Месяц, неделя | Тема | Задачи и содержание работы | Формы работы |
Сентябрь, I неделя | «До свидания лето. Цветы на клумбе» | Обобщить знания детей о лете, подвести итоги прошедшего времени года. Знакомство с цветами, растущими на клумбах участка детского сада. Познакомить детей со строением цветка: стебель, листья, цветы, имеет запах. Учить сравнивать садовые цветы. Воспитывать бережное отношение к растениям. | Целевая прогулка по участку детского сада Наблюдения Дидактические игры: «Угадай по запаху», «Назови цветочек», «Собери букет» |
Сентябрь, II неделя | «Овощи, фрукты» | Учить называть и различать по вкусу, цвету, форме и величине 2-3 вида овощей и фруктов. Расширять представления о выращивании овощных культур. Учить лепить овощи и фрукты в определённой последовательности: раскатывание шара, сплющивание, вытягивание хвостика, прикрепление листьев и т.д. Вызвать желание участвовать в инсценировке русской народной сказки «Репка» | Рассматривание овощей, фруктов. Тематические загадки об овощах «Что растет на грядке» Дидактические игры: «Что растет на дереве, а что на земле»; «Узнай по вкусу»; «Сбор урожая» . Игровые ситуации: «Купим в магазине фрукты для Мишки», «Покормим кукол овощным супом» - Выкладывание сказки «Репка» на фланелеграфе, драматизация сказки |
Сентябрь, III неделя | «Осень наступила: листопад» | Показать детям, что природа прекрасна во все времена года. Объяснять, что в природе ничего не происходит случайно: опавшие листья нужны растениям зимой и осенью на земле. Учить детей замечать настроение, царящее в природе и отображать его в красках. Развивать интерес детей ко всему живому, к природе во всех её проявлениях. Создавать условия для наблюдений за живыми объектами, явлениями природы.
| «Чудесные осенние листья» рисование: «Падают, падают листья» Наблюдения: за состоянием погоды, облаками, солнцем, листопадом Д/игры: «К дереву беги», «Угадай по описанию». Подвижная игра «Огуречик» Беседы: «Осень в гости к нам пришла» Художественное слово: стихи, песенки по тематике |
|
Сентябрь, IV неделя | «Неживая природа осенью» | Формировать понятие о том, что для жизни на земле нужны солнце, воздух, вода, почва. Учить видеть удивительное, интересное в окружающем мире, раскрывая причинно-следственные отношения между наблюдаемыми явлениями. Закрепить знания о минералах (камень, песок), уточнить их свойства и качества.
| Наблюдение за состоянием погоды, за солнцем, ветром, дождём Опытно-исследовательская деятельность с песком, почвой, водой, камнями Дидактическая игра: «Солнышко и туча». Игровое упражнение «Солнечный зайчик». Подвижная игра «Солнышко и дождик» |
Октябрь I неделя | Золотая осень: «Деревья и кустарники осенью» | Познакомить детей с деревьями и кустарниками (береза, рябина, тополь шиповник), где они растут, зачем нужны. Учить находить и называть ствол, ветви, листья, корень. Формировать желание и умение беречь деревья и кустарники. | Наблюдения за деревьями. Беседа о деревьях Дидактические игры: «Найди по месту дерево», «Найди то, о чем расскажу» Слушание песен о листопаде Труд в природе: сбор осенних листьев Сравнивание игрушечной елки с живой елью на участке Чтение произведения Пришвина «Листопад» |
Октябрь II неделя | «Растения уголка природы»
| Расширять представления детей о комнатных цветах (фикус). Упражнять в умении описывать растение, сравнивать со знакомыми (герань). Дать понятие о том, что растения, как живые существа нуждаются в создании необходимых условий, познакомить с разными способами ухода за растениями. Воспитывать бережное отношение к растениям. Желание помочь в уходе за ними. | Наблюдение, рассматривание Труд по уходу за комнатными растениями Просмотр слайдовой презентации Дидактические игры: «Покажем уголок природы», «От какого растения листья?» (с использованием моделей) |
