Здоровьесберегающая педагогическая система
статья по физкультуре по теме
Дана сама сущность здоровьесберегающей педагогической системы - понятие, критерии, технологи. Обзор методик здоровьесберегающей педагогической системы в ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberegayushchaya_pedagogicheskaya_sistema.doc | 68 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровьесберегающая педагогическая система
Начиная работу по данной теме, была изучена литература по физическому воспитанию дошкольников: задачи, средства, пути решения проблемы укрепления, развития и сохранения здоровья детей дошкольного возраста. Изучение содержания физического воспитания необходимо было для осознания того, как эта проблема формулируется учеными и разработчиками методики физического воспитания. Стало понятно, какое место занимают задачи здоровьесбрегающих технологий в физическом воспитании дошкольников. Так, известный теоретик Ю.К. Бабанский выделил несколько задач физического воспитания:
1. Укрепление здоровья и закаливание, содействие правильному физическому развитию и повышению работоспособности.
2. Формирование двигательных умений и навыков.
3. Развитие основных двигательных качеств.
4. Привитие гигиенических навыков, сообщение знаний по гигиене.
5. Воспитание воли, смелости, дисциплины.
6. Формирование привычки и интереса к систематическим занятиям физическими упражнениями.
7. Привитие организаторских навыков.
Т.И. Осокина выделяет такие задачи:
1. Охрана жизни.
2. Укрепление здоровья.
3. Совершенствование организма ребенка, содействие его правильному физическому развитию.
4. Повышение работоспособности.
В.И. Логинова задачи физического воспитания формулирует несколько иначе:
1. Охрана жизни и укрепление здоровья.
2. Обеспечение своевременного и полноценного развития всех органов и функций организма.
3. Формирование основных движений и двигательных навыков, ловкости, гибкости, смелости и т.п.
А.В. Кенеман, Г.В. Хухлаева сформулировали три группы задач:
1. Оздоровительные - развитие и укрепление костной, мышечной, сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем, внутренних органов: развитие движений, а также закаливание организма ребенка.
2. Образовательные - формирование навыков выполнения основных движений; привитие навыков правильной осанки, навыков гигиены, освоение знаний о своем организме, о здоровье; формирование представлений о режиме, об активности и отдыхе.
3. Воспитательные задачи - формирование нравственно-физических навыков; выработать у детей потребность, привычку к ежедневным занятиям физическими упражнениями как потребность в физическом совершенстве; воспитание культурно-гигиенических качеств.
М.А. Васильева предусматривает охрану и укрепление здоровья детей, особенно нервной системы, совершенствование функций организма ребенка, полноценное физическое развитие, воспитание интереса к различным доступным детям видам двигательной деятельности, формирование положительных нравственно-волевых черт личности. Она предлагает осуществлять эту работу не только как физическое воспитание, а в контексте общего педагогического процесса.
Е.Н. Вавилова выделяет несколько задач: охрана и укрепление здоровья, полноценное физическое развитие, своевременное формирование у дошкольников двигательных навыков и умений, совершенствование всех функциональных систем организма.
Итак, задача оздоровления ребенка в дошкольном возрасте в работах вышеуказанных ученых ставится, признается одной из наиболее важных. В этих же работах выделяются средства физического воспитания как средства оздоровления ребенка. В качестве средств физического воспитания авторы рассматривают оздоровительные силы природы, полноценное питание, рациональный режим жизни, физическую активность самих детей и даже художественные средства - литературу, фольклор, кинофильмы и мультфильмы, произведения музыкального и изобразительного искусства и т.п.
Выделенные средства можно группировать следующим образом:
Гигиенические и социально-бытовые факторы. К ним относятся режим, сон, питание, инвентарь, игрушки, одежда и т.п. Отмечается, что соблюдение требований личной и общественной гигиены, режима деятельности, сна, питания вызывает у ребенка положительные эмоции. Это, в свою очередь, улучшает деятельность всех органов, систем, повышает работоспособность. Кроме того, гигиенические факторы составляют обязательное условие для более эффективного воздействия физических упражнений на организм занимающихся. Несоблюдение чистоты помещения, физического оборудования, инвентаря, игрушек, одежды, обуви может привести к различным заболеваниям детей и снизить положительное влияние физических упражнений на их физическое развитие.
