Конспект непосредственной образовательной деятельности по экологии "Приключения Муравьишки"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Дягилева Наталия Маратовна

НОД по экологии "Приключения Муравьишки" для детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_nasekomye.docx23.69 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: 

Закрепить и уточнить знания детей о насекомых, об их характерны признаках, внешнем виде, жизненном цикле, образе жизни. Сформировать представление о взаимосвязи живых организмов в природе. Воспитывать бережное отношение ко всему живому.

Задачи:

Образовательные:

  • Обобщить и систематизировать знания детей о насекомых;
  • Рассказать о взаимосвязи живых организмов в природе;
  • Закрепить названия насекомых, внешние признаки, их строение;
  • учить выражать мимикой, жестами и пластикой их движения.
  • Продолжать учить отгадывать загадки.

Развивающие:

  • Развивать память, внимание, словесно-логическое мышление, эмоциональную отзывчивость;
  • Активизировать, обогащать словарный запас детей по теме.
  • Развивать связную речь.
  • Развивать словесно-логическое мышление детей, умение устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать, делать выводы, исключать четвертый лишний предмет с обоснованием своего ответа.
  • Развивать общую моторику, координацию.

Воспитательные:

  • Воспитывать устойчивый интерес к жизнедеятельности насекомых, доброжелательное отношение к природе.

Интеграция образовательных областей:

Физическое развитие: физкультминутка,  соблюдения правильной осанки;

Социально – коммуникативное развитие: учить приходить другу на помощь; вступление в диалог с взрослыми и друг другом, внимательно слушать собеседника, отвечать друг за другом, не перебивать  товарища;

Познавательное развитие: Закрепить и уточнить знания детей о насекомых, об их характерны признаках, внешнем виде, жизненном цикле, образе жизни. Сформировать представление о взаимосвязи живых организмов в природе. Художественно – эстетическое развитие: украшение божьих коровок, прослушивание аудиозаписи звуков насекомых, песни детской студии «Родник» «Муравьишкина квартира»;

Речевое развитие: загадывание загадок про насекомых, чтение стихотворения Б.Заходера «Все, все, все на свете нужны»;

Виды детской деятельности: познавательная, коммуникативная, продуктивная, двигательная.

Методы: практический, игровой, наглядный, словесный.

Приемы: Погружение в игровую ситуацию, групповая работа, беседа, загадывание загадок, голосовая и эмоциональная модуляция.

Предварительная работа: рассматривание картин, иллюстраций, чтение сказки В.В. Бианки «Приключения Муравьишки», просмотр мультфильма «Муравьишка - хвастунишка»

Оборудование: мультимединая приставка,  ноутбук,  игрушка – муравей, халат для Айболита,  игрушка – жук, цветок из ватмана, большая божья коровка, 10 маленьких божьих коровок, пластилин, цветная бумага, фломастеры, карандаши, тарелки для пластилина.

Используемые электронные ресурсы:

  • Электронный образовательный ресурс, созданный самостоятельно, презентация «Насекомые»
  • Загадки про насекомых - http://detkam.e-papa.ru/zagadki
  • Раскраски «Бабочки» материалы взяты с сайта - http://zakras.ru/katalog-raskrasok/zhivotnye-pticy-rybyc
  • Развивающая игра «Рисуем весну», электронный образовательный ресурс, созданный самостоятельно.

Ход НОД:

- Ребята, сегодня у нас много гостей, давайте поприветствуем их.

А еще к нам в гости обещал прийти мой друг муравей. Да вот что-то опаздывает. Давайте, пока присядем, подождем его.

На листочке прилетает муравей. Печально здоровается.

- Что с тобой случилось?

- Я спешил к вам и ушиб вторую правую ногу.

- Потерпи немного, мы пригласим Айболита и он тебе поможет. Кто хочет быть Айболитом?

- Давайте найдем больную ногу. Сколько всего ног у муравья? Где правая сторона? Айболит оказывает помощь. Муравей  благодарит.