Октябрь III неделя | «Грибы, ягоды» | Дать понятие о грибах и ягодах. Закрепить правила безопасного поведения в природе. | Рассматривание иллюстраций Просмотр мультипликационных фильмов Отгадывание загадок Пальчиковые игры лепка и рисование «Грибы», «Ягоды» |
Октябрь IV неделя | «Перелётные птицы» | Познакомить детей с перелётными птицами (гуси, утки, журавли). Расширять знания детей о жизни птиц, об их повадках, питании. Воспитывать сочувствие, сопереживание детей по отношению к братьям нашим меньшим. | Рассматривание иллюстраций с изображение птиц Наблюдение за отлётом птиц на участке Подвижные игры: «Воробушки и автомобиль», «Воробушки и кот». Игра-забава «Наседка и цыплята». Слушание голосов птиц «Рассматривание картин по теме Дидактическая игра «Найди пару» |
Ноябрь I неделя | Кот Мурлыка и его друзья | Дать первоначальное представление о домашних животных и птицах, навыках, чем питаются, какую пользу приносят. Прививать добрые чувства к домашним животным. Воспитывать заботливое отношение к братьям нашим меньшим. | Рассматривание картин с изображением домашних животных и птиц Чтение сказок «Бычок – смоляной бочок», «Петушок и бобовое зернышко», рассказа «Маленький утенок» Дидактические игры: «Чьи это детки», «Кто живет на бабушкином дворе», «Чей детеныш?», «Кто как кричит?», «Назови ласково». Игры-инсценизации, игры-иммитации Просмотр видео по теме |
Ноябрь II неделя | Поздняя осень | Расширять знания детей об осени, уточнить приметы поздней осени. Закреплять знания о приспособленности растений к изменениям окружающей природы. Учить определять и называть состояние погоды. | НОД: Познание (ознакомление с окружающим). «Осень на дворе» Д\и с листочками, с плодами: «Разложи по порядку», «Найди листок», «Что выросло на грядке» Чтение художественной литературы: стихи русских поэтов о природе осенью
|
Ноябрь III неделя | «Рыбы» | Познакомить детей с некоторыми названиями рыб. Развивать умения видеть характерные признаки рыб. | Беседа о рыбах и аквариумных рыбках. Наблюдения за рыбками Рассматривание иллюстраций с рыбками Игра «Хорошо - плохо». рисование «Рыбки в аквариуме» Чтение «Где спит рыбка» И. Токмаковой |
Ноябрь IV неделя | Кто в лесу живет | Дать первоначальное представление о диких животных (заяц, медведь, лиса, волк). Учить видеть и называть отличительные особенности внешнего вида. Поощрять желание больше узнавать о них. | Рассматривание иллюстративного материала о подготовке животных к зиме Проектная деятельность «Зайка серый, зайка белый» Чтение художественной литературы: Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост», «Волчишко», «Зачем зайчику другая шубка» Драматизация русской народной сказки «Теремок». Сказка на фланелеграфе «Три медведя» Хороводная игра «Зайка беленький сидит» Дидактические игры: «Кто где живет?», «Скажи ласково», «Найди детеныша» |
Декабрь I неделя | Приход зимы | Знакомить с характерными признаками зимы, формировать общее представление о зимних явлениях природы, об особенностях неживой природы зимой (солнце, небо). Учить определять ветреную погоду. | Беседа, наблюдение Чтение А.С. Пушкина «Ветер, ветер» Игры с султанчиками, бег с ленточками Чтение В. Бианки «Холодно в лесу»
|
Декабрь II неделя | Водичка-водичка | Дать элементарные представления о свойствах воды. Подвести детей к выводу о необходимости воды для всего живого. Познакомить с процессом превращения воды в лед, снега в воду. | Рассматривание фото - материалов «Наш друг – вода» Заучивание потешек о воде: «Водичка-водичка», «Ай лады-лады-лады» Беседа «Для чего нужна вода?». Опытно-исследовательская деятельность: «Таяние снега, замерзание воды» «Превращение воды в цветные льдинки» Беседа по ОБЖ: «Чем опасен снег и лёд?»
