Перспективное планирование работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста с учётом Федеральных Государственных Требований
методическая разработка (окружающий мир, старшая группа) на тему
Перспективное планирование работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста с учётом Федеральных Государственных Требований
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 159.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективное планирование
экологического воспитания
в группе детей старшего возраста
Тема занятия | Задачи | Методические приемы | |
Сентябрь | 1. Наблюдения за насекомыми | Учить детей замечать, узнавать и называть насекомых (бабочка, жук, муравей), учить осторожному и бережному отношению к насекомым, воспитывать наблюдательность, любознательность | Рассмотреть, полюбоваться, поделиться впечатлениями, прочесть стихи, показать пример бережного отношения к насекомым (не ловить, не наступать, любоваться) |
2. Прогулка к цветнику | Познакомить детей с растениями цветника (календула, бархатцы), учить различать, называть их, показать стебель, листья, цветы, воспитывать эстетические чувства, любознательность. | Рассмотреть, сравнить, полюбоваться, прочесть стихи о цветах | |
3. Прогулка к белоствольной березе | Обратить внимание детей на первые признаки сезона (на березке появились желтые листья, некоторые из них уже опали) | Рассмотреть, полюбоваться, прочесть стихотворение М.Авдеевой «Первые желтые листья…», собрать опавшие листочки, назвать их цвет, размер, рассказать детям о наступающей осени | |
4. К дедушке-тополю | Учить детей различать старое и молодое дерево, березку и тополь, воспитывать бережное отношение к деревьям | Полюбоваться старым развесистым деревом, прочесть стихи Э.Мошковской «У Дедушки-Древа добрые руки», попробовать, взявшись за руки, обхватить ствол тополя (или другого большого дерева), сравнить его с молодым топольком (ствол, кора, ветки, листья) | |
Октябрь | 1. Прогулка к цветнику | Конкретизировать представления детей о знакомых растениях цветника. Наблюдать, как выглядят растения в октябре (цветов стало очень мало, созрели семена). | Рассмотреть календулу и бархатцы, их стебель, листья, цветы и семена; собрать семена в коробочки, загадать загадку о семенах ноготков, пересадить одно из растений в горшок и принести в группу (при пересадке рассмотреть и закрепить знания о частях растений). |
2. Прогулка в осенний парк | Показать детям как красива природа осенью | Прочесть стихотворение М.Авдеевой «Разноцветный парк», полюбоваться разноцветием осени, предложить детям самим проверить, как шуршат листья. Предложить игру «Мы осенние листочки», сравнить листья березы, тополя, рябины по цвету, размеру , форме, провести игру «Найди такой же листок». | |
3. Целевая прогулка в «Мастерскую природы» | Познакомить детей с выставкой работ из природного материала, пробудить в них желание заниматься этим интересным делом, познакомить с простейшим природным материалом (еловые и сосновые шишки, листья, семена, желуди), воспитывать эстетические чувства, воображение. | При демонстрации работ предложить детям отгадать, герои каких стихов или сказок изображены. В группе предложить рассмотреть заготовленный природный материал и смастерить простейшие поделки (елку из шишки, грибок из желудя и пластилина) и др. | |
Ноябрь | 1. Прогулка к хвойным деревьям | Познакомить детей с сосной, научить различать ель и сосну, рассказать о том, чем полезны эти деревья (семенами из их шишек кормятся птицы и животные) | Полюбоваться пушистыми зелеными деревьями, загадать загадку, прочесть стихи, рассмотреть хвою и шишки ели и сосны, сравнить их, помочь запомнить «Чьи шишки и иголки – сонны или елки?» |
2. Прогулка к кустарникам | Познакомить детей с кустарниками, учить различать куст и дерево. Закрепить знания о строении частей растений, учить узнавать деревья по коре, веткам (береза). | Рассмотреть дерево без листвы (ясно видны ствол и ветви) и куст и сравнить, назвать части (дерево – ствол и ветви, куст – ветви). Провести подвижную игру «Беги к своему дереву» с целью закрепления знания признаков деревьев: береза – белый ствол, тонкие вислые ветви. | |
3. Прогулка на водоем | Закрепить знания о приметах сезона (прохладно, трава пожелтела, нет листьев на кустах и деревьях, нет цветов и насекомых, вода покрыта тонким льдом). | Прочесть стихи о поздней осени, рассмотреть и потрогать траву (желтая, сухая), вспомнить, как красиво было на берегу летом (цветы, бабочки, зеленая трава и листья, солнышко, стрекозы над водой, лягушки, комары), посмотреть, что случилось с водой (замерзла, образовался тонкий ледок), попробовать разбить его, бросив камешек. | |
