ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ по нравственно-патриотическому воспитанию «Спешите делать добро»
проект (подготовительная группа) на тему
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ по нравственно-патриотическому воспитанию «Спешите делать добро»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_proekt_speshite_delat_dobro_.doc | 156 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 146», подведомственный комитету по образованию администрации муниципального образования «Саратов»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
по нравственно-патриотическому воспитанию
«Спешите делать добро»
Музыкальный руководитель:
Ибрагимова Людмила Алексеевна
Саратов-- 2018-2019 учебный год
Сегодня, в век глобальных изменений, политического, экономического и социального преобразования, проблема "Каким быть современному человеку?" стала крайне актуальной. Вопросы нравственно-патриотического воспитания, духовного становления личности на протяжении всех периодов развития общества были и остаются предметом рассмотрения в философии, педагогике, психологии, музыке . Актуализация проблем нравственного воспитания в настоящее время обусловлена изменениями в общественном сознании, связанными с возрастанием потребности в гуманных отношениях, с утратой ценностно-смысловых ориентиров бытия людей в кризисном обществе.
Дошкольное образование, как и вся система в целом, находится сейчас в поиске: как в сложнейших социально-экономических условиях сохранить радостный мир детства, как вырастить ребёнка здоровым физически и нравственно?
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственности у дошкольников. В настоящее время наблюдается снижение многих показателей нравственного и духовного здоровья личности: разрушение естественных институтов социализации; изменение общей ориентации воспитания с коллективистской на индивидуалистическую модель; ослабление коллективных форм совместной деятельности детей. Отсюда следует, что большинство молодых родителей не готовы в полной мере к нравственному воспитанию детей. Все это свидетельствует о необходимости серьезного совершенствования духовно-нравственного воспитания. Доброта – качество, ценимое во все эпохи. Чем тяжелее времена, тем дороже для людей теплота и сочувствие окружающих. Но какой он, добрый человек? В чем выражается доброта? Когда и как она складывается у детей? В детстве доброта - одно из самых надежных средств обращения ребенка к миру другого человека. Дети изначально (как правило) не добры и эгоцентричны, поэтому воспитание доброты является шагом вперед в направлении социализации ребенка. Всем нам хочется видеть наших детей хорошими и воспитанными. Поток информации настолько огромен, что отследить истоки плохого поведения бывает непросто. В мире, насыщенном самой разной информацией, ребенку предстоит научиться разделять добро и зло. Получая навыки, нравственного воспитания, ребёнок становится носителем общественного сознания. А значит полноценной личностью. И возникает необходимость решения главной нравственной проблемы, а именно воспитание добротой (а вместе с тем воспитание доброты).
Приоритетом родителей является хорошее образование, а воспитание отодвигается на второй план .Но главная задача дошкольного образования - воспитать в маленьком человеке - духовно- нравственную личность. И поэтому, воспитание доброты, сочувствия, сопереживания является одним из приоритетных направлений дошкольного воспитания. Несомненно, что доброта, как неотъемлемая часть нравственного воспитания дошкольников , формируется через все виды деятельности. Я, как музыкальный руководитель считаю, что невозможно переоценить роль музыки в воспитании и развитии этого качества дошкольников. Дети учатся сопереживать, упражняются в хороших поступках, сами не замечая