Естественные силы природы. К ним относятся солнце, воздух, вода. По отдельности и в сочетании они являются важным средством укрепления здоровья, повышения работоспособности. Так, вода очищает кожу от загрязнения; солнечные лучи убивают различные микробы, благоприятствуют отложению под кожей витамина Д и охраняют человека от заболеваний. Воздух садов, парков, лесов содержат особые вещества - фитонциды, которые способствуют уничтожению микробов, обогащают кровь кислородом и т.п. Солнце, воздух и вода используются как самостоятельные средства закаливания организма человека. Они вырабатывают приспособляемость организма к повышенной и пониженной температуре воздуха, воды, к резким и быстрым изменениям метеорологических факторов. Закаливание имеет и другое значение: оно способствует воспитанию волевых и нравственных качеств: выдержки, смелости, решительности, самообладанию и т.п.
Физические упражнения выделяются учеными в качестве основного специфического средства физического воспитания. Это средство предназначено для развития двигательных действий, составляют это средства спортивные и подвижные игры, гимнастика, праздники, развлечения, простейшие виды туризма и т.п. Сложные виды двигательной деятельности предлагаются специально для решения задач физического воспитания детей в соответствии с их возрастными возможностями. Авторы называют двигательной деятельностью всякую деятельность, характерным компонентом которой является активность двигательного аппарата человека. По их мнению, подвижные игры относятся к сложной двигательной деятельности. Работа по использованию этой группы средств может проходить в детском саду в разных формах: физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня (утренняя гимнастика, подвижные игры, физические упражнения на прогулке), самостоятельная двигательная деятельность детей с использованием специально созданной взрослыми предметно - развивающей среды, активный отдых (физкультурные праздники, досуги, дни здоровья и др.).
Достаточная физическая подготовка предполагает высокий уровень закаленности и общего физического развития, бодрое и активное состояние организма. Сформированные соответственно возрасту разновозрастные движения, двигательные качества и трудовые навыки должны сопровождаться соответствующей тренированностью различных функциональных систем, высокой работоспособностью нервной системы. У ребенка семи лет должна быть развита способность переносить статистические нагрузки, сформировано умение самостоятельно и творчески использовать накопленный арсенал двигательных средств. Двигательная деятельность должна стать естественной потребностью практически каждого ребенка независимо от уровня его индивидуальной двигательной активности. От того как будет организована работа с детьми по физической культуре, зависит самое главное - здоровье человека. Ребенок в дошкольном возрасте должен почувствовать мышечную радость и полюбить движение, это поможет ему пронести через всю жизнь потребность в движениях, приобщиться к спорту и здоровому образу жизни. Успешное решение оставленных задач возможно при условии комплексного использования всех средств физического воспитания.
Физическое воспитание - педагогический процесс, направленный на достижение хорошего здоровья, физического и двигательного развития ребенка. В процессе физического воспитания одновременно решаются и задачи разностороннего развития (умственного, нравственного, эстетического, трудового)
Физическое развитие - это процесс изменения форм и функций организма под воздействием условий жизни и воспитания. В узком смысле слова это: антропометрические и биометрические понятия (рост, вес, окружность грудной клетки, состояния осанки, жизненная емкость легких.) В широком понимании это - физические качества (выносливость, ловкость, быстрота, сила, гибкость, равновесие, глазомер).
Физическая подготовленность - уровень развития двигательных умений и навыков, физических качеств человека. В результате глубокого изучения возможностей детского организма были разработаны нормативные показатели по всем основным видам физических упражнений и требования к качеству их выполнения.
Физическая подготовка - это профессиональная направленность физического воспитания
Физическое образование - одна из сторон физического воспитания, направленная на овладение профессиональными знаниями, двигательными навыками.
Физические упражнения - движения, двигательные действия, отдельные виды двигательной деятельности, которые используются для решения задач физического воспитания.
Двигательная деятельность - деятельность, основным компонентом которой является движение, и которая направлена на физическое и двигательное развитие ребенка.
В соответствии с принятым определением нами использовались следующие критерии эффективности здоровьесберегающей педагогической системы:
Нормативные:
1.Общая заболеваемость, в том числе и инфекционная.
2.Группы здоровья.
3.Физическое развитие детей: норма, с недостаточной массой тела, с повышенной массой тела, нарушением осанки, низким ростом.
4.Осмотр узкими специалистами.
5.Физическая подготовленность детей в ДОУ.
Не нормативные:
1. Успешность усвоения образовательных программ.
2.Эмоциональный фон.
3.Спортивные достижения.
