Конспект непосредственной образовательной деятельности «Весенние приключения» для детей 4-5 лет
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Агафонова Елена Анатольевна

итоговое занятие для выявления уровня знаний и умений по областям "Речевое развитие", "Познавательное развитие".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_rechevomu_razvitiyu.docx133.75 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад № 51 «Красная шапочка» города Тамбова

Конспект открытого итогового (контрольного) занятия

по образовательным областям: «Познавательное» и  «Речевое» развитие

для детей 4-5 лет.                                                                                       

Составитель: Агафонова Е.А., воспитатель

Тема - сюжет: «Весенние приключения»

                                                                                             

Дидактическое обоснование занятия.

Цель - выявить уровень освоения знаний и умений  по образовательным  областям: «Познавательное», «Речевое», «Социально-коммуникативное» развитие.

Задачи образовательные.

Выявить: умение образовывать множественное число существительных; подбирать  к глаголу подходящее по смыслу существительное (для сильной подгруппы: подобрать к имени существительному подходящий по смыслу глагол); умение определять (выделять), дифференцировать, указанный (названный) воспитателем звук в словах; знание предлогов, обозначающих пространственное расположение (над, под, слева, справа).

Развивающие - выявить (определить): уровень чистоты (чёткости) звукопроизношения; развития слухового внимания, мелкой моторики.

Воспитывающие - выявить: уровень сформированности бережного отношения к природе; дружеского отношения к сверстникам.

Материал: пластиковые банки с крышками, плоскостные изображения насекомых на магнитах, плоскостное изображение вазы с цветами, мольберт, мяч, дидактическая игра «Насекомое и его тень».

 Способы организации детей на занятие:  группы по 2-3 ребёнка, задания для групп.

 Приёмы и способы деления:  по условному обозначению (на столах  и  у детей (на бейджах: ромашка, одуванчик, колокольчик, василек);  картинки с соответствующими букетами цветов.  

Способы фиксации результатов (ответов) детей: таблица.

Примечание: сажать насекомых с учётом пространственных предлогов (слева от вазы, в середину букета, под вазой и т.д.)

Ход занятия

Вводная часть

Организационный этап

Воспитатель:

 - Посмотрите, ребята, к нам пришли гости, давайте и с ними поздороваемся и улыбнемся.

Собрались все дети в круг

Я, твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся!

Мотивация и целеполагание

- Сегодня такая прекрасная погода.   Какое сейчас время года? Правильно, весна. Вся природа пробуждается. Распускаются цветы. Посмотрите на свои цветочки и займите свое место за столом, где находится ваза с такими же цветами. Послушайте звуки пробуждения природы ( в записи даются звуки насекомых)  Как вы думаете, кто издает такие звуки? Правильно, это насекомые. Они вместе с природой проснулись от зимней спячки.

Основная часть

Создание проблемной ситуации

 Воспитатель:

- Ребята, сегодня пришла в детский сад и услышала: кто-то шуршит в  банке.  (показ непрозрачной банки).  Кто же туда попал, спрятался?  Что делать? А как вы думаете? (Ответы детей) - Правильно, ребята  нужно освободить.  А чтобы это сделать,   сначала отгадаем, кто же  попался в эту банку?

  Задание для  1 подгруппы (показать тень божьей коровки). Выслушать ответы, а затем  предложить проверить с помощью загадки.

Решение проблемных ситуаций

1.Игра «Кто что делает?»

2. Игра «Один - много»

3. Игра «Не ошибись»

4.Физминутка

5. Игра «Чистоговорки»

6. Пальчиковая игра

1..Воспитатель: Яркий носит сарафан,

С темными горошками,

И взлетает быстро, ловко

Это … (Божья коровка)
Молодцы, отгадали насекомое.

(Предлагается   ребенку, который первым отгадал задание   посадить насекомое на картинку с изображением вазы с цветами: слева от вазы).

Божья коровка не хочет улетать и  предлагает нам поиграть в игру: «Кто что делает?». Я называю действие, и мы  отвечаем,  кто так делает. (задание для слабой подгруппы)

 1 стол Порхает (кто) – бабочка

Жужжит – жук

2 стол Звенит – комар

Собирает мед – пчела

3 стол Ползает – гусеница

Стрекочет – стрекоза

4 стол Жалит – оса

Плетет паутину – паук

Строит муравейник – муравей.

