Перспективное планирование работы по экологическому воспитанию в подготовительной группе
методическая разработка (подготовительная группа)
Современный стандарт дошкольного образования уделяет большое внимание экологическому воспитанию детей. Экологическая культура человека формируется с детства, и именно от неё зависит то, как человек будет относиться к окружающей природе.
Предлагаю вашему вниманию перспективный план работы по экологическому воспитанию дошкольников старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Перспективное планирование работы по экологическому воспитанию в подготовительной группе
Тема | Цели | Совместная деятельность педагога с детьми | Самостоятельная деятельность детей | |
Сентябрь | 1.Беседа о лете (Бондаренко, с.130, Шорыгина «Беседы о природных явлениях и объектах») | Углубить и обобщить представления детей о лете, его типичных признаках. Закрепить представление о жизнедеятельности растений и животных, играх детей летом, труде и отдыхе взрослых. Учить устанавливать простейшие связи между условиями среды и состоянием живых объектов, выражать свои мысли в связной речи. | 1.Чтение: Е.Трутнева «Лето» 2.Физкультминутка «Лето» 3. Д/и «Времена года» 4. Д/и «Я знаю 5 названий цветов (насекомых, ягод) | 1.Рисование «Воспоминание о лете» 2.С/р «Семья» (лето, отдых) 3.Наст.игра «Календарь погоды» |
2. Что такое природа? Игра «Живая и неживая природа». (Бондаренко, с.139, Дик, с.77, Шорыгина «Беседы о природных явлениях и объектах») | Научить детей отличать природные объекты от искусственных, сделанных человеком, объекты живой природы от объектов неживой природы. Сформировать представление о неразрывной связи человека с природой (человек – часть природы). Познакомить с основными природными компонентами и их связями. | 1.Наблюдение за живой и неживой природой. 2.Д/и «Живая –неживая природа» (с мячом) 3.Чтение: Ф.Тютчев «Гроза» 4.Исследовательская деятельность: Как получаются молния и гром | 1.Раскрашивание рисунков в парах (один - живую природу, другой – неживую) 2.Рисование «Гром и молния в небе» 3. Наст.игры | |
3.Экологическая игра «Где что зреет (Бондаренко, с.133) | Систематизировать представления детей о фруктах и овощах. Упражнять в составлении рассказов об овощах и фруктах. Уточнить представления о многообразии овощей и фруктов. | 1.Беседа об овощах и фруктах 2.Хороводная игра «Лети, листок, ко мне в кузовок» 3.Д/и «Я знаю 5 названий овощей (фруктов, блюд из овощей)» (с мячом), «Чудесный мешочек» 4.П/и «Кто скорее соберет»(в командах), «Веселые грибники» | 1.Раскрашивание «Дары осени» 2.С/р игры «Магазин» (покупаем овощи), «Семья» (готовим обед) | |
4. Планета Земля в опасности (Бондаренко, с.135, Дик, с.99, Бондаренко, с.170, Шорыгина «Беседы о русском лесе») | Дать детям представление о том, что планета Земля – это огромный шар. Большая часть земного шара покрыта водой – океанами и морями. Кроме воды есть материки – твердая земля – суша, где живут люди. На планете Земля обитает много живых существ. Всем живым существам нужна чистая вода, чистая земля, чистый воздух. Планета Земля сейчас в опасности: во многих местах вода, почва, воздух стали грязными. Чтобы спасти нашу планету, надо с детства любить природу, изучать её, правильно с ней общаться. | 1.Беседа «Планета Земля, Что она из себя представляет» 2.Д/и «Природа - человек» 3.Чтение Е.Шкловский «Смотрю на глобус – шар земной…» 4.Д/и «Кто где живет?» | 1.Рассматривание Атласа животного мира 2.Рассматривание карты мира и глобуса 3.Рисование «Защитим планету» | |
