Моя педагогическая система.
учебно-методический материал по окружающему миру (средняя группа) на тему
Система работы по воспитанию патриотических чувств через занятия в кружке "Рябинушка".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskaya_sistema.doc | 90.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление народного образования
Администрации Камбарского района.
« Моя педагогическая система»
Воспитатель: Старкова С. О.
Первая квалификационная категория
2017г.
Введение
Сегодня задача патриотического воспитания подрастающего поколения актуальна тем, что современные дети мало знают о культурных традициях своего народа, часто проявляют равнодушие к близким людям, сверстникам. Не на должном уровне ведётся работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.
Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.
Чтобы человек действительно чтил память предков, уважал Отечество, чувствовал ответственность за свою Родину, его надо таким воспитать. Одними призывами любить свой город, Родину - ничего не сделать.
Работа должна быть целенаправленной, системной. Среда, образ жизни в семье, отношения в детском коллективе – все это формирует чувство любви и отношение к тому месту, где ребенок живет.
Ярко идея патриотизма отражена в произведениях Н.М. Карамзина: «Любовь к собственному благу производит в нас любовь к Отечеству, а личное самолюбие, гордость народную, которая служит опорою патриотизма». Историк и писатель акцентировал внимание на патриотической составляющей гражданственности, выделив различные проявления любви к Отечеству, такие как:
- физическую любовь, то есть привязанность к месту своего рождения, «малой родине»;
- нравственную, то есть любовь к согражданам, с которыми человек растет, воспитывается и живет;
- политическую, то есть любовь к благу и славе Отечества и желание способствовать «им во всех отношениях»
Эти отношения к Отечеству не возникают сами по себе, а специально воспитываются, формируются.
Патриотическое чувство раскрывается и крепнет еще в дошкольном возрасте; оно не требует особенного заботливого культивирования, ибо оно столь же естественно и неизбежно, как чувство семейной привязанности, каждый день, каждый час, каждое событие и явление, равно, как и все картины окружающей жизни и окружающей природы, помогает ему расти и развиваться лучше каких бы то ни было воспитательных мероприятий.
Определение патриотизма как нравственного чувства не отражает его сущности в полном объеме, так как нравственные чувства - это переживания человеком своего отношения к окружающей действительности, поступкам и действиям, нормам ответственности. Патриотизм предполагает переживания личностью своего отношения к Родине, Отечеству, осознание своего патриотического долга, а также стремление к его реализации.
Из выше сказанного следует противоречие:
- Между потребностью общества в глубоко развитой, патриотической, самостоятельно мыслящей личности и невозможностью применения стандартных педагогических условий и средств воспитания такой личности.
Из противоречия вытекает проблема- осуществление намеченных мероприятий с группой детей и их родителями. Учитывая возможность дошкольного образовательного учреждения в организации работы по патриотическому воспитанию, возникла необходимость пересмотра педагогической деятельности на предмет замещения непосредственных экскурсий на виртуальные.
Учитывая этот факт, возникла Идея – разработать более углубленный, отвечающий, реальности сегодняшнего дня план работы по развитию у дошкольников духовно – нравственной культуры, чувство любви к родному краю, Родине. Эта идея и стала целью моей работы.
Цель: Разработать и внедрить в систему работы с детьми и их родителями такой план, который даёт возможность реализовать задачи по патриотическому воспитанию с учетом национально – регионального компонента.
Для решения цели поставила перед собой следующие задачи:
- Более углубленно изучить методическую литературу по патриотическому воспитанию дошкольников.
- Определить основные направления, формы, методы, приёмы, способствующие реализовать план мероприятий через образовательные области.
Научное обоснование
. Главная цель патриотического воспитания – возрождение в российском обществе гражданственности и патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование и развитие подрастающего поколения, обладающего важнейшими активными социально значимыми качествами, способного проявить их в созидательном процессе в интересах нашего общества, в укреплении и совершенствовании его основ, в том числе и в тех видах деятельности, которые связаны с обеспечением его стабильности и безопасности.