- Муравей, а что ты нам принес?

- Я вам хотел приготовить картину о весне и о своих друзьях “шестиножках”, которые живут на лесной поляне и чтоб вы отгадали, кто мои шестиногие друзья? Но картину я закончить не успел – ушиб ногу.

- Не расстраивайся муравей, мы с ребятами поможем тебе составить картину о весне. Начнем с неба, какое небо весной? Какое солнце? Вот и засияло наше солнышко и все стало вокруг светлым, теплым, радостным, свежим. Давайте подышим свежим воздухом. Что еще происходит с природой весной?

 (на доске выкладывают признаки весны: солнце, трава, одуванчики, листочки на деревьях, птицы)

- А какие птицы к нам прилетели?

- Почему они от нас улетали? С наступлением холодов попрятались мошки, жуки, … , которыми питались птицы. А раз они вернулись, значит_...

- гов.муравей - Правильно, просыпаются и мои «шестиногие» друзья. А кто они догадались? (насекомые).

А вот и первый представитель насекомых, а кто он вы увидите, когда отгадаете загадку.

С ветки на тропинку,

С травки на былинку

Прыгает пружинка –

                             Зеленая спинка.           (кузнечик)

- Расскажите, что вы знаете про него интересного? Можете пользоваться табличкой-подсказкой. (зеленый, прячется от птиц среди травы, питается травой, поет – крыльями, а слушает – ногами, т.к. уши у него на передних лапках)

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка,

Я сорвать его хотел -

                  Он вспорхнул и улетел. (бабочка)

- Опишите ее. (Порхают среди цветов, питаются цветочной пыльцой.  «Язычек» у бабочек не во рту, а на задней лапке. Прежде чем полакомиться нектаром, бабочка трогает сладкую каплю лапкой – проверяет, вкусно ли? Сладко ли? И только потом опускают в середину цветка свой изогнутый хоботок. А еще у них самое тонкое обоняние, лучше чем у собак. Правда, нюхают они не носом, а усиками. И узнают друг друга на очень больших расстояниях. Прячутся от птиц, складывая крылья.  Не бывают маленьким: яйца – гусеница – куколка - бабочка)

Жу – жу – жу

Я на ветке сижу,

Я на ветке лежу,

                       Букву Ж всегда твержу.         (жук)

- Расскажите, какой он? (На свете очень много разных видов жуков. Бывают жуки размером с булавочную головку, а бывают очень большие; питаются корой, листьями.)

- Я вам сейчас показываю жука-короеда. Как вы думаете, почему его так назвали? А почему он коричневого цвета? Ребята посмотрите, а жук то наш куда – то исчез.

Путешествие на луг.

- Ребята, давайте с вами отправимся на лесную полянку может найдем жука там.  Как мы будем идти по тропинке? Почему?

- А вы знаете, что это полянка не простая, а волшебная. Кто на нее попал, тот сразу маленьким стал. Кого из насекомых увидел – в того и превратился. Скажите ребята, кого боятся насекомые?(птиц). Я сейчас вижу что они к нам приближаются. Раз, два, три замри и глазами и только глазами смотрим на птиц.(дети выполняют гимнастику для глаз)

Физминутка (порхают, как бабочки; пищат, как комары; прыгают, как кузнечики; пчелки – тоненько гудят «м-м-м», пьют цветочный мед; мохнатые шмели – низко - «м-м-м»).        

А вот и наш жук, сидит на пеньке.

- Слышите, он что-то хочет нам рассказать.

Однажды он встретил на лесной полянке красного жука и очень удивился. «Ты почему такой красный?», спросил наш жук у незнакомца. «Чтобы птица не съела». «Вот чудак! Чтобы птицы не съели надо быть таким как я!». «Ты все перепутал»-сказал ему красный жук. «Нет, это ты перепутал» - рассердился коричневый. И они очень долго спорили, пока  их не заметила птица и полетела к ним. Жук – короед быстро спрятался в коре дерева и не увидел, что стало с красным жуком. Как звали того жука? Как вы думаете, мог ли он спастись? Как?

