"Модель здоровьесберегающей педагогической системы"
материал на тему

Чупрова Галина Дмитриевна

В данном материале представлено моделирование здоровьесберегающей педагогической системы для малокомплектного детского сада

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon model_zdorovesberegayushchey_ped.sistemy.doc134.5 КБ

Предварительный просмотр:

Моделирование здоровьесберегающей педагогической системы.

Чупрова Галина Дмитриевна,

Заведующая д\с «Надежда» СП МБОУ

«Киземская СОШ» Устьянский район

Детский сад – это как живой организм, сложнейшая многокомпонентная система, где все объекты и субъекты тесно взаимосвязаны. Для того чтобы эта система не дала сбой необходима постоянная забота о ее здоровье, что и определено в Законе «Об образовании» (ст. 41, ст. 64) и в ряде других документах.

Существенные перемены в социальной, экономической и культурной сферах вызывают соответствующие изменения в жизни всего сообщества.

С каждым годом растет количество детей, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями, ожирением, нарушением осанки, речи, зрения, координации движений, деятельности органов дыхания, различными аллергиями. Это обусловлено многими факторами. Помимо неблагоприятных климатических условий, на здоровье детей отрицательно влияют: ухудшение экологической обстановки, электронно-лучевое, «металлозвуковое» облучение детей (компьютерные игры, длительное пребывание перед телевизором), а также социальная напряженность в обществе, интенсификация процесса обучения и др.

Детство – это тот период в жизни человека, в котором формируется здоровье, осуществляется развитие личности. Все, что приобретено ребенком в детстве, сохраняется потом на всю жизнь. Поэтому основная задача педагогов – обучить детей способам сохранения  своего здоровья, создав специальную систему работы детского сада по здоровьесбережению дошкольников. На протяжении нескольких лет, работая над проблемой здоровьесбережения детский сад накапливал материал по этой теме, и была сделана попытка создать модель здоровьесберегающей педагогической системы

Моделирование – это индивидуализированный способ конструирования основных компонентов определенного процесса и их взаимосвязей или системы, в нашем случае здоровьесберегающей педагогической системы.

Здоровьесберегающая система – это система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития физического, интеллектуального и социально личностного здоровья всех ее субъектов.

Выделены основные направления работы ДОУ по здоровьесбережению:

  1. Профилактическое – обеспечение благоприятной адаптации, выполнение санитарно-гигиенического режима, решение оздоровительных задач всеми средствами физической культуры, предупреждение острых заболеваний и невротических состояний методами неспецефической профилактики, проведение социальных санитарных и специальных мер по профилактике и распространению инфекционных заболеваний.
  2. Лечебное – коррекция отдельных отклонений в физическом и психическом развитии, дегельментизация, иммунотерапия, витаминотерапия и др. Для оценки физического развития детей детского сада выделяются такие показатели здоровья, как: рост, вес, группа здоровья, развитие крупных и мелких мышц, их координация. Обследование проводится 2 раза в год (система диагностики физического развития по программе «Детство»; готовности детей к школе) по следующим показателям: статическое равновесие, динамическое равновесие, сила движения, крупная моторика, мелкая моторика.
  3.  Организационное – организация здоровьесберегающего воспитательно-образовательного процесса и здоровьесберегающей среды ДОУ:
  • Определение показателей физического развития, двигательной подготовленности.
  • Изучение передового педагогического и социального опыта по оздоровлению детей;
  • Отбор и внедрение эффективных здоровьесберегающих технологий и методик;
  • Систематическое повышение квалификации педагогических и медицинских кадров;
  • Пропаганда ЗОЖ и методов оздоровления в коллективе детей, родителей и сотрудников.

  1. Физкультурно-оздоровительное направление – включающее физическое воспитание, систему различных видов гимнастики и многое другое.

Известные ученые-дидакты и разработчики методики физического воспитания (Ю.К. Бабанский, Т.И. Осокина, В.И. Логинова, А.В. Кенеман, Г.В.Хухлаева) выделяли различные задачи физического воспитания, но в основном это:

  1. Охрана жизни и укрепление здоровья.
  2. Формирование двигательных умений и навыков
  3. Совершенствование функций организма ребенка.
  4. Формирование нравственно-физических навыков.