На современном этапе развития образования существует несколько концепций физического развития детей дошкольного возраста. В основе философии той или иной программы лежит определенный взгляд авторов на ребенка, на закономерности его развития, а, следовательно, и на создание условий, которые способствуют становлению личности, оберегают его самобытность и раскрывают творческий потенциал каждого воспитанника. Развитие двигательной активности детей должно протекать в форме их приобщения к физической культуре как естественной составляющей общечеловеческой культуры в собственном смысле слова.
Т.Н. Доронова - кандидат педагогических наук в своей программе 'Радуга' обращает внимание на воспитание и развитие детей детского сада, основным компонентом она отдавала предпочтение самому важному предмету воспитания - физической культуре. 'От того, как будет организована работа с детьми по физической культуре, зависит здоровье человека. Ребенок в дошкольном детстве должен почувствовать мышечную радость и полюбить движение, это поможет ему пронести через всю жизнь потребность в движении, приобщиться к спорту и здоровому образу жизни'. Ею определены основные формы работы с детьми в главе ' Растим здорового ребенка' по двигательному режиму, закаливанию, физкультурно- оздоровительной работе. Вся работа вынесена в разделы 'Формируем привычку к здоровому образу жизни', 'Суточный режим жизни', 'Бодрствование', 'Сон', ' Питание', 'Навыки здоровья', 'Формируем культуру движений'. Постепенно ребенок овладевает основными культурно - гигиеническими навыками, знакомится с элементами самоконтроля во время разнообразной двигательной деятельности. Ею освещены важные на современном этапе вопросы поведения в ситуациях, угрожающих жизни и здоровью детей, умению избегать или даже предварять их. Т.Н. Дороновой раскрыты средства и формы физического воспитания. Это гигиенические факторы, гигиена нервной системы, физические упражнения. Профилактическая, развивающая, лечебная, реабилитационная направленность в подборе физических упражнений.
Программа авторского коллектива под руководством Л.А. Венгер 'Развитие', в которую заложены два теоретических положения. Теория А.В.Запорожца о само ценности дошкольного периода развития, перехода от утилитарного понимания дошкольного детства к гуманистическому пониманию. И концепция Л.А.Венгер о развитии способностей, которые понимаются как универсальные действия ориентировки в окружающем с помощью специфических для дошкольника образных средств решения задач. Данная программа не содержит задач по физическому развитию ребенка. А М.Д. Маханева и доктор психологических наук О.М.Дьяченко в 2000 году разработали методические рекомендации по воспитанию здорового ребенка к программе ' Развитие'. Они содержат в себе, с одной стороны, общую характеристику средств, обеспечивающих здоровье ребенка (гигиенические, закаливание, физические упражнения) с другой - конкретные описания физкультурных занятий проводимых в зале. Они ценны тем, что позволяют использовать их при планировании самых различных сторон организации здорового образа жизни детей, сочетая занятия по программе ' Развитие' и ряд дополнительных с проведением необходимых оздоровительных мероприятий. М. Д. Маханевой обращается большое внимание на правильное питание детей. На необходимость его полноценности. Ею критикуется общепринятая система физического воспитания ': которая не может решить проблемы на современном этапе, так как не учитывает конкретные условия детских учреждений в разных регионах России, не предусматривает дифференцированного подхода к детям в соответствии с их индивидуальными особенностями и здоровьем, не реализует потребности детей в движении' М.Д. Маханевой разработаны: Гигиенические факторы: Режим, питание, гигиенические процедуры.
Средства физического воспитания:
Закаливание (специальные меры закаливания, беседы)
Физические упражнения (спортивные игры, праздники, развлечения, физкультурные занятия, подвижные игры, утренние гимнастики, плавание).
В.Т. Кудрявцев - доктор психологических наук, Б.Б.Егоров - кандидат педагогических наук определили идею комплексного междисциплинарного подхода к вопросу физического воспитания дошкольника, и возникла развивающая педагогика оздоровления в 2000 году. Их Программно-методическое пособие отражает две линии оздоровительно - развивающей работы:»Приобщение к физической культуре».
Развивающая форма оздоровительной работы.
Они критикуют устоявшийся подход к физкультурно-оздоровительной работе дошкольников, говорят о необходимости кардинального пересмотра существующих методов физического воспитания в дошкольных учреждениях, школах. В.Т.Кудрявцев и Б.Б.Егоров указывают на ряд противоречий существующих на современном этапе.
