагательных, согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже).

Развитие связной речи, фонематических представлений (определение места звука в слове), памяти, мышления, зрительного внимания, общей моторики.

Буква Е. Звук J.

Формирование фонематических представлений с использованием буквенной символики.  Введение символа буквы «е». Чтение букваря и печатание в тетради буквы Е и слов с ней.  Упражнения на осмысленное чтение букваря.

Совершенствование навыков звукобуквенного анализа слов, навыка чтения предложений с пройденными буквами. Профилактика нарушений письменной речи.

Октябрь, 3

«Осень»

Активизация и актуализация словаря. Осенние приметы. Природа осенью. Как готовятся звери и птицы к зиме осенью. Что делают осенью люди.

Автоматизация произносительных навыков по заданию учителя – логопеда.

Автоматизация фонематического восприятия и лексико – грамматических навыков по заданию учителя - логопеда.

Обобщение и систематизация представлений об осени и типичных осенних изменениях в природе. Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме «Осень» (осень, сентябрь, октябрь, ноябрь, период, месяц, туман, листопад, заморозок, изморозь, лес, дерево, лист, клен, дуб, осина, рябина, тополь, ясень, ель, сосна; осенний, сентябрьский, октябрьский, ноябрьский, ранний, поздний, золотой, прекрасный, грустный, богатый, алый, багряный, пурпурный, падать, лететь, шелестеть, шуршать, моросить, собирать, заготавливать, улетать, вянуть, сохнуть, желтеть, краснеть). Совершенствование навыка рассматривания картин, формирование целостного представления об изображенном на них Совершенствование грамматического строя речи (образование относительных прилагательных). Совершенствование синтаксической стороны речи (составление сложноподчиненных предложений с противопоставлением).

Развитие связной речи, фонематических представлений (развитие навыка звукового анализа слов), дыхания, речевого слуха, мышления, всех видов восприятия, творческого воображения, тонкой моторики.

 Буква Е.

Формирование фонематических представлений с использованием буквенной символики. Введение символа буквы « е».

Обучение чтению закрытых, открытых и смешанных слогов с гласным «е», слов, предложений и текстов.

Совершенствование навыка составления и чтения слов с пройденными буквами.

Совершенствование навыков звукобуквенного анализа слов, навыка чтения предложений с пройденными буквами.

Профилактика нарушений письменной речи.

Октябрь, 4

«Грибы»

Грибы. Активизация и актуализация словаря. Внешний вид грибов. Классификация грибов. Исключение четвёртого лишнего. Строение гриба. Польза грибов. Ядовитые грибы.

Автоматизация произносительных навыков по заданию учителя – логопеда.

Автоматизация навыков фонематического восприятия и лексико – грамматических навыков по заданию учителя - логопеда.

Обобщение и систематизация представлений об изменениях, происходящих в жизни леса осенью, о грибах, местах их произрастания. Активизация и актуализация словаря по теме «Поздняя осень. Грибы.» (лес, болото, гриб, боровик, подосиновик, подберезовик, груздь, волнушка, лисичка, мухомор, поганка, ножка, шляпка, грибница, белый, съедобный, ядовитый, вкусный, сладкий, кислый, ароматный, прятаться, искать, собирать, заготавливать, варить, солить, мариновать). Совершенствование грамматического строя речи (образование относительных прилагательных, согласование прилагательных с существительными, подбор однокоренных слов).

Развитие связной речи, речевого слуха, фонематических представлений, общих речевых навыков,  зрительного восприятия и   внимания, мышления,  координации речи с движением, артикуляционной, тонкой и общей моторики.

 Буква Е.

Обучение чтению закрытых, открытых и смешанных слогов с гласным «е», слов, предложений и текстов.

Совершенствование навыка составления и чтения слов с пройденными буквами.

Совершенствование навыков звукобуквенного анализа слов, навыка чтения предложений с пройденными буквами.

Профилактика нарушений письменной речи.

Ноябрь, 1

«Перелетные птицы»

Активизация и актуализация словаря. Названия перелётных птиц. Классификация (певчие, водоплавающие и болотные). Внешний вид птиц. Повадки птиц. Среда обитания. Автоматизация произносительных навыков по заданию учителя – логопеда.

Автоматизация навыков фонематического восприятия и лексико – грамматических навыков по заданию учителя - логопеда.

Обобщение представлений о периодах осени и изменениях в природе поздней осенью. Систематизация знаний о перелетных птицах, их внешнем виде, образе жизни. Уточнение и активизация словаря по теме «Перелетные птицы» (птица, лебедь, журавль, утка, гусь, ласточка, стриж, кукушка, грач, скворец; летать, зимовать, собираться, курлыкать, тосковать, возвращаться; перелетный, водоплавающий, пернатый). Совершенствование навыка рассказывания по картине. Формирование целостного представления об изображенном на картине. Совершенствование навыка рассматривания картины, формирование целостного представления об изображенном на ней.   Совершенствование грамматического строя речи (образование притяжательных прилагательных, образование существительных с помощью суффиксов –ат-, -ят-, согласование числительных и существительных в роде, числе и падеже).  Совершенствование навыка анализа предложений. Совершенствование фонематических представлений (дифференциация сонорных звуков в словах).

Развитие связной речи, слухового и зрительного внимания и восприятия, мышления и памяти,  артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации движений.

 Буква Ё.

Формирование фонематических представлений с использованием буквенной символики. Введение символа буквы « ё».

Обучение чтению закрытых, открытых и смешанных слогов с гласным «ё», слов, предложений и текстов.

Совершенствование навыка составления и чтения слов с пройденными буквами.

Совершенствование навыков звукобуквенного анализа слов, навыка чтения предложений с пройденными буквами.

Профилактика нарушений письменной речи.

Ноябрь, 2

«Игрушки»

Активизация и актуализация словаря. Классификация игрушек. Исключение четвёртого лишнего. Способы игры с игрушками.

Автоматизация произносительных навыков по заданию учителя – логопеда. Автоматизация фонематического восприятия и лексико – грамматических навыков по заданию учителя - логопеда.

Уточнение и активизация словаря по теме «Игрушки» (игрушка, кукла, коляска, кубики, конструктор, клоун, , пирамидка, волчок,  юла, флажок, погремушка, шар, ведерко, лопатка, совок, машина, играть, беречь, катать, прыгать, бросать, ловить, ломать, придумывать, укачивать, убаюкивать;  плюшевый, меховая игрушечный, любимый, мягкий, маленький, большой, новый, красивый, яркий, интересный).Коррекция и развитие фонематического восприятия и лексико-грамматического структурирования речи на материал лексической темы «Игрушки». Формирование навыков словоизменения и словообразования. Формирование единственного и множественного числа существительных, относящихся к игрушкам. Формирование уменьшительно-ласкательных суффиксов имён существительных. Согласование личных местоимений с существительными в роде, числе, падеже.  Формирование относительных.

Составление распространённых предложений с предлогами (в, на, за, из – за, перед).  

Формирование связной речи. Составление рассказа по серии картинок.

 

Звук J. Буква Ю.

Формирование фонематических представлений с использованием буквенной символики. Введение символа буквы «ю».

Обучение чтению закрытых, открытых и смешанных слогов с гласным «ю», слов, предложений и текстов.