Средства физического воспитания как средства оздоровления детей.

Их можно сгруппировать следующим образом:

  1. Гигиенические и социально-бытовые факторы. К ним относятся: режим, сон, питание, инвентарь, игрушки, одежда и т.д. отмечается, что соблюдение требований личной и общественной гигиены, режима деятельности, сна, питания вызывает у ребенка положительные эмоции. Это в свою очередь, улучшает деятельность всех органов, систем, повышает работоспособность. Кроме того, гигиенические факторы составляют обязательное условие для более эффективного воздействия физических упражнений на организм детей, несоблюдение чистоты помещения, физического оборудования, инвентаря, игрушек, одежды, обуви может привести к различным заболеваниям детей и снизить положительное влияние физических упражнений на их физическое развитие.
  2. Естественные силы природы. К ним относятся: солнце, воздух, вода. По отдельности и в сочетании они являются важным средством укрепления здоровья, повышения работоспособности. Так, вода очищает кожу от загрязнения; солнечные лучи убивают различные микробы, воздух лесов содержит особые вещества – фитонциды, которые способствуют уничтожению микробов, обогащают кровь кислородом и т.д. солнце, воздух и вода используются как самостоятельные средства закаливания организма человека. Они вырабатывают приспособляемость организма к повышенной и пониженной температуре воздуха и воды, к резким и быстрым изменениям метеорологических факторов. Закаливание имеет и другое значение: оно способствует воспитанию волевых и нравственных качеств: выдержки, смелости, решительности, самообладанию.
  3. Физические упражнения выделяются в качестве основного специфического средства физического воспитания. Это средство предназначено для развития двигательных действий; составляют это средство спортивные и подвижные игры, гимнастика, праздники, развлечения и т.п. работа по использованию этой группы средств может проходить в детском саду в разных формах: физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня (утренняя гимнастика, подвижные игры, физические упражнения на прогулке), самостоятельная двигательная деятельность детей с использованием специально созданной взрослыми предметно-развивающей среды, активный отдых (физкультурные праздники, досуги, дни здоровья).

Достаточная физическая подготовка предполагает высокий уровень закаленности и общего физического развития, бодрое и активное состояние организма. Сформированные соответственно возрасту разновозрастные движения, двигательные качества и трудовые навыки должны сопровождаться соответствующей тренированностью различных функциональных систем, высокой работоспособностью нервной системы. От того, как  будет организованна работа с детьми по физической культуре, зависит самое главное – их физическое и психическое здоровье. Ребенок в дошкольном возрасте должен почувствовать мышечную радость и полюбить движение; это поможет ему пронести через всю жизнь потребность в движениях, приобщиться к спорту и здоровому образу жизни. Успешное решение поставленных задач возможно при условии комплексного использования всех средств физического воспитания.

Среди множества факторов, оказывающих влияние на рост, развитие и состояние здоровья ребенка, двигательной активности принадлежит едва ли не основная роль. От степени развития естественной потребности ребенка в движении во многом зависит развитие двигательных навыков, памяти, восприятия, эмоции, мышления, в связи, с чем важно обогащать двигательный опыт ребенка, который составляет его двигательный статус.

Для активизации методической работы по данному направлению встала необходимость разработки базовой модели системы комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья дошкольников, которая бы отражала систему деятельности ДОУ по здоровьесбережению детей.

Базовая модель системы комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья дошкольников состоит из следующих блоков:

  1. Здоровьесберегающая инфраструктура образовательного учреждения.

Блок включает:

  • Состояние и содержание здания и помещений ДОУ в соответствии с гигиеническими нормативами;
  • Оснащенность групп физкультурного зала, спортплощадок необходимым оборудованием и инвентарем;
  • Наличие и необходимое оснащение медицинского кабинета;
  • Организация качественного питания;
  • Необходимый и квалифицированный состав специалистов, обеспечивающих работу с дошкольниками (психолог, логопед и т.п., на данный момент детский сад работает без медицинского работника)
  • Создание здоровьесберегающего пространства в каждой группе и в ДОУ в целом.

