Конспект непосредственной образовательной деятельности по экологии "Приключения Муравьишки"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
НОД по экологии "Приключения Муравьишки" для детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_nasekomye.docx | 23.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель:
Закрепить и уточнить знания детей о насекомых, об их характерны признаках, внешнем виде, жизненном цикле, образе жизни. Сформировать представление о взаимосвязи живых организмов в природе. Воспитывать бережное отношение ко всему живому.
Задачи:
Образовательные:
- Обобщить и систематизировать знания детей о насекомых;
- Рассказать о взаимосвязи живых организмов в природе;
- Закрепить названия насекомых, внешние признаки, их строение;
- учить выражать мимикой, жестами и пластикой их движения.
- Продолжать учить отгадывать загадки.
Развивающие:
- Развивать память, внимание, словесно-логическое мышление, эмоциональную отзывчивость;
- Активизировать, обогащать словарный запас детей по теме.
- Развивать связную речь.
- Развивать словесно-логическое мышление детей, умение устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать, делать выводы, исключать четвертый лишний предмет с обоснованием своего ответа.
- Развивать общую моторику, координацию.
Воспитательные:
- Воспитывать устойчивый интерес к жизнедеятельности насекомых, доброжелательное отношение к природе.
Интеграция образовательных областей:
Физическое развитие: физкультминутка, соблюдения правильной осанки;
Социально – коммуникативное развитие: учить приходить другу на помощь; вступление в диалог с взрослыми и друг другом, внимательно слушать собеседника, отвечать друг за другом, не перебивать товарища;
Познавательное развитие: Закрепить и уточнить знания детей о насекомых, об их характерны признаках, внешнем виде, жизненном цикле, образе жизни. Сформировать представление о взаимосвязи живых организмов в природе. Художественно – эстетическое развитие: украшение божьих коровок, прослушивание аудиозаписи звуков насекомых, песни детской студии «Родник» «Муравьишкина квартира»;
Речевое развитие: загадывание загадок про насекомых, чтение стихотворения Б.Заходера «Все, все, все на свете нужны»;
Виды детской деятельности: познавательная, коммуникативная, продуктивная, двигательная.
Методы: практический, игровой, наглядный, словесный.
Приемы: Погружение в игровую ситуацию, групповая работа, беседа, загадывание загадок, голосовая и эмоциональная модуляция.
Предварительная работа: рассматривание картин, иллюстраций, чтение сказки В.В. Бианки «Приключения Муравьишки», просмотр мультфильма «Муравьишка - хвастунишка»
Оборудование: мультимединая приставка, ноутбук, игрушка – муравей, халат для Айболита, игрушка – жук, цветок из ватмана, большая божья коровка, 10 маленьких божьих коровок, пластилин, цветная бумага, фломастеры, карандаши, тарелки для пластилина.
Используемые электронные ресурсы:
- Электронный образовательный ресурс, созданный самостоятельно, презентация «Насекомые»
- Загадки про насекомых - http://detkam.e-papa.ru/zagadki
- Раскраски «Бабочки» материалы взяты с сайта - http://zakras.ru/katalog-raskrasok/zhivotnye-pticy-rybyc
- Развивающая игра «Рисуем весну», электронный образовательный ресурс, созданный самостоятельно.
Ход НОД:
- Ребята, сегодня у нас много гостей, давайте поприветствуем их.
А еще к нам в гости обещал прийти мой друг муравей. Да вот что-то опаздывает. Давайте, пока присядем, подождем его.
На листочке прилетает муравей. Печально здоровается.
- Что с тобой случилось?
- Я спешил к вам и ушиб вторую правую ногу.
- Потерпи немного, мы пригласим Айболита и он тебе поможет. Кто хочет быть Айболитом?
- Давайте найдем больную ногу. Сколько всего ног у муравья? Где правая сторона? Айболит оказывает помощь. Муравей благодарит.
- Муравей, а что ты нам принес?