этого. “Музыка – необходимый душевный атрибут человеческого существования”, – так говорил Аристотель. Музыка- язык общения человеческих душ, верный и вечный лекарь человеческого сердца. Она является одним из богатейших и действенных средств эстетического воспитания. Духовно-нравственное воспитание немыслимо без формирования эмоциональной отзывчивости у ребёнка. Музыка, как никакой другой вид деятельности, способствует развитию эмоций. Эмоциональная отзывчивость на музыку – одна из важнейших музыкальных способностей. Она связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку. Дошкольники имеют небольшой опыт представлений о чувствах человека, существующих в реальной жизни. Музыка, передающая всю гамму чувств и их оттенков может, расширить эти представления. В процессе своей педагогической деятельности, работая с детьми, я замечала, что дети ссорятся, выражают негативное отношение к другому ребёнку, обижаются, если коллектив не принимает их точку зрения, выражают нежелание вступать в партнёрские отношения с ребёнком, который чем-то ему не нравится. Проводя с детьми беседу о любимых героях мультфильмов, дети часто называли такие имена, как Амбал, Шрек, Джокер, вампиры совершенно забывая добрых , чутких, отзывчивых на чужую беду, героев отечественных мультфильмов, которые всегда приходили на помощь друзьям и имели главное качество- Доброту. Поэтому и возникла необходимость осуществление проекта «Музыка Доброты». Проект: «Спешите делать добро» Проблема : Помочь детям понять значимость доброты в жизни человека Цель: Создавая активный интерес к музыке, обеспечивая положительные эмоции, через красоту музыки воспитывать в детях доброту, отзывчивость, сопереживание. Задачи: - повышать интерес детей к музыкальной деятельности через совместную поисковую деятельность; - содействовать средствами музыки возникновению чувства дружбы, доброты к близкому окружению; -развитие коммуникативных навыков; -формировать умение давать эмоционально-личностную оценку музыкальному произведению; -формировать умение понимать других людей; - раскрывать в детях творческий потенциал . Вид проекта: по количеству участников: коллективный; по контингенту участников: дети пяти-семи лет; по характеру деятельности: художественно- творческий; по продолжительности: 7 месяцев.(с сентября месяца по апрель)
Модельное описание проектного продукта
*улучшение психологического микроклимата в коллективе;
*совершенствование системы взаимодействия между детьми, родителями и педагогами;
*определение влияния музыкальных произведений, которые послужат средством воспитания эмоциональной отзывчивости;
*желание после проведённого проекта продолжить работу в этом направление, заинтересованность других воспитателей проектным методом.
* развитие музыкально-эстетического вкуса;
*проявление любви и интерес к музыке, желание
участвовать в музыкальном процессе;
* формирование чувства ритма;
* развитие общей музыкальности
* умение выражать свои впечатления от музыки
в движении или рисунке;
*проявление заботы, доброты, взаимопомощи
по отношению к ближним;
*способность принимать точку зрения товарища;
* проявление самостоятельности и инициативы;
* приобретение навыков партнёрского общения;
* умение договариваться и распределять
обязанности между собой;
*обогащение словарного запаса;
* развитие познавательных интересов
*повышение интереса и внимания к музыкальной деятельности ребенка;
*обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье;
*сближение с детьми и педагогами, интерес к событиям, происходящим в детском саду;
* изменение приоритетов родителей в вопросе воспитания детей.
Завершающим этапом проекта будет театральная постановка--игра «Дорогою добра» ( кружок»ЮТА»-юные таланты для детей старшего дошкольного возраста)
Стратегия и тактика проектных действий.