Роль движений в целостном психологическом развитии является очевидной и общепризнанной и потому не требует какого-то особенного обоснования. С другой стороны, двигательная активность, различные формы ее целенаправленной организации занимают более чем скромное место в жизни современного ребенка- дошкольника.Они вынесены на их взгляд, на периферию образовательного процесса. То же они говорят об оздоровительной работе.
Все это на их взгляд ведет к утрате источников развития ребенка, росту детской заболеваемости. Материалы В.Т.Кудрявцева и Б.Б. Егорова продолжают идеи физиологов -А.А.Ухтомского и Н.А. Бернштейна, психологов - А.В.Запорожца и В.П. Зинченко, педагога П.С. Лесгафта, философа Э.В. Ильенкова, педиатра и педагога Ю.Ф.Змановского.
Авторы программы исходят из того, что ребенок- это целостный духовно- телесный организм - средоточник, посредник и преобразователь значимых для него природно-и социально -экологических связей.. Эффект образовательно-оздоровительный усматривается нами в воспитании у ребенка способности осмысленно регулировать эти связи через особые формы двигательно - игровой деятельности'. Общая цель данной программно-методического материала состоит в формировании двигательной сферы и создании психолого-педагогических условий развития здоровья детей на основе их творческой активности.
Развивающая педагогика оздоровления состоит из 4 разделов. И постепенно оформляется на стыке возрастной физиологии, педиатрии, педагогики, детской психологии. Одним из его зачинателей был российский ученый, педиатр и педагог Ю.Ф.Змановский.
Названному направлению присущ ряд отличительных черт:
1.Представление о здоровом ребенке как эталоне и практически достижимой норме детского развития.
2.Здоровый ребенок рассматривается в качестве целостного телесно-духовного организма.
3.Оздоровление трактуется не как совокупность лечебно-профилактических мер, а как форма развития, расширения психофизиологических возможностей детей.
4.Индивидуально-дефферинцированный подход является ключевым, системообразующим средством оздоровительно-развивающей работы с детьми.
Кандидат педагогических наук, доцент Н.Н.Ефименко /Украина/ в 1999 году выпустил программу ' Театр физического развития и оздоровления' для детей дошкольного и младшего школьного возраста. В ней автор сформулировал основные принципиально новые системы физического воспитания и оздоровления детей первых 10 лет жизни. Данная система опирается на объективные законы развития человеческого организма. Красной нитью проходит идея превратить ' однообразные занятия в занятия-спектакли, дарящие детям радость и приносящие пользу их физическому, интеллектуальному развитию, формированию межличностных отношений.
Чем коренным образом система Н.Н.Ефименко отличается от других Т.И.Осокиной, Е.А.Тимофеевой, Д.В.Хухлаевой, Ю.В.Змановского, Л.В.Карманова. в 10 профессиональных заповедях:
'Следуй логике природы'/педагогика должна быть естественной/
'Физическое воспитание дошкольников должно происходить по развивающей спирали'
'Педагогический спидометр, или о так называемых общеразвивающих упражнениях', подбирай подготовительную часть занятия в соответствии с 'эволюционной гимнастикой".
'Деление занятий на 3 части должно быть не формальным, а по физиологической сути'
'Театр физического воспитания дошкольников', играя оздоравливать, играя воспитывать, играя развивать, играя обучать.' /Физическое воспитание / 'должно заряжать детей положительными эмоциями/ 'Двигательный портрет дошкольника 'рисует' методика игрового тестирования','создавай тренажеры сам', 'Здоровье здоровых требует профилактики и коррекции', 'Через движение и игру - к воспитанию Человека будущего: комплексная педагогика жизни'.
В программе 'Основы безопасности дошкольников' В.А.Ананьева. В разделе 'Здоровье человека и окружающая среда', 'Здоровье и образ жизни человека' автор ставит задачи развития физической активности детей, их нужно приучать заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих, формировать навыки личной гигиены, дать знания о здоровой пище ориентировать детей на здоровый образ жизни, дать элементарные знания о том, что такое инфекционная болезнь, что нужно делать, чтобы ей не заразиться. Пути решения задач: занятия, игры - занятия, изобразительная деятельность, прогулки, гигиенические процедуры, закаливающие мероприятия, игры, спортивные мероприятия, праздники. беседы, чтение литературы, использование эмоционально- привлекательных форм. Работа с родителями направленная на оздоровление детей и на развитие их физической активности.
