План-конспект непосредственно образовательной деятельности с ЭОР «Муравьишки» с детьми в подготовительной к школе группе
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

подходит для работы педагогов ДОУ главным образом в ОО "Познавательное развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Художественно-эстетическое развитие" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_starshaya_s_ikt.docx25.21 КБ

Предварительный просмотр:

Ивлева Ольга Викторовна

МБДОУ «Детский сад № 138» г.о. Самара

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с ЭОР

 «Муравьишки»

с детьми в подготовительной к школе группе

Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»

Цель:

формирование представлений детей о муравьях, об особенностях их внешнего вида, значении в жизни леса

Задачи:

Познавательное развитие:

- развивать любознательность и познавательную мотивацию детей в процессе бесед;

- развивать проблемное мышление детей посредством дидактических игр и игровых упражнений;

- способствовать обогащению целостной картины мира у детей посредством ознакомления с познавательными материалами по теме «Жизнь муравьев»;

- способствовать развитию творческой активности детей посредством изобразительной;

- закреплять знания детей о характерных признаках предметов посредством отгадывания загадок;

- совершенствовать умение измерять длину предмета с помощью условной мерки, навыки ориентировки в пространстве вокруг себя, умение слушать инструкцию;

Речевое развитие

- обогащать активный словарный запас посредством дидактических игр;

- развивать навык детей в составлении сложных предложений (сложноподчиненных) в процессе аргументирования идеи;

- развивать навык детей согласования прилагательных с существительными в роде и числе посредством проведения дискуссии;

- расширять и активизировать словарь детей по теме (насекомые, усики - антенны, брюшко колония, муравейник);

- закреплять умение детей слушать и отгадывать загадки;

Социально-коммуникативное развитие:

- способствовать становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий в процессе командной, парной и индивидуальной работы;

- развивать навыки совместной деятельности детей в команде посредством командных д/и и опытов;

- развивать интерес и любовь к природе, бережное, заботливое отношение к ней

Художественно-эстетическое развитие:

- способствовать становлению эстетического восприятия окружающего мира в процессе ознакомления с видеоматериалами, иллюстрациями;

- создавать условия для реализации индивидуальных творческих замыслов детей;

- совершенствовать навыки подбора цвета, закрашивания внутри контура;

Методы и приемы: 

по способам передачи и получения информации:

- Практические: дидактическая игра, рисование, наблюдение.    

- Наглядные: демонстрация картин, иллюстраций, показ видеоматериалов.

- Словесные: беседа, дискуссия, загадывание загадок, ответы на вопросы, аргументация вывода

Материалы и оборудование:

Видеопроектор, ЭОР (видео и картинки) «Муравей и бабочка», «Муравейник и дупло», «Дорожки в лесу тропинка, дорога асфальтированная в городе, проселочная грунтовая дорога», «Нес однажды муравей», «Жизнь муравьев», «Карта-план с заданиями», небольшая коробочка со строительным материалом для муравейника, набор картинок «Насекомые», картинки «дорожки», кусочки ниток по 3 см длинной, шнурки. Листы бумаги, пуговицы - условные мерки, раскраски «Из жизни муравьев», цветные карандаши.

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

  1. Игровая

Игра «Дружная»

Цель: формирование положительного эмоционального и психического состояния детей, формирование интереса сюрпризным моментом

Д/и «Найди отличия»

Цель: закрепление умения сравнивать предметы, находить сходства и отличия, развитие внимания, памяти, логического мышления, развитие навыков монологической речи, познавательной мотивации, проблемного мышления 

Д/и «Пройди по маршруту муравьишки»

Цель: формирование проблемного мышления, развитие навыков воображения

  1. Коммуникативная

Беседа «Что объединяет эти предметы»

Цель: развитие навыков связной монологической речи, актуализация и закрепление знания о муравьях и их жизнедеятельности, закрепление умения детей делать выводы

Беседа «Беседа «Жизнь муравьев. Мои наблюдения»

Цель: формирование основных понятий о жизни муравьев, обогащение активного словаря, развитие навыков рассуждения и умозаключения

Беседа «Ориентировка по карте и плану»

Цель: формирование представлений детей о плане-карте, закрепление навыков простейшего ориентирования на местности по карте.

