Конспект непосредственной образовательной деятельности "Морское приключение"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Пономарева Светлана Витальевна

Конспект логопедического занятия для проведения  в подготовительной логопедической группе по лексической теме "Транспорт", дифференциация звуков [Р-Л]. Цель  занятия: закреплпение знания детей о водном транспорте.Задачи: развитие фонематического слуха, развитие пространственной ориентации, развитие навыков речевого общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_vodnyy_transport.doc280.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «ЖУРВЛЁНОК» Г.НАДЫМА»

КОНСПЕКТ

НЕПОСРЕДСТВЕННОЙОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Морское приключение»

                       

г.НАДЫМ. 2012 год

«Морское приключение»

Лексическая тема: Транспорт. Звуки и буквы Р – Л.

Цель: Дифференциация звуков [Р-Л]. Закрепления знания детей о водном транспорте.

Задачи:

Обучающая:

- закрепить знания о механизме образования дифференцируемых звуков изолировано, в слогах, словах, предложениях, тексте;

- закрепить кинестетические ощущения на данные артикуляционные уклады;

Развивающие:

- развивать навыки речевого общения;

- развивать навыки доброжелательного общения друг к другу;

- совершенствовать подвижность органов артикуляционного аппарата;

- развивать фонематический слух;

- развивать навыки звуко-буквенного анализа с использованием графических записей;

- развивать пространственную ориентацию;

Воспитательные:

- воспитывать  интерес  к занятию и умение слушать своих сверстников.

Коррекционные:

- сравнить, различить и правильно произносить звуки [Р-Л] на материале слов;

- преодолеть речевой негативизм.

Оборудование:  карта путешествия, картинки водного транспорта, магниты, дидактическая игра “Помоги Врунгелю и Лому”, коробочка-ларец с конфетами, картинка Врунгель и помощник Лом, индивидуальные зеркала, карточки с изображением букв Р и Л, наборы для составления звуко-слоговых схем.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

Логопед: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычное занятие. К нам в гости пожаловал известный капитан Врунгель и его помощник Лом.

Он хочет позвать нас в опасное путешествие. Дело в том, что в кратере вулкана пираты спрятали сокровища и капитану Врунгелю и его помощнику необходима наша помощь,чтобы они смогли бы  на своем водном транспорте  добраться до сокровищ.  Им нужна команда, так как с этими трудными испытаниями они сами не смогут справиться Согласны ли вы плыть вместе с ними?

Дети: Да.

Логопед: Нас ждут сложные испытания и только, справившись с ними, мы добудем сокровища. Вы готовы к испытаниям? Тогда в путь, а путешествовать нам поможет карта.

И начнем мы свое путешествие у истока р. Гимнастики на ПАРОХОДЕ. Выполняется артикуляционная  гимнастика. (пароход крепится у истока р. Гимнастики).

Логопед: Итак, первое испытание: артикуляционная  гимнастика.

II. Артикуляционная гимнастика.

1. “Индюк”
2. “Вкусное варенье”
3. “Маляр”

4.“Автомат”
5. “Лошадка”
6. “Чашечка”

Логопед: Что же это за моряки, у которых нет бескозырки? Надевайте бескозырки (выполняется упражнение на усовершенствование воздушной струи). Из салфетки делаются ленточки бескозырки. Не разрезанным концом аккуратно приклеиваются на кончик языка и выполняется упражнение для развития правильно направленной воздушной струи (дети дуют на кончик языка – ленточки бескозырки развеваются).

Логопед: Молодцы ребята с этим заданием вы справились и успешно переплыли реку, а сейчас мы с вами пересаживаемся на …ПАРУСНИК

III. Введение в тему.

Логопед: На паруснике мы будем плыть через  Протоку Звуков, а вот каких звуков вы внимательно послушаете и назовете.

Логопед: Какой звук вы чаще всего слышите в произносимых предложениях?

-  На горе Арарат пираты спрятали клад.

Дети:  Звук [Р]

- Плывет лодка по волнам, по волнам.

Дети: Звук[Л]

Логопед: Как вы думаете, ребята, какие звуки мы будем учиться различать?

Дети: Звуки [ Р, Л]

Логопед:  Правильно звуки [Р] и [Л].

Логопед: Ребята повторите звук [Р].

а) характеристика звука (губы, зубы, язык, воздушная струя, голосовые складки);

Логопед: Ребята повторите звук [Л].

а) характеристика звука (губы, зубы, язык, воздушная струя, голосовые складки);
б)нахождениесходства;
в) нахождение различий.

Молодцы и с этим заданием вы справились и без труда проплыли протоку и подплыли к озеру Перемен.

IV. Основная часть. (По мере выполнения детьми заданий, корабль продвигается по карте)

Логопед: Итак, мы у озера Перемен. По озеру мы будем плыть на ЛОДКЕ.

Лодка плывет, когда работают весла. Я буду грести одним веслом, и произносить слово со звуком [Л], а вы другим веслом и отвечать слово со звуком [Р].

1. Игра “Измени слово”.

Лак-рак - бал- дал- мил- пил- стал-

Логопед: Молодцы вы справились с этим трудным заданием и подплыли к берегу. Посмотрите, это берег не простой. На нем расположилась целая флотилия. Назовите мне, какой водный транспорт расположен на берегу?