Задание для сильной подгруппы

1 стол Бабочка что делает – летает, (порхает).

Жук– жужжит, (летает)

2 стол Комар что делает – летит, (звенит)

Пчела – собирает мед.

3 стол Паук что делает – плетет паутину.

Муравей– строит муравейник.

4 стол Оса что делает – летит, (жалит).

Кузнечик– прыгает.

Задание для 2 подгруппы: Воспитатель: Кто – то ещё оказался в ловушке. (показать тень муравья). Выслушать ответы, а затем  предложить проверить с помощью загадки. - Слушайте загадку.

2. Вот букашка-работяга.
Целый день трудиться рада.
Ношу на спине своей
Быстро тащит…

 Молодцы, отгадали загадку.  Теперь и муравья отправим на цветок (муравья надо посадить под вазой, а посадит тот, кто первым угадал). А  какая любимая игра у муравья? Игра с мячом «Один – много». Давайте  поиграем. Я  буду бросать мяч и называть насекомое, а вы возвращать мяч мне и называть, как мы скажем, когда насекомых несколько  (много).

Одна муха – а много….мух.
Один комар – а много… комаров.
Одна стрекоза – а много …стрекоз.
Один муравей – много …..муравьев.
Одна пчела – много …. пчел.
Одна оса – много … ос.
Один кузнечик – много кузнечиков.
Один жук – много … жуков.
Одна бабочка – много … бабочек.
Один червяк – много…червяков.

Один паук – много … пауков.

Один таракан – много тараканов

Задание для 3 подгруппы.В нашей волшебной ловушке кто-то ещё остался. (показать тень пчелы). Выслушать ответы, а затем  предложить проверить с помощью загадки. - Слушайте загадку.

3. Над цветком она жужжит,
К улью быстро так летит,
Мёд свой в соты отдала,
Как зовут её? 

Молодцы, отгадали загадку.  Теперь и пчела отправляется на полянку (сажает тот, кто первым угадал: справа от  вазы).

Пчёлка тоже хочет поиграть с нами. Ей нравится играть в игру «Не ошибись». Послушайте внимательно скороговорку, один звук будет звучать чаще других. Мы должны услышать и  назвать этот звук.

 Задание для 1 подгруппы

С утра жужжу, цветы бужу, кружу, гужу и мед вожу.

- Какой звук услышали? Правильно, звук  ж.

Для  2  подгруппы. Слушаем следующую скороговорку.

Шо-шо-шо – греет солнце хорошо.

- Какой звук повторяется много раз? Какой звук услышали? Правильно, звук ш.

Для 3 подгруппы.

Спала спокойно стрекоза, и видела сладкий, сладкий сон она.

Какой звук повторяется много раз? Какой звук услышали? Правильно, звук  с.

Для 4 подгруппы

Озе-озе-озе – сидит бабочка на розе.

- Какой звук услышали? Правильно, звук  з.

Воспитатель: В банке кто-то ещё скребёт лапками? (показать тень кузнечика). Выслушать ответы, а затем  предложить проверить с помощью загадки. Слушайте загадку.

4.Прыгает пружинка -
Зелёная спинка -
С травы на былинку,
С ветки на тропинку.

- Правильно, это кузнечик.  Теперь и кузнечик  отправляется на цветок ( Посадим кузнечика справа от муравья, сажает тот, кто первым угадал). А кузнечик любит скакать и  предлагает вам поиграть. Выходите на цветочную поляну.

Физминутка «Кузнечик»

Поднимайте плечики раз, два, раз, два

Прыгайте кузнечики

Прыг-скок, прыг-скок,

Сели, травушку покушали

Тишину послушали

Выше, выше. высоко

Прыгай на носках легко. (повторить 3-4 раза).

Задание для 4 подгруппы

Воспитатель: послушаю, всех ли мы освободили, никого не осталось?  В банке кто-то ещё есть (показать тень мухи).   Выслушать ответы, а затем  предложить проверить с помощью загадки:

5. Всем она надоедает

 И по комнатам летает,

Пристаёт и вновь резвится,

Ей спокойно не сидится.

