Конспект занятия " В гости к муравьям" по ознакомлению с миром природы ( раздел насекомые)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Удод Елена  Юрьевна

Материал по ознакомлению детей с миром насекомых- муравьи. Дать представление о их жизнедеятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_gosti_k_muravyam.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по экологии для детей старшей группы

«В гости к муравьям»

Программное содержание

  • Систематизировать представления детей о многообразии насекомых.
  • Дать представление об особенностях строения муравейника и  жизнедеятельности его обитателей.
  • Развивать познавательскую деятельность детей во время экспериментирования.
  • Развивать творчество, обучая самостоятельно составлять небольшие рассказы.
  • Воспитывать интерес к насекомым , бережное отношение к ним.

Материал к занятию

Карточки с изображением насекомых, лист цветной бумаги светлого тона, схема строения муравейника изнутри.

Примерный ход занятия

Воспитатель предлагает детям отправиться в рощу - в  гости к Лесовичку.

 Около рощи ребят встречает Лесовичок и приглашает попутешествовать по роще, но предупреждает ребят о том, что нужно быть очень внимательными при передвижении - в траве живет много насекомых, у каждого из них своя жизнь, каждый занят своим делом.

Лесовичок спрашивает у детей каких насекомых они знают, предлагает узнать их изображения на карточках, сказать как они называются. Спрашивает о том, что дети знают об этих насекомых.

Лесовичок предлагает детям поближе познакомиться с одними из  знакомых насекомых – муравьями.  Предлагает  детям приготовиться к путешествию, вспомнив правила поведения в роще – не шуметь, не ломать веточек, не рвать растений ( траву и цветы). Дети передвигаются, осторожно шагая, присматриваясь, чтобы не наступить на насекомых,

Лесовичок обращает внимание на движущегося муравья. Спрашивает ребят

 «Как вы думаете, куда  спешит муравей?»

Дети высказывают свои предположения. Все вместе прослеживают путь муравья до муравейника. Лесовичок сообщает детям о том, что хоть муравей такой маленький, но никогда не потеряется в большой роще и даже в лесу. Он всегда находит дорогу именно в свой муравейник, потому, что, передвигаясь, он оставляет пахучие следы, прижимая тельце к земле. По этим следам ориентируются и другие муравьи. Для эксперимента Лесовичок предлагает следующее: взять чистый лист бумаги и положить его недалеко от муравейника, а сверху кусочек булочки.

Дети наблюдают, как муравьи находят ее, и какой путь проделывает первый, нашедший кусочек, муравей. Затем Лесовичок сдвигает кусочек в другую часть листа.

Дети наблюдают, что муравьи не сокращают путь к булочке (хотя она лежит теперь ближе к ним), а идут по «первому» следу.

Лесовичок предлагает детям подумать, почему муравьи идут по этому следу,

Чем объясняются их действия, выслушивает их предположения. Все дети высказывают свои мнения и делают общий  вывод. Лесовичок обращает внимание на муравейник. Задает вопросы детям: « Из чего муравьи  строят муравейник? Какими бывают муравейники по величине?»

 Обращает внимание на то, что если муравейник никто не разоряет, то он может достигнуть высоты до 1,5 метра и иметь у основания около 2 метров. Муравейники обычно располагают с южной стороны, около пней и деревьев, нам кажется, что муравейник – это куча из палочек и хвои, а на самом деле это многоэтажный дом с множеством комнат, он имеет наземную и подземную части.

Лесовичок предлагает детям рассмотреть схему  строения муравейника. Рассказывает детям о том, муравейник – это большая семья что каждый из муравьев имеет свою обязанность: одни строят и охраняют дом, другие  добывают пущу, самочки откладывают яйца из которых появляются личинки, из них выводятся маленькие муравьишки, третьи нянчат муравьишек.

Каждый точно знает свои обязанности и выполняет их. За это их в народе назвали «Муравьи – труженики».

Лесовичок предлагает детям  отойти в сторонку от муравейника, расположиться на полянке и поиграть.  Каждый выбирает себе роль муравья у которого есть своя обязанность и  представив себя муравьем сочиняет маленький рассказ о том, что он будет делать, как будет выполнять свои обязанности.

( Можно будет усложнить детям задания, поставив перед ними проблему. Например, как он будет нести большой кусочек булочки в муравейник? – позовет товарищей на помощь, разделит кусочек на маленькие части).

Дети составляют свои рассказы, рассказывают их. Делают выводы – что жизнь муравьев не легка, у них также как и людей есть свои трудности .

Что надо любить и уважать все, что создано природой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с миром природы на тему: "Мы жители лесные, мы добрые и злые"

Тема: «Мы жители лесные             Мы добрые и злые»Программное содержание: расширить представления детей о лесе. Дать первоночальные реали...

Конспект НОД для раннего возраста по ознакомлению с миром природы «Насекомые»

Цель: Расширить представление о насекомых (бабочке, комаре, пчеле, божьей коровке).Задачи: Активизировать словарь детей по теме «Насекомые»;уметь находить насекомых на картинках и называть...

Конспект познавательного занятия в средней группе по ознакомлению с миром природы «Потерянная книга тетушки Совы»

Материал предназначен для педагогов, обучающих дошкольников родному (удмуртскому языку)...

Конспект НОД для младшего возраста по ознакомлению с миром природы на тему «Насекомые»

Расширить представление о насекомых (бабочке, комаре, пчеле, божьей коровке)....

Конспект занятия в подготовительной группе по ознакомлению с миром природы «Природа и человек»

Направление образования и развития (образовательная область):"познавательное развитие" :Тема: "Природа и человек" (ознакомление с миром природы)....

Конспект занятия по направлению «Познавательное развитие» (ознакомление с миром природой) для детей старшей группы на тему: «Путешествие в природу»

Конспект занятия по направлению «Познавательное развитие» (ознакомление с миром природой) для детей старшей группы.Тема: «Путешествие в природу»Цель: расширение представлений д...