4. Вывешива-ние кормушек для птиц | Учить различать один-два вида птиц, подлетающих к кормушке. Поговорить с детьми о том, как можно им помочь перезимовать, чем кормить. | Накануне опросить детей принести из дома большие пакеты из-под молока, в присутствии детей изготовить из них кормушки, а во время прогулки развесить 2-3 из них под окнами группы. Дети сами насыпают корм, предварительно рассмотрев его (семена, крошки, крупа, сало). Прочитать подходящее по теме стихотворение, рассказать детям о том, как будет холодно и голодно птицам зимой и как можно им помочь, каждый день подкармливая их. | |
Декабрь | 1. Прогулка к тополям | Понаблюдать вместе с детьми за приметами наступившей зимы, закрепить умение детей отличать дерево от куста. Воспитывать наблюдательность, эстетические чувства. | Прочесть стихи о красавице-зиме, полюбоваться заиндевелыми деревьями, белым чистым снегом, ясным морозным днем. Поиграть в подвижную игру «Мороз, Красный нос». Закрепить умение детей различать дерево и куст в игре «Вот мой куст». |
2. Прогулка к «птичьей столовой» | Понаблюдать вместе с детьми за поведением птиц у кормушки (сидят нахохлившись на ветках, ждут корм, затем начинают подлетать к кормушке, клевать; воробьи подбирают корм под кормушкой, ссорятся, чирикают и т.п.), продолжать учить детей различать птиц по оперению, голосу (воробей, синица, голубь). | Рассматривать, сравнивать, использовать стихотворения о зиме и зимующих птицах | |
3. Прогулка к елочке | Полюбоваться заснеженной красавицей-елочкой, напомнив детям, чем отличаются сосна и ель; вспомнить о том, что скоро праздник; украсить елочку бумажными игрушками. | Накануне прогулки изготовить в присутствии детей «цветные льдинки» с петелькой из нитки; с помощью детей склеить бумажные гирлянды, рассказать о предстоящем новогоднем празднике, почитать стихи о зиме, о елке; предложить детям украсить елочку на участке. | |
Январь | 1. Прогулка к водоему | Провести наблюдение за сезонными изменениями (много снега, холодно, деревья в инее, река покрыта льдом и снегом), принять участие в зимних развлечениях старших детей. Рассмотреть, как одеты дети и взрослые. Воспитывать наблюдательность | Прочесть стихи о зиме, зимних забавах, наблюдать за признаками сезона (рассмотреть, потрогать снег – он белый, холодный, пушистый, глубокий); взять с собой из детского сада санки для катания с горки. Для закрепления впечатлений провести в группе занятия по коллективной аппликации на тему «Веселая зимушка» |
2. Прогулка по участку | Уточнить представления детей о зиме (снег лежит на земле, на крышах, на деревьях, кустах; холодно, дети и взрослые тепло одеты; со снегом можно играть, кататься на лыжах, санках); обратить внимание на красоту зимней природы, учить получать радость от прогулки. Обогащать и активизировать словарный запас. | Прочесть стихи и загадки о снеге; полюбоваться заснеженными деревьями; поиграть в санный поезд, построить избушку из снега для лисички (внести игрушку); рассмотреть и назвать предметы зимней одежды. | |
Февраль | 1. Прогулка к «птичьей столовой» | Продолжать учить детей различать птиц по размеру, оперению, голосу (воробей, синица, голубь); учить наблюдать за поведением птиц (воробьи – не боятся людей, клюют корм с кормушки, с земли, ссорятся; синицы – улетают с кормом на другое дерево и там его съедают). | Рассматривать. Сравнивать, наблюдать; рассказать стихотворение «Птичья столовая» |
2. Прогулка к березке | Рассмотреть, полюбоваться березкой в инее, закрепить представления детей о ее характерных признаках. Побуждать к использованию слов, обозначающих признаки березы, воспитывать умение видеть ее красоту. | ||
Март | 1. Прогулка к грачевнику | Познакомить детей с перелетной птицей (грач), с местом гнездования (грачевник, гнездо), дать детям элементарные знания о перелетных птицах (чем питаются), научить узнавать эту птицу по оперению и голосу, называть ее. Воспитывать интерес к жизни птиц. | Накануне рассказать детям о перелетных птицах, рассмотреть скворечник (из чего сделан, есть крыша, леток, крылечко); рассказать, как в скворечнике будут жить скворец, его птенчики. Обратить внимание детей, что домик грача – это гнездо, оно свито из веток, большое, прочное, нет крыши, похоже на большую корзинку без ручки. Рассмотреть грача, послушать его голос, понаблюдать, как грачи носят в клюве веточки для гнезда. |
