«Тучка - путешественница» конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе.
занимательные факты по окружающему миру (старшая группа) на тему

Зимина Татьяна Евгеньевна

Расширять представление детей о мире природы. Познакомить детей о круговороте воды в природе. Формировать у детей познавательный интерес к природе, экологическое сознание. Показать значение воды в природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_tuchka-puteshestvennitsa.docx29.76 КБ

Предварительный просмотр:

«Тучка - путешественница»

конспект занятия по ознакомлению

 с окружающим миром

 в старшей группе.

 «Тучка - путешественница». Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе №14 Зиминой Т.Е.

Цель:

- создание целостного представления о воде, как о природном явлении;

- дать детям элементарные знания о круговороте воды в природе;

- формирование у детей познавательного интереса к природе, экологическое сознание;

- показать значение воды в жизни живой природы.

Задачи образовательных областей:

Познавательное развитие:

- расширять представление детей о мире природы;

- познакомить с круговоротом воды в природе.

- уточнить и расширить знания детей о воде, её свойствах роли, в жизни человека и живых организмов; о формах и видах воды (родники, реки, моря, океаны, осадки).

- развивать представления детей о превращении воды в лед, льда в воду. Развивать представление о плавлении льда. Формировать действия “превращения”.

- формировать интерес к познавательной деятельности.

- воспитывать бережное отношение к воде как к основному природному ресурсу, воспитывать любознательность, познавательный интерес к окружающему миру.

Социализация: формировать умение работать самостоятельно, воспитывать умение быть доброжелательным, вызвать радость от открытий, полученных из опытов.

Физическая культура: развивать координацию движений, двигательную активность во время физкультминутки.

Предварительная работа:

- беседы с детьми.

- наблюдения на прогулке за небом, облаками, снежными тучами, снегом.

- загадывание загадок.

- дидактические игры.

- сочинение рассказов, сказок на прогулке о путешествии ветра, облака, тучек, о снежинках.

- заучивание стихотворения о капельках и тучках.

- разучивание физкультминутки.

Методы и приёмы:

- словесный (беседы с детьми, вопросы, индивидуальные ответы детей),

- наглядный,

- игровой,

- исследовательский.

Материалы и оборудование:

- слайды с изображением на планшете;

- кусочки льда в пластиковом контейнере на каждого ребёнка;

- ёмкости для воды на каждого ребёнка;

- салфетки бумажные;

- лист А4, восковые мелки;

- музыкальное сопровождение.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Давайте поздороваемся, улыбнемся друг другу и нашим гостям и поделимся хорошим настроением.

Сегодня я хотела вам рассказать о трёх капельках-сестричках. Жили они дружно, но однажды налетел на них злой Северный ветер. Дунул он на двух сестёр, и они превратились в льдинку и в снежинку. Только одна маленькая капелька успела спрятаться. С той поры не могут они быть вместе. Грустно маленькой капельке одной. Ребята, давайте найдём ей подружек?

Дети: Да!

Воспитатель: Ребята, прислушайтесь, что за шум вы слышите? (Включается запись шума дождя).

Дети: Шум дождя, дождик.

Воспитатель: Из чего состоит дождик?

Дети: Из капелек воды.

Ребенок:     Капля с капелькой слетела,
                    капля капельку задела,
                    капля с капелькой слилась,
                    вот и лужа налилась!

Воспитатель: Правильно, из маленьких водяных капелек. А где живут водяные капельки?

Дети: В тучках.

Воспитатель: А что такое тучка?

(Дети рассказывают стихотворение выученное ранее).

1 Ребенок

    Тучи —

    Это облака.

    Только хмурые слегка.

2 Ребенок

    Солнце лучиком играло,
   в лужу тёмную попало,
   солнцем греется вода,
   улетает в никуда.
   Выше неба не достать,
   капли встретились опять,
   вместе держатся за ручки -
   и плывут по небу тучки.

Дети садятся за столы.

(Слайд «Тучка и капельки»).

Воспитатель: Ребята, давайте вместе придумаем рассказ про эту Тучку — путешественницу. Я начинаю рассказ, а вы продолжите:

“Жила была на небе маленькая, серебристая тучка. Подул однажды северный ветер и … ”

(звук ветра), (слайд «Сердитого Ветра»).

Воспитатель: Что случилось с тучкой?

Дети: Ветер погнал бедную тучку с большой скоростью далеко — далеко на север.

Воспитатель: Капелькам дождя в тучке становилось все холоднее и холоднее.

Они старались согреться, обнимая друг друга, но только превращались в кристаллы и льдинки.

И опускались на землю белыми пушистыми снежинками.

(Слайд «Капелька становится снежинкой»).

Воспитатель: Ребята, посмотрите, во что превратилась капелька?

Ребёнок: Капелька превратилась в снежинку.

(На столе у каждого стоит контейнер с кусочками льда).

Воспитатель: Дети потрогайте, пощупайте, что это у вас в контейнере?

Ребёнок: Это лёд.

Воспитатель: Какой лед на ощупь?

Ребёнок: Холодный, твердый.

Воспитатель: Лед холодный, а ладошки у вас какие?

Ребёнок: Теплые.

Воспитатель: Все взяли лёд в ладоши? Давайте посмотрим, что получится из холодного льда в теплых ладошках?

Дети: Лед тает, лед капает, появляются лужицы воды на столе.

Воспитатель: Откуда взялась вода?

Ребёнок: Из-за льда получилась вода.

Воспитатель: А лед остался таким же, как и был?

Дети: Лёд тает.

Воспитатель: Во что превращается лед под воздействием тепла?

Дети: Лед превращается в воду.

Воспитатель: Ребята, посмотрите - засияло яркое солнышко.

