Долгосрочный педагогический проект по нравственно-патриотическому воспитанию "Журавлята учатся летать"
проект по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) по теме
Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным поселком, его достопримечательностями, улицей, на которой живет ребенок, с известными почетными людьми, которые прославляли поселок своим трудом, изумительными фарфоровыми изделиями, стихами о родном крае, о героях войны. Родители не уделяют большого внимания данной проблеме,считая её не столь важной и дети не владеют достаточной информацией о родном поселке. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине. Обсудив эту проблему с родителями мы пришли к единогласному решению поработать над этой темой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_zhuravlyata_uchatsya_letat.docx | 149.79 КБ |
konspekt_zanyatiya_moya_malaya_rodina_dokument_microsoft_word.doc | 34 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 6 «Солнышко»
Долгосрочный педагогический проект
по нравственно-патриотическому воспитанию
Над проектом работали:
Воспитатели старшей группы
Командрина Марина Михайловна
Дети старшей группы
Родители
2014 - 2016 г.г.
Проект «Журавлята учатся летать…»
«Я узнал, что у меня есть огромная родня:
И тропинка, и лесок, в поле - каждый колосок,
Речка, небо надо мною - это все мое, родное!»
В. Орлов
Актуальность темы
У каждого счастливого человека есть свой любимый город. Чаще всего любимым городом, поселком, краем является то место, где человек родился или провел много времени, где промчалось детство человека, ведь именно с детством, если оно, конечно же, не было трудным, у большинства людей возникают самые приятные воспоминания. Сколько бы ни было лет человеку, он всегда помнит какие-то моменты из своего детства, а вместе с ними и места, где они происходили, то есть в любимом городе. Причем этому городу вовсе не обязательно быть столицей или городом-миллионером. Он может быть тихим, заброшенным городком или же небольшим поселком и в то же время являться самым любимым и дорогим местом, так как с ним связано много приятных впечатлений. У каждого любовь к городу проявляется по-разному. Например, поэты сочиняют стихотворения о любимом городе, композиторы пишут музыку, художники картины, тем самым прославляя город и увековечивая память о нем на многие годы. Мы хотим, чтоб ребятам, поселок, в котором они живут, стал любимым! Этот проект посвящается Талдомскому краю, п. Вербилки, которые являются малой Родиной наших воспитанников.
В данном проекте речь пойдёт о значении истории малой родины и его влиянии на патриотическое воспитание дошкольников. Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным поселком и Талдомском крае возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.
Проблема
Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным поселком, его достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребенок, с известными почетными людьми, которые прославляли поселок своим трудом, изумительными фарфоровыми изделиями, стихами о родном крае, о героях войны.
Родители имеют недостаточно знаний о своем поселке, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном поселке. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.
Следовательно, мы считаем данную проблему актуальной не только для нашего детского сада, но и для общества в целом.
Цель проекта:
- Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного поселка, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю.
Задачи проекта:
- Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родного края;
- Осуществлять ознакомление дошкольников с историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона;
- Развивать бережное отношение к поселку, его достопримечательностям, культурным ценностям, природе;
- Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно, мыслить, фантазировать;
- Воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное отношение к краю.
Участники проекта
Дети 5-6 лет (старшая группа)
Проект предусматривает активное участие родителей, детей и воспитателей.
Сроки реализации проекта
2 года
Прогнозируемый результат.
- Обогащенные и систематизированные знания детей об истории города и его культурных ценностях. Сформирован устойчивый интерес к изучению данной проблемы.
- Повышение родительской компетентности по представленной проблеме.
- Участие семей воспитанников в учебно-воспитательном процессе.
- Разработанное методическое и дидактическое сопровождение по данному разделу.
- Реализация проекта позволит повысить детскую, родительскую и педагогическую компетентность в вопросах истории, культуры п. Вербилки, поможет сформировать заботливое отношение к родному поселку.
Следовательно, данный проект способствует формированию не только познавательного интереса, но и имеет социальное значение.
Реализация проекта
Реализация проекта осуществляется в 3 этапа.
I этап - подготовительный, включает в себя:
анкетирование родителей выявить объем знаний и представлений о родном поселке, его истории, достопримечательностей;
диагностирование детей с целью выявления уровня сформированных знаний и представлений об истории и культуре родного поселка.
II этап - основной, включает в себя:
Занятия с детьми в соответствии с перспективным планом,
совместные мероприятия с семьями воспитанников,
экскурсии по поселку,
пополнение развивающей среды,
выставки детских работ, семейных коллекций, коллекций сотрудников.
III этап - итоговый, включает в себя:
- Итоговое диагностирование детей.