2. Первые признаки весны | Провести наблюдение за первыми признаками весны (солнце светит ярко, пригревает); отметить состояние снега (чернеет, становится рыхлым, с крыши свисают сосульки) | Полюбоваться на солнышко, погреть ладошки, взять комочек снега, сжать его и посмотреть, как из него начнет капать вода; послушать капель на припеке; прочитать стихотворение И.Токмаковой «Весна» | |
Апрель | 1. Прогулка в парк | Провести наблюдение за сезонными весенними изменениями, закрепить и уточнить знания детей о весне (солнце светит ярко, пригревает, тепло, снег почернел и тает, видны проталины, а на них первые зеленые травинки, верба распустила сережки). | Вспомнить стихотворения о весне, проталинах, ручейках и т.п., погреть ладони и щеки на солнышке; послушать звон капели, шум ручейка, который бежит из-под большого сугроба; походить по большой проталине; рассмотреть первую зеленую травку; полюбоваться весенней природой. |
2. Прогулка к реке | Познакомить детей с весенним явлением природы –ледоходом. Обратить внимание детей на необычный вид реки, движение и шум льда. Увидеть и почувствовать красоту и силу реки во время ледохода. | Понаблюдать за ледоходом, прочесть детям стихотворение Е.Ухтомцевой «Весна ломает лед» | |
3. Прогулка к вербе | Познакомить детей с вербой, Рассмотреть набухшие почки и проглянувшие «барашки». Рассказать детям о дереве, которое встречает весну. | Рассмотреть, полюбоваться, потрогать, понюхать, срезать 2-3 веточки вербы для букета. | |
Май | 1. Прогулка на луг | Познакомить детей с явлениями, типичными для разгара весны (небо ясное, тепло, деревья и кусты покрыты листьями, на лугу зеленая трава и много цветов, появились насекомые: бабочки, мухи, жуки. Познакомить детей с первыми весенними луговыми цветами (одуванчик, купальница, калужницы); учить детей различать и называть луговые цветы, бабочек (лимонница, крапивница). Продолжать воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней. | Прочесть стихи о весенней природе, рассмотреть луговые растения (полюбоваться, понюхать), рассмотреть и сравнить бабочек. |
2. Прогулка к цветнику | Познакомить детей с первыми весенними цветами, показать их свежесть, нежность, красоту (нарциссы, тюльпаны). Учить различать, называть их; закрепить названия частей растений (корень, стебель, лист, цветок). | Прочесть стихи о весне и цветах, рассмотреть и сравнить цветы, их лепестки, стебельки, цвет, запах. | |
3. Прогулка к скворечнику | Закрепить знания детей о внешнем виде скворца; рассмотреть его место обитания – скворечник. Обратить внимание детей на то, чем заняты скворцы; закрепить в речи слова «оперение», «скворечник». | Загадать детям загадку о скворечнике; рассмотреть его; рассмотреть и послушать скворца; рассказать детям, чем полезна эта птица, как люди заботятся о ней (делают скворечники). В группе провести занятие по созданию коллективной аппликации из готовых форм «Мы встречаем птиц» |
СРЕДНЯЯ ГРУППА
Время года | Тема | Задачи |
Осень | 1. «Осень длинной тонкой кистью перекрашивает листья» (прогулка по участку) | Учить узнавать и различать кустарники и деревья по характерным признакам (ствол, стебель, наличие листьев, плодов). Формировать представление о корне как части растения, находящейся в земле. Расширить представления детей об осени как времени года, когда созревают семена, расцвечиваются листья. Воспитывать интерес к самостоятельным наблюдениям. Пополнять словарь детей. |
2. «Люблю я пышное природы увяданье…» (экскурсия в парк) | Учить различать виды кустарников и деревьев (по форме и окраске листьев, по наличию плодов), показать различие окраски деревьев (береза, осина, клен). Расширить представления о состоянии растений в период золотой осени, об особенностях поведения птиц. Обратить внимание детей на красоту осеннего пейзажа, воспитывать эмоциональную отзывчивость, любовь к природе родного края. Расширять и пополнять словарный запас детей. | |
3. «Хмурая, дождливая наступила осень…» (экскурсия в парк) | Расширить представления об осени (отметить изменения, которые произошли в парке: солнце еще светит, но почти не греет, листьев на кустарниках и деревьях мало, трава пожухла, насекомые спрятались в траву, в кору деревьев; птицы улетают в теплые края, люди убирают листья). Давать детям задания на узнавание кустарников и деревьев в осеннем убранстве (по оставшимся листьям и плодам). Воспитывать любовь к природе родного края. | |