(ПАРАХОД, ПАРУСНИК, ЛОДКА, ТЕПЛОХОД, ПОДВОДНАЯ ЛОДКА) Ребята, сейчас мы выйдем на берег и поможем разобраться Врунгелю и его помощнику Лому, где чей водный транспорт. Транспорт в названии которого есть звук [Р] – Врунгеля, транспорт со звуком [Л]– Лома.

2. Игра «Чей транспорт?» Дети сначала называют транспорт со звуком [Р], затем со звуком [Л].

Логопед: Молодцы, вы успешно справились с этим заданием, и мы можем плыть дальше.

Логопед: Ребята, а сейчас мы входим в очень сложный Пролив Неприятелей, как вы думаете на каком водном транспорте его можно проплыть, чтобы нас никто не заметил?

Дети: На ПОДВОДНОЙ ЛОДКЕ.

3. Игра «Назови слова-неприятели».

Врунгель старый – Лом молодой

Врунгель смелый – Лом трусливый

Лодка плывет медленно – катер быстро

Зимой на море холодно – летом жарко.

Логопед. Молодцы и Пролив Неприятелей вы смогли переплыть, а сейчас мы приплыли к острову физминутки

4. Остров Физминутки

Пересаживаемся с вами на теплоход.

От зеленого причала                        2 шага вперед, руки опущены

Оттолкнулся теплоход        

Раз – два                                 

Он назад шагнул сначала                2 шага назад

А потом шагнул вперед                   2 шага вперед

Он поплыл, поплыл по речке                руки вытянуты вперед

Набирая полный ход.                выполняются движения рукам, медленными шагами продвигаются вперед.

На ТЕПЛОХОДЕ мы с вами отправимся в залив Азбуки.

5. Залив Азбуки.  

На доску выставляются карточки с надписью:

ВЕСЛО, ТРАП, КОРАБЛЬ, ПАЛУБА, ФЛАГ, ПАРУС, выставляются буквы [Р], [Л]. Детям необходимо стрелочкой соединить картинку с соответствующей буквой.

Логопед: Молодцы. Мы с вами добрались до пещеры сокровищ.

6. Пещера Сокровищ

Логопед: Двери в пещеру просто так не открываются. Необходимо приложить усилия и выполнить еще одно задание. Послушайте внимательно и скажите какие слова в этих предложениях звучат, похоже?

Если в лодке образовалась дыра нам необходимо два ведра.

Чтобы лодка поплыла нам необходимо два весла.

Логопед: А как сказать про один предмет: ведро – весло. Звуко-буквенный анализ слова ВЕДРО (назвать 1-й, последний звук; назовите гласные звуки; сколько слогов; назовите звуки по порядку; обозначьте фишками звуки).

V. Итог.

Логопед: Ребята, мы с успехом справились со всеми испытаниями, добрались до пещеры с сокровищами.  Скажите,  какие два звука мы с вами сегодня различали на занятии (повторяется характеристика звуков и анализируется артикуляция). Давайте посмотрим, что спрятано в ларце.

(Дети раскрывают ларец, находят там конфеты или другой сюрприз). Врунгель  и Лом благодарит детей за помощь. Дети, попрощавшись, уходят в группу, чтобы угостить своих товарищей.

Домашнее задание:

Из текста необходимо выбрать слова со звуком Р, Л. В словах определить место этого звука. Со словами, которые больше всего вам понравились составить самостоятельно предложения.

ТЕКСТ:

Однажды капитан Врунгель в сундуке нашел старую карту. На ней была нарисована пещера сокровищ. Чтобы к ней добраться необходимо, проплыть на: корабле, катере, пароходе, лодке, подводной лодке и на паруснике. Врунгель со своим помощником Ломом преодолели все препятствия и трудности, и добрались до ларца с сокровищами.

Литература

В.Селиверстова. Игры в логопедической работе с детьми.- М.,1981.

С.Миронова. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. – М.,1991.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Приключение под Новый год» Средняя группа

Задачи:Продолжать учить детей соотносить цифру с количеством предметов. Закреплять навык счёта в пределах 5.Закреплять знания о геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник.Развивать мышление, в...

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Приключение в Королевстве красок»

Образовательная область «Художественное творчество», средний дошкольный возраст.  Автор: Заболотная Жанна Анатольевна, воспитатель МБДОУ д/с №21 "Аленький цветочек" город Саяногорск...

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Приключения в стране Стекляндии", авторы Заболотная Ж.А., Аникина Е.В., воспитатели МБДОУ д/с №21 "Аленький цветочек" город Саяногорск

Открытое занятие было проведено для педагогов города в рамках городского методического объединения "Познаём мир вместе". В образовательной деятельности прослеживается принцип интеграции.  Образов...

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Приключение Карлсона» в подготовительной к школе группе для детей с ОНР

Интеграция образовательных областей:-Коммуникация;- Познание;-Социализация;-Здоровье.Задачи:дифференцировать звуки [р-л]  в слогах, словах, фразах;упражнять в определении позиции звуков [р-л]...

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Приключение Семафора»

Цель  непосредственной образовательной деятельности:Ранняя профориентация дошкольников. Задачи: обобщить и систематизировать знания о железной дороге;закрепить с детьми названия железнодорож...