Чтение букваря и печатание в тетради. Работа со схемами предложений. Упражнения на осмысленное чтение букваря.

Профилактика нарушений письменной речи.

Ноябрь, 3

«Посуда»

Актуализация словаря. Классификация посуды. Исключение четвёртого лишнего. Назначение посуды.

Автоматизация произносительных навыков по заданию учителя – логопеда. Автоматизация фонематического восприятия и лексико – грамматических навыков по заданию учителя - логопеда.

Дальнейшее расширение и систематизация знаний о предметном мире. Обобщение представлений о посуде, ее деталях; материалах, из которых она сделана. Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме «Посуда» (посуда, чайник, кофейник, самовар, кастрюля, сковорода, миска, тарелка, блюдце, чашка, супница, сахарница, солонка, масленка, хлебница, салфетница, соусница, ложка, вилка, нож, поварешка, дуршлаг; кухонный, столовый, чайный, кофейный, фаянсовый, фарфоровый, стеклянный, металлический, деревянный, чугунный, алюминиевый, эмалированный; хранить, наливать, готовить, резать, раскладывать).   Совершенствование навыка образования слов с суффиксами –иц-, -к-.  Совершенствование грамматического строя речи (образование и использование относительных прилагательных).  

Развитие связной речи, всех видов восприятия, творческого воображения. Совершенствование синтаксической стороны (сложноподчиненные предложения). Совершенствование навыка пересказа.

 Совершенствование навыка звукобуквенного анализа слов, составления и чтения предложений. Коротких текстов  с пройденными буквами..

Совершенствование навыка «печатания». Профилактика нарушений письменной речи.

Ноябрь, 4

«Продукты питания»

Активизация и актуализация словаря. Классификация продуктов питания. Исключение четвёртого лишнего. Приготовление блюд из продуктов.

Автоматизация произносительных навыков по заданию учителя – логопеда. Автоматизация фонематического восприятия и лексико – грамматических навыков по заданию учителя - логопеда.

Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме  «Продукты питания»: продукты, хлеб, бублики, баранки, масло, сосиски, колбаса, сардельки, мясо, рыба, сметана, кефир, молоко,  йогурт, простокваша,  мороженое, яйцо,  яичница, ряженка, творог, сыр, овощи, фрукты, пельмени, фарш, шоколад, мука, манка, гречка, макароны, вермишель, горчица, соль, сахар, печенье, конфеты, чай, кофе, какао, сок, компот, морс, кисель, пирожное, торт, суп, жаркое, рагу, пюре, салат, винегрет, бутерброд, суфле, котлета, оладьи, блины, холодильник, продавец, повар, кондитер, кулинар, пекарь, магазин, универсам, супермаркет, отдел,  дата изготовления, Есть, пить, покупать, мыть, чистить, варить, жарить, тушить, откусывать, кипятить, пережевывать, резать, тереть, лепить, перемешивать, приготавливать, класть, сыпать, печь, заготавливать, завтракать, обедать, ужинать, солить, перчить, мешать,  коптить, разделывать, обваливать, обмазывать, консервировать, хранить, продавать, продовольственный, продуктовый, кислый, пресный, соленый, сладкий, горький, перченый, ароматный, жареный, жидкий,  вареный, печеный, тушеный, свежий, густой, душистый, перченый, острый, жесткий, сухой, сочный, холодный,  ржаной, пшеничный, мясной, колбасный, рыбный, мучной,  растительный, кондитерский, бакалейный, молочный, горячий, теплый, мягкий, твердый, красный, желтый, зеленый).

Коррекция и развитие фонематического восприятия и лексико-грамматического строя речи на материале лексической темы «Продукты питания». Формирование навыков словоизменения и словообразования. Формирование единственного и множественного числа существительных, имеющих отношение к посуде (словесная дидактическая игра «Один – много»). Образование относительных прилагательных от существительных, имеющих отношении к продуктам Формирование родительного падежа существительных множественного и единственного числа с предлогом.  Формирование притяжательных местоимений, согласованных с существительными женского и мужского рода единственного и множественного числа.

Формирование слоговой структуры слова.

Составление сложноподчинённых предложений с союзом «где» с введением в них относительных прилагательных. Составление сложносочинённых предложений с противительным союзом (а) с включением в них антонимов (Молоко жидкое, а сметана густая и др.).

Формирование связной речи: Составление сказки по серии сюжетных картинок. Совершенствование навыка пересказа.

Развитие связной речи и навыков общения, речевого слуха, общих речевых навыков, памяти, мышления, артикуляционной и общей моторики.

Звук J. Буква Я.

Формирование фонематических представлений с использованием буквенной символики. Введение символа буквы «я».

Обучение чтению закрытых, открытых и смешанных слогов с гласным «ю», слов, предложений и текстов.

Чтение букваря и печатание в тетради. Работа со схемами предложений. Упражнения на осмысленное чтение букваря.

Профилактика нарушений письменной речи.

Декабрь,1

«Домашние животные»

Активизация и актуализация словаря. Классификация домашних животных.  Исключение четвёртого лишнего.  Повадки  и польза.

Автоматизация произносительных навыков по заданию учителя – логопеда. Автоматизация  навыков фонематического восприятия и лексико – грамматических навыков по заданию учителя-логопеда.

Обобщение и систематизация знаний о домашних животных, их внешнем виде и образе жизни. Уточнение,  активизация и актуализация словаря по теме «Домашние животные и их детеныши. Содержание домашних животных» (животное, детеныш, корова, бык, теленок, лошадь, конь, жеребенок, баран, овца, ягненок, козел, коза, козленок, свинья, кабан, поросенок, кролик, крольчиха, крольчонок, хлев, стойло, кормушка, сено, пойло; ухаживать, содержать, поить, кормить; домашний, полезный, нужный). Совершенствование навыка составления рассказа по картине. Формирование целостного представления о изображенном на картине. Совершенствование грамматического строя речи (образование и употребление притяжательных прилагательных, употребление существительных в косвенных падежах, образование слов-антонимов).  Автоматизация произношения и дифференциация сонорных звуков в игровой деятельности.

Развитие связной речи, речевого слуха, зрительного  внимания и    восприятия, памяти, мышления,  артикуляционной, тонкой и общей моторики.

Звук J. Буквы Й, Е, Ё. Ю,Я.

Совершенствование навыка звукобуквенного анализа слов, составления и чтения слов и предложений с пройденными буквами. Составление схем звукового анализа слова. Работа с магнитной азбукой.

Профилактика нарушений письменной речи.

Декабрь,2

«Морские рыбы»

Активизация и актуализация словаря. Классификация морских рыб (хищные и мирные). Исключение четвёртого лишнего предмета.

Внешний вид и особенности морских рыб. Какую они приносят пользу.

Автоматизация произносительных навыков по заданию учителя – логопеда. Автоматизация  навыков фонематического восприятия и лексико – грамматических навыков по заданию учителя-логопеда.

Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Морские рыбы» (животное, рыба, море, океан, малек, икра, охота, хищник, акула, дельфин, скат, скумбрия, форель, тунец, туловище, хвост, плавник, чешуя, жабры, прозрачный, хищный, зубастый, длинный, блестящий, серебристый; ловить, охотиться, плавать, размножаться, питаться, затаиться). Коррекция и развитие фонематического восприятия и лексико-грамматического структурирования речи на материале лексической темы «Морские рыбы». Формирование словообразовательных и словоизменительных навыков. Формирование единственного и множественного числа существительных, имеющих отношение к теме. Формирование родительного падежа единственного числа без предлога и множественного числа с предлогом (у). Согласование порядковых числительных с существительными единственного числа женского и мужского рода. Формирование глаголов настоящего времени.