Октябрь | 1.Как растения готовятся к зиме (Бондаренко, с.154,170, Воронкевич, с.323) | Сформировать у детей представления о состоянии растений осенью, дать знания о плодах и семенах конкретных деревьев, кустов, показать приспособления семян к распространению. Уточнить представления детей об условиях жизни растений осенью. Учить устанавливать связь между состоянием растений осенью и условиями среды, выявлять причины происходящих изменений. Познакомить с трудом взрослых по уходу за растениями осенью. | 1.Исследовательская деятельность: Сравнить плоды ясеня и клена. Сравнить шишки ели, сосны и лиственницы. 2. П/и «1,2,3 – к …беги»!»(деревья) 3. Д/и «Что сажают в огороде» 4. Исследовательская деятельность: Посадка желудя в группе, наблюдение за ростом дубка | 1.Отыскать семена клена на участке 2.Собирание желудей для осенних поделок 3.Рисование этапов роста дубка |
2.Путешествие колоска (Воронкевич, с.317) | Познакомить детей со злаковыми культурами, из которых выпекают черный и белый хлеб. Развивать умение различать растение по характерным признакам (строение колоска, цвет, количество зерен). Познакомить с современной технологией изготовления хлеба и сравнить с тем, как его изготовляли раньше. | 1.Чтение: М.Левитан «Однажды англичане» 2. Рассматривание картины «Мыши на хлебном поле» 3. Рассказ по серии картинок о труде взрослых по уборке хлеба | 1.Рассматривание альбома «Сельхозтехника» 2.Рассматривание картинок «Уборка хлеба» 3.Наст.игры | |
3.Перелетные птицы (Дик, с.78) | Углубить и обобщить представления детей о птицах, об их многообразии, об образе жизни разных птиц. Упражнять в составлении рассказов о птицах. | 1.Отгадывание загадок о птицах 2. Составление рассказа о птицах по картинке (внешний вид, повадки) 3. Д/и «Отгадай» (составление загадок о птицах) | 1.Рассматривание атласа животного мира 2.Наст.игры 3. Раскрашивание | |
4. Беседа о кроте (Бондаренко, с.157) | Дать детям представление об особенностях внешнего строения и поведения крота, о его приспособленности к подземному образу жизни. | 1.Чтение: Г.Х.Андерсен «Дюймовочка» (отрывки) 2. Д/и «Какой ты зверь?» (угадать по описанию) 3.Д/и «Опиши животное» | 1. Рассматривание атласа животного мира 2.Рисование крота 3. Раскрашивание иллюстраций к сказке | |
Ноябрь | 1.Анатомия. Мои Помощники (Дик, с.65,70, Бондаренко, с.222, Воронкевич, с.345, Воронкевич, с.353) | Познакомить детей с органами человека, раскрыть их функции и значения для организма в целом. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью. | 1.Отгадывание загадок об органах человека 2. Исследовательская деятельность: Определение силы легких 3. Д/и «Узнай по голосу», «Узнай предмет по звуку» | 1. Рассматривание анатомического атласа 2. Наст.игра «Пирамида здоровья» и др. 3.С/р «Поликлиника», «Больница» |
2.Я – человек (Бондаренко, с.183) | Развивать представление о том, что человек – часть природы. Совершенствовать речь детей, развивать фантазию, творческое воображение, коммуникативное общение. | 1.Д/и «Живое – неживое» 2.Рассматривание частей тела человека 3.Д/и «Сравни» (растения и человек, животные и человек, растения и животные) 4.Д/и «Посчитай», «Сравни» 5.Исследовательская деятельность: Выяснение причины храпа человека | 1. Рассматривание анатомического атласа 2.С/р «Поликлиника», «Больница» | |
3.Беседа о лесе (Воронкевич, с.166) | Уточнить и расширить представления детей о лесе. Закрепить знания детей о деревьях, их строении. | 1.Д/и «Живое – неживое» 2.Отгадывание загадок о лесе 3. Чтение стихов о лесе 4.Рассматривание картины «Мишки в лесу» | 1. Рассматривание атласа животного мира 2. Рисование осеннего леса | |
4.Как растет человек (Воронкевич, с.406) | Учить различать проявление возрастных и половых особенностей во внешнем облике людей. Закрепить представления детей о семейных отношениях и о семье. Показать значение семьи в жизни человека. | 1.Д/и «Сравни» (кукла- новорожденный ребенок и подросший ребенок) 2.Показ генеалогического древа на примере какого-нибудь ребенка | 1.Рассматривание семейных фотографий, альбомов 2. Рисование портретов своих родных (папа, мама, бабушка, дедушка, братья, сестры) | |
