НОД Ознакомление с окружающим миромв старшей группе Тема: « Эти удивительные грибы
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Цель: формировать знания детей о грибах, как удивительных
обитателях леса.
Образовательные задачи:
Закреплять и обобщать знания детей о грибах; учить различать съедобные и несъедобные грибы. Познакомить детей с особенностями внешнего вида и роста грибов.Дать детям представления о правилах сбора грибов.
Развивающие задачи:
Развивать наблюдательность, память, воображение, умение анализировать и делать выводы.
Воспитательные задачи:
Воспитывать экологическую культуру, умение правильно вести себя в лесу при сборе грибов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
griby.docx | 21.34 КБ |
Предварительный просмотр:
НОД Ознакомление с окружающим миромв старшей группе
Тема: « Эти удивительные грибы
Цель: формировать знания детей о грибах, как удивительных
обитателях леса.
Образовательные задачи:
Закреплять и обобщать знания детей о грибах; учить различать съедобные и несъедобные грибы. Познакомить детей с особенностями внешнего вида и роста грибов.Дать детям представления о правилах сбора грибов.
Развивающие задачи:
Развивать наблюдательность, память, воображение, умение анализировать и делать выводы.
Воспитательные задачи:
Воспитывать экологическую культуру, умение правильно вести себя в лесу при сборе грибов.
Методы и приёмы:
Наглядный: изображения грибов по теме .
Словесный: беседа, рассказывание, указания, отгадывание загадок, «метод педагогической оценки», напоминание, чтение стихотворения П.Синявского «Грибная электричка».
Игровой: пальчиковая игра «Грибы»,
Практический: составление модели «Как растут грибы», игра «Собери грибы в лукошко».
Словарная работа:
Активизация словаря: съедобные, несъедобные грибы; ядовитые, мухомор, белый гриб-боровик, рыжики, подосиновики, лисички; шляпка, ножка, грибники.
Обогащение: грибница, бледная поганка.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, сюжетных картин на тему «Грибы», загадывание загадок, заучивание стихотворений о грибах, разучивание пальчиковых игр.
Оборудование и материалы:
Муляжи и изображения съедобных, несъедобных грибов, грибницы. Корзинки для сбора грибов, письмо.
Ход НОД.
Воспитатель: Показывает корзинку, в которой дети обнаруживают
письмо.
- А о чём оно, мы с вами сейчас узнаем, когда вы отгадаете загадку.
Кто сидит на крепкой ножке
В бурых листья у дорожки?
Встала шапка из травы –
Нет под шапкой головы.
- Ребята, так о чём сегодня пойдёт речь? Правильно о грибах. А вы знаете, кто это такие? (ответы детей). Почему и взрослым и детям необходимы знания об этих удивительных созданиях?
Дети: - Потому, что мы все любим собирать грибы, а они бывают очень опасны для нашего здоровья.
Воспитатель: Грибы – это не растения, и не животные, поэтому их и называют загадочными и удивительными созданиями. Много – много, около 100 тыс. грибов растёт на нашей планете. Их можно встретить везде. Как вы думаете где? (ответы детей).
Воспитатель: Грибы можно встретить: в почве, в воде, на камнях, на растениях, в домах, в лесу и даже в музеях (дети рассматривают картинки).
- А где встречали их вы?
Дети: В лесу.
Пальчиковая игра «Грибы».
На полянке – толстячок.
(Правая рука сжата в кулак и поднята перед собой.)
Белый гриб – боровичок.
(Ладонь левой руки накрывается кулак правой.)
А под ним, дрожа немножко,
(Левая рука остаётся, правую убираем.)
Подняла улитка рожки.
(Указательные и средний пальцы правой руки подняты.Большой палец придерживает остальные, можно слегка повращать рукой.)
Воспитатель:- Каких только грибов нет в лесу. Удивительные и красивые эти грибочки! А вернее, их плодовые тела. Вот послушайте.
Многие думают, что грибы растут сами по себе. Но это не так. Гриб спрятан в почве. Состоит он из тонких белых ветвящихся нитей – грибницы ( дети рассматривают грибницу на картинке). Когда грибу достаточно тепла, влаги и питательных веществ, то на грибнице вырастают плодовые тела. Грибы поодиночке не растут.
Воспитатель: - Многие лесные грибы очень «дружат» с определёнными деревьями и кустарниками и обычно селятся под ними. Часто гриб просто не может существовать без дерева.
- Ребята, посмотрите, кто знает этот гриб? Как он называется? (белый). Белый гриб растёт только в лесу. Его ещё называют боровиком, растёт он на вырубках, в хвойных лесах, близ дорог; в глухомани его не встретишь ( рассматривают гриб муляж). Шляпка у него мясистая, упругая, светло-серая, но может быть и желтоватая или бурая. Низ шляпки, как губка – губчатый, желтоватого цвета с чуть зеленоватым оттенком. А сам гриб, действительно, на изломе белый.
- А как называются эти грибы? ( грибы - рыжики). Рыжики растут под соснами и елями.
А этих красавцев знаете? Ну, конечно, это подосиновики. А где они растут, уже догадались?
Дети: - Правильно, под осиной, поэтому, так и называются.
Воспитатель: - А вот этот удивительный гриб узнали? (гриб – лисичка). Как вы думаете, почему он так называется? (ответы детей). Правильно, за сходство его окраски с цветом лисьего меха. (Рассматривают гриб). Шляпка у лисички не отделяется от ножки, как у других грибов, а сливается с ней в одно целое. Есть у лисички очень ценная для грибников особенность. Ребята, может вы, знаете какая? (ответы детей). Правильно, они никогда не бывают червивыми. Старые лисички высыхают или загнивают, но в них никогда не поселяются другие насекомые. А вы знаете, почему? (размышления детей). Учёные никак не могут обнаружить, почему так происходит. Неужели насекомых просто отпугивает яркий цвет гриба? Удивительно…
Дети: - Ребята, так какие съедобные грибы вы знаете? (ответы детей).