Зима | 1. «Зима засыпает снегом поля, зимой отдыхает и дремлет земля» (экскурсия в парк) | Уточнить и расширить знания детей о характерных признаках зимы (холодно, мороз, везде лежит снег, солнце не греет, ветер холодный, колючий; трава, кустарники, деревья укрыты снегом; люди тепло одеты, помогают растениям и птицам выжить зимой). Закрепить знания детей о зимующих птицах (воробей, сорока, ворона), об особенностях их поведения зимой. Воспитывать эстетическое видение природы, стремление беречь ее. |
2. «Наша речка, словно в сказке…» (экскурсия к водоему) | Продолжать знакомство со свойствами снега и льда. Рассмотреть причудливые сугробы, измерить толщину снежного покрова на реке. Обратить внимание на то, что вода не видна, так как из-за сильных морозов лед очень толстый. Познакомить с состоянием природы у реки (кустарники и деревья стоят, укрытые снегом). | |
3. «Поет зима – аукает – мохнатый лес баюкает» | Учить различать виды хвойных деревьев (по коре, форме, длине игл, по шишкам). Расширить представления детей о состоянии живой природы зимой; продолжить знакомство со свойствами снега, его ролью в жизни растений в зимних условиях. Рассказать о роли снега в жизни растений и деревьев зимой. Развивать у детей эстетическое восприятие природы. | |
Весна | 1. «И солнце светит ярко, и журчат ручьи, вернулись долгожданные грачи…» (прогулка к грачевнику) | Познакомить детей с признаками весны (солнце уже не только светит, но и греет, тает снег, изменился его цвет, он стал темным и грязным, появились сосульки). Рассказать детям о прилете грачей, их поведении весной (собираются стаями, кричат, строят гнезда). Установить связь между изменениями условий в неживой природе и прилетом птиц. Пробудить интерес к жизни птиц. |
2. «Весенняя мозаика» (экскурсия на луг) | Учить детей устанавливать простейшую связь между внешним видом растений и условиями их существования (свет, тепло, влага нужны для роста и развития). Учить детей различать и правильно называть весенние цветы (одуванчик, мать-и-мачеха), выделять и описывать их характерные признаки, строение (стебель, листья, цветок), понимать их роль в природе (насекомые собирают с них нектар). Воспитывать осознанное, бережное отношение к цветам (многих растений в природе осталось мало. Их надо охранять, дети могут помочь выжить растениям – не собирать их, рассказывать всем об их пользе или о том, что этих растений скоро вообще не будет в природе). | |
3. «Яблонька душистая, подружись со мной…» (экскурсия в сад) | Учить детей устанавливать простейшие связи: изменение условий окружающей среды (солнечный свет, тепло) приводит к изменению состояния растений (рост, цветение). Познакомить детей с особенностями весеннего состояния плодовых деревьев – цветением (различать 2-3 вида деревьев и кустарников по виду их цветов). Учить видеть красоту цветущих деревьев. | |
4. «Красив зимою и весною волшебный, добрый дом лесной» (экскурсия в лес) | Учить узнавать знакомые деревья, кустарники, цветы, насекомых, птиц. Назвать части растений: корень, стебель, листья. Познакомить детей с экосистемой «лес». Рассказать о том, что в лесу растут деревья, кустарники, трава, цветы, живут насекомые, птицы. Лягушки, звери; подвести детей к выводу, что все в лесу нужны друг другу. Воспитывать бережное отношение к растениям и животным, учить правилам поведения в лесу. | |
Лето | 1. «Все зазеленело… Солнышко блестит…» (экскурсия в парк) | Познакомить с особенностями состояния кустарников и деревьев в начале лета; отметить, что трава в парке ярко-зеленая, цветут цветы: лютик, колокольчик, ромашка. Постепенно подводить детей к пониманию наиболее важных связей окружающей среды в неживой и живой природе, устанавливать связь между изменениями условий и изменением состояния растений (рост, цветение). Наблюдать за тем, как ведут себя насекомые возле деревьев. Воспитывать умение любоваться красотой цветущей природы. |
2. «Лето, лето к нам пришло!» (экскурсия в парк) | Познакомить детей с состоянием парка в середине лета, сравнить внешний вид растительности в парке в начале лета и в настоящее время. Расширить знания детей о таких деревьях, как береза, клен, липа, дуб. Уточнить, что знают дети о сезонных изменениях летом (листья на деревьях изменили свой цвет, они уже не такие яркие как в начале лета, некоторые из них пожелтели, покраснели; трава темно-зеленая, появилось много других цветов: колокольчик, ромашка, клевер; солнце яркое и очень теплое). Продолжать учить детей правильно вести себя в парке (не ломать ветки кустарников, деревьев, не рвать цветы, а только любоваться ими, играть и бегать не по траве, а по дорожкам.) |
