Конспект НОД по экологии в старшей группе «Прогулка по осеннему лесу».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Задачи: развивать у детей логическое мышление, воображение, закреплять знания детей о связях между природными явлениями (с похолоданием изменилась жизнь растений и животных); продолжать учить детей грамматически правильно строить предложения, высказывать своё мнение, активизировать словарный запас. Обратить внимание детей на большое разнообразие деревьев в лесу; расширить представление о диких животных, обитающих в лесах; о том, чем они питаются и как готовятся к зиме; дать представление о птицах, научить делить птиц на перелётных и зимующих (на основе связи между характером корма и способом его добывания). Воспитывать любовь к природе; продолжать формировать навыки культуры поведения в природе: не загрязнять окружающую среду, бережно относиться к растениям и животным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_po_ekologii_v_starshey_gruppe.docx | 25.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по экологии в старшей группе «Прогулка по осеннему лесу».
Предварительная работа.
- Наблюдения за осенними изменениями в природе (осенние деревья и кустарники, листопад и.т.д.)
- Рассматривание репродукций, картин с изображением осенних пейзажей.
- Рассматривание книжных иллюстраций, картинок на осеннюю тему.
- Беседа по картине И. Левитана «Золотая осень».
- Беседы о подготовке птиц, зверей, растений к зиме.
- Беседы о перелетных и зимующих птицах.
- Беседы о лесе.
- Дидактические игры: «Детки на ветке», «Угадай дерево по описанию».
- Составление гербария.
- Чтение художественной литературы: Г. Серебрицкий «Берегите птиц»; И. Поленов «Синичкины кладовки»; В. Бианки «Купание медвежат»; Д.Н. Мамин – Сибиряк «Серая шейка».
Материалы и оборудование.
1.Запись «Времена года» П.И. Чайковского. Запись пения птиц.
2.Д/игры «Подери листок к дереву», «Кто, чем питается?».
3.Угощение от белочки (корзина с «грибочками).
4.Презентация по теме занятия.
Задачи: развивать у детей логическое мышление, воображение, закреплять знания детей о связях между природными явлениями (с похолоданием изменилась жизнь растений и животных); продолжать учить детей грамматически правильно строить предложения, высказывать своё мнение, активизировать словарный запас. Обратить внимание детей на большое разнообразие деревьев в лесу; расширить представление о диких животных, обитающих в лесах; о том, чем они питаются и как готовятся к зиме; дать представление о птицах, научить делить птиц на перелётных и зимующих (на основе связи между характером корма и способом его добывания). Воспитывать любовь к природе; продолжать формировать навыки культуры поведения в природе: не загрязнять окружающую среду, бережно относиться к растениям и животным.
Воспитатель загадывает загадку:
«Богатырь стоит богат,
Угощает всех ребят:
Ванечку - брусникой,
Костю – костяникой,
Машеньку – орешком,
Сережу – сыроежкой,
Настеньку – малиной,
Полину – земляникой».
Воспитатель: – Так кто этот богатырь? (ответы детей)
Воспитатель: - А что такое лес?
Дети: Это место, где растет много деревьев, кустарников, ягод, грибов. Там живут звери, птицы, насекомые!
Ребята, у нас уже наступила зима, но я предлагаю еще раз вспомнить об осени и рассказать все, что мы знаем об этом времени года. А для этого нам необходимо отправиться в осенний лес. И поможет нам в этом компьютор. Мы совершим виртальную прогулку по осеннему лесу. Хотите? (ответы детей).
- Кто из вас бывал в осеннем лесу? (ответы детей)
Значит, вы знаете правила поведения в лесу, давайте их повторим. Для этого я приготовила вам маленькие подсказки.
1.Нельзя громко кричать.
2. Не разорять муравейники, муравьи – санитары леса.
3. Не разорять птичьи гнезда и не пугать птиц.
4. Нельзя ловить животных и птиц и уносить их домой.
6. Нельзя разжигать костер, от огня погибает все живое.
7. Нельзя бросать в лесу мусор.
