Конспект непосредственно образовательной деятельности "Зимние приключения"
план-конспект занятия (окружающий мир, средняя группа) на тему
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей средней группы "Зимние приключения" и презентация к данному конспекту.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_boldakova.doc | 56.5 КБ |
prezentatsiya.rar | 331.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
непосредственно образовательной деятельности для дошкольников
«Зимние приключения»
Разработан:
Старшим воспитателем
высшей квалификационной категории
МОУ детский сад №329
Краснооктябрьского района г. Волгограда
Болдаковой Татьяной Станиславовной
Волгоград-2013г.
Вид: интеллектуально-развивающее
Тип: комплексное
Образовательная область: познание
Тема: «Зимние приключения»
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, чтение художественной литературы, физическая культура, музыка, художественное творчество
Вид детской деятельности: познавательно - исследовательская
Возраст детей: средняя группа
Способ организации детей: подгруппа
Методы работы: игровые, наглядные, словесные, практические
Предварительная работа:
- наблюдение на прогулке на тему: «Какой снег?», «Птичьи следы на снегу»; - наблюдение за сезонными изменениями в природе;
- рассматривание картин «Зайцы в зимнем лесу», «Медвежья берлога»;
- чтение рассказов Е. Чарушина «Заяц», «Лиса», «Волк»;
- продуктивная деятельность.
Наглядный дидактический материал
- Демонстрационный материал: имитация зимнего леса (ели, деревья), медвежьей берлоги, игрушка зайца, самодельная кормушка, корзинка, морковка, баночка мёда, снежинка, «ковёр-самолет», ноутбук, проектор, слайды с пейзажами зимнего леса, аудиозапись музыки, голоса волка.
- Раздаточный материал: листы бумаги светло-голубого цвета, бумажные треугольники зеленого цвета для аппликации, краски гуашевые, кисти, банки с водой, салфетки.
Словарь новых слов: «Логово»
Образовательные задачи:
- закрепить знания детей о лесе, о характерных признаках зимы;
- обобщить представления об образе жизни лесных животных: медведя, зайца, волка в зимнее время года;
- закрепить умения рисовать елку гуашевыми красками, передавая её строение.
Развивающие задачи:
- развивать у детей интерес и наблюдательность, творческие способности;
- умение «читать» события по следам птиц.
Воспитательные задачи:
- воспитывать в детях личностно-значимые качества: доброту, бережное отношение к природе, желание помогать животным и птицам в трудное зимнее время.
Ход занятия
I Вводная часть
Дети с воспитателем входят в зал.
Воспитатель: «Ребята, послушайте стихотворение:
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложиться.
(И. Суриков «Зима») [2]
Воспитатель: «О каком времени года говорится в стихотворении? Правильно, о зиме. А вы любите путешествовать? (ответы детей) Сегодня мы с вами отправимся в сказочный зимний лес. Хотите? (ответы детей). Давайте для наших друзей – лесных зверей и птиц возьмем угощение. А добраться до сказочного леса нам поможет волшебный «ковёр-самолет» (Дети с воспитателем садятся на «ковёр-самолёт». Звучит музыка______) Как быстро летит наш ковер-самолет». (Музыка заканчивается).
II Основная часть.
Воспитатель: «А вот и зимний сказочный лес». (Дети с воспитателем заходят в «лес». На экране выведен слайд с изображением зимнего леса).
Воспитатель: «Посмотрите как красиво в зимнем лесу. Тихо, дышится легко. Воздух чистый, морозный. Вдохните аромат зимнего леса (Дети делают глубокий вдох). Как много снега (показ слайда). Люди сравнивают снег со скатертью, одеялом, покрывалом: «Скатерть бела весь мир одела» [2]. Ребята, посмотрите какая красивая снежинка залетела в наш сказочный лес. (Показывает снежинку). Давайте поиграем с ней.
Мы снежинку увидали
Со снежинкой поиграли
Снежинку будем передавать
И приметы зимы называть»
(Проводится игра «Расскажи снежинке». Дети передают друг другу снежинку и называют характерные признаки зимы: идет снег, холодно, мороз, сугробы, река замерзла, деревья голые, дни становятся короче, люди одели шубы).