- Я вам хотел приготовить картину о весне и о своих друзьях “шестиножках”, которые живут на лесной поляне и чтоб вы отгадали, кто мои шестиногие друзья? Но картину я закончить не успел – ушиб ногу.
- Не расстраивайся муравей, мы с ребятами поможем тебе составить картину о весне. Начнем с неба, какое небо весной? Какое солнце? Вот и засияло наше солнышко и все стало вокруг светлым, теплым, радостным, свежим. Давайте подышим свежим воздухом. Что еще происходит с природой весной?
(на доске выкладывают признаки весны: солнце, трава, одуванчики, листочки на деревьях, птицы)
- А какие птицы к нам прилетели?
- Почему они от нас улетали? С наступлением холодов попрятались мошки, жуки, … , которыми питались птицы. А раз они вернулись, значит_...
- гов.муравей - Правильно, просыпаются и мои «шестиногие» друзья. А кто они догадались? (насекомые).
А вот и первый представитель насекомых, а кто он вы увидите, когда отгадаете загадку.
С ветки на тропинку,
С травки на былинку
Прыгает пружинка –
Зеленая спинка. (кузнечик)
- Расскажите, что вы знаете про него интересного? Можете пользоваться табличкой-подсказкой. (зеленый, прячется от птиц среди травы, питается травой, поет – крыльями, а слушает – ногами, т.к. уши у него на передних лапках)
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка,
Я сорвать его хотел -
Он вспорхнул и улетел. (бабочка)
- Опишите ее. (Порхают среди цветов, питаются цветочной пыльцой. «Язычек» у бабочек не во рту, а на задней лапке. Прежде чем полакомиться нектаром, бабочка трогает сладкую каплю лапкой – проверяет, вкусно ли? Сладко ли? И только потом опускают в середину цветка свой изогнутый хоботок. А еще у них самое тонкое обоняние, лучше чем у собак. Правда, нюхают они не носом, а усиками. И узнают друг друга на очень больших расстояниях. Прячутся от птиц, складывая крылья. Не бывают маленьким: яйца – гусеница – куколка - бабочка)
Жу – жу – жу
Я на ветке сижу,
Я на ветке лежу,
Букву Ж всегда твержу. (жук)
- Расскажите, какой он? (На свете очень много разных видов жуков. Бывают жуки размером с булавочную головку, а бывают очень большие; питаются корой, листьями.)
- Я вам сейчас показываю жука-короеда. Как вы думаете, почему его так назвали? А почему он коричневого цвета? Ребята посмотрите, а жук то наш куда – то исчез.
Путешествие на луг.
- Ребята, давайте с вами отправимся на лесную полянку может найдем жука там. Как мы будем идти по тропинке? Почему?
- А вы знаете, что это полянка не простая, а волшебная. Кто на нее попал, тот сразу маленьким стал. Кого из насекомых увидел – в того и превратился. Скажите ребята, кого боятся насекомые?(птиц). Я сейчас вижу что они к нам приближаются. Раз, два, три замри и глазами и только глазами смотрим на птиц.(дети выполняют гимнастику для глаз)
Физминутка (порхают, как бабочки; пищат, как комары; прыгают, как кузнечики; пчелки – тоненько гудят «м-м-м», пьют цветочный мед; мохнатые шмели – низко - «м-м-м»).
А вот и наш жук, сидит на пеньке.
- Слышите, он что-то хочет нам рассказать.
Однажды он встретил на лесной полянке красного жука и очень удивился. «Ты почему такой красный?», спросил наш жук у незнакомца. «Чтобы птица не съела». «Вот чудак! Чтобы птицы не съели надо быть таким как я!». «Ты все перепутал»-сказал ему красный жук. «Нет, это ты перепутал» - рассердился коричневый. И они очень долго спорили, пока их не заметила птица и полетела к ним. Жук – короед быстро спрятался в коре дерева и не увидел, что стало с красным жуком. Как звали того жука? Как вы думаете, мог ли он спастись? Как?
- Это божья коровка, оказывается в минуту опасности, она выделяет жидкость желтого цвета, которая плохо пахнет. Она-то и отпугивает своих врагов. А своим красным цветом она наоборот предупреждает птиц – я опасна!