|
Декабрь III неделя | «Подкормим птиц зимой» | Познакомить детей с зимующими птицами (воробей, ворона, синица, голубь). Расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках, питании. Показать детям кормушку для корма. Воспитывать сочувствие, сопереживание детей по отношению к братьям нашим меньшим. Формировать желание подкармливать птиц зимой. | Наблюдение за птицами на участке. Вывешивание кормушки. Подкормка птиц. Подвижные игры: «Воробушки и автомобиль», «Воробушки и кот». Рассматривание иллюстраций с изображение птиц. Дидактическая игра «Четвёртый лишний». «Угадай по голосу» |
Декабрь IV неделя | «Ёлочка – зелёная иголочка» | Показать виды хвойных деревьев в зимний период. Привлекать внимание детей к красоте деревьев в зимнем уборе. Воспитывать бережное отношение к деревьям и кустарникам. Формировать эмоциональную отзывчивость на общение с живыми существами | Заучивание стихотворений о ёлочке рисование, аппликация «Украсим ёлочку» Целевая прогулка к елочке, растущей на территории детского сада Выставка совместного творчества «Ёлочка – краса» |
Январь II неделя | «Чудо - пузырьки» | Познакомить с понятием «воздух» и его свойствами (прозрачный, легкий, без запаха), ролью в жизни человека. Показать детям, что воздух нельзя увидеть. | Беседа, наблюдение Опыт «Что в пакете?» Игры с воздушным шаром и соломинкой. Надувание мыльных пузырей |
Январь III неделя | «Волшебница зима» | Расширять знания детей о зимних явлениях природы. Показать детям связь между живой и неживой природой. Воспитывать интерес ко всему живому. | Наблюдение за погодой. Облаками, осадками во время прогулки Беседа «Зима – это хорошо или плохо?» Чтение художественной литературы Воронкова Л. «Снег идет», Берестов В. «Снегопад» Рисование «Вот зима, кругом бело» Д/и «Времена года», «Не сорока, не ворона» Подвижная игра «Ловим снежинки», «Зайка беленький сидит» |
Январь IV неделя | Секреты Снеговичка | Дать представление о свойствах снега. Подвести детей к пониманию того, что снег тает от воздействия любого источника (света) тепла |
Рассматривание картины с зимним пейзажем. Беседа о зиме Игра «Когда это бывает?» Опыты со снегом «Куда пропал снег?» Постройка снеговика на участке |
Февраль I неделя | «Жизнь под снегом» | Продолжать формировать простейшие связи между сезонными изменениями в природе. Развивать интерес ко всему живому, умение радоваться зимнему времени года. Воспитывать доброжелательное, осторожное отношение ко всему живому. | Беседы: «Зимний сон растений», «Кто как зимует?» Наблюдения за деревьями, птицами Чтение литературы, просмотр видеоматериалов по теме Д/и «Что сначала, что потом?» Опыты со льдом, снегом Труд на участке: сгребание снега к стволам деревьев
|
Февраль II неделя | Жизнь на подоконнике | Расширять представления детей о комнатных растениях. Закреплять умение поливать растения из лейки. Учить протирать листья влажной тряпочкой. Поддерживать интерес к комнатным растениям и желание ухаживать за ними. Вызывать чувство благодарности к комнатным растениям. | Наблюдение и труд в уголке природы по уходу за комнатными растениями Д/и «Угадай по описанию» Рассматривание луковицы Труд: высадка лука, наблюдение за его ростом
|
Февраль II неделя | «Домашние животные и детеныши» | Продолжить знакомить с домашними животными и их детенышами. Учить правильно обращаться с домашними животными. Формировать заботливое отношение к домашним животным | Чтение литературы по теме Отгадывание загадок Лепка «Котёнок», аппликация «Утка с утятами» Тематический альбом «Наши любимцы» Инсценировка В.Сутеев «Кто сказал «мяу?»
|
Февраль II неделя | «Конец зимы | Продолжать знакомить детей с сезонными изменениями в природе. Дать представление о том, что февраль – последний месяц зимы. Закреплять знания детей о неживой природе. Формировать желание помогать птицам в зимний период. | Проблема «Чего не хватает растениям зимой?» Наблюдение на прогулке за небом, солнцем, ветром, за снежным покровом Опыты со снегом и льдом Рассматривание иллюстративного материала на тему окончания зимы |
Март I неделя | Весна в неживой природе | Показать особенности весеннего неба. Показать, что весенний дождь может быть разным. Формировать элементарные представления о простейших связях в природе. Воспитывать радостное, заботливое отношение детей к пробуждающейся природе. | Чтение стихотворения Клоковой М. «Зима прошла», А. Плещеева «Весна», и др. Рисование «Сосульки длинные и короткие» Дидактические игры: «Времена года», «Когда это бывает?»