8. Нельзя разводить костер.
Воспитатель – Молодцы! Вы хорошо усвоили правила поведения в лесу. Значит можно отправляться дальше.
Звучит музыка «Времена года».
Воспитатель: давайте представим, что мы пришли в осенний лес. Сейчас здесь намного тише, чем весной и летом, почему? (все лесные жители готовятся к зиме).
(Ребенок читает стихотворение С. Погореловского)
«Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою?
Что нам шепчешь на заре?
Весь в росе как в серебре?
Кто в глуши твоей томится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой не утаи
Ты же видишь – мы свои!
Воспитатель: деревья стоят в красивом наряде, под ногами листья разноцветные.
Воспитатель: – Ребята, а вы помните осенние приметы? Назовите.
Дети: Постепенно становится холодно, небо закрыто облаками, идет моросящий дождь, сырой и холодной стала почва, изменились листья на деревьях, не слышно пения птиц.
Воспитатель: – Лес большой многоэтажный дом, в котором живет много- много жильцов и соседей. Они живут вместе в одном лесу, каждый находит себе пищу, место для гнезда или норы.
Воспитатель: А вы знаете кто самые главные жители в лесу? Что является основой леса? (деревья).
Воспитатель: – Почему вы так думаете?
Дети: Деревья, выделяют кислород, необходимый для всего живого; они являются жильем и убежищем для зверей и птиц.
Воспитатель: – Какие деревья растут в лесу? (ответы детей).
Воспитатель: – Давайте послушаем, что расскажут деревья о себе.
Дуб: я большое могучее дерево. Моя древесина очень прочная и твердая. Из нее издавна делали самые лучшие корабли, дома, мебель. Каждый год на мне поспевают желуди, которые служат пищей для многих зверей.
«Дует ветер с юга,
Дует ветер с вьюгой,
И с востока налетает
Но меня он не сломает!
Дуйте, ветры, - не боюсь –
Дубом, как – никак зовусь!
Липа: «Выросла я липка, тоненькой и гибкой не ломай меня!
Медоносным цветом зацвету я летом, береги меня»
Меня очень любят пчелы. Летом, когда я покрываюсь желтыми душистыми цветами, они прилипают собирать нектар, из которого потом получается целебный липовый мед. Мои цветы сушат и добавляют в чай, их так же используют как средство от простуды.
Ель: Меня, молодую елочку, вы хорошо знаете, наряжаете игрушками на новый год и водите вокруг меня хороводы. Я вырастаю большим деревом, а вместо листьев у меня множество маленьких темно-зеленых иголочек. Они называются – хвоя.
Воспитатель: В еловой хвое много витаминов. Её даже перерабатывают в хвойную муку, добавляя в корм для животных.
Предлагаю поиграть в игру «С какого дерева листок?»
Физминутка
Воспитатель: А почему в лесу стало так тихо, не слышно пения птиц? (многие птицы улетели в теплые края).
- А почему они улетают?
(Перелетные птицы питаются насекомыми, а осенью насекомые исчезают).
Воспитатель: А как вы думаете, все ли птицы сразу улетают?
Дети: (Нет, сначала улетают птицы, которые питаются насекомыми, потому, что они прячутся: ласточки, жаворонки, стрижи, кукушки.)
Затем улетают птицы, которые находят корм на земле, потому, что исчезают червячки – это скворцы, грачи, журавли.
В последнюю очередь улетают водоплавающие птицы потому, что вода на водоемах замерзает. Это гуси, утки, лебеди.
Воспитатель: Ребята, а как называются птицы, которые остаются с нами на зиму? (зимующие).
Воспитатель: А чем же питаются зимующие птицы?
Дети: Ягодами рябины, зернами, семечками и крошками хлеба, которые дают люди.
Воспитатель: А кто может назвать зимующих птиц?
Дети: Воробьи, голуби, синицы, галки, вороны, сороки.
Воспитатель: А знаете ли вы, ребята, что делают люди, чтобы птицам было легче перенести зиму?
