«Тучка - путешественница» конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе.
занимательные факты по окружающему миру (старшая группа) на тему
Расширять представление детей о мире природы. Познакомить детей о круговороте воды в природе. Формировать у детей познавательный интерес к природе, экологическое сознание. Показать значение воды в природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_tuchka-puteshestvennitsa.docx | 29.76 КБ |
Предварительный просмотр:
«Тучка - путешественница»
конспект занятия по ознакомлению
с окружающим миром
в старшей группе.
«Тучка - путешественница». Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе №14 Зиминой Т.Е.
Цель:
- создание целостного представления о воде, как о природном явлении;
- дать детям элементарные знания о круговороте воды в природе;
- формирование у детей познавательного интереса к природе, экологическое сознание;
- показать значение воды в жизни живой природы.
Задачи образовательных областей:
Познавательное развитие:
- расширять представление детей о мире природы;
- познакомить с круговоротом воды в природе.
- уточнить и расширить знания детей о воде, её свойствах роли, в жизни человека и живых организмов; о формах и видах воды (родники, реки, моря, океаны, осадки).
- развивать представления детей о превращении воды в лед, льда в воду. Развивать представление о плавлении льда. Формировать действия “превращения”.
- формировать интерес к познавательной деятельности.
- воспитывать бережное отношение к воде как к основному природному ресурсу, воспитывать любознательность, познавательный интерес к окружающему миру.
Социализация: формировать умение работать самостоятельно, воспитывать умение быть доброжелательным, вызвать радость от открытий, полученных из опытов.
Физическая культура: развивать координацию движений, двигательную активность во время физкультминутки.
Предварительная работа:
- беседы с детьми.
- наблюдения на прогулке за небом, облаками, снежными тучами, снегом.
- загадывание загадок.
- дидактические игры.
- сочинение рассказов, сказок на прогулке о путешествии ветра, облака, тучек, о снежинках.
- заучивание стихотворения о капельках и тучках.
- разучивание физкультминутки.
Методы и приёмы:
- словесный (беседы с детьми, вопросы, индивидуальные ответы детей),
- наглядный,
- игровой,
- исследовательский.
Материалы и оборудование:
- слайды с изображением на планшете;
- кусочки льда в пластиковом контейнере на каждого ребёнка;
- ёмкости для воды на каждого ребёнка;
- салфетки бумажные;
- лист А4, восковые мелки;
- музыкальное сопровождение.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Давайте поздороваемся, улыбнемся друг другу и нашим гостям и поделимся хорошим настроением.
Сегодня я хотела вам рассказать о трёх капельках-сестричках. Жили они дружно, но однажды налетел на них злой Северный ветер. Дунул он на двух сестёр, и они превратились в льдинку и в снежинку. Только одна маленькая капелька успела спрятаться. С той поры не могут они быть вместе. Грустно маленькой капельке одной. Ребята, давайте найдём ей подружек?
Дети: Да!
Воспитатель: Ребята, прислушайтесь, что за шум вы слышите? (Включается запись шума дождя).
Дети: Шум дождя, дождик.
Воспитатель: Из чего состоит дождик?
Дети: Из капелек воды.
Ребенок: Капля с капелькой слетела,
капля капельку задела,
капля с капелькой слилась,
вот и лужа налилась!
Воспитатель: Правильно, из маленьких водяных капелек. А где живут водяные капельки?
Дети: В тучках.
Воспитатель: А что такое тучка?
(Дети рассказывают стихотворение выученное ранее).
1 Ребенок
Тучи —
Это облака.
Только хмурые слегка.
2 Ребенок
Солнце лучиком играло,
в лужу тёмную попало,
солнцем греется вода,
улетает в никуда.
Выше неба не достать,
капли встретились опять,
вместе держатся за ручки -
и плывут по небу тучки.
Дети садятся за столы.
(Слайд «Тучка и капельки»).
Воспитатель: Ребята, давайте вместе придумаем рассказ про эту Тучку — путешественницу. Я начинаю рассказ, а вы продолжите:
“Жила была на небе маленькая, серебристая тучка. Подул однажды северный ветер и … ”
(звук ветра), (слайд «Сердитого Ветра»).
Воспитатель: Что случилось с тучкой?
Дети: Ветер погнал бедную тучку с большой скоростью далеко — далеко на север.
Воспитатель: Капелькам дождя в тучке становилось все холоднее и холоднее.
Они старались согреться, обнимая друг друга, но только превращались в кристаллы и льдинки.
И опускались на землю белыми пушистыми снежинками.
(Слайд «Капелька становится снежинкой»).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, во что превратилась капелька?
Ребёнок: Капелька превратилась в снежинку.
(На столе у каждого стоит контейнер с кусочками льда).
Воспитатель: Дети потрогайте, пощупайте, что это у вас в контейнере?
Ребёнок: Это лёд.
Воспитатель: Какой лед на ощупь?
Ребёнок: Холодный, твердый.
Воспитатель: Лед холодный, а ладошки у вас какие?
Ребёнок: Теплые.
Воспитатель: Все взяли лёд в ладоши? Давайте посмотрим, что получится из холодного льда в теплых ладошках?
Дети: Лед тает, лед капает, появляются лужицы воды на столе.
Воспитатель: Откуда взялась вода?
Ребёнок: Из-за льда получилась вода.
Воспитатель: А лед остался таким же, как и был?
Дети: Лёд тает.
Воспитатель: Во что превращается лед под воздействием тепла?
Дети: Лед превращается в воду.
Воспитатель: Ребята, посмотрите - засияло яркое солнышко.
(Слайд «Солнышко»).