Гражданско-патриотическое воспитание в условиях современной России объективно является и признано государством ключевым в обеспечении устойчивого политического, социально-экономического развития и национальной безопасности Российской Федерации.
Таким образом, гражданско-патриотическое воспитание является одной из наиболее значимых и сложных сфер воспитания, поскольку в ней формируется не только соответствующие мировоззренческие ориентации, идеалы и принципы, но происходит становление необходимых личностных качеств, обеспечивающих жизнедеятельность молодого гражданина в условиях современного российского демократического общества.
Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у молодых граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти, соответствующих социальных и государственных институтов (прежде всего семьи и образовательной сферы), общественных организаций и объединений по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Это сложная система социально-педагогической деятельности, связанная с передачей жизненного опыта от поколения к поколению, с целенаправленной подготовкой человека к созидательному труду на благо Отечества, с его социализацией, формированием и развитием духовно-нравственной личности, способной любить свою Родину, постоянно ощущать связь с ней, защищать ее интересы, сохранять и приумножать лучшие традиции своего народа, его культурные ценности, постоянно стремиться к обеспечению безопасности личности, общества и государства.
Научное обоснование
Ряд российских педагогов Н.К. Крупская, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий, И.М. Ястребцов определили в своих научных работах цель, место и содержание патриотического воспитания. Воспитанию чувства национальной гордости у человека придавал огромное значение Н.Г. Чернышевский. Рассматривая вопросы воспитания молодого поколения, в качестве его основной цели видели подготовку гражданина, любящего Отечества, активно принимающего участие в жизни общества. Именно поэтому, считал Н.Г. Чернышевский «…необходимо предоставить молодому человеку право нормально и свободно развиваться, внушить ему правильные взгляды на жизнь, твердые представления о добре, правде, долге, воспитать самостоятельность в суждениях, трудолюбие, патриотизм». Известный педагог призывал оценивать патриота, политически подготовленного человека с точки зрения его заслуг перед Родиной, а «человеческое достоинство – силою его патриотизма».
Творческая новизна
- Использование эффективной и активной формы работы на современном этапе, таких как «Виртуальная экскурсия»;
Область применения и условия функционирования данного опыта
Данный опыт работы может быть использован воспитателями, родителями.
Наиболее эффективные условия для применения данного опыта работы:
- Постоянный состав воспитанников;
- Высокий уровень профессионального мастерства воспитателя;
- Постоянное обновление форм, сотрудничество с коллегами, составление авторских приёмов, использование ИКТ;
- Максимальное вовлечение родителей дошкольников в процесс воспитания.
Результат автора
- Повысить любознательность и активность детей, расширить их кругозор, посодействовать развитию патриотических чувств, творческого потенциала их семей.
Научить детей применять свои знания, умения и навыки в различных доступных видах деятельности (ИЗО, трудовая, игровая, коммуникативная).
Основные компоненты системы
1.Создание социально-психологических условий для творческой продуктивности педагога, специалистов ДОУ, родителей.
2.Эффективные формы, методы и приемы в работе.
3.Обеспечение условий для самореализации дошкольников в их разнообразной деятельности.
Основная часть
1.Создание и обогащение развивающей предметно – пространственной среды
- Наличие плакатов, альбомов, книг, дидактических игр по теме
- Куклы в национальных костюмах (Русский, Удмуртский, Татарский)
- Музыкальные произведения Великих композиторов (Чайковский, Г. М. Корепанов – Камский)
- Художественная литература (Мифы и легенды Удм. народа, сказки, сборники пословиц и поговорок).
- Макеты своего детского сада, архитектурного памятника г.Камбарка – «Плотина», природного памятника «Клюквенное болото» «Валяй».
