"Животные жарких стран"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Тема: « Животные жарких стран ».
Цель: Систематизировать знания детей о животных жарких стран.
Задачи:
- Формировать представления о приспособленности животных к среде их обитания.
- Познакомить детей с « техникой» проведения исследования.
- Учить детей собирать доступную информацию и уметь обрабатывать ее.
- Развивать сообразительность, находчивость, мышление, речь.
- Воспитывать у детей организованность при смене деятельности.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, загадывание загадок о животных жарких стран; дидактическая игра « Узнай животное по описанию».
Оборудование: карточки с темами будущих исследований, карточки с методами исследований, папки-исследователя, много маленьких листочков бумаги, карандаши и фломастеры, книги про животных, детские энциклопедии, компьютер, телевизор, диск с документальным фильмом о животных жарких стран, настольная лампа, кусочек меха, зеркальце для проведения эксперимента; академические головные уборы и мантии.
Ход:
Дети сидят по кругу на ковре. Карточки с темами будущих исследований выложены на ковре в центре круга, образованного детьми.
Воспитатель: Ребята, перед вами лежат карточки с темами исследований, и сегодня мы будем учиться проводить самостоятельные исследования так же, как это делают взрослые ученые. Нам необходимо выбрать двух активных исследователей, которые в конце занятия смогут сделать доклад о теме нашего исследования.
Выбор темы.
После короткого обсуждения, направляемого воспитателем, дети выбирают тему исследования « Верблюд. Проживание его в пустыне».
Воспитатель: Ребята, ваша задача - получить как можно больше новых сведений о приспособленности верблюдов жить в пустынях, в условиях непригодных для жизни других животных и сделать доклад.
Для того чтобы выполнить эту работу, надо исследовать все, что можно, собрать всю доступную информацию.
Выбор методов исследования.
- Где мы можем найти ответы на наши вопросы? (дети отвечают: найти в компьютере; прочитать в книге; спросить у мамы или папы, или у старшего брата; понаблюдать).
Воспитатель: Ребята, а я предлагаю сначала подумать самим, что мы знаем о верблюде.
Как только дети с этим согласились, кладем на первое место карточку с символом « подумать самостоятельно». Затем дети предлагают найти нужную информацию в книгах. Ставим на второе место карточку с символом « посмотреть в книгах». Маша предложила спросить у мамы, т.к. ее мама работает в нашем детском саду - экологом и много знает о животных.
Все дети с этим согласились и поставили карточку с символом « спросить у специалиста».
Дети предложили найти нужную информацию в интернете, посмотреть в компьютере. Поставили карточку с символом « обратиться к компьютеру». Затем поставили карточки с символами « провести эксперимент» и « понаблюдать». Итак, план проведения исследования составлен. Наши исследователи и их помощники готовы к поиску.
Сбор материала.
Мы начинаем действовать по намеченному плану. Всю собранную информацию мы будем зарисовывать карандашом или фломастером на маленьких листочках бумаги (рисовать значки или символы).
Первый из выделенных нами методов - « подумать самостоятельно».
Дети рассказывают про верблюдов, что они могут долго обходиться без воды в пустынях. Питаются колючками. Человек приручил верблюдов, они сейчас живут рядом с домом человека и помогают ему перевозить грузы через пустыню. Верблюдов называют кораблем пустыни. Верблюд – трудяга. Трудится на жаре, где нет воды .
Второй метод « прочитать в книге».
Отыскав в нашей детской библиотеке книги о животных, дети нашли информацию о том, что верблюды бывают двух видов: одно и двугорбые. Родина двугорбого верблюда – Азия. Его можно обнаружить в самых отдаленных уголках кустарниковых пустынь Монголии. Верблюд – незаменимый помощник человека: он перевозит грузы, дает вкусное питательное молоко и теплую шерсть. Он трудолюбив и очень неприхотлив: подолгу может не есть и не пить. Верблюды очень выносливы, стойко переносят жару и холод и абсолютно не требовательны к еде. Кусты колючего кустарника для верблюда большое лакомство. Запас питательных веществ – жир - хранит в своих горбах, так же как и дромадер. Одногорбый верблюд (дромадер) – домашнее животное: с древних времен он живет рядом с человеком, в дикой природе больше не встречается. Питается скудной пустынной растительностью : сухой травой и колючками. Без воды он может обходиться несколько недель. Как такое возможно? Секрет верблюда в том, что он накапливает запас питательных веществ - жир – в своем горбе и при необходимости постепенно расходует его. Верблюд – незаменимое « пустынное» транспортное средство.
Физкультминутка.
Поедем дальше и мы на « кораблях пустыни» ( имитация поездки на верблюдах).
Жил да был один верблюд, ( идем друг за другом высоко поднимая колени)
Не любил он разных блюд,
Ел в пустыне лишь колючку, ( наклонились, присели)
Все же вырос он могучим ! ( встали, руки вверх)
Нес с собою два горба-
В них и пища, и вода.
Шел неторопливо, плавно,
Он в пустыне самый главный. ( идем друг за другом с высоким подниманием колен)
Следующий метод « спросить у специалиста»
Ксения предложила позвонить ее бабушке и спросить про верблюдов новую информацию, рассказав уже имеющуюся. Таким образом, дети выяснили, что у верблюдов широкие двупалые ступни приспособлены для передвижения по раскаленным сыпучим пескам и мелким камням.