|
Март II неделя | Кругом вода | Закреплять знания детей о свойствах воды. Учить детей беречь водопроводную воду. Дать понятие о том, что для получения чистой воды приходится затрачивать много сил и средств. Воспитывать экономное отношение к воде.. | Чтение стихов и рассказов по теме «Вода» Работа с мнемотаблицами Трудовые поручения Игры с водой Опыты с водой «Течёт – течёт, не вытечет» Рисование «Ручеёк» |
Март III неделя | Секреты глины и песка | Познакомить со свойством и качеством песка, глины. Создать условия для их выявления. Учить делать логические выводы. На собственном опыте убеждать детей в изменениях свойства почвы, показать детям водопроницаемость песка и глины. Формировать у детей понятие экологической культуры по отношению к окружающему миру неживой природы | Рассматривание песка и глины. Опыты с песком и глиной. Выставка глиняных игрушек. Игры с песком . Лепка пирожков и печенья. Лепка из глины «Угощение». |
Март IV неделя | Я – человек | Познакомить с телом человека, его строением. Дать представление об органах чувств, их охране и назначении. Развивать сенсорную чувствительность разных органов чувств. Воспитывать в детях чувство единства с природой. | Беседа «Я – человек» Рассматривание книги «Мое тело» Дидактические игры: «Строение человека», «Угадай на вкус», «Запахи», «Кто я?», «Узнай по голосу», «Мы – помощники» Развлечения: «Веселые человечки играют» Рисование «Нарисуй свой портрет» Сюжетно – ролевая игра «Семья» |
Апрель I неделя | О растениях весной | Показать изменения, происходящие с деревьями в весенний период. Закреплять представление о кустарниках. Развивать умения и навыки при посадке овощей. Формировать желание любоваться появившейся зеленой травкой и первоцветами. | Наблюдения за деревьями, кустарниками и травянистыми растениями Рассматривание иллюстративного материала Посадка овощей Рисование «Весенние цветы» Чтение художественной литературы |
Апрель II неделя | В весеннем лесу | Знакомить с характерными особенностями весенней погоды. Расширять представления о лесных растениях весной. Познакомить детей с особенностями жизни диких животных в весенний период по уходу за потомством. Воспитывать желание помогать слабым беззащитным животным, бережно относиться к природе | Чтение художественной литературы Рассматривание иллюстраций о диких животных Слушание аудиозаписей «Голоса весеннего леса» Работа с мнемодорожками «Звери», «Птицы» Пальчиковые игры по теме
|
Апрель III неделя | Комнатные цветы | Вызывать интерес у детей к выполнению простейших индивидуальных поручений. Формировать желание помогать взрослому в уходе за комнатными растениями. Научить детей делать выводы о том, когда нужно поливать растения. Воспитывать бережное отношение к растениям. | Наблюдение за цветущими растениями в группе. беседы Д/и «Найди такой же», «Угадай по описанию» Опыт «С водой и без водой» Труд «Полив растений совместно со взрослым» |
Апрель IV неделя | Дети природы: цветы | Дать понятие детям о первоцветах, научить и определять по описанию. Учить находить связь между цветами и насекомыми. Обогащать активный словарь детей. Воспитывать умение любоваться природными явлениями, любить флору. | Наблюдение за цветущими растениями на территории детского сада и участка. Труд: высадка рассады цветов на клумбы. Загадки о цветах. Рассматривание тематических альбомов, гербариев П/и «Раз, два, три - к цветку беги!» Д/и «Назови цветочек» |
Май I неделя | Поздняя весна | Закрепить знания детей о весне, о том, какие изменения произошли в природе: деревья – живые существа, у которых от тепла весной пробуждаются почки, распускаются листочки. Напомнить, что дерево - это дом для насекомых, птиц. Расширить знания детей о травянистых растениях (живут в земле, есть корень, листья). Воспитывать бережное отношение к миру живой природы. | Целевая прогулка по объектам живой природы. Чтение стихотворений Александровой «Одуванчик», Благининой «Яблонька» Разучивание стихотворений и загадок о природе весной Рассматривание картины «Весна» Рисование «Одуванчики на траве» Выставка совместного творчества «Весна-красна» |
Май II неделя | Насекомые – маленькие помощники | Подвести детей к пониманию того, что все насекомые живые: они дышат, двигаются, питаются. Показать отличительные особенности насекомых. Формировать желание наблюдать за ними. Воспитывать у дошкольников доброе отношение к миру природы. | Рассматривание иллюстраций с изображением насекомых Чтение рассказа «Пестрые крылья» из книги Плешакова «Зеленые страницы» Отгадывание загадок Чтение и заучивание потешек и стихов о насекомых Лепка «Божья коровка» Художественный труд «Бабочка» |
Май III неделя | Чудо - огород | Дать представление о семенах растений. Формировать навык посадки гороха и бобов. Закреплять умение рыхлить землю, знание названий садового инвентаря. Воспитывать интерес и желание ухаживать за цветами и растениями. | Рассматривание семян гороха, маленьких луковичек, семян настурции Отгадывание загадок Чтение художественной литературы Наблюдение за ростом и развитием посаженных семян Зарисовки ростков |
Май IV неделя | Береги живое! | Рассказать о том, как люди помогают природе. Вспомнить, как дети ей помогали. Воспитывать желание помогать слабым и беззащитным, бережно относиться к природе. | Дидактическия игра «Хорошо-плохо». «Путешествие на полянку» - |
Лето | Природа - наш родной дом | Познакомить детей с новым временем года, его погодными особенностями, природными явлениями. Закреплять умение определять и называть состояние погоды. Развивать любознательность и интерес к природе. Воспитывать любовь к природе. Учить детей бережному отношению к природе. | Наблюдения на прогулке. Тематические альбомы «Наше лето», «Растения нашего участка», «Цветы и насекомые». Экологический праздник. |