2.Взаимодействие с родителями
- Встреча с почетными гражданами нашего города – Л. П. Бочкаревой,
- Экскурсия
- Папки передвижки по теме, фотовыставки
- Индивидуальные беседы
- Совместные развлечения, консультации по теме
3.Взаимодействие с социумом
- Сотрудничество с детской библиотекой
- Посещение музея
Выделяю следующие формы работы:
- коллективные (групповые)
- индивидуальные
К коллективным (групповым) относятся:
- беседа, рассказы, чтение литературы;
- экскурсия;
- сюжетно - ролевая игра;
- оформление фотовыставки;
- творческий вечер «Презентация семейных макетов»;
- ярмарка методических идей;
- игра «Экологический калейдоскоп»;
- развлечения «Спортивные» и «Кулинарные»;
- показ настольного и кукольного театра;
К индивидуальным относятся:
- просмотр иллюстраций, презентаций;
- заучивание стихотворений, пословиц;
- упражнение на решение игровой ситуации;
- продуктивная деятельность;
Обеспечение условий для самореализации дошкольников в их разнообразной деятельности.
Целью работы данного направления является создание такой творческой предметной среды, в которой дети смогли бы реализовать и раскрыть себя, усваивая новые знания, развивая свои нравственно патриотические качества, через занятия в кружке «Рябинушка». Темы занятий апробированы и максимально приближены к реальным условиям их выполнения, учитывая особенности организации, содержания патриотического воспитания детей.
Комплексно-тематическое планирование кружка «Рябинушка» для детей среднего возраста.
Октябрь:
1 НЕДЕЛЯ. «Диагностика знаний у детей»
Цель: выявить знания детей о своем городе, Удмуртии. 20 мин.
2 НЕДЕЛЯ. «Нет лучше и краше, города нашего»
Цель: Познакомить детей с гербом, флагом города Камбарка 20 мин.
3 НЕДЕЛЯ. «Целевая прогулка на пруд»
Цель: познакомить с водной жемчужиной города (район Копани), правила поведения на водоёме, в природе 20 мин.
4 НЕДЕЛЯ. «Виртуальная экскурсия по славным местам г. Камбарка»
Цель: познакомить с достопримечательностями города 20 мин
НОЯБРЬ:
1 НЕДЕЛЯ. «Камбарка поэтическая»
Цель: познакомить с творчеством поэтессы Л. Д. Струиной (О детях и для детей) 20 мин
2 НЕДЕЛЯ. «Экскурсия в детскую библиотеку»
Цель: посмотреть выставку книг о г. Камбарка (Происхождение названия города) и фильм Л. Д. Струиной о г. Камбарке
3 НЕДЕЛЯ. Развлечение «То березка, то рябинка»
Цель: Познакомить детей с подвижными играми Удмуртского народа.
4 НЕДЕЛЯ. Участие в районном конкурсе рисунков «Тропинками родного края»
Цель: Учить передавать в рисунке любовь к природе и бережное отношение к ней.
ДЕКАБРЬ:
1НЕДЕЛЯ. «В гостях у Удмуртского народа»
Цель: Знакомить с национальным костюмом, предметами обихода, слушание Уд. Н. сказки «Красавица береза». 25 мин
2 НЕДЕЛЯ. Выставка семейных макетов, поделок «Что мы родиной зовём»
Цель: Привлечь родителей к решению задач патриотического воспитания детей.
3 НЕДЕЛЯ. Экскурсия в городской музей.
Цель: Познакомить с музеем, его роли в жизни общества.
ЯНВАРЬ:
1 НЕДЕЛЯ. «Удмуртия – родниковый край»
Цель: Познакомить детей с символами УР: герб, флаг, гимн. 20мин.
2 НЕДЕЛЯ. «Кто много слушает, читает – то многого узнает»
Цель: Познакомить с Уд. Н. творчество – загадки. Развивать кругозор, активизировать словарь 20 мин
3 НЕДЕЛЯ. Игра «Экологический калейдоскоп»
Цель: Закреплять знания об экологии. Воспитывать любовь к родному краю. 20 мин.
ФЕВРАЛЬ:
1 НЕДЕЛЯ. «Сказочный миг» - просмотр кукольного театра по мотивам Уд. н. с. «Мышь и воробей».