Декабрь | 1.Двугорбый верблюд пустыни (Бондаренко, с.192, Шорыгина, «Беседы о пустыне и полупустыне») | Углубить представления детей о многообразии живых существ, населяющих нашу планету; познакомить с жителем пустыни – верблюдом; рассказать, как он приспосабливается к условиям жизни. Развивать познавательную активность детей, творчество, воображение. Воспитывать бережное отношение к живой природе. | 1.Отгадывание загадок о пустыне, о животных пустыни 2.Чтение «Песчаная пустыня» 3.П/и «Море волнуется…» (животные) 4.Исследовательская деятельность: определение возможности проживания верблюда в пустыне неделями обходиться без воды | 1.Рассматривание атласа животного мира 2.Рассматривание глобуса и карты мира 3.Рисование угощения для верблюда |
2.Почему белые медведи не живут в лесу? (Бондаренко, с.149, Шорыгина «Беседы о русском Севере») | Познакомить детей с белым медведем и его образом жизни. Воспитывать любовь к животным. Дать детям представление о климате и природе Севера, о жизни людей в условиях Севера. | 1.Отгадывание загадок о животных Севера 2.Сравнить белого и бурого медведей, сходство и отличия 3.Экологическая игра «Кто где живет?» 4.Д/и «Четвертый лишний» | 1.Рассматривание атласа животного мира 2.Рассматривание глобуса и карты мира 3.Рисование «Айсберг, дрейфующий в море», «Северное сияние» | |
3.Беседы о горах. Горы в России (Шорыгина, Беседы о горах и субтропиках», с.24) | Познакомить детей с понятием «горы». Дать представление о горном климате, о животном и растительном мире гор. Дать представление о многообразии климатических зон России, о горах на территории России, о правилах поведения в горной местности. Обогатить речь и словарный запас детей, способствовать развитию логического мышления, памяти, развивать фантазию. Воспитывать бережное отношение к природе и к своей стране. | 1.Отгадывание загадок о горах, о животных гор 2. Составление предложений со словами «горы», «ветер», «скалы», «ущелье», «альпинисты», «вершины», «альпинисты», «лавина», «опасность» 3. Д/и «Четвертый лишний» 4. Д/и «Какой, какая, какие?» (подбирать прилагательные к существительному «горы») | 1. Рассматривание глобуса и карты мира 2. Рассматривание атласа животного мира 3.Рисование «Горный пейзаж» | |
4. О природных явлениях и объектах (Шорыгина, «Беседы о природных явлениях и объектах») | Познакомить детей с некоторыми природными явлениями и объектами, развивать логическое мышление, память и воображение. Воспитывать бережное отношение к природе. | 1.Отгадывание загадок о природных явлениях 2.Беседа о вулкане 3.Исследовательская деятельность: Извержение вулкана | 1.Рассматривание энциклопедий 2. Рисование водопада, вулкана и т.д. | |
Январь | 2.Помоги зимующим птицам (Дик, с.84, Бондаренко, с.187, Воронкевич, с.354) | Уточнить представления детей о знакомых птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц и птиц, живущих у людей дома. | 1.Отгадывание загадок о птицах 2.Слушание «Голоса птиц в природе», беседа. 3. Исследовательская деятельность: Почему птицы могут летать по воздуху? 4.Д/и «Чьи следы?» | 1. Рассматривание атласа животного мира 2. Рассматривание альбома «Следы птиц» |
3.Кто главный в лесу? (Бондаренко, с.180) | Дать детям представление о леснике – человеке, который заботится о лесе. Способствовать формированию у детей навыков разумного поведения в лесу. | 1.Чтение стихотворения «Лесник» 2. Беседа по картине «Зимняя подкормка диких животных» 3. Беседа по картине «Лесник спасает зайцев» 4.Чтение стихов «Дикарь», «Прогулка» | 1. Рассматривание картин 2. Рассматривание альбома «Следы животных» | |