Дети: Вешают кормушки.
Давайте поиграем в игру «Раздели по группам»
Воспитатель: К нам в гости пришли лесные жители (медведь, заяц, ежик, белка). Мы их сказать попросим, как они встречают осень.
Мишка: В берлогу скоро лягу спать
За осенью зима пришла опять.
Пусть мне во сне приснится мед!
Проснусь, когда весна придет!
Воспитатель: Медведь впадает зимой в спячку. Как же он всю зиму спит и ничего не ест? Он же может умереть с голоду?
Воспитатель: правильно, у него под кожей накапливается жир, так как он осенью много ест.
- Чем он питается?
Дети: спелыми ягодами, орехами, желудями, рыбой.
Ёж: Я тоже буду спать как мишка
Я поохотился за лето:
Грибы искал, мышей ловил,
Мне нужно отдохнуть за это,
Устал я, выбился из сил.
Заяц: Пора мне, зайчику линять
Пора мне шубку поменять
Зимой быть серым не могу
Меня заметят на снегу.
У косого нет берлоги
Не нужна ему нора
От врагов спасают ноги
А от голода – кора.
Белка: Хожу в пушистой шубке,
Живу в густом лесу,
В дупле на старом дубе,
Орешки я грызу.
Воспитатель: Дети, а какие звери ещё обитают зимой в лесу?
Кабан – питается желудями,
Лось – ест мох, ягоды, грибы,
Волк – хищник
Лиса – хищник.
Сейчас мы поиграем в игру «Кто, чем питается».
Воспитатель: Кто же заботится о лесе? (лесник).
Воспитатель: Главная его задача – защита леса со всеми его обитателями – растениями и животными. Он организовывает посадку новых деревьев и регулирует вырубку старых. Заботится о строительстве кормушек, в которых зимой животные и птицы могут найти себе пропитание.
Воспитатель: для чего нужен лес людям?
Дети: Лес – кормит, одевает, согревает, лечит.
Воспитатель: какие пословицы о лесе вы знаете?
- Невысок лесок, а от ветра защита.
- Зеленое царство – лучшее лекарство.
- Лес – наше богатство.
- Там, где лес, всегда чистый воздух.
Воспитатель: Какие вы молодцы, ребята. Как много вы знаете о лесе и его обитателях.
А как замечательно вы себя вели в лесном доме. За это, белочка решила поделиться своими запасами на зиму и оставила вам корзиночку с «грибами».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию в старшей группе "Прогулка в осеннем лесу"
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию в старшей группе "Прогулка в осеннем лесу" с элементами ТРИЗ и использование нетрадиционного дидактич...
Конспект коррекционно-развивающей работы с детьми старшей группы "Прогулка в осеннем лесу"
МБДОУ «Детский сад № 146» г. Чебоксары Конспект коррекционно-развивающей деятельностипо образовательной области «Комм...
Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию в соответствии с ФГОС в старшей группе «Прогулка по осеннему лесу»
Цель: Формирование грамматического строя речи.Задачи: Закреплять знания детей по темам: «Осень», «Растения», «Животные».Упражнять: в согласовании существительных с ...
Конспект интегрированного занятия для старшей группы "Прогулка в осеннем лесу"
Конспект интегрированного НОД по развитию речи и рисованию для старшей группы.Тема: "Прогулка в осеннем лесу"...
Конспект занятия по ФЭМП с использованием игровых технологий для детей старшей группы «Прогулка по осеннему лесу»
Способствовать формированию элементарных математических представлений, вызвать желание активно участвовать в совместной деятельности, умение общаться....
Конспект ООД с использованием здоровьесберегающих технологий в старшей группе «Прогулка в осеннем лесу»
Конспект ООД с использованием здоровьесберегающих технологий в старшей группе «Прогулка в осеннем лесу»...
Конспект ООД с использованием здоровьесберегающих технологий в старшей группе «Прогулка в осеннем лесу»
Конспект ООД с использованием здоровьесберегающих технологий в старшей группе «Прогулка в осеннем лесу»...