СТАРШАЯ ГРУППА
Время года | Тема | Задачи |
Осень | 1. «Встреча с осенью» (экскурсия в парк) | Учить детей замечать изменения в природе и любоваться ими. Продолжать учить детей наблюдать за явлениями неживой природы: солнце греет уже не так сильно, как летом, небо еще голубое, яркое, но уже все чаще и чаще появляются облака. Познакомить с новым деревом – липой, отметить ее характерные особенности (строение ствола, расположение веток, форму листьев; липа – медоносное дерево), систематизировать знания детей о деревьях. Продолжать формировать знания детей о парке, как искусственно созданном сообществе растений, месте отдыха взрослых и детей (почему необходимо знать и выполнять правила поведения в парке). Полюбоваться красотой парка в осеннем наряде: на деревьях и кустарниках листья сменили свою окраску (они стали яркими, разноцветными и только на сирени остались зеленые листья). |
2. «Осенний хоровод» (экскурсия на луг) | Сформировать у детей представление о том, что луг – это сообщество многолетних, светолюбивых травянистых растений. Повторить с детьми названия типичных представителей луга: ромашка, клевер, колокольчик, тимофеевка, мышиный горошек, гвоздика полевая, герань луговая, подорожник и т.д. Обратить внимание детей на то, что солнце уже меньше греет, становится прохладно. Цветы увядают, а трава приобретает бурую окраску, насекомые впадают в спячку, исчезают. Воспитывать бережное отношение к растениям луга, развивать у детей эстетические чувства. | |
3. «Улетели листья с тополей…» (экскурсия в парк) | Познакомить детей с состоянием природы осенью. Уточнить, заметили ли они, что парк изменился за два прошедших месяца (на деревьях и кустарниках осталось совсем мало листьев, они утратили свою яркость и красоту, цветы исчезли под кору и корни деревьев, под опавшую листву, птицы, оставшиеся без привычного корма, переселяются в теплые края). Продолжать воспитывать любовь к природе, вызывать желание оберегать ее. | |
Зима | 1. «Тропы в парке замело, все вокруг белым-бело…» (экскурсия в парк) | Уточнить представления детей о первых признаках зимы и о типичном состоянии природы зимой (снег покрыл всю землю. Он лежит на ветках кустарников и деревьев. На снегу видны следы людей, животных. Деревья, за исключением хвойных, без листьев. Рдеет красная рябина). Обогатить эстетические впечатления детей. Учить видеть красоту зимнего парка, слышать тишину, ощущать покой и запах зимнего парка. Воспитывать любовь к природе. |
2. «Чудо – всюду» (экскурсия к водоему) | Систематизировать знания детей о том, как сезонные изменения отражаются на состоянии природы; отметить, что изменилось с наступлением холода (теперь на берегах лежит глубокий снег, на реке толстый лед, через который ничего не видно). Закрепить знания о животных и растениях реки, которые приспособились к зимним условиям. Воспитывать бережное отношение ко всему живому. Вызвать у детей желание покататься на лыжах и санках с горки. | |
3. «Блестя на солнце, снег лежит…» (экскурсия в парк) | Обратить внимание детей на красоту зимнего пейзажа. Поговорить с детьми о зимнем парке (все кругом замерло, лежит снег, он серебрится на свету, кустарники и деревья снег спасает от холода). Рассказать о том, что веточки кустарников и деревьев зимой становятся очень хрупкими и ломаются от сильного ветра, от прикосновения к ним. Напомнить детям о том, как зимуют некоторые птицы (воробьи, сороки, вороны, синицы, снегири), о том, что птицы нуждаются в помощи людей зимой. | |
Весна | 1. «Первые проталинки» (экскурсия в парк) | Углубить знания детей о том, что явления окружающей природы находятся в постоянной зависимости друг от друга (увеличение светового дня, солнце греет все сильнее, потепление, проталины – первые вестники весны, набухание почек на кустарниках и деревьях, появление травы, прилет первых птиц). Отметить, какие изменения по сравнению с зимой произошли весной в парке; подробно рассказать детям о состоянии растений. Воспитывать бережное отношение ко всему живому. |
2. «В гостях у дедушки Мазая» (прогулка к реке) | Уточнить и расширить представления детей о состоянии реки весной (начинается ледоход, вода темная, мутная; выявить причины ледохода, установить связь между изменением температуры и состоянием воды). Обратить внимание детей на то, как изменилась растительность на берегу. Развивать у детей интерес к наблюдениям за сезонными изменениями в природе. | |