Этапы проекта | Задачи этапа (триада) | Проектные мероприятия | Времен. отрезок | |
Деятельность педагога | Деятельность детей. | |||
Выбор темы | Выявить взаимоотношения детей в группе сверстников, степень эмоциональной отзывчивости друг к другу. Определить приоритеты родителей во взглядах на воспитание детей. | 1. Наблюдение за детьми в процессе игровой деятельности и на занятиях. 2. Анкетирование родителей. 3. Беседа «Мои любимые сказки и мультфильмы». | 1. Игровая деятельность детей. 2. Взаимоотношения детей на занятиях. Дети рассказывают о своих любимых героях сказок и мультфильмов | сентябрь |
Подго- товка к проек- ту | Определить наиболее оптимальные средства, методы по воспитанию у детей доброго начала. -выбрать виды музыкальной деятельности с помощью которых можно решить проблему; - узнать каким образом музыка может изменить характер человека; -определить модель решения проблемы. | 1. Подбор методического материала. 2. Подбор музыкальных произведений, на основе которого будет идти реализация проекта. 3. Создание предметно-развивающей среды. 4. Изготовление силами родителей альбома «Дорогою добра» 5.Зарождение проблемы -ввод в игровую ситуацию Формулирование проблемы «Как научиться быть добрым?» 7. Разработка занятий и сценариев. | Осознают и лично воспринимают проблему. Принимают задачу. Предлагают свои решения и принимают участие в моделирование продукта своей деятельности. | Октябрь |
Реалии- зация проек-та Подве- дение итогов | Расширять представления о чувствах человека; учить различать тембры музыкальных инструментов, предающие оттенки настроений; знакомить с творчеством Ф. Шуберта; воспитывать уважение и любовь к маме. Развивать творческую самостоятельность детей в создании художественных образов; побуждать детей к поискам выразительных движений, ритмов и певческих интонаций; развивать фантазию; поддерживать желание слушать классическую музыку, эмоционально откликаться на неё; передавать характер музыкальных произведений через движение; способствовать позитивному самоощущению, связанному с состоянием раскрепощённости уверенности в себе; воспитывать динамическую сторону общения: лёгкость вступления в контакт, инициативность, готовность к общению. Закрепить понятие о том, что музыка является другом человека, что надо слушать красивую и приятную, полезную для здоровья музыку;
Совершенствовать двигательную активность детей, способность к творческому воображению, импровизации; учить согласовывать свои действия с действиями других; развивать музыкальные способности детей, умение самостоятельно определять настроение, характер музыкального произведения, расширять словарный запас; воспитывать любовь к музыке и желание участвовать в музыкальном процессе; формировать доброе отношение друг к другу. Учить детей двигаться в соответствии с характером музыки, определять характер песни, отвечать на вопросы по содержанию; отрабатывать четкое произношение окончания слов, пропевание звуков, чистое интонирование мелодии, согласованное пение; развивать быстроту реакции, умение выполнять движения в соответствии с содержанием текста и характером; мелодии пляски; Обогащать слушательский опыт детей произведениями композиторов- классиков; развивать умение выражать в движении и изобразительной деятельности характер музыки, её настроение; закреплять умение выражать различные эмоции в мимике и пантомиме; развивать способность детей к эмпатии, умение сочувствовать, сопереживать. Закрепить и обобщить понятия «вежливость» «волшебные слова», «добрые дела и поступки»; развивать навыки обобщения, правильного применения «волшебных слов», добрых дел на практике; доставить детям радость от совместно проведённого с родителями мероприятия; приобщить родителей к участию в жизни детского сада; воспитывать чувство взаимопомощи, доброты, чуткости, уважение к личности другого человека. Учить самостоятельно определять эмоционально-образное содержание музыкального произведения; развивать способность самостоятельно выбирать жесты, мимику, интонации для передачи контрастных образов; развивать творческие способности детей; через прекрасное воспитывать в детях доброе начало. Определить эффективность влияния музыкальных произведений на воспитание доброты и отзывчивости у детей ; совершенствовать систему взаимодействия ДОУ и семьи по вопросам нравственного воспитания детей; сформировать у детей осознанное отношение к музыке, как к одному из важнейших средств проявления доброты. | 1.