Беседа «Обсуждаем сказку»

Цель: развитие навыков монологической и диалогической речи

Беседа итоговая

Цель: закрепление представлений об окружающем мире, об их свойствах, навыков связной монологической речи, создание условий для благоприятного психологического состояния детей

  1. Познавательно-исследовательская

Игровое упражнение «Измерь дорожку»

Цель: закрепление умения сравнивать предметы, находить сходства и отличия, развитие умения измерять длину предметов с помощью подручных средств и других предметов

Рассматривание картин, иллюстраций, видеоматериалов

Цель: способствование становлению эстетического восприятия окружающего мира 

  1. Самообслуживание и элементарный бытовой труд

Проведение изо деятельности под руководством педагога

Цель: уборка рабочего места после проведения опытов

  1. Изобразительная

Изодеятельность

Цель: создание условий для реализации индивидуальных творческих замыслов

  1. Двигательная

Физминутка «Нес однажды муравей»

Цель: формирование навыков повторения движений под музыку

Логика образовательной деятельности

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

Игра «Дружная»

Педагог предлагает детям встать в круг и порадовать друг друга хорошим настроением, подарить улыбку.

Воспитатель показывает детям небольшую коробочку, открывает ее и показывает содержимое детям. 

Воспитанники улыбаются друг другу, держась за руки Дети рассматривают коробочку и её содержимое: хвойные иголки, сухие травинки и листочки, берёзовые серёжки.

Сформировано положительное эмоциональное и психическое состояние детей, сформирован интерес сюрпризным моментом

Педагог беседует с детьми на тему «Что объединяет эти предметы».

Примерные вопросы:

1. Как назвать все эти предметы одним словом?

2. Кому из жителей леса может пригодится все это сразу?

3. Какие лесные жители строят свое жилище из этих предметов?

Воспитанники слушают и отвечают на вопросы педагога. Делают умозаключения, выдвигают гипотезы и совместно с педагогом делают выводы

Развиты навыков связной монологической речи, актуализированы и закреплены знания о муравьях и их жизнедеятельности, закрепляется умение детей делать выводы

Слайды 1,2,3 (Муравей и бабочка, муравейник и дупло)

Воспитатель загадывает загадку о муравье и просит детей е разгадать.

Педагог предлагает детям рассмотреть картинки на экране про муравья и его жилище.

Дидактическая игра «Найди отличие»

Педагог предлагает детям разделиться на 2 команды – мальчиков и девочек и предлагает рассмотреть слайды и рассказать командам о том, какие они видят отличия на экране по своей картинке. 

Дети рассматривают изображения, сравнивают их, высказываются об их строении, цвете, форме и других отличительных моментах.

Закреплено умение сравнивать предметы, находить сходства и отличия. Развиты внимание, память, логическое мышление.

Развиты навыки монологической речи, познавательной мотивации, проблемного мышления, обогащен активный словарь по теме «Насекомые и лес», сформирована готовность детей к совместной деятельности в команде.

Слайд (видео 1,2,3) «Дорожки в лесу тропинка, дорога асфальтированная в городе, проселочная грунтовая дорога»

Игровое упражнение «Измерь дорожку»

Педагог предлагает рассмотреть слайды и высказать предположения о том, как и с помощью чего можно измерить длину дорожки.

Педагог предлагает каждому воспитаннику взять изображение дорожки на листе и нужный из приготовленных предмет (шнурок, кусок нитки, пуговица, карандаш, лист бумаги), и измерить длину своей дорожки.

Воспитанники рассматривают изображение, называя качества каждого. Воспитанники выясняют как можно измерить расстояние и измеряют длину индивидуальной дорожки. Обмениваются в парах дорожками и проверяют правильность полученных результатов.

Развиты предпосылки к пониманию мира, сформированы представления о качествах и свойствах дороги, Закреплено умение сравнивать предметы, находить сходства и отличия, измерения длины предмета с помощью подручных средств. Развиты внимание, память, логическое мышление.

Развиты навыки монологической речи, познавательной мотивации, проблемного мышления

Слайд (видео) «Нес однажды муравей»

Физкультминутка «Нёс однажды муравей…»

Педагог предлагает повторять движения за детьми на видео

Дети просматривают видео на экране и выполняют движения вслед за детьми на экране

Сформированы навыки повторения движений под музыку

Слайды (видео) «Жизнь муравьев»

Педагог предлагает детям рассмотреть видеоряд, прокомментировать его по желанию и рассказать о своих наблюдениях за повадками и жизнью насекомых.

