Путешественники - экспериментаторы
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
ПУТЕШЕСТВЕННИКИ - ЭКСПЕРИМЕНТАТОРЫ
Воспитатель:— Ребята, подойдите ко мне, скажите, с чего начинается хорошее настроение? (С улыбки, с добрых дел, с прекрасных сюрпризов.)
Мы все за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Мы готовы поиграть –
Много нового узнать.
-Присаживайтесь на стульчики.
На доске висит портрет Архимеда и свёрток бумаги с приглашением.
Воспитатель: Давным- давно, когда вас еще не было на свете, не было и ваших родителей и даже бабушек и дедушек, жил на свете человек по имени Архимед. Ребята, а вы знаете кто такой Архимед?
Дети: Да, он жил в Древнем Риме, он математик; это ученый; он делал опыты, много знал.
Воспитатель: Правильно!
Это человек был очень любознательным, все ему было интересно. Он хотел знать, как устроен мир, и сам придумал много полезных и нужных вещей …Давайте посмотрим, что это за свёрток висит рядом с портретом Архимеда. Давайте-ка прочтем его!
Открываем свиток, а там чистый лист. Показываю детям. Вместе видим, что что-то там написано, но совсем не видно, что именно.
Воспитатель: А как же можно это прочесть? Как невидимое сделать видимым? Это, наверное, секретные чернила! Для того чтобы их прочесть нужно наш листок нагреть. Давайте посмотрим вокруг и поищем, чем можно нагреть наш листок?
Дети находят в зале свечу.
-Ребята посмотрите, бумага нагрелась и теперь хорошо видно послание.
Дорогие ребята! Приглашаем Вас в страну Архимедию. Там вас ждет сюрприз. Но чтоб попасть туда, надо пройти непростые испытания.
Делаем вывод: Значит письмо написано молоком, оно вскипает от тепла лампы, темнеет и становится видимым.
Воспитатель: Ну, что? Хотите отправиться в гости? Готовы к испытаниям?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда приступим.
Проведём опыт№1.
На столе стоят 2 пластмассовых ёмкости по пол литра с водой. На блюдце 2 сырых яйца, в стакане соль, ложка.
У воспитателя 2 пластмассовых ёмкости по пол литра и 1 двухлитровая, 2 яйца, соль.
Воспитатель: В первую ёмкость нужно опустить яйцо. Маша опусти аккуратно яйцо. Ребята, что с ним произошло?
Дети: Оно утонуло.
Воспитатель: Во вторую ёмкость необходимо добавить две столовых ложки соли. Кирилл помоги мне, перемешай немножко соль и опусти яйцо в емкость. Посмотрите, что с ним произошло?
Дети: Оно плавает на поверхности
Воспитатель: А сейчас я перелью воду из первой банки, затем из второй и опущу яйцо. Что с ним произошло?
Дети: Оно плавает по середине.
Дети делают вывод: в солёной воде яйцо не тонет, а держится на поверхности. В простой воде яйцо опустилось на дно ёмкости. Если смешать солёную воду и простую яйцо плавает посередине.
Воспитатель: Молодцы, ребята! А где вы встречали такое?
Дети: Когда ездили отдыхать на море, вода, в море соленная и плавать в такой воде легче.
Воспитатель: (Незаметно меняет яйцо на яйцо киндер – сюрприза. Достает из него цветок лотоса из бумаги с закрученными листочками к центру). На лепестках что - то написано, но они закручены и прочитать сложно. Что же нам делать? Как развернуть листочки?
Дети: Прогладить. Положить подо что-нибудь тяжелое.
Воспитатель: Давайте снова проведем опыт.
2. Опыт: Опускают лотос в тарелочку с водой, лепестки «распускаются». (Вы догадались, почему лепестки цветка раскрылись) Бумага намокла, стала тяжелой, и лепестки, поэтому раскрылись.
Воспитатель: Теперь можно прочитать, что написано на лепестках «Вас поведет вперед прибор, но что бы узнать, что это за прибор, нужно разгадать загадку». Послушайте:
Загадка:
В кармане моем — Замечательный друг:
Он знает, где север,
И знает, где юг
(Компас)
Дети: Компас.
Воспитатель: Молодцы! Вот и компас. Он поможет определить, направление нашего пути. Мы теперь не заблудимся. Сейчас мы сделаем разминку, что бы набраться сил для дальнейшего путешествия.
Физминутка:
Север, запад, юг, восток
(поднимаем две руки по сторонам света)
Нужно запомнить нам на зубок
Стороны света с тобою дружок.