Формирование слоговой структуры слова.

Составление распространённых предложений по опорным словам.

Развитие связной речи по серии картинок Развитие связной речи и навыков общения, речевого слуха, общих речевых навыков, памяти, мышления, артикуляционной и общей моторики.

Звук J. Буквы Й, Е, Ё.Ю,Я.

Совершенствование навыка звукобуквенного анализа слов, составления и чтения слов и  предложений с пройденными буквами. Составление схем звукового анализа слова. Работа с магнитной азбукой.

Профилактика нарушений письменной речи.

Декабрь,3

«Дикие животные наших лесов»

Обобщение и систематизация знаний о диких животных наших лесов, их внешнем виде и образе жизни. Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме «Дикие животные наших лесов» (лес, зверь, животное, медведь, волк, лиса, заяц, белка, лось, кабан, еж, барсук, бобер, детеныш, зимовка, шерсть, мех, берлога, логово, нора, дупло; зимовать, питаться, менять, линять, накапливать; дикий, хищный, пушной, осторожный, хитрый, опасный).  Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с суффиксами –онок-, -енок-, притяжательных прилагательных). Совершенствование синтаксической стороны речи (сложноподчиненные предложения). Совершенствование навыков звукового и слогового анализа слов.  Автоматизация произношения и дифференциация сонорных звуков в игровой деятельности. Развитие связной речи и навыков общения, речевого слуха, общих речевых навыков, памяти, мышления, артикуляционной и общей моторики.

Звук и буква «Ц»

Формирование фонематических представлений с использованием буквенной символики. Введение символа буквы «ц». Анализ слов с звуком «ц», произнесение цепочки слогов с звуком «ц», называние слов с звуком «ц». Выделение звука «ц» из ряда других звуков. Вычленение слога с звуком «ц» из ряда других слогов. Задания на узнавание звука в составе слова. Анализ слов с звуком «ц» и занесение его в графическую схему (начало, середина, конец). Обучению чтению закрытых, открытых и смешанных слогов с согласным «ц», слов, предложений и текстов. Работа со схемами предложений. Чтение букваря и печатание в тетради. Упражнения на осмысленное чтение букваря.

Профилактика нарушений письменной речи.

Декабрь,4

«Домашние птицы»

Активизация и актуализация словаря.  Классификация домашних птиц.  Исключение четвёртого лишнего.  Повадки  и проживание рядом с человеком. Какую они приносят пользу.

Автоматизация произносительных навыков по заданию учителя – логопеда. Автоматизация  навыков фонематического восприятия и лексико – грамматических навыков по заданию  учителя-логопеда

Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме «Домашние птицы»: Птицы, птенцы, петух, курица, цыпленок, утка, селезень, утенок, гусь, гусыня, гусенок, индюк, индюшка, индюшонок, курятник, птичник, птичница, хозяйка, корм, туловище, крыло, лапы, клюв, шея, хвост,  грудка, брюшко, гребень,  шпоры, коготки, оперенье,  пух, перья, хохолок, бородка,  перепонки, птицефабрика, наседка, несушка, двор, зерно, семечки, крошки, мясо, насест,  пуховик, подушка, одеяло, перина, Клевать, кормить, кричать, нестись, плавать, нырять,  шипеть, щипать, кукарекать, крякать, гоготать, кудахтать, болбочет,  высиживать, заботиться,  пищать, пить, стоять, бегать, взлетать, копать, искать, хлопать, чистить, махать,  выращивать,  вылупляться, оберегать, Домашний, водоплавающий, крупный, мелкий, пестрый, белый,  черный, желтый, пушистый,  слабый, легкий, большой, маленький, важный, задиристый, красивые, голодные, прожорливые, сытые, злой, нелетающие, желторотый, рябая, длинный, острый).

Коррекция и развитие фонематического восприятия и лексико-грамматического структурирования речи . Формирование навыков словоизменения и словообразования. Формирование единственного и множественного числа существительных, относящихся к названиям домашних птиц. Образование глаголов настоящего времени (кукарекает, кудахчет и др.). Формирование уменьшительно-ласкательных суффиксов имён существительных. Формирование существительных множественного числа в родительном падеже. Согласование местоимений с существительными единственного числа мужского и женского рода. Согласование порядковых числительных с существительными  в роде, числе и падеже.

Составление распространённых фраз с введением существительных в творительном падеже .

 Формирование слоговой структуры слова.

Формирование связной речи: Составление сказки по серии сюжетных картинок. Совершенствование навыка пересказа.

Развитие связной речи и навыков общения, речевого слуха, общих речевых навыков, памяти, мышления, артикуляционной и общей моторики.

Звук и буква «Ч»

Формирование фонематических представлений с использованием буквенной символики. Введение символа буквы «ч». Анализ слов с звуком «ч», произнесение цепочки слогов с звуком «ч», называние слов с звуком «ч». Выделение звука «ч» из ряда других звуков. Вычленение слога с звуком «ч» из ряда других слогов. Задания на узнавание звука в составе слова. Анализ слов с звуком «ч» и занесение его в графическую схему (начало, середина, конец). Обучению чтению закрытых, открытых и смешанных слогов с согласным «ч», слов, предложений и текстов. Работа со схемами предложений. Чтение букваря и печатание в тетради. Упражнения на осмысленное чтение букваря.

Профилактика нарушений письменной речи.

Январь,1

«Новогодний праздник»

Активизация и актуализация словаря. Рассматривание картинок на новогоднюю тему: нарядная ёлка, новогодние костюмы, новогодний праздник.

Автоматизация произносительных навыков по заданию учителя – логопеда. Автоматизация  навыков фонематического восприятия и лексико – грамматических навыков по заданию  учителя-логопеда

Расширение, уточнение и активизация словаря по теме «Новогодний праздник» (праздник, утренник, карнавал, представление, спектакль, танец, пляска, елка, сценка, сюрприз, подарок, серпантин, конфетти, гирлянда, елка, украшение, Снегурочка, дед Мороз, Лапландия, упряжка; веселый, праздничный, радостный, новогодний; готовить, отмечать, поздравлять, исполнять, петь, танцевать, веселиться, желать). Автоматизация в игровой деятельности правильного  произношения и дифференциация сонорных звуков. Совершенствование навыка составления и чтения слов. Совершенствование грамматического строя речи (образование и употребление существительных в форме единственного числа в родительном падеже, согласование прилагательных с существительными).  Совершенствование синтаксической стороны (предложения с противопоставлением). Совершенствование фонематических представлений (определение места звука в слове, выполнение звукового анализа слов).  Совершенствование слогового анализа слов.

Развитие связной речи, фонематических представлений, памяти, мышления, творческого воображения, общих речевых навыков,  общей, тонкой и  артикуляционной моторики, координации речи с движением. Совершенствование навыка пересказа, формирования умения передавать содержание текста полно, последовательно, выразительно.

Развитие связной речи, речевого слуха, фонематических представлений,  общих речевых навыков, зрительного восприятия и внимания, памяти, мышления,  артикуляционной и   тонкой моторики.