Цель: Формировать интерес к произведениям Уд. народа. 20 мин
2 НЕДЕЛЯ. Создание макета (Коллективно) «Зима в нашем городе»
Цель: Закреплять у детей представление о сезонных изменениях в природе. 20 мин
3 НЕДЕЛЯ. Просмотр фотовыставки «Вечная Слава Героям».
Цель: Знакомить с героями, участниками различных войн, уроженцев Камбарского района 20 мин
4 НЕДЕЛЯ. Развлечение «Эх, Масленица».
Цель: Знакомить детей с сезонным праздником. 20 мин
МАРТ:
1 НЕДЕЛЯ. «Милости просим, гости дорогие»
Цель: Знакомить детей с особенностью убранства русской и Удмуртской избы. 20 мин
2 НЕДЕЛЯ. Приготовление Удмуртского народного блюда «Салат картофельный с яблоками».
Цель: Приготовление национального блюда. 20 мин
3 НЕДЕЛЯ. Спортивный досуг (По мотивам подвижных игр Удм. Народа).
Цель: Знакомить с разнообразием подвижных игр. 20 мин
4НЕДЕЛЯ. Заучивание стихотворения Уд. поэта Г. Ходырева «Скворец».
Цель: Выучить произведение данного поэта. 20 мин
АПРЕЛЬ:
1 НЕДЕЛЯ. Виртуальная экскурсия «Путешествие по Каме».
Цель: Дать детям представление о могучей реке и назначении портов города Камбарка и города Сарапул. 20 мин
2 НЕДЕЛЯ. Показ настольного театра по мотивам Удм. н. с. «Охотник и змея».
Цель: Порадовать детей, прививать интерес к данному жанру Удм. фольклора. 20 мин
3 НЕДЕЛЯ. Знакомство с детской поэтессой нашего города Дарьей Костиной.
Цель: Познакомить с творчеством Дарьи, воспитывать интерес к художественному слову. 20 мин
4 НЕДЕЛЯ. «Красная книга Камбарского района».
Цель: Дать представление о назначении Красной книги, воспитывать бережное отношение к природе. 20 мин
МАЙ:
1 НЕДЕЛЯ. «Если скажешь слово Родина».
Цель: Формировать представление о большой и малой Родине. 20 мин
2 НЕДЕЛЯ. Беседа «Праздник со слезами на глазах».
Цель: Развивать чувство гордости за свою малую Родину, уважение к людям, побуждать к сохранению народных традиций. 20 мин
3 НЕДЕЛЯ. «Необычные символы Удмуртии (Цветок Италмас, береза).
Цель: Формировать представление о красоте малой Родины, воспитывать гражданские чувства. 20 мин
4 НЕДЕЛЯ. Мастер класс «Особенности Удмуртского орнамента».
Разработанный план реализую по принципам:
-принцип деятельности - заключается в становлении и развитии дошкольника в процессе субъект-субъектного взаимодействия с использованием активных методов воспитания;
-принцип психологической комфортности - создание доброжелательной атмосферы;
-принцип вариативности - представляет вариативность мышления и осуществление деятельности воспитанниками;
-принцип креативности - приобретение собственного опыта детьми в разнообразной деятельности.
-принцип научности - подразумевает то, что содержание и методы обучения детей должны соответствовать современному развитию жизни общества.
Особенности организации деятельности
Виртуальная экскурсия как один из вариантов применения новых информационных технологий в воспитательном процессе.
