Путешественники - экспериментаторы
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Логинова Юлия Юрьевна

Конспект занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvenniki.docx18.31 КБ

Предварительный просмотр:

ПУТЕШЕСТВЕННИКИ - ЭКСПЕРИМЕНТАТОРЫ

Воспитатель:— Ребята, подойдите ко мне, скажите, с чего начинается хорошее настроение? (С улыбки, с добрых дел, с прекрасных сюрпризов.)

Мы все за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Мы готовы поиграть –

Много нового узнать.

-Присаживайтесь на стульчики.

На доске висит портрет Архимеда и свёрток бумаги с приглашением.

Воспитатель: Давным- давно, когда вас еще не было на свете, не было и ваших родителей и даже бабушек и дедушек, жил на свете человек по имени Архимед. Ребята, а вы знаете кто такой Архимед?

Дети: Да, он жил в Древнем Риме, он математик; это ученый; он делал опыты, много знал.

Воспитатель: Правильно! 

Это человек был очень любознательным, все ему было интересно. Он хотел знать, как устроен мир, и сам придумал много полезных и нужных вещей …Давайте посмотрим, что это за свёрток висит рядом с портретом Архимеда. Давайте-ка прочтем его!

Открываем свиток, а там чистый лист. Показываю детям. Вместе видим, что что-то там написано, но совсем не видно, что именно.

Воспитатель: А как же можно это прочесть? Как невидимое сделать видимым? Это, наверное, секретные чернила! Для того чтобы их прочесть нужно наш листок нагреть. Давайте посмотрим вокруг и поищем, чем можно нагреть наш листок?

Дети находят в зале свечу.

-Ребята посмотрите, бумага нагрелась и теперь хорошо видно послание.

Дорогие ребята! Приглашаем Вас в страну Архимедию. Там вас ждет сюрприз. Но чтоб попасть туда, надо пройти непростые испытания.

Делаем вывод: Значит письмо написано молоком, оно вскипает от тепла лампы, темнеет и становится видимым.

Воспитатель: Ну, что? Хотите отправиться в гости? Готовы к испытаниям?

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда приступим.

Проведём опыт№1.

На столе стоят 2 пластмассовых ёмкости по пол литра с водой. На блюдце 2 сырых яйца, в стакане соль, ложка.

У воспитателя 2 пластмассовых ёмкости по пол литра и 1 двухлитровая, 2 яйца, соль.

Воспитатель: В первую ёмкость нужно опустить яйцо. Маша опусти аккуратно яйцо. Ребята, что с ним произошло?

Дети: Оно утонуло.

Воспитатель: Во вторую ёмкость необходимо добавить две столовых ложки соли. Кирилл помоги мне, перемешай немножко соль и опусти яйцо в емкость. Посмотрите, что с ним произошло?

Дети: Оно плавает на поверхности

Воспитатель: А сейчас я перелью воду из первой банки, затем из второй и опущу яйцо. Что с ним произошло?

Дети: Оно плавает по середине.

Дети делают вывод: в солёной воде яйцо не тонет, а держится на поверхности. В простой воде яйцо опустилось на дно ёмкости. Если смешать солёную воду и простую яйцо плавает посередине.

Воспитатель: Молодцы, ребята! А где вы встречали такое?

Дети: Когда ездили отдыхать на море, вода, в море соленная и плавать в такой воде легче.

Воспитатель: (Незаметно меняет яйцо на яйцо киндер – сюрприза. Достает из него цветок лотоса из бумаги с закрученными листочками к центру). На лепестках что - то написано, но они закручены и прочитать сложно. Что же нам делать? Как развернуть листочки?

Дети: Прогладить. Положить подо что-нибудь тяжелое.

Воспитатель: Давайте снова проведем опыт.

2. Опыт: Опускают лотос в тарелочку с водой, лепестки «распускаются»(Вы догадались, почему лепестки цветка раскрылись) Бумага намокла, стала тяжелой, и лепестки, поэтому раскрылись.

Воспитатель: Теперь можно прочитать, что написано на лепестках «Вас поведет вперед прибор, но что бы узнать, что это за прибор, нужно разгадать загадку». Послушайте:

Загадка:

В кармане моем — Замечательный друг:

Он знает, где север,

И знает, где юг

(Компас)

Дети: Компас.

Воспитатель: Молодцы! Вот и компас. Он поможет определить, направление нашего пути. Мы теперь не заблудимся. Сейчас мы сделаем разминку, что бы набраться сил для дальнейшего путешествия.

Физминутка:

Север, запад, юг, восток

(поднимаем две руки по сторонам света)

Нужно запомнить нам на зубок

Стороны света с тобою дружок.