- Повторное анкетирование родителей.
- Праздники, по итогам мероприятий.
- Итоговые занятия по окончанию тем.
- Итоговая презентация по проекту.
- Сообщение на родительском собрании о работе проекта.
Данные мероприятия продемонстрируют количественные и качественные изменения, произошедшие к концу учебного года.
Вывод. Данный проект можно реализовать в условиях большинства дошкольных учреждений. Проект не требует значительных материальных затрат, в его реализацию активно включаются родители воспитанников. Сведения о городе, знаменитых жителях Вербилок доступны и интересны не только детям, но и взрослым.
Весь проект состоит из 4 блоков:
«Моя малая Родина»
«Мой дом - Россия»
«Народные традиции. Православная Русь»
«Боевая слава России»
План работы с детьми на 2014 - 2015 г.
Сентябрь
- Занятие – Познание – «День знаний»
- Беседа «Моя Родина»
- Занятие «Москва – столица России. Символика страны – герб, флаг».
- Рассматривание русских национальных костюмов.
- Занятие «Страна, в которой мы живем»
- Беседа. Богатство России. Чтение Л. Кона «Лен».
- Народная мудрость: пословицы, поговорки, загадки.
- Месячник по ПДД и ОБЖ.
Октябрь.
- Беседа «История возникновения родного поселка Вербилки»
- Чтение З. Александровой «Родина»
- Пословицы и поговорки о Родине.
- Беседа «Значимые места родного поселка»
- Экскурсия в пожарную часть 211 г.п. Вербилки.
- Рисование «Пожарная машина»
- Беседа «Как прекрасна природа Вербилок…»
- Рисование и выставка работ «Как прекрасен этот мир…»
Ноябрь.
- Занятие «Талдомский край – Журавлиный заповедник»
- Рисование «Журавли летят, курлычут…»
- Показ слайд – презентации «Летят журавлей караваны…»
- Достопримечательности родного поселка. «Вербилковский фарфоровый завод».
- Д. И. «Кто, где работает».
- Чтение стихов о родном поселке.
- Экскурсия на завод АОО «Фарфор Вербилок».
- Рисование: роспись сервиза «Яблоки».
- Занятие «Хранительница очага». Пословицы и поговорки о матери.
- Конкурс чтецов «День Матери».
Декабрь.
- Занятие «Московский Кремль»
- Экскурсия в библиотеку. Открытое мероприятие «День книги».
- Работа в книжном уголке «Природа и города России»,
«Кремли в древних русских городах»
- Рисование «Спасская башня Кремля»
- Занятие «Как выращивают хлеб»
- Русские народные пословицы о труде.
- Выставка изделий русского народно-прикладного искусства.
- Чтение художественной литературы.
Январь.
- Беседа «Народные традиции. Новый год».
- Беседа Рождество Христово. Святки. /Показ презентации./
- Народные традиции. Знакомство с колядками.
- Беседа «Крещение». /Показ презентации./
- Беседа «Памятники Кремля. Царь - колокол».
- Русские народные игры «Палочка-выручалочка».
- Чтение тематической художественной литературы.
Февраль.
- Беседа «Памятники Кремля. Царь - пушка».
- Занятие «День защитника Отечества».
- Праздник «Колесо истории»
- Рисование «Защитники Отечества»
- Рассказ о Василии Блаженном.
- Конструирование «Храм Василия Блаженного»
- Народные традиции. Праздник «Как на масленой недели, мы свои блиночки ели».
- Былинные защитники святой Руси.
- Беседа «Не спорь! Прости!».
- Чтение тематической художественной литературы.
Март.
- Беседы «Народные традиции. Хлебосольство».
- Беседа «Мама слово дорогое».
- Праздник «Школа маленьких поварят»
- Пословицы и поговорки о матери.
- Рисование «Милой мамочки портрет».
- Музейная педагогика рассматривание картин «В субботу», «Семья» - Ю. Кугач
5. Беседа «Любовь родителей».
6. Беседа «Что хорошо и что плохо?».
7. Чтение тематической художественной литературы.
Апрель.
- Беседа «Наши меньшие друзья». «Необыкновенная дружба святых людей и диких зверей». Рассказ о святом Сергии Радонежском (основатель Троице-Сергиева монастыря (Лавра)).
- Занятие – Познание - «День космонавтики».
- Рисование «Космос глазами детей – неведомые дали»
- Беседа. Русское народно-прикладное искусство. Матрёшка.
- Беседа «Будь послушным!» «Доброе дело. Трудолюбие и лень».
- Праздник «День Здоровья»
- Рисование «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!»
- Занятие по экологическому воспитанию «Чистый воздух и вода богатство страны».
