Основы педагогической системы М. Монтессори"
материал (младшая группа) по теме

Маковкина Гульнара Фанилевна

Цедь данной презентации раскрыть родителям детей раннего возраста особенности педагогики М. Монтессори.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovy_pedagogicheskoy_sistemy_m._montessori.rar2.12 МБ

Предварительный просмотр:

«Основы педагогической системы М. Монтессори»

Слайд 1. 

Наш сад в своей педагогической работе использует технологию М. Монтессори.  

Слайд 2.  

Мария Монтессори  годы жизни 1870 – 1952г.

 Это выдающийся педагог, психолог, психиатр, первый в Италии женщина-врач, открыла свою школу в 1907 году. Ей удавалось с помощью своеобразных заданий и умелого применения принципа саморазвития, когда малыш занимается сам, так успешно влиять на развитие умственно отсталых детей, с которыми она занималась, что к моменту поступления в школу они по своему развитию даже превосходили нормальных детей.
Затем Мария Монтессори перенесла свой метод на здоровых детей.
 

Основным отличием метода Монтессори от традиционных детских садов является отношение к ребенку как к уникальной, неповторимой личности, со  своим собственным планом развития, своими собственными способами и сроками освоения окружающего мира.

Слайд 3.  

Что главное в педагогике М.Монтессори? В центре педагогической системы стоит сам ребёнок с его неповторимыми внутренними врождёнными свойствами, уникальными способностями, с его потребностями, особенностями физического, физиологического и психического развития.

Основные принципы метода Монтессори

  1. Метод Монтессори основан на принципе наблюдения за ребенком в естественных условиях и принятии его таким, каков он есть.
  2. Основной принцип метода Монтессори: подвигнуть ребенка к самовоспитанию, к cамообучению, к саморазвитию.
  3. Но самое главное в методе – это понимание того, что мир детей и мир взрослых — это совершенно разные миры.

Слайд 4

Психологические качества

В группе дети получают возможность не только интеллектуального, но и психологического развития, развития таких качеств как:

  1. Уверенность в себе
  2. Позитивная самооценка
  3. Самостоятельность
  4. Высокая познавательная мотивация
  5. Умение делать выбор исходя из своих реальных потребностей
  6. Способность концентрироваться на работе
  7. Умение общаться
  8. Трудолюбие

Слайд 5.

По мнению М. Монтессори ребёнок обладает такими особенностями психического развития, как  впитывающее мышление и возрастная  сензитивность.

Мышление ребёнка Монтессори сравнивает с губкой впитывающей воду.

Точно так же как губка впитывает любую воду и чистую, и грязную, так и детский разум воспринимает образы внешнего мира, не подразделяя их на хорошие и плохие, полезные и бесполезные.

Поэтому задача взрослых создать для ребёнка такую среду, в которой он мог бы найти всё самое полезное и необходимое для своего развития, получить богатые сенсорные впечатления, впитывать правильную речь, видеть образы позитивно – социального поведения, усвоить способы рациональной деятельности с предметами.      

Сензитивные периоды развития ребенка – это те периоды, когда развивается определенный участок мозга и, следовательно, именно в это время нужно создать вокруг ребенка такую среду, чтобы она способствовала развитию навыков, связанных с этим участком.

  1. от 0 до 6 лет проходит развитие речи,
  2. до 5,5 сенсорное развитие.
  3. с 2,5 до 6 лет у малыша возникают и закрепляются социальные навыки, когда дети легко воспринимают формы вежливого или грубого поведения, которые становятся нормами их жизни.
  4. от 0 до 3 лет – это период восприятия порядка, период активного взаимодействия со взрослыми.

Границы сензитивного периода для каждого ребёнка индивидуальны.

Границы сензитивных периодов не являются точными, у каждого ребёнка они индивидуальны могут быть сдвинуты в ту или иную сторону на несколько месяцев.

В своей книге «Впитывающее сознание» Мария Монтессори пишет:

«Самый важный период в жизни – не время обучения в университете, а самый ранний, период от рождения до шести лет. Потому что это возраст, в котором формируется интеллект человека, его важнейшее орудие. И не только интеллект, но и все возможности его психики»

Современные психологические исследования подтверждают эти мысли М. Монтессори и показывают, что, от рождения до 4 лет человек развивает 50% своего природного интеллекта, в возрасте от 4 до 8 лет – еще 30%… Это свидетельствует об очень быстром развитии интеллекта в раннем возрасте и об очень большом влиянии, которое среда может оказать на его развитие.

Слайд 6.  

На примерах из собственной педагогической практики Монтессори доказывает, что взрослый может не делать что-то за ребенка, а помогать ему действовать самостоятельно. И пусть он делает это пока неловко, ошибается. Самое главное, что он делает это сам и получает свой собственный опыт, учится на причинно-следственных связях. И с каждым разом у него будет получаться все лучше и лучше. Основной девиз метода М. Монтессори:"Помоги мне сделать это самому!"

Слайд 7.

Свою педагогическую систему Монтессори называла системой саморазвития ребёнка в специально – подготовленной культурно – развивающей среде.

Среда должна быть подготовлена таким образом, чтобы ребёнок мог впитывать её неосознанно, свободно проявляя себя в разнообразной деятельности.  