Цикл занятий по слушанию в кружке «ЮТА» «Настроения, чувства в музыке» «Материнские ласки» А. Гречанинов. «Мама» П. Чайковский, «Ave, Maria» Ф. Шуберт, «Ave, Maria» Бах- Гуно. Показ репродукций картин Рафаэля, Леонардо да Винчи. Беседа с детьми. 2. Занятие «Живёт повсюду красота» «Сказка про ромашку" Вопросы к детям: «Можно ли увидеть и услышать красоту?» Песенное творчество «Ах, как хорошо» Слушание «В пещере горного короля» Э.Грига. Пр. сит: «Почему все обитатели подземелья такие злые?» «Что можно сделать, чтобы они чуть-чуть подобрели?» М.р. "А давайте им подарим красоту нашей доброй души» Танц. импровизация «Вальс снежинок» (муз. А.Гречанинова) Совместное пение «Живёт повсюду красота» муз. Ю.Антова Вопросы к детям: Что вы чувствовали на сегодняшнем занятии? 3. Занятие "Доктор Музыка", Ввод в игровую ситуацию. «Я приглашаю вас в страну Веселья, где живёт наш друг- Музыка». Игра «Угадай мелодию». Станция «Музыкальная». Игра в оркестре- «Полька» (б.н.м) (м.р. направляет детей и учит их межличностному общению). Беседа о взаимодействие и взаимопомощи. Станция «Танцевальная» «Вальс друзей» С. Коротаевой Сюрпризный момент-Фея музыки . Беседа «Неужели музыка живёт так далеко?» Вывод: «Музыка ваш друг - и живёт она в ваших добрых сердечках». 4. Комплексное занятие «У всех на свете мама есть» Песня-игра « У всех на свете мама есть» (модель Т.А.Борвик) Показ театра на магнитной доске «Самая лучшая мама на свете» Е.Благининой. Вопросы: А как вы думаете, что значит любить?» Любить - значит делать добро Педагог (восп.) предлагает детям нарисовать портрет, используя для этого разные средства изобразительности. Оказывает практическую помощь. Ритмодекламация «Всё для мамы» Т. Боровик 5.занятие «Волшебная страна Дюймовочки» «Здравствуйте» М. Картушина «Добрая фея» Г. Гладкова (м.р. нацеливает, что движения плавные, мягкие, нежные). Муз-дид. игра «Настроение» «Паук и паучок» «Дорогою добра» М. Минкова» М.р. «будем добры и внимательны друг к другу. Учимся слушать и слышать друг друга) Сюрпризный момент «Стеклянная музыка» Поисковая ситуация: «А какие инструменты нам помогут изобразить красивую, нежную, добрую музыку» Импровизированная игра на инструментах «Танец Феи драже» П. Чайковского 6. занятие «Всем нам песни петь не лень, мы бы пели целый день" Парная песенка-игра «На травке» М. Карема. Игра на музыкальных инструментах « Во саду ли в огороде» (р.н.м.). Игровая ситуация - пришла посылка с диском песня «Доброта» И. Лученка. (М.р. –«А кого вы считаете добрым?» Пение:« Ласковые слова» З. Прописнова. Ритмодекламация «Покормите птиц» (беседа о помощи птицам зимой). «Добрый кжук» М. Спадавеккиа.- танец-игра (М.р. «будьте вежливы, приветливы и приятны друг другу). 7. занятие «Страна «Трямляндия» Создаёт игровую ситуацию. М.р. «Какое чувство вы испытали при этом?» Этюд на развитие мимики и жестов сл. Е. Алябьевой. Слушание «К Элизе» Л.Бетховена. Беседа по характеру произведения педагога. М.р. Танцуйте так,как подсказывает вам музыка. Дидактическая игра «Палитра». Песенное творчество: «Кто тебе понравился» 8. Развлечение «Волшебные слова» Поисковая ситуация «Что не правильно?» «Парный танец» В. Золотарёва (педагог напоминает о культуре взаимоотношений) Песня «День добрый» К. Андерса, «Если добрый ты»Б.Савельева Инсценировка «Урок вежливости» С. Маршака Вопрос: «А какими действиями можно проявить добрые чувства к окружающим?» Коллективная игра с родителями « Сердечко по кругу» (в сердце человека заключено любовь, теплота. доброта и дружба» Песня «Улыбка» В.Шаинского 8. занятие «Пусть зло на проделки хитро, но всё ж побеждает добро» «День добрый» К. Андерса. Чтение скороговорки «котик ниток клубок укатил в уголок» Песенное творчество Рассматривание картин «Демон сидящий», «Царевна Лебедь» М. Врубеля. М.р: «А что помогает композитору показать доброго или злого волшебника? Слушание. «Колдун» Г.Свиридова, «Царевна-Лебедь» Н.Римского-Корсакого Что этой музыкой хотел выразить композитор? Танцевальное творчество (предложить детям для танца использовать ленты)