4.Вода вокруг нас. Круговорот воды в природе (Бондаренко, с.200, Воронкевич, с.341, Шорыгина «Беседы О воде в природе», «Беседы о природных явлениях и объектах») | Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни; показать, где, в каком виде существует вода в окружающей среде; рассказать, что капельки воды в природе «ходят», движутся по кругу. Познакомить детей с явлением «кислого» дождя. Дать детям первые элементарные знания о круговороте воды в природе. | 1.Чтение Н.Рыжова «Вы слыхали о воде?» 2. Отгадывание загадок о воде 3. П/и «Ходит капелька по кругу» 4.Д/и «Четвертый лишний» (о воде) 5. Чтение «Приключение Кап и Ли» | 1.Рассматривание глобуса и карты мира 2. Рисование (кувшин с водой; раковина и краны с горячей и холодной водой; тучка, из которой идет дождь; лужа на дороге; капля росы на зеленом листочке) | |
5.Свойства воды (Бондаренко, с.202, Шорыгина «Беседы о воде в природе», «Беседы о природных явлениях и объектах») | Познакомить детей с некоторыми свойствами воды. Знание свойств воды поможет детям лучше понять особенности водных организмов, их приспособленность к водной среде. | 1.Отгадывание загадок о воде 2. Исследовательская деятельность: Свойства воды 3. Д/и «четвертый лишний» (свойства воды) 4.Д/и «Какой, какая, какие?» (подбирать прилагательные к существительному «вода») | 1. Рассматривание глобуса и карты мира | |
Февраль | 1. Волк и лиса –лесные хищники (Бондаренко, с.172, Шорыгина «Беседы о русском лесе») | Уточнить представления детей об образе жизни лисы и волка в зимнее время. Формировать представление о приспособленности хищников к добыванию пищи: чуткие уши, острое зрение, хороший нюх, выносливость. Упражнять детей в умении сравнивать и описывать животных. Показать необходимость существования на земле всех видов животных, независимо от наших симпатий и антипатий. | 1.Отгадывание загадок о животных леса 2. Рассказывание о животных леса по картинке 3. П/и «Море волнуется раз…» (животные) | 1. Рассматривание атласа животного мира 2. Рассматривание альбома «Следы животных» |
2. Как белка, заяц и лось проводят зиму в лесу (Бондаренко, с.195, Шорыгина «Беседы о русском лесе») | Формировать у детей представление о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду. Выяснить, как маскируются животные. | 1.Отгадывание загадок о животных 2.Рассказывание о животных леса по картинке 2.Исследовательская деятельность: Как маскируются животные | 1. Рассматривание атласа животного мира 2. Рассматривание альбома «Следы животных» | |
3.Как узнать зиму? (Бондаренко, с.197) | Обобщить представление детей о типичных зимних явлениях в неживой природе. Закрепить знания об особенностях существования растений зимой, обобщить знания об образе жизни и поведения животных зимой. Формировать эстетическое отношение к зимним явлениям. | 1.Д/и «Это правда или нет?» 2. Работа с календарем погоды 3. П/и «Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем» | 1. Рассматривание картин известных художников 2.Слушание произведений П.И.Чайковского из цикла «Времена года» (зима) 3. Рисование «Мои зимние впечатления» | |
4.Лекарственные растения - средства оздоровления организма человека (Бондаренко, с.143) | Развивать познавательную активность детей в процессе представлений о лекарственных растениях: о правилах их сбора, хранения и применения. Развивать экологическое мышление в процессе исследовательской деятельности, творческое воображение | 1.Отгадывание загадок о лекарственных растениях 2.Экологическая игра «Узнай целебную траву» 3. Беседа «Где и когда можно собирать лекарственные травы» | 1. Раскрашивание лекарственных растений | |
Март | 1.Влаголюбивые и засухоустойчивые комнатные растения (Бондаренко, с.159) | Сформировать у детей представление о дифференцированных потребностях комнатных растений во влаге. Дать понятие детям о способе потери воды растениями. | 1.Отгадывание загадок о комнатных растениях 2.Исследовательская деятельность: Растение теряет воду через испарение. | 1. Рассматривание растений в группе 2. Рисование «В пустыне», «В саванне» |