3. «Уронило солнце лучик золотой…» (экскурсия на луг) | Продолжать формировать у детей представление о том, что луг – это сообщество травянистых растений. Развивать умение замечать и правильно называть первые весенние цветы – первоцветы (мать-и-мачеха, медуница, одуванчик и т.д.), выделять их характерные признаки; уточнить знания о месте произрастания этих растений и их значении в природе (насекомые, появившиеся первыми весной, собирают с этих цветов нектар); устанавливать взаимосвязь растений луга с насекомыми. Воспитывать осознанное, бережное отношение к первым цветам, учить любоваться их красотой. Обогащать словарный запас детей названиями новых растений, формировать диалогическую речь. | |
Лето | 1. «В гостях у дядюшки Сома» (экскурсия к озеру) | Формировать у детей представление о реке как о сообществе водных и наземных растений и животных. Рассказать детям о типичных представителях флоры (кувшинка, ряска, осока) и фауны водоема (водомерка, жук-плавунец, улитка и т.п.). Объяснить, что вода необходима для размножения и развития многим животным и растениям. Обратить внимание детей на связь между условиями среды и строением и формой тела животных, живущих в воде (у рыб продолговатое тело, есть хвост, плавники, с помощью которых они плавают; у лягушек – задние ноги длинные, с их помощью они, «Отталкиваясь», перемещаются в воде; у водомерки – специальное строение лапок, позволяющее ей «бегать» по поверхности воды). Развивать у детей эстетическое восприятие, учить их видеть красоту реки (много воды, она блестит на солнце, на берегу растут красивые цветы и травы). |
2. «Искусст-венный лес – дело рук человека» (экскурсия в парк) | Учить детей ухаживать за растениями, воспитывать бережное отношение к природе, показать, как человек заботится о природе, развивать у детей интерес к окружающему миру. Учить узнавать кустарники и деревья по форме листьев, цветам. Конкретизировать представление детей об условиях жизни растений и животных летом (много солнца, тепла, зелени; все кругом цветет, много насекомых и птиц). Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи между неживой и живой природой. | |
3. «Птичий концерт» | Обобщить представления детей о парке как о сообществе разнообразных растений и животных; рассказать о том, что каждая птица строит свой дом в определенном месте: одни в траве, другие в кустарниках, третьи – на деревьях. Учить слушать пение птиц, стараться различать голоса птиц. Расширить и уточнить сведения о птицах нашей местности, воспитывать интерес к жителям парка; развивать слух и внимание, умение воспринимать окружающую природу при помощи слуха. Развивать умение детей правильно вести себя в окружающей природе (не разорять гнезда птиц, муравейники, не сорить, уметь оказать помощь товарищу, не оставлять его одного). | |
4. «В гостях у лета красного» (экскурсия на луг) | Объяснить детям, что на лугу растут светлолюбивые растения, а также то, что растениям нужны свет, тепло, влага, познакомить с новыми растениями: конским щавелем, овсяницей луговой. Развивать у детей умение замечать характерные признаки растений луга; отличать их друг от друга, находить среди других растений по форме листьев, стебля, цветам. |
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
Время года | Тема | Задачи |
Осень | 1. «Вянет, вянет лето красно, улетают ясны дни…» (экскурсия в парк) | Учить детей замечать изменения в природе, происходящие ранней осенью (небо покрыто облаками, солнце все еще теплое, слегка ветрено; первые желтые и красные листья на деревьях и кустарниках). Учить различать виды деревьев по коре и форме листьев (береза, дуб, клен, вяз). Обобщить знания об однолетних растениях (пастушья сумка), о многолетних (одуванчик, мать-и-мачеха): однолетние успели расцвести, дать семена и засохнуть, а у многолетних остаются в земле корни (они много лет растут на одном и том же месте). Закрепить знания о перелетных птицах, сравнить их с зимующими постоянно (воробей, ворона, галка). Продолжить учить детей видеть красоту осенней природы. |