Вот на север ледокол плывет
(плавные движения руками)
Вот на юг, улетают птицы
(машем руками-«крыльями»)
Вот на востоке солнышко встает
(потянуться на носочках)
А на западе оно садится
(присесть)
Воспитатель: Ну что отдохнули? Теперь пора продолжать наш путь. А на чем отправимся в путешествие?
На воздушном шаре! Раздать шарики, они надувают и выпускают вверх.
Вот ребята, приземлились мы у самого синего моря. На родине Архимеда очень - очень жарко. И хочется чем-то охладиться. Чем, ребята? Я предлагаю - мороженным. Вы любите мороженное? Какое оно? Сейчас я расскажу вам историю, которая однажды случилась с Архимедом. Архимед купил два мороженных - для себя и для своего друга Сократа. Пришел в гости к другу, а его сосед - ученый Плутарх сказал, что Сократ ушел на прогулку. И посмеялся над ним, сказав, что мороженное не сохранится до прихода Сократа (холодильников в то время не было). Ребята, как вы думаете, как можно сохранить мороженное без холодильника? Архимед сказал, что он знает выход и попросил у Плутарха...меховую шапку! Он сказал, что мороженное можно сохранить в меховой шапке, представляете? Как вы думаете, прав ли был великий ученый? А давайте проверим? Опыт с мороженным.
Ну а коль мы оказались у моря, пока идет наш эксперимент,
Вопросы:
-Как называется самая крупная рыба-хищница? (Акула.)
-У кого морского обитателя ноги из головы растут? (У осьминога)
-Что вы знаете об этом морском животном? (У него восемь ног. Когда он сердится или пугается, то меняет свою окраску. Может стать белым или выпустить чернильное пятно, чтобы отпугнуть врагов).
-Как называется обитатель, который поражает жертву с помощью электрического разряда? (Скат.)
-У этой красавицы есть пять лучей, рот расположен в центре тела с нижней стороны, что то? (морская звезда)
-Как она передвигается? (Передвигается на своих лучах с присосками)
-Это - самые необычные обитатели моря. У них на спине овальный панцирь, большая голова на короткой шее, а ноги похожи на ласты. В воде они очень подвижны и грациозны, а по суше передвигаются медленно-медленно. Если их перевернуть на спину, то они так и останутся лежать, потому что сами перевернуться не смогут. (Черепахи)
-А что еще вы знаете о черепахах? (Они откладывают яйца в песок, живут больше 100 лет).
- Из какого животного плещет фонтан? (Кит.)
- У какой рыбы есть меч? (Рыба-меч.)
-Чем дышат рыбы? (жабрами)
-Что находится на морском дне? (песок, камешки, ракушки, водоросли и т. д.)
-С помощью чего можно опуститься на морское дно? (подводная лодка, нырнуть с аквалангом)
Вос-ль: А каких Вы еще знаете морских обитателей (Дельфины,медузы, морской конек)
-А можем ли мы их взять себе на память? (Нет.)
Почему? (Они живые, нужно бережно относиться ко всему живому)
Ребята! Смотрите, кажется я вижу сюрприз, который оставил для нас Архимед! Интересно, что там? Для того, чтобы это узнать, нам нужно разгадать ребус.
Молодцы, ребята, справились со всеми заданиями! А теперь пойдемте есть конфеты и угощать ими родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
планирование кружка "Юные экспериментаторы"
планирование кружка "Юные экспериментаторы"...
"Маленькие экспериментаторы в детском саду".
Детская экспериментаторская деятельность — явление особенное, которое взрослый должен уметь правильно организовывать и управлять им. В ходе эксперимента взрослому ( родителю) мож...
Рабочая программа"Юный экспериментатор"
В основу программы экологического экспериментирования положена идея гуманизации, воспитания человека с развитой системой ценностных ориентаций.Занимательные проекты – экспериментирования ...
Программа кружка "Юный экспериментатор"
В программу входит: пояснительная записка, план кружка....
Краткосрочная образовательная практика «Маленькие экспериментаторы: опыты с водой» для детей 3-4 лет
Данный кратковременный образовательный практик способствует развитию самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей.Серия наблюдений, опытов и экспериментов ...
Исследовательская работа на тему: «Маленькие экспериментаторы». Выполнили: дошкольная группа, I младшая группа, МБОУ «СОШ №4»Наримановского района, Воспитатель: Халилова Зухра Джусуповна
АКТУАЛЬНОСТЬ: - предполагают непрерывность экологического образования на разных ступенях дошкольного детства...
Педагогический проект " Юные экспериментаторы "
Педагогический проект " Юные экспериментаторы "...