Воспитатель: «Молодцы, ребята! Хорошо знаете приметы зимы. Пойдемте по зимнему лесу и узнаем кто в лесу живет и как зимует». (Проводится игра-путешествие «Кто в лесу живет и как зимует». Дети с воспитателем идут по залу. На пути им встречается импровизированная «берлога»).
Воспитатель: «Ребята, здесь чей-то дом, интересно, кто в нем живет? Отгадайте загадку.
Косолапые ноги,
Зиму спит в берлоге
Догадайся и ответь
Кто же это …(Медведь)» [1]
(Ответы детей)
Воспитатель:
- А почему медведь зимой спит? (Ответы детей: нет еды)
- А что любит есть медведь? (Ответы детей: ягоды, мед, рыбу)
- А где спит всю зиму медведь? (Ответы детей: в берлоге).
Воспитатель: «Правильно. В чаще леса, под упавшим деревом медведь устраивает себе берлогу. Посмотрите (показывает), бугор получается, потому что на медведя падает много снега. Всю зиму медведь из берлоги не выходит, спит, ничего не ест, как другие звери. Давайте не будем медведя будить, оставим ему баночку с медом. Когда он проснется весной, будет ему чем полакомиться» [4] (Дети с воспитателем идут дальше. Под елкой стоит игрушка-заяц).
Воспитатель: «А под ёлочкой кто-то сидит. Отгадайте, кто это.
Длинное ухо, комочек пуха
Прыгает ловко, грызет морковку»
(Заяц) [1]
(Воспитатель показывает игрушку зайца)
Воспитатель:
- Ребята, как вы думаете, спит заяц зимой или нет? (Ответы детей: нет)
- А что заяц любит есть? (Ответы детей: травку, морковку)
- Как готовится заяц к зиме? (Ответы детей: меняет серую шубку на белую)
- Почему зайца называют трусишкой? (Ответы детей: боится волка, лису)
Воспитатель: «Правильно, зимой зайчик не спит, а бегает по лесу. Голодно ему – нет зеленой травки, приходится кору с деревьев объедать. И норы у него нет. Спит прямо в снегу под кустом. Так и живет всю зиму. Давайте поможем зайчику и угостим его морковкой» [4] (Воспитатель ставит игрушку под елку, а дети кладут рядом морковку. Дети с воспитателем продолжат путешествие по лесу. Раздаётся вой волка (аудиозапись)).
Воспитатель:
- Чей голос звучит, что за лесной зверь кричит? (Ответы детей: волк)
- А как кричит волк? (Дети имитируют вой волка: «Уууу»)
- Ребята, а где живет в зимнем лесу волк? (Ответы детей: в норе) А по другому она называется «Логово». Давайте вместе скажем «Логово». (Дети называют слово).
- А почему звери боятся волка? (Ответы детей: волки зимой голодные, поэтому нападают на зверей)
Воспитатель: «Зимой волки живут в стае, чтобы было легче добывать пищу. Давайте тихонечко пойдем, чтобы волк нас не услышал». [4] (Дети с воспитателем идут по залу и выходят на «лесную полянку»).
Воспитатель: «В лесу стало холодно. А вы не замёрзли? Я предлагаю вам поиграть и выполнить игровые упражнения.
(Проводится физкультминутка)
Мы пришли в зимний лес Сколько в нем вокруг чудес | (дети шагают) |
Справа березка в шубе стоит Слева елка на нас глядит | (повороты туловища) |
Снежинки в небе кружатся И на землю тихо ложатся | (кружатся) (приседают) |
Пойдемте легко как лисята И как мишка косолапый | (дети имитируют движения зверей) |
И как заинька трусишка И как серый волк волчишка |
Воспитатель: «Посмотрите, как красиво на лесной опушке. (Проводится игра-наблюдение «Птичьи следы»)
- А чьи следы видны на снегу? (Ответы детей: птичьи)
- Если цепочка следов обрывается, то что это значит? (Ответы детей птица улетела)
- А если следов много? (Ответы детей: значит, птиц было много)
- Почему некоторые птицы улетают на юг? (Ответы детей: нет корма)
- Чем мы можем помочь птицам? (Ответы детей: развесить кормушки)
(Воспитатель достает из корзинки кормушку, дети насыпают в неё зерна и вешают на дерево)
Молодцы, ребята, помогли птицам».
Воспитатель: «Деревья в лесу стоят без листьев, все в снегу, есть только одно зеленое дерево. Отгадайте про него загадку.
