Конспект непосредственной образовательной деятельности "Морское приключение"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему
Конспект логопедического занятия для проведения в подготовительной логопедической группе по лексической теме "Транспорт", дифференциация звуков [Р-Л]. Цель занятия: закреплпение знания детей о водном транспорте.Задачи: развитие фонематического слуха, развитие пространственной ориентации, развитие навыков речевого общения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_vodnyy_transport.doc | 280.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «ЖУРВЛЁНОК» Г.НАДЫМА»
КОНСПЕКТ
НЕПОСРЕДСТВЕННОЙОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Морское приключение»
г.НАДЫМ. 2012 год
«Морское приключение»
Лексическая тема: Транспорт. Звуки и буквы Р – Л.
Цель: Дифференциация звуков [Р-Л]. Закрепления знания детей о водном транспорте.
Задачи:
Обучающая:
- закрепить знания о механизме образования дифференцируемых звуков изолировано, в слогах, словах, предложениях, тексте;
- закрепить кинестетические ощущения на данные артикуляционные уклады;
Развивающие:
- развивать навыки речевого общения;
- развивать навыки доброжелательного общения друг к другу;
- совершенствовать подвижность органов артикуляционного аппарата;
- развивать фонематический слух;
- развивать навыки звуко-буквенного анализа с использованием графических записей;
- развивать пространственную ориентацию;
Воспитательные:
- воспитывать интерес к занятию и умение слушать своих сверстников.
Коррекционные:
- сравнить, различить и правильно произносить звуки [Р-Л] на материале слов;
- преодолеть речевой негативизм.
Оборудование: карта путешествия, картинки водного транспорта, магниты, дидактическая игра “Помоги Врунгелю и Лому”, коробочка-ларец с конфетами, картинка Врунгель и помощник Лом, индивидуальные зеркала, карточки с изображением букв Р и Л, наборы для составления звуко-слоговых схем.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
Логопед: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычное занятие. К нам в гости пожаловал известный капитан Врунгель и его помощник Лом.
Он хочет позвать нас в опасное путешествие. Дело в том, что в кратере вулкана пираты спрятали сокровища и капитану Врунгелю и его помощнику необходима наша помощь,чтобы они смогли бы на своем водном транспорте добраться до сокровищ. Им нужна команда, так как с этими трудными испытаниями они сами не смогут справиться Согласны ли вы плыть вместе с ними?
Дети: Да.
Логопед: Нас ждут сложные испытания и только, справившись с ними, мы добудем сокровища. Вы готовы к испытаниям? Тогда в путь, а путешествовать нам поможет карта.
И начнем мы свое путешествие у истока р. Гимнастики на ПАРОХОДЕ. Выполняется артикуляционная гимнастика. (пароход крепится у истока р. Гимнастики).
Логопед: Итак, первое испытание: артикуляционная гимнастика.
II. Артикуляционная гимнастика.
1. “Индюк” | 4.“Автомат” |
Логопед: Что же это за моряки, у которых нет бескозырки? Надевайте бескозырки (выполняется упражнение на усовершенствование воздушной струи). Из салфетки делаются ленточки бескозырки. Не разрезанным концом аккуратно приклеиваются на кончик языка и выполняется упражнение для развития правильно направленной воздушной струи (дети дуют на кончик языка – ленточки бескозырки развеваются).
Логопед: Молодцы ребята с этим заданием вы справились и успешно переплыли реку, а сейчас мы с вами пересаживаемся на …ПАРУСНИК
III. Введение в тему.
Логопед: На паруснике мы будем плыть через Протоку Звуков, а вот каких звуков вы внимательно послушаете и назовете.
Логопед: Какой звук вы чаще всего слышите в произносимых предложениях?
- На горе Арарат пираты спрятали клад.
Дети: Звук [Р]
- Плывет лодка по волнам, по волнам.
Дети: Звук[Л]
Логопед: Как вы думаете, ребята, какие звуки мы будем учиться различать?
Дети: Звуки [ Р, Л]
Логопед: Правильно звуки [Р] и [Л].
Логопед: Ребята повторите звук [Р].
а) характеристика звука (губы, зубы, язык, воздушная струя, голосовые складки);
Логопед: Ребята повторите звук [Л].
а) характеристика звука (губы, зубы, язык, воздушная струя, голосовые складки);
б)нахождениесходства;
в) нахождение различий.
Молодцы и с этим заданием вы справились и без труда проплыли протоку и подплыли к озеру Перемен.
IV. Основная часть. (По мере выполнения детьми заданий, корабль продвигается по карте)
Логопед: Итак, мы у озера Перемен. По озеру мы будем плыть на ЛОДКЕ.
Лодка плывет, когда работают весла. Я буду грести одним веслом, и произносить слово со звуком [Л], а вы другим веслом и отвечать слово со звуком [Р].
1. Игра “Измени слово”.
Лак-рак - бал- дал- мил- пил- стал-
Логопед: Молодцы вы справились с этим трудным заданием и подплыли к берегу. Посмотрите, это берег не простой. На нем расположилась целая флотилия. Назовите мне, какой водный транспорт расположен на берегу?