  Огромное значение для реализации метода Монтессори имеют дидактические Монтессори-материалы в них заложена возможность самоконтроля, ребенок сам видит свои ошибки/

   Рассмотрим среду группы.

 Помещение поделено на зоны в соответствии с задачами развития и воспитания детей раннего возраста: зона для упражнений в практической повседневной жизни; сенсорная зона; зона  развития речи, зона творческой  деятельности.  

Слайд 8, 9.

 Практическая зона делится:  

1. мокрую зону (упражнения с водой)

2. сухую зону (упражнения с сыпучими, рамки и т.д.)

Упражнения с водой для ребенка до трех лет не имеют принципиально функционального значения. Они выполняют функцию среды для развития мелкой моторики, но кроме этого производят терапевтический эффект: снимают повышенную возбудимость, успокаивают ребенка.

Еще упражнения с водой являются общеподготовительным этапом для последующего освоения упражнений в практической жизни. В них присутствует контроль ошибки – пролитая вода и простой способ ее устранения, промакивание губкой.  

Маленькие дети интересуются не столько результатом работы, сколько самим процессом.

Слайд 10.

Работа с сенсорным материалом способствует усвоению представления о сенсорных эталонах, умение использовать эти знания как в регламентированной, так и в нерегламентированной деятельности, а также:

  1. различать основные цвета и геометрические формы;
  2. классифицировать предметы по одному из признаков: по цвету, по форме, по величине;
  3. сравнивать предметы по размеру: длине, высоте, ширине;
  4. Развивать мыслительные процессы (память, мышление, воображение, внимание, речь).

Слайд 11. Работа с материалом в зоне развития речи пополняет и совершенствует активную речь ребёнка, даёт возможность делать элементарные обобщения (игрушки, посуда, фрукты, домашние и дикие животные и т.д.), способствует формированию связной речи.

Слайд 12. Основная цель работы детей в зоне художественного творчества:

  1. формирование художественно-образных представлений и мышления, эмоционально-чувственного отношения к предметам и явлениям действительности, воспитание эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости на прекрасное;
  2. развитие творческих способностей в рисовании и лепке;

Слайд 13.

Чтобы расти и развиваться, детям не нужна помощь извне, потому что дети от природы содержат в себе движущие силы, необходимые для развития. Для этого лишь необходима благоприятная среда.
Очень хорошо приспособлена для этого среда Монтессори. Здесь ребенок может самостоятельно заниматься разнообразной деятельностью, соблюдая определенные правила. Этих правил всего три.

Первое правило – порядка в пространстве: "Положи на место". малыш может свободно выбирать любой материал, лежащий на полках, работать с ним, а потом убирать на место. И только после этого приступать к новой работе.

Второе правило – порядка во времени: "Всему свое время". Это значит, что есть время свободной индивидуальной работы и есть время совместной коллективной, когда дети собираются в хоровод после звонка колокольчика. И в это время уже невозможно шуметь, кататься на горке и пользоваться тренажерами. Если ребенок не хочет становиться в хоровод, он может заняться другой спокойной работой, но не мешать детям, водить хоровод.

Третье правило – правило порядка во взаимоотношениях: "Не мешай другому". В Монтессори среде все материалы в единственном числе. Если ребенок хочет заниматься именно с этим материалом, а он уже занят, то создается возможность попробовать договориться работать вместе, но, если ребенок возражает, то придется подождать, пока освободится материал и выбрать другую работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ МАРИИ МОНТЕССОРИ «СЛЫШУ, ВИЖУ, ЧУВСТВУЮ»»

«СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА,  С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ  МАРИИ МОНТЕССОРИ -«СЛЫШУ, ВИЖУ, ЧУВСТВУЮ»"Приложение Перспективный   план...

Педагогическая система Марии Монтессори

Главное в системе Монтессори - не пособия не методики. Главное - это Ребенок, единственный в своем роде, уникальный и неповторимый. И, будучи единственным в своем роде, он имеет право на индивид...

«Пути повышения эффективности формирования элементарных количественных представлений дошкольников посредством использования элементов педагогической системы М.Монтессори"

Статья для воспитателей и педагогов дошкольных учреждений «Пути  повышения  эффективности формирования элементарных количественных представлений  дошкольников посредством использов...

Формирование временных представлений дошкольников с использованием элементов педагогической системы М. Монтессори

Статья "Формирование временных представлений дошкольников с использованием элементов педагогической системы М. Монтессори" раскрывает особенности работы с детьми старшего дошкольного возраста....

Доклад "Педагогическая система Марии Монтессори и современные требования образования"

Современный этап развития образования выдвинул в качестве одной из важнейших задач создание организационного и содержательного единства, преемственности и взаимосвязи всех звеньев образования.Новые со...

Статья на тему: «Научно - методические основы развития речи детей в педагогической системе М. Монтессори »

Актуальность работы обусловлена возросшим количеством детей с речевыми нарушениями. Использование педагогической системы М.Монтессори позволяет осуществлять развитие и коррекцию личности работы, макси...

Сходство и различия педагогической системы Марии Монтессори и педагогической системы Фридриха Фребеля

Символ педагогической технологии, характеризующий ее (педагогика М. Монтессори, Вальдорфская педагогика, Педагогика Селестена Френе, Педагогика Реджио Эмилия и т.д)....