Зимой и летом
Одним цветом
(Ель) [2]
И сегодня мы с вами будем рисовать ель» (Дети садятся за столы. Тихо звучит музыка П.И. Чайковский «Времена года». «Святки» Декабрь).
Воспитатель: «Давайте вспомним последовательность работы: берем бумажный треугольник зеленого цвета и приклеиваем его так, будто это елочка – макушкой (верхушкой) вверх. Далее на основе треугольника рисуем пышную елку с гибкими ветками: прямой ствол (коричневого или зеленого цвета) и по бокам ветки – вверху короткие, внизу длинные. А теперь покажем в воздухе направление ствола и веток». [3] (Дети показывают направление вместе с воспитателем и выполняют рисование с элементами аппликации в течении 5-ти минут. Воспитатель оказывает индивидуальную помощь. Из готовых работ создается коллективная композиция).
Воспитатель: «Сколько красивых елок выросло в зимнем лесу. А нам ребята пора возвращаться в наш детский сад, но для этого нужно сказать волшебные слова
Белые снежинки в лесу закружились,
А мы с вами в детском саду очутились».
III Заключительная часть.
Воспитатель: «Ребята, в каком лесу мы побывали? (Ответы детей: зимнем) А кто жил в этом лесу? (Ответы детей: медведь, заяц, волк). Это был сказочный лес. Но и в настоящем лесу холодно, всё покрыто снегом. Там тоже живут зайцы, медведи, волки. Детям одним ходить в лес нельзя. Давайте скажем лесу спасибо.
Ты расти на радость людям
Мы дружить с тобою будем.
Добрый лес, могучий лес,
Он полон сказок и чудес»
(Дети с воспитателем уходят в группу)
Список методической литературы
- Борисов В. «Загадки» «АСТ», «Астрель» 2007г.
- Гербова В.В. «Книга для чтения в детском саду и дома» Москва «Оникс» 2005г.
- Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в зимнем саду. Средняя группа» Москва «Карапуз», ТЦ «Сфера» 2009г.
- Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания в детском саду. Средняя группа» Москва «Просвещение» 2006г.
Подписи к слайдам:
Автор: Болдакова Татьяна Станиславовна
Непосредственно образовательной деятельностидля детей среднего дошкольного возраста по экологии«Зимние приключения»
Лесная тишь полна своих чудес.Ты перед сказкою стоишь,А сказка – это лес.Ты эту сказку сохрани:Не рви, не мни и не спугни.
Актуальность
Экологическое воспитание в современном мире приобретает первостепенное значение. Основная задача дошкольной педагогики – формирование у детей начал экологической культуры, осознанно правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы.
Современность
Непосредственно образовательная деятельность «Путешествие в зимний лес» соответствует Федеральным государственным требованиям:Обеспечивает единство образовательных, развивающих и воспитательных задач.Строится с учетом принципа интеграции образовательных областей.Основной формой работы с детьми дошкольного возраста является игра.
Модель организации непосредственно образовательной деятельности
Ребенок – субъект взаимодействия со взрослым.Основной мотив участия – наличие интереса у ребенка.
Используемые современные технологии
Технология экологического воспитания «Юный эколог» С.Н. Николаевой.Технология изобразительной деятельности «Цветные ладошки» И.А. Лыковой.Информационно-коммуникативные технологии.Игровые технологии.
Интеграция образовательных областей
ПознаниеЧтение художественной литературыКоммуникацияФизическая культураСоциализацияМузыкаХудожественное творчество
Интеграция видов детской деятельности
Познавательно-исследовательскаяВосприятие художественной литературыКоммуникативнаяДвигательнаяИгроваяМузыкально-художественная деятельностьПродуктивная
Формы работы с детьми
Дидактическая играИгра-экскурсияИгра-наблюдениеРешение проблемной ситуацииБеседаОтгадывание загадокМастерская по изготовлению продуктов детского творчестваПодвижные игровые упражненияРассматривание слайдов
Предварительная работа:
Наблюдение на прогулке на тему: «Какой снег?», «Птичьи следы на снегу»; Наблюдение за сезонными изменениями в природе;Рассматривание картин «Зайцы в зимнем лесу», «Медвежья берлога»;Чтение рассказов Е. Чарушина «Заяц», «Лиса», «Волк»;Продуктивная деятельность.