Звук и буква «Ч»

Совершенствование навыков чтения и «печатания».  Совершенствование навыка составления и чтения предложений, коротких текстов.  Профилактика нарушений письменной речи.

Январь,2

«Одежда»

Активизация и актуализация словаря.   Классификация одежды.  Исключение четвёртого лишнего.  Материал, фурнитура, детали, фасоны и стили одежды. Изготовление одежды.

Автоматизация произносительных навыков по заданию учителя – логопеда. Автоматизация  навыков фонематического восприятия и лексико – грамматических навыков по заданию  учителя-логопеда

Обобщение и систематизация представлений об окружающем предметном мире, об одежде,; материалах, из которых она сшита; о процессе производства одежды. Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме «Одежда» (одежда, ателье, фабрика, магазин, пальто, плащ, куртка, комбинезон, брюки, джинсы, юбка, платье, сарафан, свитер, джемпер, кофта, рубашка, футболка, шорты, майка, трусы, колготки, гольфы, носки, рукавицы, перчатки, шарф осенний, демисезонный, теплый, удобный, нарядный, повседневный, шерстяной, вельветовый, кожаный, резиновый; надевать, , стирать, чистить, гладить).  Совершенствование грамматического строя речи (образование и употребление относительных прилагательных). Формирование представления о многозначности слов Совершенствование синтаксической стороны речи (составление сложноподчиненных предложений с противопоставлением). Совершенствование грамматического строя речи (образование и употребление формы существительных множественного числа в родительном падеже, согласование прилагательных с существительными). Совершенствование синтаксической стороны речи (составление сложносочиненных предложений с придаточным времени). Совершенствование навыка составления предложений. Совершенствования умения петь естественным голосом в доступном диапазоне. Развитие связной речи, всех видов восприятия,   творческого воображения, артикуляционной и тонкой моторики,

Совершенствование навыков чтения и «печатания».  Совершенствование навыка составления и чтения предложений, коротких текстов. Профилактика нарушений письменной речи.

Январь,3

«Обувь»

Обувь. Активизация и актуализация словаря.

Название обуви. Классификация по сезонам. Материал. Назначение. Фасоны обуви. Детали и фурнитура. . Автоматизация произносительных навыков по заданию учителя – логопеда. Автоматизация  навыков фонематического восприятия и лексико – грамматических навыков по заданию  учителя-логопеда

Обобщение и систематизация представлений об окружающем предметном мире, об обуви; материалах, из которых они сделаны; о процессе производства одежды, обуви, головных уборов. Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме «Обувь» (ателье, фабрика, магазин сапоги, ботинки, кроссовки, туфли, кеды, тапки, босоножки       и др., осенний, демисезонный, теплый, удобный, нарядный, повседневный, кожаный, резиновый; надевать, обувать, мыть, гладить).  Совершенствование грамматического строя речи (образование и употребление формы существительных множественного числа в родительном падеже, согласование прилагательных с существительными). Совершенствование синтаксической стороны речи (составление сложносочиненных предложений с придаточным времени). Совершенствование навыка составления предложений. Совершенствование грамматического строя речи (образование и употребление относительных прилагательных). Совершенствование синтаксической стороны речи (составление сложноподчиненных предложений с противопоставлением). Совершенствования умения петь естественным голосом в доступном диапазоне. Развитие связной речи ,всех видов восприятия,   творческого воображения, артикуляционной и тонкой моторики,

Звук и буква «Щ»

Формирование фонематических представлений с использованием буквенной символики. Введение символа буквы «щ». Анализ слов с звуком «щ», произнесение цепочки слогов с звуком «щ», называние слов с звуком «щ». Выделение звука «щ» из ряда других звуков. Вычленение слога с звуком «щ» из ряда других слогов. Задания на узнавание звука в составе слова.  Анализ слов с звуком «щ» и занесение его в графическую схему слова (начало, середина, конец). Обучению чтению закрытых, открытых и смешанных слогов с согласным «щ», слов, предложений и текстов. Работа со схемами предложений. Чтение букваря и печатание в тетради. Упражнения на осмысленное чтение.

Профилактика нарушений письменной речи.

Январь,4

«Головные уборы»

Актуализация и активизация словаря. Названия головных уборов. Из каких материалов они сделаны. Назначение головных уборов.

Фасоны и стили. Автоматизация произносительных навыков по заданию учителя – логопеда. Автоматизация  навыков фонематического восприятия и лексико – грамматических навыков по заданию  учителя-логопеда

Обобщение и систематизация представлений об окружающем предметном мире, об одежде, обуви, головных уборах; материалах, из которых они сделаны; о процессе производства одежды, обуви, головных уборов. Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме «Одежда, обувь, головные уборы» (ателье, фабрика, магазин, шапка, берет, кепка, бейсболка, шапка-ушанка, фуражка, шляпа, панама и др., осенний, демисезонный, летний, зимний, теплый, удобный, нарядный, повседневный, шерстяной, кожаный, резиновый; надевать, стирать, чистить)

.  Совершенствование грамматического строя речи (образование и употребление относительных прилагательных). Совершенствование синтаксической стороны речи (составление сложноподчиненных предложений с противопоставлением). Совершенствования умения петь естественным голосом в доступном диапазоне. Развитие связной речи, всех видов восприятия,   творческого воображения, артикуляционной и тонкой моторики,

Звуки Ч,Щ. Буквы Ч,Щ.
Совершенствование навыков чтения и «печатания».  Совершенствование навыка звукобуквенного анализа, навыка составления и чтения предложений, коротких текстов. Профилактика нарушений письменной речи.

Февраль,1

«Зима»

Обобщение представлений о зиме и типичных зимних явлениях в природе. Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме «Зима» (зима, месяц, декабрь, январь, февраль, снег, мороз, стужа, вьюга, буран, снегопад, снежинка, сугроб, гололед, птица, снегирь, синица, ворона, голубь, воробей, покрывать, выпадать, идти, заметать, завывать, прилетать, голодать, замерзать, искриться, блестеть, переливаться; белоснежный, искрящийся, холодный, зимующий). Формирование представлений о труде людей, убирающих город зимой, о необходимости и важности их труда.  Совершенствование навыка звукового анализа слов. Совершенствование навыка рассматривания картины, формирование целостного представления об изображенном на ней.  Совершенствование синтаксической стороны речи (составление предложений с противопоставлением).  Совершенствование навыка слогового анализа слов.  

Развитие связной речи, всех видов восприятия, творческого воображения.

Обогащение экспрессивной речи прилагательными, обозначающими моральные качества. Совершенствование грамматического строя речи (употребление предложно-падежных конструкций). Совершенствование навыка пересказа. Совершенствование навыка чтения.  

Развитие связной речи, речевого слуха, фонематического восприятия, зрительного и слухового внимания и восприятия, общих речевых навыков, артикуляционной и тонкой моторики, памяти и  мышления.

Звук и буква «Л»

Формирование фонематических представлений с использованием буквенной символики. Введение символа буквы «л». Анализ слов с звуком «л», произнесение цепочки слогов с звуком «л», заполнение графической схемы (начало, середина, конец). Выделение звука «л» из ряда других звуков. Вычленение слога с звуком «л» из ряда других слогов. Задания на узнавание звука в составе слова. Анализ слов с звуком «л» и занесение его в графическую схему (начало, середина, конец).  и смешанных слогов с согласным «л», слов, предложений и текстов. Работа по схеме предложения. Чтение букваря и печатание в тетради. Упражнения на осмысленное чтение букваря.