- Если жук-короед питается корой, и от этого дерево погибает. То чем питается божья коровка, вредна ли она? (питается тлей, маленькими насекомыми, которые высасывают сок из листьев).
Продуктивная деятельность. Ребята смотрите на лугу сидит божья коровка, а около нее много деток, но что – то в этой картине не так. Как вы думаете что не хватает? Поможем божьим коровкам сделаем точки на их спинках? (Дети выполняют работу, разными способами – пластилинография, рисунок, аппликация)
- А каких насекомых, приносящих вред человеку вы знаете? (те, кто портят растения, переносят заразу, кусаются – комары, мухи, некоторые жуки, гусеница,…)
- Так может, если они такие вредные, может их надо всех уничтожить? Что тогда произойдет, с животными и птицами, которые ими питаются?
- Оказывается, все в природе друг другу нужны, все полезны!
Стихотворение Б.Заходера:
Все-все, все на свете, на свете нужны.
И мошки не меньше нужны, чем слоны!
Нужны все на свете, нужны все подряд -
Кто делает мед, и кто делает яд!
И если мы с кем то не очень дружны,
Мы все-таки ОЧЕНЬ друг другу нужны.
- Все в природе взаимосвязано, и человек должен бережно относиться к окружающему миру.
- А вы любите природу?
- Что вы делаете, чтобы наша земля стала краше?
- Как сделать, чтобы, в вашем саду стало больше птиц; больше насекомых?
- муравей - За то что вы так хорошо относитесь к природе, я хочу подарить вам вот эти семена цветов, которые вы посадите у себя на участке и ваш дет.сад станет еще краше. А еще, на память о том, что вы были на лугу, я дарю вам бабочек. Только разукрасите их самим, по вашему желанию.
- Спасибо, тебе муравей за подарки, нам с тобой было интересно, но пришло время тебе возвращаться домой, а нам в детский сад.
Муравей прощается с детьми и оказывается дома в муравейнике, а дети смотрят клип Детской студии «Родник», «Муравьиная квартира»
Возвращение с путешествия.
- Понравилось вам наше путешествие?
- Давайте, каждый посмотрит на свою бабочку и вспомнит, что же интересного он сегодня увидел?
- Каких насекомых мы сегодня встретили?
- Чем они все похожи?
- Вы сегодня были молодцы! Справились со всеми трудными заданиями, которые были в нашем путешествии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности "Морское приключение"
Конспект логопедического занятия для проведения в подготовительной логопедической группе по лексической теме "Транспорт", дифференциация звуков [Р-Л]. Цель занятия: закреплпение знания дет...
Конспект непосредственно образовательной деятельности "Зимние приключения"
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей средней группы "Зимние приключения" и презентация к данному конспекту....
План-конспект непосредственно образовательной деятельности с ЭОР «Муравьишки» с детьми в подготовительной к школе группе
подходит для работы педагогов ДОУ главным образом в ОО "Познавательное развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Художественно-эстетическое развитие"...
Конспект непосредственной образовательной деятельности. Тема: «ПРИКЛЮЧЕНИЯ В МАГАЗИНЕ ИГРУШЕК «ДЕТСКИЙ МИР»
Образовательная область: художественно-эстетическое развитиеИнтеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие.Виды...
Конспект непосредственно - образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Приключения муравьишки» с использованием здоровьесберегающих, игровых и личностно-ориентированных технологий
Конспектнепосредственно - образовательной деятельностис детьми старшего дошкольного возраста Тема:«Приключения муравьишки» с использованием здоровьесберегающих, игров...
Конспект непосредственной образовательной деятельности «Весенние приключения» для детей 4-5 лет
итоговое занятие для выявления уровня знаний и умений по областям "Речевое развитие", "Познавательное развитие"....
Конспект непосредственно образовательной деятельности Экология в средней группе Тема: «Как узнать растение» (дерево, куст, траву). № 10
Конспект непосредственно образовательной деятельности Экология в средней группе...