Программа 'Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста', разработанная кандидатами психологических наук Н.Н. Авдеевой и Р.Б. Стеркиной, кандидатом педагогических наук О.Л. Князевой. Авторы отмечают, что безопасность и здоровый образ жизни - это не просто сумма усвоенных детьми знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в жизненных различных ситуациях, в том числе и неожиданных. Определяя основное содержание работы по ОБЖ и направления развития детей, авторы программы посчитали необходимым выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность жизни. Основное содержание работы по программе должно строиться, по мнению авторов, по нескольким направлениям:
1. Ребенок и другие люди.
2. Ребенок и природа.
3. Ребенок дома.
4. Эмоциональное благополучие ребенка.
5. Ребенок на улицах города.
6. Здоровье ребенка.
Содержание последнего раздела 'Здоровье ребенка' представляет для нас научный интерес, поскольку позволило выявить, какое содержание работы предлагают авторы в этом разделе, каков его объем, какими средствами предлагают его решать. Так, авторы содержание раздела направляют на формирование у ребенка представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни. Ребенок должен знать свое тело, научиться заботиться о нем, не вредить своему организму.
Педагог, работающий по этой программе, должен рассказать детям, как устроен организм человека, как работают основные системы и органы (опорно-двигательная, мышечная, пищеварительная, выделительная, кровообращение, дыхание, нервная система, органы чувств). Важно при этом сформировать у ребенка умение прислушиваться к своему организму, помогать ему ритмично работать, вовремя реагировать на сигналы, говорящие о состоянии всех органов и систем.
Кроме программ, были проанализированы методические пособия по исследуемой проблеме. Они достаточно широко представлены в педагогической теории. Наиболее ценными, на наш взгляд, являются пособия, представляющие несколько средств оздоровления детей в условиях детского сада, содержащие подробные характеристики нетрадиционных способов оздоровления. К таким пособиям относятся работы Ю.Ф. Змановского и его коллег, методические рекомендации А.И. Баркан, Л.И. Латохиной, Б.В. Шеврыгина, Н.В. Цыбуля, Т.Д. Фершаловой и др. Интересные с педагогической точки зрения публикации найденные нами в журналах 'Дошкольное воспитание', 'Обруч'.
Итак, анализ содержания современных программ для дошкольных учреждений позволяет сделать выводы о том, что, несмотря на различия в концепциях, подходах, методах и средствах решения проблемы оздоровления детей дошкольного возраста, в содержании каждой программы авторами проблема сохранения здоровья детей признается приоритетной и ей уделяется первостепенное значение. Программы предлагают быть активными в работе не только педагогов, но и самих детей, родителей. Можно выделить общие задачи сохранения здоровья детей, характерные для всех проанализированных программ для дошкольных учреждений: Научить детей определять свое состояние и ощущения.
Сформировать активную жизненную позицию
Сформировать представления о своем теле, организме.
Учить укреплять и сохранять свое здоровье
Понимать необходимость и роль движений в физическом развитии.
Обучать правилам безопасности при выполнении физических упражнений и различных видов деятельности.
Уметь оказывать элементарную помощь при травмах.
Формировать представления о том, что полезно и что вредно для организма.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Модель здоровьесберегающей педагогической системы"
В данном материале представлено моделирование здоровьесберегающей педагогической системы для малокомплектного детского сада...
Формирование здоровьесберегающей педагогической системы ДОУ
Формирование здоровьесберегающей педагогической системы ДОУ...
Сущность здоровьесберегающей педагогической системы ДОУ: понятие, критерии, технология, измерения.
Одной из задач ФГОС ДОУ является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Именно здоровьесберегающие технологии направлены на ре...
Здоровьесберегающие технологии как структурный компонент педагогической системы ДОУ
Одной из основных целей дошкольного образовательного учреждения являлась и является сохранение и укрепление здоровья детей. Для осуществления данной цели необходимо создание максимально благопри...
Моделирование здоровьесберегающей педагогической системы в дошкольной образовательной организации в условиях введения ФГОС ДО
Здоровьесберегающие технологии – это технологии, направленные на сохранение здоровья и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников....
презентация «Здоровьесберегающие технологии в педагогической системе ДОУ»
Здоровье - это состояние полного физического, психическогои социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.(Всемирная организация здравоохранения)...
Педагогическая система работы на тему: "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми группы раннего дошкольного возраста".
Здоровье – это естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений....
Комментарии
Здоровьесберегающая педагогическая система