Экскурсия сопровождает нас всю жизнь, являясь прекрасным преподавателем и соблюдая незыблемое познавательное правило: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Педагогический же потенциал образовательных экскурсий огромен: именно образовательные экскурсии дают подрастающему поколению возможность для повышения своего интеллектуального уровня, развития наблюдательности, способности воспринимать красоту окружающего мира, являются одной из форм сочетания обучения с жизнью, с практикой. В процессе коллективной экскурсионной деятельности у детей формируются умения коллективно действовать, "вживаться" в окружающую среду как природную, так и социальную. Вместе с тем, не всегда погодные условия позволяют реализовать намеченный план и провести экскурсию по выбранной теме. Да и сложно в достаточно короткий срок в рамках пешеходной экскурсии познакомиться с разными объектами, представляющими ту или иную тему, так как те находятся на значительных расстояниях друг от друга, что ведет к усталости студентов и резкому снижению восприятия материала, потере интереса к представляемым объектам. Выезд же на любую экскурсию за пределы города ещё и требует значительных материальных ресурсов. Выход из этого положения я и увидела в создании виртуальных экскурсий.
Виртуальные экскурсии – один из самых эффективных и убедительных на данный момент способов представления информации, поскольку они создают у зрителя полную иллюзию присутствия. Виртуальная экскурсия, по сути, это – мультимедийная фотопанорама, в которую можно поместить видео, графику, текст, ссылки. Но в отличие от видео или обычной серии фотографий, виртуальные экскурсии обладают интерактивностью. Так, в ходе путешествия можно приблизить или отдалить какой-либо объект, оглядеться по сторонам, подробно рассмотреть отдельные детали интерьера, обозреть панораму издалека, посмотреть вверх-вниз, приблизиться к выбранной точке или удалиться от нее, через активные зоны переместиться с одной панорамы на другую, например, погулять по отдельным помещениям и т. п. И все это можно делать в нужном темпе и в порядке, удобном конкретному зрителю.
Заключение
Внедрение данной педагогической системы в практику позволило достичь положительных результатов:
- Наблюдается рост любознательности и активности детей, творческого потенциала их семей.
Свои знания, умения и навыки применяют в различных доступных видах деятельности (ИЗО, трудовая, игровая, коммуникативная).
В ходе своей работы столкнулась с определёнными трудностями:
- Организация целевых прогулок, экскурсий;
- Меняется состав воспитанников в группе;
- Не понимание со стороны родителей;
- Материально техническое обеспечение;
Перспективы развития данного опыта:
- Обобщение опыта работы на научно- практической конференции района;
- Организовать переписку со сверстниками из детского сада № 4 «Незабудка» г.Сарапул, УР
Свой опыт работы рекомендую воспитателям дошкольных образовательных учреждений, заинтересованных в становлении и развитии детей, как личности, развитыми патриотическими чувствами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающая педагогическая система
Дана сама сущность здоровьесберегающей педагогической системы - понятие, критерии, технологи. Обзор методик здоровьесберегающей педагогической системы в ДОУ...
«СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ МАРИИ МОНТЕССОРИ «СЛЫШУ, ВИЖУ, ЧУВСТВУЮ»»
«СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА, С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ МАРИИ МОНТЕССОРИ -«СЛЫШУ, ВИЖУ, ЧУВСТВУЮ»"Приложение Перспективный план...
Основы педагогической системы М. Монтессори"
Цедь данной презентации раскрыть родителям детей раннего возраста особенности педагогики М. Монтессори....
" Проблема развития профессиональной компетентности руководителей образовательных учреждений в контексте управления педагогическими системами"
В условиях развития современного общества потребность в повышении эффективности управления педагогическими системами обуславливает решение проблем, связанных с подготовкой кадров к управленческой деят...
Педагогическая система Марии Монтессори
Главное в системе Монтессори - не пособия не методики. Главное - это Ребенок, единственный в своем роде, уникальный и неповторимый. И, будучи единственным в своем роде, он имеет право на индивид...
"Модель здоровьесберегающей педагогической системы"
В данном материале представлено моделирование здоровьесберегающей педагогической системы для малокомплектного детского сада...
«Пути повышения эффективности формирования элементарных количественных представлений дошкольников посредством использования элементов педагогической системы М.Монтессори"
Статья для воспитателей и педагогов дошкольных учреждений «Пути повышения эффективности формирования элементарных количественных представлений дошкольников посредством использов...