  1. Оптимальная организация воспитательно-образовательного процесса.

Блок включает:

  • Соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему нагрузки дошкольников (определено СанПиН 2.4..1.3049-13);
  • Использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям дошкольников;
  • Внедрение инноваций, в первую очередь здоровьесберегающих образовательных программ и технологий в образовательный процесс;
  • Строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств в обучении;
  • Рациональная и соответствующая требованиям организация занятий физической культурой и занятий активно-двигательного характера в детском саду;
  • Индивидуализация образования - учет индивидуальных особенностей развития каждого ребенка с учетом состояния его физического, психического, интеллектуального и социального здоровья.

  1. Организация физкультурно-оздоровительной работы.

Блок включает:

  • Полноценную и эффективную работу с дошкольниками всех групп здоровья
  • Организацию занятий по ЛФК и ФК;
  • Организацию часа активных движений;
  • Организацию динамических и физкультурных пауз на занятиях, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности дошкольников;
  • Создание условий и организацию работы спортивных кружков;
  • Регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (дней здоровья, соревнований, спартакиад, походов)

  1. Просветительско-воспитательная работа с дошкольниками.

Работа направлена на формирование у них ценности здоровья и здорового образа жизни, их интеллектуального и социально-нравственного здоровья.

Блок включает:

  • Внедрение в систему работы дошкольного учреждения авторских образовательных программ, направленных на формирование ценности здоровья и ЗОЖ , программу «Основы безопасности» Р.Б. Стеркиной и другие,  подобные образовательные программы носят модульный характер, либо включаются в образовательный процесс;
  • Проведение циклов бесед по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактике вредных привычек;
  • Проведение дней здоровья, конкурсов, праздников и т.п.

  1. Организация психолого-просветительского просвещения и методического обучения педагогов средствами внутридошкольной методической работы с воспитателями и специалистами.

Работа направлена на повышение квалификации работников ДОУ в области здоровьесбережения и уровня их готовности к реализации здоровьесберегающего подхода.

Блок включает:

  • Беседы, семинары, консультации, ПДС по проблемам здоровьесбережения с целью формирования знаний об особенностях и своеобразии развития детей, устойчивой потребности в обеспечении своего здоровья и здоровья детей;
  • Приобретение необходимой научно-методической литературы и др.

  1. Организация просветительской и другой работы с родителями.

Работа направлена на повышение уровня знаний родителей по проблемам сохранения и укрепления здоровья.

Блок включает:

  • Всеобуч – лекторий по различным вопросам роста и развития ребенка, его здоровья, факторов, положительно и отрицательно влияющих на здоровье, и т.п.;
  • Привлечение педагогов и родителей к совместной работе по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек;
  • Организация совета по здоровью для совместного обсуждения и решения проблем сохранения и укрепления здоровья в своем ДОУ с учетом реальных возможностей и потребностей.

  1. Профилактика и динамическое наблюдение за состоянием здоровья дошкольников.

Блок включает:

  • Использование рекомендованных и утвержденных программ, технологий, методов профилактики заболеваний, не требующих постоянного наблюдения врача (витаминизация, профилактика нарушений осанки, нарушения зрения и т.д.);
  • Регулярный анализ на педсоветах и обсуждение данных о состоянии здоровья дошкольников, доступность сведений для каждого воспитателя и специалиста;
  • Регулярный анализ результатов динамических наблюдений за состоянием здоровья и  их обсуждение с педагогами и родителями; ведение паспорта здоровья группы, детского сада, что позволяет наглядно видеть рост или снижение заболеваемости, проанализировать причины и своевременно принять необходимые меры;
  • Создание системы комплексной педагогической, психологической и социальной поддержки детей с различными проблемами.
  • Привлечение медицинских работников к реализации всех компонентов работы по сохранению и укреплению здоровья дошкольников, просвещению педагогов и родителей.

