Конспект НОД по экологии в старшей группе «Прогулка по осеннему лесу».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Гамзина Ирина Григорьевна

Задачи: развивать у детей логическое мышление, воображение, закреплять знания детей о связях между природными явлениями (с похолоданием изменилась жизнь растений и животных);  продолжать учить детей  грамматически правильно строить предложения, высказывать своё мнение, активизировать словарный запас. Обратить внимание  детей на большое разнообразие деревьев в лесу;  расширить представление о диких животных, обитающих в лесах; о том, чем они питаются и как готовятся к зиме; дать представление о птицах, научить делить птиц на перелётных и зимующих (на основе связи между характером корма и способом его добывания).  Воспитывать любовь к природе;  продолжать формировать навыки культуры поведения в природе: не загрязнять окружающую среду, бережно относиться к растениям и животным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_ekologii_v_starshey_gruppe.docx25.88 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по экологии в старшей группе «Прогулка по осеннему лесу». 

Предварительная работа.

  1. Наблюдения за осенними изменениями в природе (осенние деревья и кустарники, листопад  и.т.д.)
  2. Рассматривание репродукций, картин с изображением осенних пейзажей.
  3. Рассматривание книжных иллюстраций, картинок на осеннюю тему.
  4. Беседа по картине И. Левитана «Золотая осень».
  5. Беседы о подготовке птиц, зверей, растений к зиме.
  6. Беседы о перелетных и зимующих птицах.
  7. Беседы о лесе.
  8.  Дидактические игры: «Детки на ветке», «Угадай дерево по описанию».
  9. Составление гербария.
  10. Чтение художественной литературы: Г. Серебрицкий «Берегите птиц»; И. Поленов «Синичкины кладовки»; В. Бианки «Купание медвежат»; Д.Н. Мамин – Сибиряк «Серая шейка».

Материалы и оборудование.

1.Запись «Времена года» П.И. Чайковского. Запись пения птиц.

2.Д/игры «Подери листок к дереву», «Кто, чем питается?».

3.Угощение от белочки (корзина с «грибочками).

4.Презентация по теме занятия.

Задачи: развивать у детей логическое мышление, воображение, закреплять знания детей о связях между природными явлениями (с похолоданием изменилась жизнь растений и животных);  продолжать учить детей  грамматически правильно строить предложения, высказывать своё мнение, активизировать словарный запас. Обратить внимание  детей на большое разнообразие деревьев в лесу;  расширить представление о диких животных, обитающих в лесах; о том, чем они питаются и как готовятся к зиме; дать представление о птицах, научить делить птиц на перелётных и зимующих (на основе связи между характером корма и способом его добывания).  Воспитывать любовь к природе;  продолжать формировать навыки культуры поведения в природе: не загрязнять окружающую среду, бережно относиться к растениям и животным.

Воспитатель загадывает загадку:

«Богатырь стоит богат,

Угощает всех ребят:

Ванечку - брусникой,

Костю – костяникой,

Машеньку – орешком,

Сережу – сыроежкой,

Настеньку – малиной,

Полину – земляникой».

Воспитатель: – Так кто этот богатырь? (ответы детей)

Воспитатель: - А что такое лес?

Дети: Это место, где растет много деревьев, кустарников, ягод, грибов. Там живут звери, птицы, насекомые!

Ребята, у нас уже наступила зима, но я предлагаю еще раз вспомнить об осени и рассказать все, что мы знаем об этом времени года. А для этого нам необходимо отправиться в осенний лес. И поможет нам в этом компьютор. Мы совершим виртальную прогулку по осеннему лесу. Хотите? (ответы детей).

- Кто из вас бывал в осеннем лесу? (ответы детей)

Значит, вы знаете правила поведения в лесу, давайте их повторим. Для этого я приготовила вам маленькие подсказки.

1.Нельзя громко кричать.

2. Не разорять муравейники,  муравьи – санитары леса.

3. Не разорять птичьи гнезда и не пугать птиц.

4. Нельзя ловить животных и птиц и уносить их домой.

6. Нельзя разжигать костер, от огня погибает все живое.