Беседа «Жизнь муравьев. Мои наблюдения»

1. Где мы можем увидеть муравьев?

2. Что обычно делают эти насекомые, когда мы их видим?

3. Почему муравьев называют маленькими трудяжками?

Дети просматривают видеоряд, комментируют, рассказывают пожеланию свои наблюдения за муравьями. Отвечают на вопросы педагога

Сформированы основные понятия о жизни муравьев, обогащен активный словарь, развиты навыки рассуждения и умозаключения

Слайд «Карта-план с заданиями»

Педагог предлагает детям беседу «Ориентировка по карте и плану»

1. Что такое план местности?

2. Что такое карта?

3.Как правильно дойти по карте или плану с одного места в другое?

Игровое упражнение «Пройди по маршруту муравьишки»

Предлагает найти спрятанный подарок от муравьишки, но для этого нужно «перенести» предметы по местам, как бы это сделал муравьишка. Предлагает детям рассмотреть план-задание, найти по плану поэтапно карточки с изображением предметов и разложить их по местам. Затем с проверяется правильность ответа с помощью открытия слайда. Педагог предлагает одному из воспитанников с переключить слайд с помощью компьютера. 

Дети отвечают на вопросы педагога. Воспитанники рассматривают план-карту с заданиями, сверяют план с игровым помещением, разыскивают карточку за карточкой, отмеряя шагами нужное расстояние. Переносят карточки по своим местам, выполняя все задания. В итоге дети находят письмо от муравьишки.

Сформированы представления детей о плане-карте, закреплены навыки простейшего ориентирования на местности по карте. Сформировано проблемное мышление, развиты навыки воображения, элементарных манипуляций с компьютером

Педагог читает письмо от муравьишки и передает детям книгу со сказкой А. Теллер «Сказка про маленького муравья». Педагог предлагает детям послушать часть сказки, и ответить на вопросы. Беседа «Обсуждаем сказку»:

«Зачем торопился муравей?», «О чем он задумался?», «От чего стало темно?», «В чем сила муравья?»

Дети слушают сказку, отвечают на вопросы педагога

Развиты навыки слушания, проблемного мышления, активизирован словарь, развиты навыки монологической и диалогической речи

Педагог предлагает детям картинки – раскраски с изображениями муравья. 

Дети рассматривают картинки - раскраски, рассказывают какие цвета они могут использовать, чтобы раскрасить муравьёв и их домики, приступают к работе, раскрашивая муравья и дорисовывая его «обстановку».

Развиты навыки воображения,

совершенствуются навыки подбора цвета, закрашивания внутри контура.

Созданы условия для реализации индивидуальных творческих замыслов

Педагог проводит итоговую беседу.

Примерные вопросы:

1. Вам понравилось знакомство с муравьишкой?

2. Что вам показалось сложным?

3. Как вы оценили свои ответы в беседах?

Дети отвечают на вопросы, вспоминают игры, называют жилище муравьев, делятся впечатлениями о прошедшем.

Закреплены представления об окружающем мире, об их свойствах, навыки связной монологической речи, созданы условия для благоприятного психологического состояния детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности. Тема: «Путешествие по родному городу» в подготовительной к школе группы

Обобщить и систематизировать знания детей о родном городе и   истории его возникновения;   воспитывать любовь к родному городу , нравственно-патриотические чувства к своей малой родине....

План - конспект открытой непосредственно - образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми I младшей группы Тема: «Научим Нюшу одеваться на прогулку»

Предлагаю Вам конспект по познавательному развитию, который помогает формировать начальные представления о здоровом образе жизни у детей раннего возраста. Для поддержания интереса у детей к занятию бы...

План-конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию вокальных навыков с воспитанниками подготовительной к школе группы на тему: «Путешествие в сказочный лес»

Пение по праву считается первичным из всех видов музыкального исполнительства, одним из первых проявлений музыкальности ребёнка.Пение - путь к здоровью. Развитие вокально-певческих навыков у детей дош...