(Слайд «Солнышко»).

И Льдинка снова превратилась в Капельку (воспитатель показывает ёмкость с водой). Вот мы и нашли подружек нашей Капельки.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, капелька накапала целую ёмкость воды. Давайте её рассмотрим. Какая вода в ёмкости?

Дети: Чистая.

Воспитатель: Какого цвета вода?

Дети: Вода прозрачная, у неё нет цвета.

Воспитатель: На столе у вас стоят ёмкости с водой. Перелейте воду в другую емкость. Что происходит с водой?

Дети: Льется, течет, переливается и т. д.

Воспитатель: Поднесите стаканчики к носу. Вода имеет запах?

Дети: Нет. Вода ничем не пахнет.

Воспитатель: Ребята, кому нужна вода?

Дети: Растениям, животным, человеку, птицам. Без воды все живое умрет.

Давайте с вами проведем разминку.

Дождик капнул на ладошку (правой рукой касаемся левой) 

На цветы (круговое движение правой рукой) 

И на дорожку (обе руки перед собой) 

Льётся, льётся – ой-ой-ой! (покачивание головы) 

Побежали мы домой (бег на месте).

(Дети садятся за столы).

Воспитатель: Ребята, кто знает, во что превращается вода, если ее долго нагревать?

Дети: Она кипит, превращается в пар.

Слайд «Пар из чайника»

Воспитатель: Куда исчезает пар?

Ребёнок: Пар поднимается к верху.

Воспитатель: Он там охлаждается, собирается капельками. Чем эти капельки кажутся нам на высоком небе?

Дети: Облаками, тучами.

Слайд «Облака и тучи».

Воспитатель: И тут за работу берется ветер, он разгоняет легкие облака во все стороны. Из туч капельки воды проливаются на землю в виде чего?

Дети: Дождя.

Слайд «Дождь».

Воспитатель: А зимой, когда холодно капельки во что превращаются?

Ребёнок: Превращаются в снежинки.

Слайд «Снежинки».

Воспитатель: Ребята, как можно назвать одним словом дождь, снег?

Дети: Осадки.

Воспитатель: Освежит вода луга, леса, поля и начнет собираться капля за каплей в маленькие струйки. Струйки выбьются из—под земли в роднички и побегут капля по капле маленькими струйками, которые соберутся в ручейки.

Ребята как вы думаете, ручейки сольются, побегут вместе и что образуют?

Дети: Реки.

Воспитатель: Реки встречаются друг с другом, бегут, сливаются в одну большую, по которой плавают корабли, лодки, грузовые баржи.

— Назовите, какая река течёт у нас в городе?

Ребёнок: Река Иртыш.

Воспитатель: Как вы думаете, куда впадают реки?

Дети: В моря и океаны.

Воспитатель: Маленьких и больших рек очень много на земле, они наполняют своими водами мировой океан.

А сейчас я предлагаю вам выйти из-за столов и поиграть в интересную и волшебную игру.

Проводится игра “Капельки”.

Воспитатель: Ребята, представьте, что мы с вами капельки. Все капельки самостоятельные. (Шум дождя).

Дети хаотично гуляют по кругу.

Воспитатель: Но вот, капельки встречаются друг с другом, и получается ручеек.

Дети разбиваются на пары и берутся за руки. Пары двигаются друг за другом (звук ручейка).

Воспитатель: А теперь ручеек течет и впадает в реки.

Дети берутся за руки и образуют большой круг  (шум реки).

Воспитатель: Наш круг может менять форму, как и вода.

Круг из детей вытягивается в овал.

Воспитатель: А теперь, представьте, что вас замораживают, вам становится холодно. Надо встать поближе друг к другу и обняться, чтобы стало теплее  (звук ветра).

Дети обнимают друг друга.

Воспитатель: Так образуются льдинки.

Воспитатель: Молодцы, ребята. А сейчас я предлагаю пройти за столы и нарисовать картину на тему “Тучка-путешественница”.  Первый ряд рисует снежную тучку и осадки в виде снега. А второй ряд рисует дождевую тучку и осадки в виде дождя.

Дети рисуют. Музыка – релакс.

Воспитатель: Посмотрите, какие у нас получились красивые картины.

Ребята, давайте с вами вспомним, о чем мы сегодня говорили. Где мы с вами встретили капельки воды? Какие бывают осадки и от чего это зависит? Что происходит со льдом при нагревании? Куда пар поднимается и что происходит дальше?

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, вы молодцы, очень хорошо занимались, правильно отвечали на вопросы, нарисовали красивые картины. Занятие окончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательной активности детей старшей группы по ознакомлению с окружающем миром «Почему всё падает на землю»

Цель: Объяснить детям с помощью опыта, что Земля обладает силой притяжения.Материалы: Предметы из разных материалов  (дерево, пластмасса, металл, бумага, пух), емкость с водой и песком, металличе...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Ознакомление с окружающим «На чём люди летают»

Интеграция образовательных областей: Познавательное, речевое, социально - коммуникативное, художественно- эстетическое, физическое развитие.Задачи:Образовательные:1 Развитие навыков познавательной дея...

Открытое занятие ознакомление с окружающим миром старшая группа

Открытое занятие  ознакомление с окружающим миром старшая группа...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...

НОД Ознакомление с окружающим миромв старшей группе Тема: « Эти удивительные грибы"

формировать знания детей о грибах, как удивительных обитателях леса....

НОД Ознакомление с окружающим миромв старшей группе Тема: « Эти удивительные грибы

Цель: формировать знания детей о грибах, как удивительныхобитателях леса.Образовательные задачи:Закреплять и обобщать знания детей о грибах; учить различать съедобные и несъедобные грибы. Познако...