Профилактика нарушений письменной речи.

Февраль,2

«Зимующие птицы»

 Активизация и актуализация словаря.

Названия зимующих птиц. Их внешний вид и повадки. Где обитают. Польза природе и человеку. Автоматизация произносительных навыков по заданию учителя – логопеда. Автоматизация  навыков фонематического восприятия и лексико – грамматических навыков по заданию  учителя-логопеда

Обобщение представлений о зимующих птицах. Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме Зимующие птицы» (зима, , мороз, стужа, птица, снегирь, синица, ворона, голубь, воробей, дятел, свиристель, щегол, крыло, перо, хвост, оперение; прилетать, голодать, замерзать, искриться, зимующий). Совершенствование навыка рассматривания картины, формирование целостного представления об изображенном на ней.  Совершенствование синтаксической стороны речи (составление предложений с противопоставлением).  Совершенствование навыка слогового анализа слов.  

Совершенствование грамматического строя речи (употребление предложно-падежных конструкций). Совершенствование навыка пересказа.

Развитие связной речи, всех видов восприятия, творческого воображения.

Развитие связной речи, речевого слуха, фонематического восприятия, зрительного и слухового внимания и восприятия, общих речевых навыков, артикуляционной и тонкой моторики, памяти и  мышления.

Звуки Л.Ль. буква Л.

Анализ слов с звуком «л», произнесение цепочки слогов с звуком «ль», заполнение графической схемы (начало, середина, конец). Выделение звука «ль» из ряда других звуков. Вычленение слога с звуком «ль» из ряда других слогов. Задания на узнавание звука в составе слова. Анализ слов с звуком «ьл» и занесение его в графическую схему (начало, середина, конец).  и смешанных слогов с согласным «л», слов, предложений и текстов. Работа по схеме предложения. Чтение букваря и печатание в тетради. Упражнения на осмысленное чтение букваря.

Профилактика нарушений письменной речи.

Февраль,3

«Животные и птицы Арктики и Антарктики»

Животные и птицы Арктики и Антарктики. Активизация и актуализация словаря. Названия животных и птиц. Их внешний вид и повадки. Жилище животных и птиц. Польза и вред. Автоматизация произносительных навыков по заданию учителя – логопеда. Автоматизация  навыков фонематического восприятия и лексико – грамматических навыков по заданию  учителя-логопеда

Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме «Животные и птицы Арктики и Антарктики»: животные, детеныши, северный олень, белый медведь, песец, тюлень, морж, морской котик, морда, хобот, грива, клыки,  пасть, брюхо, лапы, кости, рога, когти, копыта, челюсти, щетина, мех,  шкура, спина, хищник, Север, льдина, охотник, океан, прыгать, петлять, заготавливать ( на зиму), охотиться, линять, рыскать,  грызть, прятать, нападать, защищать, искать, питаться,  рычать, выть, бегать, лазать, сворачиваться, резвиться, добывать, свирепый,  гордый, хищный, травоядный, всеядный, голодный,  неуклюжий, рогатый, сильный, маленький, крупный, слабый, белый, пятнистый, лохматый, косматый, зубастый, острые, могучий, гибкий).

Коррекция и развитие фонематического восприятия и лексико-грамматического структурирования речи. Формирование словоизменительных и словообразовательных навыков. Закреплять умения выделять отличительные признаки предметов, составлять загадки-описания с опорой на эти признаки с правильным оформлением морфемных частей слов. Совершенствовать навыки сравнения этих предметов и составления предложений с противительным союзом (а).

Упражнять в составлении сложносочиненных предложений разного типа. Формировать навык составления повествовательного рассказа на основе событий заданной последовательности в сюжетных картинках.  Пересказ текстов.

Развитие связной речи, речевого слуха, фонематического восприятия, зрительного и слухового внимания и восприятия, общих речевых навыков, артикуляционной и тонкой моторики, памяти и  мышления.

Звуки Л.Ль. буква Л.

Совершенствование навыков чтения и «печатания».  Совершенствование навыка звукобуквенного анализа, навыка составления и чтения слов.  Чтение коротких предложений.  Профилактика нарушений письменной речи.

Февраль,4

«Семья»

Активизация и актуализация словаря.

Состав семьи. Названия родственников в семье. Добрые дела в дружной семье. Проведение семейных досугов. Автоматизация произносительных навыков по заданию учителя – логопеда. Автоматизация  навыков фонематического восприятия и лексико – грамматических навыков по заданию  учителя-логопеда

Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме «Семья»: семья, дедушка, бабушка, мама, папа, брат, сестра, сын, дочь, внук, внучка, тетя, дядя, племянник, племянница, друг, подруга, любовь, забота, радость, грусть, печаль, улыбка, гость, фамилия, отчество, адрес, профессия, родиться, расти, жить, заботиться, любить, готовить, убирать, покупать, подметать, вытряхивать, чинить, прибивать, ремонтировать, зашивать,  ухаживать, стирать, нянчить, дружить, жалеть, поздравлять, праздновать, мастерить, шить, вязать, вышивать, старший, младший, семейный, маленький, большой, старый, молодой, дружная, ласковая, заботливая, любимая, дорогая, красивая, заботливая, стройная, послушные, умная.

Коррекция и развитие фонематического восприятия и лексико-грамматического структурирования речи. Формирование словоизменительных и словообразовательных навыков. Формирование единственного и множественного числа существительных. Формирование родительного, творительного и предложного падежа в словах и фразах.  Составление предложений по заданному алгоритму. Формирование в речи слов-антонимов и введение их во фразу. Составление предложений с простыми и сложными предлогами.

Развитие связной речи. Составление сюжетного рассказа по серии картин.

 Развитие связной речи. Пересказ текстов.

Развитие связной речи, речевого слуха, фонематического восприятия, зрительного и слухового внимания и восприятия, общих речевых навыков, артикуляционной и тонкой моторики, памяти и  мышления.

Звуки Л.Ль. буква Л.

Совершенствование навыков чтения и «печатания».  Совершенствование навыка звукобуквенного анализа, навыка составления и чтения слов.  Чтение коротких предложений.  Профилактика нарушений письменной речи.

Март,1

«Человек»

Активизация и актуализация словаря. Знакомство с частями тела человека и их назначением, органы чувств человека и их назначением.

Автоматизация произносительных навыков по заданию учителя – логопеда.

Автоматизация фонематического восприятия и лексико – грамматических навыков по заданию учителя - логопеда.

Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме «Человек»: Голова, глаза, нос, ноздри, подбородок, брови, веки, щеки, лицо, лоб, зубы, губы, язык, уши, ушная раковина, макушка, затылок, виски, волосы, шея, предплечье, плечи, грудь, живот, спина, бока, бедра, кисть руки, запястье,  ладонь, пальцы (большой, указательный, средний, безымянный, мизинец), ногти, локоть, стопа, пятка, колено, голень, кожа, тело, туловище,  мужчина, женщина, девочка, мальчик, вкус, зрение, обоняние, слух, голос, речь, расческа, мыло, мочалка, мыльница, губка, полотенце, зеркало, духи, одеколон, одежда, Дышать, смотреть, слышать, говорить, ходить, бегать, сгибать, нюхать, петь, прыгать, моргать, мыть, расчесывать, вытирать, стричь, смеяться, плакать, болеть, стоять,  думать, лежать, спать, есть, пить, дышать, чувствовать, поднимать, опускать, расти, заботиться, ухаживать, купаться, Большой, маленький, высокий, низкий, длинный, короткий, полный, толстый, худой, больной, здоровый, правый, левый, чистый, грязный, грустный, веселый, удивленный, испуганный, хмурый, смелый, кудрявый, лысый, сильный, слабый, нижняя, верхняя, детский, взрослый, карие, голубые, зеленый, серый, густые, вьющиеся, прямые,  лопоухий, смешной, красивый, заботливый.

Коррекция и развитие фонематического восприятия и лексико-грамматического структурирования речи .Формирование словоизменительных и словообразовательных навыков. Формирование единственного и множественного числа существительных. Формирование единственного и множественного числа существительных - «Один – много». Формирование уменьшительно – ласкательных суффиксов имён существительных  и др.

Формирование слоговой структуры .

Составление предложений по заданному алгоритму.

Развитие связной речи. Пересказ текстов.

Развитие связной речи, речевого слуха, фонематического восприятия, зрительного и слухового внимания и восприятия, общих речевых навыков, артикуляционной и тонкой моторики, памяти и  мышления.

Звук и буква «Р»

 Формирование фонематических представлений с использованием буквенной символики. Введение символа буквы «р». Анализ слов с звуком «р», произнесение цепочки слогов с звуком «р», заполнение графической схемы (начало, середина, конец). Выделение звука «р» из ряда других звуков. Вычленение слога с звуком «р» из ряда других слогов. Задания на узнавание звука в составе слова. Анализ слов с звуком «р» и занесение его в графическую схему (начало, середина, конец).  Обучению чтению закрытых, открытых и смешанных слогов с согласным «р», слов, предложений и текстов. Работа со схемами  предложений. Чтение букваря и печатание в тетради. Упражнения на осмысленное чтение букваря.

Профилактика нарушений письменной речи.

Март, 2

«Весна»

Активизация и актуализация словаря. Автоматизация произносительных навыков по заданию учителя – логопеда.

Автоматизация фонематического восприятия и лексико – грамматических навыков по заданию учителя - логопеда.

Обобщение представлений о ранней весне и типичных весенних явлениях в природе. Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме «Весна» (весна, потепление, таяние, ледоход, капель, проталина, первоцветы, набухание, почка, растение, сосулька, мимоза, праздник, подснежник, крокус, прострел, ветреница, медуница; весенний, первый, нежный, хрупкий, голубой, золотистый, лиловый, липкий, душистый, ароматный; таять, капать, пахнуть, оттаивать, распускаться, поздравлять, отмечать). Совершенствование навыка рассматривания картины, формирование целостного представления об изображенном на ней.  Совершенствование навыка звукового анализа слов.   Совершенствование грамматического строя речи (образование прилагательных с уменьшительными суффиксами, подбор определений, образование существительных с суффиксом единичности).  Совершенствование синтаксической стороны речи (предложения с противопоставлением).  Совершенствование навыка звукового анализа слов.

Развитие связной речи, фонематических процессов, речевого слуха, мышления, всех видов восприятия, творческого воображения, тонкой моторики, выразительности движений, навыка создания коллективной работы.

Звуки Р.Рь. Буква «Р»

Формирование фонематических представлений с использованием буквенной символики. Введение символа буквы «р». Анализ слов с звуком «рь», произнесение цепочки слогов с звуком «р», заполнение графической схемы (начало, середина, конец). Выделение звука «рь» из ряда других звуков. Вычленение слога с звуком «рь» из ряда других слогов. Задания на узнавание звука в составе слова. Анализ слов с звуком «рь» и занесение его в графическую схему (начало, середина, конец).  Обучению чтению закрытых, открытых и смешанных слогов с согласным «р», слов, предложений и текстов. Работа со схемами  предложений. Чтение букваря и печатание в тетради. Упражнения на осмысленное чтение букваря

Профилактика нарушений письменной речи.

Март, 3

«Мебель»

Активизация и актуализация словаря. Классификация мебели, исключение четвёртого лишнего. Производство мебели, материалы, из которых она изготовлена, её назначение.

 Автоматизация произносительных навыков по заданию учителя – логопеда.

Автоматизация фонематического восприятия и лексико – грамматических навыков по заданию учителя – логопеда.

Дальнейшее расширение и систематизация знаний о предметном мире. Обобщение, уточнение и активизация словаря по теме «Мебель» на основе обобщения знаний об окружающем (мебель, шкаф, кровать, буфет, сервант, диван, кресло, тахта, стул, стол, комод, полка, тумба, табурет, ножка, подлокотник, спинка, сиденье; деревянный, дубовый, ореховый, березовый; стоять, ставить, класть, хранить, вешать, убирать).  Совершенствование грамматического строя речи (образование и употребление относительных прилагательных, предложно-падежные конструкции, образование и употребление прилагательных в сравнительной степени). Совершенствование синтаксической стороны речи (составление сложноподчиненных предложений).  Совершенствование навыка слогового анализа слов. Автоматизация в игровой деятельности правильного произношения и дифференциация сонорных звуков.

Развитие зрительного внимания и восприятия, речевого слуха, фонематических представлений, мышления, артикуляционной и тонкой моторики.

 Совершенствование навыка звукового и слогового анализа слов. Совершенствование синтаксической стороны речи (составление сложноподчиненных предложений).

Совершенствование навыка анализа предложений.  Совершенствование навыка префиксального словообразования.

Развитие связной речи, фонематических представлений, мышления, зрительного внимания и восприятия, пальчиковой моторики.

Буква Ь.

Формирование фонематических представлений с использованием буквенной символики. Введение символа буквы «ь». Звукобуквенный анализ слов с буквой «ь» и занесение его в графическую схему (середина, конец). Обучению чтению закрытых, открытых и смешанных слогов с буквой «ь», слов, предложений и текстов.Чтение букваря и печатание в тетради. Работа со схемами предложений. Упражнения на осмысленное чтение букваря.

Профилактика нарушений письменной речи.

Март, 4

«Космос»

Активизация и актуализация словаря. Понятие «Космос».

Название планет и созвездий. Особенности внешнего вида планет. Последние знания о них. Освоение космоса людьми. Летательные аппараты.

Автоматизация произносительных навыков по заданию учителя – логопеда.

Автоматизация фонематического восприятия и лексико – грамматических навыков по заданию учителя - логопеда.

Дальнейшее расширение и систематизация знаний о предметном мире. Обобщение, уточнение и активизация словаря по теме «Космос» на основе обобщения знаний об окружающем (космос, космонавт, летательный аппарат, ракета, спутник, станция, орбита, планета скафандр, звезда, Земля, Солнце , Луна, луноход , осваивать, запускать, летать). Расширять лексический запас в процессе изучения новых текстов. Активизировать словообразовательные и словоизменительные процессы.  Совершенствовать навыки подбора антонимов и синонимов. Продолжать работать с детьми по преобразованию одной грамматической категории в другую.  Формировать прилагательные с нарастанием значения.  Формировать в речи родственные слова. Формировать навык образования сложных слов.