- Это божья коровка, оказывается в минуту опасности, она выделяет жидкость желтого цвета,  которая плохо пахнет. Она-то и отпугивает своих врагов. А своим красным цветом она наоборот предупреждает птиц – я опасна!

- Если жук-короед питается корой, и от этого дерево погибает. То чем питается божья коровка, вредна ли она? (питается тлей, маленькими насекомыми, которые высасывают сок из листьев).

Продуктивная деятельность.  Ребята смотрите на лугу сидит божья коровка, а около нее много деток, но что – то в этой картине не так. Как вы думаете что не хватает? Поможем божьим коровкам сделаем точки на их спинках? (Дети выполняют работу, разными способами – пластилинография, рисунок, аппликация)

- А каких  насекомых, приносящих вред человеку вы знаете? (те, кто портят растения, переносят заразу, кусаются – комары, мухи, некоторые жуки, гусеница,…)

- Так может, если они такие вредные, может их надо всех уничтожить? Что тогда произойдет, с животными и птицами, которые ими питаются?

- Оказывается, все в природе друг другу нужны, все полезны!

 Стихотворение Б.Заходера:

Все-все, все на свете, на свете нужны.

И мошки не меньше нужны, чем слоны!

Нужны все на свете, нужны все подряд -

Кто делает мед, и кто делает яд!

И если мы с кем то не очень дружны,

Мы все-таки ОЧЕНЬ друг другу нужны.

- Все в природе взаимосвязано, и человек должен бережно относиться к окружающему миру.

- А вы любите природу?

- Что вы делаете, чтобы наша земля стала краше?

- Как сделать, чтобы, в вашем саду стало больше птиц; больше насекомых?

- муравей - За то что вы так хорошо относитесь к природе, я хочу подарить вам  вот эти семена цветов, которые вы посадите у себя на участке и ваш дет.сад станет еще краше. А еще,  на память о том, что вы были на лугу, я дарю вам бабочек. Только разукрасите их самим, по вашему желанию.

- Спасибо, тебе муравей за подарки, нам с тобой было интересно, но пришло время тебе возвращаться домой, а нам в детский сад.

Муравей прощается с детьми и оказывается дома в муравейнике, а дети смотрят клип Детской студии «Родник», «Муравьиная квартира»

Возвращение с путешествия.

- Понравилось вам наше путешествие?

- Давайте, каждый посмотрит на свою бабочку и вспомнит, что же интересного он сегодня увидел?

- Каких насекомых мы сегодня встретили?

- Чем они все похожи?

- Вы сегодня были молодцы! Справились со всеми трудными заданиями, которые были в нашем путешествии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности "Морское приключение"

Конспект логопедического занятия для проведения  в подготовительной логопедической группе по лексической теме "Транспорт", дифференциация звуков [Р-Л]. Цель  занятия: закреплпение знания дет...

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Зимние приключения"

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей средней группы "Зимние приключения" и презентация к данному конспекту....

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с ЭОР «Муравьишки» с детьми в подготовительной к школе группе

подходит для работы педагогов ДОУ главным образом в ОО "Познавательное развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Художественно-эстетическое развитие"...

Конспект непосредственной образовательной деятельности. Тема: «ПРИКЛЮЧЕНИЯ В МАГАЗИНЕ ИГРУШЕК «ДЕТСКИЙ МИР»

Образовательная область: художественно-эстетическое развитиеИнтеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие.Виды...

Конспект непосредственно - образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Приключения муравьишки» с использованием здоровьесберегающих, игровых и личностно-ориентированных технологий

Конспектнепосредственно - образовательной деятельностис детьми старшего дошкольного возраста  Тема:«Приключения муравьишки» с использованием здоровьесберегающих, игров...

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Весенние приключения» для детей 4-5 лет

итоговое занятие для выявления уровня знаний и умений по областям "Речевое развитие", "Познавательное развитие"....