Педагогические задачи
Образовательные задачи: закрепить знания детей о лесе, о характерных признаках зимы;обобщить представления об образе жизни лесных животных: медведя, зайца, волка в зимнее время года;закрепить умения рисовать елку гуашевыми красками, передавая её строение.Развивающие задачи: развивать у детей интерес и наблюдательность, творческие способности;умение «читать» события по следам птиц. Воспитательные задачи:воспитывать в детях личностно-значимые качества: доброту, бережное отношение к природе, желание помогать животным и птицам в трудное зимнее время.
Этапы непосредственно образовательной деятельности
Вводная часть.Цели и задачи воспитателя: заинтересовать детей, создать положительную мотивацию.Цели для детей: настроиться на предстоящую деятельность.Методы организации работы воспитанников: словесный (чтение стихотворения, беседа), игровой (полёт на «ковре-самолёте»)
Основная часть.Цели и задачи воспитателя:Закрепить знания детей о характерных признаках зимы (Дидактическая игра «Расскажи снежинке»).Обобщить представления детей об образе жизни лесных животных: медведя, зайца, волка в зимнее время года; пополнить и активизировать словарный запас детей; воспитывать в детях доброту, желание помогать животным (Игра – путешествие «Кто в лесу живет и как зимует?»).Развивать у детей умение «читать» события по следам птиц; воспитывать в детях желание помогать птицам в трудное зимнее время (Игра «Птичьи следы»).Закрепить умение рисовать ёлку гуашевыми красками, передавая её строение; развивать творческие способности детей.
Цели для детей: Правильно назвать приметы зимы (Дидактическая игра «Расскажи снежинке»).Отгадать загадки и рассказать о жизни лесных животных: медведя, зайца, волка в зимнее время года; запомнить новое слово (Логово); определить на слух чей голос звучит, имитировать вой волка (Игра – путешествие «Кто в лесу живет и как зимует?»).Быть наблюдательными и уметь «читать» события по следам птиц (Игра «Птичьи следы»).Нарисовать ёлку гуашевыми красками, передав её строение.Методы организации работы воспитанников: словесный (отгадывание загадок, беседа, прослушивание фонограммы, имитация воя волка), игровой (дидактическая игра, игра-путешествие, игра-наблюдение), наглядный (просмотр слайдов)
Заключительная часть.Цели и задачи воспитателя: оценить усвоили ли дети материал, вызвать у них положительные эмоции от проделанной работы.Цели для детей: правильно отвечать на вопросы педагога.Методы организации работы воспитанников: словесный (чтение стихотворения, беседа).
Результаты детей
Имеют представления о характерных признаках зимы, о жизни лесных зверей в зимнее время.Проявляют положительное отношение к природе.Охотно откликаются на предложение взрослого помочь животным, птицам.Владеют техникой рисования елки гуашевыми красками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Приключение под Новый год» Средняя группа
Задачи:Продолжать учить детей соотносить цифру с количеством предметов. Закреплять навык счёта в пределах 5.Закреплять знания о геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник.Развивать мышление, в...
Конспект непосредственно образовательной деятельности "Приключения в стране Математики" для детей подготовительной группы
Увлекательное занятие, детям легко выполнять задания и интересно....
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Приключение в Королевстве красок»
Образовательная область «Художественное творчество», средний дошкольный возраст. Автор: Заболотная Жанна Анатольевна, воспитатель МБДОУ д/с №21 "Аленький цветочек" город Саяногорск...
Конспект непосредственно образовательной деятельности "Приключения в стране Стекляндии", авторы Заболотная Ж.А., Аникина Е.В., воспитатели МБДОУ д/с №21 "Аленький цветочек" город Саяногорск
Открытое занятие было проведено для педагогов города в рамках городского методического объединения "Познаём мир вместе". В образовательной деятельности прослеживается принцип интеграции. Образов...
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Приключение Карлсона» в подготовительной к школе группе для детей с ОНР
Интеграция образовательных областей:-Коммуникация;- Познание;-Социализация;-Здоровье.Задачи:дифференцировать звуки [р-л] в слогах, словах, фразах;упражнять в определении позиции звуков [р-л]...
Конспект непосредственной образовательной деятельности «Приключение Семафора»
Цель непосредственной образовательной деятельности:Ранняя профориентация дошкольников. Задачи: обобщить и систематизировать знания о железной дороге;закрепить с детьми названия железнодорож...