И Льдинка снова превратилась в Капельку (воспитатель показывает ёмкость с водой). Вот мы и нашли подружек нашей Капельки.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, капелька накапала целую ёмкость воды. Давайте её рассмотрим. Какая вода в ёмкости?
Дети: Чистая.
Воспитатель: Какого цвета вода?
Дети: Вода прозрачная, у неё нет цвета.
Воспитатель: На столе у вас стоят ёмкости с водой. Перелейте воду в другую емкость. Что происходит с водой?
Дети: Льется, течет, переливается и т. д.
Воспитатель: Поднесите стаканчики к носу. Вода имеет запах?
Дети: Нет. Вода ничем не пахнет.
Воспитатель: Ребята, кому нужна вода?
Дети: Растениям, животным, человеку, птицам. Без воды все живое умрет.
Давайте с вами проведем разминку.
Дождик капнул на ладошку (правой рукой касаемся левой)
На цветы (круговое движение правой рукой)
И на дорожку (обе руки перед собой)
Льётся, льётся – ой-ой-ой! (покачивание головы)
Побежали мы домой (бег на месте).
(Дети садятся за столы).
Воспитатель: Ребята, кто знает, во что превращается вода, если ее долго нагревать?
Дети: Она кипит, превращается в пар.
Слайд «Пар из чайника»
Воспитатель: Куда исчезает пар?
Ребёнок: Пар поднимается к верху.
Воспитатель: Он там охлаждается, собирается капельками. Чем эти капельки кажутся нам на высоком небе?
Дети: Облаками, тучами.
Слайд «Облака и тучи».
Воспитатель: И тут за работу берется ветер, он разгоняет легкие облака во все стороны. Из туч капельки воды проливаются на землю в виде чего?
Дети: Дождя.
Слайд «Дождь».
Воспитатель: А зимой, когда холодно капельки во что превращаются?
Ребёнок: Превращаются в снежинки.
Слайд «Снежинки».
Воспитатель: Ребята, как можно назвать одним словом дождь, снег?
Дети: Осадки.
Воспитатель: Освежит вода луга, леса, поля и начнет собираться капля за каплей в маленькие струйки. Струйки выбьются из—под земли в роднички и побегут капля по капле маленькими струйками, которые соберутся в ручейки.
Ребята как вы думаете, ручейки сольются, побегут вместе и что образуют?
Дети: Реки.
Воспитатель: Реки встречаются друг с другом, бегут, сливаются в одну большую, по которой плавают корабли, лодки, грузовые баржи.
— Назовите, какая река течёт у нас в городе?
Ребёнок: Река Иртыш.
Воспитатель: Как вы думаете, куда впадают реки?
Дети: В моря и океаны.
Воспитатель: Маленьких и больших рек очень много на земле, они наполняют своими водами мировой океан.
А сейчас я предлагаю вам выйти из-за столов и поиграть в интересную и волшебную игру.
Проводится игра “Капельки”.
Воспитатель: Ребята, представьте, что мы с вами капельки. Все капельки самостоятельные. (Шум дождя).
Дети хаотично гуляют по кругу.
Воспитатель: Но вот, капельки встречаются друг с другом, и получается ручеек.
Дети разбиваются на пары и берутся за руки. Пары двигаются друг за другом (звук ручейка).
Воспитатель: А теперь ручеек течет и впадает в реки.
Дети берутся за руки и образуют большой круг (шум реки).
Воспитатель: Наш круг может менять форму, как и вода.
Круг из детей вытягивается в овал.
Воспитатель: А теперь, представьте, что вас замораживают, вам становится холодно. Надо встать поближе друг к другу и обняться, чтобы стало теплее (звук ветра).
Дети обнимают друг друга.
Воспитатель: Так образуются льдинки.
Воспитатель: Молодцы, ребята. А сейчас я предлагаю пройти за столы и нарисовать картину на тему “Тучка-путешественница”. Первый ряд рисует снежную тучку и осадки в виде снега. А второй ряд рисует дождевую тучку и осадки в виде дождя.
Дети рисуют. Музыка – релакс.
Воспитатель: Посмотрите, какие у нас получились красивые картины.
Ребята, давайте с вами вспомним, о чем мы сегодня говорили. Где мы с вами встретили капельки воды? Какие бывают осадки и от чего это зависит? Что происходит со льдом при нагревании? Куда пар поднимается и что происходит дальше?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, вы молодцы, очень хорошо занимались, правильно отвечали на вопросы, нарисовали красивые картины. Занятие окончено.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по познавательной активности детей старшей группы по ознакомлению с окружающем миром «Почему всё падает на землю»
Цель: Объяснить детям с помощью опыта, что Земля обладает силой притяжения.Материалы: Предметы из разных материалов (дерево, пластмасса, металл, бумага, пух), емкость с водой и песком, металличе...
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Ознакомление с окружающим «На чём люди летают»
Интеграция образовательных областей: Познавательное, речевое, социально - коммуникативное, художественно- эстетическое, физическое развитие.Задачи:Образовательные:1 Развитие навыков познавательной дея...
Открытое занятие ознакомление с окружающим миром старшая группа
Открытое занятие ознакомление с окружающим миром старшая группа...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...
НОД Ознакомление с окружающим миромв старшей группе Тема: « Эти удивительные грибы"
формировать знания детей о грибах, как удивительных обитателях леса....
НОД Ознакомление с окружающим миромв старшей группе Тема: « Эти удивительные грибы
Цель: формировать знания детей о грибах, как удивительныхобитателях леса.Образовательные задачи:Закреплять и обобщать знания детей о грибах; учить различать съедобные и несъедобные грибы. Познако...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Викторина "Веселые ребята" план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Викторина "Веселые ребята"...