Поскольку концептуальной  основой деятельности детского сада на основании положений программы «Детство» является обеспечение непрерывного, адекватного развития способностей детей на фоне физического, психического, социального комфорта и создание предпосылок для успешной подготовки детей к школе. Поэтому необходимо подобрать здоровьесберегающие программы в соответствии с ФГТ, скоординировать деятельность всех педагогов и специалистов с целью разработки здоровьесберегающего пространства ДОУ с учетом состояния здоровья, индивидуальных особенностей, интересов, перспектив развития.

КОНЦЕПЦИЯ   ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ   ДЕЯТЕЛЬНОСТИ   ДОУ

  1. ЦЕЛИ здоровьесберегающей деятельности – сохранение и укрепление здоровья детей, улучшение их двигательного статуса с учетом индивидуальных возможностей и способностей; формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.
  2. ПРИНЦИПЫ:
  • Принцип здоровьесбережения
  • Принцип индивидуализации
  • Принцип научности
  • Принцип комплексности и интегративности
  • Принцип активности, сознательности
  • Принцип результативности и гарантированности

  1. ЗАДАЧИ:
  • Обеспечить условия для физического и психологического благополучия – здоровья – всех участников воспитательно-образовательного процесса.
  • Сформировать доступные представления и знания о ЗОЖ, пользе занятий физическими упражнениями, об их основных гигиенических требованиях и правилах.
  • Реализовать системный подход в использовании всех средств и форм образовательной работы с дошкольниками для своевременного развития жизненно важных двигательных навыков и способностей детей.
  • Формировать основы безопасности жизнедеятельности.
  • Оказывать всестороннюю помощь семье в обеспечении здоровья детей и приобщению их к здоровому образу жизни.

  1. ФОРМЫ  РАБОТЫ:
  • Утренняя гимнастика
  • Гимнастика после дневного сна с закаливающими процедурами
  • Занятия, прогулки, походы
  • Совместные досуги с родителями и дошкольниками
  • Спортивные праздники и развлечения
  • Совместные спортивные праздники с начальной школой
  • Спортивные кружки.

5. СОДЕРЖАНИЕ   РАБОТЫ  ПО  ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ:

- Профилактическое направление

  • Обеспечение благоприятного течения адаптации через систему мероприятий
  • Выполнение сангигиенического режима
  • Предупреждение острых заболеваний и невротических состояний
  • Проведение социальных, санитарных и специальных мер по профилактике и распространению инфекционных заболеваний.

       - Организационное  направление, ориентированное на:

  • Организацию здоровьесберегающей среды в ДОУ
  • Определение показателей физического развития и двигательной подготовленности
  • Изучение передового педагогического, медицинского и социального опыта по оздоровлению детей
  • Отбор и внедрение необходимых технологий и методик
  • Систематическое повышение квалификации педагогических и медицинских кадров
  • Пропаганда ЗОЖ и методов оздоровления в коллективе детей, родителей, сотрудников.

6. ОБЩИЕ   ПРИОРИТЕТЫ   ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ   РАБОТЫ  С   ДЕТЬМИ

  1. активизация и развитие познавательных интересов к своему телу и его возможностям
  2. развитие эмоционального сопереживания другим людям
  3. превращение ЗОЖ в норму повседневного бытия детей и взрослых
  4. привитие детям доступных навыков психологической самокоррекции, а также психологической взаимопомощи в соответствующих ситуациях
  5. формирование психических процессов путем развития творческого воображения с помощью изотерапии и фольклоротерапии, логоритмических упражнений.

7. ОСНОВНЫЕ  НАПРАВЛЕНИЯ   РАБОТЫ  ДОУ  ПО  ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ

  1. приобщение детей к физкультуре и спорту, воспитание потребности в движении и активном образе жизни.
  2. воспитание гигиенической (валеологической) культуры, осознанного отношения ребенка к здоровому образу жизни.
  3. обеспечение эмоциональной комфортности, позитивного психологического самочувствия ребенка и социально-эмоциоанльного благополучия дошкольника.
  4. сохранение и укрепление здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с требованиями и нормами использования медицинских средств.
  5. психолого-педагогическое просвещение родителей с целью формирования знаний об особенностях и своеобразии развития детей, устойчивой потребности в обеспечении своего здоровья и здоровья детей.
  6. создание здоровьесберегающего пространства с целью сохранения и укрепления психического, интеллектуального, социального и физического здоровья детей, организация оптимальной здоровьесберегающей, двигательной развивающей среды.