- Цикл бесед и изобразительная деятельность «Православие русского народа»:
«Уж верба вся пушистая»; «Летите голуби, летите…»
«Благая весть», «Пасхальная открытка»,
«Дорого яичко к праздничному дню»
- Светлый праздник Пасхи.
- Тематическая экскурсия в библиотеку п.г. Вербилки открытое мероприятие по теме: «Что растет в лесу, кто живет в лесу».
- Чтение тематической художественной литературы.
Май.
- НОД «9 Мая – День Победы».
- НОД «Бессмертный солдат в каждой семье».
- Рисование «Враг не пройдет»; «Скорей надень, дедушка, медали!» «Память», «Салют Победы!»
- Конкурс чтецов к 70-летию Победы «Этих дней не смолкнет слава!»
- Экскурсия к Обелиску Славы.
- Показ слайд - презентации «Рисуют мальчики войну».
- Аппликация «Поздравительная открытка ветеранам».
- Субботник «Приведем наш общий Дом в порядок»
- Беседа «Наши добрые дела» «О добрых, жадных, щедрых»
- Беседа «Будь скромным! Не хвастайся!», «Не кради! Не обманывай!»
- Беседа «Моя семья. Наш род»
- Посадка цветов в клумбы в честь Дня Поселка.
- Выступление в ДК на День Поселка.
- Чтение тематической художественной литературы.
Используемая литература:
- «Патриотическое воспитание дошкольников» - Н. В Алешина УЦ Перспектива Москва 2008 г.
- «Занятия по ознакомлению с окружающим миром» - О.В. Дыбина. Мозаика синтез Москва 2011 г.
- «Основы православной культуры» - составитель О.К. Харитонова под редакцией протоирея Виктора Дорофеева , издательский дом «Покров» Москва 2002 г.
- «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» - М.Д. Маханева . Творческий Центр «Сфера» Москва 2010 г.
- Православная культура для малышей «Добрый мир» - Л.Л. Шевченко
- М. Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011 г.
- Добрый мир. Устроение доброго мира. Прогулки по дням творения.
- Устроения добрых отношений в мире. Хорошо – плохо
- Устроение добрых отношений в нашей жизни. Семья. Родина.
- Православный храм. Наши меньшие друзья (человек и мир природы).
- Ценности жизни христиан. Чему мы радуемся? Православные праздники.
- Живем в «Ладу» патриотическое воспитание в ДОУ.- А.Е. Писарева, В.В. Уткина. Творческий Центр «Сфера» Москва 2007 г.
- Алёшина Н. В. Знакомим дошкольников с родным городом.- М.: ТЦ Сфера, 1999. - 112 с.
- Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М.: ЦГЛ, 2004. - 156 с.
- Рыбалкова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания. // Дошкольное воспитание 2003, № 6. С. 45 - 55.
- Якушева Т. А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребёнка старшего дошкольного возраста. // Дошкольная педагогика 2006, № 6.
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 6 «Солнышко»
Конспект НОД
«Моя малая Родина»
Старшая группа
Воспитатель: Командрина М.М.
п. Вербилки
Задачи:
Расширить знания детей о родном городе, его достопримечательностях; прививать интерес к истории родного края;
воспитывать любовь к своей малой Родине, чувство гордости за свою страну, воспитывать любовь к родным местам.
Ход беседы:
Восп.
Ребята, скажите, как называется страна, в которой мы живем? (Россия)
Восп:
У нашей страны удивительно красивое имя – Россия. Много чудесных стран на земле, везде живут люди, но Россия – единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина! Мы гордимся нашей великой Родиной. Россия – самая большая страна в мире.
- А мы, сегодня с вами будем говорить о нашей малой родине. У каждого человека есть Родина – место, где он родился и живет. А вы знаете, как называется поселок, в котором мы с вами живем? (Вербилки)
Я знаю поселок с названьем игривым,
Там речка Дубна свои воды несет,
И тихо над нею склоняются ивы,
А летом природа, как в сказке цветет.
Чудесный поселок с историей древней,
Тончайший фарфор сделал славу ему,
И профиль лосиный сияет на гербе,
Вербилки – названье поселку тому.
- А кто знает, как называется столица нашей страны? (Москва)
Правильно Москва, рядом со столицей много больших городов, поселков и маленьких деревень, посмотрите какая большая территория земли, её называют Московская область. Московская область разделена на небольшие районы и наш поселок Вербилки находится в Талдомском районе. Вот это и есть, наша малая Родина, где мы с вами живем.
Малая родина – островок земли,
Под оком – смородина,
Вишни расцвели,
Яблоня кудрявая, а под ней – скамья.