1.Подготавливает презентацию. 2. Проводит презентацию: Показ спектакля «Дорогою добра» 1Совместная театральная деятельность детей старшей и подготовительной групп 2. Анализ результатов работы. 3. Диагностика детей (тесты на выявление коммуникативных особенностей). 4. Распространение опыта проектной деятельности. 5.Оформление результатов проекта. | Дети учатся элементарно анализировать произведение. Учатся передавать характер музыки в двигательных импровизациях. Самостоятельная работа детей с пиктограммами « Эмоции». Диалоговая беседа Дети самостоятельно импровизируют на заданный текст. Танцевально-игровое творчество (изображают сказочных героев). Рассуждение детей, поиск выхода из проблемной ситуации . Дети вкладывают в свои движения изящество, плавность, нежность. Дети исполняют песню. Ответы детей: «теплоту», «доброту», «красоту» Дети вживаются в игровую ситуацию. Дети рассказывают о характере песен (добрая, ласковая, красивая, сердечная, приветливая). Дети самостоятельно выбирают музыкальные инструменты, учатся договариваться между собой. Дети исполняют танец, развиваются эмпатии, уважение к партнёру. Диалоговая беседа. Танцевальная импровизация «Музыка моего сердца». Дети исполняют песню, сопровождая жестами содержание песни Ответы детей: «не делать ничего плохого». Дети, выбирают изобразительные материалы рисуют портреты мам. Дети учатся ритмично декламировать текст. Упражняются в чистом интонировании Самостоятельное творчество детей. Дети упражняются в развитии ладотонального чувства Выполняют этюд на развитие мимических и пластических движений Анализируют своё пение Дети практическим способом ищут нежные, мелодичные звуки Коллективная игра на инструментах (музыкальных и «стеклянных») Ответы детей: «Друзей». Дети учатся тактично и деликатно обращаться друг с другом. Дети самостоятельно учатся договариваться между собой. Дети, исходя из своего жизненного опыта, рассказывают о доброте. Поют «светлым,нежным» голосом. Интонационно-ритмическое исполнении текста. Дети исполняют танец-игру под собственное пение. Импровизация –«катание на облаках Дети: удовольствие, радость. Дети выражают различные положительные эмоции в мимике и жестах Дети: «светлый, нежный, добрый заботливый, ласковый». Дети импровизируют самостоятельно создавая пластический образ. Выражают свое отношение к музыке цветом . Дети песенной импровизацией называют имя ребёнка, который вызвал у него симпатию. Дети, согласно своему жизненному опыту ищут правильное решение. Передают в танце уважение и доброе отношение друг к другу. Дети выразительно и эмоционально исполняют песни Дети и родители инсценируют стихотворение. Дети вместе с родителями рассказывают о страничках альбома, созданного коллективным трудом «Дорогою добра». Дети и родители выражают доброе отношение друг к другу Совместное исполнение песни Дети приветствуют друг друга песней и дарят друг другу хорошее настроение. Читают скороговорку, используя различные интонации. Передают в пении настроение песенки. Беседа по содержанию. Ответы детей: «музыка какая ?!» Дети высказывают свои предположения. Дети подбирают себе ленты соответствующие образу (холодных и тёплых тонов), упражняются в танцевальном творчестве . Договариваются о защите проекта -выбирают музыкальные номера. Представляют продукт деятельности. Участвуют в театрализации | ноябрь. . ноябрь декабрь январь январь . февраль . февраль март . март . |
Ожидаемые результаты
- развитие познавательного интереса у детей, расширение представлений о музыке;
- готовность воспринимать музыку, эмоционально откликаться на выраженные в ней чувства и настроения;
- способствовать развитию музыкальной личности: мыслящей, с развитыми музыкальными способностями, творческой, самостоятельной, не растерявшей доброты и сострадания;
- вовлечение каждого ребёнка в творческую деятельность;
- овладение умением элементарно анализировать музыкальное произведение;
- проявление интереса к экспериментированию;
- проявляют доброту, заботу, взаимовыручку, взаимопомощь бережное отношение к ближнему окружению;
- создание коллективистических взаимоотношений детей;
- определить влияние тех музыкальных произведений, которые послужили средством воспитания и эмоционального развития ребёнка;
- динамика уровня компетентности педагогов и родителей по вопросам взаимодействия и воспитания детей;
- увеличение охвата родителей разнообразными формами сотрудничества;
- желание после проведённого проекта продолжить работу в этом направление;
- заинтересованность других воспитателей в использовании данного метода в своей практической деятельности.