Учить согласовывать личные местоимения с глаголами настоящего времени.  Формировать навык составления распространённых предложений (сложносочинённых и сложноподчинённых). Развитие связной речи. Учить составлять сюжетные рассказы с неожиданным концом событий. Учить составлять описательные и творческие рассказы по данной теме. Пересказ.

слов. Совершенствование синтаксической стороны речи (составление сложноподчиненных предложений).

Совершенствование навыка анализа предложений.  Совершенствование навыка префиксального словообразования.

Развитие связной речи, фонематических представлений, мышления, зрительного внимания и восприятия, пальчиковой моторики.

Буква Ь.

Формирование фонематических представлений с использованием буквенной символики. Введение символа буквы «ь». Звукобуквенный анализ слов с буквой «ь» и занесение его в графическую схему (середина, конец). Обучению чтению закрытых, открытых и смешанных слогов с буквой «ь», слов, предложений и текстов.Чтение букваря и печатание в тетради. Работа со схемами предложений. Упражнения на осмысленное чтение букваря. Профилактика нарушений письменной речи.

Апрель,1

«Транспорт»

Активизация и актуализация словаря. Названия транспорта. Классификация транспорта. Исключение четвёртого лишнего предмета. Назначение транспорта. Правила дорожного движения. Автоматизация произносительных навыков по заданию учителя – логопеда.

Автоматизация фонематического восприятия и лексико – грамматических навыков по заданию учителя - логопеда.

Расширение и закрепление представлений о транспорте на основе систематизации и обобщения ранее сформированных представлений. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Транспорт» (транспорт, машина, автобус, такси, троллейбус, трамвай, метро, поезд, корабль. Самолет, вертолет, грузовик, фургон, цистерна, контейнеровоз, платформа, самосвал, экскаватор, кран, трактор, комбайн; грузовой, пассажирский, специальный, дорожный, железнодорожный, водный, воздушный, подземный, скорый, пожарный; ехать, везти, доставлять, убирать, строить, грузить). Закрепление понятий грузовой и пассажирский транспорт. Формирование представлений о видах транспорта.  Совершенствование грамматического строя речи (согласование числительных с существительными, образование глаголов движения префиксальным способом, употребление существительных в косвенных падежах, предложно-падежные конструкции, образование и употребление имен прилагательных в сравнительной степени).  

Обогащение  экспрессивной речи сложными словами.  Совершенствование фонематических представлений (выделение начальных и конечных звуков в словах, выделение звука на фоне слова).  Совершенствование навыка слогового анализа слов.  

Развитие связной речи, речевого слуха, зрительного  восприятия и внимания; памяти, мышления,   артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением, ловкости. 

Совершенствование навыков чтения и «печатания» с пройденными буквами.   Совершенствование навыка звукобуквенного анализа, навыка  составления и чтения слов.  Чтение коротких предложений.  Профилактика нарушений письменной речи.

Апрель,2

«Инструменты»

Активизация и актуализация словаря. Название инструментов. Классификация инструментов. Исключение четвёртого лишнего предмета. Применение инструментов. . Автоматизация произносительных навыков по заданию учителя – логопеда.

Автоматизация фонематического восприятия и лексико – грамматических навыков по заданию учителя - логопеда.

Закрепление и систематизация представлений об инструментах и орудиях труда и трудовых действиях, совершаемых с их помощью. Уточнение и активизация словаря по теме «Орудия труда. Инструменты» (инструмент, приспособление, работа, труд, лопата, грабли, тяпка, мастерок, валик, кисть, топор, молоток, пила, стамеска, отвертка, клещи, плоскогубцы, напильник, игла, наперсток, ножницы; делать, использовать, облегчать; нужный, необходимый, полезный).  Совершенствование грамматического строя речи (образование и употребление существительных в косвенных падежах).  Совершенствование синтаксической стороны р  ечи (сложноподчиненные предложения со словами потому что, для того чтобы).  Совершенствование навыков звукового и слогового анализа слов..  Совершенствование умения пользоваться косвенной речью. Совершенствование навыка пересказа.

Развитие общих речевых навыков, зрительного восприятия и внимания,  координации речи с движением,  артикуляционной и тонкой моторики.

Буква Ь.

Формирование фонематических представлений с использованием буквенной символики. Введение символа буквы «Ъ». Обучению чтению слов с буквой «Ъ», слов, предложений и текстов. Чтение букваря и печатание в тетради. Работа со схемами предложений. Упражнения на осмысленное чтение букваря.

Профилактика нарушений письменной речи.

Апрель,3

«Насекомые»

Активизация и актуализация словаря. Насекомые, названия насекомых, их внешний вид и образ жизни. Польза и вред. Автоматизация произносительных навыков по заданию учителя – логопеда.

Автоматизация фонематического восприятия и лексико – грамматических навыков по заданию учителя - логопеда.

Расширение, уточнение и активизация словаря по теме «Насекомые» на основе систематизации и обобщения знаний (насекомое, жук, бабочка, муравей, комар, муха, оса, пчела, гусеница, стрекоза, шмель, усы, лапки, крылья, личинка; летать, ползать, жужжать, собирать, жалить; полезный, вредный). Обогащение экспрессивной речи существительными с суффиксами увеличительности и словами-синонимами., словами с приставочными глаголами. Совершенствование навыка составления предложений с однородными сказуемыми. Совершенствование навыка пересказа. Совершенствование навыка звукового анализа слов.  Обогащение экспрессивной речи словами с приставочными глаголами.  Совершенствование грамматического строя речи (предложно-падежные конструкции).

Развитие навыков речевого общения, связной речи, мышления, творческого воображения, тонкой моторики, координации речи с движением, зрительного внимания и восприятия.

Буква Ь.

Формирование фонематических представлений с использованием буквенной символики. Введение символа буквы «Ъ». Обучению чтению слов с буквой «Ъ», слов, предложений и текстов. Чтение букваря и печатание в тетради. Работа со схемами предложений. Упражнения на осмысленное чтение букваря. Профилактика нарушений письменной речи.

Апрель,4

«Профессии.»

Активизация и актуализация словаря. Названия профессий. Назначения профессий. Особенности профессий. . Автоматизация произносительных навыков по заданию учителя – логопеда.

Автоматизация фонематического восприятия и лексико – грамматических навыков по заданию учителя - логопеда.

Расширение представлений о труде взрослых, его необходимости и общественной значимости. Систематизация знаний о профессиях мам. Расширение и активизация словаря по теме «Профессии» (труд, профессия, работа, польза, шофер, водитель, летчик, машинист, капитан, врач, учитель, строитель, повар, инженер, почтальон, швея; интересный, полезный, нужный, трудный, ответственный; работать, делать; трудиться, совершать).  Совершенствование грамматического строя речи (образование и употребление существительных в родительном падеже).  Совершенствование навыка слогового анализа слов.  Совершенствование синтаксической стороны речи (составление сложноподчиненных предложений со словами потому что для того чтобы). Обучение декоративному обобщению изображений готовых форм и компоновке их в композиции.

Развитие связной речи, общих речевых навыков,  зрительного   внимания,  тонкой и общей моторики, творческой активности.

Послебукварное чтение.