Ласковая, милая, Родина моя!
Восп:
Как вы думаете, так что же такое Родина? (родной дом, родная улица, солнце, голубое небо, это хлеб, это друзья, это место где мы родились).
- Вы все правильно назвали. Родиной мы зовем тот город или деревню, где человек родился, увидел прекрасный мир, где у него много друзей
Дети читают стихи
Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой растем
И березы у дороги,
По которой мы идем.
Что мы Родиной зовем?
Солнце в небе голубом,
И душистый, золотистый
Хлеб за праздничным столом.
Что мы Родиной зовем?
Край, где мы с тобой живем.
Восп:
Ребята, а вы любите свою малую Родину, гордитесь ею?
Ну, если вы любите свою родину и гордитесь ею, вы должны знать историю своего поселка, вот послушайте, я вам немного расскажу об истории возникновения нашего поселка.
«Когда-то, очень давно, когда не было на свете ни ваших родителей, ни бабушек с дедушками, и даже прапрабабушек с прапрадедушками приехал в Россию богатый купец. Посмотрел он на край наш удивительно красивый и богатый и решил здесь остаться жить. И задумал он построить в нашем краю завод, не простой, а фарфоровый. Стал к заводу съезжаться рабочий люд, строили себе дома, магазины, школу, храм божий. Стали люди думать, как им назвать свою малую Родину, а места наши красивые, окружает нас могучий лес и поселок стоит на слиянии двух рек Дубна и Якоть, в то время эти реки были судоходные по ним ходили пароходы. На пароходах привозились на завод глина и все что нужно, для
производства фарфора, а с завода отправляли на пароходе готовые фарфоровые изделия по всей матушке России. И по берегам рек росло много вербы и склоняли они свои ветви до самой воды это было очень красиво. И решили тогда назвать поселок ……»
Воспит:
Ребята, а какие особо значимые места нашего поселка вы знаете? (школа, Дом Культуры, стадион, библиотека, обелиск - памятник павшим за Родину в годы войны, Храм Александра-Невского и конечно же фарфоровый завод).
В нашем поселке много улиц и у каждой улицы свое название. Некоторые из них мы услышим, когда вы назовете свой домашний адрес.
Восп:
Ребята! А сколько вам лет?
- Вам по-5 лет, вашим родителям по 25-36 лет. У всех людей разный возраст, кто по младше, кто постарше. А как вы думаете у городов, поселков и деревень есть возраст?
У каждого города или деревне тоже есть возраст и он исчисляется с того момента когда был построен город. Нашему поселку 386 лет, а вот столица нашей Родины и того старше Москве исполнится 867 лет.
В нашем поселке работает завод, который известен всему миру, своим удивительно красивым фарфором. Профессии у людей, которые там работают – самые разные. Об этом мы узнаем, когда ребята расскажут о своих родственниках, которые работают или работали на нашем знаменитом заводе. (рассказы детей).
- Ребята, а как называется детский сад, в который вы ходите? А как вы думаете можно ли его назвать вашим родным домом?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный педагогический проект «Развитие нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников через ознакомление с родным краем, городом»
Материал дает возможность педагогам выделить интересные фрагменты и при желании включиться в работу по их переносу в условия своего коллектива, обновляя образовательную практику. Опыт может быть реали...
Межгрупповой педагогический проект по нравственно-патриотическому развитию детей
Вид проекта: по содержанию: нравственно-патриотический;по форме организации: межгрупповой детско-родительский;по доминирующей деятельности: смешанный (художественно-эстетическая, игровая, познавательн...
Педагогический проект по нравственно - патриотическому «Мы будем знать…»
Цель проекта: формирование у детей нравственно – патриотических чувств. Воспитывать у ребенка чувства любви и привязанности к Родине.Задачи:1. Привитие детям чувства любви к св...
Педагогический проект по нравственно-патриотическому воспитанию "Уголок России - отчий дом"
Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом, его достопримечательностями, улицей, на которой прожи...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ по нравственно-патриотическому воспитанию «Спешите делать добро»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ по нравственно-патриотическому воспитанию «Спе...
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию посвященный 70-летию Победы: «Эхо войны в моей семье»
Актуальность: Рассказать детям о ВОВ, которая вошла в каждый дом .Вид проекта: исследовательский, творческий.Продолжительность проекта: долгосрочный – (с января по май 2015 года)Участники ...
Проект по нравственно – патриотическому воспитанию к 75-летию Победы в Великой отечественной войне «Наша слава и наша память»
В преддверии 75-й годовщины победы в Великой Отечественной войне патриотическое воспитание приобретает особое значение.Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста нач...