2.Рассказ об экологических пирамидах (Бондаренко, с.190, Воронкевич, с.375) | Формировать у детей представления о взаимосвязи обитателей леса – растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга. Закрепить знания детей об «экологических пирамидах». | 1.Чтение: Б.Заходер «Про всех на свете» 2.Д/и «Пищевые цепочки» 3.Рассказ «Что стало бы с пчелами, если бы исчезли все цветы?» и др. | 1.Рассматривание атласа животного мира 2.Рисование знаков «Правила поведения в лесу» | |
3.Наблюдение за кошкой и котятами (Бондаренко, с.178) | Выявить признаки кошки с котенком как домашних животных, как зверей. Воспитывать у детей удовольствие от общения с ними. Выяснить, как кошка умывается. | 1.Отгадывание загадок о домашних животных 2.Беседа по картине «Кошка во дворе» 3. Исследовательская деятельность: Как умывается кошка? | 1.Рассматривание атласа животного мира | |
4.Сравнение диких и домашних животных (Бондаренко, с.185) | Уточнить с детьми признаки домашних животных. Показать, что они отличаются от диких. Упражнять умственные способности детей. Развивать воображение, творчество детей. | 1.Отгадывание загадок о животных. 2. Д/и «Сравни» (свинья и кабан, лось и корова) 3.Речевая игра «Мама и малыш» 4.Д/и «Четвертый лишний» | 1.Рассматривание атласа животного мира | |
Апрель | 1.Беседа о весне (обобщающая) | Уточнить и систематизировать знания детей о характерных признаках весны. Учить понимать связь между явлениями неживой природы и жизнью растений, животных, между явлениями неживой природы и сезонными видами труда. | 1.Отгадывание загадок о весенних признаках 2. Д/и «Живое - неживое» 3. Беседа по картине «Весна» 4.Д/и «Найди лишний признак» (весна) | 1. Рассматривание картины «Весна», альбома «Весна» 2. Слушание произведения П.И.Чайковского «Времена года» (весна) |
2.Солнце – большая звезда (Бондаренко, с.224) | Дать представление о Солнце как о звезде и о планетах Солнечной системы. Познакомить детей с понятиями света и тени, показать значение разного освещения в жизни растений и животных. Показать, что солнечный луч может превращаться в разноцветный. | 1.Отгадывание загадок о небесных телах 2. Д/и «Четвертый лишний» 3.Составить предложения со словами: «Солнце», «ракета», «космонавт», «планета», | 1. Рассматривание энциклопедии о Космосе 2. Рассматривание карты звездного неба | |
3.Что растет в воде (Бондаренко, с.207) | Познакомить детей с некоторыми видами водных растений, с их особенностями, приспособленностью к жизни именно в водной среде; разъяснить необходимость охраны этих растений и среды их обитания. | 1.Чтение: Г.Х.Андерсен «Дюймовочка» (отрывок) 2.Чтение: А.Толстой «Приключения Буратино» (отрывок) 3.Д/и «Четвертый лишний» (водные растения) | 1.Рассматривания атласа «От земли до неба» 2.Раскрашивание водных растений | |
4.Кто живет в воде? (Бондаренко, с.204) | Познакомить детей с представителями водных животных; показать их особенности, приспособленность к жизни именно в водной среде; разъяснить необходимость охраны этих животных и среды их обитания. | 1. Отгадывание загадок о рыбах 2.Д/и «Я знаю 5 названий…» 3. Рисование «Обитатели аквариума» 4.Д/и «Четвертый лишний» (водные животные) | 1.Рассматривание глобуса и карты мира 2. Рассматривание атласа животного мира 3.Раскрашивание водных животных | |