Чтение предложений, коротких текстов. Выполнение звукобуквенного анализа и синтеза. Формирование навыка осмысленного чтения. Профилактика нарушений письменной речи.

Май, 1

«Цветы»

Активизация и актуализация словаря.

Строение цветов. Внешний вид. Классификация цветов. Исключение четвёртого лишнего предмета. Польза цветов.  Автоматизация произносительных навыков по заданию учителя – логопеда.

Автоматизация фонематического восприятия и лексико – грамматических навыков по заданию учителя - логопеда.

Обобщение представлений о ранней весне и типичных весенних явлениях в природе. Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме «Цветы» (природа, охрана, поле, луг, мак, колокольчик, ромашка, лютик, клевер. купальница, буке, венок, стебель, цветок, лист, бутон, корень, полевой, луговой, красивый, яркий, разноцветный, весенний, первый, нежный, хрупкий, голубой, белоснежный, золотистый, лиловый, липкий, душистый; охранять рвать, собирать, фотографировать. пахнуть, расцветать, распускаться). Совершенствование навыка рассматривания картины, формирование целостного представления об изображенном на ней.  Совершенствование навыка звукового анализа слов.  

Развитие связной речи, фонематических процессов, речевого слуха, мышления, всех видов восприятия, творческого воображения, тонкой моторики, выразительности движений, навыка создания коллективной работы.

Послебукварное чтение.

Чтение предложений, коротких текстов. Выполнение звукобуквенного анализа и синтеза. Формирование навыка осмысленного чтения.

Профилактика нарушений письменной речи.

Май, 2

«Животные жарких стран»

Животные жарких стран. Активизация и актуализация словаря.

Названия животных Их внешний вид, повадки. Кто как голос подаёт. Жилище животных жарких стран. Хищные и травоядные животные. Польза и вред для человека и природы. Автоматизация произносительных навыков по заданию учителя – логопеда.

Автоматизация фонематического восприятия и лексико – грамматических навыков по заданию учителя - логопеда.

Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме «Животные жарких стран» (животное, хищник, джунгли, саванна, слон, тигр, лев, зебра, бегемот, носорог, крокодил, обезьяна, хобот, клык, коготь, шерсть, добыча, охота; охотиться, бросаться, настигать, питаться; сильный, хищный, травоядный, мощный, крупный). Обогащение экспрессивного словаря словами-антонимами.  Совершенствование грамматического строя речи (образование и использование притяжательных прилагательных, употребление существительных в косвенных падежах с предлогами, глаголов движения с приставками).  

Совершенствование навыка пересказа. Формирование умения пользоваться косвенной речью.

Развитие связной речи, познавательной и регулирующей функции речи, речевого слуха, фонематических представлений, общих речевых навыков (голоса, выразительности речи), зрительного гнозиса и конструктивного праксиса, общей моторики, координации речи с движением, эмоций, памяти, воображения.

Послебукварное чтение.

Чтение предложений, коротких текстов. Выполнение звукобуквенного анализа и синтеза. Формирование навыка осмысленного чтения.

Профилактика нарушений письменной речи.

Май, 3

«Пресноводные рыбы»

Пресноводные рыбы. Активизация и актуализация словаря. Названия пресноводных рыб. Классификация рыб. Исключение четвёртого лишнего предмета. Внешний вид рыб. Строение рыбы. Передвижение в воде. Повадки. Польза.

Автоматизация произносительных навыков по заданию учителя – логопеда.

Автоматизация фонематического восприятия и лексико – грамматических навыков по заданию учителя - логопеда.

Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме «Пресноводные рыбы. Животный мир морей и океанов» (животное, рыба, океан, море, река, озеро, пруд сом, щука, окунь, плотва, судак, чешуя, плавники, хвост; обитать, плавать, нападать, охотиться, добывать; подводный, глубоководный, хищный, опасный, разнообразный, изумительный).  Совершенствование грамматического строя речи (образование и использование притяжательных прилагательных, употребление простых и сложных предлогов).

Совершенствование навыка пересказа.  Совершенствование умения пользоваться косвенной речью.   Совершенствование синтаксической стороны речи (сложноподчиненные предложения).

Развитие связной речи, слухового и зрительного внимания и восприятия, навыков звукового и слогового анализа и синтеза, тонкой моторики, координации речи с движением, вкусовой и тактильной чувствительности. Совершенствование навыка звукового анализа слов.

Послебукварное чтение.

Чтение предложений, коротких текстов. Выполнение звукобуквенного анализа и синтеза. Формирование навыка осмысленного чтения.

Профилактика нарушений письменной речи.

Май, 4

«Лето»

Активизация и актуализация словаря .

Признаки и приметы лета. Природа летом. Летние виды спорта. Летние игры и забавы. Автоматизация произносительных навыков по заданию учителя – логопеда.

Автоматизация фонематического восприятия и лексико – грамматических навыков по заданию учителя - логопеда.

Обобщение представлений о лете, о типичных явлениях в природе летом. Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме «Лето» (лето, месяц, июнь, июль, август, отпуск, каникулы, отдых, дача, море, лес, река, урожай, рыбалка, растение, насекомое, птица, животное; наступать, припекать, вырастать, лить, греметь, созревать, собирать, ловить; летний, жаркий, солнечный, любимый). Совершенствование навыка рассматривания и сравнения картин, формирование целостного представления об изображенном на картинах. Совершенствование навыков звукового и слогового анализа слов.  Совершенствование  синтаксической стороны речи (составление предложений с противопоставлением).  Автоматизация  правильного  произношения и дифференциация всех поставленных ранее звуков в свободной речевой деятельности.

Развитие связной речи, фонематических процессов, речевого слуха, слухового внимания, зрительного гнозима и конструктивного праксиса, мышления, всех видов восприятия, творческого воображения, тонкой моторики, выразительности движений.

Послебукварное чтение.

Чтение предложений, коротких текстов. Выполнение звукобуквенного анализа и синтеза. Формирование навыка осмысленного чтения.

Профилактика нарушений письменной речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Календарно-тематическое планирование с дошкольниками среднего возраста в соответствии с ФГОС ДО"

Календарно-тематическое планирование разработано для детей среднего дошкольного возраста по теме "Здоровье и я-близкие друзья"...

Комплексно-тематическое планирование по ознакомлению старших дошкольников с правилами этикета

В современном российском обществе происходит переоценка многих положений, в том числе обязательных требований к дошкольному образованию,  которые закреплены во вступивших в силу ФГОС ДО. Одним из...

Тематическое планирование для дошкольников 5- 6 лет

Методический материал по экологии для системного ознакомления детей с окружающим миром, с объектами и явлениями реальности....

Календарно- тематическое планирование для дошкольников

Увлекательный английский для дошкольников...

Тематическое планирование по ознакомлению старших дошкольников с городом Дзержинск и родным краем.

Тематическое планирование  по ознакомлению старших дошкольников с  городом Дзержинск и родным краем....

Календарно -тематическое планирование по Ознакомлению старших дошкольников с родным городом, страной.

Календарно -тематическое планирование по Ознакомлению старших дошкольников с родным городом, страной....

Перспективно-тематическое планирование ознакомления дошкольников 5-6 лет с ОБЖ и ЗОЖ (СТАРШАЯ ГРУППА)

В основной образовательной программе , разработанной на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, прописана часть, формируемая участниками образовательны...