Всё летает и жужжит,

На стекле окна сидит,

Позолоченное брюхо,

Догадались? Это…

Правильно, ребята, это муха. Теперь и муху  отпускаем.  Муха сядет на середину нашего букета, а сажает ее тот, кто первым угадал).  

  Муха не  хочет улетать, она желает послушать, как мы умеем чисто говорить. И предлагает поиграть в игру «Чистоговорки». Давайте вспомним, как это правильно  делать. (спросить детей): Рот открываем широко, звуки произносим  четко! Готовы? Начинаем!  (Может по 2-3 ребёнка и 2 раз с подбором рифмы) 

1 стол Чок-чок-чок – сидит маленький сверчок

2  стол  (пара) Чка-чка-чка – на цветочке бабочка

3 стол Ры-ры-ры – вот летают комары

4 стол За-за-за – прилетела стрекоза

1 стол Вей-вей-вей – прибежал к нам муравей

2 стол Ла-ла-ла – вот красивая пчела

3 стол Ан-ан-ан – бегает там таракан

4 стол Са-са-са – полосатая оса

Молодцы! Задание выполнено – посадим муху над вазой с букетом..

Воспитатель:

-И остался кто-то ещё. Показать тень бабочки.  Выслушать ответы, а затем  предложить проверить с помощью загадки:

 6. В ярком платье модница —

Погулять охотница.

От цветка к цветку порхает,

Утомится — отдыхает.
Правильно, ребята. Это бабочка. Теперь и бабочку освобождаем. (сажает тот, кто первым угадал: над божьей коровкой).

Посмотрите, она не хочет улетать, просит нас пальчиками поиграть.

Пальчиковая гимнастика «Насекомые».

Дружно пальчики считаем

Насекомых называем:

(сжимать и разжимать кулачки)

Бабочка, кузнечик, муха,

Ещё жук с зелёным брюхом.

(поочерёдно сгибаем пальцы на обеих руках в кулачки)

Это кто же тут звенит?

(вращаем мизинцами)

Ой, сюда комар летит!

(прячем руки за спину)

- Сейчас  я еще раз повторю, а вы внимательно слушайте. Сколько насекомых живет в игре?

Заключительная часть

Заключительная часть

Подведение итогов

Рефлексия

Воспитатель: Что понравилось на занятии?

А какое задание было самым трудным? - Ребята, вы такие молодцы! Вы справились со всеми заданиями! Все насекомые теперь свободны. Они нам благодарны. И дарят  интересную  игру «Насекомое и его тень».

https://pp.userapi.com/c845221/v845221247/7a876/kphwRBOGMqA.jpg

Фиксация результатов

ФИ.

ребенка

1.Игра «Кто что делает?»

2. Игра «Один - много»

3. Игра «Не ошибись»

4. Игра «Чистоговорки»

5. Пальчиковая игра

«Насекомые»

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности "Морское приключение"

Конспект логопедического занятия для проведения  в подготовительной логопедической группе по лексической теме "Транспорт", дифференциация звуков [Р-Л]. Цель  занятия: закреплпение знания дет...

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Зимние приключения"

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей средней группы "Зимние приключения" и презентация к данному конспекту....

Конспект непосредственной образовательной деятельности "Весенняя прогулка" ( возрастная категория 5-6 лет"

Работа с блоками Дьенеша, мнемотаблицы, театрализованная деятельность....

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Весеннее пробуждение" в средней группе

В данном занятии представлены различные виды деятельности детей....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по сенсорному развитию детей второй младшей группы. Тема: «Необычные приключения»

Цель:1. Формировать представления о форме, величине и цвете;2. Закрепить основные цвета спектра, название геометрических фигур, свойства предмета: тяжёлые предметы тонут, лёгкие - не тонут;3. Создават...

Конспект непосредственной образовательной деятельности. Тема: «ПРИКЛЮЧЕНИЯ В МАГАЗИНЕ ИГРУШЕК «ДЕТСКИЙ МИР»

Образовательная область: художественно-эстетическое развитиеИнтеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие.Виды...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию детей старшей группы «Математические приключения с пиратом Весёлым Джо»

Возрастная категория: старший дошкольный возраст 5- 6 лет.Интеграция образовательных областей:«Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Ре...