Май | 1. Аквариум. Сравнение рыб и лягушек. Определение возраста рыбы. (Бондаренко, с.145) | Дифференцировать представления детей о водоеме как среде обитания аквариумных рыб. Уточнить представления о том, что в аквариуме всё устроено так, чтобы рыбки могли жить в нем, как в естественном водоеме. Учить создавать водную среду для аквариумных рыб. Воспитывать наблюдательность. Формировать обобщенное представление: рыбы – водные обитатели, лягушка – обитатель воды и суши, рыбы и лягушки – быстро плавающие животные. Научить опытным путем определять возраст рыб. | 1.Отгадывание загадок об аквариуме, о рыбах 2. Исследовательская деятельность «Определяем возраст рыб» 3. Д/и «Четвертый лишний» (обитатели аквариума) | 1. Рассматривание атласа животных 2. Рисование рыб и лягушек (по схемам) |
2.Какие бывают насекомые (Бондаренко, с.133) | Систематизировать представления детей о многообразии насекомых, учить составлять группы по разным основаниям: особенности внешнего строения, местом обитания, способу передвижения. Закрепить знания об общих признаках насекомых, учить устанавливать связи между особенностями внешнего строения и способом передвижения, между внешним видом и способом защиты от врагов, между способами передвижения и средой обитания. Воспитывать интерес к насекомым, бережное отношение к ним. | 1.Отгадывание загадок о насекомых 2.Д/и «Хорошо - плохо» 3.Д/и «Кто где живет» | 1. Рассматривание альбомов с насекомыми 2. Раскрашивание 3. Рисование насекомых (по схемам) | |
3.О дождевых червях (Бондаренко, с.212) | Продолжать знакомить с особенностями строения и поведения подземных обитателей; показать их приспособленность к почвенной среде (на основе дождевого червя) | 1.Чтение: Н.Павлова «Большое чудо» (отрывок), Т. Шорыгина «Дождевой червяк», Т.Мизина «Сказка про червяков» 2. Создание тематических альбомов «Почва», «Обитатели почвы» совместно с детьми 3. Исследовательская деятельность: Выяснение причин выхода червя на поверхность земли во время дождя. 4.Беседа «Можно ли обижать червяков?» | 1. Рассматривание энциклопедий, иллюстраций в книгах 2. Наст.игры | |
4.Красная книга – сигнал опасности (Бондаренко, с.215) | Дать детям представление о том, что люди, плохо зная природу, погубили много растений и животных. Познакомить детей с Красной книгой, охраняемыми растениями, животными. | 1.Д/и «Можно – нельзя» 2.Д/и «Четвертый лишний» | 1. Рассматривание Красной книги России 2. Раскрашивание животных и растений из Кр.книги |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста с учётом Федеральных Государственных Требований
Перспективное планирование работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста с учётом Федеральных Государственных Требований...
перспективный план работы по экологическому воспитанию детей подготовительной группы
перспективный план...
Перспективное планирование работы по экологическому воспитанию во второй младшей группе
В перспективном планировании по экологическому воспитанию во второй младшей группе, указаны темы каждой недели на весь учебный год, раскрыто программное содержание данных тем и расписаны формы работы,...
Перспективное планирование работ по экологическому воспитанию детей подготовительной группы
перспективное планирование...
Перспективный план работы по экологическому воспитанию в подготовительной группе на апрель-май
Перспективный план работы по экологическому воспитанию в подготовительной группе на апрель-май Задачи работыСодержание работыПриемы работы воспитателя Расширять представления дошкольников о ...
Перспективное планирование по формированию экологической культуры в подготовительной группе и планирование совместной работы с воспитателями подготовительной группе по экологическому воспитанию детей
Перспективное планирование по формированию экологической культуры в подготовительной группе ипланирование совместной работы с воспитателями подготовительной группе по экологическому воспитанию детей...
Календарно-тематическое планирование работы по экологическому воспитанию детей подготовительной группы
Перспективное планирование по экологии в подготовительной группе...