2. «Перед долгим сном» (экскурсия к озеру) | Развивать у детей умение наблюдать за осенними приметами на озере (цвет воды, отражение в ней неба, облаков, трава на берегах увядает, кустарники. Деревья сбрасывают листья). Показать детям признаки течения реки, объяснить, почему на воде появляется рябь. Формировать обобщенное представление о водоплавающих птицах (утка, гусь – онри хорошо приспособлены к жизни на воде: их тело обтекаемой формы, покрыто перьями; они легко передвигаются в воде, в этом им помогают перепонки на лапах); рассказать детям о том, что водоплавающие птицы улетают последними, так как пока вода в реках и озерах не замерзнет, они могут добыть себе корм. Систематизировать понимание детьми взаимосвязи живых организмов со средой обитания. Вызвать у детей желание заботиться об охране водоемов от загрязнения. | |
3. «Осенний бал (экскурсия на луг) | Учить детей любоваться осенним лугом, отметить, какие краски преобладают осенью на лугу. Обобщить представления детей об однолетних и многолетних луговых растениях; обратить внимание детей на их сходство и различия. Закрепить знания о строении травянистых растений (корень, стебель, цветок); рассказать о том, как растения готовятся к зиме. Продолжать развивать у детей эстетическое восприятие природы. | |
4. «И все чаще прячется во мгле солнце, охладевшее к земле…» (экскурсия в парк) | Обобщить и систематизировать знания детей о поздней осени (нет солнца, небо затянуто облаками, дует ветер, часто идут дожди, растения как бы засыпают, трава увядает, птиц стало совсем не слышно, насекомых осенью мало, некоторые зарылись в землю, спрятались под кору деревьев, другие погибли); показать взаимосвязь неживой природы с живой. Учить замечать связь между продолжительностью дня, температурой воздуха, состоянием растений, поведением животных в преддверии зимы. Понаблюдать за трудом взрослых в парке по уходу за растениями. Развивать в детях умение видеть красоту поздней осени. | |
Зима | 1. «Вот и к нам пришла зима» (экскурсия в парк) | Продолжать учить детей видеть и понимать связь между живой и неживой природой, вспомнить, каким парк был осенью, как и почему парк так изменился (наступили холода, небо темное. С тучами, выпадает снег, река покрыта толстым льдом, деревья и кустарники без листьев, нет насекомых). Расширять представления детей о внешнем виде и особенностях поведения зимующих птиц, об их роли в природе и жизни человека. Учить устанавливать связь между строением клюва, ног, поведением птиц и средой их обитания. Пробудить в детях желание помочь птицам в трудное для них зимнее время. |
2. «В царстве снега и льда» (экскурсия к озеру) | Раскрыть перед детьми новые качества и свойства реки (люди теперь могут переходить через озеро по льду, лед стал толстым, через него не видно дна, в прорубях рыбаки ловят рыбу, вся растительность по берегам покрыта снегом. Обобщить знания детей о тех животных и растениях, которые приспособились к условиям зимы. Закрепить правила поведения детей на водоеме зимой, особенно около полыньи и проруби | |
3. «Кто поможет – тот нам друг» (экскурсия в парк) | Обобщить представления детей о типичных проявлениях зимы в живой и неживой природе (короткие дни, длинные ночи, солнце совсем не греет, поэтому холодно, при ветре бывает пурга, все растения живые, но они находятся в состоянии покоя; птицы приближаются к жилью человека, им голодно, они ищут корм). Воспитывать наблюдательность детей, интерес к жизни растений и птиц, бережное отношение к ним, заботу о них (дети могут помочь растениям и птицам: не ломать растения, укрыть их снегом, чтобы не замерзли; птицам повесить кормушки, постоянно их подкармливать). | |
Весна | 1. «Улыбкой ясною природа сквозь сон встречает утро года…» (экскурсия в парк) | Систематизировать знания детей о признаках наступившей весны (солнце стоит высоко, стало тепло, снег растаял, начинает расти трава, на кустах и деревьях набухают почки, оживают насекомые – жучки, бабочки; прилетают птицы – грачи, скворцы, зяблики, трясогузки); вспомнить, каким был парк зимой, какие изменения в нем наиболее заметны. Учить детей устанавливать связь между повышением температуры и удлинением дня, ростом растений, появлением насекомых, прилетом птиц. Усилить эстетические переживания детей, обратить их внимание на радость, возникающую в душе от яркого весеннего света, свежести весеннего воздуха. |
2. «После долгого сна» (экскурсия к озеру) | Учить детей наблюдать за «жизнью» озера весной (каким было озеро зимой, что изменилось: стало тепло, солнце светит и греет, небо голубое, озеро освободилось ото льда; пробуждаются лягушки, они громко квакают. Откладывают икру в воду; появляются жуки- плавунцы, растения начинают свой рост в воде.) Учить детей чувствовать и воспринимать красоту пробуждения природы. | |