Эти грибы очень питательные и вкусные. Но растут в наших лесах и несъедобные, ядовитые грибы.
Воспитатель:- Дети, кто знает, какие? (ответы детей). Правильно, бледная поганка и мухомор. Но самый опасный из ядовитых грибов – бледная поганка. Съешь её, и умрёшь. (дети рассматривают на иллюстрации бледную поганку). Шляпка у неё в центре как шар, а по краям плоская, шелковистая, бледно-зелёного цвета. Ножка белая, длинная, тонкая, с кольцом наверху и оторочкой у основания. Растёт она летом и осенью, обычно в лиственных лесах, реже а хвойных.
- А этот гриб красивый, красный. Но, поверьте, - он опасный.
Дети: - Мухомор.
Воспитатель: - Мухомор – самый нарядный гриб. Его вы ни с чем не спутаете (рассматривают и описывают мухомор). Шляпка у него…ярко-красная с белыми крапинками, на ножке кольцо, как будто мини-юбочка. А знаете что? Мухомор – гриб не такой простой. Людям его можно есть?
Дети: - (нет, он ядовитый и опасен). А вот многим лесным жителям без него не обойтись. Почему? (размышления детей).
Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, кто из животных может, есть мухомор? Правильно, белочки иногда сушат их на зиму. А ещё не брезгуют мухоморами и сороки. А лоси проглатывают их целиком, иногда несколько штук за один раз. Зачем? (ответы детей). Мухоморы для лосей – лекарство, которое помогает им избавиться от паразитов. Вот так-то!
- Ребята, так о каких грибах вы сегодня узнали? Какие из них съедобные, а какие ядовитые – несъедобные? (ответы детей).
- А почему мухомор назвали мухомором? (раньше настой этого гриба всегда применяли для уничтожения мух и других насекомых, за что он и получил своё название).
- Что общего между мухомором и бледной поганкой?
Дети: - Это ядовитые, несъедобные грибы.
Воспитатель: - Что вы сделаете, увидев в лесу мухомор: пройдёте мимо или собьёте ногой? Почему?
Дети: - Мухомор нужен животным.
Воспитатель:- Ребята, а почему говорят, что маленький и старый гриб грех срывать? (маленький должен вырасти, а старый в пищу не годится – пусть им лесные жители полакомятся).
Воспитатель: - Сейчас проверим, знаете ли вы грибы. (Загадывание детям загадок).
Я в красной шапочке расту под стройною осиною, меня узнаешь за версту, зовусь я …(подосиновик).
Возле леса на опушке, украшая тёмный бор, вырос пёстрый, как Петрушка, ядовитый…(мухомор).
На толстой белой ножке коричневая шапка. Наверняка любой грибник найти мечтает…(боровик).
У него невзрачный вид, воланчик на ножке его не украсил. Ты не трогай этот гриб. Учти, - он очень ядовит! Смотри, не бери его с полянки! Его называют…(бледной поганкой).
Растут в лесу сестрички, рыжие…(лисички).
Воспитатель: - Молодцы! Загадки отгаданы. А теперь, подумайте и скажите, как правильно собирать грибы в лесу? (ответы детей).
Для настоящего грибника поход за грибами – радостная встреча с лесом, приобщение к его красоте, к его тайнам. Каждый гриб он осторожно срежет, да ещё полюбуется им, а потом только положит в корзину. Незнакомые и несъедобные грибы не тронет, ногами не собьёт. Они нужны лесу. Сухую листву и мох не перевернёт, не разбросает. Настоящему грибнику лес радуется, как другу и грибов для него не пожалеет. Отправляясь за грибами, не забывайте об этом.
- Я надеюсь, что вы ребята запомнили правила сбора грибов, и будут стараться не навредить лесу.
Рефлексия.
Воспитатель: - О чём она мы с вами сегодня узнали?
Дети: - о съедобных и ядовитых грибах.
Воспитатель: - С чем познакомились?
Дети: - с правилами сбора грибов.
Воспитатель: - Что интересное для себя вы узнали?
Дети: - Что мухоморы нужны лесным жителям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная»
Программное содержание: Раскрыть понятия "род", "родители", "семья", право детей на воспитание в семье.Вызвать интерес к истории своего рода и желание поделиться с этими знаниями.Воспитыват...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим в старшей группе на тему «Путешествие в удивительный лес»
Конспект занятия по развитию речи старших дошкольников....
Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром Тема: «Какой адрес у грибов?»
Уточнение и расширение представлений детей о грибах, месте их произрастания....
Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миромв подготовительной к школе группедетского сада на тему: "Определение частей света".
Целью работы является научить ребенка правильно ориентироваться в общественном социуме, умение выбирать правильную линию поведения, вовремя приходить на помощь. Конспект учит детей ориентироваться в н...
НОД в старшей группе по ознакомлению с окружающем миром с презентацией на тему: "Грибы"
Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающем миром (для детей старшего возраста) по теме: "Грибы-грибочки"...
НОД Ознакомление с окружающим миромв старшей группе Тема: « Эти удивительные грибы"
формировать знания детей о грибах, как удивительных обитателях леса....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе: "Эти удивительные грибы"
Закреплять и обобщать знания детей о грибах; учить различать съедобные и несъедобные грибы. Познакомить детей с особенностями внешнего вида и роста грибов. Дать детям представления о правилах сбо...