Таким образом, перспективность этого метода заключается в возможности его дальнейшего использования музыкальными руководителями и педагогами с целью нравственного воспитания детей посредством музыки; в возможности расширения взаимодействия родителей и детского сада по вопросам воспитания детей
Кадровые ресурсы: педагоги, родители.
Информационные ресурсы:
- Л.С .Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода «Проектный метод в деятельности дошкольных учреждений»;
- И.Б. Крашенинникова, И.А. Макарова «Социальное развитие дошкольников средствами музыки»;
- Т.Е. Вендрова, И.В.Пигарёва « Воспитание музыкой»;
- Д.Б.Кабалевский «Воспитание ума и сердца»;
- О.П. Радынова, А.И. Катинене, М.Л. Палавандишвили «Музыкальное воспитание дошкольников»;
- Детский сад.ру http://www.detskiysad.ru;
- Дошкольное образование http://edu.rin.ru/preschool/index.html.
Материально-технические ресурсы:
- музыкальный уголок;
- уголок социально-нравственного развития;
- музыкальные инструменты: фортепиано;
- коллекция детских музыкальных инструментов;
- наглядный материал: плакаты, иллюстрации, картинки, карточки по теме нравственного воспитания детей, пиктограммы;
- технические средства: телевизор, видеомагнитофон, музыкальный центр, магнитофон, DVD – проигрыватель.
Программно-методические ресурсы:
- «Программы «ДЕТСТВО» и «СИНТЕЗ ИСКУССТВ»
- «Музыкальные шедевры» ОП. Радыновой
Возможные риски
Риск | Способ преодоления |
Недостаточно аудиозаписей. | Привлечь родителей к поиску необходимых аудиозаписей. |
Недостаточно технических средств. | Связь с социумом: Детская музыкальная школа № 3. |
Недостаточная активность родителей. | Подобрать наиболее эффективные методы взаимодействия. |
Человеческий фактор. | Учесть взаимозаменяемость(одну роль исполняют 2 человека). |
Приложение 1
Схема реализации проекта по другим разделам программы
Разделы программы | Виды детско-взрослой деятельности |
Игровая деятельность |
|
Социальное – нравственное воспитание |
|
Речевое развитие |
|
Художественная литература |
|
Изобразительная деятельность |
|
Работа с родителями |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогическая концепция "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста"
Защита педагогической концепции по теме нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста....
Инновационный педагогический опыт "Нравственно-патриотическое воспитание детей через ознакомление с родным городом"
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого- с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной ...
Сценарий педагогического совета «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»
Из современного нравственного воспитания дошкольников длительное время фактически были исключены понятия патриотизма, любви к Родине, не воспитывалось ...
Педагогический совет «Нравственно-патриотическое воспитание детей в ДОУ»
Цель: обобщение и актуализация профессиональных знаний умений и навыков педагогов по формированию нравственно-патриотических чувств у дошкольников...
Информационно-практик-ориентированный социально-педагогический проект, Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста : "Тайны русского Севера".
Нравственно-патриотическое воспитание в дошкольном отделении образовательного комплекса всех уровней, от дошкольного до высшего профессионального, осуществляется на основе интеграции отечественных тра...
ИНФОРМАЦИЯ К ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОВЕТУ «Нравственно-патриотическое воспитание в детском саду» Тема: «Значение регионального компонента в ознакомлении детей с историей родного края»
Одной из основных задач воспитания дошкольников, стоящих на современном этапе перед воспитателем, является воспитание у дошкольников любви к Родине, родному краю, чувства гордости за свою Родину. Пред...
Публичное представление инновационного педагогического опыта "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников "
Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, р...