(ПАРАХОД, ПАРУСНИК, ЛОДКА, ТЕПЛОХОД, ПОДВОДНАЯ ЛОДКА) Ребята, сейчас мы выйдем на берег и поможем разобраться Врунгелю и его помощнику Лому, где чей водный транспорт. Транспорт в названии которого есть звук [Р] – Врунгеля, транспорт со звуком [Л]– Лома.
2. Игра «Чей транспорт?» Дети сначала называют транспорт со звуком [Р], затем со звуком [Л].
Логопед: Молодцы, вы успешно справились с этим заданием, и мы можем плыть дальше.
Логопед: Ребята, а сейчас мы входим в очень сложный Пролив Неприятелей, как вы думаете на каком водном транспорте его можно проплыть, чтобы нас никто не заметил?
Дети: На ПОДВОДНОЙ ЛОДКЕ.
3. Игра «Назови слова-неприятели».
Врунгель старый – Лом молодой
Врунгель смелый – Лом трусливый
Лодка плывет медленно – катер быстро
Зимой на море холодно – летом жарко.
Логопед. Молодцы и Пролив Неприятелей вы смогли переплыть, а сейчас мы приплыли к острову физминутки
4. Остров Физминутки
Пересаживаемся с вами на теплоход.
От зеленого причала 2 шага вперед, руки опущены
Оттолкнулся теплоход
Раз – два
Он назад шагнул сначала 2 шага назад
А потом шагнул вперед 2 шага вперед
Он поплыл, поплыл по речке руки вытянуты вперед
Набирая полный ход. выполняются движения рукам, медленными шагами продвигаются вперед.
На ТЕПЛОХОДЕ мы с вами отправимся в залив Азбуки.
5. Залив Азбуки.
На доску выставляются карточки с надписью:
ВЕСЛО, ТРАП, КОРАБЛЬ, ПАЛУБА, ФЛАГ, ПАРУС, выставляются буквы [Р], [Л]. Детям необходимо стрелочкой соединить картинку с соответствующей буквой.
Логопед: Молодцы. Мы с вами добрались до пещеры сокровищ.
6. Пещера Сокровищ
Логопед: Двери в пещеру просто так не открываются. Необходимо приложить усилия и выполнить еще одно задание. Послушайте внимательно и скажите какие слова в этих предложениях звучат, похоже?
Если в лодке образовалась дыра нам необходимо два ведра.
Чтобы лодка поплыла нам необходимо два весла.
Логопед: А как сказать про один предмет: ведро – весло. Звуко-буквенный анализ слова ВЕДРО (назвать 1-й, последний звук; назовите гласные звуки; сколько слогов; назовите звуки по порядку; обозначьте фишками звуки).
V. Итог.
Логопед: Ребята, мы с успехом справились со всеми испытаниями, добрались до пещеры с сокровищами. Скажите, какие два звука мы с вами сегодня различали на занятии (повторяется характеристика звуков и анализируется артикуляция). Давайте посмотрим, что спрятано в ларце.
(Дети раскрывают ларец, находят там конфеты или другой сюрприз). Врунгель и Лом благодарит детей за помощь. Дети, попрощавшись, уходят в группу, чтобы угостить своих товарищей.
Домашнее задание:
Из текста необходимо выбрать слова со звуком Р, Л. В словах определить место этого звука. Со словами, которые больше всего вам понравились составить самостоятельно предложения.
ТЕКСТ:
Однажды капитан Врунгель в сундуке нашел старую карту. На ней была нарисована пещера сокровищ. Чтобы к ней добраться необходимо, проплыть на: корабле, катере, пароходе, лодке, подводной лодке и на паруснике. Врунгель со своим помощником Ломом преодолели все препятствия и трудности, и добрались до ларца с сокровищами.
Литература
В.Селиверстова. Игры в логопедической работе с детьми.- М.,1981.
С.Миронова. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. – М.,1991.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Приключение под Новый год» Средняя группа
Задачи:Продолжать учить детей соотносить цифру с количеством предметов. Закреплять навык счёта в пределах 5.Закреплять знания о геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник.Развивать мышление, в...
Конспект непосредственно образовательной деятельности "Приключения в стране Математики" для детей подготовительной группы
Увлекательное занятие, детям легко выполнять задания и интересно....
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Приключение в Королевстве красок»
Образовательная область «Художественное творчество», средний дошкольный возраст. Автор: Заболотная Жанна Анатольевна, воспитатель МБДОУ д/с №21 "Аленький цветочек" город Саяногорск...
Конспект непосредственно образовательной деятельности "Приключения в стране Стекляндии", авторы Заболотная Ж.А., Аникина Е.В., воспитатели МБДОУ д/с №21 "Аленький цветочек" город Саяногорск
Открытое занятие было проведено для педагогов города в рамках городского методического объединения "Познаём мир вместе". В образовательной деятельности прослеживается принцип интеграции. Образов...
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Приключение Карлсона» в подготовительной к школе группе для детей с ОНР
Интеграция образовательных областей:-Коммуникация;- Познание;-Социализация;-Здоровье.Задачи:дифференцировать звуки [р-л] в слогах, словах, фразах;упражнять в определении позиции звуков [р-л]...
Конспект непосредственной образовательной деятельности «Приключение Семафора»
Цель непосредственной образовательной деятельности:Ранняя профориентация дошкольников. Задачи: обобщить и систематизировать знания о железной дороге;закрепить с детьми названия железнодорож...