Вот на север ледокол плывет

(плавные движения руками)

Вот на юг, улетают птицы

(машем руками-«крыльями»)

Вот на востоке солнышко встает

(потянуться на носочках)

А на западе оно садится

(присесть)

Воспитатель: Ну что отдохнули? Теперь пора продолжать наш путь. А на чем отправимся в путешествие?

На воздушном шаре! Раздать шарики, они надувают и выпускают вверх.

Вот ребята, приземлились мы у самого синего моря. На родине Архимеда очень - очень жарко. И хочется чем-то охладиться. Чем, ребята? Я предлагаю - мороженным.  Вы любите мороженное? Какое оно? Сейчас я расскажу вам историю, которая однажды случилась с Архимедом. Архимед купил два мороженных - для себя и для своего друга Сократа. Пришел в гости к другу, а его сосед - ученый Плутарх сказал, что Сократ ушел на прогулку. И посмеялся над ним, сказав, что мороженное не сохранится до прихода Сократа (холодильников в то время не было). Ребята, как вы думаете, как можно сохранить мороженное без холодильника? Архимед сказал, что он знает выход и попросил у Плутарха...меховую шапку! Он сказал, что мороженное можно сохранить в меховой шапке, представляете? Как вы думаете, прав ли был великий ученый? А давайте проверим? Опыт с мороженным.

Ну а коль мы оказались у моря, пока идет наш эксперимент,

Вопросы:

-Как называется самая крупная рыба-хищница? (Акула.)

-У кого морского обитателя ноги из головы растут? (У осьминога)

-Что вы знаете об этом морском животном? (У него восемь ног. Когда он сердится или пугается, то меняет свою окраску. Может стать белым или выпустить чернильное пятно, чтобы отпугнуть врагов).

-Как называется обитатель, который поражает жертву с помощью электрического разряда? (Скат.)

-У этой красавицы есть пять лучей, рот расположен в центре тела с нижней стороны, что то? (морская звезда)

-Как она передвигается? (Передвигается на своих лучах с присосками)

-Это - самые необычные обитатели моря. У них на спине овальный панцирь, большая голова на короткой шее, а ноги похожи на ласты. В воде они очень подвижны и грациозны, а по суше передвигаются медленно-медленно. Если их перевернуть на спину, то они так и останутся лежать, потому что сами перевернуться не смогут. (Черепахи)

-А что еще вы знаете о черепахах? (Они откладывают яйца в песок, живут больше 100 лет).

- Из какого животного плещет фонтан? (Кит.)

- У какой рыбы есть меч? (Рыба-меч.)

-Чем дышат рыбы? (жабрами)

-Что находится на морском дне? (песок, камешки, ракушки, водоросли и т. д.)

-С помощью чего можно опуститься на морское дно? (подводная лодка, нырнуть с аквалангом)

Вос-ль: А каких Вы еще знаете морских обитателей (Дельфины,медузы, морской конек)

-А можем ли мы их взять себе на память? (Нет.)

Почему? (Они живые, нужно бережно относиться ко всему живому)

Ребята! Смотрите, кажется я вижу сюрприз, который оставил для нас Архимед! Интересно, что там? Для того, чтобы это узнать, нам нужно разгадать ребус.

Молодцы, ребята, справились со всеми заданиями! А теперь пойдемте есть конфеты и угощать ими родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

планирование кружка "Юные экспериментаторы"

планирование кружка "Юные экспериментаторы"...

"Маленькие экспериментаторы в детском саду".

  Детская экспериментаторская дея­тельность — явление особенное, кото­рое взрослый должен уметь правильно организовывать и управлять им. В ходе эксперимента взрослому ( родителю) мож...

Рабочая программа"Юный экспериментатор"

 В основу программы экологического экспериментирования положена идея гуманизации, воспитания человека с развитой системой ценностных ориентаций.Занимательные проекты – экспериментирования ...

Программа кружка "Юный экспериментатор"

В программу входит: пояснительная записка, план кружка....

Краткосрочная образовательная практика «Маленькие экспериментаторы: опыты с водой» для детей 3-4 лет

Данный кратковременный образовательный практик способствует  развитию самостоятельного экспериментирования и поисковой активности  самих детей.Серия наблюдений, опытов и экспериментов  ...

Исследовательская работа на тему: «Маленькие экспериментаторы». Выполнили: дошкольная группа, I младшая группа, МБОУ «СОШ №4»Наримановского района, Воспитатель: Халилова Зухра Джусуповна

АКТУАЛЬНОСТЬ:  - предполагают  непрерывность  экологического     образования  на  разных  ступенях  дошкольного    детства...

Педагогический проект " Юные экспериментаторы "

Педагогический проект " Юные экспериментаторы "...