8. ОРГАНИЗАЦИЯ   ДВИГАТЕЛЬНОЙ  РАЗВИВАЮЩЕЙ  СРЕДЫ  

Для создания целостной системы здоровьесбережения детей очень важным является организация двигательной развивающей среды в детском саду.

В детском саду имеется зал для занятий физической культурой, оснащенный необходимым оборудованием: спортивный комплекс, батут, тренажеры, гимнастические скамейки, доска для лазанья и различный инвентарь для организации  физкультурных мероприятий.

Для совершенствования навыков, полученных на НОД в группах созданы центры двигательной активности с необходимым инвентарем и пособиями, пособиями сделанными своими руками, которые учитывают возрастные особенности детей и их интересы.

Основные компоненты здорового начала - покой и движение – должны правильно сочетаться в режиме детского сада. Поэтому важно создать в группах уголки уединения. Здесь дети могут позвонить маме по телефону, посмотреть фотографии, просто полежать на красивых, мягких подушках. Ведь психическое здоровье детей не менее важно, чем физическое.

Для формирования у детей основ безопасности в группах созданы центр безопасности для изучения правил дорожного движения, правил поведения в различных опасных ситуациях, оказание первой медицинской помощи и заботе о своем здоровье.

Таким образом, при создании вышеперечисленных центров можно говорить об оздоровительной среде как важнейшем компоненте здоровьесберегающего пространства ДОУ.    

                                                                                                 

Организация  двигательного  режима

в детском  саду  «Надежда»

Формы работы

Младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

1

Подвижные игры во время утреннего приёма детей

Ежедневно

3-5 минут

Ежедневно

5-7 мин

Ежедневно

7-10 мин

2

Утренняя гимнастика

Ежедневно

6-8 минут

Ежедневно

6-8 мин.

Ежедневно

8-10 мин.

3

Физкультминутки

Во время ОД

2-3 минуты

Во время ОД

2-3 мин

Во время ОД

2-3 мин

4

Физкультурные занятия

3 раза в неделю

10-15 минут

3 раза в неделю

15-20 минут

3 раза в неделю

20-25 минут

5

Музыкально-ритмические движения

На ООД по музыке

4-5 минут

На ООД по музыке

6-8 мин

На ООД по музыке

10-12 мин

6

«Босоножье»

Ежедневно

3-5 мин

Ежедневно

6-8 мин

Ежедневно

6-8 мин

7

Подвижные игры, упражнения в течение дня

Ежедневно 5-7 м.

С подгруппой

Ежедневно 10-12

С подгруппой

Ежедневно

10-15 минут

С подгруппой

8

Спортивные игры

Целенаправленное обучение педагогом не реже

1 раза в неделю

9

Физкультурный досуг

1 – 2   р а з а   в   м е с я ц

15 мин                20 мин.                  30-40 мин.

10

День Здоровья

Н е   р е ж е   1  р а з а   в   к в а р т а л

11

Спортивный праздник

2     р  а  з  а     в     г  о  д

                               40 мин.                   60-90 мин.

12

Самостоятельная двигательная активность

Е  ж  е  д  н  е  в  н  о

Характер и продолжительность зависит от

индивидуальных данных и потребностей детей.

На основе базовой модели в детском саду создана модель здоровьесберегающей педагогической системы, состоящая из 5 блоков. Рассмотрим эти блоки подробнее:

1 блок – здоровьесберегающий воспитательно-образовательный процесс, в него входят компоненты-модули:

  1. Реализация здоровьесберегающего подхода в организации воспитательно-образовательного процесса, внедрение здоровьесберегающих программ, методик, технологий.
  2. Реализация индивидуально-личностного подхода в образовании дошкольников, в результате которого снижается закомплексованность и тревожность детей – важнейшие составляющие их психического здоровья.
  3. Терапевтические мероприятия, которые проводятся в организованных формах обучения: Фольклоротерапия, изотерапия, музыкотерапия, арттерапия, игротерапия и т.д. которые стабилизируют здоровье дошкольников, создают гармонию разума и чувств детей.
  4. Оптимизация ВОП (за счет учета времени трудоспособности, утомляемости дошкольников; оптимизации учебной и физической нагрузки для детей разного возраста и т.д.)
  5. Использование интегрированных занятий с созданием комфортного психоэмоционального состояния, повышающего мотивацию обучающей деятельности, уверенность в себе и своих возможностях, влияющих на  психическое и интеллектуальное здоровье дошкольников.
  6. Создание разнообразных стартовых условий для развития и обучения каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей.
  7. Постоянный мониторинг состояния здоровья детей.