Воспитатель: Ребята, я знаю, что длинные мохнатые ресницы защищают большие глаза верблюдов от песка, а ноздри – щелочки при необходимости могут закрываться. Влага, при дыхании выделяемая из ноздрей, собирается в особой складке и попадает в рот. Верблюды , поэтому подолгу могут обходиться без воды.
Метод «эксперимент»
Воспитатель предлагает детям провести эксперимент « Определение проживания верблюдов в пустыне, неделями обходясь без воды».
Цель: показать, почему верблюды могут жить в пустыне, неделями обходясь без воды.
Материалы: зеркальце.
Процесс: подышите на зеркало.
Итоги: зеркало затуманивается, так как на нем оседают мельчайшие капельки влаги.
Почему? Воздух, вдыхаемый человеком, так же , как и другими живыми существами, содержит водяной пар. Часть этой воды выходит наружу , а часть задерживается в носу. Но носовой канал у человека относительно короткий и прямой. У верблюда же этот канал длинный и извилистый. Благодаря этому значительная часть водяных паров задерживается в носу у верблюда, а не выходит наружу. Это помогает ему дольше обходиться без питья, так как он меньше теряет воды через дыхание.
Используя метод « посмотреть в интернете» дети выяснили, что верблюды хорошо плавают, несмотря на то, что большинство из них никогда не видели ни одного водоема. Выживают без воды до двух недель, без пищи – до месяца. В районах Австралии можно увидеть одичавших одногорбых верблюдов, которых туда завезли ранее.
Метод « понаблюдать» заменили на метод « посмотреть по телевизору».
Итак, посмотрев небольшой документальный фильм о животных жарких стран, дети узнали, что у верблюдов густой мех защищает их от дневного зноя и ночного холода. Почему же не жарко им в пустыне? Проиллюстрировать это можно следующим образом. На стол ставится зажженная лампа, и детей просят поднести руку поближе к ней. Что надо сделать, чтобы, не убирая руки, не чувствовать жара? Надо чем - то защитить руку, поставить между жаркой лампой и рукой экран, например, кусок меха. Верблюжья шерсть – золотое руно. Из шерсти делают верблюжьи одеяла; одежду для космонавтов , моряков дальнего плавания, для летчиков и водолазов, полярников и путешественников.
Всю собранную информацию дети фиксировали на листочках. Теперь собранные сведения надо проанализировать и обобщить.
Обобщение полученных данных.
Раскладываем наши записи и пиктограммы так, чтобы все их видели. Начинаем смотреть и рассуждать: что интересного мы узнали? Что нового мы можем рассказать о верблюдах. Воспитатель помогает исследователям обобщать полученные данные, предлагает разложить пиктограммы в определенной последовательности. Слева, на первом месте кладем пиктограмму с самой важной информацией, затем то , что на втором месте, на третьем месте…
Затем дети, опираясь на собранный материал, делают доклад.
На исследователей надеваем академические головные уборы и мантии . Выбранные нами в начале занятия два добровольца- исследователя по очереди, дополняя друг друга, поглядывая в записи-пиктограммы, опираясь на собранный материал, делают доклад.
После завершения доклада проводится обсуждение. Слушатели задают вопросы.
Итог занятия. Как вы думаете, чей вопрос к исследователям был самый интересный? А какой вопрос понравился вам больше всего? Кто из исследователей был сегодня самым активным, как вы считаете? Что нового и интересного узнали вы сегодня? Какая информация удивила вас? (ответы детей). Молодцы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговое занятие по проекту «Путешествие по карте», включающему л\т «Животные наших лесов», «Животные Севера», «Животные жарких стран»
Итоговое мероприятие по проекту «Путешествие по карте», включающему л\т «Животные наших лесов», «Животные Севера», «Животные жарких стран»...
Конспект НОД по развитию логического мышления детей старшей группы. Тема : « Животные: домашние, дикие, животные жарких стран».2014 г.
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по развитию логического мышления детей старшей группы.Тема : « Животные: домашние, дикие, животные жарких стран»...
Тема недели: Зоопарк. Животные жарких стран. Животные Севера.
Лексические игры и упражнения для развития и активизации словаря....
Календарный план по лексической теме"Животные нашего края, зимующие птицы и животные жарких стран" для детей от 5 до 6 лет группа "Золотой ключик" .
Календарный план разработан с учетом возрастных особенностей детей от 5 до 6 лет, а так предусматривает учет индивидуального маршрута с каждым ребенком....
Тема: ЗООПАРК (обобщающее занятие по темам: домашние и дикие животные, животные жарких стран).
Представлен конспект занятия в средней группе по развитию связной речи. Данное занятие знакомит с методами и формами работы с детьми с ОВЗ....
Календарно-тематическое планирование в средней группе "Дикие животные жарких стран и их детёныши, где живут, чем питаются, как передвигаются, как приспосабливаются к жаркому климату"
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ АПРЕЛЬ 2020Тема III недели: Дикие животные жарких стран и их детёныши, где живут, чем питаются, как передвигаются, как приспосабливаются к жаркому...
Конспект ООД с детьми 6-7 лет «Комфортная температура воды в жизни животных» (Лексическая тема: «Животные севера», «Животные жарких стран»)
Целью образовательной деятельности на тему «Комфортная температура воды в жизни животных» является формирование представлений о том, какая температура воды является комфортной для животных...