7. Нельзя бросать в лесу мусор.

8. Нельзя разводить костер.

Воспитатель – Молодцы! Вы хорошо усвоили правила поведения в лесу. Значит можно отправляться дальше.

Звучит музыка «Времена года».

Воспитатель: давайте представим, что мы пришли в осенний лес. Сейчас здесь намного тише, чем весной  и летом, почему? (все лесные жители готовятся к зиме).

(Ребенок читает стихотворение С. Погореловского)

«Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою?

Что нам шепчешь на заре?

Весь в росе как в серебре?

Кто в глуши твоей томится?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой не утаи

Ты же видишь – мы свои!

Воспитатель: деревья стоят в красивом наряде, под ногами листья разноцветные.

Воспитатель: – Ребята, а вы помните осенние приметы? Назовите.

Дети: Постепенно становится холодно, небо закрыто облаками, идет моросящий дождь, сырой и холодной стала почва, изменились листья на деревьях, не слышно пения птиц.

Воспитатель: – Лес большой многоэтажный дом, в котором живет много- много жильцов и соседей. Они живут вместе в одном лесу, каждый находит себе пищу, место для гнезда или  норы.

Воспитатель: А вы знаете кто самые главные жители в лесу? Что является основой леса? (деревья).

Воспитатель: – Почему вы так думаете?

Дети: Деревья, выделяют кислород, необходимый для всего живого; они  являются жильем и убежищем для зверей и птиц.

Воспитатель: – Какие деревья растут в лесу? (ответы детей).

Воспитатель: – Давайте послушаем, что расскажут деревья о себе.

Дуб: я большое могучее дерево. Моя древесина очень прочная и твердая. Из нее издавна делали самые лучшие корабли, дома, мебель. Каждый год на мне поспевают желуди, которые служат пищей для многих зверей.

«Дует ветер с юга,

Дует ветер с вьюгой,

И с востока налетает

Но меня он не сломает!

Дуйте, ветры, - не боюсь –

Дубом, как – никак зовусь!

Липа: «Выросла я липка, тоненькой и гибкой не ломай меня!

Медоносным цветом зацвету я летом, береги меня»

Меня очень любят пчелы. Летом, когда я покрываюсь желтыми душистыми цветами, они прилипают собирать нектар, из которого потом получается целебный липовый мед. Мои цветы сушат и добавляют в чай, их так же используют как средство от простуды.

Ель: Меня, молодую елочку, вы хорошо знаете, наряжаете игрушками на новый год и водите вокруг меня хороводы. Я вырастаю большим деревом, а вместо листьев у меня множество маленьких темно-зеленых иголочек. Они называются – хвоя.

Воспитатель: В еловой хвое много витаминов. Её даже перерабатывают в хвойную муку, добавляя в корм для животных.

Предлагаю поиграть в игру «С какого дерева листок?»

Физминутка

Воспитатель: А почему в лесу стало так тихо, не слышно пения птиц? (многие птицы улетели в теплые края).

- А почему они улетают?

(Перелетные птицы питаются насекомыми, а осенью насекомые исчезают).

Воспитатель: А как вы думаете, все ли птицы сразу улетают?

Дети: (Нет, сначала улетают птицы, которые питаются насекомыми, потому, что они прячутся: ласточки, жаворонки, стрижи, кукушки.)

Затем улетают птицы, которые находят корм на земле, потому, что исчезают червячки – это скворцы, грачи, журавли.

В последнюю очередь улетают водоплавающие птицы потому, что вода на водоемах замерзает. Это гуси, утки, лебеди.

Воспитатель: Ребята, а как называются птицы, которые остаются с нами на зиму? (зимующие).

Воспитатель: А чем же питаются зимующие птицы?

Дети: Ягодами рябины, зернами, семечками и крошками хлеба, которые дают люди.

Воспитатель: А кто может назвать зимующих птиц?

Дети: Воробьи, голуби, синицы, галки, вороны, сороки.

Воспитатель: А знаете ли вы, ребята, что делают люди, чтобы птицам было легче перенести зиму?