2 блок – физкультурно-оздоровительная работа

Компоненты-модули:

  1. Физкультурно-оздоровительная работа с целью формирования культуры здоровья детей.
  2. Оптимизация двигательной деятельности детей.
  3. Профилактическая работа, которая осуществляется в целях предупреждения заболеваний, функциональных нарушений, вредных привычек.
  4. Коррекционная работа, которая представляет собой мероприятия, направленные на снижение имеющихся у детей отклонений от нормы (речевые отклонения)
  5. Организация спортивных кружков.

3 блок – здоровьесберегающий методический процесс.

Компоненты-модули:

  1. Методическая работа по здоровьесберегающему направлению.
  2. Проектная деятельность, включающая разработку оздоровительных программ и методических рекомендаций для детей и родителей.
  3. Методическое обучение педагогов с целью повышения уровня их готовности к реализации здоровьесберегающего подхода в образовании дошкольников.
  4. Разработка и создание банка интерактивных форм методической работы по здоровьесбережению.

4 блок – система работы с родителями.

Компоненты-модули:

  1. Консультативно-просветительская работа по здоровьесбережению с родителями с использованием интерактивных, нетрадиционных форм.
  2. Установление благожелательных отношений с родителями.
  3. Привлечение родителей к активному сотрудничеству в системе здоровьесбережения.
  4. Проведение совместных праздников, экскурсий и других мероприятий.
  5. организационная работа, включающая организацию родительских клубов.

5 блок – здоровьесберегающее пространство.

Компоненты-модули:

  1. Работа по организации здоровьесберегающей и здоровьеформирующей предметно-пространственной среды для максимальной самореализации детей в области здоровьесбережения в каждой возрастной группе.
  2. Создание в группах центров здоровья.
  3. Оборудование тренажерного мини-зала.
  4. Использование изготовленного и приобретенного нестандартного оборудования.
  5. Оптимизация образовательно-методической среды в инфраструктуре здоровьесберегающего пространства ДОУ.

После создания модели  здоровьесберегающей системы нами был разработан план по внедрению здоровьесберегающей системы в работу детского сада.

План работы по внедрению здоровьесберегающей педагогической системы.

задачи

Действия (мероприятия)

Сроки

исполнения

ответственные

Оптимизация образовательного процесса, усиление его здоровьесберегающей направленности на основе реального соединения в единое целое процессов обучения, воспитания и развития.

1.Разработка и реализация программы «Здоровье»

2011-2015

заведующая

медсестра

2. Корректировка годового плана, перспективных планов воспитателей с целью совершенствования содержания здоровьесберегающего образовательно-воспитательного процесса (образцы планирования, консультации, контроль)

2012-2014

заведующая

педагоги

3. Внедрение активных здоровьесберегающих форм организации и проведения занятий, здоровьесберегающих методик, технологий.

2011-2015

заведующая

Педагоги

4. Реализация различных проектов в работе с детьми (использование метода проектирования в деятельности дошкольников, активизация экспериментальной деятельности с детьми по здоровьесбережению)

2012-2015

заведующая

Педагоги

5. Систематизация индивидуальной работы с детьми через разнообразные кружково-секционные работы (планирование кружковой работы, проведение выставок, отчетов)

2011-2015

заведующая

педагоги

6. Обеспечение преемственности по здоровьесбережению дошкольного и начального образования.

2012-2015

заведующая

Учитель нач. классов

педагоги

Укрепление здоровья детей на основе комплексного использования средств физкультурно-оздоровительной работы.