3. «Май – для цветов рай» (экскурсия на луг) | Обратить внимание детей на характерные признаки наступившей весны (небо голубое, ярко светит солнце, оттаяла земля, она стала теплой, в ней много влаги, расцвели первоцветы, значит, появились условия для роста и развития растений); на примере одуванчика выяснить следующие факты: где он произрастает, каково его строение, как получает питание, рассмотреть листья. Формировать у детей элементарные представления о связях живых организмов с окружающей средой, друг с другом. Продолжить учить детей бережно, заботливо относиться к природе, закрепить правила поведения на лугу. Воспитывать у детей эстетическое восприятие природы, усвоить «Правила друзей природы» | |
4. «Май – деревья наряжает, лето в гости поджидает» (экскурсия в плодовый сад) | Продолжать учить детей наблюдать за тем, какие изменения произошли в саду, уточнить последовательность происходящих весной в природе изменений (нарастание продолжительности дня, повышение температуры, рост и развитие растений, цветение травянистых растений, плодовых деревьев, кустарников; появление насекомых, прилет птиц, гнездование и др.) Учить детей устанавливать связи между изменениями в неживой природе и изменениями в жизни растений и животных. Закрепить понимание последовательности сельскохозяйственного труда человека, его зависимости от изменений погоды. Развивать умение радоваться пробуждению природы и приходу весны. | |
Лето | 1. «От рассвета до рассвета по лугам гуляет лето» (экскурсия на луг) | Упорядочить представления детей о светолюбивых луговых растениях, т.е. растениях, которым необходимо для их роста много света, а также тепла, влаги; познакомить с новыми растениями. Продолжать наблюдения за одуванчиком: рассмотреть с детьми желтые соцветия – «крошечные солнца»; обратить внимание на соцветие-корзинку; познакомить с «таинственным порошком» - пыльцой; рассказать об особенностях «солнечного цветка» - ночью и в сырую погоду соцветие-корзинка плотно закрыта; показать чудесное превращение белого шара в семена-парашютики; рассказать о лекарственных свойствах одуванчика. Различать и называть цветы луга: красный и белый клевер, мышиный горошек, василек, ромашка, лютик. Учить детей воспринимать красоту луга, наполненного ароматом трав. |
2. «В речном царстве, прибрежном государстве…» (экскурсия к озеру) | Продолжать учить детей замечать те изменения, которые по сравнению с весной произошли на озере (появилось больше растительности, насекомых (бабочки-белянки, лимонницы, мотыльки, стрекозы), в воде плавают рыбы-мальки, вода теплая, люди загорают и купаются.) Расширять представления детей о значении воды в жизни человека. Развивать желание закаливать свой организм. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация опыта работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
Предлагаю Вашему вниманию презентацию опыта работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста....

Технология проектной деятельности как эффективная форма работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
Экологическое воспитание — это новое направление педагогики дошкольного детства, которое отличается от традиционно сложившегося ознакомления детей с природой и природоохранительной деятельности дошк...

Перспективное планирование кружка по экологическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста «Зеленый патруль»
План работы на год по экологическому воспитанию детей 4-5 лет....

Перспективное планирование по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
Период дошкольного детства благоприятствует воспитанию патриотических чувств, т.к. именно в это время происходит формирование культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственной основы личности ребе...
Перспективное планирование кружка по экологическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста «Юные экологи»
Пояснительная запискаВ настоящее время проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены лишь при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их эко...

Перспективное планирование работы по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста
Формирование духовно - нравственных основ важное условие всестороннего воспитания личности ребенка. От того, как будет воспитан дошкольник, зависит не только его успешное обучение в школе, но и формир...

Перспективное планирование работы по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста
Перспективное планирование работы по нравственному воспитаниюдетей старшего дошкольного возраста...