Дети: Вешают кормушки.

Давайте поиграем в игру «Раздели по группам»

Воспитатель: К нам в гости пришли лесные жители (медведь, заяц, ежик, белка). Мы их сказать попросим, как они встречают осень.

Мишка: В берлогу скоро лягу спать

За осенью зима пришла опять.

Пусть мне во сне приснится мед!

Проснусь, когда весна придет!

Воспитатель: Медведь впадает зимой в спячку. Как же он всю зиму спит и ничего не ест? Он же может умереть с голоду?

Воспитатель: правильно, у него под кожей накапливается жир, так как он осенью много ест.

- Чем он питается?

Дети: спелыми ягодами, орехами, желудями, рыбой.

Ёж: Я тоже буду спать как мишка

Я поохотился за лето:

Грибы искал, мышей ловил,

Мне нужно отдохнуть за это,

Устал я, выбился из сил.

Заяц: Пора мне, зайчику линять

Пора мне шубку поменять

Зимой быть серым не могу

Меня заметят на снегу.

У косого нет берлоги

Не нужна ему нора

От врагов спасают ноги

А от голода – кора.

Белка: Хожу в пушистой шубке,

Живу в густом лесу,

В дупле на старом дубе,

Орешки я грызу.

Воспитатель: Дети, а какие звери ещё обитают зимой в лесу?

Кабан – питается желудями,

Лось – ест мох, ягоды, грибы,

Волк – хищник

Лиса – хищник.

Сейчас мы поиграем в игру «Кто, чем питается».

Воспитатель: Кто же заботится о лесе? (лесник).

Воспитатель: Главная его задача – защита леса со всеми его обитателями – растениями и животными. Он организовывает посадку новых деревьев и регулирует вырубку старых. Заботится о строительстве кормушек, в которых зимой животные и птицы могут найти себе пропитание.

Воспитатель: для чего нужен лес людям?

Дети: Лес – кормит, одевает, согревает, лечит.

Воспитатель: какие пословицы о лесе вы знаете?

  1. Невысок лесок, а от ветра защита.
  2. Зеленое царство – лучшее лекарство.
  3. Лес – наше богатство.
  4. Там, где лес, всегда чистый воздух.

Воспитатель: Какие вы молодцы, ребята. Как много вы знаете о лесе и его обитателях.

А как замечательно вы себя вели в лесном доме. За это, белочка решила поделиться своими запасами на зиму и оставила вам корзиночку с «грибами».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию в старшей группе "Прогулка в осеннем лесу"

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию в старшей группе "Прогулка в осеннем лесу" с элементами ТРИЗ и использование нетрадиционного дидактич...

Конспект коррекционно-развивающей работы с детьми старшей группы "Прогулка в осеннем лесу"

МБДОУ «Детский сад № 146» г. Чебоксары           Конспект коррекционно-развивающей деятельностипо образовательной области «Комм...

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию в соответствии с ФГОС в старшей группе «Прогулка по осеннему лесу»

Цель: Формирование грамматического строя речи.Задачи: Закреплять знания детей по темам: «Осень», «Растения», «Животные».Упражнять: в согласовании существительных с ...

Конспект интегрированного занятия для старшей группы "Прогулка в осеннем лесу"

Конспект интегрированного  НОД по развитию речи и рисованию  для старшей группы.Тема: "Прогулка в осеннем лесу"...

Конспект занятия по ФЭМП с использованием игровых технологий для детей старшей группы «Прогулка по осеннему лесу»

Способствовать формированию элементарных математических представлений, вызвать желание активно участвовать в совместной деятельности, умение общаться....

Конспект ООД с использованием здоровьесберегающих технологий в старшей группе «Прогулка в осеннем лесу»

Конспект ООД с использованием здоровьесберегающих технологий в старшей группе «Прогулка в осеннем лесу»...

Конспект ООД с использованием здоровьесберегающих технологий в старшей группе «Прогулка в осеннем лесу»

Конспект ООД с использованием здоровьесберегающих технологий в старшей группе «Прогулка в осеннем лесу»...