1.Профилактика заболеваний и функциональных нарушений.

2.Оптимизация двигательной деятельности дошкольников.

3.Коррекционная работа с детьми.

4.Организация спортивных кружков.

2011-2015

заведующая

Медсестра

педагоги

Формирование готовности педагогов к реализации здоровьесберегающего подхода.

1. Формирование у педагогов целостной системы знаний о здоровьесбережении дошкольника.

2011-2013

Заведующая, медсестра

2. Апробация и внедрение педагогами здоровьесберегающих программ и методик.

2011-2013

педагоги

3. Разработка и использование педагогами диагностических карт по основным направлениям здоровьесберегающего образовательного процесса; наблюдение за деятельностью детей, контрольно-проверочные занятия, консультации, ведение дневника; познание внутреннего мира ребенка.

2012-2015

заведующая

педагоги

Организация системы работы с родителями по здоровьесбережению

1. Консультативно-просветительская работа с использованием нетрадиционных, интерактивных форм по здоровьесбережению

2011-2014

заведующая

Медсестра

педагоги

2. Привлечение родителей к сотрудничеству в системе здоровьесбережения.

Постоянно

Педагоги

3. Проведение совместных праздников и других мероприятий.

Постоянно

педагоги

Создание оптимальной здоровьесберегающей образовательно-методической среды в инфраструктуре здоровьесберегающего пространства детского сада

1. Изучение, накопление, обобщение опыта педагогов и создание банка ППО по внедрению здоровьесберегающих программ, методик, технологий.

постоянно

заведующая

педагоги

2.Анализ решения проблемы здоровьесбережения в ДОУ с целью создания условий для развития дошкольника и его максимальной самореализации в здоровьесбережении (составление плана работы по данному направлению)

2012 г.

заведующая

Медсестра

педагоги

3. Преобразование предметно-развивающей среды с учетом реализуемой программы в каждой возрастной группе (защита проектов преобразования развивающей среды во всех группах) в целях усиления ее здоровьесберегающей направленности.

2012-2013

педагоги

4. Оснащение методкабинета научной и методической литературой, вариативными программами, методиками, педагогическими технологиями обучения и воспитания, методическими пособиями.

постоянно

заведующая

5. Создание информационно-инновационного банка детского сада, включающего здоровьесберегающие программы, методики, технологии, используемые педагогами.

2012-2014

заведующая

педагоги

Литература:

1. «Мастер-класс для руководителей и педагогов ДОУ. Здоровьесберегающая педагогическая система: модели, подходы, технологии.» И.В. Никишина, Москва ООО «Планета» 2011г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающая педагогическая система

Дана сама сущность здоровьесберегающей педагогической системы - понятие, критерии, технологи. Обзор методик здоровьесберегающей педагогической системы в ДОУ...

Модель взаимодействия педагогического коллектива ДОУ, основанная на здоровьесберегающих технологиях.

Опираясь на задачи охраны и укрепления здоровья детей, коллектив МБДОУ д/с «Детство» комбинированного вида д /с № 185 организует разностороннюю деятельность, направленную на сохранение здоровья ...

Современная модель организации педагогической деятельности с одаренными детьми в условиях системы дошкольного образования

Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность, несомненно, занимает одно из ведущих мест. Различные аспекты ее развития рассматривались на протяжении многих столетий, в...

Формирование здоровьесберегающей педагогической системы ДОУ

Формирование здоровьесберегающей педагогической системы ДОУ...

Сущность здоровьесберегающей педагогической системы ДОУ: понятие, критерии, технология, измерения.

Одной из задач ФГОС ДОУ является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.  Именно здоровьесберегающие технологии направлены на ре...

Моделирование здоровьесберегающей педагогической системы в дошкольной образовательной организации в условиях введения ФГОС ДО

Здоровьесберегающие технологии  – это технологии, направленные на сохранение здоровья и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников....

Здоровьесберегающая модель воспитательно-образовательной системы детей младшего возраста.

Здоровьесберегающая модель воспитательно-образовательной системы детей младшего возраста.  Здоровьесберегающий педагогический процесс ДОУ - в широком смысле слова - процесс воспитания и развития ...